АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 февраля 2009 г. по делу № А31-493/2009
Резолютивная часть решения объявлена 17 февраля 2009 г.
Судья Арбитражного суда Костромской области Байбородин Олег Леонидович
лицо, ведущее протокол: помощник судьи Камазакова Л.К.
рассмотрев дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Опалиха", г. Кострома
к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, г. Кострома
о признании незаконным постановления от 21.01.2009 № 431 о привлечении к административной ответственности
при участии: от заявителя - Ширяева С.Н., представитель, доверенность от 28.01.2009 № 2802, Андреева И.В., представитель, доверенность от 28.01.2009 № 2801;
от ответчика - Попова С.М., гл. специалист-эксперт, доверенность от 15.01.2009 года № 61,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Опалиха" (далее - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области (далее - административный орган, Департамент) от 21.01.2009 № 431 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Заявитель полагает, что административным органом не установлено наличие события административного правонарушения, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Дополнительно представитель Общества просил считать неустановленной вину ООО "Опалиха" в форме бездействия и нарушение норм статей 11, 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ), статей 24, 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ).
Также заявитель полагает, что департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области неверно квалифицировал действия Общества по статье 8.1 КоАП РФ, поскольку согласно диспозиции статьи 8.2 КоАП РФ именно данная статья предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления.
Представитель административного органа заявленные требования не признал, полагая, что постановление вынесено законно и обоснованно; вина Общества в части нарушения требований действующего экологического законодательства доказана.
Подробная позиция Департамента изложена в отзыве.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства представитель административного органа пояснил, что во время рассмотрения дела представитель Общества какие-либо документы, подтверждающие наличие утвержденного лимита на размещение отходов производства, не представлял.
В своих пояснениях, сделанных в ходе судебного разбирательства, представитель Департамента также указал, что считает правильной квалификацию действий Общества по статье 8.2 КоАП РФ, но указанная норма не была применена, поскольку в постановлении Прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении действия Общества были квалифицированы по статье 8.1 КоАП РФ. Данные пояснения внесены в протокол судебного заседания.
Выслушав представителей сторон, рассмотрев представленные документы, суд установил следующее.
Костромской межрайонный природоохранный прокурор на основании проведенной прокуратурой проверки, а также полученных от генерального директора ООО "Опалиха" Мифтахова Р.М. объяснений, вынес 23.12.2008 постановление о возбуждении производства об административном правонарушении по статье 8.1 КоАП РФ в отношении Общества, для рассмотрения направил постановление в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.
Согласно полученных объяснений Мифтахова Р.М. от 22.12.2008 на предприятии разработан план природоохранных мероприятий на 2008-2010 года. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отсутствует, но 27.10.2008 заключен договор на его разработку, срок окончания разработки - 26.12.2008, после чего проект должен быть согласован и установлены лимиты на размещение отходов. На предприятии образуются отходы от ремонта автотранспорта: металлолом, масла, люминесцентные лампы и др. Кроме того, согласно объяснений генерального директора нежилые строения - станция технического обслуживания автомобилей, материальный склад и другие строения, земельный участок для эксплуатации производственной базы находятся в его личной собственности, свидетельства о регистрации имеются.
Рассмотрев материалы дела, должностное лицо Департамента вынесло постановление от 21.01.2009 № 431 о назначении административного наказания.
Из обжалуемого постановления следует, что ООО "Опалиха" привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 рублей за совершение правонарушения предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, выразившееся в том, что ООО "Опалиха" осуществляет эксплуатацию предприятия, не имея проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установленных лимитов на размещение отходов производства, вследствие чего не соблюдаются экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Согласно постановления № 431 от 21.01.2009 нежилые строения - станция технического обслуживания автомобилей, материальный склад и другие строения, земельный участок для эксплуатации производственной базы находятся в собственности, имеются свидетельства.
На вопрос суда, в чьей именно собственности находятся нежилые строения и имеются ли у административного органа свидетельства на право собственности вышеуказанных строений и земельного участка, представитель Департамента пояснил, что свидетельства на объекты в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, в оспариваемом постановлении установлено, что ООО "Опалиха" - предприятие, занимающееся техническим обслуживанием и ремонтом автотранспорта, в ходе деятельности которого образуются следующие отходы: металлолом, отработанные масла, ветошь, люминесцентные лампы, бытовой мусор и другое.
На вопрос суда, на чем был основан вывод об образовании на предприятии отходов, представитель административного органа пояснил, что дополнительных проверок и осмотра места происшествия не проводилось, постановление было вынесено только на основании объяснений генерального директора от 22.12.2008 и постановления Прокурора.
ООО "Опалиха", не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, обжаловало его в судебном порядке.
Заявителем в обоснование позиции по делу представлены план природоохранных мероприятий на 2008-2010 года, утвержденный приказом от 15.07.2008, договор № 77 от 27.10.2008 на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, приказ от 30.12.2008 года № 1111 "Об утверждении проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".
Согласно плана природоохранных мероприятий на 2008-2010 годы Общество в срок до 01.11.2008 должно было заключить договор на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в срок до 20.01.2009 - провести согласования разработанного проекта образования отходов и лимитов на их размещение, в срок до 01.02.2009 - получить разрешение на лимиты размещения отходов на 2009 год.
В соответствии с договором № 77 от 27.10.2008 ИП Соколов В.Б. принимает на себя выполнение работ по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ООО "Опалиха" со сроком исполнения до 26.12.2008.
Обществом 30.12.2008 приказом № 1111 утвержден проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ООО "Опалиха" со сроком действия проекта 5 лет.
В ходе судебного разбирательства Заявителем представлен утвержденный УТЭН Ростехнадзора по Костромской области лимит на размещение отходов производства и потребления № 3351-О от 30.12.2008.
Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое Кодексом установлена административная ответственность.
В силу статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Объективная сторона данного правонарушения представляет собой действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В рассматриваемом случае Департамент вменил Обществу в вину нарушение требований статей 11, 18 Федерального закона № 89-ФЗ и статей 24, 51 Федерального закона № 7-ФЗ, выразившееся в осуществлении эксплуатации предприятия без проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установленных лимитов на размещение отходов производства, вследствие чего не соблюдаются экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Однако несоблюдение требований указанных норм не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.
Вопреки положениям статей 28.2 и 29.10 КоАП РФ ни в постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении, ни в постановлении о привлечении к административной ответственности не указано какие именно экологические требования, на каких объектах и когда нарушены Обществом.
Доказательств того, что ООО "Опалиха" осуществляет планирование, технико-экономическое обоснование проектов, проектирование, размещение, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию предприятий, сооружений или иных объектов с нарушением экологических требований, материалы дела не содержат, административным органом не представлено.
Кроме того, суд отмечает, что в нарушение части 2 статьи 28.4 КоАП РФ в вынесенном прокурором постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении в частности не указаны место и время совершения административного правонарушения, время выявления правонарушения, сущность объяснений законного представителя ООО "Опалиха" и их оценка административным органом.
Указанные сведения отсутствуют и в постановлении о привлечении ООО "Опалиха" к административной ответственности.
Также отсутствуют и Департаментом не представлены доказательства, подтверждающие образование отходов в процессе деятельности ООО "Опалиха".
Таким образом, административным органом не установлены все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 8.1 КоАП РФ.
Довод административного органа о том, что Общество нарушало требования действующего экологического законодательства, судом отклоняется по следующим основаниям.
Суд, проанализировав действующее законодательство, не выявил нормы, устанавливающие конкретные сроки разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Административный орган иные сведения суду не представил, ссылался на нормы Федеральных законов № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", которые указанные сроки не содержат, лишь устанавливая обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами производства и потребления.
Судом установлено и административный орган не оспаривает тот факт, что еще до вынесения постановления о возбуждении производства об административном правонарушении ООО "Опалиха" разработало план природоохранных мероприятий на 2008-2010 годы, утвержденный приказом от 15.07.2008, своевременно выполняло его положения, а 30.12.2008, то есть до принятия постановления о привлечении к административной ответственности, были утверждены лимиты на размещение отходов производства и потребления, что подтверждается представленными суду документами.
Кроме того, суд принимает довод заявителя, который в ходе судебного разбирательства административным органом не оспаривался, о том, что департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области неверно квалифицировал действия Общества по статье 8.1 КоАП РФ, поскольку согласно диспозиции статьи 8.2 КоАП РФ именно данная статья предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
При указанных обстоятельствах суд признает оспариваемое постановление незаконным и подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 АПК РФ, суд
решил:
постановление департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области № 431 от 21.01.2009 о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью "Опалиха", расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Костромская, д. 103, за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 рублей признать незаконным и отменить.
Производство по делу прекратить.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через Арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья
О.Л.БАЙБОРОДИН