Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Московская область

О применении документа см. примечание в

Справке
ГЛАВА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДУБНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 декабря 2007 г. № П-1927

ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,
ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ГОРУНО

(в ред. постановлений главы городского округа
Дубна МО от 14.02.2008 № 4-ПГ, от 17.06.2008 № 29-ПГ,
от 21.07.2008 № 41-ПГ)

В целях приведения правовых актов города, регулирующих оплату труда работников муниципальных учреждений, подведомственных управлению народного образования администрации города Дубны, в соответствие с действующим законодательством постановляю:
1. Утвердить Положение об оплате труда работников муниципальных учреждений системы образования города Дубны Московской области, подведомственных управлению народного образования (далее - Положение), в новой редакции (приложение).
2. Признать утратившими силу постановления главы города Дубны от 29.06.2007 № П-875 "Об оплате труда работников муниципальных учреждений, подведомственных городскому управлению народного образования г. Дубны Московской области", от 01.08.2007 № П-1087 "О порядке исчисления заработной платы работников муниципальных учреждений системы образования города Дубны Московской области, подведомственных управлению народного образования", от 08.10.2007 № П-1443 "Об утверждении Порядка применения повышений ставок заработной платы (должностных окладов) и тарифных ставок".
3. Настоящее постановление применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2007 года, за исключением пунктов 4.4, 6.3, приложения № 1 к Положению.
Пункт 6.3 Положения применяется к правоотношениям, возникшим с 1 декабря 2007 года.
Пункт 4.4 и приложение № 1 Положения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2008 года.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации Комендантова Ю.Н.

Глава города Дубны
В.Э. Прох





Приложение
к постановлению главы
городского округа Дубна
Московской области
от 28 декабря 2007 г. № П-1927


Постановлением главы городского округа Дубна МО от 21.07.2008 № 41-ПГ Положение дополнено приложением № 15 (не приводится).

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ДУБНЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ,
ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ УПРАВЛЕНИЮ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(НОВАЯ РЕДАКЦИЯ)

(в ред. постановлений главы городского округа
Дубна МО от 14.02.2008 № 4-ПГ, от 17.06.2008 № 29-ПГ,
от 21.07.2008 № 41-ПГ)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение устанавливает размеры и условия оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений города Дубны Московской области (далее - город Дубна), подведомственных управлению народного образования администрации города Дубны (далее - ГОРУНО), а также муниципального учреждения "Центр развития образования", кроме централизованной бухгалтерии.
1.2. Положение разработано в соответствии со статьей 144 Трудового кодекса РФ, Законом Московской области № 60/2007-ОЗ "Об оплате труда работников государственных учреждений Московской области", постановлениями Правительства Московской области от 28.06.2007 № 462/22 "Об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Московской области", от 14.12.2007 № 960/44 "О внесении изменений в постановление Правительства Московской области от 28.06.2007 № 462/22 "Об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Московской области", распоряжением Главного управления по труду и социальным вопросам Московской области от 30.07.2007 № 65 "Об утверждении показателей и порядка отнесения государственных образовательных учреждений Московской области к группам по оплате труда руководителей", приказами Министерства образования Московской области от 11.07.2007 № 1258 "Об утверждении Перечня высококвалифицированных рабочих, занятых на важных и ответственных работах, оплата труда которых может производиться исходя из 9-10 разрядов тарифной сетки по оплате труда рабочих государственных образовательных учреждений Московской области", от 11.07.2007 № 1259 "Об утверждении Порядка исчисления заработной платы работников государственных образовательных учреждений Московской области", от 13.07.2007 № 1273 "Об утверждении Порядка применения повышений ставок заработной платы (должностных окладов) и тарифных ставок", от 28.08.2007 № 1426 "Об утверждении Методических рекомендаций" и постановлениями главы города Дубны от 01.08.2007 № П-1087 "О порядке исчисления заработной платы работников муниципальных учреждений системы образования города Дубны Московской области, подведомственных управлению народного образования", от 08.10.2007 № П-1443 "Об утверждении Порядка применения повышений ставок заработной платы (должностных окладов) и тарифных ставок", от 03.12.2007 № П-1739 "О выплатах стимулирующего характера к заработной плате работников муниципальных учреждений образования города Дубны и внесении изменений в Положение об оплате труда работников муниципальной системы образования, подведомственных Управлению дошкольного образования и Управлению по физической культуре и спорту администрации г. Дубны, утвержденное постановлением главы города от 18.07.2007 № П-980", регулирующими вопросы оплаты труда муниципальных бюджетных учреждений города Дубны Московской области.
1.3. Заработная плата работников учреждений включает в себя ставки заработной платы (должностные оклады), тарифные ставки, доплаты, надбавки и выплаты стимулирующего характера.
1.4. В случаях если устанавливаемые работникам в соответствии с настоящим Положением ставки заработной платы (должностные оклады), тарифные ставки с учетом повышений, надбавок и доплат оказываются ниже действующих по состоянию на 31.08.2007 тарифных ставок (окладов) с учетом повышений, надбавок и доплат, предусмотренных нормативными правовыми актами, указанным работникам выплачивается соответствующая разница в заработной плате за время их работы в той же должности (профессии) в данном учреждении.
1.5. Во всех случаях, касающихся оплаты труда работников учреждений, не урегулированных настоящим Положением, учреждения руководствуются нормативными правовыми актами Московской области, а в случае их отсутствия - нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Установление ставок заработной платы
(должностных окладов) и тарифных ставок

2.1. Должностные оклады руководящих работников учреждений устанавливаются в зависимости от группы по оплате труда руководителей в соответствии с таблицами № 1, 3 приложения № 1 к настоящему Положению.
2.2. Заработная плата руководителей и их заместителей общеобразовательных учреждений, являющихся участниками комплексного проекта модернизации образования в рамках приоритетного национального проекта "Образование" (далее - Пилотных учреждений), состоит из Базовой и Стимулирующей частей.
Размер Базовой части заработной платы руководителей Пилотных учреждений исчисляется исходя из средней заработной платы педагогических работников по тарификационному списку, составленному на начало учебного года, увеличенной на коэффициент, учитывающий группу оплаты труда данного учреждения и уровень квалификации руководителя по результатам аттестации, в соответствии с таблицей № 2 приложения № 1.
В расчет Базовой части заработной платы руководителей включается заработная плата педагогических работников, ведущих часы учебной нагрузки по базисному учебному плану, с учетом повышений ставок заработной платы, предусмотренных в разделе 3 Положения, доплат и надбавок, предусмотренных пунктом 4.2 раздела 4 Положения, деленная на количество педагогических ставок на момент тарификации (с учетом количества часов за ставку в 1-4 классах и в 5-11 классах).
Полученный средний размер заработной платы умножается на коэффициент, учитывающий группу оплаты труда данного учреждения и уровень квалификации руководителя по результатам аттестации.
При расчете Базовой части заработной платы заместителей руководителей Пилотных учреждений используется также средний размер заработной платы педагогических работников, исчисленной для определения заработной платы руководителей, умноженный на коэффициент, учитывающий группу оплаты труда данного учреждения и уровень квалификации заместителя руководителя по результатам аттестации, в соответствии с таблицей № 2 приложения № 1.
Выплаты стимулирующего характера для руководителей и их заместителей Пилотных учреждений осуществляются в установленном порядке.
2.3. Группы по оплате труда руководителей определяются исходя из масштаба и сложности руководства учреждением и устанавливаются в соответствии с Объемными показателями и порядком отнесения муниципальных учреждений системы образования города Дубны Московской области, подведомственных управлению народного образования, к группам по оплате труда руководителей для установления их должностных окладов (приложение № 7).
2.4. Ставки заработной платы (должностные оклады) педагогических работников учреждений устанавливаются в соответствии с приложениями № 2 и к настоящему Положению.
(п. 2.4 в ред. постановления главы городского округа Дубна МО от 17.06.2008 № 29-ПГ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.5. Должностные оклады руководителей, специалистов и служащих учреждений, занимающих общеотраслевые должности, устанавливаются в соответствии с приложением № 3 к настоящему Положению.
2.6. Должностные оклады врачебного и среднего медицинского персонала учреждений устанавливаются в соответствии с приложением № 4 к настоящему Положению.
2.7. Должностные оклады работников культуры в образовательных учреждениях устанавливаются в соответствии с приложением № 5 к настоящему Положению.
Порядок установления должностных окладов работников в пределах диапазона окладов по соответствующей должности определяется руководителем учреждения в соответствии с деловыми качествами работника (опыт работы, навыки, качество исполнения трудовых обязанностей, результаты труда и другое) с учетом мнения представительного органа работников.
2.8. Межразрядные тарифные коэффициенты, тарифные ставки по разрядам тарифной сетки по оплате труда рабочих учреждений устанавливаются в соответствии с приложением № 6 к настоящему Положению.
2.9. Наименования должностей в штатном расписании учреждения, должностные обязанности педагогических работников учреждения должны соответствовать Тарифно-квалификационным характеристикам (требованиям) по должностям работников учреждений образования, согласованным Постановлением Минтруда России от 17.08.1995 № 46 с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Минтруда России от 22.11.1995 № 65.
Должности специалистов, предусмотренные в разделе II Тарифно-квалификационных характеристик (требований), а также должности руководителей, предусмотренные в разделе I Тарифно-квалификационных характеристик (требований), деятельность которых непосредственно связана с руководством образовательным (воспитательным) процессом, относятся к должностям педагогических работников.
2.10. Тарифные разряды по профессиям рабочих соответствуют тарифным разрядам Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС).
2.11. Руководителю учреждения предоставляется право устанавливать оплату труда высококвалифицированным рабочим муниципальных учреждений системы образования, подведомственных ГОРУНО, исходя из 9-10 разрядов тарифной сетки по оплате труда рабочих в соответствии с Перечнем профессий высококвалифицированных рабочих, занятых на важных и ответственных работах (приложение № 11).
2.12. Присвоение работникам квалификационных категорий производится в соответствии с Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений в установленном порядке.
2.13. Изменение ставок заработной платы (должностных окладов) производится в следующие сроки:
2.13.1. При увеличении стажа педагогической работы, стажа работы по специальности - со дня представления документа о стаже, дающем право на повышение размера ставки заработной платы (должностного оклада).
2.13.2. При получении образования или восстановлении документов об образовании - со дня представления соответствующего документа.
2.13.3. При присвоении квалификационной категории - в соответствии с приказом о присвоении квалификационной категории.
2.13.4. При присвоении почетного звания - со дня присвоения почетного звания.
2.13.5. При присуждении ученой степени - со дня вступления в силу решения о присуждении степени.
2.14. Должности главных специалистов (главных инженеров, главных методистов и др.) предусматриваются для возможного их введения (могут вводиться) в крупных учреждениях образования, отнесенных к I-II группам по оплате труда руководителей, с возложением на соответствующих работников функций руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности учреждения, а также по координации и методическому руководству группами специалистов, в т.ч. методическими комиссиями, объединениями, секциями образовательных учреждений.
Должность главного бухгалтера может вводиться в учреждениях, ведущих бухгалтерский учет и составляющих законченную бухгалтерскую отчетность, независимо от группы, к которой оно отнесено по оплате труда руководителей.
2.15. Руководители учреждений:
проверяют документы об образовании и стаже педагогической работы (работы по специальности, в определенной должности) и других оснований, в соответствии с которыми определяются размеры ставок заработной платы (должностных окладов) учителей, преподавателей, других работников, исчисляют их заработную плату;
ежегодно составляют и утверждают на работников, выполняющих педагогическую работу, включая работников, выполняющих эту работу в том же образовательном учреждении помимо основной работы, тарификационные списки работников согласно приложению 10 к настоящему Положению.
2.16. Руководители учреждений несут персональную ответственность за достоверность сведений в тарификационных списках работников и своевременное и правильное определение размеров заработной платы работников учреждений.

3. Повышение ставок заработной платы (должностных окладов)

3.1. Ставки заработной платы (должностные оклады), установленные руководящим работникам и специалистам настоящим Положением, повышаются:
3.1.1. На 20 процентов работникам, имеющим ученую степень доктора наук по профилю учреждения или педагогической деятельности (преподаваемых дисциплин).
3.1.2. На 10 процентов:
- работникам, имеющим ученую степень кандидата наук по профилю учреждения или педагогической деятельности (преподаваемых дисциплин);
- руководящим работникам и специалистам учреждений, имеющим почетные звания "Народный учитель", "Заслуженный учитель" и "Заслуженный преподаватель" СССР и союзных республик, входивших в состав СССР, "Заслуженный учитель Российской Федерации", "Народный учитель Российской Федерации", "Заслуженный работник образования Московской области";
- руководящим и педагогическим работникам учреждений, имеющим другие почетные звания: "Заслуженный мастер профтехобразования", "Заслуженный работник физической культуры", "Заслуженный работник культуры", "Заслуженный врач", "Заслуженный юрист" и другие почетные звания СССР и союзных республик, входивших в состав СССР, Российской Федерации, установленные для работников различных отраслей, название которых начинается со слов "Народный", "Заслуженный", при условии соответствия почетного звания профилю учреждений, а педагогических работников учреждений - при соответствии почетного звания профилю педагогической деятельности или преподаваемых дисциплин;
- руководящим работникам учреждений, имеющим почетные звания, не указанные выше, повышение оплаты труда производится только при условии соответствия почетного звания профилю учреждения, а специалистам учреждения - при соответствии почетного звания профилю педагогической деятельности или преподаваемых дисциплин;
- работникам учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности (детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва), имеющим звания "Заслуженный тренер", "Заслуженный мастер спорта", "Мастер спорта международного класса", "Гроссмейстер по шахматам (шашкам)", "Заслуженный работник физической культуры, спорта и туризма Московской области".
3.1.3. При наличии у работника двух оснований (наличие почетного звания и ученой степени) повышение ставок заработной платы (должностных окладов) производится по одному (максимальному) основанию в соответствии с настоящим Положением.
При наличии у работника нескольких почетных званий ставки заработной платы (должностные оклады) повышаются за одно почетное звание по выбору работника.
3.2. Работникам учреждений повышаются ставки заработной платы (должностные оклады) и тарифные ставки за работу:
3.2.1. В специальных (коррекционных) учреждениях (отделениях, классах, группах) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (в том числе с задержкой психического развития) - на 15-20 процентов.
На руководителя специального (коррекционного) учреждения возлагается право устанавливать:
- конкретный перечень работников, имеющих право на повышение ставок заработной платы (должностных окладов) и тарифных ставок;
- размер указанного повышения.
Установление конкретного перечня работников и размера указанного повышения производится с учетом мнения представительного органа работников учреждения.
3.2.2. В специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением: медицинским работникам - на 30 процентов, педагогическим работникам, включая руководителей, деятельность которых связана с учебно-воспитательным процессом, - на 20 процентов, другим работникам - на 15 процентов.
3.3. Педагогическим работникам учреждений за индивидуальное обучение на дому больных детей-хроников (при наличии соответствующего медицинского заключения) ставки заработной платы (должностные оклады) повышаются на 20 процентов.
3.4. Педагогическим работникам учреждений за индивидуальное и групповое обучение детей, находящихся на длительном лечении в детских больницах (клиниках) и детских отделениях больниц для взрослых, ставки заработной платы (должностные оклады) повышаются на 20 процентов.
3.5. Специалистам психолого-педагогических и медико-педагогических комиссий, логопедических пунктов ставки заработной платы (должностные оклады) повышаются на 20 процентов.
3.6. Руководителям в учреждениях, имеющих специальные (коррекционные) отделения, классы, группы для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии или классы (группы) для обучающихся (воспитанников), нуждающихся в длительном лечении, должностной оклад повышается на 15 процентов.
3.7. Педагогическим работникам лицеев, гимназий, колледжей ставки заработной платы (должностные оклады) повышаются на 15 процентов.
3.8. Директорам, заместителям директоров по учебной, учебно-воспитательной работе и воспитательной работе, по иностранному языку, по производственному обучению, учителям, преподавателям, воспитателям, старшим воспитателям, старшим вожатым, владеющим иностранным языком и применяющим его в практической работе в общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением иностранного языка, ставки заработной платы (должностные оклады) повышаются на 15 процентов.
3.9. Тренерам-преподавателям, инструкторам-методистам учреждений дополнительного образования детей (специализированных детско-юношеских спортивных школ, детско-юношеских спортивных школ и других учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности) ставки заработной платы (должностные оклады) повышаются за специализацию на 15 процентов.
3.10. В случаях когда работникам учреждений предусмотрено повышение ставок заработной платы (должностных окладов) и тарифных ставок по двум и более основаниям, абсолютный размер каждого повышения, установленного в процентах, исчисляется из ставок заработной платы (должностных окладов) и тарифных ставок без учета повышения по другим основаниям.
3.11. В случаях когда работник учреждения занимает две и более педагогические должности и ему предусмотрено повышение ставок заработной платы (должностных окладов), повышение производится по каждой должности.
3.12. Повышения ставок (окладов) по основаниям, предусмотренным в разделе 3 настоящего Положения, образуют новые размеры ставок заработной платы (должностных окладов), применяемых при исчислении заработной платы с учетом объема учебной нагрузки (педагогической работы).
3.13. Размеры других выплат работникам учреждений, устанавливаемые в процентах к ставкам заработной платы (должностным окладам) и тарифным ставкам в соответствии с разделом 4 настоящего Положения, определяются исходя из ставки заработной платы (должностного оклада) и тарифной ставки и их повышений, предусмотренных настоящим разделом.

4. Доплаты и надбавки

4.1. Доплаты компенсационного характера за условия труда, отклоняющиеся от нормальных:
4.1.1. За работу в ночное время (в период с 10 часов вечера до 6 часов утра) работникам учреждений устанавливаются доплаты в размере 35% от тарифной ставки (оклада) за каждый час работы в ночное время.
4.1.2. В случае привлечения работника к работе в установленный ему графиком выходной день или нерабочий праздничный день работа оплачивается не менее чем в двойном размере:
- работникам, труд которых оплачивается по часовым или дневным ставкам, - в размере не менее двойной часовой или дневной ставки;
- работникам, получающим месячный оклад, - в размере не менее одинарной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа в выходной и нерабочий праздничный дни производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной часовой или дневной ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы.
По желанию работника, работавшего в праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
4.1.3. Работникам, занятым на работах с особыми условиями труда, устанавливаются доплаты:
- за работу с вредными и тяжелыми условиями работы - до 12% от тарифной ставки (оклада);
- за работу с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда - до 24% от тарифной ставки (оклада).
Установление вышеуказанных доплат производится по результатам аттестации рабочих мест.
Конкретные размеры доплаты работникам устанавливаются работодателем в зависимости от продолжительности их работы в неблагоприятных условиях труда с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором.
4.2. Доплаты за дополнительную работу.
4.2.1. Общеобразовательному учреждению предусматриваются средства в размере 15 процентов базовой части фонда оплаты труда работников, установленного на текущий финансовый год, без учета доплат, указанных в пунктах 4.3, 4.4, за выполнение дополнительных работ, связанных с образовательным процессом и не входящих в круг основных обязанностей работника.
Перечень и размер доплат за выполнение дополнительных работ, связанных с образовательным процессом и не входящих в круг основных обязанностей работника, определяются учреждением самостоятельно в пределах выделенных бюджетных ассигнований и устанавливаются локальным нормативным актом учреждения или коллективным договором (соглашением) согласно приложению № 15 к Положению (не приводится).
(подп. 4.2.1 в ред. постановления главы городского округа Дубна МО от 21.07.2008 № 41-ПГ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4.2.2. Работнику (в т.ч. работающему по совместительству), выполняющему у того же работодателя наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительную работу по другой профессии (должности) или исполняющему обязанности временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, производится доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
4.2.3. При выполнении работником дополнительного объема работ по одной и той же профессии или должности производится доплата за расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ.
4.2.4. Размеры доплат за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, выполнение обязанностей временно отсутствующего работника устанавливаются руководителем образовательного учреждения по соглашению сторон в пределах фонда оплаты труда по замещаемой должности.
4.3. Надбавки:
4.3.1. Работникам культуры в образовательных учреждениях устанавливается надбавка в следующих размерах:
- при стаже работы по специальности от 1 года до 5 лет - 15 процентов;
- при стаже работы по специальности от 5 до 10 лет - 25 процентов;
- свыше 10 лет работы по специальности - 30 процентов.
4.3.2. В образовательных учреждениях работникам культуры, имеющим почетные звания, устанавливается надбавка к должностным окладам в размере 30 процентов.
4.3.3. Работникам культуры в образовательных учреждениях, имеющим стаж работы по специальности не менее 25 лет, устанавливается надбавка в размере 300 рублей, выплачиваемая по основному месту работы.
4.3.4. Предусмотреть муниципальному учреждению "Центр развития образования" средства в размере 30% от фонда должностных окладов работников, установленных на текущий финансовый год, на установление надбавок за организацию методической работы и внедрение информационных технологий в учебный процесс образовательных учреждений города.
(п. 4.3.4 введен постановлением главы городского округа Дубна МО от 14.02.2008 № 4-ПГ)

Подпункт 4.4 применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2008 года (абзац третий пункта 3 данного документа).

4.4. Учителям физической культуры общеобразовательных учреждений, тренерам-преподавателям образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности, непосредственно осуществляющим организацию школьных спортивных команд, подготовку и участие обучающихся в соревнованиях различного уровня, установить доплату в размере 50 процентов ставок заработной платы.
4.5. Учреждения системы образования, подведомственные управлению народного образования, за счет экономии и в пределах фонда оплаты труда, установленного на текущий финансовый год, могут устанавливать единовременные выплаты на основании локальных нормативных актов учреждения об установлении единовременных выплат.

5. Установление выплат стимулирующего характера

5.1. Учреждению в пределах выделенных бюджетных ассигнований предусматриваются средства в размере до 10 процентов от базовой части фонда оплаты труда работников, установленного на текущий финансовый год, без учета объема средств, определенных пунктами 4.2, 4.3, 4.4, на установление выплат стимулирующего характера и премирование на основании соответствующего постановления главы города.
Учреждение самостоятельно определяет виды, условия, размеры и порядок выплат стимулирующего характера.
Установление выплат стимулирующего характера производится, с учетом показателей результатов труда, утверждаемых локальными нормативными актами учреждения с учетом мнения представительного органа работников или коллективным договором.
5.2. Учреждению, являющемуся участником комплексного проекта модернизации образования в рамках приоритетного национального проекта "Образование", в пределах выделенных бюджетных ассигнований предусматриваются средства в размере 15 процентов от базовой части фонда оплаты труда работников, установленного на текущий финансовый год, без учета объема средств, определенных пунктами 4.2, 4.3, 4.4, на установление выплат стимулирующего характера.
Установление выплат стимулирующего характера производится в соответствии с локальным нормативным актом учреждения, принимаемым по согласованию с органом государственно-общественного управления учреждением и разработанным с учетом мнения представительного органа работников или коллективным договором, на основании Методических рекомендаций ГОРУНО к перечню, периодичности и порядку выплат из стимулирующей части ФОТ на основе показателей и критериев качества и результативности труда.
5.3. Руководителям учреждений виды, условия, размеры и порядок установления выплат стимулирующего характера определяются муниципальным органом управления образованием города Дубны Московской области с учетом мнения представительного органа работников.
5.4. Руководителям учреждений, являющихся участниками комплексного проекта модернизации образования в рамках приоритетного национального проекта "Образование", виды, условия, размеры и порядок установления выплат стимулирующего характера определяются муниципальным органом управления образованием города Дубны Московской области с учетом решения органа государственно-общественного управления учреждением и мнения представительного органа работников.

6. Установление порядка и условий почасовой оплаты труда

6.1. Почасовая оплата труда педагогических работников учреждений применяется при оплате:
6.1.1. За часы, отработанные в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам учителей, преподавателей, воспитателей и других педагогических работников, продолжавшегося не свыше двух месяцев.
6.1.2. За часы педагогической работы, отработанные учителями при работе с заочниками и детьми, находящимися на длительном лечении в больнице сверх объема, установленного им при тарификации.
6.1.3. Педагогической работы специалистов других учреждений и организаций (в т.ч. из числа работников органов управления образованием, методических и учебно-методических кабинетов), привлекаемых для педагогической работы в учреждении.
6.2. Размер оплаты за один час педагогической работы определяется путем деления установленной месячной ставки заработной платы педагогического работника за установленную норму часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих часов.

Подпункт 6.3 применяется к правоотношениям, возникшим с 1 декабря 2007 года (абзац второй пункта 3 данного документа).

6.3. Оплата труда за замещение отсутствующего учителя (преподавателя), если оно осуществлялось свыше двух месяцев, производится со дня начала замещения за все часы фактической преподавательской работы на общих основаниях с соответствующим увеличением его начальной (месячной) учебной нагрузки путем внесения изменений в тарификацию.
Почасовая оплата труда педагогических работников учреждений применяется при оплате труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий, с применением следующих коэффициентов:

+------------------------------+------------------------------------------+
¦Категории обучающихся         ¦Размеры коэффициентов                     ¦
¦                              +----------+--------+-------+--------------+
¦                              ¦профессор,¦доцент, ¦лица,  ¦демонстратор  ¦
¦                              ¦доктор    ¦кандидат¦не     ¦пластических  ¦
¦                              ¦наук      ¦наук    ¦имеющие¦поз,          ¦
¦                              ¦          ¦        ¦ученой ¦участвующий в ¦
¦                              ¦          ¦        ¦степени¦проведении    ¦
¦                              ¦          ¦        ¦       ¦учебных       ¦
¦                              ¦          ¦        ¦       ¦занятий, в    ¦
¦                              ¦          ¦        ¦       ¦зависимости от¦
¦                              ¦          ¦        ¦       ¦сложности     ¦
¦                              ¦          ¦        ¦       ¦пластической  ¦
¦                              ¦          ¦        ¦       ¦позы          ¦
+------------------------------+----------+--------+-------+--------------+
¦Обучающиеся в                 ¦     0,078¦   0,058¦  0,039¦0,0117-0,0155 ¦
¦общеобразовательных           ¦          ¦        ¦       ¦              ¦
¦учреждениях, учреждениях      ¦          ¦        ¦       ¦              ¦
¦начального и среднего         ¦          ¦        ¦       ¦              ¦
¦профессионального образования,¦          ¦        ¦       ¦              ¦
¦другие аналогичные категории  ¦          ¦        ¦       ¦              ¦
¦обучающихся, рабочие,         ¦          ¦        ¦       ¦              ¦
¦работники, занимающие         ¦          ¦        ¦       ¦              ¦
¦должности, требующие среднего ¦          ¦        ¦       ¦              ¦
¦профессионального образования,¦          ¦        ¦       ¦              ¦
¦слушатели курсов              ¦          ¦        ¦       ¦              ¦
+------------------------------+----------+--------+-------+--------------+
¦Студенты                      ¦     0,097¦   0,078¦  0,039¦0,0117-0,0155 ¦
+------------------------------+----------+--------+-------+--------------+

6.3.1. Ставки почасовой оплаты определяются исходя из размера тарифной ставки первого разряда тарифной сетки по оплате труда рабочих согласно приложению № 6 к настоящему Положению.
6.3.2. Ставки почасовой оплаты труда лиц, имеющих почетные звания, начинающиеся со слов "Народный", "Заслуженный", устанавливаются в размерах, предусмотренных для профессоров, докторов наук.
6.3.3. Оплата труда членов жюри конкурсов и смотров, членов экспертных групп аттестационных комиссий, а также рецензентов конкурсных работ производится по ставкам часовой оплаты труда, предусмотренным для лиц, проводящих учебные занятия со студентами.
6.3.4. В ставки почасовой оплаты включена оплата за отпуск.

7. Порядок определения уровня образования

7.1. Уровень образования работников образовательных учреждений определяется на основании дипломов, аттестатов и других документов об образовании. Перечень учебных заведений, окончание которых дает право на установление уровня образования педагогических работников, в приложении № 12.
7.2. Требования к уровню образования при установлении ставок заработной платы (должностных окладов) работников предусматривают наличие среднего или высшего профессионального образования и, как правило, не содержат специальных требований к профилю полученной специальности по образованию.
7.3. Специальные требования к профилю полученной специальности по образованию предъявляются по должностям концертмейстера (о наличии среднего или высшего музыкального образования), учителя-логопеда, учителя-дефектолога, логопеда (о наличии высшего дефектологического образования), педагога-психолога (о наличии среднего или высшего психологического образования или педагогического образования с дополнительной специальностью "Психология"), а также учителя учебных предметов (в том числе в начальных классах) специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
Среднее или высшее музыкальное образование определяют дипломы государственного образца об окончании консерваторий, музыкальных отделений и отделений клубной и культпросветработы институтов культуры, пединститутов (университетов), педучилищ и музыкальных училищ.
Высшее дефектологическое образование определяет диплом государственного образца об окончании пединститутов или педуниверситетов по специальностям: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, специальная психология, коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная), дефектология (логопедия, тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика), а также диплом государственного образца, полученный лицами с высшим профессиональным образованием после окончания спецфакультета с объемом подготовки по указанным выше специальностям не менее 1000 часов.
7.4. Педагогическим работникам, получившим диплом государственного образца "бакалавр", диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании, ставки заработной платы (должностные оклады) устанавливаются как лицам, имеющим среднее профессиональное образование.
Наличие у работников диплома государственного образца "специалист", "магистр" дает право на установление им ставок заработной платы (должностных окладов), предусмотренных для лиц, имеющих высшее профессиональное образование.
Наличие у работников диплома государственного образца о неполном высшем профессиональном образовании права на установление должностных окладов (ставок заработной платы), предусмотренных для лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, не дает.
Окончание трех полных курсов высшего учебного заведения, а также учительского института и приравненных к нему учебных заведений дает право на установление ставок заработной платы (должностных окладов), предусмотренных для лиц, имеющих среднее профессиональное образование.
7.5. Работники, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии образовательного учреждения в порядке исключения могут быть назначены руководителем образовательного учреждения на соответствующие должности так же, как и работники, имеющие специальную подготовку и стаж работы, и им могут быть установлены ставки заработной платы (должностные оклады), предусмотренные для лиц, имеющих среднее профессиональное образование, с учетом имеющегося фактического стажа педагогической работы.

8. Порядок определения стажа педагогической работы

8.1. Основным документом для определения стажа работы является трудовая книжка.
Стаж работы, не подтвержденный записями в трудовой книжке, может быть установлен на основании надлежаще оформленных справок за подписью руководителей соответствующих учреждений, скрепленных печатью, выданных на основании документов, подтверждающих стаж работы по специальности (приказы, послужные и тарификационные списки, книги учета личного состава, табельные книги, архивные описи и т.д.). Справки должны содержать данные о наименовании образовательного учреждения, о должности и времени работы в этой должности, о дате выдачи справки, а также сведения, на основании которых выдана справка о работе.
В случае утраты документов о стаже работы стаж может быть установлен на основании справок с прежних мест работы или на основании письменных заявлений двух свидетелей, подписи которых должны быть удостоверены в нотариальном порядке. Свидетели могут подтверждать стаж только за период совместной работы.
В исключительных случаях, когда не представляется возможным подтвердить стаж работы показаниями свидетелей, которые знали работника по совместной работе и за период этой работы, органы, в подчинении которых находятся образовательные учреждения, могут принимать показания свидетелей, знавших работника по совместной работе в одной системе.
8.2. Требования к квалификации предусматривают установление ставок заработной платы (должностных окладов) в зависимости от стажа педагогической работы, стажа работы по специальности (по профилю) или стажа работы в определенных должностях и учреждениях.
8.3. В стаж педагогической работы засчитывается педагогическая, руководящая и методическая работа в образовательных учреждениях, в учебно-методических учреждениях, работа на должностях руководителей и специалистов органов управления образованием и другая работа в ранее установленном порядке.
8.3.1. В стаж педагогической работы отдельных категорий педагогических работников образовательных учреждений и стаж работы по специальности (по профилю) засчитывается время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях (службы в Вооруженных силах СССР и Российской Федерации) по специальности (профессии), соответствующей профилю работы образовательного учреждения или профилю преподаваемого предмета (курса, дисциплины, кружка):
- преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки);
- учителям и преподавателям физвоспитания, руководителям физического воспитания, инструкторам по физкультуре, инструкторам-методистам (старшим инструкторам-методистам), тренерам-преподавателям (старшим тренерам-преподавателям);
- учителям, преподавателям трудового (профессионального) обучения, технологии, черчения, изобразительного искусства, информатики, специальных дисциплин, в том числе специальных дисциплин общеобразовательных учреждений (классов) с углубленным изучением отдельных предметов;
- педагогам дополнительного образования;
- педагогическим работникам экспериментальных образовательных учреждений;
- педагогам-психологам;
- методистам, инструкторам-методистам (включая старших) (кроме методистов и старших методистов учебно-методических кабинетов, центров, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов);
- педагогическим работникам учреждений среднего профессионального образования (отделений): культуры и искусства, музыкально-педагогических, художественно-графических, музыкальных;
- преподавателям учреждений дополнительного образования детей культуры и искусства (в т.ч. музыкальных и художественных), преподавателям специальных дисциплин музыкальных и художественных общеобразовательных учреждений, преподавателям музыкальных дисциплин педагогических училищ (педагогических колледжей), учителям музыки, музыкальным руководителям, концертмейстерам;
- преподавателям специальных дисциплин учреждений начального и среднего профессионального образования;
- дежурным по режиму (включая старших).
8.3.2. Исчисление стажа педагогической работы осуществляется с учетом времени работы в должности младшего воспитателя (помощника воспитателя), если в указанный период работник имел педагогическое образование или обучался в педагогическом учебном заведении и по его окончании приступил к педагогической деятельности.
8.4. Стаж работы в определенных должностях и учреждениях исчисляется методистам учебно-методических, методических кабинетов (центров), образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), учителям-логопедам, учителям-дефектологам психолого-медико-педагогических консультаций (комиссий) в следующем порядке:
в стаж работы в должности методистов (старших методистов) методических, учебно-методических кабинетов (центров), образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов при установлении должностных окладов (ставок заработной платы) включается время работы в указанных должностях, а также в должностях руководителей методических учреждений, учреждений повышения квалификации и их структурных подразделений. Кроме того, при переводе в указанные учреждения на должности методистов учителей, воспитателей и других работников образовательных учреждений, имеющих 1-ю или высшую квалификационную категорию, в их стаж включается время работы в должностях, соответствующих профилю работы методиста.

]]>
¦   ¦и др.), имеющие 1 класс и занятые перевозкой обучающихся (детей,     ¦
¦   ¦воспитанников)                                                       ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦2. ¦Повар, выполняющий обязанности заведующего производством             ¦
¦   ¦(шеф-повара), при отсутствии в штате учреждения такой должности      ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+
¦3. ¦Рабочий, выполняющий станочные работы по обработке металла и других  ¦
¦   ¦материалов резанием на металлообрабатывающих станках (токарь,        ¦
¦   ¦фрезеровщик, шлифовщик и др.), работы по холодной штамповке металла и¦
¦   ¦др. материалов, работы по изготовлению и ремонту, наладке            ¦
¦   ¦инструмента, технологической оснастке, контрольно-измерительных      ¦
¦   ¦приборов, принимающий непосредственное участие в учебном процессе    ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+

    
    Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

¦5. ¦Закройщик, занятый в учебно-производственных мастерских (ателье)     ¦
¦   ¦учреждений, принимающий непосредственное участие в учебном процессе  ¦
+---+---------------------------------------------------------------------+

Примечания:
1. Оплата труда исходя из 9-10 тарифных разрядов тарифной сетки по оплате труда рабочих учреждений производится рабочим, указанным в пп. 3 и 5 настоящего Перечня, имеющим 6 тарифный разряд согласно Единому тарифно-квалификационному справочнику (ЕТКС) и выполняющим работы, предусмотренные этим разрядом или высшей сложности.
2. Другим рабочим учреждений, не предусмотренных настоящим Перечнем, оплата труда исходя из 9-10 тарифных разрядов тарифной сетки по оплате труда рабочих учреждений может устанавливаться при условии выполнения ими качественно и в полном объеме работ по трем и более профессиям (специальностям), если по одной из них они имеют разряд не ниже 6 разряда.
3. В учреждениях могут применяться Перечни высококвалифицированных рабочих, занятых на важных и ответственных работах, оплата труда которых может производиться по условиям оплаты труда, предусмотренным в пункте 1 настоящего Порядка, утвержденные для муниципальных учреждений города Дубны с иными видами экономической деятельности при условии выполнения соответствующих видов работ.
4. Водителям 1 класса, предусмотренным в п. 1 настоящего Перечня, надбавка за классность учтена в размере ставки заработной платы.
5. Порядок установления оплаты труда рабочих исходя из 9 или 10 тарифных разрядов тарифной сетки по оплате труда рабочих учреждений осуществляется в соответствии с пунктом 2.11 настоящего Положения в пределах средств, направляемых на оплату труда.





Приложение № 12
к Положению

ПЕРЕЧЕНЬ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, ОКОНЧАНИЕ КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО
НА УСТАНОВЛЕНИЕ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

1. Высшее образование:
- все государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (учебные институты, университеты, академии и высшие училища);
- все негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, имеющие лицензию на право ведения образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации;
- лица, сдавшие испытания экстерном за курс высшего профессионального образования.
2. Среднее профессиональное образование:
- все государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования;
- все негосударственные образовательные учреждения среднего профессионального образования, имеющие лицензию на право ведения образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации;
- окончание трех полных курсов государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования или негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования, имеющего лицензию на право ведения образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации, а также учительского института и приравненных к нему учебных заведений.
3. Среднее общее образование:
- государственные (или негосударственные) общеобразовательные учреждения, имеющие лицензию на право ведения образовательной деятельности по программам среднего образования и свидетельство государственной аккредитации;
- государственные (или негосударственные) образовательные учреждения начального профессионального образования по подготовке квалифицированных специалистов (рабочих) со средним образованием, имеющие лицензию на право ведения образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации;
- государственные (или негосударственные) образовательные учреждения - средние специальные музыкальные школы и средние специальные школы искусств, имеющие лицензию на право ведения образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации.





Приложение № 13
к Положению

РЕЖИМ УЧЕБНО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
И НАПОЛНЯЕМОСТЬ УЧЕБНЫХ ГРУПП В УЧРЕЖДЕНИЯХ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

+-------------------------+--------+--------------------+------------------------+
¦Этапы подготовки         ¦Год     ¦Режим               ¦Наполняемость учебных   ¦
¦занимающихся             ¦обучения¦учебно-тренировочной¦групп, чел.,            ¦
¦                         ¦        ¦работы (час/неделя) ¦минимальная/максимальная¦
¦                         ¦        ¦                    +------------------------+
¦                         ¦        ¦                    ¦группы видов спорта     ¦
¦                         ¦        ¦                    +-------+-------+--------+
¦                         ¦        ¦                    ¦I      ¦III    ¦III     ¦
+-------------------------+--------+--------------------+-------+-------+--------+
¦Спортивно-оздоровительный¦Весь    ¦                   6¦  15/30¦  15/30¦   15/30¦
¦                         ¦период  ¦                    ¦       ¦       ¦        ¦
+-------------------------+--------+--------------------+-------+-------+--------+
¦Начальной подготовки     ¦До года ¦                   6¦  15/30¦  15/30¦   15/30¦
+-------------------------+--------+--------------------+-------+-------+--------+
¦                         ¦Свыше   ¦                   9¦  14/28¦  14/28¦   14/28¦
¦                         ¦года    ¦                    ¦       ¦       ¦        ¦
+-------------------------+--------+--------------------+-------+-------+--------+
¦Учебно-тренировочный     ¦До 2 лет¦                  12¦   8/20¦  12/20¦   10/20¦
+-------------------------+--------+--------------------+-------+-------+--------+
¦                         ¦Свыше 2 ¦                  18¦   6/16¦  12/16¦    8/16¦
¦                         ¦лет     ¦                    ¦       ¦       ¦        ¦
+-------------------------+--------+--------------------+-------+-------+--------+
¦Спортивного              ¦До года ¦                  24¦   5/12¦   6/12¦    6/12¦
¦совершенствования        ¦        ¦                    ¦       ¦       ¦        ¦
+-------------------------+--------+--------------------+-------+-------+--------+
¦                         ¦Свыше   ¦                  28¦   4/12¦   6/12¦    5/12¦
¦                         ¦года    ¦                    ¦       ¦       ¦        ¦
+-------------------------+--------+--------------------+-------+-------+--------+
¦Высшего спортивного      ¦Весь    ¦                  32¦   3/8 ¦   6/8 ¦    4/8 ¦
¦мастерства               ¦период  ¦                    ¦       ¦       ¦        ¦
+-------------------------+--------+--------------------+-------+-------+--------+

Примечания:
1. Недельный режим учебно-тренировочной работы является максимальным и устанавливается в зависимости от специфики вида спорта, периода и задач подготовки. Общегодовой объем учебно-тренировочной работы, предусмотренный указанными режимами работы, начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки может быть сокращен не более чем на 25%.
2. При объединении в одну группу занимающихся, разных по возрасту и спортивной подготовленности, разница в уровнях их спортивного мастерства не должна превышать двух разрядов, а их количественный состав на этапе высшего спортивного мастерства - 8 человек; спортивного совершенствования - 12 человек; учебно-тренировочном - 16 человек (для занимающихся свыше 2 лет) и 20 человек (для занимающихся до 2 лет) - с учетом правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях.
3. В видах спорта, включенных в первую группу, кроме основного тренера-преподавателя, могут привлекаться тренеры-преподаватели по смежным видам спорта (акробатике, хореографии и др.) при условии одновременной работы со спортсменами. Оплата их труда не должна суммарно превышать половины от размера оплаты труда основного тренера-преподавателя.





Приложение № 14
к Положению

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ ДЕТЕЙ В ОБЪЕДИНЕНИЯХ РАЗЛИЧНОГО
ПРОФИЛЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

+---+------------------------+------------------------+----------+-----------------+
¦№  ¦Профили и отдельные виды¦Наполняемость групп     ¦Число     ¦Продолжительность¦
¦п/п¦кружков                 +-----------+------------+занятий в ¦занятий <*>      ¦
¦   ¦                        ¦минимальная¦максимальная¦неделю    ¦                 ¦
+---+------------------------+-----------+------------+----------+-----------------+
¦1  ¦Занятия техническим     ¦    10     ¦          15¦    2     ¦2 по 45 мин., с  ¦
¦   ¦творчеством             ¦           ¦            ¦          ¦10-минутным      ¦
¦   ¦(авиамодельный,         ¦           ¦            ¦          ¦перерывом        ¦
¦   ¦судомодельный,          ¦           ¦            ¦          ¦                 ¦
¦   ¦радиотехнические и др.) ¦           ¦            ¦          ¦                 ¦
+---+------------------------+-----------+------------+----------+-----------------+
¦2  ¦Занятия с использованием¦    10     ¦          15¦   1-2    ¦2 по 30 мин.     ¦
¦   ¦компьютерной техники    ¦           ¦            ¦          ¦учащихся 1-5     ¦
¦   ¦                        ¦           ¦            ¦          ¦классов (7-10    ¦
¦   ¦                        ¦           ¦            ¦          ¦лет); 2 по 45    ¦
¦   ¦                        ¦           ¦            ¦          ¦мин. - с 6 класса¦
¦   ¦                        ¦           ¦            ¦          ¦и старше (11-16  ¦
¦   ¦                        ¦           ¦            ¦          ¦лет)             ¦
+---+------------------------+-----------+------------+----------+-----------------+
¦3  ¦Художественные          ¦                                                     ¦
¦   ¦объединения детей:      ¦                                                     ¦
+---+------------------------+------------------------+----------+-----------------+
¦   ¦Литературно-творческие  ¦           15           ¦    2     ¦2 по 45 мин.     ¦
+---+------------------------+------------------------+----------+-----------------+
¦   ¦Театральные             ¦           15           ¦    2     ¦2 по 45 мин.     ¦
+---+------------------------+-----------+------------+----------+-----------------+
¦   ¦Хоровые                 ¦    30     ¦          70¦    2     ¦2 по 45 мин.     ¦
+---+------------------------+-----------+------------+----------+-----------------+
¦   ¦Оркестровые             ¦от 10      ¦до 30       ¦    2     ¦Репетиция - около¦
¦   ¦                        ¦           ¦            ¦          ¦3,5 час.,        ¦
¦   ¦                        ¦           ¦            ¦          ¦внутренний       ¦
¦   ¦                        ¦           ¦            ¦          ¦перерыв - 20-25  ¦
¦   ¦                        ¦           ¦            ¦          ¦мин.             ¦
+---+------------------------+-----------+------------+----------+-----------------+
¦   ¦Бального танца          ¦   10-12   ¦          45¦    2     ¦2 по 45 мин.     ¦
+---+------------------------+-----------+------------+----------+-----------------+
¦   ¦Хореографии             ¦    15     ¦25 <**>     ¦    2     ¦2 по 30 мин. -   ¦
¦   ¦                        ¦           ¦            ¦          ¦младшие школьники¦
¦   ¦                        ¦           ¦            ¦          ¦2 по 45 мин. -   ¦
¦   ¦                        ¦           ¦            ¦          ¦другие группы    ¦
+---+------------------------+-----------+------------+----------+-----------------+
¦   ¦Прикладных видов        ¦    15     ¦          20¦    2     ¦2 по 45 мин.     ¦
¦   ¦художественного         ¦           ¦            ¦          ¦                 ¦
¦   ¦творчества              ¦           ¦            ¦          ¦                 ¦
+---+------------------------+-----------+------------+----------+-----------------+
¦   ¦Изобразительного        ¦    10     ¦          15¦    2     ¦2-3-4 по 45 мин. ¦
¦   ¦искусство               ¦           ¦            ¦          ¦                 ¦
+---+------------------------+-----------+------------+----------+-----------------+
¦   ¦Кинолюбителей           ¦           15           ¦    2     ¦2 по 45 мин.     ¦
+---+------------------------+------------------------+----------+-----------------+
¦   ¦Шахматный клуб          ¦           15           ¦   2-3    ¦2 по 45 мин.     ¦
+---+------------------------+------------------------+----------+-----------------+
¦4  ¦Занятия в кружках юных  ¦           15           ¦1-2 похода¦3 по 45 мин.,    ¦
¦   ¦натуралистов и краеведов¦                        ¦или       ¦занятия на       ¦
¦   ¦                        ¦                        ¦занятия на¦местности до 4   ¦
¦   ¦                        ¦                        ¦местности ¦час.             ¦
¦   ¦                        ¦                        ¦в месяц   ¦                 ¦
+---+------------------------+-----------+------------+----------+-----------------+
¦5  ¦Занятия                 ¦    15     ¦          20¦2, из них ¦2 по 45 мин.     ¦
¦   ¦эколого-биологической   ¦           ¦            ¦одно      ¦                 ¦
¦   ¦направленности          ¦           ¦            ¦проводится¦                 ¦
¦   ¦                        ¦           ¦            ¦по        ¦                 ¦
¦   ¦                        ¦           ¦            ¦подгруппам¦                 ¦
+---+------------------------+-----------+------------+----------+-----------------+
¦6  ¦Занятия                 ¦    15     ¦          30¦   2-3    ¦45 мин. - для    ¦
¦   ¦физкультурно-спортивного¦           ¦            ¦          ¦учащихся 8-13    ¦
¦   ¦профиля: группы         ¦           ¦            ¦          ¦лет, 2 по 45 мин.¦
¦   ¦начальной подготовки    ¦           ¦            ¦          ¦2 - для учащихся ¦
¦   ¦                        ¦           ¦            ¦          ¦14-17 лет        ¦
+---+------------------------+-----------+------------+----------+-----------------+
¦7  ¦Радиоспорт              ¦     8     ¦          15¦   2-3    ¦2 по 45 мин.     ¦
+---+------------------------+-----------+------------+----------+-----------------+
¦8  ¦Занятия картингом       ¦    10     ¦          15¦    1     ¦45 мин.          ¦
+---+------------------------+-----------+------------+----------+-----------------+
¦9  ¦Прочие                  ¦    15     ¦          30¦   2-3    ¦В зависимости от ¦
¦   ¦                        ¦           ¦            ¦          ¦характера        ¦
¦   ¦                        ¦           ¦            ¦          ¦занятий,         ¦
¦   ¦                        ¦           ¦            ¦          ¦теоретические - 2¦
¦   ¦                        ¦           ¦            ¦          ¦по 45 мин.       ¦
+---+------------------------+-----------+------------+----------+-----------------+

--------------------------------
<*> продолжительность занятий от 30 до 45 минут с обязательным 10 минутным перерывом между ними для отдыха детей и проветривания помещений;
<**> младшая группа первого года обучения.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru