Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2009 г. № 651-п

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
ПЕРМСКОГО КРАЯ ОТ 20.01.2009 № 8-П "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ
НА РЫНКЕ ТРУДА ПЕРМСКОГО КРАЯ В 2009 ГОДУ"


В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ от 31.12.2008 № 1089 имеет название "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", а не "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" Правительство Пермского края постановляет:

Программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в 2009 году изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему Постановлению.

Председатель
Правительства края
В.А.СУХИХ





Приложение
к Постановлению
Правительства
Пермского края
от 23.09.2009 № 651-п

УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
Правительства
Пермского края

ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО СНИЖЕНИЮ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА
ПЕРМСКОГО КРАЯ В 2009 ГОДУ

I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

┌────────────────┬────────────────────────────────────────────────────────┐
│Наименование    │Программа дополнительных мер по снижению напряженности  │
│Программы       │на рынке труда Пермского края в 2009 году (далее -      │
│                │Программа)                                              │
├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤
│Наименование    │Агентство по занятости населения Пермского края         │
│уполномоченного │                                                        │
│органа          │                                                        │
│исполнительной  │                                                        │
│власти Пермского│                                                        │
│края            │                                                        │
├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤
│Основания для   │Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1│
│разработки      │"О занятости населения в Российской Федерации",         │
│Программы       │Постановление Правительства Российской Федерации от     │
│                │31 декабря 2008 г. № 1089 "О предоставлении субсидий из │
│                │федерального бюджета бюджетам субъектов Российской      │
│                │Федерации на реализацию дополнительных мероприятий,     │
│                │направленных на снижение напряженности на рынке труда   │
│                │субъектов Российской Федерации"                         │
├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤
│Участники       │Исполнительные органы государственной власти Пермского  │
│Программы       │края, органы местного самоуправления Пермского края,    │
│                │организации Пермского края, работники организаций,      │
│                │находящиеся под риском увольнения, незанятое население, │
│                │безработные                                             │
├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤
│Срок реализации │2009 год                                                │
│Программы       │                                                        │
├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤
│Этапы Программы │1-й этап - февраль-апрель 2009 г. - подготовка к        │
│                │реализации мероприятий Программы;                       │
│                │2-й этап - май-декабрь 2009 г. - реализация мероприятий │
│                │Программы                                               │
├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤
│Цель Программы  │Снижение негативных социально-экономических последствий │
│                │возможного увольнения работников и предупреждение роста │
│                │безработицы                                             │
├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤
│Задачи Программы│1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда       │
│                │работников, находящихся под риском увольнения.          │
│                │2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест.   │
│                │3. Развитие территориальной трудовой мобильности        │
│                │населения Пермского края                                │
├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤
│Основные        │1. Опережающее профессиональное обучение работников в   │
│мероприятия     │случае угрозы массового увольнения (установление        │
│Программы       │неполного рабочего времени, временная приостановка      │
│                │работ, предоставление отпусков без сохранения заработной│
│                │платы, мероприятия по высвобождению работников).        │
│                │2. Организация общественных работ, временного           │
│                │трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта  │
│                │работы безработных граждан, граждан, ищущих работу,     │
│                │включая выпускников образовательных учреждений, а также │
│                │работников в случае угрозы массового увольнения.        │
│                │3. Содействие развитию малого предпринимательства и     │
│                │самозанятости безработных граждан.                      │
│                │4. Оказание адресной поддержки гражданам, включая       │
│                │организацию их переезда в другую местность для замещения│
│                │рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках          │
│                │реализации федеральных целевых программ и инвестиционных│
│                │проектов                                                │
├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤
│Объемы и        │Общий объем финансирования Программы в 2009 году -      │
│источники       │941,38 млн. рублей, в том числе:                        │
│финансирования  │субсидия федерального бюджета - 859,24 млн. рублей;     │
│Программы       │средства бюджета Пермского края - 82,14 млн. рублей     │
├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤
│Целевой         │Сдерживание зарегистрированной безработицы на уровне    │
│показатель      │3,0% (к численности экономически активного населения    │
│Программы       │края) на конец 2009 года                                │
├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤
│Показатели      │1. Прохождение профессиональной переподготовки          │
│результативности│(повышения квалификации, обучения новой профессии,      │
│Программы       │стажировки на новом рабочем месте) не менее 6,3 тысячи  │
│                │работников организаций, находящихся под риском          │
│                │увольнения.                                             │
│                │2. Организация общественных работ и временного          │
│                │трудоустройства для 41,1 тысячи работников, находящихся │
│                │под риском увольнения, незанятых и безработных граждан. │
│                │3. Организация малого предпринимательства и             │
│                │самозанятости не менее 1757 безработных граждан.        │
│                │4. Оказание адресной финансовой поддержки не менее 100  │
│                │жителям Пермского края, переехавшим в другую местность  │
│                │для замещения рабочих мест                              │
├────────────────┼────────────────────────────────────────────────────────┤
│Система         │Управление реализацией Программы осуществляет Агентство │
│организации     │по занятости населения Пермского края на основе         │
│управления и    │постоянного взаимодействия с исполнителями мероприятий  │
│контроль за     │Программы согласно приложению 2 к Программе и           │
│исполнением     │Федеральной службой по труду и занятости.               │
│Программы       │Агентство по занятости населения Пермского края         │
│                │ежеквартально, в срок до 15-го числа месяца, следующего │
│                │за отчетным кварталом, представляет в Федеральную службу│
│                │по труду и занятости отчет о расходах субсидий из       │
│                │федерального бюджета краевому бюджету Пермского края на │
│                │реализацию мер по поддержке рынка труда по форме,       │
│                │утверждаемой Минздравсоцразвития России.                │
│                │Контроль за ходом исполнения Программы осуществляет     │
│                │Правительство Пермского края                            │
└────────────────┴────────────────────────────────────────────────────────┘

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

2.1. Анализ текущей ситуации на рынке труда Пермского края

В IV квартале 2008 года и начале 2009 года на рынке труда Пермского края наметился целый ряд негативных тенденций, свидетельствующих об ухудшении экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности.

2.1.1. Высвобождение работающих из экономики

В соответствии с уведомлениями, полученными государственными учреждениями - центрами занятости населения городов и районов (далее - ГУ ЦЗН) от организаций Пермского края, в течение января-декабря 2008 года из организаций региона было высвобождено 13,8 тыс. работающих.
Начиная с октября 2008 года организации резко усилили активность, связанную с сокращением штатов, реорганизацией или ликвидацией (на основании пунктов 1 и 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации).
Общая численность работников, получивших в течение января-июля 2009 года предупреждения о планируемом высвобождении, составляет 33,3 тыс. чел. (в 3,4 раза выше аналогичного периода 2008 г.), в том числе в Перми - 10,8 тыс. чел. (33% общих объемов высвобождений по краю), Чайковском - 2,0 тыс. чел., Березниках - 1,8 тыс. чел., Лысьве - 1,6 тыс. чел., Краснокамске - 1,5 тыс. чел., Чусовом - 1,3 тыс. чел. Рост объемов высвобождений по сравнению с предыдущим годом отмечен во всех муниципальных образованиях края, кроме Красновишерского муниципального района (рис. 1).

Рис. 1. Динамика высвобождений из экономики Пермского края
в 2007-2009 годах

  7000 ┐
       │                                                                                           6043
  6000 ┼                                                                                           ┌───┐
       │                           5116                                                            │   │
ч 5000 ┼                           ┌───┐                                                           │   │
е      │           4115            │   │                                                           │   │
л 4000 ┼           ┌───┐           │   │                           3340                            │   │
о      │           │   │           │   │           3094            ┌───┐                           │   │
в 3000 ┼           │   │           │   │           ┌───┐           │   │           2568            │   │
е      │           │   │           │   │           │   │           │   │           ┌───┐           │   │
к 2000 ┼ 1392 1389 │   │           │   │           │   │           │   │           │   │ 1339 1348 │   │
       │ ┌───┐┌───┐│   │ 1136  973 │   │ 1164      │   │  890      │   │ 1155  859 │   │ ┌───┐┌───┐│   │
  1000 ┼ │   ││   ││   │ ┌───┐┌───┐│   │ ┌───┐ 670 │   │ ┌───┐ 703 │   │ ┌───┐┌───┐│   │ │   ││   ││   │
       │ │   ││   ││   │ │   ││   ││   │ │   │┌───┐│   │ │   │┌───┐│   │ │   ││   ││   │ │   ││   ││   │
     0 ┼─┴───┴┴───┴┴───┴┬┴───┴┴───┴┴───┴┬┴───┴┴───┴┴───┴┬┴───┴┴───┴┴───┴┬┴───┴┴───┴┴───┴┬┴───┴┴───┴┴───┴┬─
         2007 2008 2009  2007 2008 2009  2007 2008 2009  2007 2008 2009  2007 2008 2009  2007 2008 2009
         год  год  год   год  год  год   год  год  год   год  год  год   год  год  год   год  год  год
             январь          февраль           март           апрель           май            июнь

  7000 ┐
  6000 ┼
ч 5000 ┼
е      │
л 4000 ┼           3386                                                                       3394
о      │           ┌───┐                                                                      ┌───┐
в 3000 ┼           │   │           2679            2332                  2762            2483 │   │
е      │           │   │           ┌───┐           ┌───┐                 ┌───┐           ┌───┐│   │
к 2000 ┼           │   │           │   │           │   │                 │   │           │   ││   │
       │ 1038  877 │   │  919  814 │   │ 1175  995 │   │      1015       │   │ 766       │   ││   │
  1000 ┼ ┌───┐┌───┐│   │ ┌───┐┌───┐│   │ ┌───┐┌───┐│   │  330 ┌───┐      │   │┌───┐      │   ││   │
       │ │   ││   ││   │ │   ││   ││   │ │   ││   ││   │ ┌───┐│   │      │   ││   │      │   ││   │
     0 ┼─┴───┴┴───┴┴───┴┬┴───┴┴───┴┴───┴┬┴───┴┴───┴┴───┴┬┴───┴┴───┴─────┬┴───┴┴───┴─────┬┴───┴┴───┴─────┐
         2007 2008 2009  2007 2008 2009  2007 2008 2009  2007 2008       2007 2008       2007 2008
         год  год  год   год  год  год   год  год  год   год  год        год  год        год  год
              июль           август          сентябрь        октябрь          ноябрь         декабрь

Наибольшая численность работников, получивших в течение 2009 года предупреждения о высвобождении, приходится на обрабатывающие производства (классы 15-37) - 13,2 тыс. чел./39,6%, из них класс 29 "Производство машин и оборудования" - 3,3 тыс. чел., класс 31 "Производство электрических машин и электрооборудования" - 2,5 тыс. чел., класс 27 "Металлургическое производство" - 1,9 тыс. чел. По классам 40 "Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды", 45 "Строительство", 60 "Деятельность сухопутного транспорта" объемы высвобождений превышают 1 тыс. чел.

2.1.2. Массовые высвобождения и неполная занятость

С октября 2008 года Агентством по занятости населения Пермского края (далее - Агентство) осуществляется ежемесячный мониторинг массовых увольнений и неполной занятости работников.
По состоянию на 1 августа 2009 года массовые высвобождения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также введение режимов неполного рабочего времени, временная приостановка работы (простой) и предоставление работникам отпусков без сохранения заработной платы наблюдаются в 43 муниципальных образованиях Пермского края (из 48).
Показатели массовых высвобождений и неполной занятости, которая является основным фактором риска потери работы, наиболее интенсивно возрастали в начале года, однако в последние месяцы стабилизировались:
по состоянию на 1 августа 2009 года в краевой перечень организаций, заявивших о планируемом массовом высвобождении работников, а также о введении режимов неполного рабочего времени, временной приостановке работы (простое) и предоставлении работникам отпусков без сохранения заработной платы, входит 400 организаций с численностью работников 134,5 тыс. чел. - это 12% от численности занятого населения Пермского края. То есть процессы свертывания занятости не носят обвального характера;
в течение июля 17 предприятий города Перми вернулись в нормальный режим работы, среди них такие крупные, как Пермское отделение СвЖД (9 тыс. работающих), ОАО "Пермский моторный завод" (2,9 тыс. работающих);
всего за период проведения мониторинга из него исключено 71 предприятие в связи с нормализацией ситуации и снятием риска высвобождения работников;
численность работников, находящихся в простое по вине работодателя, также стабилизировалась и составляет 5,9 тыс. чел. (январь - 8,8 тыс. чел.), работающих неполное рабочее время - 42,6 тыс. чел. (апрель - 60,0 тыс. чел.), численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации, - 772 чел.

2.1.3. Задолженность по выплате заработной платы

По данным организаций, сообщивших сведения о задолженности по заработной плате по состоянию на 1 января 2009 года, в целом по краю суммарная задолженность составляла 70,9 млн. рублей, к началу июля она возросла в 2,5 раза и составила 173,9 млн. рублей, в том числе в обрабатывающих производствах - 121,8 млн. рублей, в строительстве - 27,3 млн. рублей, в сельском хозяйстве и лесозаготовках - 17,0 млн. рублей.
Численность работников, перед которыми организации имеют просроченную задолженность по заработной плате, составила 12,5 тыс. человек.

2.1.4. Состояние регистрируемого рынка труда

В период с 2005 года по ноябрь 2008 года состояние регистрируемого рынка труда Пермского края было достаточно стабильным. Среднегодовая численность безработных, зарегистрированных в установленном порядке в органах службы занятости, колебалась в пределах 20-22 тыс. человек. Однако в декабре 2008 года произошел резкий скачок численности безработных (+6,9 тыс. чел.), который специалисты краевой службы занятости связывают, кроме нарастания кризисных явлений в экономике, с ростом привлекательности условий предоставления госуслуги по осуществлению социальных выплат безработным.
В начале 2009 года обострение ситуации на регистрируемом рынке труда региона продолжилось, однако в последние месяцы наметилась тенденция к сокращению численности зарегистрированных в органах службы занятости безработных. На 1 августа она составила 47,4 тыс. чел. - по сравнению с пиковым значением на конец апреля (49,9 тыс. чел.) это ниже на 2490 чел. (минус 4,9%) (рис. 2).
Уровень регистрируемой безработицы в регионе в последние месяцы сократился с 3,45 до 3,26%.

                                                   49,9
                                            46,5  ┌────┐  47,8          47,4
                                     42,2  ┌────┐ │    │ ┌────┐  45,6  ┌────┐
                              34,7  ┌────┐ │    │ │    │ │    │ ┌────┐ │    │
                       29,1  ┌────┐ │    │ │    │ │    │ │    │ │    │ │    │
                22,2  ┌────┐ │    │ │    │ │    │ │    │ │    │ │    │ │    │
         18,7  ┌────┐ │    │ │    │ │    │ │    │ │    │ │    │ │    │ │    │
  17,5  ┌────┐ │    │ │    │ │    │ │    │ │    │ │    │ │    │ │    │ │    │
 ┌────┐ │    │ │    │ │    │ │    │ │    │ │    │ │    │ │    │ │    │ │    │
 │ 1,2│ │ 1,3│ │ 1,5│ │ 2,0│ │ 2,4│ │ 2,9│ │ 3,2│ │ 3,5│ │ 3,3│ │ 3,2│ │ 3,3│
 │  *─┼─┼──*─┼─┼──*─┼─┼──*─┼─┼──*─┼─┼──*─┼─┼──*─┼─┼──*─┼─┼──*─┼─┼──*─┼─┼──* │
─┴────┴─┴────┴─┴────┴─┴────┴─┴────┴─┴────┴─┴────┴─┴────┴─┴────┴─┴────┴─┴────┴───
 01.10. 01.11. 01.12. 01.01. 01.02. 01.03. 01.04. 01.05. 01.06. 29.06. 31.07.
  2008   2008   2008   2009   2009   2009   2009   2009   2009   2009   2009

Рис. 2. Динамика показателей регистрируемой безработицы
в Пермском крае в январе-июле 2009 года

Однако данная тенденция пока очень неустойчива и находится под сильным влиянием процессов в сфере высвобождения: в середине июля были зафиксированы недельные колебания численности безработных, вызванные обращением в органы службы занятости населения для постановки на учет граждан, уволенных из организаций в июне.
В конце 2008 года и в I квартале 2009 года в экономике Пермского края резко упал спрос на рабочую силу. Однако с апреля отмечено существенное увеличение количества заявленных работодателями вакансий, которое по итогам 1-го полугодия превысило показатели прошлого года (64,2 тыс. вакансий и 62,5 тыс. вакансий соответственно). Это позволило добиться увеличения объемов трудоустройства при посредничестве службы занятости в 1-м полугодии 2009 года по сравнению с показателями прошлого года (44,2 тыс. чел. и 42,2 тыс. чел. соответственно), по безработным они возросли более существенно (20,7 тыс. чел. и 14,8 тыс. чел. соответственно).
Удалось стабилизировать и ситуацию в моноэкономических поселениях края: на конец июля 2009 года уровень регистрируемой безработицы ни в одном из них не превышал критических значений (Березники - 0,8%, Соликамск - 1,7%, Александровск - 2,4%, Чусовой - 2,5%, пос. Майский - 1,8%, с. Усть-Качка - 0,8%, с. Платошино - 3,1%, пос. Уральский - 8,1%).

2.2. Прогноз на 2009 год

2.2.1. Динамика спроса на рабочую силу

По оценкам департамента экономического развития аппарата Правительства Пермского края, масштабы высвобождения работников по инициативе работодателей из экономики региона в 2009 году могут составить 40-50 тыс. чел. (2-3% от численности занятого населения), то есть окажутся в 3-4 раза выше сложившихся в последние годы объемов. Не меньший объем, то есть около 50 тыс. человек, составит сокращение численности работающих по другим причинам (увольнение по собственному желанию, расторжение контрактов по соглашению сторон и т.д.).
По отраслям экономики основной объем увольнений придется на обрабатывающие производства (20-30 тыс. чел.), торговлю (10-15 тыс. чел.), транспорт и связь (10-15 тыс. чел.), строительство (12 тыс. чел.).
По профессионально-квалификационным группам увольнения больше всего затронут административно-управленческий персонал, служащих (30-50% общей численности высвобожденных) и неквалифицированных рабочих (20-30%).
Вместе с тем, в результате реализации ряда федеральных, краевых и муниципальных программ и проектов в отдельных видах деятельности и территориях будет создано ориентировочно 16 тыс. рабочих мест, однако это количество не сможет компенсировать прогнозируемых масштабов снижения спроса на рабочую силу в результате кризисных явлений в экономике.
Прогнозный баланс движения численности занятого населения Пермского края в 2009 году по видам экономической деятельности приведен в приложении 1 к Программе.
В случае непринятия дополнительных мер по стимулированию и поддержке спроса экономики Пермского края на рабочую силу в 2009 году прогнозируется заметное ухудшение показателей занятости и общей безработицы (по методологии Международной организации труда (далее - МОТ) - среднегодовая численность занятых в экономике (эффективный спрос на рабочую силу) сократится до 1260-1240 тыс. чел., что соответствует уровню занятости менее 60%. Соответственно, общая численность безработных может возрасти до 140-160 тыс. чел., а уровень общей безработицы - до 10-12% к численности экономически активного населения (август 2008 г. - 109 тыс. человек и 7,5%, май 2009 г. - 145,3 тыс. человек и 10,4% соответственно).

2.2.2. Перспективы развития регистрируемого рынка труда

Деятельность краевой службы занятости населения по реализации переданных полномочий осуществляется на основе Указа губернатора Пермского края от 25 июля 2007 г. № 55 "О целях, задачах и целевых показателях деятельности Правительства Пермского края на 2007-2010 годы", а также ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Пермского края на 2009-2011 годы", утвержденной Приказом Агентства от 5 декабря 2008 г. № 126/1 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Пермского края на 2009-2011 годы".
В соответствии с утвержденными целевыми показателями деятельности Агентства в рамках реализации переданных полномочий, финансируемых за счет субвенции федерального бюджета, на 2009 год планировалось:
обеспечить обращение в ГУ ЦЗН за содействием в поиске работы не менее 120 тыс. чел.;
оказать содействие в трудоустройстве не менее 90,0 тыс. ищущих работу граждан, в том числе по программам временной занятости - не менее 20,8 тыс. чел.;
направить на профессиональное обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, не менее 6,2 тыс. безработных;
выдать предложения на оформление пенсии по возрасту досрочно 1,0 тыс. безработных;
поддерживать численность зарегистрированных в установленном порядке безработных не более 24,0 тыс. чел. (в среднегодовом исчислении);
обеспечить поддержание регистрируемой безработицы в целом по краю на уровне 1,5-1,7%.
В целом за счет реализации переданных полномочий государственные услуги в сфере содействия занятости должны получить не менее 300 тысяч жителей Пермского края.
Однако в связи с неблагоприятным прогнозом развития ситуации в экономике и на рынке труда региона численность незанятых граждан, которые могут обратиться за получением государственных услуг в ГУ ЦЗН, может резко возрасти и составить от 200 до 250 тыс. чел. (рост в 2 раза по сравнению с 2008 г.), что на фоне выраженного ухудшения возможностей трудоустройства может вызвать стремительный рост численности безработных (до 50-70 тыс. чел. в среднемесячном исчислении) и уровня безработицы (до 3,5-5,0% к численности экономически активного населения (далее - ЭАН). В моноэкономических поселениях, отдаленных и депрессивных территориях уровень безработицы может достигать 20-30%, что влечет за собой угрозу серьезных социальных последствий.

2.3. Основные направления стабилизации ситуации на рынке труда

Для предотвращения негативного развития ситуации на рынке труда Пермского края, вызванного последствиями мирового финансового кризиса, необходимы взаимодействие и согласованность действий всех заинтересованных сторон, в том числе исполнительных органов государственной власти Пермского края, органов местного самоуправления Пермского края, работодателей, осуществляющих свою деятельность на территории Пермского края (далее - работодатели). Инструментом налаживания взаимодействия, выработки общих подходов всех заинтересованных сторон к улучшению ситуации на рынке труда Пермского края является данная Программа. Необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на региональном и локальных рынках труда, по следующим направлениям:
повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения. Опережающее обучение по профессиям, востребованным на рынке труда, будет способствовать занятости работников как в своей организации (по новой профессии или после повышения квалификации по имеющейся профессии (специальности), так и в других организациях по месту проживания или с переездом в другую местность;
стимулирование сохранения и создания рабочих мест. Развитие предпринимательских инициатив безработных граждан будет направлено на расширение сфер занятости за счет малого бизнеса. Организация общественных работ и других видов временной занятости для работников, находящихся под риском увольнения, будет способствовать сохранению кадрового состава организаций. Кроме того, в условиях ограничения возможностей трудоустройства в трудоизбыточных территориях необходимо создание временных рабочих мест для значительного количества проживающих в них длительно незанятых граждан;
развитие территориальной трудовой мобильности населения Пермского края. Перераспределение трудовых ресурсов из трудоизбыточных в трудонедостаточные территории Пермского края будет способствовать сохранению конкурентоспособного, квалифицированного кадрового потенциала Пермского края до периода устранения негативных экономических тенденций. В 2009 году кадровая потребность стратегических инвестиционных проектов Пермского края составляет не менее 5 тыс. чел., кадровая потребность инвестиционных проектов, реализуемых на уровне муниципальных образований, - 8-10 тыс. чел. В рамках реализации инвестиционных проектов существует острая потребность организаций в квалифицированных рабочих кадрах, в особенности по следующим профессиональным группам: станочники, наладчики, слесари-ремонтники, каменщики, монтажники, отделочники на строительных работах, сварщики, водители, машинисты подвижного оборудования, машинисты бульдозеров, машинисты экскаваторов, слесари-ремонтники, обработчики древесины, электромонтеры, а также специалисты инженерно-технического состава. В рамках создания новых прорывных продуктов в двигателестроении (ОАО "Пермский моторный завод", ОАО "Авиадвигатель") будут востребованы высококвалифицированные специалисты инженерного состава.

2.3.1. Регулирование трудовой миграции

Регулирование трудовой миграции может стать дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения региона.
В 2008 году Пермскому краю определена квота на привлечение иностранных работников в размере 21151 чел., в том числе для визовых стран - 6663 чел., для безвизовых стран (СНГ) - 14488 чел.
По данным Управления Федеральной миграционной службы по Пермскому краю, в течение 2008 года получили разрешение на работу в регионе 19391 чел., выполнение квоты составило 91,7%, в том числе 2655 граждан из визовых стран (39,8% от квоты) и 16736 граждан из стран СНГ (115,5% квоты).

]]>
│   │гражданина, основание - Постановление     │руб. │        │        │        │
│   │Правительства РФ от 20 октября 2002 г.    │     │        │        │        │
│   │№ 729                                     │     │        │        │        │
├───┼──────────────────────────────────────────┼─────┼────────┼────────┼────────┤
│ 5 │Размер суточных расходов, всего           │тыс. │  20,0  │  10,0  │  10,0  │
│   │(стр. 1 x стр. 4 x 2)                     │руб. │        │        │        │
├───┼──────────────────────────────────────────┼─────┼────────┼────────┼────────┤
│ 6 │Расходы по найму жилого помещения одного  │тыс. │   0,550│   0,550│   0,550│
│   │гражданина, основание - Постановление     │руб. │        │        │        │
│   │Правительства РФ от 20 октября 2002 г.    │     │        │        │        │
│   │№ 729                                     │     │        │        │        │
├───┼──────────────────────────────────────────┼─────┼────────┼────────┼────────┤
│ 7 │Расходы по найму жилого помещения, всего  │тыс. │4950,0  │2475,0  │2475,0  │
│   │(стр. 1 x стр. 6 x стр. 8)                │руб. │        │        │        │
├───┼──────────────────────────────────────────┼─────┼────────┼────────┼────────┤
│ 8 │Средняя продолжительность пребывания в    │дней │   90   │   90   │   90   │
│   │другой местности                          │     │        │        │        │
├───┼──────────────────────────────────────────┼─────┼────────┼────────┼────────┤
│ 9 │Размер субсидии на оказание адресной      │тыс. │5270,0  │2635,0  │2635,0  │
│   │поддержки гражданам, включая организацию  │руб. │        │        │        │
│   │их переезда в другую местность            │     │        │        │        │
│   │(стр. 3 + стр. 5 + стр. 7)                │     │        │        │        │
└───┴──────────────────────────────────────────┴─────┴────────┴────────┴────────┘

4. Содействие развитию малого предпринимательства
и самозанятости безработных граждан

┌───┬──────────────────────────────────────────┬─────┬────────┬─────────────────┐
│ № │                                          │ Ед. │ Всего  │   В том числе   │
│п/п│                                          │изм. │        ├────────┬────────┤
│   │                                          │     │        │феде-   │бюджет  │
│   │                                          │     │        │ральный │Пермско-│
│   │                                          │     │        │бюджет  │го края │
├───┼──────────────────────────────────────────┼─────┼────────┼────────┼────────┤
│ 1 │                    2                     │  3  │   4    │   5    │   6    │
├───┼──────────────────────────────────────────┼─────┼────────┼────────┼────────┤
│ 1 │Численность участников мероприятия (Чуп)  │чел. │  1757  │  1656  │  101   │
├───┼──────────────────────────────────────────┼─────┼────────┼────────┼────────┤
│ 2 │Продолжительность выплаты пособия по      │мес. │   12   │   12   │   X    │
│   │безработице безработным гражданам         │     │        │        │        │
├───┼──────────────────────────────────────────┼─────┼────────┼────────┼────────┤
│ 3 │Максимальный размер пособия по безработице│руб. │   X    │  5635  │   X    │
│   │с учетом уральского коэффициента (15%)    │     │        │        │        │
├───┼──────────────────────────────────────────┼─────┼────────┼────────┼────────┤
│ 4 │Максимальный размер пособия по безработице│руб. │   X    │  4900  │   X    │
│   │без учета уральского коэффициента (15%)   │     │        │        │        │
├───┼──────────────────────────────────────────┼─────┼────────┼────────┼────────┤
│ 5 │Размер субсидии на содействие развитию    │тыс. │105146,5│ 99146,5│ 6000,0 │
│   │малого предпринимательства и самозанятости│руб. │        │        │        │
│   │безработных граждан рассчитывается по     │     │        │        │        │
│   │формуле:                                  │     │        │        │        │
│   │Смпр = Чуп1 x SUM рп1 + Чуп2 x SUM рп2 +  │     │        │        │        │
│   │БУ = 90 x 5,635 x 12 + 1667 x 4,900 x 12 +│     │        │        │        │
│   │1041,054 = 105146,454, где                │     │        │        │        │
│   │Чуп1 = 90 чел. - число участников         │     │        │        │        │
│   │мероприятия, получивших субсидию в размере│     │        │        │        │
│   │годового пособия;                         │     │        │        │        │
│   │Чуп2 = 1667 чел. - число участников       │     │        │        │        │
│   │программы с размером субсидии 58800 руб.; │     │        │        │        │
│   │БУ - банковские услуги (1% субсидии)      │     │        │        │        │
├───┼──────────────────────────────────────────┼─────┼────────┼────────┼────────┤
│   │Всего по Программе                        │тыс. │941383,7│859240,8│82142,9 │
│   │                                          │руб. │        │        │        │
└───┴──────────────────────────────────────────┴─────┴────────┴────────┴────────┘

Расчет произведен на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" и Постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2009 г. № 436 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 г. № 1089".





Приложение 9
к Программе
дополнительных мер по снижению
напряженности на рынке труда
Пермского края в 2009 году

Перечень
образовательных учреждений Пермского края, на базе которых
будет организовано профессиональное обучение работников,
находящихся под риском увольнения

┌───┬──────────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────────┬───────────┐
│ № │   Направление    │                      Учебное заведение                      │Численность│
│п/п│ (специальность,  │                                                             │ граждан,  │
│   │    профессия)    │                                                             │   чел.    │
├───┼──────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│ 1 │        2         │                              3                              │     4     │
├───┼──────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│ 1 │Металлообработка  │Пермский политехнический колледж им. Н.Г.Славянова, Пермский │   1132    │
│   │                  │авиационный техникум им. А.Д.Швецова, ПЛ № 1, Нытвенский     │           │
│   │                  │промышленно-экономический техникум, УЦ "Газпром-Трансгаз",   │           │
│   │                  │ПУ № 10, внутрифирменное обучение, Чайковский государственный│           │
│   │                  │техникум профессиональных технологий и экономики             │           │
├───┼──────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│ 2 │Эксплуатация и    │НОУ "ПЦПО", "Кадр-Информ", ПУ № 9, 51, 84, ПЛ № 47, Очерский │    257    │
│   │ремонт            │профессионально-педагогический колледж, Березниковский       │           │
│   │оборудования      │строительный техникум                                        │           │
│   │электростанций и  │                                                             │           │
│   │сетей             │                                                             │           │
├───┼──────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│ 3 │Строительные,     │НОУ "ПЦПО", "Кадр-Информ", Пермский краевой центр подготовки │    768    │
│   │монтажные и       │кадров строительной отрасли и ЖКХ, НОУ "Учебный              │           │
│   │ремонтно-         │аттестационный центр", ПУ № 39, 51, ПЛ № 47, НОУ "Прогресс", │           │
│   │строительные      │Нытвенский промышленно-экономический техникум, Березниковский│           │
│   │работы            │строительный техникум                                        │           │
├───┼──────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│ 4 │Производство      │ПУ-32, Краснокамский целлюлозно-бумажный техникум, ПУ-78,    │     50    │
│   │целлюлозы, бумаги │НОУ "Прогресс"                                               │           │
│   │и картона         │                                                             │           │
├───┼──────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│ 5 │Специалисты для   │Уральский химико-технологический колледж, ПУ № 85, 35, 51,   │    566    │
│   │нефтехимической   │ПЛ № 47, Соликамский технологический техникум, ЦПКК          │           │
│   │промышленности    │"Пермьнефть", внутрифирменное обучение, Березниковский       │           │
│   │                  │колледж экономики и коммерции                                │           │
├───┼──────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│ 6 │Специалисты       │НОУ "ПЦПО", "Кадр-Информ", ПУ № 2, 17, 68, ПУ № 84           │     49    │
│   │сельского         │                                                             │           │
│   │хозяйства         │                                                             │           │
├───┼──────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│ 7 │Общеотраслевые:   │                                                             │           │
├───┼──────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│ 8 │Бухгалтер         │Пермский колледж экономики и информатики, УЦ службы          │     63    │
│   │                  │занятости, Пермский институт (филиал) Российского            │           │
│   │                  │государственного торгово-экономического университета, НОУ ВПО│           │
│   │                  │"Пермский гуманитарно-технологический институт"              │           │
├───┼──────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│ 9 │Менеджер          │АНОО "Пермский открытый институт конверсии кадров", АНО      │    224    │
│   │                  │"Высшая школа приватизации и предпринимательства - институт",│           │
│   │                  │НОУ ВПО "Пермский гуманитарно-технологический институт"      │           │
├───┼──────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│10 │Инженер (повышение│ГОУ ВПО "Пермский государственный технический университет"   │     50    │
│   │квалификации по   │                                                             │           │
│   │отраслям)         │                                                             │           │
├───┼──────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│11 │Эксплуатация      │Пермский колледж экономики и информатики, УЦ службы          │    237    │
│   │программно-       │занятости, Пермский институт (филиал) Российского            │           │
│   │вычислительных    │государственного торгово-экономического университета, НОУ ВПО│           │
│   │комплексов        │"Пермский гуманитарно-технологический институт", Пермский    │           │
│   │                  │государственный технический университет, Региональный        │           │
│   │                  │межотраслевой центр переподготовки кадров ПГТУ               │           │
├───┼──────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│12 │Специалисты по    │АНОО "Пермский открытый институт конверсии кадров", УЦ службы│    115    │
│   │складским         │занятости                                                    │           │
│   │операциям         │                                                             │           │
├───┼──────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│13 │Транспорт         │Школы РОСТО, НОУ "Учебный аттестационный центр"              │    453    │
├───┼──────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│14 │Общественное      │ПЛ № 77, ПУ № 10, НОУ "Пермский учебный комбинат             │    195    │
│   │питание, торговля │потребкооперации"                                            │           │
│   │и производство    │                                                             │           │
│   │пищевой продукции │                                                             │           │
│   │(повышение        │                                                             │           │
│   │квалификации)     │                                                             │           │
├───┼──────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│15 │Бытовое           │Кунгурский колледж промышленных технологий, управления и     │    115    │
│   │обслуживание,     │дизайна, НОУ "Пермский учебный комбинат потребкооперации"    │           │
│   │легкая            │                                                             │           │
│   │промышленность    │                                                             │           │
├───┼──────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│16 │Гуманитарные      │Пермский государственный педагогический университет, Пермский│    230    │
│   │специальности     │государственный университет, Пермский государственный        │           │
│   │(мастер           │технический университет, Региональный межотраслевой центр    │           │
│   │производственного │переподготовки кадров ПГТУ                                   │           │
│   │обучения,         │                                                             │           │
│   │преподаватель,    │                                                             │           │
│   │психолог, юрист)  │                                                             │           │
├───┼──────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│17 │Электрогазосварщик│НОУ "ПЦПО", "Кадр-Информ", Пермский краевой центр подготовки │    301    │
│   │                  │кадров строительной отрасли и ЖКХ, НОУ "Прогресс", Очерский  │           │
│   │                  │профессионально-педагогический колледж, Березниковский       │           │
│   │                  │строительный техникум, ПЛ № 47, ПУ № 51                      │           │
├───┼──────────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────────┼───────────┤
│18 │Все профессии     │Внутрифирменное обучение                                     │   1002    │
│   │(специальности)   │                                                             │           │
└───┴──────────────────┴─────────────────────────────────────────────────────────────┴───────────┘



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru