Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. СЫКТЫВКАРУ

О СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В ВОПРОСЕ
ОТРАЖЕНИЯ РЕАЛЬНОЙ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ

С 2005 г. ставки единого социального налога (ЕСН) для организаций и индивидуальных предпринимателей-работодателей снижены с 35,6% до 26%, для индивидуальных предпринимателей - с 13,2 до 10%. Предполагалось, что существенное снижение ставок ЕСН будет способствовать выводу из "тени" выплаты заработной платы работникам, доходов индивидуальных предпринимателей. Однако ожидаемого выхода заработной платы из "тени" не произошло. Так, немало организаций, в которых (согласно официальной бухгалтерской отчетности) размер выплачиваемой заработной платы составляет менее 1000 рублей или прожиточного минимума. Также незначительная заработная плата выплачивается индивидуальными предпринимателями-работодателями, занятыми, в основном, в сфере торговли, оказания бытовых услуг.
Вместе с тем, единый социальный налог является основным источником пополнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, поэтому к его поступлению приковано внимание как высших, так и местных органов исполнительной власти, а также органов государственных внебюджетных фондов.
С 1 января 2002 года в связи с проведением пенсионной реформы ЕСН применяется с учетом Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и трансформировался в единый социальный налог, поступающий в федеральный бюджет и направляемый на финансирование базовой части трудовой пенсии и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, поступающие в бюджет Пенсионного фонда РФ и направляемые на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии. За счет ЕСН, уплаченного в федеральный бюджет, производится формирование базовой части трудовой пенсии.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование квалифицируются как налоговый вычет, применяемый налогоплательщиками при определении суммы единого социального налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет.
Согласно Федеральному закону от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" неуплата единого социального налога в Фонд социального страхования РФ не дает права гражданам на получение государственных пособий из средств этого фонда. Средства ФСС направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, пособия при рождении ребенка; пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет; социального пособия на погребение; оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом и т.д.
Согласно Закону РФ от 28.06.1991 № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.
Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.
Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения предназначены для реализации государственной политики в области охраны здоровья населения и используются для финансирования мероприятий по разработке и реализации целевых программ; обеспечения профессиональной подготовки кадров; финансирования научных исследований; развития материально-технической базы учреждений здравоохранения; субсидирования конкретных территорий с целью выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по обязательному медицинскому страхованию; оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи; финансирования медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях; оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения.
Таким образом, ЕСН предназначен для мобилизации средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное, социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь, то есть является социально значимым налогом. Учитывая это, в настоящее время работа по легализации "теневой" части заработной платы является одной из главных задач, стоящих перед налоговыми органами. О выявленных фактах выплаты низкой заработной платы и уклонения от уплаты единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование будут информироваться местные органы власти, государственные инспекции труда и правоохранительные органы. При отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок в первую очередь внимание будет обращаться на организации и индивидуальных предпринимателей, выплачивающих низкую заработную плату своим работникам.
Работодателям следует задуматься о своей социальной ответственности в вопросах отражения реальной оплаты труда работников и недопустимости занижения единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Выдавая сегодня заработанные деньги своим сотрудникам в "конвертах", такие работодатели оставляют их без пенсий.
В целях пресечения сокрытия налогов организациями и индивидуальными предпринимателями в УФНС России по Республике Коми работает "телефон доверия", по которому граждане могут представить информацию о выплате заработной платы "в конвертах" - (8212) 20-09-17.

Начальник ИФНС России
по г. Сыктывкару
советник государственной
гражданской службы РФ
1 класса
Т.А.БЕРЗЕНИЯ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru