Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Курганская область


ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2009 г. № 205

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
В ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ КУРГАНСКОЙ
ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И
РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ
ПОЛИТИКИ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
В 2008 - 2010 ГОДАХ"

В целях приведения целевой Программы Курганской области "Развитие образования и реализация государственной молодежной политики в Курганской области в 2008 - 2010 годах" в соответствие с действующим законодательством, Правительство Курганской области постановляет:

1. Утвердить изменение в целевую Программу Курганской области "Развитие образования и реализация государственной молодежной политики в Курганской области в 2008 - 2010 годах", изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему Постановлению.
2. Опубликовать настоящее Постановление в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир".
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Губернатора Курганской области по социальной политике Калугину М.А.

Губернатор Курганской области
О.А.БОГОМОЛОВ





Приложение
к Постановлению
Правительства
Курганской области
от 27 апреля 2009 г. № 205
"О внесении изменения
в целевую Программу
Курганской области
"Развитие образования и
реализация государственной
молодежной политики
в Курганской области
в 2008 - 2010 годах"

"ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
"РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
В 2008 - 2010 ГОДАХ"

Раздел I. ПАСПОРТ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В КУРГАНСКОЙ
ОБЛАСТИ в 2008 - 2010 годах"

+------------------------+-----------------------------------------------+
¦Наименование            ¦Целевая Программа Курганской области  "Развитие¦
¦                        ¦образования   и   реализация    государственной¦
¦                        ¦молодежной политики в Курганской области в 2008¦
¦                        ¦- 2010 годах" (далее - Программа)              ¦
+------------------------+-----------------------------------------------+
¦Заказчик Программы      ¦Правительство Курганской области               ¦
+------------------------+-----------------------------------------------+
¦Исполнитель-координатор ¦Главное   управление   образования   Курганской¦
¦                        ¦области                                        ¦
+------------------------+-----------------------------------------------+
¦Разработчик             ¦Главное   управление   образования   Курганской¦
¦                        ¦области                                        ¦
+------------------------+-----------------------------------------------+
¦Исполнители             ¦Главное   управление   образования   Курганской¦
¦                        ¦области, исполнительные органы  государственной¦
¦                        ¦власти   Курганской   области,   осуществляющие¦
¦                        ¦отраслевое   либо   межотраслевое   управление,¦
¦                        ¦территориальные  органы   федеральных   органов¦
¦                        ¦исполнительной власти (по согласованию), органы¦
¦                        ¦местного самоуправления муниципальных районов и¦
¦                        ¦городских  округов   Курганской   области   (по¦
¦                        ¦согласованию), государственные  образовательные¦
¦                        ¦учреждения (по  согласованию),  государственные¦
¦                        ¦федеральные  образовательные   учреждения   (по¦
¦                        ¦согласованию), другие организации,  участвующие¦
¦                        ¦в   выполнении   мероприятий   Программы    (по¦
¦                        ¦согласованию)                                  ¦
+------------------------+-----------------------------------------------+
¦Основные         целевые¦1.  Удельный  вес  численности  детей  старшего¦
¦индикаторы              ¦дошкольного  возраста,  обучающихся  в  системе¦
¦                        ¦предшкольного образования в вариативных формах.¦
¦                        ¦2. Удельный вес численности  учащихся  9  -  11¦
¦                        ¦классов,     обучающихся     по      программам¦
¦                        ¦предпрофильной    подготовки,    индивидуальным¦
¦                        ¦учебным   планам   и   программам   профильного¦
¦                        ¦обучения.                                      ¦
¦                        ¦3.   Удельный   вес   численности   школьников,¦
¦                        ¦обучающихся    в    системе     дополнительного¦
¦                        ¦образования.                                   ¦
¦                        ¦4.   Удельный   вес   численности   выпускников¦
¦                        ¦образовательных  учреждений   профессионального¦
¦                        ¦образования (с учетом призванных в  Вооруженные¦
¦                        ¦Силы Российской Федерации), трудоустроившихся в¦
¦                        ¦течение 1 года.                                ¦
¦                        ¦5. Увеличение доли средних  общеобразовательных¦
¦                        ¦школ, имеющих современную учебно-лабораторную и¦
¦                        ¦компьютерную базу.                             ¦
¦                        ¦6. Рост числа детей, оставшихся  без  попечения¦
¦                        ¦родителей,   охваченных   различными    формами¦
¦                        ¦устройства детей (за исключением  устройства  к¦
¦                        ¦родственникам    или    в    специализированные¦
¦                        ¦учреждения).                                   ¦
¦                        ¦7. Увеличение  доли  педагогических  работников¦
¦                        ¦общеобразовательных     школ,      использующих¦
¦                        ¦современные технологии, включая  информационно-¦
¦                        ¦коммуникационные.                              ¦
¦                        ¦8. Увеличение численности молодежи, участвующей¦
¦                        ¦в реализации проектов реестровых  молодежных  и¦
¦                        ¦детских общественных объединений               ¦
+------------------------+-----------------------------------------------+
¦Сроки и этапы реализации¦2008 - 2010 годы                               ¦
+------------------------+--------------+--------+-------+-------+-------+
¦Финансовое  обеспечение,¦              ¦ ВСЕГО: ¦2008 г.¦2009 г.¦2010 г.¦
¦млн. рублей             +--------------+--------+-------+-------+-------+
¦                        ¦ВСЕГО       по¦ 175,86 ¦38,655 ¦65,205 ¦ 72,0  ¦
¦                        ¦Программе     ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
¦                        +--------------+--------+-------+-------+-------+
¦                        ¦из         них¦ 169,86 ¦36,655 ¦63,205 ¦ 70,0  ¦
¦                        ¦средства      ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
¦                        ¦областного    ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
¦                        ¦бюджета       ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
¦                        +--------------+--------+-------+-------+-------+
¦                        ¦в  том   числе¦  6,0   ¦  2,0  ¦  2,0  ¦  2,0  ¦
¦                        ¦внебюджетные  ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
¦                        ¦средства      ¦        ¦       ¦       ¦       ¦
+------------------------+--------------+--------+-------+-------+-------+
¦Основные       ожидаемые¦1. Обеспечение равного доступа молодых людей  к¦
¦конечные результаты     ¦полноценному образованию.                      ¦
¦                        ¦2.  Достижение  нового  современного   качества¦
¦                        ¦образования   на    основе    совершенствования¦
¦                        ¦организации,    содержания,    технологии     и¦
¦                        ¦ресурсного     обеспечения      образовательной¦
¦                        ¦деятельности.                                  ¦
¦                        ¦3. Создание условий, обеспечивающих  социальную¦
¦                        ¦защиту  и  разностороннее  развитие   детей   и¦
¦                        ¦молодежи,      их      успешное       жизненное¦
¦                        ¦самоопределение.                               ¦
¦                        ¦4.  Увеличение  вклада   молодежи   в   решение¦
¦                        ¦социально-экономических   проблем    Курганской¦
¦                        ¦области.                                       ¦
¦                        ¦5.    Повышение    социального    статуса     и¦
¦                        ¦профессионализма работников сферы образования и¦
¦                        ¦молодежной политики.                           ¦
¦                        ¦6. Эффективное использование  ресурсов  системы¦
¦                        ¦образования.                                   ¦
¦                        ¦7.   Развитие    образования    как    открытой¦
¦                        ¦государственно-общественной   системы,    гибко¦
¦                        ¦реагирующей    на    образовательные    запросы¦
¦                        ¦населения и потребности рынка труда            ¦
+------------------------+-----------------------------------------------+

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Областная система образования функционирует в последние годы в непростых социально-экономических условиях. Однако, несмотря на наличие дестабилизирующих факторов, она не только сохранила основные параметры деятельности, но и продолжала содержательно развиваться.
Главными итогами деятельности отрасли, работы педагогических коллективов, органов власти и управления образованием всех уровней являются:
1. Сохранение сети образовательных учреждений, позволяющей реализовать гарантии прав граждан на получение общего среднего и начального профессионального образования.
На 1 января 2007 года в Курганской области функционировало 676 самостоятельных муниципальных общеобразовательных учреждений и их структурных подразделений, 17 государственных дневных общеобразовательных учреждений, в которых обучалось 100,3 тыс. учащихся, 16 муниципальных вечерних (сменных) школ с контингентом 3,98 тыс. человек, 5 негосударственных общеобразовательных учреждений с 0,8 тыс. обучающихся. В последние годы сохраняется тенденция ежегодного сокращения сети муниципальных дневных общеобразовательных школ (2004 г. - 786, 2006 г. - 678), что обусловлено, прежде всего, демографическими причинами.
В целях обеспечения гарантий доступности общего образования для обучающихся реорганизованных или ликвидированных общеобразовательных учреждений организован стабильный безопасный подвоз к новому месту учебы школьными автобусами. В 2006 - 2007 учебном году 87,2% детей, нуждающихся в подвозе, доставляются на учебу в другие населенные пункты школьными автобусами.
Система профессионального образования включает 28 учреждений начального профессионального образования, 26 учреждений среднего профессионального образования (в том числе 1 негосударственное), 6 учреждений высшего профессионального образования (в том числе 2 негосударственных), 10 филиалов УВПО других регионов. Количество студентов на 10 тысяч населения в УСПО - 216, в УВПО - 310.
С передачей учреждений начального профессионального образования в ведение Курганской области произошло незначительное сокращение сети. В 2005 - 2006 годах закрыто одно УНПО, два объединены в профессиональный лицей, два - в профессиональное училище, одно УНПО объединено с учреждением среднего специального образования, открыто одно учреждение на базе филиала профессионального училища. Однако процессы реорганизации не повлияли на обеспечение доступности начального профессионального образования и на снижение доли выпускников школ, поступающих в УНПО. Прием в учреждения начального профессионального образования из числа выпускников 9-х и 11-х классов остается стабильным и составляет 21%.
В Курганской области ведется целенаправленная работа по интеграции УНПО и УСПО по созданию многопрофильных, многоуровневых образовательных комплексов, результатом которой является обучение более 2 тысяч студентов по сопряженным учебным планам.
В рамках университетско-институтских комплексов сегодня по интегрированным сопряженным учебным планам в учреждениях высшего профессионального образования области обучается 2800 студентов.
2. Создание дополнительных возможностей для обеспечения социальной защиты обучающихся, воспитанников, усиление социальных функций учреждений общего образования.
Во всех муниципальных образованиях Курганской области приняты нормативные правовые акты, определяющие размер родительской платы за содержание ребенка в ДОУ, который не превышает 20% от стоимости содержания.
Количество родителей, имеющих льготы по оплате содержания детей в детском саду, увеличилось с 7% в 2006 году до 13% в 2007 году.
С 1 января 2007 года из областного бюджета выделяются средства на дотацию питания в ДОУ детей из малообеспеченных семей. Началась выплата компенсаций семьям, имеющим одного и более детей, посещающих ДОУ, из федерального бюджета.
Охват разными формами питания обучающихся общеобразовательных школ в 2007 году составляет 91,1% (2006 г. - 93%, 2005 г. - 90,7%), в том числе горячим питанием в столовых - 65%. Благодаря целевому выделению субсидий из регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований на питание школьников значительно улучшилась ситуация с охватом детей горячим питанием в более чем половине территорий Курганской области.
В 2006 году 66,7% детей и подростков было охвачено различными формами организации отдыха и оздоровления, 51,4% - различными формами занятости, 11,4% - трудоустроено через службы занятости.
В летний период особое внимание уделяется работе по месту жительства. Областной социальный проект "Тренер-общественник Зауралья" стал действенным фактором вовлечения детского и взрослого населения Курганской области в физкультурно-оздоровительную деятельность по месту жительства.
В последние годы при росте числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Курганской области произошло сокращение учреждений государственной поддержки детства. Это связано с тем, что с 2001 года ведется целенаправленная работа по развитию семейных форм устройства детей - патроната и приемной семьи. На 1 января 2007 года на воспитании в приемных семьях находилось 306 детей (2005 г. - 151, 2004 г. - 112) и в семьях патронатных воспитателей - 402 (2005 г. - 279, 2004 г. - 224).
В учреждениях начального профессионального образования организована социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включающая предоставление бесплатного проживания в общежитии, питания и обмундирования. Количество таких учащихся ежегодно увеличивается: 2004 г. - 659, 2005 г. - 742, 2006 г. - 761.
С 2002 года в УНПО создаются кадетские и мариинские группы, преимущественное право поступления в которые имеют дети из малообеспеченных семей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, значительную часть составляют подростки с проблемами в обучении и поведении. Всего в 12 учреждениях начального профессионального образования сегодня насчитывается 1239 кадетов и учащихся мариинских групп (в 2005 - 2006 учебном году - 1127).
3. Активизация процесса обновления организации, содержания и технологий образовательной деятельности.
В 2006 - 2007 учебном году продолжена работа по переходу общеобразовательных школ Курганской области на федеральный базисный учебный план 2004 года. Всего на федеральный базисный учебный план 2004 года осуществили переход 40% школ (в 2005 г. - 25%).
Следствием перехода на новый федеральный базисный учебный план является расширение профильного обучения. В текущем учебном году предпрофильная подготовка организована в 80% основных и средних школ, профильное обучение - в 21,1% средних школ.
В целях реализации компетентностного подхода началась апробация курса "Учись учиться".
В рамках программы по обеспечению промышленных предприятий Курганской области рабочими кадрами созданы 6 учебно-производственных комплексов подготовки рабочих кадров по различным профессиям.
Благодаря реализации приоритетного национального проекта "Образование" стало реальностью подключение всех школ к сети Интернет. Более 2,5 тысяч учителей прошли обучение по вопросам информатизации.
В образовательном портале Курганской области открыт раздел "Очно-заочная школа" для дистанционного обучения одаренных детей по физике.
Увеличилось количество инновационных образовательных учреждений разного уровня с 211 в 2005 году до 256 в 2006 году.
4. Сохранение динамики роста качественных показателей подготовки выпускников общеобразовательных учреждений.
В Курганской области увеличивается доля выпускников 9-х и 11-х классов, получивших документ государственного образца: 2004 г. - 98,1%, 2006 г. - 99,1%, растет количество медалистов: 2004 г. - 268, 2006 г. - 304, 2007 г. - 339 чел.
С 2003 года Курганская область участвует в эксперименте по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ). В 2006 г. в форме ЕГЭ сдавали экзамены 99% выпускников средних школ, по результатам ЕГЭ поступили в УВПО 51% (в 2004 г. - 42%). В 2007 году в общем числе сдававших ЕГЭ по русскому языку и математике "4" и "5" получили 45% выпускников (2006 г. - 36,2%).
Улучшаются показатели подготовки рабочих кадров в учреждениях начального профессионального образования. Доля выпускников, получивших повышенные разряды, составила в 2006 году 36% (2005 г. - 31,7%, 2004 г. - 30,5%), получивших две и более профессии - 94,1% (2005 г. - 80%, 2004 г. - 79,4%).
5. Возрождение воспитательного потенциала системы общего образования. Приоритетным направлением обновления процесса воспитания в последние годы являлось внедрение деятельностного подхода. Через реализацию социальных проектов различного уровня решались задачи гражданско-патриотического, духовно-нравственного и трудового воспитания подрастающего поколения.
В целях объединения людей для решения различных проблем образования, культуры, социальной помощи жителям микрорайона города, деревни, поселка, возрождения воспитательного потенциала школы с 2002 года в Курганской области создаются культурно-образовательные центры (КОЦ).
В 2007 году действует 246 культурно-образовательных центров, из них 117 муниципальных, 129 имеют областной статус (в том числе 50 по дошкольному развитию и воспитанию). Из областного бюджета оплачивается 108 ставок социальных педагогов.
Важным инструментом гражданского, военно-патриотического и нравственного воспитания молодежи является создание кадетских классов. Всего на начало 2006 - 2007 учебного года в 13 средних общеобразовательных школах Курганской области насчитывается 956 кадетов. Значительную часть кадетов составляют подростки с проблемами в обучении и поведении.
В сфере образования Курганской области насчитывается 63 учреждения дополнительного образования детей. Из них 35 - многопрофильные учреждения, 28 - учреждения физкультурно-спортивной направленности.
Количество учащихся 1 - 11 классов, обучающихся в УДОД, ежегодно увеличивается: 2004 г. - 52,1%, 2005 г. - 54,2%, 2006 г. - 55,4%.
В наибольшей степени развивается спортивное и художественное направления дополнительного образования.
6. Создание основы для будущего обновления и пополнения кадрового корпуса отрасли.
С целью наиболее полного обеспечения учреждений образования Курганской области квалифицированными педагогическими кадрами осуществляется целевая подготовка педагогических кадров, создающая льготные условия для выпускников сельских общеобразовательных школ Курганской области в поступлении в УВПО и УСПО на педагогические специальности. В 2006 - 2007 учебном году в КГУ и ШГПИ по целевому набору обучалось 1200 студентов за счет средств федерального бюджета и 187 - за счет областного бюджета.
В соответствии с Законом Курганской области от 3 июня 2000 года № 333 "О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области", студентам старших курсов, обучающимся по педагогическим специальностям и заключившим договор о контрактной подготовке, назначается ежемесячная именная стипендия в размере 500 рублей, а молодым специалистам, трудоустроившимся в сельские образовательные учреждения на условиях предоставления подъемных и жилья, выплачивается 50 тысяч рублей единовременного пособия.
В целях преодоления дефицита педагогических кадров учреждения среднего профессионально-педагогического образования осуществляют подготовку учителей основной школы по русскому языку, математике, иностранному языку и истории. За три года выпуск составил 262 человека.
Сохранена система повышения квалификации работников образования. Курсы повышения квалификации в 2006 году прошли 7,3 тысячи педагогических и руководящих работников (в 2005 г. - 6,86 тыс.).
Факультет профессиональной переподготовки ИПКиПРО реализует 13 дополнительных профессиональных образовательных программ, осуществляя переподготовку педагогических работников по остродефицитным специальностям.
7. Становление системы государственно-общественного управления образованием.
Целенаправленная работа способствовала развитию государственно-общественных форм управления образованием.
В большинстве (88,5%) муниципальных районов (городских округов) Курганской области действуют муниципальные советы по образованию, советы руководителей образовательных учреждений, в 2-х районах созданы муниципальные фонды развития.
Наблюдается тенденция увеличения числа органов самоуправления общеобразовательных учреждений. Если в 2004 г. органы самоуправления имели 10,6% общеобразовательных школ, то в 2006 г. - 50,9% общеобразовательных учреждений.
В муниципальных образованиях Курганской области началась апробация новых форм информирования и обеспечения прав участников образовательного процесса на участие в управлении образовательным учреждением: публичный отчет образовательного учреждения и общественная аккредитация образовательного учреждения.
Стимулом для развития государственно-общественного управления образованием послужил приоритетный национальный проект "Образование", в связи с реализацией которого активизировалась деятельность гражданских институтов. В Курганской области действует областной родительский совет, ассоциация руководителей инновационных образовательных учреждений. Представители общественности, родители участвуют в работе межведомственных комиссий по лицензированию, аттестации, аккредитации общеобразовательных учреждений, экспертных комиссий по оценке деятельности общеобразовательных школ и учителей по конкурсному отбору на получение денежного поощрения.
8. Активизация государственной молодежной политики.
В 2006 году функции по реализации молодежной политики в Курганской области были переданы Главному управлению образования Курганской области. Несмотря на определенные изменения функционала специалистов и кадрового состава службы, удалось сохранить преемственность в реализации основных направлений деятельности.
Тактические задачи управления и основные финансовые показатели на 2006 год были определены ведомственной целевой Программой Главного управления образования Курганской области "Молодежь Зауралья - 2007".
В соответствии с Программой в 2007 году стартовал ряд долгосрочных проектов сферы молодежной политики. Первым этапом реализации проектов стало открытие на конкурсной основе экспериментальных площадок на базе муниципальных образований области: в городе Кургане открылась площадка по поддержке молодой семьи, в городе Шадринске - площадка по профессиональному самоопределению, в Альменевском районе - площадка по профилактике негативных социальных явлений среди молодежи.
Работа площадок организована по принципу софинансирования областного и муниципальных бюджетов.
В рамках реализации проекта "Зауральская информационная среда" был подготовлен и запущен в работу раздел "Молодежная политика" областного образовательного портала.
В Зауралье активно развивается ипотечное кредитование молодых семей с использованием средств областного бюджета на снижение процентной ставки кредитных организаций для приобретения квартир в строящихся домах. В 2007 году 79 молодых семей получили субсидии, полагающиеся при рождении или усыновлении ребенка на общую сумму в 14 миллионов рублей, выделенные из областного бюджета.
Ежегодно расширяется география деятельности и увеличиваемся численность студенческих отрядов. В 2006 году было сформировано 36 студенческих отрядов общей численностью 1430 человек.
В течение 2006 - 2007 годов был проведен ряд значимых областных молодежных массовых мероприятий:
- Курганский межрегиональный фестиваль авторской песни "Бардовские костры";
- III Областной фестиваль творчества работающей молодежи;
- IV Международный музыкальный фестиваль КВН "Кубок Зауралья";
- I Областной финал фестиваля клубов молодых семей;
- V международный молодежный фестиваль "Нам вместе жить в XXI веке".
Основной формой работы с молодежью в муниципальных образованиях Курганской области является деятельность по консолидации и привлечению дополнительных средств в молодежную сферу на уровне муниципалитетов. В 2007 году в конкурсе целевых муниципальных программ по работе с молодежью приняли участие 13 муниципальных образований. Все программы, соответствовавшие условиям конкурса, получили областные гранты в размере от 40 до 150 тысяч рублей (всего на сумму 1 млн. руб.). Сумма консолидированных средств на поддержку молодежной политики в 12 муниципальных образованиях Курганской области составила 3,4 млн. рублей.
В то же время в процессе функционирования и развития областной системы образования отмечается ряд противоречий между:
- динамично растущей потребностью населения в образовательных услугах в сфере дошкольного образования и невозможностью существующей сети дошкольных образовательных учреждений удовлетворить данный запрос.
В последние годы наметилась тенденция роста рождаемости, с одной стороны, и, с другой, повышение роста трудовой занятости населения в результате развития производственной сферы и сферы услуг.
В совокупности эти обстоятельства привели к росту потребности населения в образовательных услугах в сфере дошкольного образования. Однако на протяжении многих последних лет в Курганской области не строились дошкольные образовательные учреждения. Предпринимаемые меры по восстановлению ранее закрытых ДОУ, развитие вариативных форм дошкольного образования не обеспечивают в полной мере государственные гарантии доступности дошкольного образования. По состоянию на 1 июля 2007 года в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области зарегистрировано свыше 8 тыс. детей в возрасте от 3 до 6 лет, нуждающихся в устройстве в дошкольные образовательные учреждения.
- повышением роли системы образования в социально-экономическом развитии области и недостаточным уровнем финансового и материального обеспечения образовательных учреждений.
Доля расходов на образование в консолидированном бюджете Курганской области достигла 30,5% (это один из самых высоких показателей по Российской Федерации), т.е. практически каждый третий рубль вкладывается в образование. В то же время по расходам на одного обучающегося Курганская область занимает одно из последних мест в России, что не позволяет оснастить школы современным учебно-лабораторным оборудованием, новой учебно-методической литературой, заменить морально устаревшую компьютерную технику, создать безопасные и благоприятные условия в образовательных учреждениях. Доля учебных расходов в нормативе бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений составляет всего 3% от фонда оплаты труда.
- недостаточным уровнем финансирования и сохраняющейся системой неэффективного расходования бюджетных средств, направляемых в образование.
Существовавшая в 80-е годы сеть общеобразовательных учреждений в целом соответствовала сложившимся ранее потребностям. Однако изменения, которые стали происходить в демографической структуре населения, привели к тому, что общая обеспеченность местами в общеобразовательных учреждениях стала опережать спрос. И, как результат, снизилась наполняемость классов, увеличилось количество малокомплектных школ, в которых ученические места используются наполовину от проектной мощности. Одновременно возросла доля обслуживающего и административно-хозяйственного персонала в общей численности работающих. Финансовые расходы, связанные с содержанием сельской школы, оказались в 2 - 3 раза выше, чем городской (а малокомплектных - в 5 раз), хотя качество образовательных услуг существенно проигрывает. Основные экономические показатели, характеризующие эффективное использование бюджетных средств (количество обучающихся на одного работающего, на одного преподавателя), в учреждениях начального и среднего профессионального образования также ниже среднероссийского показателя.
- возрастающими требованиями к качеству общеобразовательной и профессиональной подготовки обучающихся и студентов и медленно меняющимися формами, содержанием и технологиями образовательной деятельности.
Сохранение данного противоречия во многом обусловлено:
1) существующей системой финансирования образовательных учреждений по "затратному" принципу, когда нормативы финансирования планируются от достигнутого уровня. Расходы на обеспечение текущей деятельности не зависят от качества предоставляемых образовательных услуг в соответствии с их реальными потребностями. Пассивно используется при формировании бюджета программно-целевой метод;
2) действующей системой оплаты труда педагогических работников, которая практически не мотивирует их на предоставление высококачественной образовательной услуги на основе современных педагогических технологий, т.к. заработная плата сегодня преимущественно зависит от почасовой нагрузки;
3) требующей усовершенствования системой аттестации педагогических работников. Осуществляемая сегодня аттестация учителей практически не стимулирует их к освоению современных, высокоэффективных образовательных технологий, методов организации учебной деятельности обучающихся и иных ключевых педагогических компетенций;
4) находящейся на начальной стадии становления независимой и объективной системой мониторинга и оценки качества образования, включающего как минимум оценку качества образовательного процесса и образовательных результатов. Сегодня оценка образовательных результатов является закрытой, внутриведомственной и полностью передана учителю (преподавателю). Учитель (преподаватель) сам учит, сам контролирует, сам оценивает. Достижение качественного образования невозможно без внешней, независимой и объективной системы его мониторинга и оценки.
- усилением роли учителя (преподавателя) в модернизации образования и низким социальным статусом педагогических работников, а также не всегда эффективной системой подготовки и повышения профессионализма руководящих кадров.
В объеме текущих расходов консолидированного бюджета Курганской области на образование значительную часть составляет заработная плата и ее доля постоянно растет.
При этом увеличение объема бюджетных расходов на оплату труда в целом не позволяет довести размер заработной платы в образовании до уровня заработной платы в экономике, разрыв увеличивается. Это ведет к росту социальной напряженности, к снижению качества оказываемых образованием услуг (низкая заработная плата не позволяет привлечь и удержать в отрасли квалифицированных работников). Государственная система образования становится все менее привлекательной областью профессиональной деятельности, не снижается отток квалифицированных кадров в иные сферы. Все сказанное относится и к руководителям образовательных учреждений. Но при этом необходимо учитывать, что роль директора и мера его ответственности кратно выше, чем у учителя (преподавателя). От лидирующей позиции руководителя образовательного учреждения, как "учителя учителей", в инновационных преобразованиях образовательной деятельности, в развитии и совершенствовании системы управления коллективом зависит если не все, то значительная часть. В то же время в отрасли практически отсутствует эффективная система подбора, подготовки и становления директорского корпуса, способного качественно решать проблемы школьного образования и перспективы его развития.
- между растущей потребностью производственного комплекса области в рабочих кадрах высокой квалификации и структурой профессиональной подготовки, устаревшей учебно-материальной базой учреждений начального и среднего профессионального образования, не позволяющей обеспечивать подготовку квалифицированных кадров на современном оборудовании с использованием современных технологий.
В соответствии с официальными данными, потребность предприятий и организаций Курганской области в кадрах составляет 5161 человек, 38% приходится на рабочие профессии, 33% - на специалистов со средним профессиональным образованием. По-прежнему предприятия Курганской области испытывают потребность в рабочих кадрах по профессиям машиностроения. В 2006 году она составляла 698 человек, а в 2007 - 717. Наиболее востребованными остаются профессии станочника, сварщика, слесаря, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования.
В настоящее время структура выпуска квалифицированных рабочих и специалистов не в полной мере соответствует текущим и перспективным потребностям экономики Курганской области. Так, для машиностроительного профиля готовят рабочие кадры лишь 8 образовательных учреждений (3 - УСПО, 5 - УНПО), что составляет 18% от общего числа учреждений. Но даже те молодые рабочие, которые выпускаются, не всегда могут трудоустроиться, так как имеют 3 - 4 квалификационный разряд, а работодателю необходимы специалисты с 5 - 6 разрядом.
Необходимо отметить, что износ основных фондов УНПО составляет 80%, а, соответственно, и уровень работы мастеров производственного обучения, преподавателей спецдисциплин не отвечает требованиям современного высокотехнологичного производства.
- важностью реализации принципа демократического, государственно-общественного характера управления образованием и определенной замкнутостью системы образования и отстраненностью общества от решения проблем образования.
Образование - один из ведущих факторов формирования гражданского общества. Органы государственно-общественного управления образованием, функционирующие на принципе сотрудничества и сотворчества детей и взрослых, должны стать важным стимулирующим фактором становления гражданского общества.
Один из путей повышения эффективности управления образовательным учреждением - расширение общественного (прежде всего родительского) участия в решении важных вопросов функционирования и развития образовательного учреждения.
Сегодня в сфере общего образования государственно-общественный характер управления реализуется в недостаточной степени. В ряде случаев органы школьного самоуправления работают формально, имеют, как правило, лишь рекомендательные функции. Сегодня речь должна идти о наделении их реальными управленческими функциями с полномочиями принятия решений по различным аспектам школьной жизни.
В системе образования также сохраняется ряд проблем, которые обусловлены не только социально-экономическими, но и организационно-педагогическими факторами:
- сохраняются негативные факторы и отрицательное воздействие школьной среды на здоровье обучающихся;
- сохраняется на высоком уровне число детей, находящихся в социально опасном положении, наблюдается их позднее выявление и устройство под государственную защиту;
- неблагоприятные тенденции наблюдаются в уровне правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними;
- в системе дополнительного образования детей сдает свои позиции востребованное подростками техническое творчество;
- не сложилась эффективная система повышения и использования воспитательного потенциала семьи;
- содержание и технологии педагогического образования не в полной мере обеспечивают опережающую подготовку, переподготовку и повышение квалификации с использованием современных технических возможностей;
- недостаточно используется эффективный механизм управления по конечным результатам деятельности.
В сфере молодежной политики наиболее существенное противоречие наблюдается между возрастающей потребностью общества в притоке молодых людей в производственную и социальную сферу и реальным участием молодежи в решении социально-экономических проблем области, общественной активностью молодежи в целом.
Низкая общественная активность значительной части молодежи, особенно трудоспособного возраста, обуславливается:
- не в полной мере сложившейся системой межведомственного взаимодействия органов государственной власти, предприятий и организаций, заинтересованных в молодежных инициативах;
- недостатком инновационных технологий вовлечения молодежи в социально значимую деятельность;
- отсутствием молодежных общественных организаций на предприятиях области.
Реализация поставленных в Программе цели и задач требует применения эффективных механизмов и методов преодоления кризисных явлений в сфере образования. Использование программно-целевого метода для решения проблем развития образования направлено на создание условий для максимально эффективного управления финансами в соответствии с приоритетами региональной политики в сфере образования в условиях бюджетных ограничений.
Программа как организационная основа региональной политики в сфере образования представляет собой комплекс взаимосвязанных по ресурсам и срокам мероприятий.
Реализация мероприятий Программы носит межотраслевой характер и направлена на все субъекты системы образования, исполнительные органы государственной власти Курганской области, осуществляющие отраслевое либо межотраслевое управление, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области (по согласованию), государственные областные образовательные учреждения (по согласованию), государственные федеральные образовательные учреждения (по согласованию), другие организации, участвующие в выполнении мероприятий Программы (по согласованию), что позволит проводить единую региональную образовательную политику, обеспечит решение проблемы диспропорций в развитии муниципальных систем образования и формирование единого образовательного и информационного пространства.
Реализация с помощью программно-целевого метода комплекса программных мероприятий предусматривает формирование системы индикаторов и показателей изменений в образовании.
Применение программно-целевого метода позволит избежать таких негативных последствий и рисков, как:
- инертность законодательной базы регионального уровня в вопросах инновационного развития образования;

]]>
¦  Показатели результатов реализации Программы  ¦  Индикаторы по годам   ¦
¦                                               +--------+--------+------+
¦                                               ¦  2008  ¦  2009  ¦ 2010 ¦
+-----------------------------------------------+--------+--------+------+
¦1. Увеличение численности молодежи, участвующей¦   4%   ¦   4%   ¦  4%  ¦
¦в реализации проектов реестровых  молодежных  и¦        ¦        ¦      ¦
¦детских общественных объединений, на 12%       ¦        ¦        ¦      ¦
+-----------------------------------------------+--------+--------+------+
¦2. Рост количества молодых людей, вовлеченных в¦   3%   ¦   3%   ¦  4%  ¦
¦деятельность студенческих отрядов, на 10%      ¦        ¦        ¦      ¦
+-----------------------------------------------+--------+--------+------+
¦3. Увеличение количества молодежи,  участвующей¦   6%   ¦   7%   ¦  7%  ¦
¦в системе мероприятий по выявлению и  поддержке¦        ¦        ¦      ¦
¦талантливой молодежи, на 20%                   ¦        ¦        ¦      ¦
+-----------------------------------------------+--------+--------+------+
¦4. Увеличение в два раза количества  крупных  и¦   6%   ¦   7%   ¦  7%  ¦
¦средних промышленных  предприятий  области,  на¦        ¦        ¦      ¦
¦которых   действуют   молодежные   общественные¦        ¦        ¦      ¦
¦объединения                                    ¦        ¦        ¦      ¦
+-----------------------------------------------+--------+--------+------+

Оценка эффективности Программы осуществляется в соответствии с Порядком проведения и критериями оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ Курганской области, утвержденным Постановлением Правительства Курганской области от 26 ноября 2007 года № 530 "О долгосрочных целевых программах".

Раздел X. КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ

1. Главное управление образования Курганской области, выступающее исполнителем-координатором Программы, организует ведение отчетности по реализации утвержденной целевой Программы по установленным формам в соответствии с Постановлением Правительства Курганской области от 26 ноября 2007 года № 530 "О долгосрочных целевых программах".
2. Главное управление образования Курганской области направляет:
1) в Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области и Финансовое управление Курганской области по запросам необходимую информацию о подготовке и реализации целевых программ;
2) ежегодно, до 1 марта, в Департамент экономического развития, торговли и труда Курганской области и Финансовое управление Курганской области доклады о ходе реализации Программы и использовании финансовых средств.
3. Главное управление образования Курганской области каждое полугодие представляет отчет о реализации целевой Программы по следующей форме:

Отчет
о реализации целевой Программы Курганской области
"Развитие образования и реализация государственной
молодежной политики в Курганской области
в 2008 - 2010 годах"

+---+----------+---------+--------+------+---------------+---------------+
¦ № ¦ Основные ¦ Единица ¦Плановое¦Значе-¦Финансирование ¦Финансирование ¦
¦п/п¦ меропри- ¦измерения¦значение¦ние на¦ из областного ¦из внебюджетных¦
¦   ¦   ятия   ¦контроль-¦на ____ ¦отчет-¦    бюджета    ¦  источников   ¦
¦   ¦ программы¦  ного   ¦  год   ¦ ную  +--------+------+------+--------+
¦   ¦по напра- ¦ показа- ¦        ¦ дату ¦Плановое¦Факти-¦Факти-¦Плановое¦
¦   ¦  влениям ¦  теля   ¦        ¦      ¦ на ___ ¦ческое¦ческое¦ на ___ ¦
¦   ¦ развития ¦         ¦        ¦      ¦  год   ¦  на  ¦  на  ¦  год   ¦
¦   ¦          ¦         ¦        ¦      ¦        ¦отчет-¦отчет-¦        ¦
¦   ¦          ¦         ¦        ¦      ¦        ¦ ную  ¦ ную  ¦        ¦
¦   ¦          ¦         ¦        ¦      ¦        ¦ дату ¦ дату ¦        ¦
+---+----------+---------+--------+------+--------+------+------+--------+
¦   ¦          ¦         ¦        ¦      ¦        ¦      ¦      ¦        ¦
+---+----------+---------+--------+------+--------+------+------+--------+".

Заместитель Губернатора
Курганской области -
руководитель аппарата
Правительства
Курганской области
А.Г.МАЗЕИН



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru