Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Еврейская АО

title>Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам суда ЕАО от 27.05.2009 № 33-191/2009 В удовлетворении искового заявления о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Биробиджанский муниципальный район" по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги общего пользования "Казанка-Бирофельд" и о понуждении совершить определенные действия отказано правомерно, поскольку факт исключения автомобильной дороги из перечня региональных автомобильных дорог общего пользования ЕАО не может являться основанием для возложения полномочий по содержанию автомобильной дороги на муниципальный район, т.к. перечень автомобильных дорог не является правоустанавливающим документом, влекущим возникновение или прекращение права собственности на недвижимое имущество.


СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
СУДА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 мая 2009 года

Судья: Мудрая Н.Г.N 33-191/2009
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
Председательствующего Дроздовой В.Ф.
Судей Поповой М.Н., Цыгулева В.Т.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению заместителя прокурора Биробиджанского района ЕАО на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 07.04.2009г., которым постановлено:
В удовлетворении заявления прокурора Биробиджанского района ЕАО в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Биробиджанский муниципальный район" по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги общего пользования "Казанка-Бирофельд" и о понуждении совершить определенные действия - отказать.
Заслушав доклад судьи Поповой М.Н., пояснения прокурора Х.Д., представителя администрации МО "Биробиджанский муниципальный район" К.О., судебная коллегия -

установила:

прокурор Биробиджанского района ЕАО в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации МО "Биробиджанский муниципальный район" по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги общего пользования "Казанка-Бирофельд" незаконным и о понуждении совершить определенные действия, а именно, незамедлительно, в течение десяти дней после вступления решения суда в законную силу, заключить договоры на обслуживание данной автомобильной дороги.
В соответствии с ч. 1, 6, 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 5 указанного закона к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
В соответствии со ст. 6 того же закона, автомобильные дороги, которые исключаются из перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденных высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, передаются в собственность РФ или муниципальную собственность в порядке, установленном федеральными законами и Правительством РФ.
К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.
В соответствии с постановлением правительства ЕАО от 27.05.2008 № 132-пп (в редакции от 29.07.2008 № 210-пп) "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения ЕАО" из перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения ЕАО исключена автомобильная дорога, расположенная на территории Биробиджанского района "Казанка - Бирофельд". Указанная автодорога является дорогой общего пользования, расположена вне границ населенных пунктов, но в границах МО "Биробиджанский муниципальный район".
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 26 Устава МО "Биробиджанский муниципальный район", утвержденного решением Собрания депутатов МО "Биробиджанский муниципальный район" от 21.07.1999 № 31, к полномочиям администрации муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автодороги общего пользования "Казанка - Бирофельд" относится к полномочиям администрации МО "Биробиджанский муниципальный район".
Согласно п. 1.2 ч. 1 постановления главы муниципального района от 27.01.2009 № 60 "Об утверждении порядка осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района", обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на отдел коммунального хозяйства и транспорта администрации Биробиджанского муниципального района.
Установлено, что администрация МО "Биробиджанский муниципальный район" не осуществляет надлежащим образом полномочия по содержанию автодороги общего пользования "Казанка - Бирофельд". При проведении 16.03.2009г. контрольного обследования установлено, что на проезжей части с гравийным покрытием на всем участке дороги имеется неуплотненный слой снега толщиной от 10 см до 20 см по всей ширине проезжей части, посередине проезжей части имеется колея для движения транспорта в одном направлении.
Договоры на обслуживание автодороги общего пользования "Казанка - Бирофельд" с соответствующими организациями администрацией МО "Биробиджанский муниципальный район" не заключались, т.к., по мнению администрации района, дорога не является социально значимой, имеются объезды до с. Бирофельд, с. Дубового.
В связи с тем, что автомобильная дорога общего пользования "Казанка - Бирофельд" предназначена для движения транспортных средств неограниченного круга лиц, прокурор выступил в защиту их интересов.
В судебном заседании заместитель прокурора Биробиджанского района ЕАО Х.Д. требования поддержал в полном объеме, просил суд признать незаконным бездействие администрации МО "Биробиджанский муниципальный район" по осуществлению дорожной деятельности в отношении автодороги общего пользования "Казанка - Бирофельд" и обязать администрацию, в течение десяти дней после вступления решения суда в законную силу, заключить договоры на обслуживание данной автодороги. Доводы, указанные в заявлении, поддержал в полном объеме. Пояснил, что постановлением правительства ЕАО № 132-пп от 27.05.2008г. автомобильная дорога "Казанка - Бирофельд" была исключена из перечня региональных автомобильных дорог общего пользования ЕАО, в связи с чем, автодорога "Казанка - Бирофельд" автоматически стала относиться к категории дорог муниципального значения. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 26 Устава МО "Биробиджанский муниципальный район" к полномочиям администрации муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района. В ходе проведенной 16.03.2009г. проверки с привлечением сотрудников ГИБДД ЕАО установлено, что автодорога "Казанка - Бирофельд" находится в ненадлежащем состоянии, она не была очищена.. На всем участке дороги лежал слой снега толщиной от 10 см до 20 см.
Представитель администрации МО "Биробиджанский муниципальный район" К.О. требования не признала, пояснила, что согласно выписке из реестра муниципальной собственности МО "Биробиджанский муниципальный район" № 110/16 от 26.03.2009г. автомобильная дорога общего пользования "Казанка - Бирофельд" в реестре муниципальной собственности не значится и не является собственностью муниципального образования. Согласно ч. 7 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" автомобильные дороги передаются в собственность в порядке, установленном федеральными законами и Правительством РФ. Указанная автомобильная дорога в установленном законом порядке администрации муниципального образования не передана. Постановление правительства ЕАО о передаче дороги в муниципальную собственность было принято 24.03.2009г. Согласно сообщению заместителя председателя комитета по управлению государственным имуществом ЕАО от 31.03.2009г., комитетом оформляются документы по передаче имущества. В соответствии с законом бремя содержания имущества несет собственник, но администрация Биробиджанского муниципального района таковым не является. Считает, что поскольку в установленном законом порядке автомобильная дорога администрации муниципального образования не передана, оснований для заключения договоров на ее обслуживание не имеется. Просила заявление прокурора Биробиджанского района ЕАО оставить без удовлетворения.
Суд постановил указанное решение.
В кассационном представлении заместитель прокурора Биробиджанского района ЕАО Х.Д. просил решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении требований прокурора, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Представление мотивировал теми же доводами, которые изложены в заявлении.
В дополнении к кассационному представлению заместитель прокурора Биробиджанского района ЕАО просил учесть, что судом первой инстанции неверно истолкована ст. 210 ГК РФ, которая предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно ч. 10 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", если дорога не относится к категории дорог федерального, регионального, межмуниципального значения, дорог местного значения поселений, частных дорог, то она является дорогой местного значения муниципального района.
Считает, что если даже у муниципального района отсутствует право собственности на вышеуказанную дорогу, то все равно муниципальный район несет бремя ее содержания в силу требований закона.
В возражениях на кассационное представление администрация МО "Биробиджанский муниципальный район" указала, что вывод прокурора о том, что бремя содержания автодороги общего пользования "Казанка - Бирофельд" возложено на МО "Биробиджанский муниципальный район" не состоятелен, поскольку полномочия по содержанию автомобильных дорог может быть реализовано только в отношении дорог, находящихся в собственности муниципального района.
В период составления инспектором ГИБДД вышеуказанного акта и проведения прокуратурой Биробиджанского района ЕАО проверки исполнения законодательства при обслуживании автомобильных дорог общего пользования, автодорога "Казанка - Бирофельд" находилась в стадии передачи из государственной собственности ЕАО в собственность МО "Биробиджанский муниципальный район".
24.03.2009г. было принято постановление правительства ЕАО № 88-ПП "О безвозмездной передаче автомобильных дорог общего пользования из государственной собственности ЕАО в собственность муниципальных образований ЕАО", согласно которого право собственности муниципальных образований ЕАО на имущество возникает с момента государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Также является не состоятельным довод прокурора о том, что факт исключения автомобильной дороги из перечня региональных автомобильных дорог общего пользования ЕАО является основанием для возложения полномочий по содержанию автомобильной дороги на муниципальный район. Перечень автомобильных дорог не является правоустанавливающим документом, и на его основании нельзя говорить о возникновении или прекращении права собственности на недвижимое имущество.
Довод прокурора о том, что, несмотря на отсутствии у муниципального района право собственности на вышеуказанную дорогу, он все равно несет бремя ее содержания в силу требований закона, является не обоснованным, т.к. при таких обстоятельствах имело бы место нецелевое использование средств местного бюджета. Бремя содержания имущества может нести только собственник.
В кассационной инстанции заместитель прокурора Биробиджанского района ЕАО Х.Д. требования и доводы кассационного представления поддержал. Пояснил, что, по его мнению, для возложения обязанности по содержанию дороги на администрацию МО "Биробиджанский муниципальный район" достаточно факта исключения автомобильной дороги "Казанка - Бирофельд" из перечня региональных автомобильных дорог общего пользования ЕАО. Порядок передачи автомобильных дорог из собственности субъекта РФ в муниципальную собственность законом не предусмотрен. С июля 2008г. готовились документы по передаче дороги в собственность МО "Биробиджанский муниципальный район". За это время вышеуказанной дорогой никто не занимался, ни региональные государственные органы, ни муниципальные.
Представитель администрации МО "Биробиджанский муниципальный район" К.О, с доводами кассационного представления не согласилась, поддержала свои возражения. Просила решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 07.04.2009г. оставить без изменения, кассационное представление прокурора - без удовлетворения. Пояснила, что порядок передачи автомобильных дорог из собственности субъекта РФ в муниципальную собственность определен Федеральным законом от 22.08.2004г. № 122 - ФЗ. В настоящее время акт о передаче дороги "Казанка - Бирофельд" в муниципальную собственность подписан обеими сторонами.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационного представления, выслушав пояснения лиц, участвующих в кассационной инстанции, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Из материалов дела установлено, что 16.03.2009г. госинспектором ГИБДД УВД по ЕАО составлен акт выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения, согласно которому автодорога "Казанка - Бирофельд" находилась в ненадлежащем состоянии. На проезжей части с гравийным покрытием на всем участке указанной дороги имелся неуплотненный слой снега толщиной от 10 см до 20 см по всей ширине проезжей части, посередине проезжей части имелась колея для движения транспорта в одном направлении.
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности МО "Биробиджанский муниципальный район" № 110/16 от 26.03.2009г., автомобильная дорога общего пользования "Казанка - Бирофельд", в реестре муниципальной собственности муниципального образования не значится.
Пунктом 4 части 1 статьи 26 Устава МО "Биробиджанский муниципальный район" к полномочиям администрации муниципального района отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Согласно ч. 7 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" автомобильные дороги, которые исключаются из перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденных высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, передаются в собственность РФ или муниципальную собственность в порядке, установленном федеральными законами и Правительством РФ.
Федеральным законом от 22.08.2004г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов......." предусмотрено, что решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанные в настоящей части решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность устанавливается Правительством Российской Федерации.
Особенности передачи автомобильных дорог федерального значения из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, а также особенности передачи автомобильных дорог регионального или межмуниципального либо местного значения из собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. В передаточном акте указываются наименования и места нахождения передаваемых государственных и муниципальных унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений.
Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, или уполномоченным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, в трехнедельный срок.
Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти и органам местного самоуправления для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества и реестр муниципального имущества.
В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.
Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.
Поскольку Федеральным законом от 08.11.2007г. № 257 - ФЗ не регламентирован порядок передачи дорог из собственности субъекта РФ в муниципальную собственность, то при рассмотрении данного дела надлежит руководствоваться вышеуказанным Федеральным законом от 22.08.2004. № 122-ФЗ.
Постановлением правительства ЕАО от 27.05.2008г. № 132-пп (в редакции от 29.07.2008 № 210-пп) "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения ЕАО", утвердившим перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения, из перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения ЕАО исключена автомобильная дорога, расположенная на территории Биробиджанского района "Казанка - Бирофельд". Настоящее постановление вступило в силу с 01.01.2009г.
Постановлением правительства ЕАО от 24.03.2009г. № 88-пп "О безвозмездной передаче автомобильных дорог общего пользования из государственной собственности ЕАО в собственность муниципальных образований ЕАО", в собственность МО "Биробиджанский муниципальный район" передана автомобильная дорога "Казанка - Бирофельд". В соответствии с п. 8 данного постановления право собственности муниципального образования на указанное имущество возникает с момента государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
В материалах дела имеется письмо заместителя председателя комитета по управлению государственным имуществом ЕАО № 873-1 от 31.03.2009г., из которого следует, что настоящее время комитетом оформляются документы по передаче дороги "Казанка - Бирофельд" в собственность МО "Биробиджанский муниципальный район".
Свидетель К.В. - заместитель председателя комитета по управлению государственным имуществом ЕАО подтвердила, что автомобильная дорога "Казанка - Бирофельд" на день рассмотрения данного дела еще значилась в реестре государственной собственности ЕАО. Акт передачи имущества сторонами еще не подписан.
Судебная коллегия считает правильным вывод суда о том, что автомобильная дорога "Казанка - Бирофельд" в установленном законом порядке в муниципальную собственность не была передана, состояла в реестре государственной собственности ЕАО.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не может согласиться с доводами кассационного представления заместителя прокурора Биробиджанского района ЕАО о том, что в результате исключения вышеуказанной дороги из перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения ЕАО, она автоматически становится автомобильной дорогой муниципального значения. Факт исключения автомобильной дороги из перечня региональных автомобильных дорог общего пользования ЕАО не может являться основанием для возложения полномочий по содержанию автомобильной дороги на муниципальный район, т.к. перечень автомобильных дорог не является правоустанавливающим документом, влекущим возникновение или прекращение права собственности на недвижимое имущество.
В кассационном представлении в обоснование своих доводов прокурор ссылался на п. 10 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257 - ФЗ.
Однако, судебная коллегия считает, что данная норма не регламентирует порядок передачи имущества из собственности субъекта в муниципальную собственность, а дает понятия автомобильных дорог различного значения.
Решение суда мотивировано, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение решения суда, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 361 - 364 ГПК РФ, судебная коллегия -

определила:

решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 07.04.2009г. оставить без изменения, кассационное представление заместителя прокурора Биробиджанского района ЕАО - без удовлетворения.

Председательствующий:
В.Ф.Дроздова

Судьи:
М.Н.Попова
В.Т.Цыгулева



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru