Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 апреля 2007 г. по делу № А71-373/2007-А25

Резолютивная часть решения объявлена 11 апреля 2007 г.
Решение в полном объеме изготовлено 16 апреля 2007 г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики
в составе судьи Е.А. Бушуевой
при ведении судьей протокола судебного заседания
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "Сарапульский машзавод", г. Сарапул,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Удмуртской Республике, г. Сарапул,
об оспаривании решения
в присутствии представителей сторон по доверенностям:
от заявителя - Осколкова М.Г.,
от ответчика - Коротковой Т.М.
ОАО "Сарапульский машзавод" обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции ФНС № 5 по Удмуртской Республике от 13.12.2006 г. № 13-30/53.
В судебном заседании 11.04.2007 г. заявитель уточнил заявленное требование: просит признать незаконным оспариваемое решение в части доначисления пени и штрафа по налогу на доходы физических лиц.
В обоснование заявленного требования заявитель указал, что в период с 01.06.2004 г. по 01.07.2006 г. не имел возможности перечислять в бюджет налог на доходы физических лиц ввиду отсутствия денежных средств на счетах в банках, вынесения налоговым органом постановлений о приостановлении операции по расчетным счетам заявителя, а также вынесения судебным приставом-исполнителем постановлений о наложении ареста на денежные средства заявителя, находящиеся на расчетных счетах в филиалах АК СБ РФ ОАО "Сарапульского отделения № 78", ОАО "Внешторгбанка".
Ответчик заявленное требование не признал, указав в отзыве, что по результатам выездной налоговой проверки выявлено нарушение, выразившееся в неисполнении заявителем как налоговым агентом предусмотренной п.п. 1 п. 3 ст. 24, пп. 4, 6 ст. 226 НК РФ обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога с физических лиц в период с 01.06.2004 г. по 30.06.2006 г. Поэтому налоговым органом правомерно вынесено решение от 13.12.2006 г. № 13-30/53 о взыскании с заявителя пени и налоговых санкций по налогу на доходы с физических лиц.
При рассмотрении дела судом установлено следующее.
На основании решения руководителя Межрайонной инспекции ФНС № 5 по Удмуртской Республике от 29.09.2006 г. № 13-30/52 проведена выездная налоговая проверка открытого акционерного общества "Сарапульский машзавод" по вопросам правильности исчисления, полноты удержания и своевременности перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц за период с 01.06.2004 г. по 30.06.2006 г., по результатам которой составлен акт проверки от 28.11.2006 г. № 13-30/62. Проверкой установлено, что ответчиком за проверенный период не перечислен налог на доходы физических лиц в сумме 5541769 руб.
По результатам рассмотрения материалов проверки налоговым органом принято решение от 13.12.2006 г. № 13-30/53, которым предложено перечислить налог на доходы физических лиц в сумме 5541769 руб., заявителю доначислены пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в сумме 1133689 руб. 99 коп., а также заявитель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, за неуплату налога в виде взыскания штрафа в сумме 1108353 руб. 80 коп.
Оценив представленные доказательства, арбитражный суд считает требование заявителя о признании частично незаконным указанного решения ответчика подлежащим удовлетворению частично исходя из следующего.
Согласно ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.
Статьей 226 НК РФ установлены особенности исчисления, порядок и сроки уплаты налога на доходы физических лиц налоговыми агентами.
В соответствии с п. 2 ст. 226 НК РФ исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога.
В соответствии с п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
В ходе проведения проверки налоговым органом установлено, что согласно данным лицевых карточек по КБК 18210102021011000110, данным бухгалтерского учета по счету 68 "Расчеты с бюджетом", субсчету "Налог на доходы физических лиц", счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счету 50 "Касса", счету 51 "Расчетный счет", карточек налогового учета, ведомостей на выдачу заработной платы заявителем как налоговым агентом исчислен и удержан с заработной платы работников налог на доходы с физических лиц за проверяемый период согласно пп. 2, 4 ст. 226 Налогового кодекса РФ. Заработная плата выдана работникам своевременно в полном объеме денежными средствами. В нарушение требований п. 6 ст. 226 Налогового кодекса РФ заявителем не перечислен в бюджет исчисленный и удержанный с заработной платы работников налог на доходы с физических лиц. В результате по состоянию на 30.06.2006 г. у заявителя образовалась недоимка по налогу на доходы физических лиц в сумме 5530093 руб.
При этом налоговым органом выявлено, что в период с 01.06.2004 г. по 30.06.2006 г. заявителем осуществлялась деятельность, соответствующая учредительным документам, в том числе изготовление и ремонт оборудования для нефтяной и газовой промышленности, проектирование оборудования и механизмов для производства буровых работ и нефтегазодобычи, производство машиностроительной продукции. При осуществлении текущей производственной деятельности заявителем за 2004 год получены денежные средства в сумме 26718 тыс. руб., в том числе от покупателей и заказчиков в сумме 26180 тыс. руб.; за 2005 год - в сумме 33199 тыс. руб., в том числе от покупателей и заказчиков - 32886 тыс. руб.
Полученные заявителем денежные средства расходовались на оплату приобретенных товаров, работ, услуг (комплектующих изделий, материалов, запчастей, энергоносителей для обеспечения производственно-хозяйственной деятельности), что составило в 2004 году - 15975 тыс. руб., в 2005 году - 9724 тыс. руб., и соответственно 60% и 29% от общей суммы полученных денежных средств в 2004 и 2005 годах. Денежные средства расходовались заявителем на расчеты с персоналом по выплате заработной платы, что составило в 2004 году - 3541 тыс. руб., в 2005 году - 10572 тыс. руб., и соответственно 13% и 32% от общей суммы полученных денежных средств в 2004 и 2005 годах. Денежные средства также расходовались на расчеты с бюджетом по налогам и сборам, что составило в 2004 году - 3824 тыс. руб., в 2005 году - 6156 тыс. руб., и соответственно 14,3% и 18,5% от общей суммы полученных денежных средств в 2004 и 2005 годах. При этом задолженность заявителя по налогу на доходы физических лиц перед бюджетом составила в 2004 году - 1530 тыс. руб., в 2005 году - 2354 тыс. руб.
В результате первоочередного расходования денежных средств на оплату товаров, работ, услуг в период с 01.01.2004 г. по 31.12.2005 г. увеличилась стоимость запасов сырья и материалов с 10449 тыс. руб. до 22118 тыс. руб. Кроме того, в течение всего проверяемого периода у заявителя имелась высокая дебиторская задолженность, которая по состоянию на 01.01.2004 г. составила 21910 тыс. руб., на 01.01.2005 г. - 42912 тыс. руб., на 01.07.2006 г. - 26620 тыс. руб. Однако, заявителем не были приняты меры по взысканию имеющейся задолженности в полном объеме. Более того, на основании приказа от 30.12.2005 г. № 156 заявителем списана по истечении срока давности дебиторская задолженность в сумме 7876 тыс. руб. на уменьшение прибыли, тогда как по состоянию на 01.01.2006 г. задолженность заявителя перед бюджетом по налогу на доходы физических лиц составила 3885 тыс. руб., в том числе за 2004 год - 1530 тыс. руб., за 2005 год - 2354 тыс. руб. При своевременном взыскании данной дебиторской задолженности заявитель имел возможность погасить задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2004 - 2005 годы, за 1 полугодие 2006 года.
При возрастающей задолженности заявителя перед бюджетом по налогу на доходы физических лиц заявитель в течение 2004 года имел нераспределенную прибыль, которая по состоянию на 01.01.2004 г. составила 20822 тыс. руб., на 31.12.2004 г. - 10050 тыс. руб. Данная сумма нераспределенной прибыли могла быть направлена на погашение задолженности по налогам, однако сумма прибыли в полном размере направлена заявителем на покрытие убытков по результатам хозяйственной деятельности за 2005 год.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что заявителем неправомерно не перечислен в соответствующий бюджет исчисленный и удержанный налог на доходы физических лиц в сумме 5530093 руб. в период с 01.06.2004 г. по 30.06.2006 г.
Согласно ст. 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом выплачиваются пени.
В связи с просрочкой исполнения обязанности по уплате налога на доходы в сумме 5530093 руб. в силу ст. 75 НК РФ заявителю правомерно начислены пени в сумме 1132742 руб. 42 коп. за период с 01.06.2004 г. по 13.12.2006 г.
В соответствии со ст. 123 НК РФ неправомерное неперечисление (неполное перечисление) суммы налога, подлежащей удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Вина заявителя в совершении правонарушения в виде неправомерного неперечисления (неполного перечисления) суммы налога в размере 5530093 руб., подлежащей перечислению налоговым агентом, материалами дела подтверждается.
Между тем при вынесении налоговым органом решения о привлечении заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, не учтено следующее.
В соответствии со ст. 112 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04.11.2005 г. № 137-ФЗ) налоговым органом, рассматривающим дело, при наложении санкций за налоговые правонарушения устанавливаются и учитываются смягчающие или отягчающие ответственность обстоятельства в порядке, установленном ст. 114 НК РФ.
В силу подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, не является исчерпывающим, и к смягчающим ответственность могут быть отнесены обстоятельства, признанные налоговым органом таковыми.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в постановлении от 15.07.1999 № 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
При принятии оспариваемого решения налоговым органом не приняты во внимание доводы заявителя о его тяжелом финансовом положении. Указанное обстоятельство подтверждается представленными ответчиком бухгалтерскими балансами на 01.01.2005 г., на 01.01.2006 г., отчетом о прибылях и убытках за 2004 - 2005 гг., декларациями по налогу на прибыль организации за 2005 год, первое полугодие 2006 г. Так, в соответствии с отчетом о прибылях и убытках за 2004 заявителем получен убыток в размере -10559 тыс. руб., за 2005 год также получен убыток в размере -16632 тыс. руб. Согласно декларациям по налогу на прибыль за первое полугодие 2006 г. убыток получен в размере -1586 тыс. руб.
Указанные обстоятельства суд признает в качестве смягчающих ответственность заявителя за совершение налогового правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК РФ. Согласно пункту 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса РФ, за совершение налогового правонарушения.
При изложенных обстоятельствах решение Межрайонной инспекции ФНС № 5 по Удмуртской Республике от 13.12.2006 г. № 13-30/53 подлежит признанию незаконным в части привлечения ОАО "Сарапульский машзавод" к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, в виде штрафа в сумме 553009 руб. 30 коп.
Судом не приняты доводы заявителя об отсутствии оснований для взыскания пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в сумме 1132742 руб. 42 коп., привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 1106018 руб. 60 коп., так как решениями налогового органа были приостановлены операции по всем расчетным счетам заявителя, а также постановлениями судебного пристава-исполнителя наложены аресты на денежные средства, находящиеся на расчетных счетах заявителя, поэтому заявитель не имел возможности перечислять удержанные суммы налога на доходы физических лиц в бюджет.
Оспаривая решение ответчика в части начисления штрафа по указанному основанию, заявитель исходит лишь из фактов приостановления операций по его счетам в банках и ареста его имущества, не представив при этом доказательств того факта, что именно в силу приостановления операций по его счетам в банках или в результате ареста его имущества он не мог погасить недоимку по налогу на доходы физических лиц.
Между тем из решений ответчика о приостановлении операций по счетам заявителя в банках следует, что указанными решениями приостановлены только расходные операции по счетам заявителя, за исключением исполнения обязанностей по уплате налоговых платежей в бюджет. Следовательно, приостановление операций по банковским счетам не препятствовало заявителю погашать недоимку по налогу на доходы физических лиц. Из материалов дела также следует, что недоимка по налогу имелась у заявителя и до 2004 г., т.е. обязанность по уплате налогов не исполнялась заявителем в течение длительного времени и причиной наличия недоимки и невозможности ее погасить решения налогового органа о приостановлении операций по счетам не являются.
Оспаривая решение ответчика в части начисления пени заявитель полагает, что в связи с принятием налоговым органом решений о приостановлении операций по его счетам, арестом судебным приставом-исполнителем денежных средств, находящихся на его расчетных счетах, и в силу п. 3 ст. 75 НК РФ пени в оспариваемом решении начислены необоснованно.
Согласно п. 3 ст. 75 НК РФ не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика.
Из содержания п. 3 ст. 75 НК РФ следует, что наличие только самого факта приостановления операций по счетам в банках или ареста имущества не влечет автоматически неначисление пени на соответствующую недоимку. Пени не начисляются в том случае, когда налогоплательщик не мог погасить недоимку в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика.
Пунктом 1 ст. 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах.
В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 208 НК РФ доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в РФ, относятся к доходам от источников в РФ.
К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в силу подп. 2 п. 2 ст. 211 НК РФ в частности относятся полученные налогоплательщиком товары.
В ходе проведения проверки налоговым органом также установлено, что заявителем в нарушение п.п. 4 п. 1 ст. 208, п. 1 ст. 209, п. 1 ст. 210, п.п. 2 п. 2 ст. 211 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц не учтен доход в сумме 86900 руб., полученный работником Макаровой Г.Н. на основании договора аренды транспортного средства от 03.06.2005 г. № 5 по расходному кассовому ордеру от 29.03.2006 г. № 429, а также доход в виде натуральной оплаты (продукцией) в счет аренды автомашины в сумме 64900 по счет-фактуре от 12.04.2006 г. № 96. Общая сумма дохода, полученная Макаровой Г.Н. за январь - май 2006 года, составила 116098 руб. 53 коп. Поэтому заявителю следовало удержать у налогоплательщика налог на доходы в сумме 15093 руб., а фактически удержано - 3796 руб.
Кроме того, заявителем при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц не учтены выплаты в сумме 2912 руб. 90 коп., произведенные работникам по служебным запискам в авансовых отчетах на оплату расходов, без представления оправдательных документов: Сергееву И.Ю. - по авансовому отчету от 09.11.2004 г. № 16 в сумме 812 руб. 90 коп.; Медведевой В.А. - по авансовым отчетам от 31.11.2004 г. № 21 в сумме 600 руб., от 30.11.2006 г. № 23 в сумме 1500 руб.
Начисленная заработная плата за проверяемый период выдана работникам Макаровой Г.Н., Сергееву И.Ю. и Медведевой В.А. своевременно денежными средствами. Поэтому в соответствии со ст. 226 НК РФ заявитель обязан был исчислить, удержать и перечислить в бюджет налог с дополнительных доходов указанных лиц.
Таким образом, материалами дела подтверждается не исчисление, не удержание и не перечисление заявителем в соответствующий бюджет суммы налога на доходы физических лиц за 2004 год в размере 379 руб., за январь - май 2006 года в размере 11297 руб., подлежащей исчислению, удержанию и перечислению. Следовательно, органом правомерно доначислен заявителю налог на доходы физических лиц в сумме 11676 руб.
В связи с просрочкой исполнения обязанности по уплате налога на доходы в сумме 11676 руб. заявителю в силу ст. 75 НК РФ правомерно начислены пени в сумме 947 руб. 57 коп. за период с 01.06.2004 г. по 13.12.2006 г.
Вина заявителя в совершении правонарушения в виде неправомерного неперечисления (неполного перечисления) суммы налога в размере 11676 руб., подлежащей удержанию и перечислению налоговым агентом, материалами дела подтверждена. В связи с чем, обоснованным является оспариваемое решение ответчика о привлечении заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, в виде штрафа в сумме 2335 руб. 20 коп.
Не принят судом довод заявителя о том, что оспариваемым решением заявителю предложено уплатить за счет его средств, как налогового агента, неудержанный с физических лиц налог в сумме 11676 руб. Указанный довод опровергается материалами дела, в т.ч. оспариваемым решением, из п. 2.3 резолютивной части которого следует, что заявителю предложено удержать 11676 руб. налога с конкретных физических лиц и перечислить его в бюджет.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на стороны.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Арбитражный суд Удмуртской Республики

решил:

1. Признать незаконным, несоответствующим Налоговому кодексу РФ решение Межрайонной инспекции ФНС № 5 по Удмуртской Республике от 13.12.2006 г. № 13-30/53 в части привлечения ОАО "Сарапульский машзавод" к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, в виде штрафа в сумме 553009 руб. 30 коп.
2. Отказать в удовлетворении остальной части требований заявителя.
3. Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС № 5 по Удмуртской Республике в пользу ОАО "Сарапульский машзавод" 500 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья
Е.А.БУШУЕВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru