Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 февраля 2009 г. № А82-15194/2008-28

Резолютивная часть решения оглашена 28.01.2009.
Полный текст решения изготовлен - 05.02.2009.
Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи Глызиной А.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Глызиной А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "Турист"
к департаменту окружающей среды и природопользования Ярославской области об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 25.11.2008 № 16-94,
при участии:
от заявителя - Шумилова Т.П. - представителя по доверенности,
от ответчика - Лайтман О.В., Ивнева М.Б. - представителей по доверенности

установил:

открытое акционерное общество "Турист" (далее по тексту - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о наложении штрафа за административное нарушение требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды от 25.11.2008 № 16-94, вынесенного государственным инспектором Ярославской области по охране природы, о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000 руб.
Правовая позиция заявителя основана на том обстоятельстве, что в действиях предприятия отсутствует событие вмененного административного правонарушения.
Административный орган считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, просит отказать заявителю в удовлетворении заявленного требования.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
ОАО "Турист", являясь юридическим лицом, осуществляет по адресу: г. Ярославль, пр-т Ленина, д. 2, будучи собственником указанного здания, деятельность туристических агентств, деятельность гостиниц без ресторанов, деятельность по предоставлению услуг по сдаче внаем собственного нежилого недвижимого имущества. На момент проверки ОАО "Турист" сдает в аренду помещения 22 арендаторам - ООО СК "Волга-дом", ООО АФ "Эрудит", ООО "Ярославльтурист", ООО кафе "Турист", ООО ТК "Корвет", ООО "Промтехнология", ООО АФ "Рубикон", ООО ТД "Сфера", ЗАО "НефтегазСтрой", ООО "Алледин", индивидуальным предпринимателям Гусейнову, Бутурлиной, Егоровой, Абрамовой, Чукаеву, Даниловой, Горбуновой, Кормилицыной, Казарцеву, Мовсисян (всего - 55 человек). При этом при заключении договоров с арендаторами (за исключением ИП Гусейнова) в договоры Обществом внесены следующие пункты в раздел договора "права и обязанности сторон": арендодатель (Общество) обязуется - "...организовать вывоз твердых бытовых отходов с арендуемой площади, самостоятельно заключать договоры со специализированными организациями, сдавать на демеркуризацию люминисцентные лампы и нести ответственность за правильность их хранения". Арендатор обязуется - "...выбрасывать мусор только в специальные контейнеры ОАО "Турист", выбрасывать люминисцентные лампы в мусорные контейнеры строго запрещается".
В результате деятельности заявителя, с учетом арендаторов, образуются отходы 7 видов: 1) мусор от бытовых помещений организаций несортированный; 2) смет с территории; 3) ртутные лампы; 4) мусор строительный от разборки зданий; 5) отходы от жилищ несортированные; 6) отходы от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами; 7) пищевые отходы кухонь.
Для выполнения условий договоров аренды Общество разместило контейнеры для сбора твердых бытовых отходов на прилегающей к зданию территории и заключило 01.12.2003 договора с МУП "Спецавтохозяйство по уборке города" и ЗАО "Чистый город" на вывоз отходов и их утилизацию.
Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области была проведена плановая проверка соблюдения ОАО "Турист" требований законодательства в области охраны окружающей среды, оформленная актом от 15.04.2008 № 16-33.

Текст абзаца 9 приведен в соответствии с официальным текстом документа.

В ходе проверки административным органом были установлено, что у Общества отсутствует природоохранная документация, в том числе: 1) отсутствуют проекты нормативов образования отходов, 2) лимиты на размещение отходов производства и потребления, паспорта опасных отходов, 4) при наличии на территории контейнерной площадки, содержащейся в ненадлежащем санитарном состоянии, факта несанкционированного размещения отходов, переполнения контейнеров в отсутствие укрытия, исключающего попадание атмосферных осадков и раздувание их ветром.
Усмотрев в действиях Общества признаки правонарушения природоохранного законодательства, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, по результатам проверки ответчиком был составлен протокол об административном правонарушении требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды от 18.11.2008 № 16-84.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении административный орган принял постановление от 25.11.2008 о привлечении Общества к административной ответственности в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Доводы заявителя состоят в том, что: 1) Общество не имеет отходов производства и, соответственно, не имеет обязанности в отношении проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; 2) у Общества не имеется опасных отходов, для которых необходимо оформление паспортов опасных отходов; 3) ответчиком не доказан факт принадлежности Обществу спорных отходов, так как к контейнерной площадке имеет доступ неопределенный круг лиц; 4) ответчик не обладает полномочиями для привлечения Общества к административной ответственности - в отношении нарушения санитарно-эпидемиологических правил содержания контейнерной площадки.
Доводы ответчика состоят в том, что факт нарушения установлен, а административная ответственность применена в соответствии с действующим законодательством. Ответчик обосновывает необходимость наличия у Общества природоохранной документации, при этом полагает, что соответствующая документация (проекты образования отходов и лимиты на их размещение) подлежит оформлению, в том числе и при наличии отходов потребления, а не только отходов производства. Имеющиеся у Общества отходы подлежат классификации по 1 - 5 классу опасности, должны иметь паспорта опасных отходов (особенно люминисцентные лампы - 5 класс опасности). Несостоятельным ответчик считает довод Общества о том, что не доказан факт принадлежности ему отходов, поскольку соответствующие обязанности арендаторов и арендодателя урегулированы договорами аренды, контейнеры принадлежат ОАО "Турист", Обществом заключены договора со специализированными организациями на вывоз и утилизацию отходов, уплачивается плата за негативное воздействие на окружающую среду. Наличие у административного органа соответствующих полномочий для привлечения Общества к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ ответчик обосновывает тем, что соответствующая административная ответственность выделена из главы 6 КоАП РФ "Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность" в главу 8 КоАП РФ "Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования", относится к его компетенции.
Оценивая правомерность привлечения заявителя к административной ответственности, суд исходит из следующего.
Оспариваемым постановлением Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях за несоблюдение экологических требований при эксплуатации контейнерной площадки, предназначенной для хранения мусора; при отсутствии проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов производства и потребления; паспортов опасных отходов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Статьей 14 Федерального закона № 7-ФЗ определены методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, к числу которых отнесено установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технические требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (пункт 1 статьи 39 Федерального закона № 7-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ) отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В силу статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 № 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования лимитов на их размещение" подлежат утверждению уполномоченным территориальным органом исполнительной власти.
В пункте 2.2.2 Положения об организации деятельности в области обращения с отходами в г. Ярославле, утвержденного постановлением мэрии г. Ярославля от 18.03.2004 № 998, установлено требование к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона № 7-ФЗ отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд полагает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат с учетом следующего.
Факты отсутствия у Общества природоохранной документации и паспорта опасных отходов в отношении твердых бытовых отходов, образующихся в результате его хозяйственной деятельности (либо деятельности его арендаторов), подтверждены материалами дела, судом считаются установленными.
Исходя из вышеуказанных норм права и фактических обстоятельств дела, суд считает установленным факт нарушения Обществом соответствующей обязанности по оформлению природоохранной документации и соблюдения санитарно-эпидемиологических правил. Бездоказательными являются, по мнению суда, доводы заявителя о том, что не установлена принадлежность бытовых отходов в контейнерах, доступных неопределенному кругу лиц.
Такой вывод суд делает исходя из содержания договоров аренды в смысле прав и обязанностей арендодателя и арендатора; заключения Обществом договоров на вывоз и утилизацию отходов со специализированными организациями; специфики осуществляемой арендаторами деятельности - складские помещения, офисные помещения, кафе круглосуточной работы.
Соответственно, суд считает установленным в действиях Общества вмененного ему состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ. Процессуальных нарушений, являющихся основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления, судом не установлено. Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, также не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 207 - 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении требования открытого акционерного общества "Турист" о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 16-94 от 25.11.2008., вынесенного государственным инспектором Ярославской области по охране природы департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, о привлечении к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ - отказать.
Решение может быть обжаловано в установленном порядке в течение десяти дней во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров).

Судья
А.В.ГЛЫЗИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru