Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мордовия


ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 июня 2008 г. № 3-15/2008

Верховный Суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Мордовия Н.В.Демидчик,
при секретаре судебного заседания М.Н.Авдейкиной
с участием в деле:
заявителя - Прокурора Республики Мордовия, его представителя Родиной В.М., представившей в подтверждение своих полномочий удостоверение,
заинтересованного лица - Правительства Республики Мордовия, его представителя Малышевой Н.В., представившей в подтверждение своих полномочий доверенность от 28 февраля 2008 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Саранске гражданское дело по заявлению Прокурора Республики Мордовия об оспаривании постановления Правительства Республики Мордовия от 31 января 2005 года № 23 "Об освобождении от платы за негативное воздействие на окружающую среду бюджетных учреждений Республики Мордовия"

установил:

31 января 2005 года Правительством Республики Мордовия принято постановление № 23 "Об освобождении от платы за негативное воздействие на окружающую среду бюджетных учреждений Республики Мордовия".
Текст нормативного акта опубликован официально для всеобщего сведения в печатном издании "Известия Мордовии" 16 февраля 2005 года (л.д. 4).
Прокурор Республики Мордовия обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с заявлением о признании указанного постановления противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.
В обоснование заявления прокурор указал, что в нарушение постановления Правительства РФ от 28.08.1992 года № 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" Правительство республики не согласовало с территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации и Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора освобождение от платы за загрязнение окружающей природной среды отдельных организаций социальной и культурной сферы, а также организаций, финансируемых из федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также незаконно освободило от платы бюджетные учреждения, финансируемые из местных бюджетов.
В судебном заседании Родина В.М. от имени Прокурора Республики Мордовия заявление поддержала по изложенным в нем основаниям.
В судебном заседании Малышева Н.В. от имени Правительства Республики Мордовия с заявленными требованиями согласилась по существу и объяснила, что постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 июня 2008 года, опубликованным для всеобщего сведения 25 июня 2008 года, оспариваемое постановление отменено с 1 января 2009 года. Просила признать нормативный акт недействующим с этой же даты.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, Верховный Суд Республики Мордовия удовлетворяет заявленное прокурором требование по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного акта органа государственной власти противоречащим закону полностью или в части.
Прокурором оспаривается постановление Правительства Республики Мордовия от 31 января 2005 года № 23 "Об освобождении от платы за негативное воздействие на окружающую среду бюджетных учреждений Республики Мордовия".
В соответствии с пунктом "к" части первой статьи 72 Конституции Российской Федерации законодательство об охране окружающей природной среды находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В данной сфере правового регулирования действуют Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции от 26.06.2007 г.), постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 года № 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 указанного постановления Правительства Российской Федерации определение ставок платы и освобождение от нее возложено на органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемое прокурором постановление принято Правительством Республики Мордовия в пределах компетенции субъекта Российской Федерации и в рамках полномочий исполнительного органа республики.
Вместе с тем оспариваемое постановление противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 года № 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия", в соответствии с которым освобождение от платы за загрязнение окружающей среды отдельных организаций социальной и культурной сферы, а также организаций, финансируемых из федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации возможно только по согласованию с территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации и Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора.
В данном случае такое согласование отсутствовало, что не оспаривается Правительством Республики Мордовия.
Кроме того, возможность освобождения от платы предусмотрена только в отношении организаций, финансируемых из федерального бюджета Российской Федерации и бюджетов субъектов Российской Федерации, а оспариваемым постановлением освобождены от платы и бюджетные учреждения, финансируемые из местных бюджетов.
В соответствии с частью 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В связи с тем, что с момента принятия и до вынесения судом решения оспариваемое постановление Правительства Республики Мордовия фактически применялось, и на основании этого акта были реализованы права организаций, суд признает постановление недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Довод представителя Правительства Республики Мордовия о необходимости признания постановления недействующим с 1 января 2009 года, то есть со следующего бюджетного года в связи с невозможностью увеличения соответствующих расходов бюджетных учреждений, отклоняется, поскольку пунктом 2 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрена процедура увеличения бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств в текущем финансовом году.
Также суд учитывает, что оспариваемое постановление было принято позже нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому оно противоречит.
Отмена Правительством Республики Мордовия оспариваемого постановления с 1 января 2009 года не исключает возможности признания его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, поскольку до 1 января 2009 года постановление является действующим.
В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с Правительства Республики Мордовия должна быть взыскана государственная пошлина в размере 2000 рублей.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия

решил:

заявление Прокурора Республики Мордовия удовлетворить.
Признать постановление Правительства Республики Мордовия от 31 января 2005 года № 23 "Об освобождении от платы за негативное воздействие на окружающую среду бюджетных учреждений Республики Мордовия" недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Правительства Республики Мордовия государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу опубликовать в печатном издании "Известия Мордовии".
На решение может быть подана кассационная жалоба и принесено кассационное представление в десятидневный срок в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия.

Судья Верховного Суда
Республики Мордовия
Н.В.ДЕМИДЧИК



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru