Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2009 г. № 641

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И
ОХРАНЫ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2010 - 2012 ГОДЫ

В целях реализации Закона Республики Татарстан "Об охране труда в Республике Татарстан" Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Целевую программу улучшения условий и охраны труда в Республике Татарстан на 2010 - 2012 годы (далее - Программа).
2. Министерству финансов Республики Татарстан, Министерству экономики Республики Татарстан при формировании проектов бюджетов Республики Татарстан на 2010 - 2012 годы включить указанную Программу в перечень долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств бюджета Республики Татарстан.
3. Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан обеспечить выполнение Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Управление социального развития Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан
Р.Н.МИННИХАНОВ





Утверждена
Постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 16 сентября 2009 г. № 641

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2010 - 2012 ГОДЫ

ПАСПОРТ

Наименование Программы        Целевая программа улучшения условий и  охраны
                              труда в Республике  Татарстан  на 2010 - 2012
                              годы

Основание для разработки      Трудовой кодекс Российской Федерации;
Программы (наименование,      Законы Республики  Татарстан  от  10  декабря
дата утверждения и номер      1997 г. № 1417 "Об охране труда в  Республике
соответствующего              Татарстан";
нормативного акта)            от  27  декабря  2005  г.   №   133-ЗРТ   "Об
                              утверждении       Программы        социально-
                              экономического развития Республики  Татарстан
                              на 2005 - 2010 годы"

Государственный заказчик      Министерство труда,  занятости  и  социальной
                              защиты Республики Татарстан

Основные    разработчики      Министерство труда,  занятости  и  социальной
Программы                     защиты Республики Татарстан

Цель Программы                Обеспечение   конституционных   гарантий   на
                              охрану   и    условия    труда,    отвечающих
                              требованиям безопасности и гигиены

Задачи Программы              1.    Развитие    системы    государственного
                              управления охраной труда;
                              2.    Снижение    уровня    производственного
                              травматизма и профессиональных заболеваний;
                              3.  Улучшение  состояния  условий  и   охраны
                              труда в организациях

Важнейшие        целевые      Число   пострадавших   на   производстве   из
показатели   (индикаторы      расчета на 1000 работающих;
оценки      результатов)      число  человеко-дней   нетрудоспособности   в
Программы                     расчете на одного  пострадавшего  в  связи  с
                              производственными увечьями и травмами;
                              удельный вес работников, занятых  в  условиях
                              труда,    не    соответствующих    санитарно-
                              гигиеническим нормам, %

Сроки и этапы реализации      2010 - 2012 годы
Программы

Объемы    и    источники      2010 год:
финансирования         с      средства   бюджета   Республики   Татарстан -
разбивкой по годам            3660,0,0 тыс. рублей;
                              средства   Фонда   социального    страхования
                              Российской    Федерации    (далее - ФСС РФ) -
                              16000,0 тыс. рублей;
                              средства,    заявленные    предприятиями    и
                              организациями, - 91469,0 тыс. рублей;
                              2011 год:
                              средства  бюджета  Республики   Татарстан   -
                              4350,0 тыс. рублей;
                              средства ФСС РФ - 19000,0 тыс. рублей;
                              средства,    заявленные    предприятиями    и
                              организациями, - 103499,4 тыс. рублей;
                              2012 год:
                              средства    бюджета  Республики   Татарстан -
                              4410,0 тыс. рублей;
                              средства ФСС РФ - 21000,0 тыс. рублей;
                              средства организаций - 100375,7 тыс. рублей.
                              Итого общий объем финансирования  Программы -
                              363764,1 тыс. рублей, в том числе:
                              средства    бюджета  Республики   Татарстан -
                              12420,0 тыс. рублей;
                              средства ФСС РФ - 56000,0 тыс. рублей;
                              средства,    заявленные    предприятиями    и
                              организациями, - 295344,1 тыс. рублей


Ожидаемые       конечные      1.     Достижение     пороговых      значений
результаты    реализации      индикаторов, установленных на 2012 год:
Программы    (индикаторы      число   пострадавших   на   производстве   из
оценки   результатов)  с      расчета на 1000 работающих - до 1,6  человека
разбивкой   по  годам  и      на 1000 работающих;
показатели  ее бюджетной      число  человеко-дней   нетрудоспособности   в
эффективности                 расчете на одного  пострадавшего  в  связи  с
                              производственными увечьями и  травмами  -  до
                              54,9 человеко-дней;
                              удельный вес работников, занятых  в  условиях
                              труда,    не    соответствующих    санитарно-
                              гигиеническим нормам, - до 22,7 процента.
                              2. Социальный эффект:
                              сокращение численности работников, занятых  в
                              неблагоприятных условиях труда;
                              снижение       уровня       производственного
                              травматизма и профессиональных заболеваний;
                              повышение   уровня   защиты   работников   от
                              воздействия      вредных      и       опасных
                              производственных факторов;
                              реализация    конституционного    права    на
                              обеспечение  работникам  безопасных   условий
                              труда.
                              3. Экономический эффект:
                              снижение     материальных      затрат      на
                              восстановление      здоровья      работников,
                              пострадавших   от   несчастных   случаев   на
                              производстве,   производственно-обусловленных
                              заболеваний, профессиональных заболеваний;
                              снижение   затрат   на   возмещение    вреда,
                              причиненного    работникам    в    результате
                              несчастных   случаев   на   производстве    и
                              профессиональных заболеваний;
                              снижение затрат  на  предоставление  льгот  и
                              компенсаций за работу во  вредных  и  опасных
                              условиях труда, с тяжелыми условиями труда;
                              снижение   уровня   инвалидности   вследствие
                              увечья на производстве или  профессионального
                              заболевания    и     затрат     в     области
                              здравоохранения в связи с этим;
                              повышение производительности  труда  за  счет
                              сокращения потерь рабочего времени;
                              сокращение  затрат   на   ремонт   и   замену
                              оборудования  после  его  поломок  временными
                              работниками, замещающими основных  работников
                              на   время   их   болезни   из-за   травм   и
                              производственно-обусловленных заболеваний,  и
                              не  имеющими  достаточного  опыта  работы   и
                              квалификации.

I. Современное состояние проблемы условий и охраны
труда и обоснование необходимости ее решения в Республике
Татарстан программным методом

В современных экономических условиях значительное влияние на социально-экономическое благополучие общества оказывает обеспечение безопасности и соответствующих условий труда на рабочих местах.
Проблемы охраны труда, особенно производственного травматизма, сегодня волнуют все мировое сообщество. Неслучайно по инициативе Международной организации труда 28 апреля ежегодно отмечается как Всемирный день охраны труда.
Ситуация в сфере условий и охраны труда в Республике Татарстан, как и в Российской Федерации в целом, остается сложной. Особенно остро стоит проблема производственного травматизма, гибели людей на производстве. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан (Татарстанстата), только в 2008 году в республике от несчастных случаев на производстве пострадали 1093 человека, из них 115 человек погибли (таблица 1).

Таблица 1

Состояние производственного травматизма
в Республике Татарстан

+------------------------------+------+------+-------+------+------+------+
¦ Число пострадавших с утратой ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ 2005  ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ 2008 ¦
¦   трудоспособности на один   ¦  г.  ¦  г.  ¦  г.   ¦  г.  ¦  г.  ¦  г.  ¦
¦  рабочий день и более и со   ¦      ¦      ¦       ¦      ¦      ¦      ¦
¦ смертельным исходом, человек ¦      ¦      ¦       ¦      ¦      ¦      ¦
+------------------------------+------+------+-------+------+------+------+
¦Всего                         ¦ 2258 ¦ 1801 ¦ 1536  ¦ 1414 ¦ 1277 ¦ 1093 ¦
¦в расчете на 1000 работающих  ¦ 2,6  ¦ 2,2  ¦  2,0  ¦ 2,0  ¦ 1,8  ¦ 1,6  ¦
¦В том числе:                  ¦      ¦      ¦       ¦      ¦      ¦      ¦
¦ женщин                       ¦ 611  ¦ 516  ¦  419  ¦ 359  ¦ 333  ¦ 281  ¦
¦ подростков                   ¦  9   ¦  7   ¦   4   ¦  5   ¦  5   ¦  3   ¦
¦Со смертельным исходом:       ¦      ¦      ¦       ¦      ¦      ¦      ¦
¦ Всего                        ¦ 127  ¦ 117  ¦  107  ¦ 121  ¦ 137  ¦ 115  ¦
¦в расчете на 1000 работающих  ¦0,146 ¦0,146 ¦ 0,142 ¦0,169 ¦0,193 ¦0,171 ¦
¦В том числе:                  ¦      ¦      ¦       ¦      ¦      ¦      ¦
¦ женщин                       ¦  15  ¦  11  ¦   6   ¦  4   ¦  4   ¦  6   ¦
¦ подростков                   ¦  1   ¦  3   ¦   1   ¦  1   ¦  -   ¦  -   ¦
+------------------------------+------+------+-------+------+------+------+

По данным Государственной инспекции труда в Республике Татарстан, в 2008 году смертельные травмы на производстве получили 134 человека, травмы с тяжелым исходом - 225 человек.
Остается высокой численность работников, занятых в неблагоприятных для здоровья условиях труда. На начало 2009 года на предприятиях и в организациях промышленности, строительства, транспорта и связи Республики Татарстан удельный вес работников, занятых в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, составил 22,7% общей списочной численности работников в этих сферах экономической деятельности, тогда как на начало 2008 года их было 22,2 процента.
В результате использования программно-целевого метода к решению вопросов в области охраны труда (через реализацию республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда) в Республике Татарстан были достигнуты определенные позитивные изменения. По данным Татарстанстата, за период с 2000 по 2008 год число пострадавших от несчастных случаев на производстве снизилось в 3,6 раза - с 3914 до 1093 человек, в том числе со смертельным исходом - в 1,5 раза (с 178 до 115 человек).
В целях реализации программ проводятся республиканские совещания, семинары, смотры-конкурсы по охране труда, семинары-совещания в городских округах и муниципальных районах республики, специализированные выставки по охране труда, организуется участие предприятий республики в международных выставках по охране и безопасности труда, выполняются научные разработки в области охраны труда и другие мероприятия.
Разработаны новые виды защитной одежды, в том числе уникальная спецодежда "Экран-2Б", признанная лучшим в России средством для защиты от электромагнитных излучений радиочастот (для радиоцентров, систем сотовой и спутниковой связи, СВЧ и УВЧ-аппаратуры); комплект фильтрующей защитной одежды "Агрохим" для работающих в сельском хозяйстве с жидкими (водный аммиак и др.) и пылевидными ядохимикатами; комбинированная защитная одежда КЗО-"Фенол", предназначенная для защиты кожных покровов работающих от воздействия фенола, его растворов и паров; облегченный защитный комплект КЗПО-МТ из многослойного пленочного материала для защиты работников сельского, жилищно-коммунального хозяйства и химической промышленности от вредных производственных факторов (кислот, растворителей, газообразных хлора, аммиака, хлористого водорода, масел, нефтепродуктов и др.).
В рамках программ Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан ежегодно организуется участие организаций республики, выпускающих спецодежду, спецобувь, другие средства индивидуальной защиты, а также занимающихся научными разработками в области охраны труда, в специализированных международных выставках по охране и безопасности труда. В результате организациям республики оказывается государственная поддержка в расширении рынка сбыта и формировании новых деловых взаимоотношений с потребителями своей продукции. Так, например, благодаря участию в XII Международной специализированной выставке "Безопасность и охрана труда - 2008" в г. Москве организации Татарстана получили предложения с намерениями заключить договоры на сумму около 59 млн рублей (нашей продукцией заинтересовались организации из Украины, Башкирии, Сибири, г. г. Норильска, Мурманска, Ярославля, Тулы и др.). Кроме того, участие в международных выставках способствует улучшению обеспеченности работников более качественными и доступными средствами индивидуальной защиты, а также созданию дополнительных рабочих мест, особенно для женщин, что положительно влияет на решение проблем занятости населения.
В целях предупреждения производственного травматизма в строительном комплексе республики разработаны цветные иллюстрированные пособия по охране труда для травмоопасных профессий строительной сферы (каменщиков, штукатуров-маляров, разнорабочих, стропальщиков) и информационные карты опасностей по травмоопасным строительным профессиям (согласно классификации Международной организации труда).
Для доведения актуальной информации по вопросам охраны и условиям труда до организаций республики издается информационно-аналитический бюллетень "Охрана и условия труда в Республике Татарстан" на русском языке (тираж - 2500 экз.) и специальный выпуск бюллетеня на татарском языке (тираж - 1500 экз.), выполняются работы по переводу нормативных и законодательных актов по охране и условиям труда на татарский язык.
Значительное место в рамках программ занимает целевое обучение работников организаций по вопросам охраны труда. Только в 2008 году в 24 учебных центрах республики прошли такое обучение около 26 тыс. человек, из них 30% (7967 человек) - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. За счет средств, предусмотренных республиканской программой на 2007 - 2009 годы на обучение руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий, субъектов малого предпринимательства и организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней, в 2008 году обучено 627 человек.
В целях активизации работы по пропаганде вопросов охраны труда, оказания методической помощи и распространения передового опыта в данной работе Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан проведен ряд семинаров и совещаний по вопросам охраны и условиям труда в муниципальных районах республики. Так, в 2008 году такие зональные (с приглашением близлежащих районов) мероприятия были проведены в Высокогорском (на базе Крестьянского (фермерского) хозяйства Котдусова Г.Г.), Лаишевском (на базе ОАО "Лаишевоагрохимсервис") и Кукморском (на базе ОАО "Кукморский завод металлопосуды") муниципальном районах республики, в ходе которых на практике были показаны положительные примеры организации работы по охране труда и которые явились одной из форм государственного управления охраной труда на основе взаимодействия с органами местного самоуправления и работодателями.
В целях улучшения условий и охраны труда в республике проводится работа по аттестации рабочих мест в организациях (за 2008 год, по данным Татарстанстата, аттестация проведена на 243161 рабочем месте, что составляет более 51% от общего количества рабочих мест, на которых трудятся 357670 человек). 24 организации республики прошли процедуру сертификации организации работ по охране труда, которая способствует повышению безопасности и улучшению условий труда работников. Среди них подразделения ОАО "Нижнекамскнефтехим": завод полиолифинов, Научно-технический центр, Управление водоснабжения, канализации и очистки сточных вод, Управление энергоснабжения, а также ООО "Лениногорский механический завод", ЗАО "Кулонстрой", ГУЗ "Республиканская клиническая инфекционная больница" и др.
В рамках программ осуществлялась работа по повышению качества аттестации, для чего проводились контрольные замеры производственных факторов, семинары по обучению специалистов организаций процедуре проведения аттестации рабочих мест.
Несмотря на достигнутые положительные результаты, ситуация в сфере условий и охраны труда остается достаточно напряженной.
По данным Татарстанстата, число смертельных случаев на производстве продолжает оставаться высоким: в 2006 году погиб 121 человек, в 2007 году - 137, в 2008 году - 115.
Одной из серьезных проблем является высокий уровень производственного травматизма в строительстве, который в 2008 году составил 3,8 пострадавшего в расчете на 1000 работающих, что в 2,4 раза выше среднереспубликанского показателя. Особенно неблагополучной в данной сфере экономической деятельности является обстановка с производственным травматизмом со смертельным исходом. Именно при выполнении строительных работ имел место один из самых высоких коэффициентов частоты получения смертельных травм среди работающих по сравнению с другими сферами экономической деятельности (0,972 смертельно пострадавшего в расчете на 1000 работающих), что в 5,7 раза превышает среднереспубликанский показатель (0,171). При этом имеет место тенденция роста производственного травматизма в строительстве. В 2008 году на строительных работах погибли 48 человек, что на 2 человека больше, чем в 2007 году.
Остается высоким уровень производственного травматизма в сельском хозяйстве, где в 2008 году получили травмы более 15% всех пострадавших в республике и около 9% погибли при численности работающих в данной сфере более 10% всех занятых в экономике. При этом в динамике в сельском хозяйстве республики имеет место позитивная тенденция снижения производственного травматизма. За последние пять лет (2004 - 2008 гг.) уровень производственного травматизма в этой отрасли снизился в 1,7 раза. Что касается смертельного травматизма, то абсолютное число смертельно травмированных здесь уменьшилось в 3,2 раза (с 32 человек в 2004 году до 10 человек в 2008 году).
По данным Татарстанстата, численность работников, занятых в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, составила на конец 2008 года 102,4 тыс. человек, или 22,7% численности обследованных работников (из них женщин - 30,7 тыс., или 17,3%). Наибольшая доля работников, занятых в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, от списочной численности работников данных видов экономической деятельности на предприятиях транспорта - 29%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 30,6%, в производстве готовых металлических изделий - 52%, в производстве автомобилей - 51,8%. Значительная часть работников трудится в условиях повышенного уровня шума, вибрации, высокой загазованности и запыленности воздуха на рабочих местах.
Доля работников, занятых в условиях повышенных физических нагрузок, составляет 14,1%, или 63419 человек.
Доля работников, занятых на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности, осталась на уровне 2007 года - 0,2% общей численности занятых на предприятиях обследованных видов экономической деятельности, или 1078 человек.
Необходимым условием для создания здоровых и безопасных условий труда является финансирование работодателем мероприятий, направленных на их улучшение и охрану. За последние годы в республике затраты на охрану труда систематически возрастали. Однако до настоящего времени сохраняются существенные диспропорции финансирования охраны труда в организациях различных форм собственности, что отражено в таблице 2.

Таблица 2

Затраты
на охрану труда в государственном и частном секторах
экономики республики

+--------------------------+------------------------------+
¦   Форма собственности    ¦   Затраты на охрану труда    ¦
¦                          ¦     в расчете на одного      ¦
¦                          ¦     работающего, рублей      ¦
¦                          +-----+-----+-----+----+-------+
¦                          ¦2004 ¦2005 ¦2006 ¦2007¦ 2008  ¦
¦                          ¦ г.  ¦ г.  ¦ г.  ¦ г. ¦  г.   ¦
+--------------------------+-----+-----+-----+----+-------+
¦Все формы собственности   ¦2218 ¦2761 ¦3069 ¦3722¦ 4713  ¦
+--------------------------+-----+-----+-----+----+-------+
¦Государственная           ¦1981 ¦2001 ¦2189 ¦3131¦ 3379  ¦
+--------------------------+-----+-----+-----+----+-------+
¦Частная                   ¦1348 ¦1750 ¦2074 ¦2506¦ 3342  ¦
+--------------------------+-----+-----+-----+----+-------+

По данным Татарстанстата, затраты на мероприятия по охране труда на предприятиях всех форм собственности составили в 2008 году 3,2 млрд рублей, в том числе в расчете на 1 работающего - 4713 рублей, что на 27% больше, чем в 2007 году, когда на 1 работающего приходилось 3722 рубля.
Наибольшие средства на охрану труда выделялись в производстве цветных металлов - 19938,5 рубля; нефтепродуктов - 19150,5 рубля; производстве и распределении газообразного топлива - 18603,2 рубля; химическом производстве - 14992,6 рубля; производстве резиновых и пластмассовых изделий - 10194,3 рубля; производстве, передаче и распределении электроэнергии, газа, пара и горячей воды - 9946,5 рубля; сфере добычи сырой нефти и природного газа; предоставления услуг в этих областях - 8866,4 рубля; производстве железнодорожного состава (локомотивов, трамвайных моторных вагонов и прочего подвижного состава) - 8741,8 рубля в расчете на одного работающего.
Профессиональная заболеваемость остается одной из самых актуальных социально-трудовых проблем: в 2008 году были впервые установлены профессиональные заболевания у 199 человек (в 2007 году - у 269 человек). Значительная часть профессиональных заболеваний связана с воздействием на работников таких вредных факторов производственной среды, как повышенный уровень вибрации и шума.
Анализ реализации республиканских программ улучшения условий и охраны труда показал, что программный подход полностью себя оправдал, его необходимо осуществлять и в дальнейшем. Необходимость дальнейшего развития программного метода решения вопросов государственного управления охраной труда предусмотрена Законом Республики Татарстан от 27 декабря 2005 г. № 133-ЗРТ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005 - 2010 годы".
Принятие и реализация настоящей Программы будут способствовать повышению эффективности системы управления охраной труда, уровня профессиональной подготовки кадров, созданию более благоприятных условий для работы служб охраны труда в организациях, что позволит улучшить ситуацию в области охраны и условий труда и, следовательно, влиять на значения индикативной оценки уровня жизни населения республики.

II. Цели, задачи, индикаторы оценки результатов Программы

+---------------+-----------------+-------------------------------+-----------+---------------------+
¦ Наименование  ¦  Наименование   ¦   Наименование мероприятий    ¦   Сроки   ¦  Индикаторы оценки  ¦
¦     цели      ¦     задачи      ¦           Программы           ¦выполнения ¦конечных результатов,¦
¦               ¦                 ¦                               ¦мероприятий¦  единицы измерения  ¦
¦               ¦                 ¦                               ¦ по годам  ¦                     ¦
+---------------+-----------------+-----+-------------------------+-----------+---------------------+
¦Обеспечение    ¦1.       Развитие¦1.1. ¦Проведение               ¦   2010,   ¦ Число   пострадавших¦
¦конституционных¦системы          ¦     ¦республиканского  смотра-¦   2012    ¦на  производстве   из¦
¦гарантий     на¦государственного ¦     ¦конкурса    на     лучшую¦           ¦расчета    на    1000¦
¦охрану        и¦управления       ¦     ¦организацию   работ    по¦           ¦работающих:          ¦
¦условия  труда,¦охраной труда    ¦     ¦охране и  условиям  труда¦           ¦ 2010 г. - 1,8       ¦
¦отвечающих     ¦                 ¦     ¦среди  организаций   всех¦           ¦ 2011 г. - 1,7       ¦
¦требованиям    ¦                 ¦     ¦организационно-правовых  ¦           ¦ 2012 г. - 1,6       ¦
¦безопасности  и¦                 ¦     ¦форм        и        форм¦           ¦                     ¦
¦гигиены        ¦                 ¦     ¦собственности            ¦           ¦ Число  человеко-дней¦
¦               ¦                 +-----+-------------------------+-----------+нетрудоспособности  в¦
¦               ¦                 ¦1.2. ¦Обучение        отдельных¦2010 - 2012¦расчете   на   одного¦
¦               ¦                 ¦     ¦категорий  застрахованных¦           ¦пострадавшего в связи¦
¦               ¦                 ¦     ¦по вопросам охраны  труда¦           ¦с   производственными¦
¦               ¦                 ¦     ¦за  счет  средств   Фонда¦           ¦увечьями и травмами: ¦
¦               ¦                 ¦     ¦социального   страхования¦           ¦ 2010 г. - 55,1      ¦
¦               ¦                 ¦     ¦Российской Федерации     ¦           ¦ 2011 г. - 55,0      ¦
¦               ¦                 +-----+-------------------------+-----------+ 2012 г. - 54,9      ¦
¦               ¦                 ¦1.3. ¦Проведение  в  республике¦   2011    ¦                     ¦
¦               ¦                 ¦     ¦выставок      спецодежды,¦           ¦ Удельный         вес¦
¦               ¦                 ¦     ¦спецобуви,         других¦           ¦работников, занятых в¦
¦               ¦                 ¦     ¦средств    индивидуальной¦           ¦условиях  труда,   не¦
¦               ¦                 ¦     ¦защиты,         передовых¦           ¦соответствующих      ¦
¦               ¦                 ¦     ¦достижений  и  разработок¦           ¦санитарно-           ¦
¦               ¦                 ¦     ¦в области охраны труда   ¦           ¦гигиеническим нормам:¦
¦               ¦                 +-----+-------------------------+-----------+ 2010 г. - 23,1%     ¦
¦               ¦                 ¦1.4. ¦Проведение               ¦   2011    ¦ 2011 г. - 22,9%     ¦
¦               ¦                 ¦     ¦республиканских          ¦           ¦ 2012 г. - 22,7%     ¦
¦               ¦                 ¦     ¦совещаний    по    охране¦           ¦                     ¦
¦               ¦                 ¦     ¦труда   с    привлечением¦           ¦                     ¦
¦               ¦                 ¦     ¦министерств,    ведомств,¦           ¦                     ¦
¦               ¦                 ¦     ¦органов          местного¦           ¦                     ¦
¦               ¦                 ¦     ¦самоуправления,          ¦           ¦                     ¦
¦               ¦                 ¦     ¦профсоюзных  организаций,¦           ¦                     ¦
¦               ¦                 ¦     ¦предприятий             и¦           ¦                     ¦
¦               ¦                 ¦     ¦организаций республики   ¦           ¦                     ¦
¦               ¦                 +-----+-------------------------+-----------+                     ¦
¦               ¦                 ¦1.5. ¦Разработка        системы¦2011 - 2012¦                     ¦
¦               ¦                 ¦     ¦управления охраной  труда¦           ¦                     ¦
¦               ¦                 ¦     ¦и  механизмов   повышения¦           ¦                     ¦
¦               ¦                 ¦     ¦эффективности  работы  по¦           ¦                     ¦
¦               ¦                 ¦     ¦охране труда в  субъектах¦           ¦                     ¦
¦               ¦                 ¦     ¦малого                   ¦           ¦                     ¦
¦               ¦                 ¦     ¦предпринимательства      ¦           ¦                     ¦
¦               ¦                 ¦     ¦республики       (включая¦           ¦                     ¦
¦               ¦                 ¦     ¦индивидуальных           ¦           ¦                     ¦
¦               ¦                 ¦     ¦предпринимателей        и¦           ¦                     ¦
¦               ¦                 ¦     ¦занятых     по      найму¦           ¦                     ¦
¦               ¦                 ¦     ¦граждан)                 ¦           ¦                     ¦
+---------------+-----------------+-----+-------------------------+-----------+---------------------+
¦               ¦                 ¦1.6. ¦Создание  презентационных¦2010 - 2012¦                     ¦
¦               ¦                 ¦     ¦фильмов    по    тематике¦           ¦                     ¦
¦               ¦                 ¦     ¦охраны  труда  (об  опыте¦           ¦                     ¦
¦               ¦                 ¦     ¦работы        организаций¦           ¦                     ¦
¦               ¦                 ¦     ¦республики   в    области¦           ¦                     ¦
¦               ¦                 ¦     ¦охраны      труда,      о¦           ¦                     ¦
¦               ¦                 ¦     ¦производстве новых  видов¦           ¦                     ¦
¦               ¦                 ¦     ¦средств индивидуальной  и¦           ¦                     ¦

]]>
¦                     ¦        ¦         ¦         ¦         ¦ организациями ¦
+---------------------+--------+---------+---------+---------+---------------+
¦<*> Общие затраты на ¦<*> 8,5 ¦<*> 10,54¦<*> 13,07¦<*> 16,21¦   средства    ¦
¦   мероприятия по    ¦  млрд  ¦  млрд   ¦  млрд   ¦  млрд   ¦  предприятий  ¦
¦    охране труда     ¦ рублей ¦ рублей  ¦ рублей  ¦ рублей  ¦ и организаций ¦
¦   работодателями    ¦ в 2008 ¦         ¦         ¦         ¦   на охрану   ¦
¦Республики Татарстан ¦  году  ¦         ¦         ¦         ¦     труда     ¦
¦(расчетное значение) ¦        ¦         ¦         ¦         ¦               ¦
¦                     ¦        ¦         ¦         ¦         ¦               ¦
¦Пояснение:        При¦        ¦         ¦         ¦         ¦               ¦
¦средних  затратах  на¦        ¦         ¦         ¦         ¦               ¦
¦одного работающего  в¦        ¦         ¦         ¦         ¦               ¦
¦размере  4713  рублей¦        ¦         ¦         ¦         ¦               ¦
¦(по  данным   органов¦        ¦         ¦         ¦         ¦               ¦
¦государственной      ¦        ¦         ¦         ¦         ¦               ¦
¦статистики  за   2008¦        ¦         ¦         ¦         ¦               ¦
¦год)  общие   затраты¦        ¦         ¦         ¦         ¦               ¦
¦при       численности¦        ¦         ¦         ¦         ¦               ¦
¦работающих 1,811  млн¦        ¦         ¦         ¦         ¦               ¦
¦человек в  2008  году¦        ¦         ¦         ¦         ¦               ¦
¦составляют около  8,5¦        ¦         ¦         ¦         ¦               ¦
¦млрд рублей.         ¦        ¦         ¦         ¦         ¦               ¦
¦При  экономической  и¦        ¦         ¦         ¦         ¦               ¦
¦моральной            ¦        ¦         ¦         ¦         ¦               ¦
¦заинтересованности   ¦        ¦         ¦         ¦         ¦               ¦
¦работодателей       и¦        ¦         ¦         ¦         ¦               ¦
¦ежегодном       росте¦        ¦         ¦         ¦         ¦               ¦
¦затрат   на    охрану¦        ¦         ¦         ¦         ¦               ¦
¦труда  в  расчете  на¦        ¦         ¦         ¦         ¦               ¦
¦одного работающего  в¦        ¦         ¦         ¦         ¦               ¦
¦среднем  на  24%   (в¦        ¦         ¦         ¦         ¦               ¦
¦2006  году   -   3069¦        ¦         ¦         ¦         ¦               ¦
¦рублей, в 2007 году -¦        ¦         ¦         ¦         ¦               ¦
¦3722 рубля,  в   2008¦        ¦         ¦         ¦         ¦               ¦
¦году - 4713   рублей)¦        ¦         ¦         ¦         ¦               ¦
¦за      три      года¦        ¦         ¦         ¦         ¦               ¦
¦ожидается,  что  рост¦        ¦         ¦         ¦         ¦               ¦
¦общих          затрат¦        ¦         ¦         ¦         ¦               ¦
¦организаций         в¦        ¦         ¦         ¦         ¦               ¦
¦республике на  охрану¦        ¦         ¦         ¦         ¦               ¦
¦труда   составит   не¦        ¦         ¦         ¦         ¦               ¦
¦менее    7,7     млрд¦        ¦         ¦         ¦         ¦               ¦
¦рублей               ¦        ¦         ¦         ¦         ¦               ¦
+---------------------+--------+---------+---------+---------+---------------+

IV. Обоснование мероприятий Программы
и их ресурсного обеспечения

Программой предусмотрены мероприятия, финансирование которых будет осуществляться за счет ресурсов бюджета Республики Татарстан, бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации и иных внебюджетных источников (средств работодателей). Обоснования даны по мероприятиям, финансовое обеспечение которых предусмотрено за счет средств бюджета Республики Татарстан:
1. Для решения задачи по развитию системы государственного управления охраной труда предусматривается выполнение следующих мероприятий:
1.1. Проведение Республиканского смотра-конкурса на лучшую организацию работ по охране и условиям труда среди организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности.
Программой планируется продолжить практику проведения республиканских смотров-конкурсов на лучшую организацию работ по охране и условиям труда, которая является хорошей формой поощрения и стимулирования работодателей к проведению работы по созданию безопасных и здоровых условий труда для своих работников.
1.2. Обучение отдельных категорий застрахованных по вопросам охраны труда за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Обязанность обучаться всем руководителям и специалистам по охране труда определена в статье 225 Трудового кодекса Российской Федерации.
В связи с высоким уровнем производственного травматизма в сельском хозяйстве республики и в сфере малого предпринимательства запланированные средства предусмотрены на целевое обучение по охране труда руководителей предприятий сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса, начинающих свою деятельность. Финансовое положение таких предприятий не позволяет выделять достаточных финансовых средств на мероприятия по охране труда, в том числе на обучение вопросам охраны труда.
Обучение отдельных категорий застрахованных по вопросам охраны труда проводится в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 183-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
Ежегодно на обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных издается приказ Минздравсоцразвития России, в котором определяются финансовые средства на такое обучение по регионам Российской Федерации.
1.3. Проведение в республике выставок спецодежды, спецобуви, других средств индивидуальной защиты, передовых достижений и разработок в области охраны труда.
Необходимость проведения таких выставок связана с тем, что они нацелены на улучшение обеспеченности работников более качественными и дешевыми средствами индивидуальной и коллективной защиты, на снижение риска получения травм и профессиональных заболеваний из-за их неприменения. К участию в выставках привлекаются как республиканские организации-изготовители спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, научно-исследовательские организации, занимающиеся научными разработками в области охраны труда, так и организации из других регионов России.
Данное мероприятие способствует пропаганде современных средств индивидуальной и коллективной защиты, установлению деловых контактов с новыми партнерами. Участие в выставках позволяет оказывать поддержку республиканским производителям в расширении рынка сбыта, увеличении объемов и ассортимента выпускаемой продукции, что способствует содействию занятости населения республики.
1.4. Проведение республиканских совещаний по охране труда с привлечением министерств, ведомств, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций, предприятий и организаций республики.
С периодичностью один раз в два года Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан проводятся республиканские совещания по охране труда, на которые приглашаются руководители и специалисты организаций республики, представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Кабинета Министров Республики Татарстан, руководители министерств и ведомств, представители органов надзора и контроля, прокуратуры, органов местного самоуправления, специалисты и уполномоченные лица по охране труда организаций. Такие совещания вызывают большой интерес со стороны работодателей, служб охраны труда организаций. Проведение республиканских совещаний содействует активизации работы в области охраны труда, повышению внимания к этим вопросам со стороны государственных органов, профсоюзов и работодателей. В ходе совещаний подводятся итоги работы в области охраны труда, обсуждаются наиболее острые проблемы, намечаются пути их решения, широким форумом принимается резолюция совещания, в которой ставятся конкретные задачи по улучшению ситуации в данной сфере.
1.5. Разработка системы управления охраной труда и механизмов повышения эффективности работы по охране труда в субъектах малого предпринимательства республики (включая индивидуальных предпринимателей и занятых по найму граждан).
Данное мероприятие актуально в связи со сложной обстановкой с охраной труда в сфере малого предпринимательства республики, в которой трудятся около 20% от числа занятых в экономике республики. Разработка и создание такой системы будут содействовать социальной защищенности работников, стимулировать работодателей к выполнению требований трудового законодательства и обеспечению достойных условий труда на рабочих местах.
1.6. Создание презентационных фильмов по тематике охраны труда (об опыте работы организаций республики в области охраны труда, о производстве новых видов средств индивидуальной и коллективной защиты работающих, о научных разработках по охране и условиям труда и др.).
Создание фильмов по тематике охраны труда необходимо для проведения широкой наглядной пропаганды вопросов сохранения жизни и здоровья людей, показа передового опыта работы по охране труда в Республике Татарстан. Такие фильмы позволяют в более доступной форме наглядно продемонстрировать актуальность этой проблемы, привлечь интерес к вопросам охраны труда широкой публики. Они доступны для восприятия и понятны всем категориям населения - от детей до пожилых людей. Преимущество фильмов для пропаганды вопросов охраны труда обусловлено и тем, что их можно демонстрировать как по телевидению, так и на семинарах, совещаниях, выставках, коллегиях и других массовых мероприятиях для любой категории участников.
Фильмы как средство пропаганды вопросов обеспечения безопасности труда могут использоваться при проведении обучения по охране труда в учебных центрах, во время презентаций выставок по охране труда, брифингах, пресс-конференциях и других массовых мероприятиях.
2. Для решения задачи по снижению уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний предусматривается выполнение следующих мероприятий:
2.1. Участие в международных выставках по охране и безопасности труда.
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан ежегодно обеспечивает участие организаций республики, занимающихся изготовлением средств индивидуальной защиты и научными разработками в области охраны труда, в международных специализированных выставках по охране труда, проводимых на территории Всероссийского выставочного центра в г. Москве. Так, например, в декабре 2008 года Республика Татарстан была масштабно представлена на XII Международной специализированной выставке "Безопасность и охрана труда - 2008". По итогам выставки организациями республики, принявшими участие в выставке, были заключены договоры о намерениях на общую сумму около 59 млн рублей.
Актуальность данного мероприятия состоит в том, что организации Республики Татарстан получают возможность продемонстрировать на международном уровне современные модели средств индивидуальной защиты и научные разработки в области охраны труда, расширить рынок сбыта своей продукции и услуг за пределы республики.
Благодаря участию в международных выставках у республиканских изготовителей средств индивидуальной защиты появляется возможность увеличения объемов и ассортимента выпускаемой продукции, что, в свою очередь, ведет к увеличению рабочих мест и способствует решению проблемы занятости населения в республике.
2.2. Участие в совместных международных мероприятиях в области охраны труда в составе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Данное мероприятие актуально в связи с тем, что для изучения положительного международного опыта в области охраны труда, внедрения международных стандартов и повышения конкурентоспособности наших предприятий на международном рынке необходимо сотрудничество с авторитетными зарубежными и международными организациями, действующими в сфере охраны и условий труда, участие в совместных международных мероприятиях (конгрессах, конференциях и др.).
2.3. Выпуск республиканского информационно-аналитического бюллетеня по охране и условиям труда на русском и татарском языках с выполнением работ по переводу на татарский язык (для бесплатной раздачи организациям республики).
В связи с тем, что в области охраны труда действует более 40 тыс. нормативно-методических документов, с целью доведения их до работодателей, пропаганды вопросов охраны труда необходимо издание специализированного республиканского бюллетеня по вопросам охраны и условиям труда. Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан с 2002 года ежеквартально выпускается информационно-аналитический бюллетень "Охрана и условия труда в Республике Татарстан", в котором размещается самая актуальная информация по вопросам охраны и условиям труда, необходимая для организации и проведения работы по охране труда на предприятиях республики. Бюллетень пользуется повышенным спросом со стороны министерств и ведомств, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, работодателей. Бюллетень выпускается тиражом 2,5 тыс. экземпляров как на русском, так и на татарском языках.
Кроме того, продолжает оставаться актуальной, в особенности среди сельского населения республики, необходимость размещения в бюллетене нормативных и законодательных актов по охране и условиям труда, переведенных на татарский язык.
2.4. Пропаганда вопросов охраны труда в средствах массовой информации (публикация оперативной информации, нормативных документов по охране труда и др.).
Целью данного мероприятия является опубликование в средствах массовой информации изменений в законодательстве по охране труда, своевременное доведение до населения разъяснений и консультаций по вопросам охраны труда, размещение актуальной информации о состоянии производственного травматизма в отраслях экономики, в городских округах и муниципальных районах республики. Такое информирование позволяет привлечь внимание и повысить интерес к этой проблеме большого числа населения, руководителей и специалистов организаций.
2.5. Разработка социальной рекламы на тему охраны труда и ее размещение на республиканском телевидении, светодиодных экранах и панно, а также в виде листовок-стикеров в общественном транспорте наиболее крупных городов Республики Татарстан.
Одним из основных ресурсов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости является широкое информирование и консультирование по вопросам охраны труда как работников, так и работодателей. В этих целях Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Государственной инспекции труда в Республике Татарстан и Федерации профсоюзов Республики Татарстан необходимо организовать работу телефонов "горячей линии" по вопросам охраны труда. Работа по пропаганде безопасности труда и здорового образа жизни будет осуществляться с использованием PR-индустрии и средств массовой информации. Социальная реклама на тему охраны труда будет размещаться на телевидении и светодиодных экранах (панно) г. Казани, а также в виде листовок-стикеров, расклеиваемых в общественном транспорте (метро, автобусах, троллейбусах и трамваях) наиболее популярных маршрутов г. Казани и крупных городов республики. Листовки-стикеры будут информировать жителей республики о существующих профессиональных рисках и необходимости соблюдения требований охраны труда, а также об учреждениях, оказывающих помощь работникам в соблюдении их прав в сфере охраны труда.
2.6. Разработка и выпуск цветных иллюстрированных пособий по охране труда для травмоопасных работ в сельском хозяйстве республики.
В связи с тем, что отрасль сельского хозяйства является одной из самых травмоопасных сфер деятельности в экономике республики, необходимо разработать наглядные и доступные для усвоения цветные иллюстрированные пособия по охране труда по наиболее травмоопасным видам сельскохозяйственных работ (с графическим изображением травмоопасных ситуаций). Требуется 2000 экземпляров таких пособий.
3. Для решения задачи по улучшению состояния условий и охраны труда в организациях предусматривается выполнение следующих мероприятий:
3.1. Развитие системы совершенствования и активизации аттестации рабочих мест по условиям труда (разработка и выпуск рекомендаций, методических пособий, комментариев, обучение членов аттестационных комиссий организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней и субъектов малого предпринимательства и т.д.).
В настоящее время, по статистическим данным, в республике аттестовано более 51% рабочих мест, на которых заняты в основном работники средних и крупных предприятий химии, нефтехимии, машиностроения. Слабо ведется эта работа в бюджетных организациях, субъектах малого предпринимательства в связи с тем, что это дорогостоящая процедура. Имеет место низкое качество аттестации рабочих мест по условиям труда. В связи с этим необходимы принятие мер по активизации и совершенствованию данной работы, разработка и выпуск рекомендаций, методических пособий, комментариев, а также обучение членов аттестационных комиссий бюджетных организаций и субъектов малого предпринимательства.
3.2. Организация контрольных замеров факторов производственной среды на рабочих местах в целях повышения эффективности государственной экспертизы условий труда с привлечением аккредитованных в установленном порядке исследовательских лабораторий.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ № 244 издано 25.04.2003, а не 25.04.2009.

При осуществлении государственной экспертизы условий труда по обращениям граждан, запросам судебных органов, органов надзора и контроля, бюджетных организаций в отдельных случаях возникает необходимость провести контрольные инструментальные замеры уровней вредных факторов производственной среды на рабочих местах. Возможность проведения лабораторных исследований с привлечением исследовательских лабораторий, аккредитованных в установленном порядке, при осуществлении государственной экспертизы условий труда предусмотрена статьей 216.1 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2009 № 244 "Об утверждении Положения о проведении государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации". Контрольные замеры являются подтверждением достоверности оценки фактических условий труда и результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, наличия вредных и опасных факторов на рабочем месте. Данное мероприятие Программы направлено на защиту интересов работников, на безопасные и здоровые условия труда в соответствии с требованиями законодательства.
3.3. Обеспечение статистического наблюдения по охране труда по статистической полугодовой форме № 1 - охрана труда в разрезе городов, районов, видов экономической деятельности, крупных и средних предприятий республики в целях проведения мониторинга состояния условий труда, проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
В республике значительная часть работников занята в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, тяжелым физическим трудом. На многих предприятиях рабочие места с вредными условиями труда не приводятся в соответствие с установленными нормативами, условия труда занятых на них работников не улучшаются. В целях анализа состояния условий труда в республике и принятия эффективных мер по их улучшению необходимо проведение статистического наблюдения по охране труда в течение года, а также статистического наблюдения за ходом проведения аттестации рабочих мест и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников на крупных и средних предприятиях республики.
3.4. Проведение семинаров и совещаний по условиям и охране труда в городских округах и муниципальных районах республики.
Необходимость проведения таких мероприятий связана с тем, что они содействуют активизации работы по улучшению условий и охраны труда в муниципальных образованиях республики, повышению внимания к решению этих вопросов со стороны органов местного самоуправления и работодателей.
3.5. Разработка методических документов, рекомендаций, информационных карт рисков по травмоопасным профессиям в целях внедрения международных стандартов в области охраны труда.
Данное мероприятие направлено на внедрение отдельных положений международных стандартов в условиях развития экономики нашей республики. В 2008 году при реализации указанной Программы было проанализировано большое количество нормативных документов, литературы, графического материала, разработаны методика и информационные карты опасностей (рисков) по ряду травмоопасных строительных профессий (каменщик, маляр, подсобный рабочий, стропальщик) с использованием опыта Международной организации труда.
В связи с тем, что строительство относится к самой травмоопасной сфере деятельности, необходимо продолжить работу в данном направлении и разработать информационные карты рисков и на другие травмоопасные профессии, например: плотников, электросварщиков ручной сварки, электрогазосварщиков, изолировщиков, монтажников технологического оборудования и связанных с ним конструкций, монтажников по монтажу стальных и железобетонных конструкций, промышленных альпинистов, бетонщиков, такелажников и механизаторов. Эти разработки будут направлены, прежде всего, на повышение уровня знаний руководителей и специалистов по вопросам охраны труда, по подготовке кадров, врачей, проводящих медицинские осмотры работников, и для предварительного ознакомления работников с условиями труда на рабочем месте, для предупреждения и предотвращения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

V. Управление реализацией Программы и
контроль за ходом ее выполнения

Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на поставку продукции (работ, услуг), заключаемых между Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан и исполнителями программных мероприятий в соответствии с действующим законодательством. При этом обеспечивается прозрачность проведения торгов и других процедур закупок, информация о размещении заказов на поставку товаров (работ, услуг) для реализации мероприятий Программы, а также о заключенных контрактах с исполнителями размещается на сайте Агентства по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан.
Ход реализации Программы рассматривается на заседаниях Республиканской межведомственной комиссии по охране труда.
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан с учетом выделяемых на реализацию Программы средств на очередной финансовый год ежегодно в составе доклада о результатах и основных направлениях деятельности уточняет целевые индикаторы и результаты реализации Программы.
Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет в Министерство экономики Республики Татарстан справочную и аналитическую информацию о реализации Программы; ежегодно в составе доклада о результатах и основных направлениях деятельности направляет в Министерство экономики Республики Татарстан и Министерство финансов Республики Татарстан информацию о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств.
Министерство экономики Республики Татарстан с участием Министерства финансов Республики Татарстан и Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан подготавливает и представляет в Кабинет Министров Республики Татарстан информацию о ходе реализации Программы за отчетный период в составе сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Республики Татарстан в установленном порядке.

VI. Оценка социально-экономической эффективности
Программы

Социальный эффект от реализации Программы выражается в:
сокращении численности работников, занятых в неблагоприятных условиях труда;
снижении уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
повышении уровня защиты работников от воздействия вредных и опасных производственных факторов;
повышении социальной защищенности работников на право безопасных условий труда.
Экономический эффект оценивается следующими показателями:
снижение материальных затрат на восстановление здоровья работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве, производственно-обусловленных заболеваний, профессиональных заболеваний;
снижение затрат на возмещение вреда, причиненного работникам в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
снижение затрат на предоставление льгот и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда, с тяжелыми условиями труда;
снижение инвалидности вследствие увечья на производстве или профессионального заболевания и затрат в области здравоохранения в связи с этим;
повышение производительности труда за счет сокращения потерь рабочего времени;
сокращение затрат на ремонт и замену оборудования после поломок, совершенных временными работниками, замещающими основных работников на время их болезни из-за травм и производственно-обусловленных заболеваний и не имеющими достаточного опыта работы и квалификации.
Социально-экономический эффект выражается достижением значений индикаторов оценки уровня жизни населения, социально-экономического положения Республики Татарстан по функции управления охраной труда (таблица 3).

Таблица 3

+-----------------------------------+-------------------------------------+
¦      Наименование индикатора      ¦         Прогнозные значения         ¦
¦                                   ¦             индикаторов             ¦
¦                                   +---------+------+------+------+------+
¦                                   ¦ 2008 г. ¦ 2009 ¦ 2010 ¦ 2011 ¦ 2012 ¦
¦                                   ¦ (факт.) ¦  г.  ¦  г.  ¦  г.  ¦  г.  ¦
+-----------------------------------+---------+------+------+------+------+
¦1.    Число     пострадавших     на¦   1,6   ¦ 1,6  ¦ 1,8  ¦ 1,7  ¦ 1,6  ¦
¦производстве  из  расчета  на  1000¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦работающих                         ¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+-----------------------------------+---------+------+------+------+------+
¦2.       Число        человеко-дней¦  54,9   ¦ 54,9 ¦ 55,1 ¦ 55,0 ¦ 54,9 ¦
¦нетрудоспособности  в  расчете   на¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦одного  пострадавшего  в  связи   с¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦производственными    увечьями     и¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦травмами                           ¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+-----------------------------------+---------+------+------+------+------+
¦3.   Удельный    вес    работников,¦  22,7   ¦ 22,7 ¦ 23,1 ¦ 22,9 ¦ 22,7 ¦
¦занятых  в   условиях   труда,   не¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦соответствующих          санитарно-¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
¦гигиеническим нормам, %            ¦         ¦      ¦      ¦      ¦      ¦
+-----------------------------------+---------+------+------+------+------+

Экономический эффект от реализации Программы будет выражаться также в увеличении средств, выделяемых работодателями на мероприятия по охране труда, что обеспечит повышение безопасности работающих.
Реализация Программы продолжит совершенствование организационных и экономических принципов деятельности работодателей, направленных на обеспечение здоровых и безопасных условий труда. Тем самым средства, выделяемые на реализацию Программы из бюджета Республики Татарстан, будут способствовать увеличению собственных вложений организаций на реализацию мероприятий по охране труда.
Так, по итогам 2008 года при расходовании финансовых средств на охрану труда (в среднем по республике) в размере 4713 рублей в расчете на одного работающего общие расходы на охрану труда при численности 1,8 млн человек работающих составили около 8,5 млрд рублей. При тенденции ежегодного увеличения в среднем на 20% объемов средств, направляемых на реализацию мероприятий по охране труда, затраты на охрану труда в 2012 году на предприятиях и в организациях республики могут достигнуть 17 млрд рублей.
Увеличение затрат на охрану труда повлечет улучшение условий труда работающих и снижение производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Реализация Программы позволит сохранить жизнь и здоровье многим работникам, что нельзя оценить в материальном выражении.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru