Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Хабаровский край


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ
от 21 августа 2009 г. № 3

ОБ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ КАК
МЕХАНИЗМЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Заслушав и обсудив доклад начальника отдела повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих кадров министерства образования Хабаровского края Л.Ю.Логиновой "Аттестация педагогических и руководящих кадров как механизм развития системы образования Хабаровского края", коллегия отмечает своевременность рассмотрения данной проблемы в период подготовки стратегических документов по развитию системы образования в Хабаровском крае.
Деятельность министерства образования края направлена на достижение целей и задач, определенных Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным Приказом Минобразования России от 26.06.2000 № 1908 (далее - Положение), и краевой политикой в сфере образования.
В свете новых подходов к роли образования в социально-экономическом развитии страны и края министерство образования расширило цели, задачи и принципы аттестации. В том числе добавило две новые цели:
- актуализация инновационного потенциала;
- обеспечение качества образовательной деятельности;
и ряд задач:
- формирование у аттестуемых готовности к определению перспектив своего развития в современных реалиях образовательной политики;
- инициирование рефлексивной исследовательской профессиональной позиции педагога;
- стимулирование профессионального творчества, мастерства, качества организации образовательной деятельности;
- стимулирование процессов самодиагностики и самооценки педагогами своей компетентности, профессионализма, результативности педагогической деятельности;
- поддержка лучших образцов педагогического опыта;
- усиление роли общественной экспертизы на всех этапах аттестации педагогических кадров, придание процедуре аттестации более открытого характера;
- преемственность критериев и экспертных процедур, предъявляемых в рамках профессиональных конкурсов приоритетного национального проекта "Образование" ("Лучшие учителя России", "Учитель года");
- установление в связи с переходом на новую систему оплаты труда соответствия между качеством работы и уровнем заработной платы со значительным разрывом в заработной плате между отдельными квалификационными категориями по результатам аттестации;
- мотивация к закреплению молодых кадров.
На основные позиции выведены следующие принципы аттестации: целостности; личной заинтересованности; соответствия государственным, общественным и личным интересам; "сопровождения" учителя на протяжении всего образовательного маршрута.
Процессная модель аттестации в крае выстроена в полном соответствии с Положением.
Важнейшими направлениями работы министерства образования стали:
- разработка нормативной краевой базы аттестации, в т.ч. критериев оценки профессиональной компетентности и результативности профессиональной деятельности для различных категорий педагогических работников, методического сопровождения аттестации;
- апробация новых подходов к проведению аттестации педагогических и руководящих работников;
- повышение предметной компетентности педагогических кадров;
- разработка перехода системы повышения квалификации на кредитно-зачетную систему организации учебного процесса на принципе модульного структурирования учебных программ повышения квалификации педагогических кадров, тесно связанную с аттестационными процедурами и выходом на формирование специальных компетенций;
- реализация проектов по подготовке эффективных менеджеров для системы образования "Разработка и формирование федерально-региональной мобильной сети повышения квалификации управленческих кадров системы образования" и "Современный образовательный менеджмент", дополненные за счет краевого бюджета модулями, актуальными в условиях реализации стратегии развития образования России до 2020 года: "Эффективный менеджмент" и "Корпоративное обучение".
В докладе дана оценка состояния и проведения аттестации педагогических и руководящих кадров и ее социальных последствий.
В Хабаровском крае около 19675 педагогических и 2534 руководящих работников (22209 чел). Ежегодно проходят аттестацию около 3536 педагогических и руководящих работников (от 16 до 20%), в том числе: на вторую категорию - 1535 чел. (43,4%), на первую - 1601 чел. (45%), на высшую - около 400 чел. (11,3%).
До 2000 года в крае было аттестовано около 60% педагогических работников, большинство учителей имело вторую квалификационную категорию - 55,5% (высшую - 11,2%, первую - 33,3%). С 2000 года наблюдается тенденция роста качественного состава педагогических и руководящих кадров. В 2008/2009 учебном году уже аттестовано 83% педагогических и руководящих работников системы образования края, из них на высшую квалификационную категорию 15,5%, первую - 50,3%, вторую - 34,3%, что свидетельствует о росте заинтересованности учительства в повышении своего социально-профессионального статуса.
Сто процентов руководителей аттестовано в 9 (47%) из девятнадцати территорий края: гг. Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Советско-Гаванском, Амурском, Ванинском, Вяземском, Нанайском, Охотском, Хабаровском муниципальных районах; в 46% образовательных учреждений НПО и 60% образовательных учреждений СПО. В течение последних двух лет в нарушение п. 1.4 Положения об обязательности аттестации руководящих работников на первую квалификационную категорию остается низкой доля аттестованных руководящих работников в Аяно-Майском - 68,8%, Тугуро-Чумиканском - 83,3%, им. П.Осипенко - 73,1% муниципальных районах. Минимальна доля руководителей с высшей квалификационной категорией при краевом показателе 17,9% в Бикинском - 8,5%, Верхнебуреинском - 9,8%, им. Лазо - 10%, Нанайском - 8,3%, Хабаровском - 4,4% муниципальных районах.
За пятилетний период выше краевого показателя (82,2%) доля аттестованных педагогических кадров в г. Хабаровске - 92,3%, Охотском - 89,2%, Советско-Гаванском - 87,0%, им. Лазо - 86,3%, Вяземском - 85,0% муниципальных районах; среди педагогов НПО и СПО - в 46,2% и 70% учреждений соответственно. Намного ниже краевого - в Солнечном и им. П.Осипенко - 68,8%, Комсомольском - 69,3%, в Ульчском - 65,4% муниципальных районах.
Высока доля аттестованных на высшую квалификационную категорию при краевом показателе 12,6% в г. Хабаровске - 17,9%, Охотском районе - 17,3%, г. Комсомольске-на-Амуре - 13,0%; в 38,5% учреждений НПО, и 70% учреждений СПО. Минимальна - в Ульчском - 4,4%, им. Лазо - 4,2%, Аяно-Майском - 1,4% муниципальных районах.
Анализ статистических данных и проведенные мониторинги "Педагоги с высшей квалификацией и результаты ЕГЭ", "Педагоги высшей квалификационной категории - носители передового педагогического опыта" показали:
- в 2008/2009 учебном году 58,4% педагогов подтвердили имеющуюся квалификационную категорию; 19,3% - повысили, в т.ч. 0,1% по результатам экспертизы присвоена более высокая квалификационная категория, чем та, которая указывалась заявителем, и 0,5% (15 человек) понизили;
- ежегодно от 52 до 65 работников в процессе аттестации признаются не соответствующими заявленной категории; от 120 до 149 педагогов по разным причинам отзывают свои документы, при этом основной причиной является недостаточный уровень квалификации;
- средние баллы по предметам ЕГЭ у всех учителей с высшей квалификационной категорией выше или равны средним показателям по их школе; 7,9% учителей высшей категории в 2008/2009 учебном году имели выпускников, которые не смогли преодолеть установленный Рособрнадзором минимальный порог баллов по предмету;
- снизился за последний год процент учителей-предметников, аттестованных на высшую и первую квалификационные категории в структуре качественного состава педагогов по русскому языку, географии, английскому языку, математике, химии, начальным классам;
- сохраняется разрыв несоответствия между уровнем квалификации педагогических кадров и результатами единого государственного экзамена. Следовательно, в некоторых территориях остро стоит вопрос качества проведения экспертизы по второму направлению аттестации.
- наблюдается положительная тенденция показателей, характеризующих качественный состав воспитателей и учителей начальных классов. За последние два года выросла доля воспитателей с высшим образованием на 5% и составила 37,3%. Процент воспитателей, своевременно прошедших курсы повышении квалификации, достиг 77,1%; доля воспитателей, прошедших аттестацию, увеличилась с 72,4% до 78,21%. Возросла за пятилетний период с 50,7% до 65,7% доля учителей с высшим профессиональным образованием. Увеличилась численность аттестованных учителей начальной школы с 88,2% в 2006/2007 до 94,1% в 2008/2009 учебном году. Действующий документ о прохождении курсов повышения квалификации имеют 87,1% учителей начальной школы. Однако катастрофически низким является процент воспитателей и учителей с высшей квалификационной категорией - 1,9% и 8,9% соответственно;
- почти в половине школ и 80,1% дошкольных образовательных учреждений нет ни одного педагога, в 76,8% школ и 84,5% ДОУ ни одного руководителя с высшей квалификационной категорией. Обеспечение равного доступа к качественному образованию важно не только само по себе, но и по данным международных оценок от этого зависит высокая результативность системы в целом;
- успешно прошли первое направление аттестации 98,2% (2007/2008 год - 87%) педагогов. В 2,7 раза снизилось по сравнению с отчетным периодом прошлого года количество аттестуемых, прошедших экспертизу первого направления с замечаниями - 6,9%. Снижается и количество аттестуемых, сменивших вариативную форму в процессе аттестационного периода - 1,4% (2008 г. - 9,1%);
- доля не сдавших квалификационный экзамен - 16,2% свидетельствует о дефиците либо предметных знаний, либо дефиците владения современными технологиями;
- не прошли экспертизу вариативной формы 2% педагогов;
- педагогические работники за последние два года чаще всего из вариативных форм аттестации выбирают творческий отчет - 72,4%, защиту научно-методической разработки - 21,6%. Остались невостребованными учителями такие формы как защита опытно-экспериментальной разработки и учебного издания в краевом экспериментальном совете, отражающие наличие авторского инновационного продукта;
- обобщен опыт 674 педагогов края, из них 9 опытов представлено на федеральном уровне, 74 - на краевом, 377 - на районном и 214 - на уровне образовательных учреждений. Однако только около 30% опыта можно считать инновационным.
Создание новой модели аттестации в крае стимулируется процессом формирования нового подхода к оплате труда работников системы образования. Для обеспечения повышения качества профессиональной деятельности специалистов введены надбавки за получение высшей квалификационной категории - 25%, первой - 15%, второй - 10% во всех образовательных учреждениях края (за исключением Николаевского района, где надбавки составляют 20%, 10%, 5% соответственно) и стимулирующие коэффициенты руководителям.
Коллегия отмечает, что новые подходы к аттестации в крае, с одной стороны, задали требования к современному образованию, его качеству и содержанию, современному педагогу и руководителю, с другой стороны, высветили проблемы, которые необходимо решить:
- автономность аттестационных процедур, их оторванность от практической деятельности образовательного учреждения;
- ретроспективный характер реализуемой модели аттестации;
- нацеленность деятельности руководителей образовательных учреждений края на выполнение прежде всего функций хозяйственников, а не менеджеров;
- задача становления и развития профессионализма педагогов не стала приоритетным направлением краевой и муниципальной политики;
- отсутствие гарантии повышения качества работы учреждений, в которых работают аттестованные педагогические работники;
- недостаточное распространение результатов обобщения инновационного опыта.
На основании вышеизложенного коллегия решила:
1. Отметить целенаправленную работу министерства образования края, краевого государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) "Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров" (далее - ХК ИППК ПК) и краевого государственного образовательного учреждения дополнительного образования взрослых "Центр качества и научно-методического обеспечения профессионального образования кадров по рабочим профессиям", муниципальных органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, по проведению аттестации педагогических и руководящих кадров края.
2. Считать задачу становления и развития профессионализма педагогов приоритетным направлением краевой и муниципальной политики в области образования.
3. Ввести с 2010/2011 учебного года:
- квалификационный экзамен по информационно-коммуникационной компетентности для аттестующихся педагогических и руководящих работников системы образования края;
- аттестационное испытания в форме "Портфолио" при аттестации педагогических работников края.
4. В срок до 01 октября 2009 года представить для утверждения министерством образования края прилагаемые:
- "Положение о региональной системе формирования, обобщения и диссеминации опыта инновационной педагогической деятельности";
- "Положение по проведению аттестационного испытания в форме "Портфолио" при аттестации педагогических работников края";
- "Изменения и уточнения, внесенные в требования к творческому отчету, научно-методической и опытно-экспериментальной разработкам как вариативным формам прохождения первого направления аттестации".
5. Отделу повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих кадров министерства образования края (Логинова Л.Ю.):
5.1. В срок до 01 сентября 2010 года подготовить проект краевой модели аттестации, реализующей компетентностный подход к определению уровня профессионализма аттестации педагогических кадров.
5.2. В срок до 01 сентября 2010 года разработать Положение о порядке и процедурах сертификации экспертов, осуществляющих экспертизу уровня профессионализма и продуктивности деятельности педагогических и руководящих работников.
6. Отделу повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих кадров министерства образования края (Логинова Л.Ю.) совместно с управлением профессионального образования министерства образования края (Левченко А.В.), ХК ИППК ПК (Кузнецова А.Г.) провести в срок до 25.12.2009 апробацию процедуры организации и проведения квалификационного экзамена педагогических и руководящих работников учреждений начального профессионального образования г. Хабаровска с использованием автоматизированной технологии аттестации, разработанной Главэкспертцентром и утвержденной Рособрнадзором.
7. Отделу повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих кадров министерства образования края (Логинова Л.Ю.) совместно с ХК ИППК ПК:
7.1. В срок до 10 сентября 2009 года представить для утверждения министерством образования края Программу сдачи квалификационного экзамена по ИКТ-компетентности, Программы квалификационных экзаменов для заместителей руководителей по административно-хозяйственной части, методистов муниципальных методических служб, старших воспитателей ДОУ, инструкторов (воспитатель) по физической культуре в ДОУ, учителей родного языка, тренеров-преподавателей учреждений дополнительного образования детей, методистов учреждений дополнительного образования детей.
7.2. В срок до 01 августа 2010 года создать краевую базу экспертов, осуществляющих экспертизу уровня профессионализма и продуктивности деятельности педагогических и руководящих работников, с включением представителей общественных педагогических сообществ.
7.3. В срок до 01 сентября 2010 года разработать программу дополнительного профессионального образования для обучения экспертов, осуществляющих экспертизу уровня профессионализма и продуктивности деятельности педагогических кадров.
7.4. В срок до 01 сентября 2010 года разработать комплект материалов "В помощь аттестующемуся учителю", "В помощь эксперту".
7.5. В период со 02 декабря 2010 года по 01 сентября 2011 года провести обучение экспертов, осуществляющих экспертизу уровня профессионализма и продуктивности деятельности педагогических кадров.
8. Сектору инвестиционных программ и информатизации (Флейдер Н.Г.) совместно с отделом повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих кадров министерства образования края (Логинова Л.Ю.) в срок до 01 марта 2010 года оформить раздел "Аттестация педагогических и руководящих кадров" на официальном сайте министерства образования.
9. Органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, руководителям краевых государственных образовательных учреждений системы общего, начального и среднего профессионального образования:
9.1. Оказывать научно-методическую поддержку процессам трансформации методической работы в образовательных учреждениях в систему корпоративного обучения.
9.2. Разработать комплекс мер по повышению профессионализма педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных учреждений.
9.3. При формировании государственного краевого задания на повышение квалификации педагогических кадров учитывать результаты аттестации работников, перспективные потребности обучения персонала, конкретные проблемы каждого учителя.
9.4. Обеспечить сочетание объективности и прозрачности процедуры аттестации с открытостью к инновационным формам педагогической деятельности.
10. Рекомендовать общественным педагогическим сообществам в срок до 01 марта 2010 года зарегистрироваться в установленном порядке в качестве общественных организаций с целью включения своих членов в базу экспертов для осуществления экспертизы уровня профессионализма и продуктивности деятельности педагогических кадров.
11. Контроль за выполнением решения коллегии возложить на первого заместителя министра образования края Иванцеву И.И.

Председатель коллегии
А.А.Базилевский



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru