Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 8 сентября 2009 г. № 02-10/72-09

О РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии Бутенко И.В., заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля монополистической деятельности;
членов Комиссии: Куликова В.В., зам. начальника отдела контроля монополистической деятельности; Ярославцева О.А., специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности; Берницкой А.А., специалиста-эксперта отдела контроля монополистической деятельности;
при участии представителей ОАО "Территориальная генерирующая компания № 11" (далее - ОАО "ТГК-11"): Смоленцевой Ольги Ивановны (по доверенности № 03-03/159 ТФ от 06.02.2009), Басманова Александра Владимировича (по доверенности № 03-03/490 ТФ от 17.08.2009), Панкратова Максима Евгеньевича (по доверенности № 03-03/199 ТФ от 26.02.2009); представителей ГОУ ВПО "Томский политехнический университет" (далее - ГОУ ВПО "ТПУ"): Варламова Виктора Александровича (по доверенности № 266 от 02.09.2009), Симахиной Галины Евгеньевны (по доверенности № 233 от 07.07.2009), рассмотрев дело № 02-10/72-09, возбужденное Томским УФАС России по заявлению и.о. ректора ГОУ ВПО "ТПУ", проректора ГОУ ВПО "ТПУ" Е.Г.Язикова, установила:
И.о. ректора ГОУ ВПО "ТПУ" Е.Г.Язиковым 18 июня 2009 года в адрес Томского УФАС России было направлено заявление о проверке на предмет соответствия антимонопольному законодательству Российской Федерации действий ОАО "ТГК-11", выразившихся в необоснованном, по мнению заявителя, воспрепятствовании получению ГОУ ВПО "ТПУ" тепловой энергии в горячей воде, а также в навязывании условий договора, ущемляющих права и интересы заявителя.
В ходе рассмотрения фактов, указанных в заявлении, установлено, что ОАО "ТГК-11" в адрес ГОУ ВПО "ТПУ" был направлен проект государственного контракта № 1001104 от 01.01.2009 на пользование тепловой энергией в горячей воде.
Указанный документ был подписан ректором ГОУ ВПО "Томский политехнический университет" П.С.Чубиком с протоколом разногласий и возвращен в энергоснабжающую организацию (ОАО "ТГК-11").
В свою очередь, представителем ОАО "ТГК-11" Н.Ю.Артамонцевой протокол разногласий, поступивший от ГОУ ВПО "ТПУ", был подписан с протоколом согласования разногласий.
Протокол согласования разногласий, переданный в адрес ГОУ ВПО "ТПУ", был подписан ректором ГОУ ВПО "ТПУ" П.С.Чубиком с возражением на протокол согласования разногласий.
Представителем ОАО "ТГК-11" Н.Ю.Артамонцевой возражения на протокол согласования разногласий, поступившие от ГОУ ВПО "ТПУ", были подписаны с протоколом разногласий.
Ректором ГОУ ВПО "ТПУ" П.С.Чубиком протокол согласования разногласий на возражение к протоколу согласования разногласий был подписан с приложенным протоколом разногласий, соответствующие документы переданы в энергоснабжающую организацию (ОАО "ТГК-11").
Установлено, что в процессе согласования условий государственного контракта № 1001104 от 01.01.2009 на пользование тепловой энергией в горячей воде стороны (ГОУ ВПО "ТПУ" и ОАО "ТГК-11") не пришли к соглашению по отдельным пунктам соответствующего контракта.
В результате 12 августа 2009 года, а затем 17 августа 2009 года специалистами ОАО "ТГК-11" было отказано в направлении инспектора ИИС для составления акта обследования и инженера СТСУ для приемки приборов учета тепловой энергии (ГВС) на объекты ГОУ ВПО "ТПУ". Отказ был мотивирован отсутствием договорных отношений между ГОУ ВПО "Томский политехнический университет" и ОАО "ТГК-11". Соответственно, ОАО "ТГК-11" отказалось принимать показания приборов учета тепловой энергии, направленные ГОУ ВПО "ТПУ" в адрес ОАО "ТГК-11" для начисления сумм за тепловую энергию, фактически потребленную ГОУ ВПО "ТПУ".
Согласно статье 10 ГК РФ, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В силу положений статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" № 135-ФЗ нормативно установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
В ходе проверки фактов, указанных в заявлении и.о. ректора ГОУ ВПО "ТПУ" Е.Г.Язикова, Томским УФАС России в действиях ОАО "ТГК-11", связанных с процессом заключения государственного контракта № 1001104 от 01.01.2009, обнаружены признаки нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", установлен факт создания для ГОУ ВПО "ТПУ" необоснованных условий реализации им своих прав.
Так, согласно ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
П. 3 Порядка подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594) предусмотрено, что государственный контракт не должен содержать условия, противоречащие действующему законодательству.
Установлено, что ОАО "ТГК-11" настаивает на включении в государственный контракт № 1001104 от 01.01.2009 п. 6.1 в редакции ЭСО, согласно которой "оплата потребленной тепловой энергии производится в следующие периоды:
а) в срок до 15-го числа текущего месяца АБОНЕНТ обязан получить в ЭСО счет на оплату тепловой энергии, который он обязан в течение трех дней предоставить в обслуживающие его банки для перечисления денежных средств на расчетный счет ЭСО;
б) в срок до 5-го числа месяца, следующего за расчетным, ЭСО производит окончательный расчет количества и стоимости потребленной тепловой энергии и выставляет счет и счет-фактуру за теплоэнергию, которые АБОНЕНТ обязан получить в ЭСО с 5-го по 8-е число каждого месяца... Срок окончательного платежа - 20 число месяца, следующего за расчетным.
При непоступлении окончательного платежа до указанного числа ЭСО имеет право ограничить теплоснабжение (кроме объектов, обеспечивающих безопасность государства).".
В то же время, согласно п. 2 Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ (утв. Постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 № 294), оплата потребителями тепловой энергии на территории Российской Федерации осуществляется с применением авансовых платежей или расчетов по аккредитиву в порядке, устанавливаемом соглашением между потребителем и энергоснабжающей организацией, если иное не установлено соглашением сторон, но это правило не применяется в отношении бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.
Материалами дела подтверждается, что ГОУ ВПО "ТПУ" является бюджетным учреждением, из чего следует недопустимость применения к нему условия об оплате с применением авансовых платежей.
Соответственно, установив в п. 6.1 государственного контракта № 1001104 от 01.01.2009 условие предоплаты ("В срок до 15-го числа текущего месяца АБОНЕНТ обязан получить в ЭСО счет на оплату тепловой энергии, которую он обязан в течение трех дней предоставить в обслуживающие его банки для перечисления денежных средств на расчетный счет ЭСО"), а также последствий за несвоевременное внесение окончательного платежа (15 число месяца, следующего за расчетным), выражающихся в ограничении теплоснабжения (а впоследствии и возможности прекращении теплоснабжения), не исключая данный пункт в процессе согласования текста государственного контракта № 1001104 от 01.01.2009, ОАО "ТГК-11" совершает действия по навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него и прямо не предусмотренных федеральными нормативными правовыми актами.
В отзыве на приказ Томского УФАС России от 25.08.2009 № 173 ОАО "ТГК-11" в обоснование предложенной ГОУ ВПО "ТПУ" редакции п. 6.1 государственного контракта № 1001104 от 01.01.2009 приводит нормативно-правовые акты, которыми ОАО "ТГК-11" руководствовалось при включении в текст госконтракта соответствующего пункта, а именно - ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 г. № 1).
Между тем, согласно п. 2 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 г. № 1), указанный Порядок является льготным и распространяется на организации-потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций и метрополитен.
Установлено, что абонентом в государственном контракте № 1001104 от 01.01.2009 является ГОУ ВПО "ТПУ", относящееся к организациям, прекращение или ограничение подачи которым топливно-энергетических ресурсов может привести к опасности для жизни людей. Это подтверждается тем обстоятельством, что на балансе ГОУ ВПО "ТПУ" находятся объекты социальной сферы (детский сад, общежития), а также опасный ядерный объект - Промпл. НИИЯФ (ядерный реактор) пос. Спутник.
П. 3 Порядка предусмотрено, что "при неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов".
П. 4 Порядка предусмотрено, что "если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организацией-потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации... Энергоснабжающая или газоснабжающая организация обязана не менее чем за одни сутки сообщить организации-потребителю день и час прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов и проинформировать об этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерство топлива и энергетики Российской Федерации".
В соответствии с пунктами 1.3, 1.3.5 государственного контракта № 1001104 от 01.01.2009 при выполнении государственного контракта, а также по всем вопросам, не оговоренным соответствующим государственным контрактом, стороны обязуются руководствоваться в том числе Гражданским законодательством РФ и другими нормативными актами, регулирующими отношения энергоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии на территории Российской Федерации.
Между тем пунктом 2.2.4 государственного контракта № 1001104 от 01.01.2009 оговаривается право ЭСО прекратить полностью или частично подачу АБОНЕНТУ тепловой энергии после предварительного предупреждения, однако необходимости соблюдения сроков предупреждения при осуществления действий по ограничению и/или прекращению подачи энергии государственным контрактом № 1001104 от 01.01.2009 не предусмотрено. Пункт 6.1 государственного контракта № 1001104 от 01.01.2009 необходимости соответствующего извещения организации-потребителя при производстве действий по ограничению и прекращению подачи энергии также не предусматривает.
Таким образом, не установив в п. 6.1 государственного контракта № 1001104 от 01.01.2009 условие о необходимости предупреждения Абонента о предполагающихся действиях по ограничению и/или прекращению подачи энергии, а также не предусмотрев в п. 2.2.4 сроки, в которые следует осуществлять соответствующее предупреждение, не согласовывая ГОУ ВПО "ТПУ" исключение невыгодных, прямо не предусмотренных федеральными нормативными правовыми актами положений указанных пунктов в процессе согласования текста государственного контракта № 1001104 от 01.01.2009, ОАО "ТГК-11" совершает действия по навязыванию контрагенту условий договора.
Кроме того, если принять во внимание позицию ОАО "ТГК-11", согласно которой при включении в текст государственного контракта № 1001104 от 01.01.2009 соответствующей редакции п. 6.1 ОАО "ТГК-11" руководствовалось в том числе Порядком прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 г. № 1) (далее - Порядок прекращения или ограничения), следует сделать вывод, что редакция п. 6.1, на которой настаивает ОАО "ТГК-11", применительно к ГОУ ВПО "ТПУ" не соответствует требованиям п. 3 указанного Порядка прекращения или ограничения.
П. 3 Порядка прекращения или ограничения предусмотрено, что "в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов".
ОАО "ТГК-11" настаивает на редакции п. 6.1, согласно которой 1-м периодом платежа является срок, исчисляемый исходя из того, что до 15-го числа текущего месяца АБОНЕНТ обязан получить в ЭСО счет на оплату тепловой энергии, которую он обязан в течение трех дней предоставить в обслуживающие его банки для перечисления денежных средств на расчетный счет ЭСО, а датой окончания 2-го периода платежа является 15 число месяца, следующего за расчетным.
Между тем в тексте п. 6.1 государственного контракта № 1001104 от 01.01.2009 не определен размер авансового платежа, который ГОУ ВПО "ТПУ" должно перечислить до момента окончания первого периода платежа. Соответственно, неурегулированность в п. 6.1 вопроса о сумме авансового платежа является предпосылкой для возможности последующего ущемления прав ГОУ ВПО "ТПУ".
Принимая же во внимание вышеуказанное обстоятельство, согласно которому ГОУ ВПО "ТПУ" является бюджетным учреждением, из чего следует недопустимость применения к нему условия об оплате с применением авансовых платежей, согласно Порядку расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 № 294, окончанием 1-го периода платежа для ГОУ ВПО "ТПУ" будет 15 число месяца, следующего за расчетным.
Соответственно, настаивая на редакции п. 6.1 государственного контракта № 1001104 от 01.01.2009, предусматривающей возможность производства ОАО "ТГК-11" действий по ограничению и прекращению подачи энергии при отсутствии оплаты со стороны ГОУ ВПО "ТПУ" в срок до 15-го числа месяца, следующего за расчетным, что не соответствует п. 3 Порядка прекращения или ограничения, ОАО "ТГК-11" совершает действия по навязыванию контрагенту (ГОУ ВПО "ТПУ") условий договора, невыгодных для него и прямо не предусмотренных федеральными нормативными правовыми актами.
В заседании Комиссии представители ОАО "ТГК-11" нарушение п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в навязывании контрагенту (ГОУ ВПО "ТПУ") условий государственного контракта № 1001104 от 01.01.2009, невыгодных для контрагента и прямо не предусмотренных федеральными нормативными правовыми актами, не признали, пояснив, что руководствовались действующим законодательством Российской Федерации.
В то же время в заседании Комиссии рассмотрен вопрос, касающийся включения ОАО "ТГК-11" в государственный контракт № 1001104 от 01.01.2009 п. 2.1.2, который в редакции ЭСО содержит указание на то, что ОАО "ТГК-11" в определенных случаях не несет гражданско-правовой ответственности перед абонентом.
В частности, ЭСО обязуется, согласно п. 2.1.2 "поддерживать температуру подающей сетевой воды на коллекторах источников теплоты в соответствии с температурным графиком со срезкой до -125 градусов по Цельсию (при этом наличие срезки не может рассматриваться потребителем как недоотпуск тепловой энергии). Температура подающей сетевой воды на коллекторах источников теплоты, устанавливаемая по заданию диспетчера ЭСО, может быть с отклонением не более -+3%. ЭСО не несет ответственности за снижение температуры подающей воды по не зависящим от нее причинам, вызванным следующим:
а) стихийными явлениями: гроза, буря, наводнение, землетрясение, пожар, длительное похолодание, при которых температура наружного воздуха держится более 48 часов ниже -35 градусов по Цельсию;
б) неправильными действиями персонала потребителя или посторонних.
ЭСО не несет гражданско-правовой ответственности перед Абонентом:
- за те сутки, в течение которых абонент допускал превышение планов потребления (лимитов) или не соблюдал установленных для него режимов теплопотребления;
- в течение 6 месяцев с момента подключения его к тепловым сетям за отпуск тепловой энергии с пониженными параметрами или за недоотпуск тепла от электростанции или тепловых сетей, находящихся во временной эксплуатации;
- в случаях затопления каналов и трубопроводов тепловых сетей водопроводной или канализационной водой;
- при наличии задолженности АБОНЕНТА за потребленную тепловую энергию."
В заседании Комиссии представители ГОУ ВПО "Томский политехнический университет" указали на то, что ОАО "ТГК-11", не согласовывая п. 2.1.2 в редакции абонента, навязывает условия, которые не основаны на нормах действующего законодательства Российской Федерации, ущемляют интересы ГОУ ВПО "ТПУ".
Представители ГОУ ВПО "ТПУ" отметили, что часть п. 2.1.2, состоящая из слов "- при наличии задолженности АБОНЕНТА за потребленную тепловую энергию", не основана на законе.
На вопрос председателя Комиссии о том, какими нормами руководствовалось ОАО "ТГК-11", включая в проект государственного контракта № 1001104 указанный абзац п. 2.1.2, а затем настаивая на сохранении пункта 2.1.2 в редакции ОАО "ТГК-11", представители ОАО "ТГК-11" пояснений не представили.
Также Комиссией рассмотрен вопрос о навязывании со стороны ОАО "ТГК-11" для ГОУ ВПО "ТПУ" п. 3.1.16.
Согласно этому пункту государственного контракта № 1001104, АБОНЕНТ должен возмещать ЭСО расходы, связанные с производством и подачей тепловой энергии в объеме, согласованном в п. 2.1.1. Величина возмещения определяется исходя из размера условно-постоянных затрат ЭСО в себестоимости производства и передачи тепловой энергии и равна стоимости Гкал, умноженной на разницу между фактическим потреблением и договорной величиной теплопотребления.
Согласно позиции ОАО "ТГК-11", при недоборе энергии энергоснабжающая организация несет условно-постоянные расходы, не компенсированные в составе платы за тепловую энергию, которые согласно государственному контракту подлежат возмещению абонентом.
Статья 539 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает обязанность абонента соблюдать согласованный режим потребления энергии.
Пунктом 2 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность изменять количество принимаемой энергии, определенное договором, при условии возмещения абонентом расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве.
На основании статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата по договору энергоснабжения производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, другими правовыми актами и соглашением сторон.
Следовательно, если стороны не оговорили в договоре порядок несения абонентом расходов за перерасход или недоиспользование энергии, то использованная энергия оплачивается абонентом в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
При этом расходы ОАО "ТГК-11" произведены расчетным путем на основании Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ от 06.08.2004 № 20-э/2, и представляют собой условно-постоянные расходы, которые не являются расходами ОАО "ТГК-11", которые могут быть вызваны недобором ГОУ ВПО "ТПУ" тепловой энергии, и не находятся в причинной связи с недобором энергии.
Кроме того, п. 3.1.16 проекта государственного контракта № 1001104 от 01.01.2009 предусматривает в качестве обоснования возможности неприменения положений этого пункта (по сути, обоснования уменьшения сумм оплаты за потребленную теплоэнергию) в случае снижения потребления договорной величины количества тепловой энергии обязанность ГОУ ВПО "ТПУ" предоставлять в ЭСО (ОАО "ТГК-11") расчеты, выполненные лицензированной организацией, в качестве обоснования снижения потребления теплоэнергии, вызванного внедрением мероприятий по энергосбережению.
Указанная обязанность, по мнению представителей ГОУ ВПО "ТПУ", высказанному в заседании Комиссии, не основана на нормах действующего законодательства Российской Федерации, может привести к ущемлению прав и интересов ГОУ ВПО "ТПУ" в процессе исполнения обязательств по государственному контракту № 1001104 от 01.01.2009. Несогласование ОАО "ТГК-11" положений данного пункта государственного контракта № 1001104 от 01.01.2009, по мнению представителей ГОУ ВПО "ТПУ", является нарушением ОАО "ТГК-11" п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившимся в навязывании невыгодных для ГОУ ВПО "ТПУ" условий договора (госконтракта № 1001104 от 01.01.2009).
Представителями ОАО "ТГК-11" ни в отзыве на приказ от 25.08.2009 № 173, ни в заседании Комиссии правового обоснования включения в договор обязанности ГОУ ВПО "ТПУ" предоставлять в ЭСО (ОАО "ТГК-11") расчеты, выполненные лицензированной организацией, в качестве обоснования снижения потребления теплоэнергии, вызванного внедрением мероприятий по энергосбережению, представлено не было.
Представителями ГОУ ВПО "ТПУ" в заседании Комиссии было подано ходатайство об исключении из государственного контракта № 1001104 от 01.01.2009 положений пунктов N№ 2.1.2, 2.2.4, 3.1.16, 6.1, 3.1.15, 2.2.14, 3.1.6, 6.6, 6.8, 6.9, не соответствующих нормам действующего законодательства Российской Федерации. Ходатайство было принято.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, как указано в п. 3, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
В соответствии с п. 3.25 и п. 3.26 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ Томским УФАС России был проведен анализ конкурентной среды на соответствующем товарном рынке. Согласно результатам анализа, ОАО "ТГК-11" занимает доминирующее положение на рынке услуги теплоснабжения в Томской области.
Оснований для прекращения дела Комиссией не обнаружено.
Комиссия, изучив материала дела, выслушав мнения сторон, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать ОАО "ТГК-11", нарушившим п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в результате навязывания ГОУ ВПО "ТПУ" (контрагенту) невыгодных для него условий государственного контракта № 1001104 от 01.01.2009.
2. Выдать ОАО "ТГК-11" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела № 02-10/72-09 должностному лицу Томского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения, предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение, предписание антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
И.В.БУТЕНКО

Члены Комиссии:
В.В.КУЛИКОВ
А.А.БЕРНИЦКАЯ
О.А.ЯРОСЛАВЦЕВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru