Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика

title>Решение Арбитражного суда РК от 20.04.2009 по делу № А29-1143/2009 <В удовлетворении исковых требований о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования отказано, так как общество не предприняло мер по обеспечению эффективной работы очистных сооружений, удалению нефтепродуктов из ливневых сточных вод перед сбросом их в водный объект, вследствие чего было допущено загрязнение водного объекта нефтепродуктами.>


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 апреля 2009 г. по делу № А29-1143/2009

(извлечение)

20 апреля 2009 года
(дата объявления резолютивной части решения
и изготовления решения в полном объеме)
Судья Арбитражного суда Республики Коми,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Эверест"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми
о признании недействительным предписания № 05-08/41 от 18 ноября 2008 года
при участии:
от заявителя: И., К. - по доверенности от 05.03.2009 г.;
от ответчика: П. - по доверенности от 29.12.2008 г., Ш. - по доверенности от 29.12.2008 г. (после перерыва - не явилась);

установил:

ООО "Эверест" обратилось с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми № 05-08/41 об устранении выявленных в результате проверки нарушений условий использования водного объекта от 18 ноября 2008 года.
Общество, считая предписание незаконным, указывает на то, что требования Управления Росприроднадзора по Республике Коми, изложенные в нем, не могут быть выполнены по причине неосуществления ООО "Эверест" какой-либо деятельности, в том числе связанной с нефтепродуктами; все объекты заморожены, обесточены, сети производственно-дождевой канализации законсервированы, а остальная часть сетей демонтирована ООО "Лукойл-Севернефтепродукт". Также, по мнению Общества, ответчиком не зафиксирован факт сброса сточных вод в р. Вычегда ООО "Эверест".
Ответчик просит в удовлетворении заявления отказать, указав на то, что в ходе проверки факт загрязнения водного объекта р. Вычегда нефтепродуктами с ливневыми сточными водами через трубопровод выпуска с очистных сооружений, находящихся в собственности ООО "Эверест", установлен и подтверждается материалами проверки, в связи с чем вынесение предписания об устранении Обществом выявленных нарушений требований водного законодательства является законным и обоснованным, принятым в пределах полномочий, предоставленных Управлению Роспотребнадзора по Республике Коми.
14.04.2009 г. в судебном заседании объявлялся перерыв до 20.04.2009 г.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Как следует из материалов дела, 14.11.2008 г. на р. Вычегда обнаружена пленка нефтепродуктов в районе деревни Малая Слуда (365 км от устья).
По указанному факту проведено внеплановое мероприятие при участии Сыктывдинского комитета по охране окружающей среды Минприроды РК, Комитета по делам ГО и ЧС РК поступление нефтепродуктов в р. Вычегда и загрязнение водного объекта произошло с территории Сыктывкарской нефтебазы, результат которого зафиксирован в акте от 14.11.2008 г.
17.11.2008 г. должностными лицами Управления Росприроднадзора по Республике Коми с участием сотрудников Сыктывкарского комитета по охране окружающей среды Минприроды Республики Коми была проведена внеплановая проверка ООО "Эверест" по вопросу соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды при эксплуатации объектов Сыктывкарской нефтебазы.
В ходе проверки ответчиком было установлено, что здания и сооружения верхней площадки нефтебазы по Ухтинскому шоссе эксплуатирует ООО "ЛУКОЙЛ-Севернефтепродукт". Резервуарный парк нижней площадки Сыктывкарской нефтебазы демонтирован. Территория рекультивирована. Проект "Ликвидация нижней площадки Сыктывкарской нефтебазы. Рекультивация нарушенных земель 261-2006РЗ" разработан ООО "НПП Пирамида". Система канализации хозяйственно-бытовых стоков Сыктывкарской нефтебазы законсервирована (акт от 19.07.2005 г.). Система производственной канализации от верхней площадки демонтирована (акт приемки выполненных работ февраль 2008 г.).
Согласно договору № СНП-061610001 от 07.04.2006 г. с ООО "Эверест" купли-продажи недвижимого имущества по адресу: город Сыктывкар, Ухтинское шоссе, 6, Северный промузел, с регистрацией права собственности от 09.01.2007 г. объекты недвижимости нижней площадки Сыктывкарской нефтебазы находятся в собственности ООО "Эверест" в соответствии с приложениями № 1, № 2 к договору. В перечень переданных в собственность ООО "Эверест" объектов включены: здание хлораторной, сети фекальной и производственной канализации, комплекс очистных сооружений (литер Ф), согласно приложению № 2 - нефтеловушка, пруды отстоя, песчаный фильтр.
До передачи имущества с комплексом очистных сооружений право пользования водным объектом было оформлено ООО "ЛУКОЙЛ-Севернефтепродукт" лицензией на водопользование СЫК 00416. Согласно ежегодным мероприятиям ООО "ЛУКОЙЛ-Севернефтепродукт" провело зачистку нефтеловушки ручным способом (акт на выполненную зачистку от 21.10.2005 г.).
Также в ходе проверки установлено, что производственная территория с объектами, эксплуатируемыми ООО "Эверест", оборудована системой ливневой канализации, которая подключена к очистным сооружениям. Производственные и ливневые сточные воды проходят очистку на локальных очистных сооружениях в составе: нефтеловушка, пруды-отстойники, песчаный фильтр, трубопровод выпуска с последующим сбросом очищенных сточных вод в водный объект р. Вычегда. Производственный контроль за качеством сбрасываемых стоков в водный объект не осуществляется с момента передачи имущественного комплекса ООО "Эверест". Пользование водным объектом р. Вычегда для сброса ливневых стоков осуществляется без разрешительных документов.
При осмотре территории Сыктывкарской нефтебазы, комплекса очистных сооружений выявлено, что поступление нефтепродуктов в водный объект река Вычегда стало возможным через трубопровод выпуска сточных вод в результате нарушения правил эксплуатации очистных сооружений в части отсутствия удаления нефтепродуктов из нефтеловушки и снижения эффекта очистки по нефтепродуктам: нефтепродукты из нефтеловушки поступили в пруды отстойники, далее через песчано-гравийный фильтр и по системе отводящих трубопроводов в водный объект р. Вычегда через береговой выпуск.
На момент проверки нефтеловушка заполнена нефтесодержащими сточными водами, на поверхности визуально определяется сплошная пленка нефтепродуктов темного цвета. Левый пруд-отстойник заполнен нефтесодержащими стоками, слой всплывших нефтепродуктов от 0,5 до 1 см маслянистой консистенции бурого цвета. Правый пруд отстойник опорожнен, на поверхности визуально определяется пленка серого цвета. Колодец после песчано-гравийного фильтра КК-20 заполнен до уровня отводящего трубопровода сточными водами со следами нефтепродуктов в виде серой пленки. Выпуск последнего колодца системы выпуска затомпонирован (установлена деревянная временная заглушка).
При визуальном осмотре территории нижней площадки Сыктывкарской нефтебазы, р. Вычегда установлено, что на водной поверхности р. Вычегда у берега в месте выпуска сточных вод наблюдается незначительное истечение нефтесодержащих сточных вод, ниже по течению на водной поверхности р. Вычегда пленка нефтепродуктов не наблюдается, на трубопроводе выпуска в последнем колодце установлена деревянная временная заглушка от 15.11.2008 г. в 11 часов, в прибрежной полосе и водоохранной зоне реки Вычегда других источников загрязнения водного объекта не выявлено. План мероприятий по ликвидации последствий аварийного нефтеразлива отсутствует, производственный лабораторный контроль ООО "Эверест" за качеством сбрасываемых сточных вод, водным объектом р. Вычегда не организован.
По результатам количественного химического анализа (КХА) природных вод ГУ "Коми ЦГСМ" (протокол КХА от 17.11.2008 с датой отбора проб от 14.11.2008) на содержание нефтепродуктов в реке Вычегда: в 12-40 час в районе д. Зеленец (385 км от устья) в 7 км ниже нефтебазы - 0,6 мг/л, в районе п. Малая Слуда по правому берегу в 11-00 час - 0,31 мг/л в 27 км (365 км от устья), в 13-15 час - 0,07 мг/л по левому берегу, в районе п. Малая Слуда в 14-00 час в реке Вычегда по правому берегу - 0,24 мг/л. При отборе в районе п. Палевицы в 42 км ниже нефтебазы содержание нефтепродуктов в реке Вычегда - в пределах предельно допустимой концентрации для водоемов рыбохозяйственного значения (далее - ПДКр/х) (0,02 мг/л). Выше площадки Сыктывкарской нефтебазы содержание нефтепродуктов в реке Вычегда в пределах ПДКр/х. Согласно результатам лабораторного контроля испытательной лаборатории ОАО "Коми тепловая компания" (Протокол КХА к акту отбора проб от 17.11.2008 г.): содержание нефтепродуктов в месте истечения НСЖ у берега 0,06 мг/л, в предпоследнем колодце выпуска КК-20 составило 33,3 мг/л.
В результате проведения проверки составлен акт проверки от 18.11.2008 г. № 05-08/41, в котором зафиксированы выявленные нарушения водного законодательства.
В указанном акте проверки Управлением Росприроднадзора по Республике Коми сделан вывод о том, что ООО "Эверест" допустило нарушения действующего законодательства в части требований к охране водного объекта (р. Вычегда) и его загрязнения поступлением нефтепродуктов со сточными водами через трубопровод выпуска с ОСК, а также в части пользования водным объектом без разрешительных документов, которые содержат квалификацию по ч. 4 ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях "нарушение правил охраны водных объектов" и ст. 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях "самовольное занятие водного объекта".
18.11.2008 г. ООО "Эверест" выдано предписание № 05-08/41 об устранении выявленных в результате проверки нарушений условий использования водного объекта, в котором предписано:
1) обеспечить осуществление мероприятий по недопущению поступления нефтепродуктов в р. Вычегда (срок исполнения до 24.11.2008 г.);
2) организовать производственный контроль с учетом объема сброса сточных вод, наблюдения за качеством сбрасываемых сточных вод, поверхностными водами р. Вычегда выше, ниже по течению места расположения базы; результаты направить в Управление Роспотребнадзора по Республике Коми (срок исполнения - постоянно);
3) оформить право пользования водным объектом р. Вычегда для сброса сточных вод с ОСК Сыктывкарской нефтебазы (срок исполнения - до 01.03.2009 г.);
4) представить отчет о выполнении организационно-технических мероприятий по ликвидации последствий сброса НСЖ и недопущению сброса НСЖ в водный объект р. Вычегда (срок исполнения - до 27.11.2008 г.).
Не согласившись с вынесенным предписанием, ООО "Эверест" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании его недействительным.
Суд, оценив в совокупности все имеющиеся доказательства, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований исходя из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Пунктом 4 части 5 ст. 36 Водного кодекса РФ и ч. 3 ст. 9, ч. 1 ст. 10 от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" установлено, что в случае выявления в ходе проведения мероприятий по контролю нарушений требований водного законодательства должностные лица Росприроднадзора осуществляют реализацию полномочий, направленных на обеспечении соблюдения водного законодательства: фиксируют выявленные нарушения в акте проверки и дают обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений водного законодательства и контролируют их исполнение в установленные сроки, обязаны принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.
В настоящее время имеются вступившие в законную силу решения Арбитражного суда Республики Коми от 23.01.2009 г. № А29-10512/2008 и от 11.02.2009 г. № А29-10759/2008, которыми вина ООО "Эверест" в совершении административных правонарушений "нарушение правил охраны водных объектов" и "самовольное занятие водного объекта" установлена и подтверждается имеющимися в материалах дел доказательствами.
Так, решением Арбитражного суда Республики Коми от 23.01.2009 г. по делу № А29-10512/2008, возбужденному на основании заявления ООО "Эверест" о признании незаконным и отмене постановления Управления Росприроднадзора по Республике Коми от 01.12.2008 г. № 05/08-49 о назначении административного наказания по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 40000 рублей, отказано в удовлетворении требований.
При этом суд исходил из доказанности факта розлива нефтепродуктов в р. Вычегда вследствие ненадлежащей эксплуатации ООО "Эверест" очистных сооружений и необеспечения экологического контроля за объектами, принадлежащими заявителю. Также суд указал на то, что причинно-следственная связь между допущенным бездействием Общества и наступившими неблагоприятными последствиями подтверждается материалами административного дела.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 11.02.2009 г. № А29-10759/2008 установлен факт неосуществления производственной или иной хозяйственной деятельности, в том числе связанную с нефтепродуктами, на нижней площадке Сыктывкарской нефтебазы.
Однако суд также установил, что ливневые сточные воды с территории нижней площадки Сыктывкарской нефтебазы, пройдя очистку на локальных очистных сооружений в составе нефтеловушки, прудов-отстойников, песчаного фильтра, через трубопровод выпуска могут попадать в р. Вычегда и оказывать на этот водный объект воздействие, в связи с чем, по мнению суда, ООО "Эверест" обязано иметь разрешение на водопользование.
Также суд указал на то, что доказательств отказа компетентного органа в выдаче разрешения на водопользование Обществом не представлено, как и не представлено суду доказательств надлежащей консервации объектов недвижимости и очистных сооружений.
В рамках настоящего дела Общество, не оспаривая право ответчика на вынесение обжалуемого предписания, указывает на то, что его невозможно исполнить в связи с неосуществлением ООО "Эверест" какой-либо деятельности, в том числе связанной с нефтепродуктами.
Однако суду не представлены доказательства отказа компетентного органа в выдаче разрешения на водопользование.
Довод Общества том, что согласно письму Отдела водных ресурсов по Республике Коми Двинско-Печорского бассейного водного управления от 05.03.2009 г. № 239 оформление права пользования водным объектом для сброса сточных (ливневых) вод производится на основании заявления в добровольном порядке, в то время как ответчик оспариваемым предписанием обязывает Общество оформить право пользования водным объектом р. Вычегда для сброса сточных вод с ОСК Сыктывкарской нефтебазы, судом не принимается, поскольку в функции Росводресурса не входит обязывание получения разрешения на водопользование, это прерогатива органов Росприроднадзора.
Более того, суд установил, что из указанного выше письма следует, что Обществу в пункте 3 дан ответ следующего содержания "+предприятием не решен вопрос по отводу ливневых и талых вод с площади предприятия в связи с тем, что "часть колодцев законсервирована, а остальная часть сетей демонтирована". Тем не менее демонтаж труб и колодцев канализационной сети, а также сооружений на территории не произведен (по данным письма), что дает возможность предположить наличие проникновения ливневых и талых вод в сеть и сооружения+".
Представленный суду акт от 15.03.2009 г. с приложением к нему фотографий, не может быть принят судом в качестве доказательства того, что установленные заглушки исключают попадание каких-либо стоков по данным сетям в р. Вычегда, поскольку он составлен самим Обществом в присутствии представителей других организаций без участия представителя Управления Роспотребнадзора по Республике Коми, свидетельствует лишь об отсутствии ливневых сточных вод по состоянию на 15.03.2009 г., что соответствует данному периоду времени, учитывая климатические характеристики месторасположения объекта. Ответчик также указывает на то, что в этот период ливневых стоков быть не может, они имеют сезонный характер (весенне-осенний).
Проверка проводилась в ноябре 2008 г., материалами которой подтверждается нахождение на момент ее проведения системы ливневой канализации и системы очистных сооружений в рабочем (незаконсервированном) состоянии и факт сброса нефтесодержащих ливневых сточных вод через трубопровод выпуска.
Суду представляются обоснованными доводы ответчика о том, что движение ливневых вод не зависит от осуществления или неосуществления Обществом хозяйственной деятельности, поэтому оно обязано оформить право пользования на сброс ливневых вод, тем более что действующим законодательством предусмотрено предоставление в пользование водных объектов для сброса сточных вод и (или) дренажных вод (пп. 2 п. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Эверест", являющееся собственником объектов недвижимости нижней площадки Сыктывкарской нефтебазы, не предприняло мер по обеспечению эффективной работы очистных сооружений, удалению нефтепродуктов из ливневых сточных вод перед сбросом их в водный объект, вследствие чего было допущено загрязнение р. Вычегда нефтепродуктами.
При таких обстоятельствах, суд считает законными и обоснованными требования Управления Роспотребнадзора по Республике Коми, изложенные в предписании от 18.11.2008 г. № 05-08/41 на устранение ООО "Эверест" выявленных нарушений условий использования водного объекта (р. Вычегда).
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании вышеизложенного, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. ст. 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167 - 170, 176, 201 АПК РФ, суд

решил:

1. В удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Эверест" отказать.
2. Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы в Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Судья



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru