Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 апреля 2008 г. по делу № А79-4944/2007

Резолютивная часть решения оглашена 07.04.2008.
Полный текст решения изготовлен 14.04.2008.

Арбитражный суд в составе: судьи
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
Заместителя прокурора Чувашской Республики, г. Чебоксары,
к Закрытому акционерному обществу "Сигоис", пос. Алтышево Алатырского района Чувашской Республики,
Государственному учреждению "Алатырский лесхоз" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, пос. Алтышево Алатырского района Чувашской Республики,
Федеральному агентству лесного хозяйства, г. Москва,
Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, г. Чебоксары,
о признании недействительными лесного конкурса и договора аренды, обязании возвратить участки лесного фонда,
при участии:
от истца - Б., прокурора отдела Прокуратуры Чувашской Республики (удостоверение № 126171),
от ответчиков: от ЗАО "Сигоис" - П. директора, И. по доверенности от 09.01.2008; от Минприроды ЧР - Е. по доверенности от 26.02.2008 № 8/2/01/36-524,

установил:

заместитель прокурора Чувашской Республики обратился в суд с иском к закрытому акционерному обществу "Сигоис" и государственному учреждению "Алатырский лесхоз" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее - ГУ "Алатырский лесхоз") о признании недействительным лесного конкурса, проведенного 12.07.2006 конкурсной комиссией Агентства лесного хозяйства по Чувашской Республике на право аренды сроком на 15 лет участков лесного фонда, расположенных в кварталах № 1 - 173 Соловьевского лесничества ФГУ "Алатырский лесхоз", общей площадью 14049 га для заготовки древесины рубками главного пользования; признании недействительным договора от 19.07.2006 аренды участков лесного фонда общей площадью 14049 га Соловьевского лесничества ФГУ "Алатырский лесхоз" для заготовки древесины рубками главного пользования, заключенного между ЗАО "Сигоис" и ФГУ "Алатырский лесхоз"; обязании ЗАО "Сигоис" возвратить ГУ "Алатырский лесхоз" участки лесного фонда, расположенные в кварталах № 1 - 173 Соловьевского лесничества ФГУ "Алатырский лесхоз", общей площадью 14049 га.
Исковые требования мотивированы нарушением Агентством лесного хозяйства по Чувашской Республике при проведении оспариваемого лесного конкурса Порядка организации и проведения лесных конкурсов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 21.04.2005 № 103.
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 23.07.2007 производство по делу прекращено на основании пункта 5 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2007 определение Арбитражного суда Чувашской Республики от 23.07.2007 отменено и дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Чувашской Республики.
При новом рассмотрении дела определением суда от 05.02.2008 по заявлению истца к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства и Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее - Минприроды ЧР).
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Считает, что надлежащим ответчиком по требованию о признании недействительным лесного конкурса является Федеральное агентство лесного хозяйства, поскольку в соответствии с ранее действовавшим лесным законодательством Федеральное агентство лесного хозяйства, в том числе через свои территориальные органы, организовывало и проводило лесные конкурсы. Согласно действующему в настоящее время Лесному кодексу Российской Федерации организатором лесных конкурсов в Чувашской Республике является Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики. Поскольку Агентство лесного хозяйства по Чувашской Республике ликвидировано, то в соответствии с Письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2004 № С1-7/уп-905 ответчиком по требованию о признании недействительным лесного конкурса, проведенного 12.07.2006 конкурсной комиссией Агентства лесного хозяйства по Чувашской Республике, является Минприроды ЧР.
Представители ответчика - ЗАО "Сигоис" исковые требования не признали. Отзывом на исковое заявление указали, что согласно статье 47 Лесного кодекса Российской Федерации организация и проведение лесных конкурсов отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. На территории Чувашской Республики в 2006 году органом, наделенным полномочиями на организацию и проведение лесных конкурсов и аукционов, являлось Агентство лесного хозяйства по Чувашской Республике. Таким образом, организатором оспариваемого лесного конкурса являлось Агентство лесного хозяйства по Чувашской Республике как самостоятельное юридическое лицо, которое на момент обращения с иском в суд ликвидировано. Считают, что в части требований о признании недействительным лесного конкурса производство по делу подлежит прекращению. Поскольку требования о признании недействительным договора аренды участков лесного фонда и обязании возвратить арендуемые участки связаны с иском о признании недействительным лесного конкурса, ответчик считает, в удовлетворении требований необходимо отказать.
Представитель ответчика - Минприроды ЧР исковые требования также не признал, изложив свои доводы в отзыве. Пояснил, что Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Чувашской Республики. В настоящее время федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз). Полагает, что правопреемства Минприроды ЧР по правам и обязанностям ликвидированного Агентства лесного хозяйства по Чувашской Республике в силу статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется.
Ответчик - Федеральное агентство лесного хозяйства явку в суд полномочного представителя не обеспечил. Представил суду отзыв, которым исковые требования не признал. Указал, что Федеральное агентство лесного хозяйства не занималось проведением лесных конкурсов и не является правопреемником ликвидированного Агентства лесного хозяйства по Чувашской Республике.
Ответчик - ГУ "Алатырский лесхоз" в суд не явился. В ходе рассмотрения дела представитель ГУ "Алатырский лесхоз" указал, что разрешение исковых требований ответчик оставляет на усмотрение суда, пояснив, что ГУ "Алатырский лесхоз" не принимало участия в конкурсной комиссии. Оспариваемый договор аренды заключен между ГУ "Алатырский лесхоз" и ЗАО "Сигоис" по результатам лесного конкурса от 12.07.2006 на основании протокола заседания конкурсной комиссии Агентства лесного хозяйства по Чувашской Республике от 12.07.2006 № 3.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчиков - Федерального агентства лесного хозяйства и Государственного учреждения "Алатырский лесхоз".
В судебном заседании по ходатайству представителя истца объявлялся перерыв с 01.04.2008 до 07.04.2008.
После перерыва представитель ответчика - Минприроды ЧР в суд не явился.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.
04.04.2006 конкурсной комиссией Агентства лесного хозяйства по Чувашской Республике по проведению лесных конкурсов на право аренды участков лесного фонда в Чувашской Республике (далее - конкурсная комиссия) проведен лесной конкурс на право аренды участка лесного фонда для заготовки древесины общей площадью 14049 га Соловьевского лесничества в кварталах 1 - 173 ФГУ "Алатырский лесхоз".
На рассмотрение конкурсной комиссии были представлены две заявки: от общества с ограниченной ответственностью "Авангард" и закрытого акционерного общества "Сигоис".
Из протокола заседания конкурсной комиссии от 04.04.2006 № 2 следует, что участниками конкурса представлен неполный пакет конкурсной документации, в связи с чем конкурсная комиссия решила предоставить претендентам время на доработку документации сроком до 30 календарных дней со дня утверждения протокола конкурсной комиссии (т. 1, л.д. 8 - 11).
12.07.2006 конкурсная комиссия повторно провела лесной конкурс на право аренды участка лесного фонда для заготовки древесины общей площадью 14049 га Соловьевского лесничества в кварталах 1 - 173 ФГУ "Алатырский лесхоз", повторно рассмотрев конкурсные заявки ООО "Авангард" и ЗАО "Сигоис"; по результатам конкурса победителем признано закрытое акционерное общество "Сигоис", что подтверждается протоколом заседания конкурсной комиссии от 12.07.2006 № 3 (т. 1, л.д. 12 - 15).
Правопредшественником государственного учреждения "Алатырский лесхоз" - федеральным государственным учреждением "Алатырский лесхоз" и обществом "Сигоис" заключен договор аренды участков лесного фонда для заготовки древесины рубками главного пользования от 19.07.2006 № 1, по которому последнему передан в аренду участок лесного фонда общей площадью 14049 га Соловьевского лесничества в кварталах 1 - 173 ФГУ "Алатырский лесхоз" сроком на 15 лет (т. 1, л.д. 16 - 31). Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике 01.09.2006.
Передача объекта аренды обществу "Сигоис" оформлена сторонами договора аренды актом приема-передачи (т. 1, л.д. 32).
Полагая, что лесной конкурс проведен 12.07.2006 конкурсной комиссией Агентства лесного хозяйства по Чувашской Республике с нарушением требований лесного законодательства, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
В пункте 2 этой же статьи Кодекса установлено, что признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
В части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из смысла приведенных норм следует, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительным лесного конкурса.
В соответствии со статьей 35 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент проведения конкурса) проведение лесных конкурсов по предоставлению участков лесного фонда в аренду регулируется Порядком организации и проведения лесных конкурсов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 21.04.2005 № 103.
В пункте 4 данного Порядка предусмотрено, что лесные конкурсы организуются и проводятся Федеральным агентством лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - организатор лесного конкурса).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 06.04.2004 № 170 "Вопросы Федерального агентства лесного хозяйства" Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции в области лесных отношений.
Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Данное обстоятельство подтверждается также пунктами 1.8 и 7.1 Регламента Федерального агентства лесного хозяйства, утвержденного приказом Рослесхоза от 15.08.2007 № 370.
Как следует из положения об Агентстве лесного хозяйства по Чувашской Республике, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 24.08.2004 № 16, Агентство лесного хозяйства по Чувашской Республике является территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства; Агентство подчиняется Федеральному агентству лесного хозяйства. В соответствии с пунктом 6.4 положения Агентство лесного хозяйства по Чувашской Республике обеспечивает государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов; осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом на территории Чувашской Республики. Агентство организует и проводит в установленном порядке лесные конкурсы и лесные аукционы (пункт 6.8 положения) (т. 1, л.д. 82 - 88).
Таким образом, оспариваемый лесной конкурс на право аренды участка лесного фонда для заготовки древесины общей площадью 14049 Соловьевского лесничества в кварталах 1 - 173 ФГУ "Алатырский лесхоз" проведен Агентством лесного хозяйства по Чувашской Республике как территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства.
В соответствии с подпунктом 6.5 пункта 6 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 № 283 (в редакции от 24.05.2007), Федеральное агентство лесного хозяйства в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности создает, реорганизовывает и ликвидирует в установленном порядке территориальные органы Агентства.
Согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 21 № 001762928 Агентство лесного хозяйства по Чувашской Республике прекратило свою деятельность с 27.06.2007, о чем Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары в ЕГРЮЛ совершена запись № 2072130161365 (т. 1, л.д. 48).
Однако, суд считает, что ликвидация территориального органа - Агентства лесного хозяйства по Чувашской Республике не прекратило ответственность Федерального агентства лесного хозяйства за действия своих территориальных органов, осуществленных в рамках реализации возложенных на Федеральное агентство лесного хозяйства полномочий и функций в области лесных отношений. Ответчиком по требованию о признании недействительным лесного конкурса является Федеральное агентство лесного хозяйства.
Довод истца о том, что Минприроды ЧР также является ответчиком по требованию о признании недействительным лесного конкурса в силу рекомендаций Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенных в письме от 19.07.2004 № С1-7/уп-905 "Об участии в арбитражных делах федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), которым переданы соответствующие функции упраздненных федеральных органов исполнительной власти" (т. 2, л.д. 16), суд считает несостоятельным. Федеральное агентство лесного хозяйства является действующим в настоящее время федеральным органом исполнительной власти, следовательно, письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2004 № С1-7/уп-905 не может быть применимо при определении ответчика по исковому требованию о признании недействительным лесного конкурса. Минприроды ЧР является ненадлежащим ответчиком по требованию о признании недействительным лесного конкурса.
В соответствии с пунктом 24 Порядка организации и проведения лесных конкурсов (далее - Порядок) по результатам рассмотрения документов конкурсная комиссия принимает решение о признании претендентов участниками лесного конкурса или об отказе в допуске претендентов к участию в лесном конкурсе, которое оформляется протоколом. В протоколе приводится перечень принятых заявок с конкурсными предложениями и указанием имен (наименований) претендентов, их адреса, перечень отозванных заявок, имена (наименования) претендентов, признанных участниками лесного конкурса, а также имена (наименования) претендентов, которым было отказано в допуске к участию в лесном конкурсе, с указанием оснований отказа. Претенденты, признанные участниками лесного конкурса, и претенденты, не допущенные к участию в лесном конкурсе, уведомляются о принятом решении не позднее следующего рабочего дня с даты оформления данного решения протоколом путем вручения им под расписку соответствующего уведомления либо направления такого уведомления по почте заказным письмом.
04.04.2006 конкурсной комиссией Агентства лесного хозяйства по Чувашской Республике по проведению лесных конкурсов на право аренды участков лесного фонда в Чувашской Республике (далее - конкурсная комиссия) проведен лесной конкурс на право аренды участка лесного фонда для заготовки древесины общей площадью 14049 га Соловьевского лесничества в кварталах 1 - 173 ФГУ "Алатырский лесхоз" (протокол от 04.04.2006 № 2 - т. 1, л.д. 8 - 11). В связи с представлением претендентами неполного пакета конкурсной документации, в том числе отсутствием конкурсных предложений с указанием размера арендной платы, конкурсная комиссия посчитала невозможным определить победителя лесного конкурса. Следовательно, лесной конкурс от 04.04.2006 является несостоявшимся.
Из содержания пунктов 10, 12 Порядка следует, что принятие решения о проведении лесного конкурса является одним из этапов проведения конкурса. Организатор лесного конкурса принимает решение о дате, месте и времени проведения лесного конкурса, а также информирует о его проведении путем публикации извещения в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации или субъектов Российской Федерации. Извещение о проведении лесного конкурса должно быть сделано не менее чем за 30 дней до его проведения и должно содержать обязательные сведения, указанные в пункте 13 Порядка.
В материалах дела отсутствует документ, свидетельствующий о публикации в средствах массовой информации информационного извещения о проведении 12.07.2006 Агентством лесного хозяйства по Чувашской Республике лесного конкурса и условиях его проведения.
Лесной конкурс от 12.07.2006 проведен конкурсной комиссией Агентства лесного хозяйства по Чувашской Республике без предварительного официального извещения. Данное нарушение Порядка организации и проведения лесных конкурсов в силу статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации является основанием к признанию лесного конкурса от 12.07.2006 недействительным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
В этой связи заключенный по результатам лесного конкурса от 12.07.2007 договор аренды участков лесного фонда для заготовки древесины рубками главного пользования от 19.07.2006 № 1 является недействительным.
Согласно пункту 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
В силу изложенного, участок лесного фонда общей площадью 14049 га Соловьевского лесничества в кварталах 1 - 173 ФГУ "Алатырский лесхоз" подлежит возврату правопреемнику ФГУ "Алатырский лесхоз" - государственному учреждению "Алатырский лесхоз".
Расходы по государственной пошлине по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит на ответчика - Федеральное агентство лесного хозяйства.
Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

иск к Федеральному агентству лесного хозяйства, г. Москва, удовлетворить.
Признать недействительным лесной конкурс, проведенный 12.07.2006 конкурсной комиссией Агентства лесного хозяйства по Чувашской Республике, на право аренды сроком на 15 лет участков лесного фонда общей площадью 14049 га, расположенных в кварталах № 1 - 173 Соловьевского лесничества ФГУ "Алатырский лесхоз", для заготовки древесины рубками главного пользования.
В удовлетворении иска к Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, г. Чебоксары, отказать.
Признать недействительным договор от 19.07.2006 № 1 аренды участков лесного фонда для заготовки древесины рубками главного пользования, заключенный закрытым акционерным обществом "Сигоис" и федеральным государственным учреждением "Алатырский лесхоз".
Обязать закрытое акционерное общество "Сигоис" возвратить государственному учреждению "Алатырский лесхоз" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики участки лесного фонда общей площадью 14049 га, расположенные в кварталах № 1 - 173 Соловьевского лесничества ГУ "Алатырский лесхоз".
Взыскать с Федерального агентства лесного хозяйства, г. Москва, в доход федерального бюджета государственную пошлину.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru