Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Краснодарский край


ГОРОДСКАЯ ДУМА КРАСНОДАРА
LXI ЗАСЕДАНИЕ 4 СОЗЫВА

РЕШЕНИЕ
от 24 сентября 2009 г. № 61 п.15

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
НА 2009 - 2013 ГОДЫ

В соответствии со статьей 31 Устава муниципального образования город Краснодар городская Дума Краснодара решила:
1. Утвердить Программу социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар на 2009 - 2013 годы (прилагается).
2. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на комитет городской Думы Краснодара по финансам, бюджету и налогам (Дьяченко).

Глава муниципального
образования город Краснодар
В.Л.ЕВЛАНОВ





Приложение
к решению
городской Думы Краснодара
от 24 сентября 2009 г. № 61 п.15

ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
НА 2009 - 2013 ГОДЫ

Раздел I

Паспорт
Программы социально-экономического развития
муниципального образования город Краснодар
на 2009 - 2013 годы

1. Наименование Программы: Программа социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар на 2009 - 2013 годы (далее - Программа).
2. Основание для разработки Программы: Закон Краснодарского края от 03.02.2009 № 1692-КЗ "О программе социально-экономического развития Краснодарского края до 2012 года".
3. Заказчик Программы: администрация муниципального образования город Краснодар.
4. Разработчик Программы: департамент экономического развития, инвестиций и внешних связей администрации муниципального образования город Краснодар.
5. Координатор Программы: департамент экономического развития, инвестиций и внешних связей администрации муниципального образования город Краснодар.
6. Основные исполнители Программы: отраслевые, территориальные и функциональные органы администрации муниципального образования город Краснодар.
7. Основные цели Программы: реализация основных направлений стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар до 2020 года:
"Рост благосостояния жителей",
"Создание комфортной среды обитания",
"Обеспечение устойчивого экономического развития".
8. Задачи Программы:
реконструкция центральной части муниципального образования город Краснодар;
создание предпосылок для переноса промышленных производств из центра города;
техническое перевооружение и модернизация предприятий, внедрение современных технологий;
создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;
формирование крупного транспортно-логистического комплекса межрегионального значения;
повышение эффективности сельскохозяйственного производства;
обеспечение условий для эффективного функционирования рынков жилья, формирование земельных участков под застройку, рынков строительных материалов;
реконструкция системы инженерной инфраструктуры и обеспечение условий для снижения дефицита энергии, применения энергосберегающих технологий;
развитие и техническое переоснащение объектов здравоохранения;
проведение мероприятий по борьбе с опасными заболеваниями;
развитие материальной базы и техническое переоснащение объектов образования, создание эффективной системы обучения в школах работе с современными информационными технологиями;
развитие и техническое переоснащение объектов культуры, физкультуры и спорта.
9. Сроки и этапы реализации Программы: период реализации Программы: 2009 - 2013 годы,
этапы реализации Программы:
первый этап - 2009 - 2011 годы;
второй этап - 2012 - 2013 годы.
10. Объемы и источники финансирования Программы: общий объем необходимых финансовых средств для реализации Программы составляет 1610938,7 млн. рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 14,1 млн. рублей;
краевой бюджет - 6701,1 млн. рублей;
местный бюджет (бюджет муниципального образования город Краснодар) - 8975,9 млн. рублей;
внебюджетные источники - 1595247,6 млн. рублей.
Объем прогнозного финансирования подлежит ежегодной корректировке в соответствии с уточнением бюджета и изменениями в налоговом законодательстве.
11. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: рост основных показателей социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар по отношению к 2008 году:
объемов отгруженной продукции промышленного производства - в 2,4 раза;
услуг транспорта - в 1,7 раза;
валовой продукции сельского хозяйства - в 1,9 раза;
объема розничного товарооборота - в 1,8 раза;
общественного питания - в 1,9 раза;
платных услуг населению - в 1,9 раза;
объема инвестиций в основной капитал - в 3,3 раза;
среднемесячной номинальной начисленной заработной платы - в 2,3 раза.
12. Система организации контроля за исполнением Программы: контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляет администрация муниципального образования город Краснодар.

Раздел II

Введение

Рост макроэкономических показателей развития экономики муниципального образования город Краснодар (далее по тексту также Краснодар, город, город Краснодар), реальное повышение качества жизни горожан, активизация производства в ряде отраслей промышленности во многом являются следствием проводимых социально-экономических преобразований.
Администрация муниципального образования город Краснодар, осуществляя разработку предложений по основным направлениям социально-экономического развития, принимает активное участие в их непосредственной реализации.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Пятилетний план социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар на 2004 - 2008 годы (основные штрихи), а не План социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар на среднесрочную перспективу (2004 - 2008 годы).

В 2004 году администрацией муниципального образования город Краснодар разработан План социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар на среднесрочную перспективу (2004 - 2008 годы), утвержденный решением городской Думы Краснодара от 17.06.2004 № 50 п.6 (далее План).
Основными направлениями Плана являлись приведение инфраструктуры города в соответствие с потребностями бизнеса, повышение инвестиционной активности и обеспечение развития промышленности на основе технологической модернизации, повышение открытости экономики муниципального образования город Краснодар, инновационное развитие отраслей промышленности, формирование эффективной системы предоставления социальных услуг, обеспечение благоприятных макроэкономических условий развития.
Ориентируясь на достигнутые за 2004 - 2008 годы по каждому из этих направлений социально-экономические показатели, сформирована программа социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар на 2009 - 2013 годы (далее - Программа).
Программа разработана в соответствии с Законом Краснодарского края от 03.02.2009 № 1692-КЗ "О программе социально-экономического развития Краснодарского края до 2012 года" и увязана по целям и задачам с Программой социально-экономического развития Краснодарского края на среднесрочный период.
Разработка Программы основывается на всестороннем анализе сложившейся в городе социально-экономической ситуации с учетом региональных и муниципальных интересов, конкурентных преимуществ, внутренних и внешних факторов экономического роста на дальнейшую перспективу.
Программа включает комплекс мероприятий (увязанных по целям, задачам, ресурсам и срокам реализации), обеспечивающих эффективное решение ключевых проблем и достижение стратегических целей, определенных стратегией социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар до 2020 года, утвержденной решением городской Думы Краснодара от 27.12.2007 № 35 п.2.
Главная цель стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар на период до 2020 года - "Краснодару - столичный облик, горожанам достойную жизнь" предполагает:
сохранение и укрепление здоровья горожан;
обеспечение высокой занятости и рост доходов населения;
полное удовлетворение потребностей в жилье, продуктах питания, товарах и услугах, рост образовательного и культурного уровней жителей;
формирование современного архитектурного облика муниципального образования город Краснодар с сохранением культурно-исторического наследия;
обеспечение нормальных условий и безопасности проживания горожан;
устойчивое экономическое развитие муниципального образования город Краснодар и другое.

Раздел III

Социально-экономическая характеристика
муниципального образования город Краснодар

Подраздел 3.1. Общая характеристика
муниципального образования город Краснодар

Основанный казаками в 1793 году административный центр Краснодарского края - город Краснодар - является крупнейшим промышленным, транспортным, торговым, научным и культурным центром Юга России.
Город Краснодар расположен на Кубано-Приазовской (Прикубанской) низменности, на правом берегу реки Кубань, в 1539 км к югу от Москвы. На северо-востоке город Краснодар граничит с Динским районом, на западе - с Красноармейским районом Краснодарского края, на юге, по акватории реки Кубань, с Тахтамукайским районом Республики Адыгея, на востоке с Усть-Лабинским районом Краснодарского края. Рельеф местности - степной, климат - умеренно-континентальный.
Город занимает выгодное экономико-географическое положение в Южном федеральном округе, расположен на важнейших транспортных магистралях, связывающих центр России с портами Черного и Азовского морей, а также курортами черноморского побережья Кавказа. В юго-восточной части Краснодара расположено Кубанское водохранилище, построенное в 1973 году для обеспечения выполнения производственных и мелиоративных мероприятий.
Территория в границах муниципального образования составляет 841,4 квадратных километра, или 1,1 процента территории Краснодарского края. Город разделен на четыре внутригородских округа: Западный, Карасунский, Прикубанский и Центральный. В границах муниципального образования город Краснодар находятся 5 сельских округа и 29 сельских населенных пунктов.
Численность постоянного населения по расчетным данным органов статистики составляет 781,3 тысячи человек, или 15,2 процента населения края, из которых 91 процент относится к городскому населению и 9 процентов - к сельскому. По данным переписи 2002 года в столице Кубани проживают представители более 120 национальностей. Самыми многочисленными этносами являются русские - 89,6 процента, армяне - 3,5 процента, украинцы - 2,1 процента и другие национальности - 4,8 процента.
Муниципальное образование город Краснодар является крупным транспортным узлом, который включает все виды транспорта: воздушный, железнодорожный, речной, автобусный, городской электротранспорт (трамвай, троллейбус). Из аэропорта города выполняются регулярные и чартерные рейсы в города России, СНГ, страны дальнего зарубежья. С полной нагрузкой работают 3 железнодорожных вокзала, через которые за сутки проходит около 40 транзитных поездов (в летнее время их количество увеличивается более чем в 2 раза). Через Краснодар проходят автотрассы, имеющие стратегическое значение, связывающие город с Азово-Черноморским побережьем, Ростовской областью и Ставропольским краем. По реке Кубань осуществляется движение речного транспорта в акваторию Азовского моря. По итогам за 2005 год Краснодар стал победителем конкурса "Лучшее муниципальное образование России" в номинации "Инфраструктура муниципального образования" (раздел "Транспорт").
Современный Краснодар - индустриальный центр. На 158 крупных и средних, а также многочисленных малых промышленных предприятиях работает около 60 тысяч человек, или свыше 13 процентов всех занятых в экономике города. Ведущее место в структуре промышленности занимает пищевая, машиностроительная и металлообрабатывающая, лесная и деревообрабатывающая, легкая отрасли промышленности. Промышленность города также представлена предприятиями электроэнергетики, строительных материалов, химии и нефтехимии, микробиологии и другими.
Пригородный агропромышленный комплекс представлен 21 сельскохозяйственным предприятием и свыше 1200 крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, которые ежегодно производят более 70 тысяч тонн зерновых, 50 тысяч тонн овощей, 5 тысяч тонн мяса, 16 тысяч тонн молока, 200 миллионов штук яиц.
Краснодар входит в пятерку российских городов, имеющих Генеральный план развития города на период до 2025 года. За 2004 - 2008 годы построено 4437,9 тысячи квадратных метра общей площади жилья за счет всех источников финансирования.
Город Краснодар в силу своего геополитического, природно-климатического и экономического потенциала занимает особое место среди муниципальных образований Краснодарского края и является одним из наиболее привлекательных городов в Южном федеральном округе. Краснодар является лидером по привлечению инвестиций, как в Краснодарском крае, так и в Южном федеральном округе. За 2004-2008 годы в экономику города привлечено инвестиций в основной капитал свыше 200 миллиардов рублей. В 2008 году по версии журналов "Форбс" и "РБК" город Краснодар занял первое место в списке городов, с населением более 200 тысяч человек, самых привлекательных для бизнеса.
Столица Кубани - общепризнанный научный, образовательный и культурный центр. В 35 государственных и негосударственных высших учебных заведениях работают 230 докторов наук, профессоров и 1300 кандидатов наук, обучается более 100 тысяч студентов. Спектр сельскохозяйственной науки представлен шестью научно-исследовательскими институтами, большая часть которых являются федеральными.
В городе разработана и внедряется программа совершенствования муниципальной системы здравоохранения. Совершенствуется организация медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения, система управления здравоохранением и повышения эффективности использования бюджетных средств. Муниципальная система здравоохранения города Краснодара по ряду показателей занимает лидирующее положение в России.
В Краснодаре находятся Российский центр функциональной хирургической гастроэнтерологии, краевой центр гомеопатии, первый в России Центр грудной хирургии. На базе Краснодарского муниципального лечебно-диагностического объединения создан комплекс центров специализированного курсового амбулаторного лечения (СКАЛ).
Муниципальное образование город Краснодар - крупный культурный центр России. В городе функционируют Краснодарский государственный академический театр драмы, Краснодарский краевой театр кукол, Краснодарский государственный цирк, Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына, выставочный зал изобразительных искусств, спорткомплекс "Олимп" на 3000 мест, 5 парков, дендрарий, 2 аквапарка. В составе муниципального творческого объединения "Премьера" - Музыкальный театр (1933), концертный зал камерной и органной музыки, Дворец искусств, Театр классического балета Юрия Григоровича, Молодежный театр, Новый театр кукол, Театр ветеранов сцены (единственный в России) - всего 18 творческих коллективов. В состав Краснодарской краевой филармонии входят 14 исполнительских коллективов. Гордостью Краснодара является известный в стране и за рубежом Государственный кубанский казачий хор под управлением В.Г. Захарченко.
В городе расположен Краснодарский ботанический сад и лесопарк.
Учитывая особое геополитическое положение Краснодарского края на Юге России, город Краснодар стал одним из наиболее значимых городов Южного федерального округа и ежегодно подтверждает это результатами социально-экономического развития.

Подраздел 3.2. Социально-экономическое положение
муниципального образования город Краснодар
в 2004 - 2008 годах

3.2.1. Социальная сфера

3.2.1.1. Уровень жизни населения

Стабилизация и наметившийся подъем экономики в последние годы обусловили повышение уровня жизни населения. Номинальные среднедушевые доходы жителей краевого центра возросли с 70,7 тысячи рублей в 2003 году до 223 тысяч рублей в 2008 году (в 3,2 раза). Увеличилось соотношение денежных доходов населения с прожиточным минимумом: если в 2003 году среднедушевые доходы населения в месяц превышали прожиточный минимум в 2,9 раза, то в 2008 году - в 4 раза.

Денежные доходы и расходы населения

+------------------------------+------------------------------------------+
¦                              ¦                   Годы                   ¦
¦   Наименование показателя    +------+------+------+------+------+-------+
¦                              ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008  ¦
¦                              ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦оценка ¦
+------------------------------+------+------+------+------+------+-------+
¦              1               ¦  2   ¦  3   ¦  4   ¦  5   ¦  6   ¦   7   ¦
+------------------------------+------+------+------+------+------+-------+
¦Денежные доходы населения на  ¦70,7  ¦84,1  ¦104,8 ¦131,7 ¦170,2 ¦223    ¦
¦душу населения, тыс. рублей   ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦       ¦
+------------------------------+------+------+------+------+------+-------+
¦Реальные располагаемые        ¦117,1 ¦106,8 ¦108,3 ¦115,3 ¦118,1 ¦116    ¦
¦денежные доходы, в процентах к¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦       ¦
¦предыдущему году              ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦       ¦
+------------------------------+------+------+------+------+------+-------+
¦Денежные расходы населения на ¦101,4 ¦118,6 ¦158,5 ¦203,2 ¦269,6 ¦389    ¦
¦душу населения, тыс. рублей   ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦       ¦
+------------------------------+------+------+------+------+------+-------+
¦Удельный вес численности      ¦11,2  ¦11,1  ¦10,9  ¦10,9  ¦10,8  ¦10,5   ¦
¦населения с денежными доходами¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦       ¦
¦ниже величины прожиточного    ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦       ¦
¦минимума в общей численности  ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦       ¦
¦населения края, в процентах   ¦      ¦      ¦      ¦      ¦      ¦       ¦
+------------------------------+------+------+------+------+------+-------+

В структуре доходов главенствующая роль принадлежит заработной плате, которая в среднемесячном исчислении увеличилась с 6 тысяч рублей в 2003 году до 18,3 тысячи рублей в 2008 году, или в 3 раза. В разрезе видов экономической деятельности динамика среднемесячной заработной платы характеризуется следующими данными:

+------------------------------------+------------------------------------+
¦                                    ¦                Годы                ¦
¦                                    +--------+--------+--------+---------+
¦      Наименование показателя       ¦        ¦        ¦        ¦  2008   ¦
¦                                    ¦  2005  ¦  2006  ¦  2007  ¦(крупные ¦
¦                                    ¦        ¦        ¦        ¦и средние¦
¦                                    ¦        ¦        ¦        ¦предпр.) ¦
+------------------------------------+--------+--------+--------+---------+
¦                 1                  ¦   2    ¦   3    ¦   4    ¦    5    ¦
+------------------------------------+--------+--------+--------+---------+
¦Реальная начисленная заработная     ¦103,7   ¦112     ¦120,9   ¦122,2    ¦
¦плата, в процентах к предыдущему    ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦году                                ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
+------------------------------------+--------+--------+--------+---------+
¦Среднемесячная начисленная          ¦8212,5  ¦10040,5 ¦13345   ¦18273,9  ¦
¦заработная плата работников         ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦организаций по отраслям экономики   ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦всего в экономике, руб.             ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
+------------------------------------+--------+--------+--------+---------+
¦в том числе по видам экономической  ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦деятельности:                       ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
+------------------------------------+--------+--------+--------+---------+
¦сельское хозяйство, охота и лесное  ¦7187,5  ¦8649,5  ¦10690,6 ¦13108,9  ¦
¦хозяйство                           ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
+------------------------------------+--------+--------+--------+---------+
¦рыболовство, рыбоводство            ¦        ¦        ¦8730,2  ¦11399,2  ¦
+------------------------------------+--------+--------+--------+---------+
¦добыча полезных ископаемых          ¦14020,8 ¦16574,1 ¦27330,9 ¦43291,6  ¦
+------------------------------------+--------+--------+--------+---------+
¦обрабатывающие производства         ¦7793,8  ¦9760,7  ¦11993,5 ¦18310,6  ¦
+------------------------------------+--------+--------+--------+---------+
¦производство и распределение        ¦10708,3 ¦13166,7 ¦17639,7 ¦21065,1  ¦
¦электроэнергии, газа и воды         ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
+------------------------------------+--------+--------+--------+---------+
¦строительство                       ¦7473    ¦9728,9  ¦14766,5 ¦23502,4  ¦
+------------------------------------+--------+--------+--------+---------+
¦транспорт и связь                   ¦10813,7 ¦11183,7 ¦15169,8 ¦20974,7  ¦
+------------------------------------+--------+--------+--------+---------+
¦оптовая и розничная торговля; ремонт¦5505    ¦6682,2  ¦9910,4  ¦17830,2  ¦
¦автотранспортных средств,           ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦мотоциклов, бытовых изделий и       ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦предметов личного пользования       ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
+------------------------------------+--------+--------+--------+---------+
¦гостиницы и рестораны               ¦        ¦7197,9  ¦7110,1  ¦10704,6  ¦
+------------------------------------+--------+--------+--------+---------+
¦прочие виды деятельности            ¦8792    ¦11234,9 ¦14472,5 ¦17313    ¦
+------------------------------------+--------+--------+--------+---------+

Как видно из приведенных данных наибольший рост оплаты труда произошел по следующим видам экономической деятельности: строительство - в 3,14 раза, добыча полезных ископаемых - в 3,08 раза, обрабатывающие производства в - 2,35 раза.
С ростом благосостояния возросла покупательская способность населения. В расчете на одного жителя объем продаж увеличился с учетом индекса цен по сравнению с 2003 годом в 2 раза.
Изменилась структура потребительских расходов населения, у населения появилась возможность вкладывать часть средств в строительство жилья.
Повышение благосостояния горожан, в первую очередь, зависит от социальной политики в отношении граждан, в том числе и менее обеспеченных.
Проводимая политика в области социальной защиты населения направлена на оказание помощи инвалидам и ветеранам войны, поддержку малоимущих слоев населения и обездоленных детей, а также жителей города, попавших в экстремальные и трудные ситуации. За истекшие пять лет улучшили жилищные условия 208 семей из числа этой категории жителей города.

3.2.1.2. Демографическая ситуация

Демографическая ситуация оказывает прямое влияние на состояние экономики, конкурентоспособности, стабильности региона, и в конечном итоге на благосостояние граждан.
Численность постоянного населения на 01.01.2009 составила 781,3 тысячи человек, или 15,2 процента населения края, из которых 91 процент относится к городскому населению и 9 процентов - к сельскому. По данным переписи 2002 года в столице Кубани проживают представители более 120 национальностей. Самыми многочисленными этносами являются русские, армяне, украинцы, адыгейцы и белорусы.
Плотность населения города на 1 января 2009 года составила 928,4 человека на 1 квадратный километр.

Численность постоянного населения
города Краснодара на начало года
(тысяч человек)

Рисунок не приводится.

Демографическая ситуация в муниципальном образовании город Краснодар в период 2003 - 2007 годы характеризовалась продолжающимся процессом снижения численности постоянного населения. С 2008 года наблюдается положительная тенденция изменения некоторых демографических показателей.
В 2008 году по сравнению с 2003 годом увеличился показатель рождаемости с 9,5 промилле до 11,9 промилле на одну тысячу человек населения.
С 2005 года в городе отмечается снижение смертности населения. В то же время число умерших превысило родившихся в 1,1 раза, но показатель смертности ниже показателя по Краснодарскому краю (по городу - 12,5 промилле, по краю - 14,3 промилле в 2008 году).
Естественная убыль населения в 2008 году составила 423 человека и уменьшилась по сравнению с 2007 годом на 967 человек, или на 69,6 процента.
За счет естественной убыли город ежегодно теряет почти 0,1 процента населения, что в расчете на одну тысячу населения ниже показателя по краю (0,5 промилле и 2,1 промилле соответственно в 2008 году).
Снижение уровня смертности за указанный период не привело к естественному приросту населения, а только, значительно, в 7,3 раза снизило естественную убыль населения.

Показатели естественного движения населения (человек)

Рисунок не приводится.

Заметный прогресс за последнее десятилетие достигнут в городе по снижению уровня младенческой смертности. Уровень младенческой смертности детей, умерших в возрасте до 1 года, снизился с 10,6 промилле в 2003 году до 4,7 промилле в 2008 году на тысячу родившихся, что значительно ниже уровня смертности по Краснодарскому краю (10,8 - 7,1).
Доля лиц трудоспособного возраста на начало 2008 года составила 63,1 процента от численности городского населения, что выше показателя по Краснодарскому краю (61,2 процента), а старше трудоспособного возраста - 22,76 процента, что в целом не отличается от показателя по Краснодарскому краю (22,79 процента). Возрастная структура населения города сильно постарела: доля детей (14,2 процента) значительно меньше доли населения старше трудоспособного возраста (22,8 процента). С проблемой демографического старения тесно связана такая негативная тенденция как рост демографической нагрузки на трудоспособное население. Коэффициент демографической нагрузки в городе за счет населения старше трудоспособного возраста достаточно высокий (585), но ниже среднекраевого показателя (634).

Коэффициенты демографической нагрузки
(лиц нетрудоспособного возраста на одну
тысячу человек трудоспособного возраста)

Рисунок не приводится.

Краснодар относится к числу городов с более благополучной демографической ситуацией. Численность населения города сокращалась значительно медленнее, чем в среднем по стране. В 2006 году 72 процента естественной убыли (по Российской Федерации - 15 процентов) компенсировалось миграцией. Рост численности населения в 2008 году по сравнению с предыдущим годом на 0,6 тысячи человек произошел, в основном, за счет миграционного прироста (на 1,1 тысячи человек). За 2008 год в Краснодар прибыло 9450 человек (в том числе в город - 9231 человек, в село - 219 человек), выбыло 8357 человек (в том числе из города - 7815 человек, из села - 542 человека), миграционный прирост населения составил 1093 человека. Миграционный прирост превысил естественные потери населения города в 2,6 раза. Интенсивность миграционного прироста в расчете на одну тысячу населения составила 1,4 человека и увеличилась по сравнению с 2003 годом в 2 раза. В то же время по сравнению с 2007 годом миграционный прирост населения уменьшился на 1848 человек, или на 62,8 процента.

Основные показатели демографической ситуации

+-------------------------------------+-----------------------------------+
¦                                     ¦               Годы                ¦
¦       Наименование показателя       +-----+-----+-----+-----+-----+-----+
¦                                     ¦2003 ¦2004 ¦2005 ¦2006 ¦2007 ¦2008 ¦

]]>
¦       ¦наряд Краснодара" на 2007 -   +----------+--------------+-----------+-------+-------+-----------+------------+---------+обстановки за счет     ¦
¦       ¦2010 гг. (проект до 2013 года)¦2009      ¦91,9          ¦           ¦       ¦91,9   ¦           ¦            ¦         ¦увеличения зеленых     ¦
¦       ¦                              +----------+--------------+-----------+-------+-------+-----------+------------+---------+насаждений и           ¦
¦       ¦                              ¦2010      ¦548,2         ¦           ¦       ¦548,2  ¦           ¦            ¦         ¦эстетического облика   ¦
¦       ¦                              +----------+--------------+-----------+-------+-------+-----------+------------+---------+столицы Кубани         ¦
¦       ¦                              ¦2011      ¦700,0         ¦           ¦       ¦700,0  ¦           ¦            ¦         ¦                       ¦
¦       ¦                              +----------+--------------+-----------+-------+-------+-----------+------------+---------+                       ¦
¦       ¦                              ¦2012      ¦800,0         ¦           ¦       ¦800,0  ¦           ¦            ¦         ¦                       ¦
¦       ¦                              +----------+--------------+-----------+-------+-------+-----------+------------+---------+                       ¦
¦       ¦                              ¦2013      ¦850,0         ¦           ¦       ¦850,0  ¦           ¦            ¦         ¦                       ¦
+-------+------------------------------+----------+--------------+-----------+-------+-------+-----------+------------+---------+-----------------------+
¦7.2.2. ¦КЦП "Развитие ЛПХ на          ¦Всего     ¦1,24          ¦0,00       ¦1,24   ¦0,00   ¦0,00       ¦0,00        ¦0,00     ¦Увеличение объемов     ¦
¦       ¦территории Краснодарского     +----------+--------------+-----------+-------+-------+-----------+------------+---------+производства           ¦
¦       ¦края" на 2007 - 2009 гг.      ¦2009      ¦1,24          ¦           ¦1,24   ¦       ¦           ¦            ¦         ¦сельскохозяйственной   ¦
¦       ¦                              ¦          ¦              ¦           ¦       ¦       ¦           ¦            ¦         ¦продукции субъектами   ¦
¦       ¦                              ¦          ¦              ¦           ¦       ¦       ¦           ¦            ¦         ¦малых форм             ¦
¦       ¦                              ¦          ¦              ¦           ¦       ¦       ¦           ¦            ¦         ¦хозяйствования на селе ¦
+-------+------------------------------+----------+--------------+-----------+-------+-------+-----------+------------+---------+-----------------------+
¦7.2.3. ¦КЦП "Развитие сельского       ¦Всего     ¦0,972         ¦0,9        ¦0,051  ¦0,0    ¦0,0        ¦0,0         ¦0,0      ¦Повышение уровня       ¦
¦       ¦хозяйства и регулирование     +----------+--------------+-----------+-------+-------+-----------+------------+---------+обеспеченности         ¦
¦       ¦рынков сельскохозяйственной   ¦2009      ¦0,323         ¦0,307      ¦0,016  ¦       ¦           ¦            ¦         ¦собственными средствами¦
¦       ¦продукции, сырья и            +----------+--------------+-----------+-------+-------+-----------+------------+---------+субъектов малых форм   ¦
¦       ¦продовольствия в Краснодарском¦2010      ¦0,324         ¦0,307      ¦0,017  ¦       ¦           ¦            ¦         ¦хозяйствования на селе ¦
¦       ¦крае на 2008 - 2012 годы"     +----------+--------------+-----------+-------+-------+-----------+------------+---------+                       ¦
¦       ¦                              ¦2011      ¦0,325         ¦0,307      ¦0,018  ¦       ¦           ¦            ¦         ¦                       ¦
+-------+------------------------------+----------+--------------+-----------+-------+-------+-----------+------------+---------+-----------------------+
¦7.2.4. ¦КЦП "Пастбища для выпаса      ¦Всего     ¦1,004         ¦0,0        ¦1,004  ¦0,0    ¦0,0        ¦0,0         ¦0,0      ¦Обеспечение ЛПХ        ¦
¦       ¦коров, содержащихся в ЛПХ на  +----------+--------------+-----------+-------+-------+-----------+------------+---------+пастбищами для выпаса  ¦
¦       ¦территории Краснодарского     ¦2009      ¦0,178         ¦           ¦0,178  ¦       ¦           ¦            ¦         ¦коров, содержащихся в  ¦
¦       ¦края"                         +----------+--------------+-----------+-------+-------+-----------+------------+---------+ЛПХ на территории МО   ¦
¦       ¦                              ¦2010      ¦0,394         ¦           ¦0,394  ¦       ¦           ¦            ¦         ¦г.Краснодар            ¦
¦       ¦                              +----------+--------------+-----------+-------+-------+-----------+------------+---------+                       ¦
¦       ¦                              ¦2011      ¦0,432         ¦           ¦0,432  ¦       ¦           ¦            ¦         ¦                       ¦
+-------+------------------------------+----------+--------------+-----------+-------+-------+-----------+------------+---------+-----------------------+
¦       ¦Всего по программе            ¦Всего     ¦1610938,7     ¦14,1       ¦6701,1 ¦8975,9 ¦359462,6   ¦627985,4    ¦607799,5 ¦                       ¦
¦       ¦                              +----------+--------------+-----------+-------+-------+-----------+------------+---------+                       ¦
¦       ¦                              ¦2009      ¦992294,2      ¦13,5       ¦2106,1 ¦1610,8 ¦214495,8   ¦389278,4    ¦384789,6 ¦                       ¦
¦       ¦                              +----------+--------------+-----------+-------+-------+-----------+------------+---------+                       ¦
¦       ¦                              ¦2010      ¦484135,8      ¦0,3        ¦2221,8 ¦2460,1 ¦113445,8   ¦184856,3    ¦181151,5 ¦                       ¦
¦       ¦                              +----------+--------------+-----------+-------+-------+-----------+------------+---------+                       ¦
¦       ¦                              ¦2011      ¦119988,3      ¦0,3        ¦2373,2 ¦2511,0 ¦25108,6    ¦48256,8     ¦41738,4  ¦                       ¦
¦       ¦                              +----------+--------------+-----------+-------+-------+-----------+------------+---------+                       ¦
¦       ¦                              ¦2012      ¦10358,1       ¦0,0        ¦0,0    ¦1182,5 ¦4035,7     ¦5080,0      ¦60,0     ¦                       ¦
¦       ¦                              +----------+--------------+-----------+-------+-------+-----------+------------+---------+                       ¦
¦       ¦                              ¦2013      ¦4162,3        ¦0,0        ¦0,0    ¦1211,5 ¦2376,8     ¦514,0       ¦60,0     ¦                       ¦
+-------+------------------------------+----------+--------------+-----------+-------+-------+-----------+------------+---------+-----------------------+

--------------------------------
<*> КЦП "КСО" - краевая целевая программа "Краснодару - столичный облик"



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru