Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Еврейская АО

title>Кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам суда ЕАО от 24.04.2009 № 33-149/2009 В удовлетворении исковых требований о восстановлении нарушенного права на получение государственного жилищного сертификата и понуждении к выдаче государственного жилищного сертификата в 2009 году отказано правомерно, так как оснований для внеочередного предоставления государственного жилищного сертификата не имеется.


СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
СУДА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 апреля 2009 года

Судья: Завальная Т.Ю.N 33-149/2009
Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:
Председательствующего Серга Н.С.
Судей Поповой М.Н., Кнепмана А.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе С.Р. на решение Биробиджанского городского суда ЕАО от 16.03.2009г., которым постановлено:
Иск С.Р. к войсковой части 47062, ФГУ "Управление Дальневосточного военного округа", Министерству обороны Российской Федерации о восстановлении нарушенного права на получение государственного жилищного сертификата и понуждении к выдаче государственного жилищного сертификата в 2009г. оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Поповой М.Н., пояснения истца С.Р., представителя в/ч 47062, ФГУ "Управление Дальневосточного военного округа", Министерства обороны РФ К.О., представителя Биробиджанской КЭЧ К.В., судебная коллегия -

установила:

С.Р. обратился в суд с исковым заявлением к командиру войсковой части 47062, представителю Командующего войсками Дальневосточного военного округа о восстановлении нарушенного права на получение государственного жилищного сертификата и понуждении к выдаче государственного жилищного сертификата (ГЖС) в первом квартале 2009г. Указал, что он проходил военную службу в войсковой части 47062 г. Биробиджана с 05.08.1993г. по 13.01.2005г. С 27.04.2004г. поставлен на очередь на получение ГЖС, до настоящего времени сертификат не получил. Он неоднократно обращался в различные инстанции по вопросу выдачи ему ГЖС, однако положительного результата не достиг. Просил обязать командование Дальневосточного военного округа и войсковой части 47062 оформить документы на получение государственного жилищного сертификата на него и членов его семьи, выдать сертификат в первом квартале 2009г., выписав его на г. Биробиджан.
Определением суда от 25.11.2008г. произведена замена ненадлежащих ответчиков - командира войсковой части 47062 на войсковую часть 47062, командующего войсками Дальневосточного военного округа на ФГУ "Управление Дальневосточного военного округа".
Определением суда от 25.11.2008г. в качестве соответчика для участия в деле привлечено Министерство обороны РФ, в качестве третьих лиц - Биробиджанская КЭЧ и Дальневосточное КЭУ Министерства обороны РФ.
Истец С.Р. в судебном заседании исковые требования поддержал. Пояснил, что он проходил военную службу в войсковой части 47062 г. Биробиджана с 05.08.1993г. по 13.01.2005г. 27.04.2004г. подал рапорт на получение ГЖС. До настоящего времени ГЖС ему не выдали. По состоянию на 2006г. он был первый в списке на получение ГЖС. Однако после выхода приказа Минобороны РФ № 215 от 10.06.2006г. стали применять иной порядок установления очередности лиц, желающих получить ГЖС. По состоянию на 2009г. он оказался в очереди под номером 15. Считает, что данный механизм установления очередности является незаконным и нарушает его право на получение сертификата. Просил суд обязать ответчиков выдать ему в 2009г. государственный жилищный сертификат на семью из трех человек.
Представитель войсковой части 47062, ФГУ "Управление Дальневосточного военного округа", Министерства обороны РФ К.О. иск не признал. Суду пояснил, что С.Р. не имеет права на получение ГЖС вне очереди. По состоянию на 2009г. С.Р. в списке очередников на получение ГЖС стоит под номером 15. Военнослужащие, которые состоят в списке очередников на получение ГЖС ранее С.Р., стоят в нем с даты постановки на учет на улучшение жилищных условий. У С.Р. не имеется законных оснований для получения ГЖС ранее, чем эти 14 человек. В связи с недостаточным финансированием подпрограммы по обеспечению военнослужащих ГЖС в 2009г. на войсковую часть 47062 было выдано только 2 сертификата. Их планируется выдать первым, стоящим в списке очередников - В. и Л. Право С.Р. на получение ГЖС ответчиками не оспаривается, но реализация данного права возможна в порядке очередности в соответствии с централизованным планом распределения сертификатов на очередной год.
Представитель Биробиджанской КЭЧ К.В. в судебном заседании пояснил, что до 2006г. списки на получение ГЖС формировались Дальневосточным военным округом. Теперь процедура изменилась. Участники подпрограммы должны обратиться с рапортом в войсковую часть, после чего жилищная комиссия части составляет списки, согласовывает их с КЭЧ и направляет в Дальневосточный военный округ, который составляет сводный список и направляет его в КЭУ Министерства обороны РФ. По состоянию на 2009г. на войсковую часть 47062, в которой на очереди на получение ГЖС состоит С.Р., выделено два сертификата. Они будут распределены двум военнослужащим, стоящим первыми в списке очередников.
Представитель КЭУ Дальневосточного военного округа в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменных пояснениях представитель данного третьего лица указал, что С.Р. имеет право на получение ГЖС. Однако задержка срока выдачи ГЖС обусловлена недостаточным финансированием подпрограммы, а также большим количеством военнослужащих, состоящих на учете на получение жилищных сертификатов ранее С.Р.
Суд постановил указанное решение.
В кассационной жалобе С.Р. просил решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение. Жалобу мотивировал тем, что до выхода приказа Министра обороны РФ № 215 от 10.06.20006г., который ввел новый порядок составления очередности на получение ГЖС, он стоял в очереди первым. Представители ответчиков данный факт не отрицали. После принятия указанного приказа он стал тринадцатым в очереди.
Согласно ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства обратной силы не имеют и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Его право на получение ГЖС было закреплено в 2004г., о чем свидетельствует рапорт на участие в программе, зарегистрированный 27.04.2004г. Повторно он написал рапорт по требованию командования в/ч 47062 в 2008г. Он добросовестно ждал своей очереди и не требовал первоочередного получения сертификата. Очередь формировалась по единому списку в КЭУ ДВО. Также, в решении суда не отражено, что его возможность на получение ГЖС с каждым годом становиться меньше.
В возражениях на кассационную жалобу представитель ответчика Министерства обороны РФ, ФГУ "Управления ДВО", в/ч 47062 К.О. указывает, что постановка С.Р. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения произошла 27.04.2004г.
Формирование очередности граждан - участников подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" судом проверено и признано соответствующим требованиям Постановления Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 и приказа Министра обороны РФ 2006г. № 215.
Доводы С.Р. о незаконности отдельных положений данных нормативно-правовых актов, касающихся формирования очередности, были предметом рассмотрения военной коллегии Верховного Суда РФ, которая не нашла оснований для удовлетворения заявления С.Р. 21.01.2009г. решением № ВКПИ 08-100 С.Р. отказано в удовлетворении его требований о признании незаконными отдельных положений вышеупомянутых нормативно-правовых актов.
Распределение ГЖС, поступающих в в/ч 47062, осуществлялось в соответствии с имеющейся очередностью, что подтверждено письменными доказательствами.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не содержат оснований для отмены решения суда. Считает доводы кассационной жалобы неубедительными, решение от 16.03.2009г., вынесенное Биробиджанским городским судом ЕАО, законным и обоснованным.
В кассационной инстанции истец С.Р. доводы кассационной жалобы поддержал, просил отменить решение Биробиджанского городского суда от 16.03.2009г., дело направить на новое рассмотрение.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ, ФГУ "Управления ДВО", в/ч 47062 К.О. с доводами кассационной жалобы С.Р. не согласился, поддержал свои возражения. Просил кассационную жалобу С.Р. оставить без удовлетворения, решение - без изменения.
Представитель Биробиджанской КЭЧ К.В. считает решение Биробиджанского городского суда от 16.03.2009г., законным и обоснованным, просил отказать С.Р. в удовлетворении кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в кассационной инстанции, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Из материалов дела усматривается, что с 05.08.1993г. С.Р. проходил военную службу в войсковой части 47062.
С 27.04.2004г. он с семьей в составе 3 человека состоит на учете как нуждающийся в получении жилого помещения (улучшении жилищных условий).
13.01.2005г. С.Р. досрочно уволен с военной службы, в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта.
Статьей 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, предоставляются в собственность жилые помещения по избранному постоянному месту жительства в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 24 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 14.02.2000г. № 9, при досрочном увольнении военнослужащих с военной службы по их желанию в связи с нарушением в отношении них условий контракта они, по основаниям и в порядке, предусмотренным п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", должны обеспечиваться жилыми помещениями, как увольняющиеся в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010г., утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.
Согласно п. п. "а" п. 5 данных Правил, право на участие в подпрограмме имеют, граждане, уволенные с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010", в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в этот список гражданин, стоящий на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в подразделениях, представляет рапорт (заявление) в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение вышеуказанных Правил 10.06.2006г. Министром обороны РФ издан приказ № 215 "Об утверждении порядка формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ граждан - получателей ГЖС и граждан, включенных в резерв на получение ГЖС, оформления и выдачи ГЖС".
Из материалов дела усматривается, что впервые С.Р. написал рапорт о постановке его с семьей на учет в качестве нуждающегося в получении ГЖС 30.01.2004г. На основании данного рапорта поставлен на соответствующий учет с 27.04.2004г.
07.06.2007г. истец подал рапорт на получение ГЖС в 2008г., 23.07.2008г. - на получение ГЖВ в 2009г.
Согласно данным Биробиджанской КЭЧ в 2005г. военнослужащие войсковой части 47062 А.Н. и К.В. получили сертификаты, в 2006г. и 2007г. ГЖС не выделялись, в 2008г. - ГЖС выделен военнослужащему войсковой части 47062 М.Г. (л.д. 33). Получение сертификатов данными лицами истцом не оспаривается.
Согласно п. 11 Приказ Министра обороны РФ от 10.06.2006г № 215 списки получателей сертификатов и списки резерва формируются в хронологической последовательности, в какой граждане - получатели сертификатов (граждане, включенные в резерв на получение сертификатов) были поставлены в воинской части на учет в качестве нуждающихся
Граждане - участники подпрограммы, имеющие право на получение сертификата в первую очередь, включаются в списки получателей сертификатов и списки резерва ранее лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) в том же году, но не имеющих права на получение сертификата в первую очередь.
Судом сделан правильный вывод о том, что данный Приказ не содержит указаний на распространение правил, установленных ранее действующим приказом № 534, на военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, ставших участниками подпрограммы ГЖС до 2006г.
Кроме того, из Приказа Министра обороны РФ от 10.06.2006г № 215 следует, что основным критерием для установления очередности на получение ГЖС является дата постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий лиц, желающих получить сертификат.
Из имеющихся в материалах дела списков лиц на получение жилья и улучшение жилищных условий видно, что В.С. и Лимонин Д.Г. были поставлены на учет в качестве нуждающихся ранее, чем С.Р. (л.д. 53).
Войсковой частью 47062 сформирован общий список офицеров и военнослужащих на получение жилья и улучшение жилищных условий по состоянию на 12.11.2008г., в данном списке С.Р. числится двадцать девятым. В списке граждан, изъявивших желание получить ГЖС в 2009г. по войсковой части 47062, С.С. - под № 15.
В суде первой инстанции С.Р. не оспаривал очередность и даты постановки на учет в списке лиц, желающих получить ГЖС в 2009г. по войсковой части 47062.
Довод кассационной жалобы С.Р. о том, что до издания вышеуказанного приказа, его очередь на получение ГЖС была первой, не нашел своего подтверждения в суде первой инстанции. В протоколе судебного заседания от 16.03.2009г. отсутствуют сведения о том, что ответчики признали данный факт. Иных доказательств данного утверждения истцом суду не было предоставлено.
Судом была дана верная оценка доводам С.Р. о неосведомленности относительно необходимости ежегодного написании рапорта на получение ГЖС, как несостоятельным.
Кроме того, вышеуказанным Приказом Министра обороны РФ от 10.06.2006г № 215 на командование войсковых частей не возложена обязанность по уведомлению военнослужащих о необходимости подать соответствующий рапорт.
Таким образом, судом I инстанции было правильно установлено, что оснований для внеочередного предоставления ГЖС С.С. не имеется.
Решение суда мотивировано, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену либо изменение решения суда, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 361 - 364 ГПК РФ, судебная коллегия -

определила:

решение Биробиджанского городского суда ЕАО от 16.03.2009г. оставить без изменения, кассационную жалобу С.Р. - без удовлетворения.

Председательствующий:
Н.С.Серга

Судьи:
М.Н.Попова
А.Н.Кнепман



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru