СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДУБНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 25 июня 2009 г. № РС-7-44/9
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ
И НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ НА 2009-2013 ГГ."
В целях создания системы эффективных мер и условий, ограничивающих распространение наркомании, токсикомании в городе Дубне и связанных с ними негативных социальных последствий, Совет депутатов решил:
1. Утвердить городскую целевую Программу
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению психоактивными веществами и незаконному обороту наркотиков на 2009-2013 гг." (прилагается).
2. Настоящее решение вступает в силу после официального опубликования.
Глава города Дубны
В.Э. Прох
29.06.2009
Председатель Совета депутатов
В.В. Катрасев
Утверждена
решением Совета депутатов
городского округа Дубна
Московской области
от 25 июня 2009 г. № РС-7-44/9
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ
ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИКОВ
НА 2009-2013 ГГ."
┌──────────────┬──────────────────────────────────────────────────────────┐
│Наименование │Муниципальная целевая Программа "Комплексные меры │
│Программы │противодействия злоупотреблению психоактивными веществами │
│ │и незаконному обороту наркотиков на 2009-2013 гг." │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Цель Программы│1) создание системы эффективных мер и условий, │
│ │обеспечивающих сокращение уровня наркопотребления и │
│ │употребления ПАВ, в т.ч. алкоголя, незаконного оборота │
│ │наркотиков и ПАВ, преступлений и правонарушений, связанных│
│ │с наркопотреблением и ПАВ, до уровня минимальной опасности│
│ │для общества; │
│ │2) ограничение распространения наркомании, токсикомании │
│ │(ПАВ) и связанных с ними негативных социальных последствий│
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Основание для │1. Федеральный закон
от 08.01.1998 № 3-ФЗ (в ред. от │
│разработки │22.07.2008 № 136-ФЗ) "О наркотических средствах и │
│Программы │психотропных веществах". │
│ │2. Федеральный закон
от 01.12.2004 № 146-ФЗ "О внесении │
│ │изменений в статью 54 Федерального закона "О наркотических│
│ │средствах и психотропных веществах". │
│ │3. Федеральный закон
от 25.10.2006 № 170-ФЗ "О внесении │
│ │изменений в статью 1 Федерального закона "О наркотических │
│ │средствах и психотропных веществах" (понятия "профилактика│
│ │наркомании" и "антинаркотическая пропаганда"). │
│ │4. Указ
Президента Российской Федерации № 976 от │
│ │28.07.2004 "Вопросы Федеральной службы Российской │
│ │Федерации по контролю за оборотом наркотиков". │
│ │5. Федеральная целевая программа
"Комплексные меры │
│ │противодействия злоупотреблению наркотиками и их │
│ │незаконному обороту на 2005-2009 гг.". │
│ │6. Указ
Президента Российской Федерации № 1374 от │
│ │18.10.2007 "О дополнительных мерах по противодействию │
│ │незаконному обороту наркотических средств, психотропных │
│ │веществ и их прекурсоров" (о создании Антинаркотических │
│ │комиссий). │
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон РФ
"О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"
принят 02.07.1992, а не 21.07.1998 и имеет номер 3185-1, а не 117-ФЗ.
│ │7. Закон
Российской Федерации от 21.07.1998 № 117-ФЗ "О │
│ │психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее │
│ │оказании". │
│ │8. Распоряжение Президента Российской Федерации от │
│ │17.09.1998 № 343-РП "О мерах по усилению противодействия │
│ │незаконному обороту наркотических средств, психотропных │
│ │веществ и злоупотреблению ими". │
│ │9. Приказ Министерства здравоохранения Российской │
│ │Федерации от 18.03.1997 № 76 "О наркологических │
│ │реабилитационных центрах". │
│ │10. Приказ Министерства здравоохранения Российской │
│ │Федерации от 29.09.1997 № 287 "О мерах по │
│ │совершенствованию наркологической помощи населению │
│ │Российской Федерации". │
│ │11. Приказ Министерства здравоохранения Российской │
│ │Федерации от 12.11.1997 № 330 "О мерах по улучшению учета,│
│ │хранения, выписывания, использования наркотических │
│ │лекарственных средств". │
│ │12. Приказ Министерства здравоохранения Российской │
│ │Федерации от 14.12.2005 № 785 "О рациональном назначении │
│ │лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на │
│ │них и порядке их отпуска аптечными учреждениями │
│ │(организациями)". │
│ │13. Приказ Министерства здравоохранения Российской │
│ │Федерации от 05.10.1998 № 289 "Об аналитической │
│ │диагностике наркотических средств, психотропных и других │
│ │токсических веществ в организме человека". │
│ │14. Постановление
Правительства Российской Федерации │
│ │от 04.07.2007 № 427 "О внесении изменений в некоторые │
│ │постановления Правительства Российской Федерации, │
│ │связанных с оборотом наркотических средств и психотропных │
│ │веществ". │
│ │15. Закон
Московской области от 17.01.2005 № 10/2005-ОЗ "О│
│ │профилактике наркомании и токсикомании на территории │
│ │Московской области". │
│ │16. Программа
Правительства Московской области │
│ │"Профилактика наркомании и токсикомании в Московской │
│ │области на 2006-2010 гг.", утвержденная постановлением │
│ │Правительства Московской области № 770/42 от 28.10.2005. │
│ │17. Постановление
главы города Дубны от 15.09.2008 № 52-ПГ│
│ │"О создании антинаркотической комиссии в г. Дубне" │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Заказчик │Администрация г. Дубны │
│Программы │ │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Разработчик │Аппарат антинаркотической комиссии │
│Программы │ │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Управление │Координацию и управление деятельностью участников │
│Программой │Программы осуществляет Аппарат городской антинаркотической│
│ │комиссии, возглавляемый заместителем главы города Дубны по│
│ │социальным вопросам. │
│ │Аппарат антинаркотической комиссии осуществляет │
│ │координацию взаимодействия органов городского │
│ │самоуправления, служб, ведомств, общественных объединений,│
│ │заинтересованных в решении данной проблемы, а также │
│ │методическое руководство проводимыми мероприятиями. │
│ │Управления, отделы, ведомства городского самоуправления, │
│ │указанные в графе "Исполнитель", являются ответственными │
│ │за выполнение соответствующих мероприятий. │
│ │Антинаркотическая комиссия дает оценку выполнения │
│ │мероприятий и принимает решения, обязательные для │
│ │исполнения. │
│ │Исполнители Программы несут ответственность за │
│ │своевременное и точное выполнение мероприятий, │
│ │рациональное использование выделенных ресурсов │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Исполнители │1. Администрация г. Дубны: │
│мероприятий │- Управление здравоохранения │
│Программы │- Управление социальной защиты │
│ │- Управление народного образования │
│ │- Управление безопасности │
│ │- Управление по физической культуре и спорту │
│ │- Отдел по делам и защите прав несовершеннолетних │
│ │- Отдел культуры │
│ │- Отдел общественных связей и международного │
│ │сотрудничества. │
│ │2. Лечебно-профилактические учреждения различных форм │
│ │собственности, расположенные на территории города, в т.ч. │
│ │областного подчинения, располагающиеся на территории 9 │
│ │медицинского округа. │
│ │3. Аптечные учреждения различных форм собственности. │
│ │4. Общеобразовательные средние школы различных форм │
│ │собственности. │
│ │5. Горвоенкомат. │
│ │6. Средние специальные учебные заведения. │
│ │7. Высшие учебные заведения: │
│ │- Филиал МИРЭА │
│ │- НИЯФ МГУ │
│ │- Международный Университет "Дубна". │
│ │8. Городской отдел внутренних дел. │
│ │9. Дубненский межрайонный отдел Управления Федеральной │
│ │службы России по контролю за оборотом наркотиков по │
│ │Московской области. │
│ │10. Таможенная служба. │
│ │11. Дубненский "Центр занятости населения". │
│ │12. СМИ: │
│ │- МУ "Телеканал "Дубна" │
│ │- официальные информационные сайты www.naukograd-dubna.ru;│
│ │www.dubna.ru │
│ │- газеты "Встреча", "Площадь мира" │
│ │- радио Дубны. │
│ │13. Общественные организации. │
│ │14. Религиозные организации. │
│ │15. Предприятия г. Дубны различных форм собственности │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Задачи и │Развитие системы эффективного взаимодействия всех │
│важнейшие │департаментов социальной сферы, общественных организаций, │
│целевые │научных и производственных организаций, структур силовых │
│показатели │ведомств, СМИ для разработки и реализации мер │
│Программы │противодействия незаконному обороту наркотиков. │
│ │Совершенствование системы профилактики злоупотребления │
│ │наркотическими средствами и другими психоактивными │
│ │веществами среди различных категорий населения, прежде │
│ │всего молодежи и несовершеннолетних, а также │
│ │предупреждение преступлений и правонарушений, связанных со│
│ │злоупотреблением и незаконным оборотом наркотиков. │
│ │Подготовка специалистов для ведения профилактической │
│ │работы в учебных заведениях, их информационное и │
│ │методическое обеспечение, внедрение профилактических │
│ │программ в учебные планы образовательных учреждений │
│ │города. │
│ │Повышение информированности населения города по проблемам │
│ │злоупотребления наркотическими средствами и психоактивными│
│ │веществами. │
│ │Повышение интереса родителей к вопросам антинаркотического│
│ │воспитания детей и подростков (увеличение количества │
│ │обращений к специалистам). │
│ │Расширение охвата детей, подростков и молодежи программами│
│ │профилактики злоупотребления психоактивными веществами в │
│ │учебных заведениях. │
│ │Дальнейшая разработка и внедрение системы мониторинга │
│ │наркоситуации в городе │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Целевые │Важнейшими целевыми индикаторами и показателями Программы │
│индикаторы и │являются: │
│показатели │1) доля детей, подростков и молодежи в возрасте от 11 до │
│ │22 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, до 65%│
│ │от общей численности указанной категории │
│ │2) доля прошедших лечение и реабилитацию, длительность │
│ │ремиссии у которых составляет более 2 лет, с 19% - в 2008 │
│ │году, до 25% - в 2013 году │
│ │3) выявляемость преступлений, связанных с незаконным │
│ │оборотом наркотиков, выявленных правоохранительными │
│ │органами, в процентном соотношении к количеству │
│ │преступлений в данной сфере, выявленных в 2008 году, │
│ │увеличение на 25% │
│ │4) планомерное сокращение количества торговых точек в │
│ │городе, торгующих алкогольсодержащей продукцией в ночное │
│ │время, по отношению к 2008 году │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Сроки │2009-2013 гг. │
│реализации │ │
│Программы │ │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Перечень │- организационные мероприятия (приложение № 2 "План
│
│основных │мероприятий"); │
│мероприятий │- информационно-аналитические мероприятия; │
│ │- научно-методические мероприятия; │
│ │- подготовка и повышение квалификации кадров по вопросам │
│ │профилактики злоупотребления психоактивными веществами и │
│ │наркотическими средствами; │
│ │- организация профилактической работы в образовательных │
│ │учреждениях; │
│ │- организация профилактической работы на крупных │
│ │промышленных и автотранспортных предприятиях города; │
│ │- мероприятия по информированию населения; │
│ │- взаимодействие с общественными организациями; │
│ │- работа со СМИ. Пропагандистские и профилактические │
│ │мероприятия; │
│ │- организация работы учреждений в сфере профилактики │
│ │зависимостей │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Планируемые │Снижение темпов роста наркотизации населения: │
│результаты │- выявление потребителей психоактивных веществ на ранней │
│реализации │стадии, снижение доступности психоактивных веществ для │
│Программы │молодежи города │
│ │- подготовка специалистов для ведения профилактической │
│ │работы в учебных заведениях, их информационное и │
│ │методическое обеспечение, внедрение профилактических │
│ │программ в учебные планы образовательных учреждений города│
│ │- повышение информированности населения города по │
│ │проблемам злоупотребления наркотическими средствами и │
│ │психоактивными веществами, разработка и изготовление │
│ │видеороликов и демонстрационных материалов по профилактике│
│ │злоупотребления наркотическими веществами и ПАВ │
│ │- повышение интереса родителей к вопросам │
│ │антинаркотического воспитания детей и подростков │
│ │(увеличение количества обращений к специалистам), │
│ │возможность приобретения диагностических тестов для │
│ │средних и высших учебных заведений │
│ │- расширение охвата детей, подростков и молодежи │
│ │программами профилактики злоупотребления наркотическими │
│ │средствами и психоактивными веществами в учебных │
│ │заведениях │
│ │- организация эффективных форм реабилитации │
│ │- формирование позитивного отношения населения к здоровому│
│ │образу жизни │
│ │- уменьшение в городе количества пунктов отпуска │
│ │алкогольсодержащей продукции │
├──────────────┼──────────────────────────────────────────────────────────┤
│Объемы и │При формировании городского бюджета в бюджете каждого │
│источники │участника Программы предусмотрено финансирование │
│финансирования│различного рода мероприятий профилактической │
│Программы │направленности. │
│ │Объемы финансирования Программы: │
│ │- 2009 год - 1610 тыс. руб. │
│ │- 2010 год - 1610 тыс. руб. │
│ │- 2011 год - 1610 тыс. руб. │
│ │- 2012 год - 1610 тыс. руб. │
│ │- 2013 год - 1610 тыс. руб. │
│ │ИТОГО: 8050 тыс. руб. │
│ │Объемы и источники финансирования, предусмотренные │
│ │настоящей Программой, носят ориентировочный характер и │
│ │подлежат ежегодной корректировке в соответствии с решением│
│ │Совета депутатов города Дубны об утверждении бюджета на │
│ │соответствующий год. При реализации программных │
│ │мероприятий возможно привлечение внебюджетных фондов; │
│ │финансовых грантов; вложений частных предпринимателей; │
│ │других источников финансирования │
└──────────────┴──────────────────────────────────────────────────────────┘
Злоупотребление психоактивными веществами и незаконный оборот наркотиков являются одними из наиболее сложных проблем, которые вызывают серьезную озабоченность всего мирового сообщества (описание
ситуации - приложение № 1).
Вместе с тем, требует продолжения совершенствование межведомственной работы, направленной на:
- дальнейшее формирование стремления к ведению здорового образа жизни;
- повышение занятости учащихся во внеучебное время;
- трудоустройство подростков в период летних каникул;
- дальнейшую организацию правовой пропаганды, информационно-просветительской работы с учащимися и работниками образовательных учреждений, родителями (иными законными представителями) учащихся по вопросам предупреждения и пресечения правонарушений, связанных с незаконным оборотом и потреблением наркотиков, а также негативных последствий их потребления для здоровья.
Выводы:
Программа носит ярко выраженный социальный характер, результаты реализации ее мероприятий будут оказывать влияние на различные стороны жизни города Дубны и его населения на протяжении длительного времени.
Реализация Программы и дальнейшее сокращение масштабов незаконного потребления наркотиков позволят добиться позитивного изменения ситуации, связанной с распространением незаконного потребления наркотиков в городе, способствовать, прежде всего, совершенствованию системы оценки объективных и субъективных факторов распространения злоупотребления наркотиками в городе Дубне. Получение более полной и достоверной информации о количестве лиц, незаконно потребляющих наркотики, будет обеспечиваться за счет более тесного межведомственного взаимодействия субъектов Программы.
Результатами реализации Программы станут создание единой системы формирования позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих отрицательное отношение к незаконному потреблению наркотиков, выбор здорового образа жизни абсолютным большинством молодежи.
Наряду с этим одним из результатов реализации Программы станет прогнозируемое снижение уровня вовлеченности финансовых ресурсов населения в незаконный оборот наркотиков, что будет способствовать уменьшению степени негативного воздействия полученных преступным путем финансовых средств на экономическую.
В социальной сфере реализация программных мероприятий позволит создать благоприятные условия для возвращения к нормальной жизни и трудоустройства лиц, прошедших лечение и реабилитацию, будет способствовать моральному и физическому оздоровлению населения г. Дубны.
Приложение № 1
к городской целевой Программе
ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ
Злоупотребление психоактивными веществами и незаконный оборот наркотиков являются одними из наиболее сложных проблем, которые вызывают серьезную озабоченность всего мирового сообщества.
┌─────────────────────────────────────┐
│4,9% │
│населения мира │
│(в возрасте от 15 до 64 лет) │
│имеют опыт употребления наркотических│
│средств с немедицинской целью │
│(200 млн. человек) │
└─────────────────────────────────────┘
Поэтому такие две вещи, как борьба с незаконным оборотом наркотиков и активная профилактика наркомании, являются неразделимыми.
┌─────────────────────────────────────┐
│10 млн. │
│периодически потребляют ПАВ │
│2,7% населения мира │
│ │
│25 млн. │
│имеют зависимость к ПАВ │
│0,6% населения мира │
└─────────────────────────────────────┘
Российским институтом социологии РАН наркомания определена как социальная патология. Разрешение этой многоаспектной проблемы требует междисциплинарных исследований и межсекторального подхода в ее разрешении. По данным проведенных исследований наркоманию необходимо рассматривать как форму девиантного поведения, обусловливающего специфический образ жизни наркомана. При этом сама по себе наркомания становится элементом современного образа жизни в нашей стране.
Характерно, что характер потребления наркотиков оказывает влияние на каналы распространения.
Известно, что сегодня наркотики имеют свои прочно устоявшиеся каналы распространения. Они отличны от тех, которые существовали более десяти лет назад. Данные исследований указывают на две главные причины такого отличия:
- изменившиеся мотивы потребления;
- большая открытость между странами.
В России существуют несколько основных каналов распространения. Один из них - контрабандный ввоз героина, поступающего из Афганистана, Пакистана транзитом через пять республик Средней Азии. Наркотики афганского происхождения заполнили российский подпольный рынок более чем на 60%. Одновременно с этим резко возрос контрабандный ввоз кокаина и стимуляторов амфетаминового ряда.
Ситуацию с наркотизацией в любом регионе характеризуют следующие моменты:
- мотивы потребления в различных социальных и половозрастных группах;
- особенности влияния на здоровье и поведение различных видов наркотиков;
- структура наркотиков на данной территории;
- каналы распространения наркотиков и виды наркотиков, проходящих по этим каналам;
- типичные схемы распространения наркотиков в сообществе;
- распространенность наркопотребления на территории и ее динамика.
Ежегодно в Российской Федерации около 30000 человек погибают от употребления наркотиков. По данным ФСКН России в 2008 году на территории России из незаконного оборота изъято более 30 тонн наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, выявлено более 232 тысяч преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ (из них в Московской области выявлено 3324 наркопреступления).
Наркологическая ситуация в Московской области на протяжении последних трех лет характеризуется продолжающимся ростом регистрации в специализированных медицинских учреждениях числа больных с наркотической зависимостью и относительно стабильным количеством зарегистрированных больных с токсической зависимостью.
По данным работы Дубненского МРО УФСКН России по Московской области за 6 лет было выявлено 375 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, из которых основным является незаконный сбыт наркотиков, 53 факта незаконного хранения в крупных и особо крупных размерах, 5 нарушений правил оборота наркотических средств в лечебно-профилактических учреждениях, выявлено 8 притонов для потребления наркотиков, 10 фактов незаконного оборота сильнодействующих веществ, 3 факта незаконного культивирования наркотических средств и 13 преступных групп.
Рисунок не приводится.
В результате активно проводимых работ, направленных на выявление и пресечение административных правонарушений, по результатам которых за 6-летний период был составлен 271 протокол (в основном это административные правонарушения, предусмотренные ст. 6.8
и 6.9
КоАП РФ). Все нарушители были подвергнуты административному наказанию, связанному со штрафом либо административным арестом на срок до 15 суток.
Всего изъято из незаконного оборота около 34 кг различных видов наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, а также прекурсоров.
Рисунок не приводится.
]]>