
22 декабря 2005 года | N 950-ЗПО |
ЗАКОН
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят
Законодательным Собранием
Пензенской области
21 декабря 2005 года
(в ред. Законов Пензенской обл. от 10.04.2006 № 1006-ЗПО
,
от 12.09.2006 № 1116-ЗПО
, от 24.04.2007 № 1268-ЗПО
,
от 09.07.2007 № 1330-ЗПО
, от 20.02.2008 № 1474-ЗПО
,
от 30.06.2009 № 1758-ЗПО
, от 16.09.2009 № 1792-ЗПО
)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие местного референдума в Пензенской области

1. Местный референдум в Пензенской области (далее - местный референдум) - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской федерации, обладающих правом на участие в местном референдуме.
2. Местный референдум проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными федеральными законами, Уставом
Пензенской области, настоящим Законом, иными законами Пензенской области, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в местном референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования.
3. Местный референдум может проводиться на всей территории муниципального образования.
4. Округ местного референдума включает в себя территорию муниципального образования либо его часть, на которой проводится местный референдум.
Статья 2. Основные принципы участия граждан Российской Федерации в местном референдуме
1. Гражданин Российской Федерации участвует в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
2. Участие гражданина Российской Федерации в местном референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в местном референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
3. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на местном референдуме. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других действиях по подготовке и проведению местного референдума.
4. Гражданин Российской Федерации имеет право участвовать в местном референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
5. Не имеют права участвовать в местном референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
6. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.
7. Иностранные граждане, за исключением случая, указанного в части 6
настоящей статьи, лица без гражданства, иностранные организации не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению инициативы проведения местного референдума и проведению местного референдума, достижению определенного результата на местном референдуме.
8. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на равных основаниях.
9. Гражданин Российской Федерации голосует на местном референдуме соответственно за вынесенный на референдум вопрос или против него непосредственно.
Часть десятая исключена. - Закон
Пензенской обл. от 24.04.2007 № 1268-ЗПО.
(см. текст в предыдущей редакции
)
Статья 3. Законодательство о местном референдуме
1. Законодательство о местном референдуме составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иные федеральные законы, Устав
Пензенской области, настоящий Закон, иные законы Пензенской области, иные нормативные правовые акты о референдумах, принимаемые в Российской Федерации.
2. В случае принятия в период кампании местного референдума закона, содержащего положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения местного референдума, либо в случае внесения в этот период в закон изменений, касающихся порядка подготовки и проведения местного референдума, указанные закон и изменения применяются к референдуму, инициатива проведения которого выдвинута после вступления в силу указанных закона и изменений.
3. Часть третья утратила силу. - Закон
Пензенской обл. от 10.04.2006 № 1006-ЗПО.
(см. текст в предыдущей редакции
)
Статья 4. Порядок исчисления сроков, установленных законодательством Российской Федерации о референдумах
1. Если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.
2. Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем за определенное количество дней или за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то соответственно последним днем или днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
3. Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не ранее чем за определенное количество дней до дня наступления какого-либо события, то первым днем, когда данное действие может (должно) быть осуществлено, является день, после которого остается указанное в настоящем Законе количество дней до дня наступления соответствующего события.
4. Если какое-либо действие может (должно) осуществляться не позднее чем через определенное количество дней после дня наступления какого-либо события, то данное действие может (должно) быть осуществлено в течение указанного в настоящем Законе количества дней. При этом первым днем считается день, следующий после календарной даты наступления этого события, а последним - день, следующий за днем, в который истекает указанное количество дней.
Статья 5. Подготовка и проведение местного референдума
Местный референдум организуют и проводят комиссии местного референдума. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вмешательство в деятельность комиссий местного референдума со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
Статья 6. Финансовое обеспечение местного референдума
1. Расходы, связанные с подготовкой и проведением местного референдума, осуществляются за счет средств, выделенных из соответствующего местного бюджета на указанные цели. При этом за счет средств, выделенных комиссии местного референдума из местного бюджета, до официального опубликования решения о назначении местного референдума производятся только расходы указанной комиссии местного референдума, связанные с проведением проверки подписей, собранных в поддержку инициативы проведения местного референдума.
2. Инициативная группа по проведению местного референдума, за исключением случая, установленного частью 3 статьи 46
настоящего Закона, обязана создать фонд местного референдума для организации сбора подписей граждан в поддержку выдвижения инициативы проведения местного референдума, для финансирования иной своей деятельности по реализации инициативы проведения местного референдума, в том числе агитации по вопросам местного референдума.
Статья 7. Гласность при подготовке и проведении местного референдума
1. Деятельность комиссий местного референдума при его подготовке и проведении, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов местного референдума осуществляется открыто и гласно.
2. Решения комиссий местного референдума, органов государственной власти и органов местного самоуправления Пензенской области, связанные с подготовкой и проведением местного референдума, подлежат опубликованию в средствах массовой информации либо доводятся до сведения участников местного референдума иным способом.
Глава 2. НАЗНАЧЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА
Статья 8. Вопросы местного референдума
1. На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.
2. Федеральным законом, Уставом
, законами Пензенской области, уставом муниципального образования могут быть определены вопросы, подлежащие обязательному вынесению на местный референдум.
(часть вторая в ред. Закона
Пензенской обл. от 20.02.2008 № 1474-ЗПО)
(см. текст в предыдущей редакции
)
3. Вопросы местного референдума не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.
4. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству Пензенской области.
5. Вопрос местного референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на местном референдуме решения.
6. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
2) о персональном составе органов местного самоуправления;
3) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
4) о принятии или об изменении соответствующего местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств соответствующего муниципального образования;
5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
7. Установление иных ограничений для вопросов, выносимых на местный референдум, кроме указанных в настоящей статье, не допускается.
Статья 9. Обстоятельства, исключающие назначение и проведение местного референдума
1. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" местный референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить местный референдум, или на части этой территории, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
2. Представительный орган муниципального образования вправе отказать в назначении местного референдума только в случае нарушения или выдвижения инициативы проведения местного референдума нормативных правовых актов, регулирующих подготовку и проведение соответствующего местного референдума.
3. Уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится. Указанный срок не может превышать два года со дня официального опубликования результатов местного референдума.
4. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установление иных обстоятельств, исключающих назначение и проведение местного референдума, не допускается.
Статья 10. Инициатива проведения местного референдума
1. Инициатива проведения местного референдума принадлежит:
1) гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в местном референдуме;
2) избирательным объединениям, иным общественным объединениям, уставы которых предусматривают участие в выборах и референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные частью 2
настоящей статьи;
3) представительному органу муниципального образования и главе местной администрации, выдвинутой ими совместно.
2. Для выдвижения инициативы проведения местного референдума, предусмотренной пунктами 1
и 2 части 1
настоящей статьи, и сбора подписей граждан Российской Федерации в ее поддержку образуется инициативная группа по проведению местного референдума. Такую инициативную группу вправе образовать гражданин или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в местном референдуме в порядке, установленном статьей 11
настоящего Закона. Выдвинуть инициативу проведения местного референдума может также избирательное объединение, иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в местном референдуме и которое зарегистрировано в порядке, определенном федеральным законом, на уровне, соответствующем уровню данного местного референдума, или на более высоком уровне не позднее чем за один год до дня образования инициативной группы по проведению местного референдума. В этом случае руководящий орган этого избирательного объединения, иного общественного объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного структурного подразделения независимо от его численности выступает в качестве инициативной группы по проведению местного референдума.
3. Для назначения местного референдума инициативная группа по проведению местного референдума, образованная в соответствии с частью 2
настоящей статьи, должна представить в муниципальную комиссию местного референдума подписи участников местного референдума в поддержку инициативы его проведения.
Статья 11. Порядок реализации инициативы проведения местного референдума
1. Каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в местном референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению местного референдума в количестве не менее 10 человек, имеющих право на участие в местном референдуме, для выдвижения инициативы проведения местного референдума.
2. Инициативная группа по проведению местного референдума образуется на собрании граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в местном референдуме.
3. Инициатор (инициаторы) проведения собрания граждан не позднее чем за 10 дней до предполагаемой даты его проведения направляет (направляют) главе администрации муниципального образования, на территории которого планируется провести указанное собрание, письменное заявление с указанием предполагаемых даты, времени и места проведения собрания, а также фамилии, имени, отчества, даты рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно дня и месяца рождения), адреса места жительства инициатора (каждого из инициаторов), проведения собрания граждан.
4. Глава администрации муниципального образования в течение трех дней обязан рассмотреть письменное заявление инициатора (инициаторов) проведения собрания граждан и предоставить необходимое помещение для проведения собрания.
5. Инициатор (инициаторы) проведения собрания граждан информирует (информируют) граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования о намерении провести собрание, на котором образовать инициативную группу по проведению местного референдума, также о формулировке вопроса (вопросов), выносимого (выносимых) на местный референдум.
6. Не позднее чем за семь дней до дня проведения собрания граждан инициатор (инициаторы) письменно уведомляет (уведомляют) органы местного самоуправления муниципального образования, избирательную комиссию муниципального образования о дате, времени и месте проведения собрания.
7. Воспрепятствование проведению собрания граждан, необоснованный перенос места или времени его проведения могут быть обжалованы инициатором (инициаторами) проведения собрания в судебном порядке. Расходы, связанные с проведением собрания граждан, осуществляются за счет инициатора (инициаторов) проведения указанного собрания. Порядок работы собрания граждан определяется его участниками самостоятельно.
8. Решение об образовании инициативной группы принимается открытым голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа участников собрания граждан. По итогам собрания граждан составляется протокол, в котором указываются дата, время и место проведения собрания, число его участников, перечень рассматриваемых вопросов, содержание выступлений участников собрания, результаты голосования и принятые решения по каждому вопросу повестки дня, список членов инициативной группы по проведению местного референдума, а также формулировка вопроса (вопросов) выносимого (выносимых) на местный референдум. Протокол подписывается председателем и секретарем собрания граждан. К протоколу прилагаются регистрационные списки (либо их копии) участников собрания граждан с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно дня и месяца рождения), адреса места жительства каждого из них, а также письменные заявления (либо их копии) членов инициативной по проведению местного референдума о согласии быть членами инициативной группы по проведению местного референдума.
9. Инициативная группа оформляет ходатайство о проведении местного референдума и в течение трех дней со дня проведения собрания граждан направляет его в избирательную комиссию соответствующего муниципального образования. В ходатайстве инициативной группы по проведению местного референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на местный референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории муниципального образования, где предполагается провести местный референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы.
10. К ходатайству прилагаются протокол собрания граждан, регистрационные списки участников собрания, а также письменные заявления членов инициативной группы по проведению местного референдума о согласии быть членами инициативной группы по проведению местного референдума.
11. Инициативная группа по проведению местного референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего муниципального образования, которая в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" со дня обращения инициативной группы по проведению местного референдума действует в качестве муниципальной комиссии местного референдума, с ходатайством о регистрации группы.
12. Муниципальная комиссия местного референдума, указанная в части 11
настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Устава
Пензенской области, настоящего Закона, устава муниципального образования - о направлении их в представительный орган соответствующего муниципального образования, уполномоченный в соответствии с Уставом
Пензенской области, настоящим Законом, уставом муниципального образования принимать решение о назначении местного референдума;
в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
13. Представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 8
настоящего Закона в порядке и сроки, которые установлены настоящим Законом, уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума и приложенных к нему документов.
14. Если представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на местный референдум, отвечает требованиям статьи 8
настоящего Закона, муниципальная комиссия местного референдума, указанная в части 11
настоящей статьи, осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению местного референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания представительным органом муниципального образования соответствия вопроса, выносимого на местный референдум, требованиям статьи 8
настоящего Закона.
15. Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается Избирательной комиссией Пензенской области и которое выдается инициативной группе по проведению местного референдума, действительно со дня его выдачи инициативной группе до дня официального опубликования (обнародования) результатов местного референдума, если в адрес вышестоящей комиссии местного референдума не поступили жалобы, протесты на действия (бездействие) комиссий местного референдума, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство, либо до дня принятия решения об отказе в проведении местного референдума. В случае обжалования или опротестования итогов голосования, результатов местного референдума срок действия регистрационного свидетельства прекращается после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией местного референдума или судом.
16. Если представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на местный референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 8
настоящего Закона, избирательная комиссия муниципального образования, указанная в части 11
настоящей статьи, отказывает инициативной группе по проведению местного референдума в регистрации.
17. В случае отказа инициативной группе по проведению местного референдума в регистрации ей выдается решение соответствующей муниципальной комиссии местного референдума, в котором указываются основания отказа.
18. Основанием отказа инициативной группе по проведению местного референдума в регистрации может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава
Пензенской области, настоящего Закона, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в порядке, установленном статьей 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Статья 12. Подписной лист
1. В подписном листе для сбора подписей участников местного референдума указываются:
1) наименование муниципального образования, на территории которого (части территории) проводится сбор подписей участников местного референдума;
2) номер регистрационного свидетельства и дата окончания срока сбора подписей (вносится в подписной лист при изготовлении) в поддержку инициативы проведения местного референдума;
3) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) для вынесения на местный референдум;
4) фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, гражданина, имеющего право на участие в местном референдуме, подпись и дата ее внесения.
2. Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, собиравшего подписи участника местного референдума, который собственноручно указывает в нем свои фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также уполномоченным представителем инициативной группы по проведению местного референдума.
3. Подписные листы изготавливаются инициативной группой по проведению местного референдума по форме
согласно приложению 1 к настоящему Закону.
Статья 13. Сбор подписей в поддержку выдвижения инициативы проведения местного референдума
]]>