Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область

О применении документа см. примечание в

Справке
АДМИНИСТРАЦИЯ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2007 г. № 493-а

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО
ИЗУЧЕНИЯ НЕДР И ВОСПРОИЗВОДСТВА МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008 - 2009 ГОДЫ

(в ред. Постановлений Правительства ЯО
от 10.12.2008 № 656-п, от 09.07.2009 № 693-п)

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 "О недрах", постановлением Губернатора области от 18.06.2001 № 406 "О Концепции геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Ярославской области" Администрация области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Ярославской области на 2008 - 2009 годы (далее - Программа).

2 - 3. Исключены с 9 июля 2009 года. - Постановление Правительства ЯО от 09.07.2009 № 693-п.
(см. текст в предыдущей редакции)

4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Боровицкого М.В.

5. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Председатель Правительства -
первый зам. Губернатора
Ярославской области
И.И.СКОРОХОДОВА





Утверждена
постановлением
Администрации области
от 29.10.2007 № 493-а

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ НЕДР И ВОСПРОИЗВОДСТВА
МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2008 - 2009 ГОДЫ

(в ред. Постановлений Правительства ЯО
от 10.12.2008 № 656-п, от 09.07.2009 № 693-п)

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 10.12.2008 № 656-п)
(см. текст в предыдущей редакции)

Наименование Программы       Областная  целевая  программа   геологического
                             изучения  недр  и воспроизводства минерально -
                             сырьевой базы Ярославской области

Заказчик Программы           Правительство Ярославской области

Основание разработки         Закон Российской Федерации  от 21 февраля 1992
Программы                    года   №  2395-1  "О недрах",    постановление
                             Губернатора области  от  18.06.2001  № 406  "О
                             Концепции геологического     изучения   недр и
                             воспроизводства    минерально-сырьевой    базы
                             Ярославской области"

Куратор Программы            Боровицкий Михаил Васильевич

Ответственный исполнитель    Департамент    охраны     окружающей  среды  и
Программы                    природопользования Ярославской области

Исполнители Программы        Организации-победители   конкурса   на   право
                             заключения    государственного  контракта   на
                             выполнение  работ  по   мероприятиям Программы

Основные разработчики        Департамент    охраны    окружающей   среды  и
Программы                    природопользования Ярославской области

Цели и задачи Программы      Цели:
                             развитие      и      обеспечение рационального
                             использования     минерально-сырьевой     базы
                             Ярославской    области   для    удовлетворения
                             потребностей строительной индустрии, сельского
                             хозяйства,  промышленности области  в нерудных
                             материалах;
                             обеспечение     защиты   подземных     вод  от
                             загрязнения  и   истощения  при   эксплуатации
                             водоносных горизонтов;
                             подготовка объектов  к лицензированию в рамках
                             формирования     перечня     участков    недр,
                             предлагаемых для предоставления в пользование.
                             Задачи:
                             выявление       и    оценка      месторождений
                             общераспространенных   полезных    ископаемых,
                             приближенных к центрам потребления,  получение
                             материалов,   необходимых     инвесторам   для
                             обоснования   экономической   целесообразности
                             пользования участками недр;
                             выработка      экономически       обоснованных
                             рекомендаций  по  рациональному  использованию
                             запасов    общераспространенных       полезных
                             ископаемых;
                             ликвидация    40     аварийных  и  заброшенных
                             гидрогеологических скважин;
                             изучение   качества   питьевых  подземных  вод
                             основных     эксплуатационных       водоносных
                             горизонтов   с   оценкой  их  защищенности для
                             обеспечения подсчета запасов;
                             сбор   и   подготовка   информации   об  особо
                             охраняемых     геологических   объектах    для
                             подготовки  к      лицензированию   в   рамках
                             формирования     перечня     участков    недр,
                             предлагаемых для предоставления в пользование
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 09.07.2009 № 693-п)
(см. текст в предыдущей редакции)

Важнейшие индикаторы и       Количество  выявленных  перспективных участков
показатели, позволяющие      общераспространенных полезных ископаемых;
оценить ход реализации       объем    прогнозных   ресурсов   и     запасов
Программы                    общераспространенных полезных ископаемых;
                             количество  ликвидированных   самоизливающихся
                             гидрогеологических скважин;
                             проведенная  оценка  состояния и использования
                             подземных вод
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 09.07.2009 № 693-п)
(см. текст в предыдущей редакции)

Сроки (этапы) реализации     2008 - 2009 годы.    Работы   выполняются    в
Программы                    несколько этапов

Объемы и источники           7400    тыс.  рублей  -  средства   областного
финансирования Программы     бюджета
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 09.07.2009 № 693-п)
(см. текст в предыдущей редакции)

Ожидаемые конечные           Полученные  прогнозные   ресурсы   и    запасы
результаты реализации        общераспространенных   полезных   ископаемых -
Программы                    10,0 млн. куб. м;
                             подготовленные  к  освоению  15  перспективных
                             участков недр;
                             ликвидированные       40      самоизливающихся
                             гидрогеологических    скважин,      являющихся
                             источниками загрязнения  и истощения подземных
                             вод;
                             получение  оценки  состояния  и  использования
                             подземных вод
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 09.07.2009 № 693-п)
(см. текст в предыдущей редакции)

Ответственные лица для       Тимошенко Н.Ф. - заместитель      председателя
контактов                    комитета  по учету  и  использованию природных
                             ресурсов департамента  охраны окружающей среды
                             и   природопользования   Ярославской  области,
                             тел. 40-02-17;
                             Маслов И.А. - начальник                 отдела
                             недропользования     комитета   по   учету   и
                             использованию  природных ресурсов департамента
                             охраны  окружающей  среды и природопользования
                             Ярославской области, тел. 40-02-15;
                             Потехина А.А. - главный   специалист    отдела
                             недропользования    комитета     по    учету и
                             использованию  природных ресурсов департамента
                             охраны окружающей среды  и  природопользования
                             Ярославской области, тел. 40-02-13.
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 09.07.2009 № 693-п)
(см. текст в предыдущей редакции)

I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 09.07.2009 № 693-п)
(см. текст в предыдущей редакции)

Минерально-сырьевая база Ярославской области и базирующиеся на ней сельскохозяйственный, промышленный и строительный комплексы являются важными факторами перехода экономики области на более конкурентоспособный, технологический уклад.
Добыча общераспространенных полезных ископаемых является важнейшим направлением недропользования в Ярославской области и наряду с добычей подземных вод и геологическим изучением недр составляет весьма крупную часть природопользования.
Сохранить важную роль минерально-сырьевой базы в социально-экономическом развитии Ярославской области можно только при наличии благоприятных условий для ее воспроизводства.
По результатам геолого-разведочных работ в области разведано 1169 месторождений различных полезных ископаемых. Значительную часть запасов разведанных месторождений составляют песчано-гравийный материал и песок строительный. Они имеют особую промышленную значимость, состояние и использование минерально-сырьевой базы этих полезных ископаемых являются индикаторами состояния строительной индустрии.
В настоящее время наиболее разведанными на наличие месторождений строительных материалов являются территории двух муниципальных районов, обладающие значительными запасами строительного сырья, - Ростовского и Переславского.
Анализ территории Некоузского, Мышкинского, Брейтовского муниципальных районов показал их неперспективность для добычи строительных материалов, остальные 11 муниципальных районов области недостаточно обеспечены строительным сырьем.
Неравномерность размещения месторождений стройматериалов для удовлетворения потребительских нужд всех муниципальных районов области требует больших капиталовложений для начала разработки месторождений и поставки сырья потребителям.
Недра Ярославской области обладают геологическими предпосылками для выявления нетрадиционных полезных ископаемых (стекольные и формовочные пески), используемых в производственном цикле крупных машиностроительных заводов, таких как открытое акционерное общество "Автодизель" (Ярославский моторный завод) и открытое акционерное общество "Тутаевский моторный завод".
На государственном балансе Ярославской области месторождений стекольных и формовочных песков нет. Геолого-разведочные работы на данные виды полезных ископаемых ранее проводились, но не имели планомерного характера и осуществлялись по отдельным районам области в разное время и в небольших объемах.
Потребность промышленных предприятий области в нетрадиционных видах полезных ископаемых удовлетворяется за счет ввоза из других регионов. Высокие транспортные издержки на доставку заставляют предприятия переориентироваться на потребление местного сырья, зачастую низкого качества.
Учитывая потребности промышленности в стекольных и формовочных песках, выявление и разведка месторождений нетрадиционных видов полезных ископаемых являются своевременными и актуальными.
Основные проблемы недропользования Ярославской области, относящиеся к геолого-разведочным работам, следующие:
1. Слабая геологическая изученность территории, неравномерность размещения месторождений стройматериалов, расположенных главным образом в местах, удаленных от промышленной инфраструктуры и социальной сферы области, необходимость больших капиталовложений для начала разработки месторождений и поставки сырья потребителям.
2. Отсутствие интереса инвесторов к вложению средств в геолого-разведочные работы, что во многом объясняется вероятностным характером геологических исследований, высоким предпринимательским риском.
Предпринимательский риск связан с возможным финансовым ущербом, возникающим при недостаточной разведанности участка недр, полученного в пользование, и, как следствие, неподтверждении запасов полезных ископаемых определенных категорий.
Вероятность риска зависит от степени изученности перспективных участков недр, выявленной посредством проведения или непроведения геолого-разведочных работ, и качества материалов, собранных по результатам проведения данных работ, а также от группы сложности геологического строения месторождения.
3. На сегодняшний день практически прекращен выпуск отечественной геолого-разведочной техники и аппаратуры, стала очевидной и продолжает усиливаться зависимость геолого-разведочной отрасли от западных технологий, техники, оборудования.
4. Недостаточное количество организаций, способных качественно, на хорошем техническом уровне провести работы по геологическому изучению недр. Продолжается отток квалифицированных специалистов геологического профиля.
На данный момент хозяйственно-питьевое и производственно-техническое водоснабжение населения осуществляется преимущественно за счет использования поверхностных вод.
Водоснабжение отдельных районных центров и большинства сельских населенных пунктов основано на использовании подземных вод.
Однако благоприятные гидрогеологические условия: небольшая глубина залегания водоносных горизонтов, защищенность от загрязнения, высокие качественные характеристики и другие положительные факторы - определяют целесообразность увеличения объемов потребления пресных подземных вод в общей системе водоснабжения.
На сегодняшний момент четыре муниципальных района - Ростовский, Большесельский, Переславский и Рыбинский - обеспечены разведанными запасами подземных вод, в целях решения вопросов водообеспечения проведена предварительная оценка запасов подземных вод в Брейтовском и Некоузском муниципальных районах.
На фоне спокойной обстановки с естественным режимом подземной гидросферы в целом по области выделяются два участка - Рыбинский и Ярославско-Тутаевский, - на которых расположены крупные промышленные центры Ярославской области и, как следствие, геологическая среда подвержена значительной техногенной нагрузке с поверхности земли. Это оказывает влияние на качество подземных вод основных эксплуатируемых водоносных горизонтов.
Также на территории муниципальных районов имеются участки недр с прогнозными ресурсами подземных вод. Данные участки можно предлагать для недропользования после получения необходимых характеристик в результате проведения работ по изучению качества подземных вод основных эксплуатационных водоносных горизонтов.
В целом работы по мониторингу состояния и качества подземных вод, пригодных для вовлечения в хозяйственно-питьевое водоснабжение, в настоящее время проводятся в недостаточных объемах.
Загрязнение подземных вод происходит в том числе и за счет аварийных и заброшенных, а также самоизливающихся гидрогеологических скважин.
На территории области сооружено более 5264 скважин для добычи питьевых подземных вод, часть которых не используется по причине выхода из строя. Около 50 процентов скважин работают или находятся в резерве, около 30 процентов скважин аварийные или по ним нет сведений, около 14 процентов затампонированы в связи с невозможностью их дальнейшей эксплуатации и около 5 процентов скважин бесхозные (предприятия, их соорудившие, ликвидированы).
Загрязнение первого от поверхности водоносного горизонта подземных вод выявляется повсеместно. Подтверждением тому служат данные апробования наблюдательных скважин городов Углича, Гаврилов-Яма, Переславля-Залесского и поселка Борисоглебский.
Выявление и ликвидация бесхозных (заброшенных) скважин, находящихся в неблагоприятных условиях и являющихся источниками загрязнения подземных вод, в настоящее время является актуальным вопросом в сфере охраны окружающей среды. Работы в данном направлении на территории области велись за счет средств областного бюджета в рамках ранее принятых программ геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Ярославской области, однако есть необходимость включать выполнение этих работ и в последующие программы.
В пределах Ярославской области располагается 23 геологических памятника, содержащих геологические обнажения, имеющие особую научную ценность (выходы редких материалов, горных пород и полезных ископаемых, местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов, геолого-географические полигоны и другие). Эти объекты имеют большую научную, рекреационную или бальнеологическую ценность. Не менее важна также их ландшафтообразующая роль.
Геологические объекты являются своеобразными музеями под открытым небом и имеют большое познавательное и образовательное значение.
Ранее работы по подготовке геологических памятников к лицензированию не проводились. В настоящее время многие из них могут быть предложены в качестве экскурсионных объектов в рамках уже сложившейся или формирующейся туристско-рекреационной сферы той или иной территории.
Реализация Программы направлена, в первую очередь, на достижение целей и задач Программы, преодоление слабых сторон в недропользовании, выявленных в ходе ее оценки.
К их числу относятся:
- слабая геологическая изученность территории Ярославской области;
- удаленность месторождений строительных материалов от промышленной инфраструктуры и социальной сферы области;
- необходимость больших капиталовложений для начала разработки месторождения и поставки сырья потребителям;
- отсутствие на балансе области месторождений нетрадиционных видов полезных ископаемых, необходимых для промышленной инфраструктуры области;
- недостаток информации о качестве, количестве, глубинах залегания подземных вод области;
- загрязнение и истощение водоносных горизонтов за счет аварийных и заброшенных гидрогеологических скважин, находящихся на территории области;
- отсутствие в перечне участков недр, предлагаемых в пользование, геологических памятников природы Ярославской области.
Перечисленные слабые стороны являются проблемами, которые предлагается разрешить в рамках реализации Программы.
Успешной реализации задач недропользования будут способствовать следующие факторы (сильные стороны):
- наличие положительного опыта начатых ранее геолого-разведочных работ в некоторых муниципальных районах области в рамках предыдущих программ;
- наличие ранее проведенных исследований, а также особенности геологического строения территории области позволяют предполагать выявление месторождений нетрадиционных видов полезных ископаемых;
- наличие на территории области большого количества (более 800) водозаборных скважин, что позволяет получить наиболее полную информацию о состоянии подземных вод, а также провести дополнительные исследования их качества;
- благоприятные гидрогеологические условия и другие положительные факторы пресных подземных вод способствуют эффективному вовлечению их в общую систему водоснабжения;
- наличие на территории Ярославской области геологических памятников природы, обладающих большой научной, рекреационной или бальнеологической ценностью;
- проведение работ с помощью организаций, чей технический уровень, уровень стабильности и профессионализма на настоящий момент позволяет провести работы по геологическому изучению недр качественно и своевременно;
- выявление и освоение месторождений кварцевых песков, легко поддающихся обогащению;
- предложение геологических памятников природы в качестве экскурсионных объектов в рамках уже сложившейся или формирующейся туристско-рекреационной сферы области.
Реализация программных мероприятий связана со следующими рисками (угрозами):
- вероятностный характер геологических исследований, выражающийся в необнаружении месторождений полезных ископаемых;
- постепенное снижение количества организаций, способных качественно, на хорошем техническом уровне провести работы по геологическому изучению недр;
- отток квалифицированных специалистов геологического профиля;
- жесткие требования ГОСТа, предъявляемые к качественным показателям полезного ископаемого при разведке месторождений;
- незаинтересованность инвесторов геологическими памятниками природы как объектом недропользования;
- приостановка проведения работ в связи с кризисной ситуацией в регионе;
- протест жителей против проведения геолого-разведочных работ рядом с их населенным пунктом;
- изменения федерального законодательства, затрагивающие вопросы недропользования.
Реализации мероприятий Программы будут способствовать следующие возможности:
- получение на исследуемой территории результатов больших, чем предполагалось;
- заинтересованность инвесторов из других регионов, в частности Московской области, в разработке месторождений на территории Ярославской области.
В рамках Программы для обеспечения сложившегося баланса минерального сырья с учетом оптимального размещения месторождений полезных ископаемых на территории области, оценки перспектив по выявлению нетрадиционных видов полезных ископаемых с целью расширения минерально-сырьевой базы с ориентацией на собственные нужды и на вывоз в другие регионы России, повышения инвестиционной привлекательности региона предусмотрены мероприятия по поискам и оценке видов нерудного сырья на территории муниципальных районов области.
Для обеспечения защиты подземных вод от загрязнения и истощения и активного вовлечения их в систему водоснабжения предусмотрены следующие мероприятия:
- сбор информации об аварийных и заброшенных гидрогеологических скважинах и их ликвидация в муниципальных районах области;
- изучение качества питьевых подземных вод основных эксплуатируемых водоносных горизонтов с оценкой их защищенности для обеспечения подсчета запасов и предоставления участков недр в пользование для добычи подземных вод в Ярославском муниципальном районе.
Для сохранения научной, бальнеологической, рекреационной ценности геологических памятников природы запланировано проведение мероприятий по их обследованию и подготовке к лицензированию.
Поскольку экономическая эффективность использования ресурсов недр определяется ролью минерально-сырьевого комплекса в экономике, его инвестиционной емкостью и привлекательностью, влиянием на занятость населения, способностью обеспечить внутренние и внешние потребности области в текущем периоде и на перспективу, то решение указанных в Программе задач также будет содействовать созданию условий для гарантированного и эффективного использования минеральных ресурсов, обеспечению оптимального уровня их воспроизводства, охране и обоснованному потреблению минеральных ресурсов, улучшению качества жизни населения области.
Таким образом, на основании анализа сильных и слабых сторон, рисков и возможностей развития недропользования можно сделать вывод о том, что, несмотря на угрозы и риски, существует достаточно позитивных факторов, которые способствуют эффективному проведению работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы Ярославской области.
Матрица SWOT-анализа современного состояния геолого-разведочных работ и воспроизводства минерально-сырьевой базы Ярославской области представлена в приложении 2 к Программе".

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

1. Развитие и обеспечение рационального использования минерально-сырьевой базы Ярославской области для удовлетворения потребностей строительной индустрии, сельского хозяйства, промышленности области в нерудных материалах.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1.1. Выявление и оценка месторождений общераспространенных полезных ископаемых, приближенных к центрам потребления, в частности к г. Ярославлю, получение материалов, необходимых инвесторам для обоснования экономической целесообразности пользования участками недр.
Для этого необходимо провести следующие мероприятия:
1.1.1. Поиски и оценку видов строительных материалов в западной части Ярославского, в юго-восточной части Большесельского и северо-восточной части Борисоглебского муниципальных районов.
1.1.2. Поиски и оценку дефицитных видов нерудного сырья для обеспечения потребностей строительной индустрии и агропромышленного комплекса Ярославской области в Рыбинском, Некрасовском, Угличском, Брейтовском и Ярославском муниципальных районах.
1.2. Выработка экономически обоснованных рекомендаций по рациональному использованию запасов общераспространенных полезных ископаемых.
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 09.07.2009 № 693-п)
(см. текст в предыдущей редакции)
Для этого необходимо провести следующие мероприятия:
1.2.1 - 1.2.2. Исключены с 9 июля 2009 года. - Постановление Правительства ЯО от 09.07.2009 № 693-п.
(см. текст в предыдущей редакции)
1.2.3. Сбор материалов для издания книги "Объекты геологического наследия Ярославской области".
1.2.4. Исключен с 9 июля 2009 года. - Постановление Правительства ЯО от 09.07.2009 № 693-п.
(см. текст в предыдущей редакции)
1.2.5. Издание специальных выпусков журнала "Вестник Ярославского регионального отделения РАЕН".
2. Обеспечение защиты подземных вод от загрязнения и истощения при эксплуатации водоносных горизонтов.
Данная цель достигается путем решения следующих задач:
2.1. Ликвидация 40 аварийных и заброшенных гидрогеологических скважин.
Для этого необходимо провести сбор информации об аварийных и заброшенных гидрогеологических скважинах, которые являются очагами загрязнения подземных вод, находящихся в нераспределенном фонде недр, ликвидации бесхозяйных гидрогеологических скважин различного назначения для обеспечения защиты подземных вод от загрязнения и истощения в Гаврилов-Ямском, Переславском, Борисоглебском и Угличском муниципальных районах.
2.2. Изучение качества питьевых подземных вод основных эксплуатационных водоносных горизонтов с оценкой их защищенности для обеспечения подсчета запасов.
Для решения этой задачи необходимо провести изучение качества питьевых подземных вод основных эксплуатируемых водоносных горизонтов с оценкой их защищенности для обеспечения подсчета запасов и предоставления участков недр в пользование для добычи питьевых подземных вод в Ярославском муниципальном районе.
3. Подготовка объектов к лицензированию в рамках формирования перечня участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование.
Для достижения этой цели нужно решить задачу по сбору информации об особо охраняемых геологических объектах для подготовки к лицензированию в рамках формирования перечня участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование, для чего необходимо провести обследование геологических памятников Ярославской области с целью подготовки объектов к лицензированию.
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 09.07.2009 № 693-п)
(см. текст в предыдущей редакции)

III. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Срок реализации мероприятий Программы составляет два года. Работы выполняются в несколько этапов.

+---+------------------------------------+-----------------------+
¦ № ¦ Индикаторы и показатели Программы  ¦      Показатели       ¦
¦п/п¦                                    ¦ реализации Программы  ¦
¦   ¦                                    +-----------+-----------+
¦   ¦                                    ¦  2008 г.  ¦  2009 г.  ¦
+---+------------------------------------+-----------+-----------+
¦ 1 ¦Количество  выявленных перспективных¦5 участков ¦10 участков¦
¦   ¦участков   общераспространенных  по-¦           ¦           ¦
¦   ¦лезных ископаемых                   ¦           ¦           ¦
¦(в ред. Постановления Правительства ЯО от 10.12.2008 № 656-п)   ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции)       ¦           ¦           ¦
+---+------------------------------------+-----------+-----------+
¦ 2 ¦Объем  прогнозных  ресурсов  и   за-¦ 5,0 млн.  ¦ 5,0 млн.  ¦
¦   ¦пасов общераспространенных  полезных¦  куб. м   ¦  куб. м   ¦
¦   ¦ископаемых                          ¦           ¦           ¦
¦(в ред. Постановления Правительства ЯО от 10.12.2008 № 656-п)   ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции)       ¦           ¦           ¦
+---+------------------------------------+-----------+-----------+
¦ 3 ¦Количество ликвидированных самоизли-¦ 8 скважин ¦32 скважины¦
¦   ¦вающихся гидрогеологических скважин ¦           ¦           ¦
¦(в ред. Постановления Правительства ЯО от 10.12.2008 № 656-п)   ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции)       ¦           ¦           ¦
+---+------------------------------------+-----------+-----------+

IV. ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 09.07.2009 № 693-п)
(см. текст в предыдущей редакции)

Реализация предлагаемых мероприятий позволит повысить эффективность использования минеральных ресурсов региона и будет способствовать рациональному развитию промышленности, строительства и сельского хозяйства Ярославской области.
Результатом реализации Программы будет являться повышение конкурентоспособности минерального сырья и продуктов его передела за счет внедрения новых видов товарной продукции и совершенствования ее переработки и упаковки; вовлечение в эксплуатацию резервных месторождений полезных ископаемых и разведка новых видов минерального сырья: формовочных песков, минеральных красок, тугоплавких глин; эффективное размещение промышленной инфраструктуры с целью значительного сокращения дальности перевозки нерудных материалов до мест переработки и районов потребления; оценка возможности использования нетрадиционных возобновляемых энергетических, в том числе геотермальных, ресурсов, а также ресурсов других назначений; разведка месторождений пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения населенных пунктов области; расширение использования экологически чистых питьевых вод.
В результате реализации Программы будут достигнуты следующие количественные показатели:
- объем прогнозных ресурсов и запасов общераспространенных полезных ископаемых - 10,0 млн. куб. м;
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 10.12.2008 № 656-п)
(см. текст в предыдущей редакции)
- количество выявленных перспективных участков общераспространенных полезных ископаемых - 15 участков недр;
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 10.12.2008 № 656-п)
(см. текст в предыдущей редакции)
- ликвидированы 40 самоизливающихся гидрогеологических скважин, являющихся источниками загрязнения и истощения подземных вод.
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 10.12.2008 № 656-п)
(см. текст в предыдущей редакции)
Кроме того, в рамках Программы будет проведена и получена оценка состояния и использования подземных вод.
(абзац введен Постановлением Правительства ЯО от 09.07.2009 № 693-п)
Оценка эффективности и результативности реализации Программы осуществляется в соответствии с методикой, указанной в приложении 1 к Программе.
(в ред. Постановления Правительства ЯО от 09.07.2009 № 693-п)
(см. текст в предыдущей редакции)

]]>

V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 09.07.2009 № 693-п)
(см. текст в предыдущей редакции)

Контроль за реализацией Программы осуществляется департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области (далее - департамент).
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета путем целевого назначения через департамент.
Департамент заключает государственный контракт или договор на выполнение работ по мероприятию Программы (далее - контракт (договор)) с исполнителем работ, определенным в соответствии с действующим законодательством. К контракту (договору) прилагается геологическое задание на работы по мероприятию Программы, утвержденное директором департамента.
Департамент представляет копию заключенного контракта (договора) в департамент финансов Ярославской области (далее - департамент финансов).
Исполнитель работ представляет в департамент для утверждения проектно-сметную документацию на выполнение работ или сметно-финансовый расчет работ, определенных контрактом (договором).
Исполнитель работ представляет в департамент для утверждения акты сдачи-приемки выполненных работ.
Департамент на основании представленных актов сдачи-приемки выполненных работ составляет запрос на выделение средств из областного бюджета для финансирования выполненных работ и направляет его в департамент финансов. К запросу прикладываются копии согласованных департаментом актов сдачи-приемки выполненных работ.
Выделение средств из областного бюджета осуществляется ежемесячно в соответствии с графиком освоения средств, согласованным департаментом с департаментом финансов с учетом исполнения доходной части бюджета.
Контроль за правильностью предоставления бюджетных средств на финансирование работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы Ярославской области осуществляют департамент, департамент финансов.
Департамент организует размещение в сети Интернет информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании мероприятий и другой информации.

Общая потребность в ресурсах

+-------------------------+--------------+--------------------------------+
¦  Наименование ресурсов  ¦   Единица    ¦          Потребность           ¦
¦                         ¦  измерения   +----------+---------------------+
¦                         ¦              ¦  всего   ¦в том числе по годам ¦
¦                         ¦              ¦          +-----------+---------+
¦                         ¦              ¦          ¦    2008   ¦   2009  ¦
+-------------------------+--------------+----------+-----------+---------+
¦Финансовые ресурсы:      ¦ тыс. рублей  ¦   7400   ¦    3700   ¦   3700  ¦
+-------------------------+--------------+----------+-----------+---------+
¦- областной бюджет       ¦ тыс. рублей  ¦   7400   ¦    3700   ¦   3700  ¦
+-------------------------+--------------+----------+-----------+---------+

VI. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 09.07.2009 № 693-п)
(см. текст в предыдущей редакции)

+---+---------------------+-------+-------------------------+---------+--------------------+
¦ № ¦    Наименование     ¦Срок   ¦  Объем финансирования   ¦Источник ¦ Ожидаемые основные ¦
¦п/п¦     мероприятия     ¦испол- ¦    (в ценах 2007 г.),   ¦финанси- ¦     результаты     ¦
¦   ¦                     ¦нения  ¦       тысяч рублей      ¦рования  ¦        работ       ¦
¦   ¦                     ¦(год)  +--------+----------------+(в уста- ¦                    ¦
¦   ¦                     ¦       ¦всего по¦  в том числе   ¦новленном¦                    ¦
¦   ¦                     ¦       ¦Програм-+-------+--------+порядке) ¦                    ¦
¦   ¦                     ¦       ¦ме      ¦2008 г.¦ 2009 г.¦         ¦                    ¦
+---+---------------------+-------+--------+-------+--------+---------+--------------------+
¦ 1 ¦          2          ¦   3   ¦   4    ¦   5   ¦   6    ¦    7    ¦         8          ¦
+---+---------------------+-------+--------+-------+--------+---------+--------------------+
¦ 1 ¦Поиски и  оценка     ¦ 2008 -¦2780,285¦  1250 ¦1530,285¦областной¦произведенная оценка¦
¦   ¦видов строительных   ¦ 2009  ¦        ¦       ¦        ¦бюджет   ¦перспективных       ¦
¦   ¦материалов в западной¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦площадей            ¦
¦   ¦части Ярославского, в¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦строительных песков ¦
¦   ¦юго-восточной части  ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦и керамических      ¦
¦   ¦Большесельского и    ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦суглинков для       ¦
¦   ¦северо-восточной     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦обеспечения         ¦
¦   ¦части Борисоглебского¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦потребностей        ¦
¦   ¦муниципальных районов¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦строительной        ¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦индустрии           ¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦г. Ярославля и      ¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦подготовленные      ¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦предложения для     ¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦инвестирования      ¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦в освоение          ¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦выявленных          ¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦перспективных       ¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦участков            ¦
+---+---------------------+-------+--------+-------+--------+---------+--------------------+
¦ 2 ¦Поиски и  оценка     ¦ 2008  ¦ 500    ¦   500 ¦    -   ¦областной¦выявленные          ¦
¦   ¦дефицитных видов     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦бюджет   ¦перспективные       ¦
¦   ¦нерудного сырья для  ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦площади для добычи  ¦
¦   ¦обеспечения          ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦стекольного сырья,  ¦
¦   ¦потребностей         ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦формовочных песков; ¦
¦   ¦строительной         ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦подготовленные      ¦
¦   ¦индустрии и          ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦пакеты информации   ¦
¦   ¦агропромышленного    ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦для потенциальных   ¦
¦   ¦комплекса Ярославской¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦инвесторов;         ¦
¦   ¦области в Рыбинском, ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦разработанные       ¦
¦   ¦Некрасовском,        ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦технические         ¦
¦   ¦Угличском,           ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦требования и условия¦
¦   ¦Брейтовском и        ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦на новые виды       ¦
¦   ¦Ярославском          ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦дефицитного         ¦
¦   ¦муниципальных районах¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦нерудного сырья     ¦
+---+---------------------+-------+--------+-------+--------+---------+--------------------+
¦ 3 ¦Сбор информации об   ¦ 2008 -¦1679,833¦   680 ¦ 999,833¦областной¦наличие информации и¦
¦   ¦аварийных и          ¦ 2009  ¦        ¦       ¦        ¦бюджет   ¦пополнение базы     ¦
¦   ¦заброшенных          ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦данных об аварийных ¦
¦   ¦гидрогеологических   ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦и заброшенных       ¦
¦   ¦скважинах,           ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦гидрогеологических  ¦
¦   ¦находящихся в        ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦скважинах,          ¦
¦   ¦нераспределенном     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦являющихся очагами  ¦
¦   ¦фонде недр, и их     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦загрязнения         ¦
¦   ¦ликвидация для       ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦подземных вод,      ¦
¦   ¦обеспечения защиты   ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦находящихся в       ¦
¦   ¦подземных вод от     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦нераспределенном    ¦
¦   ¦загрязнения и        ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦фонде недр;         ¦
¦   ¦истощения в          ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦ликвидация          ¦
¦   ¦Гаврилов-Ямском,     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦самоизливающихся    ¦
¦   ¦Переславском,        ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦либо находящихся в  ¦
¦   ¦Борисоглебском и     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦неудовлетворительном¦
¦   ¦Угличском            ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦санитарно -         ¦
¦   ¦муниципальных районах¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦техническом         ¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦состоянии 40        ¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦гидрогеологических  ¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦скважин для         ¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦устранения          ¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦источников          ¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦загрязнения и       ¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦истощения водоносных¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦горизонтов          ¦
+---+---------------------+-------+--------+-------+--------+---------+--------------------+
¦ 4 ¦Изучение качества    ¦ 2008 -¦1999,882¦  1050 ¦ 949,882¦областной¦полученная          ¦
¦   ¦питьевых подземных   ¦ 2009  ¦        ¦       ¦        ¦бюджет   ¦картографическая    ¦
¦   ¦вод основных         ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦информация и        ¦
¦   ¦эксплуатируемых      ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦пополненная база    ¦
¦   ¦водоносных горизонтов¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦данных о качестве,  ¦
¦   ¦с оценкой их         ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦количестве, глубинах¦
¦   ¦защищенности для     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦залегания питьевых  ¦
¦   ¦обеспечения подсчета ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦подземных вод на    ¦
¦   ¦запасов и            ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦территории          ¦
¦   ¦предоставления       ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦Ярославского        ¦
¦   ¦участков недр в      ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦муниципального      ¦
¦   ¦пользование для      ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦района, участках    ¦
¦   ¦добычи питьевых      ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦естественного и     ¦
¦   ¦подземных вод в      ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦техногенного        ¦
¦   ¦Ярославском          ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦загрязнения         ¦
¦   ¦муниципальном районе ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦водоносных          ¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦горизонтов;         ¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦полученные          ¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦рекомендации по     ¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦использованию       ¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦подземных вод       ¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦и методам очистки   ¦
+---+---------------------+-------+--------+-------+--------+---------+--------------------+
¦ 5 ¦Обследование         ¦ 2008 -¦ 200    ¦   100 ¦ 100    ¦областной¦обследованные       ¦
¦   ¦геологических        ¦ 2009  ¦        ¦       ¦        ¦бюджет   ¦геологические       ¦
¦   ¦памятников           ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦памятники Тихвинское¦
¦   ¦Ярославской          ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦и Переборы;         ¦
¦   ¦области с целью      ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦собранный           ¦
¦   ¦подготовки объектов к¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦фактический         ¦
¦   ¦лицензированию       ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦материал:           ¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦образцы горных пород¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦и фауны, изученные  ¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦гляциодислокации и  ¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦криотурбации на     ¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦р. Еда;             ¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦фотодокументация;   ¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦проведенный         ¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦мониторинг состояния¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦геологических       ¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦памятников;         ¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦составленный отчет с¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦рекомендациями по   ¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦передаче в          ¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦пользование         ¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦геологических       ¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦памятников          ¦
+---+---------------------+-------+--------+-------+--------+---------+--------------------+
¦ 6 ¦Сбор материалов для  ¦ 2008 -¦ 120    ¦    60 ¦  60    ¦областной¦подготовленные      ¦
¦   ¦издания книги        ¦ 2009  ¦        ¦       ¦        ¦бюджет   ¦материалы для       ¦
¦   ¦"Объекты             ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦издания книги       ¦
¦   ¦геологического       ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦"Объекты            ¦
¦   ¦наследия Ярославской ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦геологического      ¦
¦   ¦области"             ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦наследия            ¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦Ярославской области"¦
+---+---------------------+-------+--------+-------+--------+---------+--------------------+
¦ 7 ¦Издание специальных  ¦ 2008 -¦ 120    ¦    60 ¦  60    ¦областной¦изданный специальный¦
¦   ¦выпусков журнала     ¦ 2009  ¦        ¦       ¦        ¦бюджет   ¦выпуск журнала по   ¦
¦   ¦"Вестник Ярославского¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦проблемам           ¦
¦   ¦регионального        ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦недропользования    ¦
¦   ¦отделения РАЕН"      ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦"Вестник            ¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦Ярославского        ¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦регионального       ¦
¦   ¦                     ¦       ¦        ¦       ¦        ¦         ¦отделения РАЕН"     ¦
+---+---------------------+-------+--------+-------+--------+---------+--------------------+
¦   ¦Всего по Программе:  ¦       ¦7400    ¦  3700 ¦3700    ¦         ¦                    ¦
+---+---------------------+-------+--------+-------+--------+---------+--------------------+





Приложение 1
к Программе

МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

(в ред. Постановления Правительства ЯО от 09.07.2009 № 693-п)
(см. текст в предыдущей редакции)

Эффективность реализации Программы (R) оценивается ответственным исполнителем Программы в сроки, установленные для сдачи отчетности, путем соотнесения степени достижения основных целевых показателей Программы с уровнем ее финансирования с начала реализации. Комплексный показатель эффективности рассчитывается по формуле:

         i     (X тек. - X начальн.)
        SUM Кi ----------------------
         1     (X план. - X начальн.)
    R = ----------------------------- x 100%,
                 (F тек. / F план.)

где:
X начальн. - значение i-го целевого показателя (индикатора) на начало реализации Программы;
X план. - плановое значение индикатора;
X тек. - текущее значение показателя;
F план. - плановая сумма финансирования по Программе;
F тек. - сумма финансирования на текущую дату;
Кi - весовой коэффициент параметра.
При значении показателя эффективности 100 процентов и более эффективность реализации Программы признается высокой, при значении 95 процентов и менее - низкой.
Результативность реализации Программы (R') рассчитывается по формуле:

          i     X тек.
    R' = SUM Кi ------- x 100%
          1     X план.

При значении R' < 90 процентов результативность реализации признается низкой. При значении 90 процентов < R' < 95 процентов - средней.
При расчетах эффективности и результативности реализации Программы используются следующие основные целевые показатели и их весовые коэффициенты:

+---+--------------------------------------------------------+------------+
¦ № ¦                 Наименование показателя                ¦  Значение  ¦
¦п/п¦                                                        ¦  весового  ¦
¦   ¦                                                        ¦коэффициента¦
+---+--------------------------------------------------------+------------+
¦ 1 ¦Количество выявленных перспективных участков            ¦     0,5    ¦
¦   ¦общераспространенных полезных ископаемых                ¦            ¦
+---+--------------------------------------------------------+------------+
¦ 2 ¦Объем прогнозных ресурсов и запасов общераспространенных¦     0,4    ¦
¦   ¦полезных ископаемых                                     ¦            ¦
+---+--------------------------------------------------------+------------+
¦ 3 ¦Количество ликвидированных самоизливающихся             ¦     0,1    ¦
¦   ¦гидрогеологических скважин                              ¦            ¦
+---+--------------------------------------------------------+------------+
¦   ¦Итого:                                                  ¦     1,0    ¦
+---+--------------------------------------------------------+------------+





Приложение 2
к Программе

МАТРИЦА SWOT-АНАЛИЗА
СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ГЕОЛОГО-РАЗВЕДОЧНЫХ РАБОТ
И ВОСПРОИЗВОДСТВА МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

(введена Постановлением Правительства ЯО от 09.07.2009 № 693-п)

+------------------------------------+------------------------------------+
¦   Факторы успеха (сильные стороны) ¦      Слабые стороны (проблемы)     ¦
+------------------------------------+------------------------------------+
¦  - наличие положительного опыта    ¦  - слабая геологическая            ¦
¦начатых ранее геолого-разведочных   ¦изученность территории Ярославской  ¦
¦работ в некоторых муниципальных     ¦области;                            ¦
¦районах области в рамках ранее      ¦  - удаленность месторождений       ¦
¦принятых программ;                  ¦строительных материалов от          ¦
¦  - наличие ранее проведенных       ¦промышленной инфраструктуры и       ¦
¦исследований, а также особенности   ¦социальной сферы области;           ¦
¦геологического строения территории  ¦  - необходимость больших           ¦
¦области позволяют предполагать      ¦капиталовложений для начала         ¦
¦наличие месторождений нетрадиционных¦разработки месторождения и поставки ¦
¦видов полезных ископаемых;          ¦сырья потребителям;                 ¦
¦  - наличие на территории области   ¦  - отсутствие на балансе области   ¦
¦большого количества (более 800)     ¦месторождений нетрадиционных видов  ¦
¦водозаборных скважин, что позволяет ¦полезных ископаемых, необходимых для¦
¦получить наиболее полную информацию ¦промышленной инфраструктуры области;¦
¦о состоянии подземных вод, а также  ¦  - недостаток информации о         ¦
¦провести дополнительные исследования¦качестве, количестве, глубинах      ¦
¦их качества;                        ¦залегания подземных вод области;    ¦
¦  - благоприятные гидрогеологические¦  - загрязнение и истощение         ¦
¦условия и другие положительные      ¦водоносных горизонтов за счет       ¦
¦факторы пресных подземных вод       ¦аварийных и заброшенных             ¦
¦способствуют эффективному вовлечению¦гидрогеологических скважин,         ¦
¦их в общую систему водоснабжения;   ¦находящихся на территории области;  ¦
¦  - наличие на территории области   ¦  - отсутствие в перечне участков   ¦
¦геологических памятников природы,   ¦недр, предлагаемых в пользование,   ¦
¦обладающих большой научной,         ¦геологических памятников природы    ¦
¦рекреационной или бальнеологической ¦Ярославской области                 ¦
¦ценностью;                          ¦                                    ¦
¦  - проведение работ с помощью      ¦                                    ¦
¦организаций, чей технический        ¦                                    ¦
¦уровень, уровень стабильности и     ¦                                    ¦
¦профессионализма на настоящий момент¦                                    ¦
¦позволяет провести работы по        ¦                                    ¦
¦геологическому изучению недр        ¦                                    ¦
¦качественно и своевременно;         ¦                                    ¦
¦  - выявление и освоение            ¦                                    ¦
¦месторождений кварцевых песков,     ¦                                    ¦
¦легко поддающихся обогащению;       ¦                                    ¦
¦  - предложение геологических       ¦                                    ¦
¦памятников природы в качестве       ¦                                    ¦
¦экскурсионных объектов в рамках уже ¦                                    ¦
¦сложившейся или формирующейся       ¦                                    ¦
¦туристско-рекреационной сферы той   ¦                                    ¦
¦или иной территории                 ¦                                    ¦
+------------------------------------+------------------------------------+
¦             Возможности            ¦            Угрозы (риски)          ¦
+------------------------------------+------------------------------------+
¦  - получение на исследуемой        ¦  - вероятностный характер          ¦
¦территории результатов больших, чем ¦геологических исследований,         ¦
¦предполагалось;                     ¦выражающийся в необнаружении        ¦
¦  - заинтересованность инвесторов   ¦месторождений полезных ископаемых;  ¦
¦из других регионов, в частности     ¦  - постепенное снижение            ¦
¦Московской области, в разработке    ¦количества организаций, способных   ¦
¦месторождений на территории         ¦качественно, на хорошем техническом ¦
¦Ярославской области                 ¦уровне провести работы по           ¦
¦                                    ¦геологическому изучению недр;       ¦
¦                                    ¦  - отток квалифицированных         ¦
¦                                    ¦специалистов геологического профиля;¦
¦                                    ¦  - жесткие требования ГОСТа,       ¦
¦                                    ¦предъявляемые к качественным        ¦
¦                                    ¦показателям полезного ископаемого   ¦
¦                                    ¦при разведке месторождений;         ¦
¦                                    ¦  - незаинтересованность инвесторов ¦
¦                                    ¦геологическими памятниками природы  ¦
¦                                    ¦как объектом недропользования;      ¦
¦                                    ¦  - приостановка проведения работ   ¦
¦                                    ¦в связи с кризисной ситуацией в     ¦
¦                                    ¦регионе;                            ¦
¦                                    ¦  - протест жителей против          ¦
¦                                    ¦проведения геолого-разведочных работ¦
¦                                    ¦рядом с их населенным пунктом;      ¦
¦                                    ¦  - изменения федерального          ¦
¦                                    ¦законодательства, затрагивающие     ¦
¦                                    ¦вопросы недропользования            ¦
+------------------------------------+------------------------------------+



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru