Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ставропольский край


ДУМА ГОРОДА ПЯТИГОРСКА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ
от 28 июля 2009 г. № 68-45 ГД

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА-КУРОРТА ПЯТИГОРСКА

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования города-курорта Пятигорска, с учетом протоколов публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний по проекту Генерального плана муниципального образования города-курорта Пятигорска Дума города Пятигорска решила:

1. Утвердить Генеральный план муниципального образования города-курорта Пятигорска, в составе:
1) Положение о территориальном планировании муниципального образования города-курорта Пятигорска (прилагается);
2) Карта (схема) границ муниципального образования города-курорта Пятигорска и входящих в его состав населенных пунктов (прилагается - не приводится);
3) Карта (схема) границ Функциональных зон с отображением параметров планируемого развития (прилагается - не приводится);
4) Карта (схема) границ территорий объектов культурного наследия (прилагается - не приводится);
5) Карта (схема) границ земель лесного и водного фондов, зон с особыми условиями использования территорий (прилагается - не приводится);
6) Карта (схема) границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера и воздействия их последствий (прилагается - не приводится);
7) Карта (схема) границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и воздействия их последствий (прилагается - не приводится);
8) Карта (схема) границ зон транспортной инфраструктуры (прилагается - не приводится);
9) Карта (схема) границ зон инженерной инфраструктуры (электроснабжение) (прилагается - не приводится);
10) Карта (схема) границ зон инженерной инфраструктуры (теплоснабжение) (прилагается - не приводится);
11) Карта (схема) границ зон инженерной инфраструктуры (газоснабжение) (прилагается - не приводится);
12) Карта (схема) границ зон инженерной инфраструктуры (водоснабжение, канализация) (прилагается - не приводится);
13) Карта (схема) границ зон инженерной инфраструктуры (ливневая канализация) (прилагается - не приводится);
14) Карта (схема) границ зон инженерной инфраструктуры (сети связи) (прилагается - не приводится).
2. Генеральный план муниципального образования города-курорта Пятигорска в течение трех дней со дня его утверждения направить в Правительство Ставропольского края.
3. Администрации города Пятигорска в течение трех месяцев со дня утверждения Генерального плана муниципального образования города-курорта Пятигорска утвердить план реализации Генерального плана муниципального образования города-курорта Пятигорска.
4. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава города Пятигорска
Л.Н.ТРАВНЕВ





Утверждено
решением
Думы города Пятигорска
от 28 июля 2009 года № 68-45 ГД

ПОЛОЖЕНИЕ
О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ПЛАНИРОВАНИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА-КУРОРТА ПЯТИГОРСКА

I. Общие положения

1. Генеральный план муниципального образования города-курорта Пятигорска (далее - Генеральный план города Пятигорска) определяет основные направления территориального планирования муниципального образования города-курорта Пятигорска (далее - город Пятигорск), включающие цели, задачи и мероприятия по их реализации, которые базируются на:
1) основных положениях Стратегии социально-экономического развития особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации Кавказских Минеральных Вод до 2020 года, разработанной ФГУП "РосНИПИ Урбанистики" и МЦСЭИ "Леонтьевский центр" города Санкт-Петербурга в 2006 году;
2) обосновании предложений о функциональной и планировочной организации территории города и ее структурных частей, о развитии социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города с целью обеспечения его устойчивого развития и формирования благоприятной городской среды жизнедеятельности населения.
2. Генеральный план города Пятигорска разработан в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации с учетом комплексных целевых программ развития социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Пятигорска.
Генеральный план города Пятигорска основан на результатах проведенного комплексного анализа использования территории города в соответствии с градостроительными, экологическими и санитарно-гигиеническими требованиями.
В качестве градоформирующей основы принимается модель поэтапного социально-экономического развития города как крупнейшего многофункционального историко-культурного, курортно-туристического, делового, научно-образовательного центра со средним уровнем и качеством жизни населения.
Реализация такой модели города в XXI веке обуславливает главные стратегические направления его территориального планирования:
формирование многофункциональной, крупномасштабной и открытой планировочной структуры города, соответствующей роли и статусу динамично развивающегося города-курорта федерального значения;
пространственное и функциональное развитие города с усилением его представительских и общественно-культурных функций, формирование новых общественно-деловых комплексов городского, регионального и международного уровней, новых торговых и рекреационных центров;
создание высокоэффективной транспортной системы;
комплексное развитие жилых территорий с учетом повышения комфортности жилой среды, реконструкция и модернизация ветхого и аварийного жилищного фонда города;
формирование устойчивой системы ландшафтно-рекреационных территорий на основе сохранения городских лесов, парков, преобразование прибрежных территорий;
сохранение и упорядочение территорий размещения памятников истории, культуры и архитектуры, уникальных объектов градостроительства и архитектуры.
3. Подготовка Генерального плана города Пятигорска осуществлялась применительно к территории города Пятигорска в пределах существующих границ.
При разработке Генерального плана города Пятигорска проведен анализ результатов реализации генерального плана города Пятигорска 1996 года.
Это позволило выявить и учесть нереализованные, но сохранившие свою актуальность предложения о развитии города и обосновать необходимость корректировки ряда положений в новых социально-экономических условиях.
Одной из основных задач Генерального плана города Пятигорска является определение границ функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон для последующих этапов детализации, формирования земельных участков, их землеустроительной и проектной подготовки к строительству.
При разработке Генерального плана города Пятигорска особое внимание уделялось градостроительным проблемам взаимоувязки разных по своей природе факторов и ограничений развития территории.
4. В составе Генерального плана города Пятигорска выделены следующие временные сроки его реализации:
первая очередь Генерального плана города Пятигорска - период, на который определены первоочередные мероприятия по реализации Генерального плана города Пятигорска - 2020 год;
расчетный срок Генерального плана города Пятигорска - период, на который рассчитаны все основные проектные решения Генерального плана города Пятигорска - 2030 год.

II. Основные направления территориального планирования
города Пятигорска

5. Генеральный план города Пятигорска определяет основные направления территориального планирования города Пятигорска, включающие цели и задачи по их реализации.
6. Основные направления территориального планирования города Пятигорска базируются на:
комплексной оценке современного состояния территории и потенциала ее градостроительного развития;
прогнозируемых изменениях, направлениях и параметрах развития территории.
7. Оценка современного состояния территории проводилась по результатам анализа существующего использования территории города, главных проблем и направлений ее комплексного развития, что позволило выявить и обосновать:
1) имеющиеся и необходимые территориальные ресурсы развития города;
2) градостроительные особенности упорядочения его функционально-пространственной структуры;
3) направления совершенствования инфраструктурного развития территории;
4) пути поэтапного решения задач территориального планирования.
8. Перспективы и параметры прогнозируемого развития территории города Пятигорска и задачи их достижения принимаются:
в соответствии с основными положениями Стратегии социально-экономического развития особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации Кавказских Минеральных Вод до 2020 года и комплексными программами социально-экономического развития города, которые определили стратегические цели и направления роста экономического и культурного потенциала города, пути усиления его конкурентоспособности, конкретизировали задачи повышения уровня жизни всех слоев населения, обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды и улучшения качества городской среды обитания;
с учетом прогноза демографической ситуации, миграционных процессов, которые легли в основу расчета численности населения города на перспективу (207 тысяч человек к 2030 году);
на основе анализа территориального роста города с учетом градостроительных ограничений и условий его взаимосвязанного развития в системе Кавминводской агломерации.

III. Цели Генерального плана города Пятигорска

9. Целями Генерального плана города Пятигорска являются обеспечение устойчивого развития города и создание безопасной и благоприятной городской среды жизнедеятельности населения на основе рациональной функциональной и планировочной организации использования территории с учетом градостроительных особенностей развития города.

IV. Задачи Генерального плана города Пятигорска

10. Обеспечение рационального и безопасного использования территории с соблюдением требований:
1) охраны окружающей среды и экологической безопасности, ограничения негативных воздействий существующих и планируемых объектов;
2) обеспечения предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3) сохранения уникальности, репродуктивной способности и запасов гидроминеральной базы курорта;
4) охраны курортологических и рекреационных ресурсов.
11. Обеспечение рационального использования природных ресурсов и планирования развития территории на основе:
1) сохранения существующих природных и озелененных территорий, объектов водного фонда;
2) расширения территорий озеленения и формирования системы ландшафтно-рекреационных зон во взаимосвязи с городскими лесами.
12. Обеспечение рационального использования и планирования развития территорий на основе:
1) обеспечения охраны территории объектов культурного наследия в соответствии с требованиями законодательства;
2) сохранения объектов и зон, представляющих историческую, архитектурную, градостроительную ценность, являющихся образцами градостроительства различных исторических периодов;
3) развития территории исторически сложившейся центральной части города, повышения эффективности ее использования, формирования системы общественных зон и градостроительных комплексов представительского, культурного, досугового и туристического профиля;
4) сохранения ландшафтно-градостроительной уникальности города, заключающейся в пространственной связи исторической части города с окружающими и свободными от застройки памятниками природы - горами-лакколитами;
5) сохранения системы связанных друг с другом, архитектурно оформленных, городских пространств, ансамблей, наиболее ценных композиций, сочетающих элементы ландшафта, планировочной структуры и застройку высокого архитектурного качества.
13. Обеспечение рационального использования территориальных ресурсов и планирования развития застроенных и новых жилых территорий на основе определения территорий жилых зон для размещения новой многоэтажной застройки, малоэтажного (в том числе, индивидуального) жилищного строительства в объеме, необходимом для обеспечения ввода жилья в требуемых целевых параметрах определенных настоящим пунктом с учетом расселения жителей сносимого ветхого и аварийного жилищного фондов на основе:
1) сохранения и развития жилых зон посредством комплексной реконструкции и благоустройства, существующих и создания новых жилых комплексов, отвечающих градостроительным параметрам организации городской среды, в том числе развитие новых типов жилья, включая увеличение доли блокированной и коттеджной застройки;
2) увеличения объемов реконструкции, модернизации и капитального ремонта существующего жилищного фонда с доведением его характеристик до стандартов, соответствующих среднеевропейским, с учетом специфики города Пятигорска;
3) определения участков застроенных территорий, подлежащих комплексной реконструкции со сносом ветхого и аварийного жилищного фонда;
4) ликвидация коммунального заселения, включая общежития;
5) обеспечения условий для создания доступного экономичного жилья для социально незащищенных слоев населения города Пятигорска;
6) увязки экологических, санитарно-гигиенических требований к организации жилых зон с развитием транспортной, инженерной инфраструктур и рекреационных зон.
Целевые параметры:
увеличение до 2020 года объемов строительства и ежегодного ввода в эксплуатацию жилья с достижением показателя 1 кв. м на человека в год;
повышение к 2025 году уровня жилищной обеспеченности до 25 кв. м на человека;
повышение к 2030 году уровня жилищной обеспеченности до 30 кв. м на человека.
14. Обеспечение рационального использования существующих в границах города территорий, предназначенных для ведения дачного хозяйства, огородничества и садоводства путем постепенного сокращения доли этих территорий в общем балансе территории города за счет перевода их в статус жилых, общественно-деловых и рекреационных зон.
15. Обеспечение планирования развития общественно-деловых территорий путем:
1) расширения видов и размеров зон общественно-делового использования с учетом укрепления роли города Пятигорска как регионального делового центра;
2) определения перспективных участков территории для размещения крупных общественных объектов регионального уровня, объектов культуры;
3) создания на общественно-деловых территориях пешеходных общественных зон и коммуникаций, изолированных от транспортных магистралей;
4) использования подземного пространства для размещения стоянок автомобильного транспорта, создания внеуличных переходов в местах крупных общественно-транспортных узлов.
16. Обеспечение планирования развития, реорганизации и рационального использования производственных территорий путем:
1) реорганизации территорий существующих промышленных зон, состояние которых не соответствует экологическим, санитарно-гигиеническим и градостроительным требованиям, для повышения эффективности использования территории;
2) пересмотра размеров санитарно-защитных зон предприятий и приведение их в соответствие с нормативными требованиями.
17. Обеспечение планирования комплексного развития территорий, объектов и сооружений транспортной инфраструктуры на основе:
1) развития и модернизации объектов, сооружений и коммуникаций автомобильного и железнодорожного транспорта с учетом прогнозируемой интенсивности передвижений и уровня автомобилизации населения города (350 автомобилей на 1000 жителей к 2030 году);
2) сбалансированного развития различных видов существующего и планируемого транспорта, установления границ, необходимых для развития территорий транспорта с учетом преимущественного формирования его скоростных видов, создания системы автомобильных магистралей непрерывного движения во взаимосвязи с федеральными дорогами внешнего транспорта;
3) повышения эффективности, надежности и безопасности функционирования транспортной инфраструктуры за счет:
развития инженерного оборудования транспортной улично-дорожной сети города путем создания системы путепроводов, многоуровневых развязок, пешеходных переходов и иных объектов, связанных с обеспечением безопасности и комфортности жизнедеятельности населения;
обеспечения снижения вредных воздействий объектов и сооружений транспортной инфраструктуры на окружающую среду;
размещения многоярусных стоянок подземного и наземного типов для постоянного и временного хранения индивидуальных автотранспортных средств на территориях коммунальных зон, общественно-деловых и рекреационных территориях;
оптимизации улично-дорожной сети города путем ее реконструкции, использования подземного пространства для размещения автостоянок, поэтапной реконструкции и модернизации трамвайных линий и осуществления других мероприятий с учетом соблюдения градостроительных требований сохранения объектов исторического центра города;
4) развития внешнего транспорта в части междугородних пассажирских перевозок путем оптимизации транспортных потоков с разделением их по направлениям север-юг с учетом рационального размещения в городе Пятигорске узлов и пунктов взаимодействия разных видов транспорта между собой;
5) обеспечения разгрузки исторического центра и курортной зоны города от легковых автомобилей с отводом транзитного движения, введением административных и экономических методов ограничения въезда и стоянки автомобилей в историческом центре города;
6) создания полноценных транспортных связей районов массового жилищного строительства с центром города, местами приложения труда и между собой.
18. Обеспечение планирования развития и модернизации зон и объектов инженерной инфраструктуры на основе:
1) определения зон размещения объектов электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения на период до 2030 года;
2) комплексного развития зон и объектов инженерной инфраструктуры, определения параметров их функционирования в соответствии с перспективным развитием территории города, размещением основных функциональных зон и в целях обеспечения планируемых объемов жилищного строительства объектами инженерного использования;
3) обеспечения безопасности и надежности систем инженерной инфраструктуры, в том числе путем сокращения потерь воды, создания систем защиты поверхностных и подземных источников водоснабжения, а также размещения и модернизации объектов очистки и утилизации промышленных, бытовых и поверхностных стоков;
4) размещения автономных локальных источников электроснабжения и теплоснабжения на территориях, планируемых под застройку и не охваченных существующими централизованными системами;
5) реконструкции и развития водопроводных сетей и системы подачи воды, включая замену ветхих водопроводных сетей, устаревшего оборудования насосных станций и сооружение водоводов для подачи воды к районам нового строительства;
6) полного прекращения сброса неочищенных сточных вод в реку Подкумок за счет ликвидации "прямых" выпусков, строительства перехватывающих коллекторов, строительство очистных сооружений ливневой канализации;
7) доведения показателя обеспеченности централизованной системой канализации города Пятигорска в зонах застройки индивидуальными жилыми домами до 100%;
8) строительства и реконструкции сетей системы поверхностного стока ливневых вод;
9) широкого внедрения энергосберегающих технологий с повышением эффективности выработки и транспортировки тепловой и электрической энергии.
19. Обеспечение рационального использования и планирования территорий специального использования путем:
1) рационального использования территорий существующих зон специального использования, в том числе объектов размещения отходов потребления и иных объектов, размещение которых недопустимо в иных зонах;
2) постепенной ликвидации открытого полигона складирования бытовых отходов, санации их территорий, планирования участков территории для размещения мусоросортирующих и перерабатывающих предприятий, а также реконструкция мусоросжигающего предприятия с использованием современных технологий, отвечающих требованиям экологической безопасности;
3) защиты от затопления и подтопления территории города Пятигорска;
4) обустройства территорий существующих кладбищ и обоснованного нормативными требованиями устройствам новых кладбищ с учетом градостроительных и санитарно-гигиенических требований;
5) размещения крематориев, кремационных комплексов и необходимых объектов обслуживания.
20. Обеспечение планирования развития территорий и объектов санаторно-курортного, туристско-рекреационного и социального назначения путем:
1) обеспечения условий для развития и расширения сети санаторно-курортных учреждений, повышения качества и количества предоставляемых ими услуг путем проведения работ по реконструкции и модернизации существующих объектов с повышением их технической оснащенности и строительства новых объектов на базе комплексного использования рекреационных ресурсов города Пятигорска;
2) достижения уровня обеспеченности жителей города Пятигорска объектами социального и культурно-бытового обслуживания, соответствующего среднеевропейскому, в том числе нормируемого социально гарантированного уровня обслуживания по каждому виду;
3) обеспечения равных условий доступности объектов социального и культурно-бытового обслуживания для всех жителей города Пятигорска;
4) повышения эффективности работы системы здравоохранения с целью улучшения демографической ситуации, а также сохранения и укрепления здоровья населения города Пятигорска, поддержания активной долголетней жизни жителей Пятигорска на основе развития и расширения сети учреждений здравоохранения и повышения качества и количества предоставляемых ими медицинских услуг путем проведения работ по реконструкции и модернизации существующих учреждений здравоохранения с повышением их технической оснащенности и строительства новых объектов в объемах, соответствующих действующим нормативам, в том числе новых типов учреждений здравоохранения таких, как крупные специализированные медицинские центры федерального и регионального значения, оказывающих высококвалифицированные медицинские услуги, как жителям Пятигорска, так и жителям других регионов России, с учетом особенностей демографической структуры населения города Пятигорска и его расселения на территории города Пятигорска;
5) обеспечения условий для развития и расширения сети предприятий потребительского рынка и повышения качества и количества предоставляемых услуг путем проведения работ по реконструкции и модернизации существующих объектов с повышением их технической оснащенности и строительства новых объектов в соответствии с общероссийскими стандартами с учетом размещения предприятий потребительского рынка минимально гарантированного уровня в жилой застройке;
6) комплексного развития физической культуры и спорта, направленного на создание оптимальных условий для физического и спортивного совершенствования, укрепления здоровья граждан, приобщения различных групп населения города Пятигорска, в первую очередь детей, к систематическим занятиям физической культурой и спортом, за счет развития массовых видов спорта, в том числе социально гарантированного уровня обслуживания населения, приближенных к местам проживания населения города Пятигорска, дальнейшего совершенствования и расширения сети объектов;
7) обеспечения условий для развития духовного и культурного потенциала города Пятигорска, формирования привлекательного образа города Пятигорска путем развития и расширения сети учреждений культуры и искусства, повышения качества и количества предоставляемых ими услуг на базе сохранения и более широкого использования культурно-исторического наследия города Пятигорска за счет реконструкции и модернизации существующих объектов с повышением их технической оснащенности и строительства новых объектов;
8) обеспечения условий для повышения уровня образования и квалификации жителей города Пятигорска и иногородних студентов путем развития и расширения сети учреждений образования, в том числе концентрации комплекса учреждений высшего образования в единый центр, проведения работ по реконструкции и модернизации существующих объектов с повышением их технической оснащенности и строительства новых объектов в объемах, соответствующих действующим нормативам с учетом особенностей демографической структуры населения города Пятигорска и его расселения по территории города;
9) обеспечения условий для развития и расширения сети учреждений социальной защиты населения города Пятигорска, повышения качества и количества предоставляемых ими услуг группам населения города, нуждающимся в социальной защите, путем проведения работ по реконструкции и модернизации существующих объектов с повышением их технической оснащенности и строительства новых объектов, в том числе новых типов учреждений, с учетом особенностей демографической структуры населения города Пятигорска и его расселения по территории города.

V. Анализ состояния территории города Пятигорска,
проблем и направлений ее комплексного развития

21. Город Пятигорск, старейший город Кавказских Минеральных Вод, расположен практически в центре предгорной части Северного Кавказа в 196 км к юго-востоку от краевого центра (города Ставрополя), и в 25 км к югу от крупнейшего транспортного узла всего региона - города Минеральные Воды.
Город занимает центральное положение среди курортов в месте пересечения транспортных путей между городами Ессентуки, Кисловодск, Железноводск, Лермонтов.
Город Пятигорск занимает удобное географическое положение, через него проходит главная автомобильная артерия Северного Кавказа - магистраль "Краснодар - Баку", рядом крупнейший аэропорт - Минеральные Воды. Практически по всем направлениям имеется автомобильное и железнодорожное сообщение.
В 2006 году город Пятигорск наряду с городами Ессентуки, Кисловодск и Железноводск, признан Правительством Российской Федерации курортом федерального значения.
Кроме того, город Пятигорск входит в состав "Особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод", являясь крупнейшим городом этой специфической, по преимуществу курортно-рекреационной агломерации с общей численностью населения курортных городов около 600 тысяч человек.
В состав муниципального образования города-курорта Пятигорска входят следующие территории: город Пятигорск, поселок Горячеводский, поселок Свободы, станица Константиновская, поселок Нижнеподкумский, поселок Средний Подкумок, село Золотушка, село Привольное.
Общая площадь земель города в пределах городской черты составляет на 1 января 2008 года 10373 га, с численностью населения на 1 января 2008 года 207,08 тыс. чел.
22. Планировочные ограничения на территории города:
1) водоохранная зона реки Подкумок;
2) санитарно-защитные зоны промышленных предприятий и кладбищ;
3) проект зон охраны памятников, выполненный в 1983 году "Спецреставрация";
4) 1-я и 2-я зоны санитарной охраны курорта;
5) Государственный природный заказник "Бештаугорский";
6) гора Машук (далее - г. Машук) - объект культурного наследия.
23. Гидроминеральная база города Пятигорска
Регион Кавказских Минеральных Вод, и в том числе город Пятигорск значительно превосходит мировые аналоги - Карловы Вары и Баден-Баден по потенциалу курортных ресурсов. Это относится как к количеству источников, так и к их разнообразию по составу, а лечебные грязи Тамбуканского озера не имеют аналогов.
Гидроминеральная база курорта Пятигорск представлена пятью основными типами лечебных минеральных вод, применяемых для питьевого и бальнеологического лечения, а также для розлива в бутылки:
углекисло-сероводородные, сложного ионного состава;
углекислые, сложного ионного состава ("Пятигорские нарзаны");
углекислые хлоридно-гидрокарбонатные натриевые (соляно-щелочные);
радоновые, слабоуглекислые, сложного катионного состава;
слабоуглекислые, сложного катионного состава ("азотно-углекислые").
В настоящее время на курорте имеется около 50 каптажей источников минеральных вод, представленных скважинами, колодцами, штольнями, а также естественными выходами минеральных вод на поверхность ("дикие источники").
Все источники и скважины имеют различные гидрогеологические и технические характеристики. Минеральные воды на курорте выводятся из различных водоносных горизонтов. Эти различия определяют глубину и конструктивные особенности скважин. Так скважины, выводящие минеральные воды из травертинов южного сброса и четвертичных отложений - Академическая, Кабардинские, Варвациевская, Наклонные № 2 и № 3, имеют небольшие глубины (от 25 до 43 м), несложные конструкции, выполнены из стальных и чугунных обсадных труб.
Остальные скважины, выводящие минеральные воды из свиты Горячего ключа, верхнемелового, аптальбского, валанжино-титонского, отличаются большими глубинами (от 79 до 830 м). Большинство из них пробурены наклонными, с углами наклона 65 - 85°.
Эксплуатационные колонны скважин выполнены из стальных хромо-никелевых коррозионностойких труб.
Все эксплуатационные скважины оборудованы оголовками, изготовленными из стальных и чугунных труб.
Скважины размещены в колодцах, шурфах, штольнях, надкаптажных каменных зданиях. Скважины Академическая и Кабардинская надкаптажных зданий не имеют. Оголовки их закрыты металлическими колпаками. Оголовки всех скважин оборудованы запорной арматурой, которая позволяет проведение режимных наблюдений и контроль санитарного состояния минеральной воды.
Скважины № 26-бис и № 33-бис в настоящее время не эксплуатируются.
Утвержденные эксплуатационные запасы минеральной воды на курорте Пятигорск составляют 2503,6 м3/сутки. Кроме того, курортом используется радоновая вода Бештаугорского месторождения (скважина № 113), утвержденные запасы по которой 306 м3/сутки. Итого, возможности гидроминеральной базы составляют 2809,6 м3/сутки.
Теоретически возможная вместимость курорта Пятигорск, исходя из утвержденных запасов минеральной воды, равна 22500 человек.
В настоящее время курортом используется всего около 7 - 10% утвержденных эксплуатационных запасов уникальных минеральных вод. Огромное количество углекисло-сероводородной минеральной воды сбрасывается в канализацию или реку Подкумок без использования. К примеру, существовавшие до последнего времени "Народные ванны" в настоящее время ликвидированы в связи, с чем невостребованная минеральная вода источника "Народный", сбрасывается по естественному руслу в реку Подкумок.
Следует особо отметить, что большинство скважин и источников исчерпали свой амортизационный ресурс, так как выполнены еще в XIX и начале XX веков, поэтому назрела острая необходимость бурения эксплуатационных скважин дублеров, проведения капитального ремонта каптажей источников и надкаптажных сооружений. Также для сохранения гидроминеральной базы необходимо провести мероприятия по приведению зон санитарной и горно-санитарной охраны в соответствие с требованиями нормативных документов:
проведение тампонажа действующих скважин Академическая 2, Теплосерная 1 и 3, качество минеральной воды которых не обеспечивается стабильностью по микробиологическим показателям;
выполнение комплекса мероприятий по защите Пятигорского месторождения минеральных вод от бактериального загрязнения;
проведение реконструкции и технического перевооружения бальнеологического хозяйства курорта;
провести инвентаризацию выгребных ям и в местах, где невозможно подключение объектов к канализации, выполнить локальные очистные сооружения хозфекальных стоков;
решить вопросы по закрытию и рекультивации существующей свалки;
продолжить работы по восстановлению лесов и очистке зон санитарной охраны Пятигорского и Бештаугорского месторождений минеральных вод;
обязать владельцев объектов в первой зоне санитарной охраны курорта обеспечить проведение мероприятий по защите месторождения минеральных вод от загрязнения:
планово-предупредительная регулярная очистка закрепленной территории;
перекладка сетей канализации и водопровода в соответствии о требованиями для первых и вторых зон санитарной охраны;
ремонт и прокладка новых сетей ливневой канализации.
24. Развитие санаторно-курортного и туристического комплекса
Применительно к городскому хозяйству в целом удельный вес курортно-рекреационной сферы города Пятигорска существенно ниже, чем в других городах-курортах.
В этом смысле город Пятигорск - наименее "курортный" из всех городов-курортов Кавказских Минеральных Вод.
Однако, учитывая высокую оценку уникальных курортно-рекреационных ресурсов Пятигорска (разнообразные минеральные источники, лечебные грязи, благоприятный для отдыха и лечения людей климат), а также возросшую значимость для России курортов Кавказских Минеральных Вод, в стратегическом плане главной функцией города, безусловно, следует назвать курортную. Надо сказать, что относительная возможность города Пятигорска для роста курорта в перспективе по сравнению с другими городами-курортами Кавказских Минеральных Вод ограничена в меньшей степени, что относится как к гидроминеральной базе, так и к территориальным ресурсам курорта.
Важно, что в городе Пятигорске работают клинические, реабилитационные и научные центры, создавшие проверенные временем уникальные лечебно-оздоровительные технологии.
Сегодня в городе насчитывается 22 здравницы на 6539 мест, в том числе 6 здравниц ФНПР на 2582 места.
Сокращение вместимости курорта с показателей доперестроечной численности отдыхающих в 12 - 14 тыс. произошло за счет выведения части объектов из оборота и проведения реконструкции ряда объектов с повышением комфортности проживания.
Цель развития санаторно-курортного комплекса - это поэтапное доведение вместимости курорта до показателей доперестроечной численности отдыхающих, а именно до 9 тыс. мест к 2020 году, и до 12 тыс. мест к 2030 году.
Для достижения намеченных показателей развития санаторно-курортного комплекса предлагается проведение следующих мероприятий:
в исторической части города провести реконструкцию существующего жилого фонда, в том числе ветхого и аварийного, по ул. Теплосерная, Маркса, Чапаева, верхняя часть проспекта Кирова и т.д. с изменением назначения существующих жилых домов под объекты санаторно-курортного комплекса - частных пансионатов малой этажности и санаториев с высокой степенью благоустройства (ориентировочно на 2,0 тыс. отдыхающих). При этом необходимо уделить особое внимание памятникам истории, архитектуры и градостроительства, проведя их реконструкцию с сохранением архитектурного облика исторически сложившейся застройки. Расселение людей из реконструируемых районов предлагается производить в микрорайон "Западный>, а также в ту долю муниципального жилья, которая выделяется из коммерческой застройки по инвестиционным договорам;
на месте выносимого мясокомбината и следственного изолятора на юго-восточном склоне г. Машук разместить объекты санаторно-курортного комплекса на 700 отдыхающих;

]]>
270. Концентрация комплекса существующих учреждений высшего профессионального образования (кроме ПГЛУ и ПГФА) с размещением их в отдельном студенческом городке в южной части города, при положительном заключении ФГУЗ "Центра гигиены и эпидемиологии в СК в г. Пятигорске", может быть рассмотрен вопрос расположения его в северной части города.
271. Развитие сети объектов социальной защиты населения с доведением уровня обеспеченности населения города Пятигорска:
1) домами-интернатами малой вместимости для граждан пожилого возраста (в расчете на 1 тысячу жителей города Пятигорска после 60 лет) - до 6 мест к 2020 году, с увеличением до 10 мест к 2030 году;
2) центром социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов (в расчете на 100 тысяч жителей города Пятигорска) - до 0,48 единицы к 2030 году.
272. Реконструкция и модернизация объектов социальной защиты населения с повышением количества рабочих мест по существующему уровню обеспеченности населения города Пятигорска в расчете на 100 тысяч жителей города Пятигорска:
1) комплексного центра социального обслуживания населения - 0,48 единиц;
2) территориального центра социальной помощи семье и детям - 0,48 единиц;
3) детского дома-интерната санаторного типа - 0,48 единиц.
273. Создание двух домов-интернатов малой вместимости для граждан пожилого возраста: первый - у подножия горы Бештау до 2020 года, второй - в микрорайоне Энергетик до 2030 года.
274. Строительство центра социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов на южной окраине города.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru