Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Красноярский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 декабря 2007 г. по делу № А33-13353/2007

Судья Арбитражного суда Красноярского края Раздобреева И.А.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Северное" (г. Енисейск)
к службе строительного надзора и жилищного контроля администрации Красноярского края (г. Красноярск)
об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании участвовали:
от заявителя - К., представитель по доверенности от 27.04.2007 № 20,
от административного органа - Т., представитель по доверенности от 30.03.2007 г.
Протокол настоящего судебного заседания велся судьей И.А. Раздобреевой.
Резолютивная часть решения была объявлена в судебном заседании 4 декабря 2007 года. В полном объеме решение изготовлено 13 декабря 2007 года.

Закрытое акционерное общество "Северное" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к службе строительного надзора и жилищного контроля администрации Красноярского края (далее - административный орган, служба жилищного контроля) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении № 199-ж от 10.08.2007 г.
Заявитель в судебном заседании свои требования поддержал, считая, что служба жилищного контроля неправомерно привлекла его к ответственности, т.к. общество не является собственником или балансодержателем жилищного фонда, не заключало договоров на техническое обслуживание указанных в административном материале домов, в связи с чем не является субъектом административного нарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административный орган считает факт совершения правонарушения доказанным, привлечение к ответственности обоснованным.
При рассмотрении настоящего дела судом установлено:
Службой жилищного контроля в отношении общества "Северное" проведены внеплановые мероприятия по государственному контролю в части подготовки жилищного фонда к эксплуатации в зимних условиях по адресам: Енисейский район, п. Абалаково, ул. Нефтяников, 1, 2; п. Подтесово, ул. Калинина, 7, 33, ул. Пушкина, 12, ул. Талалихина, 13, 15, в ходе которых установлены нарушения ПиНТЭ, неисправности конструкции отмостки, повреждения покрытия и конька кровли, частичное нарушение теплоизоляции трубопроводов системы отопления, неисправности слуховых окон, входных дверей в подъезды, отсутствие отопительных приборов на лестничных клетках и т.п.
По результатам контрольных мероприятий составлены акты № 521-1 - 521-2 от 26 - 27 июля 2007 г.
28.07.2007 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому нарушения, выявленные в жилых домах в п. Подтесово, квалифицированы как нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27.09.2003 № 170, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением от 10.08.2007 № 199-ж заместитель руководителя службы строительного надзора и жилищного контроля администрации Красноярского края М. привлек общество к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40000 руб.
Считая, что указанное постановление не соответствует закону и нарушает его права и интересы, общество обратилось в суд с заявлением о признании постановления незаконным и его отмене.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам:
Судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия и состязательности сторон (статьи 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно пункту 7 указанной статьи при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно статье 2.1 Кодекса об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока до пятидесяти тысяч рублей.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 (далее по тексту - Правила), определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и содержанию жилищного фонда и является обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Указанные Правила определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью, в т.ч. обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В силу статей 14, 39 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Собственник несет бремя содержания общего имущества в соответствующем многоквартирном доме и обязан поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя в т.ч. плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
Согласно части 2 указанной статьи плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество, в т.ч. путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Из положений диспозиции статьи 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приведенных норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме следует, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений, т.е. собственники жилых помещений, организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Административным органом в качестве доказательств наличия у общества обязанности по содержанию и ремонту жилищного фонда представлены счета за январь - февраль 2006 г. и январь - февраль 2007 г. о принятии филиалом "Абалаковский участок" Енисейск-15, денежных средств от гр. С. в счет оплаты жилья, внутриквартирного ремонта, коммунальных услуг, а также письма администрации Енисейского района на запросы службы жилищного контроля:
- от 02.07.2007 № 1387, в котором сообщается, что на территории Абалаковского и Подтесовского поселкового Совета Енисейского района организацией, выполняющей функции по содержанию и эксплуатации жилищного фонда и предоставлению коммунальных услуг гражданам является ОАО "Северное", в компетенцию которого входит предоставление жилищно-коммунальных услуг и получение платы граждан за предоставленные услуги;
- от 15.11.2007 № 283, в котором сообщается, что единственной обслуживающей организацией, предоставляющей населению коммунальные услуги, является ОАО "Северное", фактом, подтверждающим получение населением таких услуг являются платежные документы об их оплате. Также указано, что по доверенности отдела по управлению муниципальным имуществом Енисейского района ОАО "Северное" заключало договоры с населением на оказание коммунальных услуг, а также, что администрация района в разное время по договорам или по доверенности возлагала обязанности по эксплуатации жилищного фонда на различные организации;
- акт приема-передачи жилищного фонда из муниципальной собственности Енисейского района в муниципальную собственность п. Подтесово.
Суд считает указанные доказательства не соответствующими принципам относимости и допустимости, предусмотренными Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не доказывающими нарушение заявителем Правил и норм содержания жилищного фонда.
Согласно статье 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.
В соответствии со статьей 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Так, представленные в материалы дела счета за январь - февраль 2006 г. и январь - февраль 2007 г. о принятии филиалом "Абалаковский участок" Енисейск-15, денежных средств от гр. С. не могут свидетельствовать об оказании обществом услуг по содержанию и ремонту жилья в отношении жилищного фонда в п. Подтесово (а именно в отношении указанного жилищного фонда общество привлечено к ответственности), т.к. свидетельствуют о принятии денежных средств от жителя п. Абалаково, кроме того, выданы в январе - феврале 2006 г. и январе - феврале 2007 г., т.е. на момент рассмотрения дела об административном правонарушении в августе 2007 г. истек срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, из содержания указанных квитанций следует, что от гр. С. поступила оплата жилья, внутриквартирного ремонта, коммунальных услуг. Однако, в состав коммунальных услуг не входит содержание и ремонт жилья, внутриквартирный ремонт не входит в состав услуг, оказываемых обслуживающими организациями на основании Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 29.09.2003 № 170, а из графы "Оплата жилья" в представленных квитанциях невозможно установить, за какие конкретно услуги данная плата взимается.
Представленные письма администрации Енисейского района не соответствуют требованиям допустимости доказательств.
Как следует из приведенных выше правовых норм, содержание и техническая эксплуатация жилищного фонда возлагается на обслуживающие организации собственниками жилищного фонда либо управляющими организациями на основании договоров.
Службой жилищного контроля, на которую согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возложена обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, не представлены доказательства возложения на заявителя бремя содержания и технической эксплуатации жилищного фонда в с. Подтесово на каком-либо законном основании, в т.ч. путем заключения договора с собственником - администрацией Енисейского района.
Письма администрации Енисейского района сами по себе, без приложения соответствующих договоров, не являются допустимыми доказательствами, подтверждающими обязанность общества "Северное" осуществлять ремонт и техническую эксплуатацию жилищного фонда в п. Подтесово. Кроме того, в письме администрации Енисейского района от 15.11.2007 г. сообщается, что ОАО "Северное" заключило договоры с населением на оказание коммунальных услуг.
Вместе с тем, согласно Постановлению Правительства № 307 от 23.05.2006 г. коммунальные услуги - это деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Услуги по ремонту и техническому обслуживанию жилищного фонда в состав коммунальных услуг не входят.
Акт приема-передачи жилищного фонда из муниципальной собственности Енисейского района в муниципальную собственность п. Подтесово от 27.09.2007 г. подтверждает, что на момент проверки и вынесения оспариваемого постановления у жилищного фонда п. Подтесово имелся собственник - администрация Енисейского района, которая и должна была обеспечивать ремонт и техническое содержание указанного жилищного фонда.
На основании изложенного суд считает, что административный орган не доказал наличия в действиях (бездействии) общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что является основанием для удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Арбитражный суд Красноярского края

решил:

признать незаконным и отменить постановление № 199-ж от 10.08.2007 г. службы строительного надзора и жилищного контроля администрации Красноярского края о привлечении открытого акционерного общества "Северное" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Разъяснить, что настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней после его принятия в Третий арбитражный апелляционный суд. По истечении этого срока решение вступает в законную силу.

Судья
И.А.РАЗДОБРЕЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru