Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 декабря 2007 г. по делу № А33-14381/2007

Судья Арбитражного суда Красноярского края Е.В. Севастьянова,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Колумб-тур"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю
об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
при участии в судебном заседании представителей сторон:
заявителя - Д., представителя по доверенности от 07.02.2006 (паспорт),
административного органа - К., представителя по доверенности от 17.09.2007 (удостоверение),
при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Севастьяновой,
при объявлении резолютивной части решения 04.12.2007, изготовлении полного текста мотивированного решения 04.12.2007,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Колумб-тур" (далее - общество "Колумб-тур") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 10.10.2007 № 4615.
Представитель общества поддержал заявленное требование в судебном заседании, сославшись на доводы, изложенные в заявлении, представитель административного органа требование не признал, сославшись на доводы, изложенные в отзыве на заявление.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Общество "Колумб-тур" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за № 1032402642315.
Административным органом на основании распоряжения от 06.09.2007 № 5287 проведена плановая проверка в отношении общества "Колумб-тур" по адресу: г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 3, оф. 415, по вопросу соблюдения обществом требований действующего в области защиты прав потребителей законодательства.
В ходе проверки установлено и в акте по результатам мероприятий по контролю от 01.10.2007, протоколе об административном правонарушении № 4423 от 01.10.2007, составленном в присутствии руководителя общества, зафиксировано следующее.
Обществом представлены копии договоров, заключенные с гражданкой Ш. от 30.07.2007 и гражданином П. от 31.08.2007, являющиеся идентичными по своему содержанию. Условие указанных договоров вступает в противоречие с действующим законодательством и ущемляет права потребителей по следующим основаниям: в соответствии с пунктом 4.1 договоров менее чем за 5 (пять) суток путевка возврату не подлежит, что противоречит статье 10 Закона Российской Федерации от 24.11.1996 № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и статье 32 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", в силу которых потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
10.10.07 заместителем руководителя административного органа, в присутствии законного представителя общества, вынесено постановление о привлечении общества "Колумб-тур" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в сумме 10 000 рублей.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности и считая его незаконным, общество "Колумб-тур" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, арбитражный суд нашел заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим мотивам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании, в том числе, проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 23.49 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.8 Кодекса, предоставлены органам государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей. Согласно части 2 статьи 23.49 Кодекса рассматривать дела от имени названных органов вправе:
1) главный государственный инспектор Российской Федерации по торговле, его заместители;
2) начальники территориальных управлений государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, их заместители.
Пунктом 13 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" предусмотрено образование Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с передачей указанной службе функций по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей упраздненного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Согласно части 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с Перечнем должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным Приказом Роспотребнадзора от 01.06.2005 г. № 421, составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе статьей 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вправе:
руководители и заместители руководителей территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
начальники отделов и их заместители, советники, консультанты, главные специалисты, ведущие специалисты, специалисты первой и второй категории Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных управлений.
Таким образом, протокол об административном правонарушении от 01.10.2007 составлен, а оспариваемое постановление вынесено с соблюдением предоставленной административному органу компетенции и полномочий - его должностным лицом.
Объектом названного правонарушения является установленный законодательством порядок в области продажи товаров, оказания услуг, направленный на недопущение нарушения прав менее защищенного по сравнению с хозяйствующими субъектами лица - потребителя данных товаров, услуг.
Объективная сторона данного правонарушения характеризуется нарушением прав потребителя включением в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421, пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Исходя из статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, который заключается в письменном виде и должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству в области защиты прав потребителей.
Статьей 16 Закона "О защите прав потребителей" установлено, что условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Следовательно, ущемляющими признаются те условия договора, которые ущемляют права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.
Согласно статье 10 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона № 12-ФЗ от 05.02.2007) к существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся, в том числе права, обязанности и ответственность сторон, условия изменения и расторжения договора.
Каждая из сторон вправе потребовать изменения или расторжения договора о реализации туристского продукта в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.
К существенным изменениям обстоятельств относятся:
ухудшение условий путешествия, указанных в договоре и туристской путевке;
изменение сроков совершения путешествия;
непредвиденный рост транспортных тарифов;
невозможность совершения туристом поездки по не зависящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).
В силу статьи 32 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" № 2300-1 от 07.02.1992 потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
В соответствии со ст. 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии полной оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Пунктом 4.1 представленных обществом договоров установлено, что заказчик может отказаться от поездки в любое время до ее начала, уведомив исполнителя о своем отказе в письменной форме. Датой аннуляции считается дата получения исполнителем соответствующего заявления заказчика. В соответствии со статьей 32 Закона "О защите прав потребителей" и ст. 10 Закона "Об основах туристической деятельности", в случае отказа заказчика от турпоездки исполнитель удерживает с него сумму равную фактическим затратам на момент отказа (сумма посольской визы, страховки, сбор за бронирование гостиницы, международные переговоры, билеты, трансферта и др. организационные расходы), а также затраты, согласно условий аннуляции туроператора "Луна-тур" по предъявленному счету. Менее чем за 5 (пять) суток путевки возврату не подлежит. Возврат денежных средств производится в рублевом эквиваленте к доллару США по курсу ЦБ на день полной оплаты стоимости тура с момента получения письменного отказа заказчика в течение 7 рабочих дней.
Суд полагает, что толкование указанного пункта позволяет сделать вывод о том, что у заказчика отсутствует право отказаться от поездки менее чем за пять суток до ее начала на условиях оплаты исполнителю лишь фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств, следовательно, отсутствует и право на возврат денежных средств, уплаченных за путевку (за вычетом суммы фактических затрат туристического агентства на организацию турпоездки заказчика). Вместе с тем, цена туристского продукта включает в себя помимо расходов, понесенных обществом, в том числе вознаграждение за оказанные услуги.
Нормативно закрепленное право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору ограничивается, в данном случае, сроком получения исполнителем соответствующего заявления заказчика - не позднее чем за 5 дней до начала поездки.
Учитывая изложенное выше, принимая во внимание то, что:
- ущемляющими признаются те условия договора, которые ущемляют права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей,
- действующим законодательством в области защиты прав потребителей предусмотрено, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору,
- фактически понесенные обществом расходы, связанные с организацией тура для потребителя, могут быть определены исходя из фактически оказанных обществом услуг,
- пункт 4.1 представленных обществом договоров ограничивает право потребителя на отказ от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по договору, сроком получения исполнителем соответствующего заявления заказчика - не позднее чем за 5 дней до начала поездки,
- из содержания указанного пункта следует, что в случае отказа заказчика от поездки менее чем за пять суток, разница между уплаченной заказчиком за путевку суммой и фактически понесенными расходами общества, связанными с исполнением обязательств по договору, заказчику не возвращается, - суд полагает, что в действиях общества имеются признаки объективной стороны правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены общие правила назначения административного наказания, согласно которым административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Учитывая, что:
- минимальный предел штрафной санкции, установленный частью 2 статьи 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - 10000 руб., а максимальный - 20000 руб.,
- в оспариваемом постановлении отражено, что смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств при рассмотрении дела выявлено не было, - суд приходит к выводу о соразмерности наказания совершенному правонарушению.
Материалами дела подтверждается соблюдение административным органом процедуры привлечения к административной ответственности, в том числе надлежащее уведомление законного представителя общества о времени и месте составления протокола и рассмотрения дело об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

решил:

отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Колумб-тур", зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за № 1032402642315, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Дубенского, 4, о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю от 10.10.2007 № 4615 по делу об административном правонарушении, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 10 000 рублей.
Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней после его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд. По истечении этого срока решение вступает в законную силу.

Судья
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru