Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Костромская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 февраля 2009 г. по делу № А31-493/2009

Резолютивная часть решения объявлена 17 февраля 2009 г.
Судья Арбитражного суда Костромской области Байбородин Олег Леонидович
лицо, ведущее протокол: помощник судьи Камазакова Л.К.
рассмотрев дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Опалиха", г. Кострома
к Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области, г. Кострома
о признании незаконным постановления от 21.01.2009 № 431 о привлечении к административной ответственности
при участии: от заявителя - Ширяева С.Н., представитель, доверенность от 28.01.2009 № 2802, Андреева И.В., представитель, доверенность от 28.01.2009 № 2801;
от ответчика - Попова С.М., гл. специалист-эксперт, доверенность от 15.01.2009 года № 61,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Опалиха" (далее - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области (далее - административный орган, Департамент) от 21.01.2009 № 431 о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Заявитель полагает, что административным органом не установлено наличие события административного правонарушения, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Дополнительно представитель Общества просил считать неустановленной вину ООО "Опалиха" в форме бездействия и нарушение норм статей 11, 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ), статей 24, 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ).
Также заявитель полагает, что департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области неверно квалифицировал действия Общества по статье 8.1 КоАП РФ, поскольку согласно диспозиции статьи 8.2 КоАП РФ именно данная статья предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления.
Представитель административного органа заявленные требования не признал, полагая, что постановление вынесено законно и обоснованно; вина Общества в части нарушения требований действующего экологического законодательства доказана.
Подробная позиция Департамента изложена в отзыве.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства представитель административного органа пояснил, что во время рассмотрения дела представитель Общества какие-либо документы, подтверждающие наличие утвержденного лимита на размещение отходов производства, не представлял.
В своих пояснениях, сделанных в ходе судебного разбирательства, представитель Департамента также указал, что считает правильной квалификацию действий Общества по статье 8.2 КоАП РФ, но указанная норма не была применена, поскольку в постановлении Прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении действия Общества были квалифицированы по статье 8.1 КоАП РФ. Данные пояснения внесены в протокол судебного заседания.
Выслушав представителей сторон, рассмотрев представленные документы, суд установил следующее.
Костромской межрайонный природоохранный прокурор на основании проведенной прокуратурой проверки, а также полученных от генерального директора ООО "Опалиха" Мифтахова Р.М. объяснений, вынес 23.12.2008 постановление о возбуждении производства об административном правонарушении по статье 8.1 КоАП РФ в отношении Общества, для рассмотрения направил постановление в департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области.
Согласно полученных объяснений Мифтахова Р.М. от 22.12.2008 на предприятии разработан план природоохранных мероприятий на 2008-2010 года. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отсутствует, но 27.10.2008 заключен договор на его разработку, срок окончания разработки - 26.12.2008, после чего проект должен быть согласован и установлены лимиты на размещение отходов. На предприятии образуются отходы от ремонта автотранспорта: металлолом, масла, люминесцентные лампы и др. Кроме того, согласно объяснений генерального директора нежилые строения - станция технического обслуживания автомобилей, материальный склад и другие строения, земельный участок для эксплуатации производственной базы находятся в его личной собственности, свидетельства о регистрации имеются.
Рассмотрев материалы дела, должностное лицо Департамента вынесло постановление от 21.01.2009 № 431 о назначении административного наказания.
Из обжалуемого постановления следует, что ООО "Опалиха" привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 20 000 рублей за совершение правонарушения предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ, выразившееся в том, что ООО "Опалиха" осуществляет эксплуатацию предприятия, не имея проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установленных лимитов на размещение отходов производства, вследствие чего не соблюдаются экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Согласно постановления № 431 от 21.01.2009 нежилые строения - станция технического обслуживания автомобилей, материальный склад и другие строения, земельный участок для эксплуатации производственной базы находятся в собственности, имеются свидетельства.
На вопрос суда, в чьей именно собственности находятся нежилые строения и имеются ли у административного органа свидетельства на право собственности вышеуказанных строений и земельного участка, представитель Департамента пояснил, что свидетельства на объекты в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, в оспариваемом постановлении установлено, что ООО "Опалиха" - предприятие, занимающееся техническим обслуживанием и ремонтом автотранспорта, в ходе деятельности которого образуются следующие отходы: металлолом, отработанные масла, ветошь, люминесцентные лампы, бытовой мусор и другое.
На вопрос суда, на чем был основан вывод об образовании на предприятии отходов, представитель административного органа пояснил, что дополнительных проверок и осмотра места происшествия не проводилось, постановление было вынесено только на основании объяснений генерального директора от 22.12.2008 и постановления Прокурора.
ООО "Опалиха", не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, обжаловало его в судебном порядке.
Заявителем в обоснование позиции по делу представлены план природоохранных мероприятий на 2008-2010 года, утвержденный приказом от 15.07.2008, договор № 77 от 27.10.2008 на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, приказ от 30.12.2008 года № 1111 "Об утверждении проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".
Согласно плана природоохранных мероприятий на 2008-2010 годы Общество в срок до 01.11.2008 должно было заключить договор на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в срок до 20.01.2009 - провести согласования разработанного проекта образования отходов и лимитов на их размещение, в срок до 01.02.2009 - получить разрешение на лимиты размещения отходов на 2009 год.
В соответствии с договором № 77 от 27.10.2008 ИП Соколов В.Б. принимает на себя выполнение работ по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ООО "Опалиха" со сроком исполнения до 26.12.2008.
Обществом 30.12.2008 приказом № 1111 утвержден проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ООО "Опалиха" со сроком действия проекта 5 лет.
В ходе судебного разбирательства Заявителем представлен утвержденный УТЭН Ростехнадзора по Костромской области лимит на размещение отходов производства и потребления № 3351-О от 30.12.2008.
Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое Кодексом установлена административная ответственность.
В силу статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Объективная сторона данного правонарушения представляет собой действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В рассматриваемом случае Департамент вменил Обществу в вину нарушение требований статей 11, 18 Федерального закона № 89-ФЗ и статей 24, 51 Федерального закона № 7-ФЗ, выразившееся в осуществлении эксплуатации предприятия без проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установленных лимитов на размещение отходов производства, вследствие чего не соблюдаются экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов в сфере обращения с отходами производства и потребления.
Однако несоблюдение требований указанных норм не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.
Вопреки положениям статей 28.2 и 29.10 КоАП РФ ни в постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении, ни в постановлении о привлечении к административной ответственности не указано какие именно экологические требования, на каких объектах и когда нарушены Обществом.
Доказательств того, что ООО "Опалиха" осуществляет планирование, технико-экономическое обоснование проектов, проектирование, размещение, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию предприятий, сооружений или иных объектов с нарушением экологических требований, материалы дела не содержат, административным органом не представлено.
Кроме того, суд отмечает, что в нарушение части 2 статьи 28.4 КоАП РФ в вынесенном прокурором постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении в частности не указаны место и время совершения административного правонарушения, время выявления правонарушения, сущность объяснений законного представителя ООО "Опалиха" и их оценка административным органом.
Указанные сведения отсутствуют и в постановлении о привлечении ООО "Опалиха" к административной ответственности.
Также отсутствуют и Департаментом не представлены доказательства, подтверждающие образование отходов в процессе деятельности ООО "Опалиха".
Таким образом, административным органом не установлены все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 8.1 КоАП РФ.
Довод административного органа о том, что Общество нарушало требования действующего экологического законодательства, судом отклоняется по следующим основаниям.
Суд, проанализировав действующее законодательство, не выявил нормы, устанавливающие конкретные сроки разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Административный орган иные сведения суду не представил, ссылался на нормы Федеральных законов № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", которые указанные сроки не содержат, лишь устанавливая обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами производства и потребления.
Судом установлено и административный орган не оспаривает тот факт, что еще до вынесения постановления о возбуждении производства об административном правонарушении ООО "Опалиха" разработало план природоохранных мероприятий на 2008-2010 годы, утвержденный приказом от 15.07.2008, своевременно выполняло его положения, а 30.12.2008, то есть до принятия постановления о привлечении к административной ответственности, были утверждены лимиты на размещение отходов производства и потребления, что подтверждается представленными суду документами.
Кроме того, суд принимает довод заявителя, который в ходе судебного разбирательства административным органом не оспаривался, о том, что департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области неверно квалифицировал действия Общества по статье 8.1 КоАП РФ, поскольку согласно диспозиции статьи 8.2 КоАП РФ именно данная статья предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
При указанных обстоятельствах суд признает оспариваемое постановление незаконным и подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 АПК РФ, суд

решил:

постановление департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области № 431 от 21.01.2009 о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью "Опалиха", расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Костромская, д. 103, за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 20 000 рублей признать незаконным и отменить.
Производство по делу прекратить.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через Арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья
О.Л.БАЙБОРОДИН



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru