Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новгородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 августа 2009 г. по делу № А44-2564/2009

(извлечение)

Резолютивная часть объявлена 29 июля 2009 года.
Решение изготовлено в полном объеме 4 августа 2009 года.
Рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Парфинский фанерный комбинат" к Межрайонной ИФНС России № 7 по Новгородской области о признании незаконным действия налогового органа,

установил:

открытое акционерное общество "Парфинский фанерный комбинат" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Новгородской области (далее - Инспекция) по зачету сумм налога и обязании произвести возврат незаконно зачтенных денежных средств.
Представитель Общества в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме согласно доводам, изложенным в заявлении.
Представитель Инспекции в судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Общество обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением в порядке статьи 37 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 № 127-ФЗ (далее - Закон № 127-ФЗ).
Определением Арбитражного суда Новгородской области от 16.03.3009 заявление принято к производству и назначено судебное разбирательство в заседании по проверке обоснованности поступившего заявления должника.
Определением Арбитражного суда Новгородской области от 14.04.2009 в отношении Общества введена процедура наблюдения.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 18.02.2009 было удовлетворено заявление Общества о возмещении налога на добавленную стоимость за 1 квартал 2008 года в сумме 4572694 руб. и обязании Инспекции устранить допущенные нарушения закона. Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.3009 решение от 18.02.2009 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
Инспекцией 20.05.2009 принято решение о возврате Обществу 1381905 руб., а также решение от 20.05.2009 о зачете на сумму 3191056 руб. Платежным поручением № 973 от 20.05.2009 на счет Общества перечислена сумма 1381905 руб.
Общество считает, что Инспекция неправомерно произвела зачет в сумме 3191056 руб. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому налогу или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей (пункт 1).
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности) (пункт 2).
Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц, в том числе порядок уплаты ими обязательных платежей, регулируются Законом № 127-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Закона № 127-ФЗ с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом порядка предъявления требований к должнику; не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная пунктом 4 статьи 134 Закона о банкротстве очередность удовлетворения требований кредиторов.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 17 Постановления Пленума от 22.06.2006 № 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", при рассмотрении споров, связанных с возмещением налога на добавленную стоимость (статья 176 Налогового кодекса Российской Федерации), необходимо учитывать, что после вынесения определения о введении наблюдения налоговый орган вправе засчитывать подлежащую возмещению сумму налога только в счет погашения обязательных платежей, требования, в отношении которых являются текущими.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона № 127-ФЗ под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
Пунктом 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25) разъяснено, что при применении положений пункта 1 статьи 5 Закона о банкротстве и решении вопроса о моменте возникновения обязательного платежа для целей отнесения соответствующих требований к текущим или к подлежащим включению в реестр требований кредиторов судам необходимо учитывать, что датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода, а не дата представления налоговой декларации или дата окончания срока уплаты налога. Вынесение налоговым органом после принятия заявления о признании должника банкротом решения о доначислении налогов и начислении пеней по налогам, налоговый период и срок уплаты которых наступили до даты принятия заявления, не является основанием для квалификации требований об уплате доначисленных обязательных платежей как текущих.
В пункте 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25 указано, что при решение вопроса об установлении размера и квалификации требований уполномоченного органа по налогам, налоговый период по которым состоит из нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи, судам необходимо исходить из следующего: если окончание отчетного периода и срока уплаты соответствующего авансового платежа наступило до принятия заявления о признании должника банкротом, то этот авансовый платеж не является текущим.
В судебном заседании установлено, что Обществом представлен в Инспекцию расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу за 1 квартал 2009 года, согласно которому уплате в соответствующие бюджеты подлежал авансовый платеж в сумме 3191056 руб.
В соответствии со статьей 240 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В силу пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной с нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Данные о суммах, начисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Из вышеупомянутого следует, что окончание отчетного периода по единому социальному налогу и возникновение обязанности по уплате авансового платежа за 1 квартал 2009 года наступили 31.03.2009, то есть после даты принятия заявления о признании должника банкротом (16.03.2009), а срок уплаты авансового платежа за 1 квартал 2009 года закончился 20.04.2009, то есть после введения 14.04.2009 в отношении Общества процедуры наблюдения.
Таким образом, на основании анализа упомянутых положений закона № 127-ФЗ суд пришел к выводу, что авансовые платежи по единому социальному налогу за 1 квартал 2009 года являются текущими платежи.
В связи с чем, Инспекция имела право зачесть подлежащую возмещению сумму налога на добавленную стоимость в счет погашения задолженности по единому социальному налогу за 1 квартал 2009 года.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а не статья 17.

Проверив действия Инспекции на соответствие положениям статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, статьям 5, 63 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", руководствуясь статьями 110, 167 - 17, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявления ОАО "Парфинский фанерный комбинат" о признании незаконными действия Межрайонной ИФНС России № 7 по Новгородской области по зачету сумм налога и обязании произвести возврат незаконно зачтенных сумм - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья
А.А.РАЗЖИВИН



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru