Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Краснодарский край


АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 сентября 2009 г. № 3475

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ
ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР
НА 2010 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 И 2012 ГОДОВ

В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и распоряжением администрации муниципального образования город Краснодар от 28.04.2009 № 100-р "Об утверждении графика корректировки параметров планового периода местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" постановляю:
1. Утвердить основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Краснодар на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (прилагаются).
2. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава муниципального
образования город Краснодар
В.Л.ЕВЛАНОВ





Утверждены
постановлением администрации
МО город Краснодар
от 24 сентября 2009 г. № 3475

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР НА 2010 ГОД И НА
ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2011 И 2012 ГОДОВ

Раздел I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Основные направления бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Краснодар на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (далее - бюджетная и налоговая политика) подготовлены в соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и решением городской Думы Краснодара от 22.11.2007 № 32 п.2 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании город Краснодар".
Разработка бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Краснодар осуществлена на основании Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, которое содержит основные направления и ориентиры бюджетной политики в 2010 - 2012 годах.
2. Бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар в посткризисный период. Сложность современной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей развития муниципального образования город Краснодар.
Бюджетная политика должна создавать источники повышения конкурентоспособности экономики муниципального образования город Краснодар, ее модернизации и технологического обновления.
3. Проект местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов будет сформирован на три года на основе бюджетного законодательства, обеспечивающего реализацию принципов среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат.
При проведении бюджетной политики приоритетами администрации муниципального образования город Краснодар, как и в предшествующие годы, были: наращивание поступлений собственных доходов на основе экономического роста и развития налогового потенциала, первоочередное максимальное удовлетворение текущих потребностей бюджетной сферы, обеспечение своевременных расчетов по социальным выплатам отдельным категориям населения муниципального образования город Краснодар, повышение ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
4. Особое значение приоритеты бюджетной политики администрации муниципального образования город Краснодар приобрели в условиях мирового экономического кризиса. Важнейшим фактором проводимой бюджетной политики является необходимость поддержания сбалансированности местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар), поскольку падение доходов местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) в условиях финансового кризиса заставляет корректировать бюджет на 2010 год и на плановый период 2011 - 2012 годов на основе следующих принципов: во-первых, бюджетное планирование должно базироваться на консервативных прогнозах доходов местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар); во-вторых, необходима разумная политика сдерживания роста непервоочередных расходов местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар); в-третьих, при реализации антикризисных мер нельзя решать сиюминутные проблемы в ущерб долговременным приоритетам, принимать решения, влекущие за собой рост неэффективных расходов, сохранять сложившиеся перекосы и дисбалансы, нарушать базовые бюджетные принципы и процедуры, размывая финансовую ответственность муниципального образования город Краснодар.
5. В рамках антикризисных мер налогового стимулирования в 2008 году на федеральном уровне в оперативном порядке были внесены уточнения и изменения в законодательство о налогах и сборах:
начиная с 1 января 2009 года ставка налога на прибыль организаций снижена с 24 процентов до 20 процентов;
увеличена "амортизационная премия" по налогу на прибыль организаций с 1 января 2009 года. Для основных средств, относящихся к 3 - 7 амортизационным группам, величина так называемой "амортизационной премии" (то есть, возможности относить на расходы текущего периода до начала начисления амортизации определенную долю расходов на приобретение или создание основных средств) увеличена с 10 процентов до 30 процентов. Таким образом, при комбинации нелинейного метода начисления амортизации и амортизационной премии по 3 - 7 амортизационным группам налогоплательщики получили возможность относить на расходы основную часть стоимости приобретаемых основных средств, что является существенной льготой, оправданной во многих случаях в условиях высокой инфляции и отсутствия переоценки основных средств в целях начисления амортизации;
в кризисных условиях в целях активизации сделок на рынке недвижимости, облегчения бремени для лиц, имеющих задолженность по ипотечным кредитам, увеличен размер имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них с 1000000 рублей до 2000000 рублей. Причем это решение распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года. Таким образом, физические лица, которые приобрели право собственности на жилые помещения в 2008 году, смогут воспользоваться увеличенным налоговым вычетом.
6. В создавшихся условиях мирового финансового кризиса администрацией муниципального образования город Краснодар совместно с налоговыми, правоохранительными и другими контролирующими органами муниципального образования город Краснодар была усилена работа по недопущению снижения поступления доходов в местный бюджет (бюджет муниципального образования город Краснодар). Особый упор сделан на снижение задолженности по налоговым и неналоговым доходам в местный бюджет (бюджет муниципального образования город Краснодар), проводится работа с руководителями организаций, имеющих признаки ухудшения результатов финансово-хозяйственной деятельности, для недопущения искусственного занижения налогооблагаемой базы. Активизирована адресная работа с руководителями организаций по вопросам недопущения массового сокращения рабочих мест, снижения уровня заработной платы, нарушения сроков выплаты заработной платы и неуплаты налога на доходы физических лиц в бюджет.
7. Исполнение местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) в 2009 году осуществляется в условиях экономического кризиса, негативно повлиявшего на поступление доходов в бюджетную систему Российской Федерации в целом и в местный бюджет (бюджет муниципального образования город Краснодар), в частности. Местный бюджет (бюджет муниципального образования город Краснодар) за первое полугодие 2009 года исполнен по доходам в сумме 5194362,7 тыс. рублей или 38,1 процента к годовому плану.
В первом полугодии 2009 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года произошло сокращение поступлений в местный бюджет таких доходных источников, как налог на прибыль организаций (на 24,5 процента), вследствие сокращения налогооблагаемой прибыли организаций, налога на доходы физических лиц (на 11,3 процента) из-за отмены с 1 января 2009 года дополнительного норматива отчисления по налогу на доходы физических лиц в местный бюджет (бюджет муниципального образования город Краснодар) и резкого падения темпов роста фонда оплаты труда работающих на территории муниципального образования город Краснодар.
Расходы местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) за первое полугодие 2009 года исполнены в сумме 6535311,6 тыс. рублей или 44,9 процента к годовым бюджетным назначениям, в том числе за счет собственных доходов местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) - 4249180,5 тыс. рублей или 40,1 процента, за счет средств краевого бюджета - 2286131,1 тыс. рублей или 57,8 процента соответственно. Значительную долю в общем объеме расходов местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) - 37,9 процента или 2478722,4 тыс. рублей составляют расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда, которые исполнены на 45,8 процента к годовому бюджетному назначению. Расходы местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) на социально-культурную сферу профинансированы на сумму 2793959,3 тыс. рублей, жилищно-коммунальное хозяйство - 1564927,6 тыс. рублей, национальную экономику - 1375743,1 тыс. рублей, или 42,8 процента, 23,9 процента, 21,1 процента от общего объема расходов соответственно. В 2009 году в первоочередном порядке финансируются расходы по обеспечению жизнедеятельности муниципального образования город Краснодар и неотложные расходы по содержанию бюджетных учреждений.

Раздел II

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

8. Бюджетная и налоговая политика на 2010 - 2012 годы направлена на содействие социальному и экономическому развитию муниципального образования город Краснодар, создание основ для улучшения качества роста экономики.
9. Основными целями бюджетной и налоговой политики в 2010 - 2012 годах являются:
9.1. Сохранение бюджетной политики в качестве важнейшего инструмента макроэкономического регулирования. Бюджетная политика в среднесрочной перспективе должна быть направлена не только на поддержание бюджетной сбалансированности, но и на обеспечение сбалансированного развития экономики в целом.
9.2. Усиление роли бюджета в стимулировании долгосрочного роста экономики, повышения уровня жизни населения, повышение устойчивости местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар).
9.3. Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости. В ближайшие годы потребуется адаптация бюджетных расходов к более низкому уровню доходов.
9.4. Повышение эффективности расходов бюджета. В условиях вынужденного снижения объемов расходов бюджета необходимо обеспечить высокое качество и эффективность муниципальных услуг, реформировать и оптимизировать использование бюджетных средств.
9.5. Создание налоговых стимулов для увеличения инвестиций в человеческий капитал, включая сферы образования, здравоохранения, повышение эффективности налоговой системы.
9.6. Обеспечение исполнения социальных обязательств муниципального образования город Краснодар.
9.7. Ограничение размеров бюджетного дефицита в целях сохранения стабильности и устойчивости выполнения прежде всего социальных обязательств.
9.8. Переход к режиму жесткой экономии бюджетных средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля.
9.9. Определение приоритетов и целей использования бюджетных средств путем проведения подробной и внимательной инвентаризации бюджетных расходов в целях исключения непервоочередных расходов. При принятии решений о финансировании должен быть четко определен ожидаемый эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его достижение. Контроль за целевым расходованием бюджетных средств должен сопровождаться содержательным анализом достигнутых результатов.
9.10. Определение оптимальных форм поддержки реального сектора экономики и финансовой системы, исключающих иждивенчество и создающих стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергоэффективности экономики и производительности труда. Выполнение требований повышения эффективности должно быть обязательным условием оказания государственной и муниципальной поддержки.
9.11. Усовершенствование механизма осуществления муниципального заказа, а также использования комплексных методов управления инвестиционными проектами.

Раздел III

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

10. На формирование доходной части местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) в 2010 - 2012 годах будет влиять неопределенность в развитии мирового экономического кризиса. Бюджетное планирование на среднесрочную перспективу осуществляется в ситуации, при которой сохраняются высокие риски продолжения этого кризиса.
В 2009 году в России наблюдается спад валового внутреннего продукта, более глубокий по сравнению с первоначальными прогнозами. Перспективы восстановления положительного роста валового внутреннего продукта в 2010 году остаются неопределенными. Высок уровень числа безработных, медленно снижается инфляция, впервые за десятилетие прогнозируется снижение реального уровня доходов граждан.
Сокращение объемов промышленного производства и строительства, негативная тенденция изменения иных макроэкономических показателей может привести к росту задолженности по налоговым и неналоговым доходам перед местным бюджетом (бюджетом муниципального образования город Краснодар) и увеличению масштабов уклонения от уплаты налоговых и неналоговых платежей.
11. При формировании налоговой политики на среднесрочную перспективу должен учитываться ряд актуальных факторов.
Во-первых, в кризисный период произошло снижение доходов бюджетной системы, прежде всего налоговых поступлений.
Во-вторых, большинство граждан и организаций находятся сегодня в сложном финансовом положении.
В-третьих, принятые решения о переходе на страховые принципы ресурсного обеспечения государственной пенсионной системы и соответствующее повышение размеров платежей приведут - при прочих равных условиях - к увеличению финансовой нагрузки на бизнес (даже с учетом снижения налоговой нагрузки по налогу на прибыль с 2009 года).
12. В условиях принимаемых на федеральном уровне антикризисных мер, совершенствования законодательства о налогах и сборах, проведения социально-экономических преобразований в среднесрочной перспективе ожидается ряд изменений в законодательстве о налогах и сборах и бюджетном законодательстве Российской Федерации, которые окажут влияние на формирование доходной части местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар). Следует перечислить некоторые из них:
12.1. По налогу на доходы физических лиц:
включение с 1 января 2010 года в состав имущественных налоговых вычетов сумм фактически произведенных налогоплательщиком расходов на приобретение на территории Российской Федерации земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков, на которых расположены приобретаемые жилые дома, или доли (долей) в них;
увеличение с 1 января 2010 года размера имущественного налогового вычета в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, со 125000 рублей до 250000 рублей.
12.2. По налогу на прибыль организаций:
в законодательство о налогах и сборах планируется внесение изменений, направленных на сокращение возможностей минимизации налогообложения, связанных с переносом на будущее убытков поглощаемых (реорганизуемых) или приобретаемых компаний. Отсутствие ограничений создает на рынке искаженные стимулы, направленные на приобретение неэффективного бизнеса без последующего его развития. В настоящее время существует возможность посредством присоединения убыточных организаций направить на погашение их убытков всю полученную прибыль.
12.3. По специальным налоговым режимам:
в целях снижения налоговой нагрузки на экономических агентов в условиях экономического кризиса и с учетом замены единого социального налога на страховые взносы планируется повышение, начиная с 2010 года, сроком на 3 года, порога предельной величины доходов, позволяющего организации (индивидуальному предпринимателю) применять упрощенную систему налогообложения, до 60 млн. рублей в год. Соответственно, с 2010 года право перейти на упрощенную систему налогообложения получат организации, чьи доходы по итогам 9 месяцев 2009 года не превысили 45 млн. рублей;
для повышения объективности установления размеров единого налога на вмененный доход на федеральном уровне планируется разработать порядок определения базовой доходности по видам предпринимательской деятельности, облагаемым указанным налогом, который должен основываться на системе отраслевых исследований базовой доходности, проводимых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
12.4. По транспортному налогу с 1 января 2010 года ожидается увеличение средних ставок этого налога, установленных статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации, в два раза, при сохранении действующего в настоящее время минимального уровня налоговых ставок. Изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации, позволят органам государственной власти субъектов Российской Федерации уменьшать данные ставки не в пять, а в десять раз. Такой порядок даст возможность региональным властям, при желании, не повышать налоговую нагрузку на владельцев транспортных средств либо увеличить ставки транспортного налога на отдельные категории с целью пополнения бюджетных доходов.

]]>
12.5. С 1 января 2010 года ожидается увеличение размеров государственной пошлины на ряд юридически значимых действий.
12.6. В среднесрочной перспективе в Налоговый кодекс Российской Федерации планируется включение главы, регулирующей налогообложение недвижимости. Налог на недвижимость предполагается ввести взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц после проведения кадастрового учета объектов недвижимости и утверждения результатов кадастровой оценки объектов недвижимости.
13. Основными целями налоговой политики муниципального образования город Краснодар в среднесрочной перспективе являются:
13.1. Противодействие разразившемуся экономическому кризису и устранение его последствий.
13.2. Мобилизация и наращивание собственных доходов местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) за счет экономического роста и развития налогового потенциала и повышение устойчивости местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар).
14. Для реализации основных целей налоговой политики муниципального образования город Краснодар необходимо провести работу по следующим направлениям:
14.1. Проводить предупреждение и предотвращение снижения объемов производства продукции, работ и услуг во всех сферах экономики муниципального образования город Краснодар. Способствовать восстановлению роста экономических показателей и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет (бюджет муниципального образования город Краснодар).
14.2. Усилить привлечение инвестиций и рост капитальных вложений за счет собственных источников хозяйствующих субъектов всех форм собственности и организационно-правовых форм.
14.3. Проводить эффективную работу с убыточными предприятиями, в том числе реализовать систему мер по стабилизации финансового состояния по каждому убыточному предприятию индивидуально, особо уделять внимание суммам экономически необоснованных убытков с целью недопущения искусственного уменьшения налоговой базы.
14.4. Повысить результативность работы по восстановлению платежеспособности хозяйствующих субъектов, находящихся в различных стадиях банкротства.
14.5. Способствовать недопущению массового увольнения работников во всех сферах экономики муниципального образования город Краснодар, существенного снижения их заработной платы.
14.6. Необходимо обращать внимание на установление работникам всех сфер экономики муниципального образования город Краснодар заработной платы до размера не ниже среднеотраслевого уровня, а также недопущение ее выплаты "конвертным" способом и образования просроченной задолженности по заработной плате.
14.7. Снизить имеющуюся недоимку по налоговым и неналоговым доходам, поступающим в местный бюджет (бюджет муниципального образования город Краснодар). Особое внимание обратить на недоимку по налогам, взимаемым с физических лиц:
транспортный налог;
земельный налог;
налог на имущество физических лиц.
14.8. Продолжить работу межведомственной комиссии по финансовому оздоровлению предприятий, совершенствованию системы расчетов и сокращению задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам в местный бюджет (бюджет муниципального образования город Краснодар).
14.9. Организовать систематическую деятельность рабочих групп в части выявления задолженности по налогу на доходы физических лиц при выплаченной заработной плате, фактов использования рабочей силы без заключения трудовых договоров, обособленных подразделений, не уплачивающих налоги по месту своего нахождения, обоснованности применения налоговых льгот, резервов по хозяйствующим субъектам, осуществляющим предпринимательскую деятельность на рынках муниципального образования город Краснодар, занимающихся оптово-розничной торговлей и применяющих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
14.10. Увеличить доходы за счет повышения эффективности управления объектами муниципальной собственности, более рационального использования имеющегося имущества и обеспечения полноты поступления в местный бюджет (бюджет муниципального образования город Краснодар) доходов от продажи находящегося в муниципальной собственности имущества.
14.11. Обеспечить полноту поступления в местный бюджет (бюджет муниципального образования город Краснодар) земельного налога и арендной платы за землю путем усиления муниципального контроля за использованием земельных участков.
15. Реализация основных направлений налоговой политики поможет муниципальному образованию город Краснодар преодолеть кризисные явления в экономике и стать динамично развивающимся муниципальным образованием с высоким уровнем налогового потенциала и устойчивым местным бюджетом.

Раздел IV

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ

16. В период финансовой нестабильности одним из приоритетных направлений развития бюджетной политики в области межбюджетных отношений должно быть внедрение передовых технологий управления в бюджетный процесс, обеспечивающих эффективное предоставление бюджетных услуг.
Необходимо обеспечить выполнение требований бюджетного законодательства об условиях предоставления межбюджетных трансфертов их краевого бюджета (статья 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
17. Учитывая положения пункта 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, необходимо, начиная с 2010 года, не допускать установления и исполнения расходных обязательств муниципального образования город Краснодар, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления муниципального образования город Краснодар. При этом следует руководствоваться принятым в целях выполнения пункта 5 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации соответствующим приказом департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края.
18. Особую актуальность приобретает проведение ежеквартального мониторинга исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар), регулярной оценки финансового состояния и качества управления местными финансами.

Раздел V

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
НА 2010 - 2012 ГОДЫ И ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ

19. Бюджетная политика должна формироваться исходя из необходимости улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, повышения эффективности и прозрачности управления бюджетными средствами.
20. Для повышения эффективности и результативности бюджетной политики администрации муниципального образования город Краснодар надлежит сосредоточиться на решении следующих основных задач:
20.1. Соблюдать установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации требования по обеспечению долгосрочной сбалансированности местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар), а также закрепленные бюджетным законодательством ограничения предельных размеров муниципального долга и дефицита местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) и расходов на обслуживание муниципального долга.
Гарантированное исполнение всех ранее принятых обязательств, с одной стороны, и, с другой стороны, принятие новых обязательств в соответствии с законодательством только в пределах реальных возможностей по их финансовому обеспечению в условиях долгосрочной сбалансированности местного бюджета, прозрачности и подотчетности местного бюджета, соблюдения финансовой дисциплины - основное требование к эффективной и ответственной бюджетной политике и одновременно - необходимое условие для достижения планируемых целей.
20.2. Усилить роль местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) в стимулировании роста экономики и повышении уровня жизни населения на долгосрочную перспективу. Повысить роль среднесрочного финансового планирования.
Долгосрочное бюджетное планирование должно стать реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов местного бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для их необоснованного роста. Это предполагает принятие активных мер по повышению качества муниципальных услуг, обеспечению роста производительности труда в муниципальном секторе экономики.
В целях обеспечения в полной мере реализации принципа достоверности экономического прогнозирования как одной из основополагающих предпосылок для улучшения качества бюджетного планирования необходимо существенно повысить надежность и расширить горизонт прогноза социально-экономического развития. Следует в ближайшее время сформировать современную правовую и методическую базу средне- и долгосрочного муниципального прогнозирования социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар.
20.3. Эффективно расходовать бюджетные средства за счет перехода к финансовому обеспечению муниципальных услуг на основе муниципального задания и принципов нормативно-подушевого финансирования. При этом должны предусматриваться стимулы для обеспечения соответствия качества и объема муниципальных услуг.
20.4. Активизировать работу по изменению типа бюджетных учреждений в автономные учреждения.
20.5. Развивать практику бюджетирования, ориентированного на результаты.
20.6. В рамках бюджетного планирования следует обеспечить корреляцию докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, долгосрочных программ и ведомственных целевых программ, обоснований бюджетных ассигнований. Каждая программа должна предусматривать конкретные цели ее реализации и показатели оценки их достижения на всех этапах осуществления программы. Если программа не позволяет достичь предусмотренных целей, то надо отказываться от ее дальнейшей реализации со своевременным внесением соответствующих изменений в нормативные правовые акты.
20.7. Обеспечить эффективное управление средствами резервного фонда администрации муниципального образования город Краснодар.
20.8. Повысить качество управления муниципальной собственностью и эффективность работы муниципального сектора экономики. Следует обеспечить полноценный учет объектов муниципальной собственности, входящих в муниципальную казну муниципального образования город Краснодар, и отражение в финансовой отчетности.
20.9. Проводить анализ эффективности всех бюджетных расходов.
20.10. Повысить качество финансового менеджмента в бюджетном секторе.
20.11. Обеспечить прозрачность и эффективность размещения заказа для муниципальных нужд.
20.12. Соблюдать регламентированные законодательством Российской Федерации сроки установления тарифов на услуги организаций коммунального комплекса.
20.13. Осуществлять систему действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар). Совершенствовать структуру и механизмы муниципального финансового контроля.
20.14. Формировать мотивы и стимулы для организаций, усиливающих их интерес к накоплению капитала, инвестиционному использованию чистой прибыли и амортизационных отчислений.
21. Для увеличения наполняемости местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) следует активизировать рост экономики всех отраслей, развивать налоговый потенциал хозяйствующих субъектов, усилить привлечение инвестиций с одновременным принятием всех возможных мер по повышению собираемости налогов и обязательному вовлечению недоимки в местный бюджет (бюджет муниципального образования город Краснодар).

Раздел VI

ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ

22. Проектировка расходов местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов определена в соответствии с принципами, сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010 - 2012 годах, в котором, в частности, отмечено:
"Снижение под воздействием мирового финансового кризиса доходов федерального бюджета и необходимость соблюдения объективно обусловленных ограничений размера дефицита бюджета, а также обеспечение сбалансированности пенсионной системы в условиях ее реформирования определяют потребность пересмотра объемов и структуры бюджетных расходов, что может привести по ряду направлений к сокращению объемов расходов федерального бюджета в 2010 - 2012 годах по сравнению с 2009 годом.
Эта вынужденная мера должна реализовываться совместными усилиями всех участников бюджетного процесса, направленными на оптимизацию бюджетных расходов. Необходимо обеспечить максимально эффективное использование ресурсов, отказаться от реализации задач, не носящих первоочередной характер, пересмотреть сроки реализации и объемы финансового обеспечения ранее заявленных проектов и программ, сократить участие государства в тех сферах, где в необходимых объемах и качественно услуги гражданам могут предоставляться рыночными частными институтами".
В связи с этим необходимо ввести среднесрочные "потолки" бюджетных расходов по конкретным направлениям расходов местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар), с тем чтобы отвечающие за них главные распорядители бюджетных средств были заинтересованы не в постоянном наращивании расходов, а в росте их эффективности при реструктуризации действующих обязательств.
23. При этом следует применять единые, прозрачные принципы, учитывающие как приоритетные расходы муниципального образования город Краснодар, так и полномочия главных распорядителей бюджетных средств по оптимизации расходов в рамках действующего законодательства.
Принятие новых обязательств по инициативе главных распорядителей бюджетных средств должно осуществляться только в рамках установленных бюджетным законодательством ограничений расходов, при условии и в пределах сокращения действующих расходных обязательств.
23.1. Основные приоритеты бюджетных расходов на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов сохранятся и будут соответствовать решению задач социальной направленности, в первую очередь в сфере образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, средств массовой информации, социальной и молодежной политики.
Расходы местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) планируется увеличить за счет субвенций и субсидий из краевого бюджета.
В расходах местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов в полном объеме планируется предусмотреть ассигнования на заработную плату работников бюджетной сферы. Причем должно быть учтено доведение минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума.
Расходы бюджетных учреждений на оплату коммунальных услуг определяются в соответствии с экономически обоснованными тарифами на 1 апреля 2009 года и утвержденными лимитами потребления с учетом ожидаемого индекса роста тарифов, предоставленного Региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов Краснодарского края. Все финансовые обязательства по оплате коммунальных услуг должны быть запланированы в полном объеме.
Остальные материальные затраты предусматриваются в размере, обеспечивающем надлежащий уровень выполнения функций и задач, отнесенных к предмету ведения бюджетного учреждения.
Расходы на подушевое финансирование школ необходимо увеличить, то есть запланировать рост нормативов на обучение одного учащегося в год для всех типов школ.
Расходы на капитальные вложения и капитальный ремонт должны планироваться с учетом необходимости погашения кредиторской задолженности за выполненные работы предыдущего года, необходимости окончания работ по ранее заключенным контрактам, срок исполнения которых не истек, с учетом обоснований, исходя из возможностей планируемой доходной части местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар).
23.2. Бюджетная политика должна способствовать повышению качества и доступности бюджетных услуг, эффективности управления муниципальными финансами, переориентации деятельности главных распорядителей бюджетных средств на достижение конечных и измеримых результатов, что является основой проводимой в стране реформы бюджетного процесса.
Расходование средств местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар), как основного финансового фонда, может осуществляться только по видам бюджетных ассигнований, прямо установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, с учетом соблюдения установленных им ограничений, и направляться в первую очередь на финансирование всего спектра муниципальных услуг в соответствии с муниципальным заданием, устанавливающим требования к составу, качеству, объему, условиям, порядку и результатам оказания муниципальных услуг.
23.3. Безусловное исполнение действующих расходных обязательств муниципального образования город Краснодар, реализация уже принятых решений - базовый принцип ответственной бюджетной политики, который также требует проведения на постоянной основе анализа эффективности действующих расходных обязательств с принятием в случае необходимости решений по их прекращению или изменению. При этом следует неукоснительно соблюдать предусмотренные бюджетным законодательством ограничения по исполнению расходных обязательств. Если необходимость или целесообразность таких обязательств утрачена, то изменения в акты, определяющие эти обязательства и их объем, должны вноситься своевременно.
23.4. Законодательное разграничение расходных и доходных полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления создаст условия для дальнейшего совершенствования среднесрочного планирования.
Решения по увеличению действующих или установлению новых расходных обязательств должны приниматься только в пределах имеющихся для их реализации финансовых ресурсов в рамках установленных бюджетным законодательством ограничений.
23.5. При составлении и рассмотрении проекта местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов необходимо обеспечить его социальную и инновационную направленность, обратив особое внимание на необходимость финансирования приоритетных направлений бюджетных расходов - здравоохранения и образования, культуры, социальную и молодежную политику, а также физическую культуру и спорт.
23.6. Необходимо обеспечить ритмичность исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар). Все необходимые меры для организации исполнения бюджета должны приниматься до начала финансового года. Все решения в процессе исполнения бюджета, в особенности связанные с реализацией антикризисных мер, должны приниматься и реализовываться максимально оперативно.
23.7. Расширить перечень главных распорядителей бюджетных средств. Организации ритмичного исполнения местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар) могло бы способствовать укрупнение утверждаемой законом ведомственной структуры расходов с возможностью ее детализации при формировании и ведении сводной бюджетной росписи, а также предоставление права главным распорядителям бюджетных средств на ведение своих бюджетных росписей. В то же время расширение полномочий главных распорядителей при исполнении бюджета должно опираться не только на четкие целевые ориентиры их деятельности, но и на отлаженные бюджетные процедуры, механизмы внутреннего контроля, высокий уровень бюджетной дисциплины. В связи с этим необходимо развивать систему мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств, использовать ее результаты при оценке деятельности отраслевых, функциональных, территориальных органов администрации муниципального образования город Краснодар и их руководителей в целях повышения их ответственности за достижение установленных показателей.
23.8. Повышение эффективности использования ресурсов при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд. Следует обеспечить практическую реализацию принятых решений о преференциях для малого и среднего бизнеса при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд муниципального образования город Краснодар.
23.9. Целесообразно рассмотреть возможность перевода значительной части бюджетных учреждений со сметного принципа финансирования на формирование муниципальных заданий, обеспечения финансирования муниципальных учреждений за счет субсидий на основе изменения типа бюджетных учреждений в автономные учреждения.
23.10. В целях обеспечения целевого и эффективного использования бюджетных средств дальнейшее развитие получит созданная в муниципальном образовании город Краснодар система финансового контроля, включающая в себя предварительный и текущий финансовый контроль при исполнении бюджета по казначейским принципам, а также проводимый департаментом финансов администрации муниципального образования город Краснодар последующий контроль за соблюдением участниками бюджетного процесса норм бюджетного законодательства.
24. Реализация положений Основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования город Краснодар на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов позволит обеспечить устойчивость и сбалансированность местного бюджета (бюджета муниципального образования город Краснодар), исполнить все намеченные обязательства перед бюджетной сферой, жителями муниципального образования город Краснодар, придаст поступательный и целенаправленный характер достижению целей дальнейшего социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар.

Первый зам. главы муниципального
образования город Краснодар,
директор департамента финансов
А.Н.ДОМБРОВСКИЙ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru