МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПРИКАЗ
от 12 марта 2008 г. № 29-П
О ВЕДОМСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ И КАЧЕСТВОМ
ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения республики и органов управления здравоохранением в части контроля качества оказания медицинской помощи показывает, что существующая организация ведомственного контроля организации оказания медицинской помощи и экспертизы временной нетрудоспособности граждан в целом не позволяет обеспечивать высокий уровень качества оказания медицинской помощи населению республики.
Вместе с тем, в связи с реализацией приоритетного национального проекта "Здоровье", а также выполнением республиканских целевых программ стоящие перед здравоохранением Кабардино-Балкарской Республики задачи, направленные на повышение эффективности и дальнейшее совершенствование организации и качества оказываемой медицинской помощи, оптимизацию и стандартизацию лечебно-диагностического процесса, требуют дальнейшего развития клинико-экспертной работы на всех уровнях.
В целях дальнейшего совершенствования организации и качества оказываемой медицинской помощи, оптимизации и стандартизации лечебно-диагностического процесса, создания единых организационных и методических принципов ведомственного контроля качества медицинской помощи, предоставляемой населению в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения на территории Кабардино-Балкарской Республики, приказываю:
1. Утвердить Положение
о системе ведомственного контроля качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения на территории Кабардино-Балкарской Республики.
2. Утвердить Реестр внештатных специалистов-экспертов Министерства здравоохранения КБР.
3. Органам управления здравоохранением городских округов и муниципальных районов привлекать для экспертизы сложных клинико-диагностических случаев главных внештатных специалистов-экспертов (по согласованию с Минздравом КБР).
4. Отделу контроля качества оказываемой медицинской помощи МЗ КБР проводить сбор информации и анализ организации и управления качеством оказываемой медицинской помощи.
5. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя министра Канунникова В.А.
Министр
В.БИЦУЕВ
Приложение № 1
к Приказу
Министерства здравоохранения КБР
от 12 марта 2008 г. 29-П
ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ
ПОМОЩИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
I. Общие положения
1.1. Целью осуществления ведомственного контроля качества медицинской помощи является обеспечение прав пациентов на получение медицинской помощи надлежащего качества на основе оптимального использования кадровых и материально-технических ресурсов учреждений здравоохранения и применения современных медицинских технологий.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
1.3. Объектом контроля является медицинская помощь, представляющая собой комплекс профилактических, лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий, проводимых по определенной технологии с целью достижения конкретных результатов.
1.4. Система ведомственного контроля качества медицинской помощи включает следующие элементы:
- оценка состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов лечебно-профилактического учреждения;
- экспертиза процесса оказания медицинской помощи конкретным пациентам;
- изучение удовлетворенности пациентов от их взаимодействия с системой здравоохранения;
- расчет и анализ показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи;
- выявление и обоснование дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказывающих негативное действие и повлекших за собой снижение качества и эффективность медицинской помощи;
- выбор наиболее рациональных управленческих решений и проведение оперативных корригирующих воздействий;
- контроль за реализацией управленческих решений.
II. Организация и порядок проведения
ведомственного контроля качества медицинской помощи
2.1. Ведомственный контроль качества медицинской помощи осуществляется экспертным путем должностными лицами лечебно-профилактических учреждений и органов управления здравоохранением, клинико-экспертными комиссиями и главными штатными и внештатными специалистами всех уровней здравоохранения. В необходимых случаях для проведения экспертизы могут привлекаться независимые эксперты других регионов по решению Министерства здравоохранения КБР.
2.2. Экспертиза качества медицинской помощи является функцией заведующих подразделениями (первая ступень), заместителей руководителя учреждения по медицинской части, экспертизе временной нетрудоспособности, амбулаторно-поликлинической помощи, медицинскому обслуживанию населения, детству и родовспоможению (вторая ступень экспертизы), врачебной комиссии учреждения (третья ступень), Министерства здравоохранения КБР (IV ступень).
2.3. Экспертиза процесса оказания медицинской помощи проводится по отдельным законченным в данном подразделении случаям. Экспертиза, как правило, проводится по медицинской документации (медицинская карта стационарного больного, карта амбулаторного больного и др.). При необходимости может быть проведена и очная экспертиза.
2.4. Экспертному контролю обязательно подлежат:
- необоснованные отказы от госпитализации и оказания амбулаторно-поликлинической помощи;
- поступление больного в стационары в тяжелом и крайне тяжелом состоянии;
- нарушение правил транспортировки больного;
- смертность в трудоспособном возрасте (в т.ч. смертность на дому);
- детская (младенческая) смертность (в т.ч. смертность на дому);
- материнская смертность;
- случаи летальных исходов в стационаре;
- заболеваемость инфекционным гепатитом "B";
- случаи внутрибольничного инфицирования и осложнений;
- роды, осложненные эклампсией;
- разрыв матки в родах и разрыв промежности III степени;
- досуточная летальность и смерть в период транспортировки больного;
- случаи первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста;
- случаи повторной госпитализации по поводу одного и того же заболевания в течение месяца;
- случаи заболеваний с удлиненными или укороченными сроками лечения (или временной нетрудоспособности);
- отклонения от среднего времени пребывания в стационаре по нозологии (КСГ);
- случаи с расхождением диагнозов;
- осложнения или вред, нанесенный здоровью пациента, возникшие вследствие бездействия персонала;
- все случаи релапоротомии;
- случаи послеоперационных осложнений;
- случаи, сопровождающиеся жалобами пациентов или их родственников.
Все прочие случаи оказания медицинской помощи должны иметь одинаковую возможность быть подвергнутыми экспертной оценке, что обеспечивается статистическим методом "случайной" выборки.
2.5. В течение месяца проводят экспертизу заведующий стационарным подразделением не менее 50% законченных случаев, заведующий амбулаторно-поликлиническим подразделением - не менее 25% законченных случаев, заместители руководителя учреждения по медицинской части, экспертизе временной нетрудоспособности, амбулаторно-поликлинической помощи, детству и родовспоможению - не менее 30 - 50 законченных случаев. Объем работы врачебных комиссий определяется в соответствии с Положением о врачебной комиссии государственного (муниципального) лечебно-профилактического учреждения, органа управления здравоохранением территории, входящей в состав субъекта РФ, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.03.2007 "Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации".
2.6. Экспертиза качества медицинской помощи конкретному больному предусматривает сопоставление ее со стандартами, которые, как правило, содержат унифицированный набор и объем диагностических и лечебных мероприятий, а также требования к срокам и результатам лечения при конкретных нозологических формах болезней.
Ведущая роль при экспертизе качества медицинской помощи принадлежит заключению эксперта, который кроме выполнения стандартов учитывает все особенности данного индивидуального случая.
2.7. Эксперт во время проведения экспертизы качества лечебно-диагностического процесса:
- в обязательном порядке оценивает полноту и своевременность диагностических мероприятий, адекватность выбора и соблюдение лечебных мероприятий, правильность и точность постановки диагноза;
- выявляет дефекты и устанавливает их причину;
- готовит рекомендации по устранению и предупреждению выявленных недостатков.
2.8. На каждый случай экспертной оценки заполняется "Карта оценки качества медицинской помощи". Схемы "Карты экспертной оценки качества медицинской помощи и экспертизы временной нетрудоспособности в амбулаторно-поликлиническом учреждении", "Карты экспертной оценки качества медицинской помощи в стационарном учреждении", "Акт экспертного контроля качества медицинской помощи в структурном подразделении" утверждаются Министерством здравоохранения. В результате их статистической обработки рассчитываются показатели, характеризующие качество и эффективность медицинской помощи.
2.9. Методика экспертной оценки качества медицинской помощи и набор показателей, ее характеризующих, утверждается Министерством здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики.
2.10. Методика изучения удовлетворенности медицинской помощью утверждается Министерством здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики.
2.11. При оценке работы структурного подразделения, лечебно-профилактического учреждения, а также здравоохранения муниципального района или городского округа показатели качества и эффективности медицинской помощи дополняются показателями деятельности учреждения здравоохранения и состояния здоровья населения, такими как распространенность и поздняя выявляемость социально значимых заболеваний, первичный выход на инвалидность и смертность лиц трудоспособного возраста, инвалидность в детском возрасте, эффективность реабилитации больных и инвалидов, охват новорожденных скринингом на фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз, детей раннего возраста - аудиологическим скринингом, показатели абортов, младенческой смертности и др.
Критерии оценки эффективности деятельности государственных лечебно-профилактических учреждений утверждаются Министерством здравоохранения КБР.
2.12. Информация, полученная в результате оценки качества и эффективности медицинской помощи, доводится до сведения руководителей учреждения, является предметом обсуждения среди сотрудников, а также может быть использована для дифференцированной оплаты труда медицинских работников.
III. Заключение
3.1. Ведомственный контроль качества и эффективности медицинской помощи является основным видом контроля, наиболее приближенным к исполнителям медицинских услуг. Его результаты используются и сопоставляются с данными вневедомственной экспертизы.