Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Кировская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 февраля 2009 г. по делу № А28-14/2009-1/12

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2009 года.
В полном объеме решение изготовлено 20 февраля 2009 года.
Арбитражный суд Кировской области в составе судьи Х.
при ведении протокола секретарем судебного заседания М.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
акционерного коммерческого банка (открытое акционерное общество) в лице Ж-ского отделения.
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Кировской области
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора: муниципальное образование Уржумский муниципальный район Кировской области в лице администрации Уржумского района
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - У., по доверенности от 14.01.2009, Д., по доверенности от 14.01.2009,
от ответчика - З., по доверенности от 25.12.2008,
от третьего лица - Ч., по доверенности от 17.02.2009,

установил:

в заявлении с учетом уточнений содержатся требования о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Кировской области (далее по тексту - ответчик, УФРС) от 19.09.2008 в государственной регистрации права собственности открытого акционерного общества акционерный коммерческий банк (далее по тексту - заявитель, банк) на недвижимое имущество: 2-х этажное административное здание с кадастровым номером 43:35:010129:0028:1509/19/А и обязании ответчика зарегистрировать право собственности на данный объект недвижимости.
В обоснование своих требований заявитель ссылается на необоснованность отказа.
Ответчик заявленное требование не признает, в представленном отзыве указывает на обоснованность отказа. В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что регистратором не выносилось решение о приостановлении государственной регистрации в целях представления заявителем дополнительных документов, поскольку в материалах регистрационного дела имелось решение об отказе в государственной регистрации от 10.12.2001, принятое по тому же пакету документов, что и представленные заявителем 21.08.2008.
Представитель третьего лица поддержал в судебном заседании позицию заявителя.
Заслушав объяснения сторон, изучив представленные доказательства, Арбитражный суд установил следующее.
21.08.2008 банк обратился за государственной регистрацией права собственности на административное здание с кадастровым номером 43:35:010129:0028:1509/19/А. Согласно расписке для проведения государственной регистрации были представлены распоряжение от 03.10.2001, акт от 25.12.1992, договор купли-продажи от 28.12.1992, протокол заседания межведомственной комиссии от 14.09.2001, постановление от 22.09.1992, технический паспорт от 04.12.2000.
В материалы дела представлена расписка, согласно которой аналогичные документы были представлены банком при обращении 15.11.2001 за государственной регистрацией права собственности на здание с кадастровым номером 43:35:010129:0028:1509/19/А. Решением от 10.12.2001 в государственной регистрации было отказано по причине несоответствия документов (договора купли-продажи от 28 декабря 1992 года) по содержанию требованиям действующего законодательства (ГК 1964 г. и ст. ст. 9, 15 Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" от 03.07.91 № 1531-1).
В судебном заседании установлено и не оспаривается заявителем, что при обращении 21.08.2008 были представлены те же документы, которые ранее проходили юридическую экспертизу в регистрирующем органе в 2001 году.
19.09.2008 регистрирующий орган вновь отказал заявителю в государственной регистрации права собственности на административное здание с кадастровым номером 43:35:010129:0028:1509/19/А, по причине несоответствия документов (договора купли-продажи от 28 декабря 1992 года) по содержанию требованиям действующего законодательства (ГК 1964 г. и ст. ст. 9, 15 Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" от 03.07.91 № 1531-1).
В судебном заседании представитель заявителя пояснил, что им не оспаривается тот факт, что договор купли-продажи от 28 декабря 1992 года по своему содержанию подлежит оценке с точки зрения соответствия Закону РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" от 03.07.91 № 1531-1. Однако полагает, что выводы регистратора о наличии в уставном капитале банка доли государства более 25% на момент совершения сделки и невозможности применения такого способа приватизации как выкуп арендованного муниципального имущества не подтвержден соответствующими доказательствами, поэтому отказ является необоснованным. При этом представитель заявителя пояснил, что он также не располагает данными доказательствами о размере доли государства в уставном капитале и о наличии права аренды банка на здание, в котором Ж-ское отделение располагается предположительно с 1987 года.
Возражая против этих доводов, представитель ответчика сослался на приказ Банка России от 21 марта 1991 г. и устав банка, утвержденный решением общего собрания акционеров от 22.03.1991 г. Согласно п. 1 устава учредителем банка является Центральный банк РСФСР, которому в соответствии с п. 14 устава принадлежит контрольный пакет акций, что, по мнению ответчика, исключает возможность участия банка в приватизации муниципального имущества.
Рассмотрев материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию права, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Доводы заявителя о том, что регистратор необоснованно дал оценку договору купли-продажи от 28 декабря 1992 года как не соответствующему статьям 9, 15 Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" от 03.07.91 № 1531-1, не подтверждаются материалами дела, из которого следует, что ни на момент обращения за государственной регистрацией права, ни на момент рассмотрения спора в суде банк не представил доказательств в подтверждение его права участвовать в приватизации муниципального имущества путем заключения договора от 28 декабря 1992 года.
В соответствии со статьей 9 Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" от 03.07.91 № 1531-1, действовавшего на момент заключения договора, при приватизации государственных и муниципальных предприятий не могут быть покупателями и участвовать в конкурсе, аукционе, покупать акции приватизируемых предприятий юридические лица, в уставном капитале которых доля государства, местных Советов народных депутатов, общественных организаций (объединений), благотворительных и иных общественных фондов превышает 25 процентов. Обязанность доказывания своего права на приобретение приватизируемых предприятий лежит на покупателях. Для участия в аукционе, конкурсе, для покупки акций приватизируемых предприятий покупатели - юридические лица представляют соответствующему фонду имущества декларацию о составе участников акционерного общества (товарищества) и распределении уставного капитала.
В судебном заседании установлено, что доказательствами соблюдения требований указанной нормы Закона, действовавшей на момент заключения договора, представленного 15.11.2001 и 21.08.2008 на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающего документа, заявитель не располагает. По смыслу статьи 9 Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" от 03.07.91 № 1531-1 переложение бремени доказывания данных обстоятельств на регистрирующий орган не предусмотрено. Соответственно, суд приходит к выводу, что регистратор обоснованно пришел к выводу, что представленный на государственную регистрацию договор от 28 декабря 1992 года на момент его заключения не соответствовал требованиям статьи 9 Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" от 03.07.91 № 1531-1 и не порождал правовых последствий в виде перехода к покупателю права собственности на объект недвижимости, поскольку являлся ничтожной сделкой.
С учетом изложенного, в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме в связи с их необоснованностью.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований открытого акционерного общества акционерный коммерческий банк о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Кировской области от 19.09.2008 в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество: 2-х этажное административное здание с кадастровым номером 43:35:010129:0028:1509/19/А и обязании ответчика зарегистрировать право собственности на данный объект недвижимости отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства во Второй арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Кировской области.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru