Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Марий Эл республика


СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"НОВОТОРЪЯЛЬСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН"

РЕШЕНИЕ ШЕСТЬДЕСЯТ ПЕРВОЙ СЕССИИ ЧЕТВЕРТОГО СОЗЫВА
от 27 мая 2009 г. № 548

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ
В МУНИЦИПАЛЬНУЮ ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ
"СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2012 ГОДА",
УТВЕРЖДЕННУЮ РЕШЕНИЕМ ОТ 27 АВГУСТА 2008 Г. № 461

Собрание депутатов муниципального образования "Новоторъяльский муниципальный район" решает:
1. Внести в муниципальную целевую программу "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденную решением Собрания депутатов муниципального образования "Новоторъяльский муниципальный район" от 27 августа 2008 г. № 461 "Об утверждении муниципальной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" (далее - Программа) изменение, изложив Программу в редакции согласно приложению к настоящему решению.
2. Признать утратившим силу решение Собрания депутатов муниципального образования "Новоторъяльский муниципальный район" от 31 октября 2008 г. № 486.
3. Настоящее решение опубликовать в Новоторъяльской районной газете "Ялысе увер" - "Сельская новь".
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по экономическим вопросам, промышленности, сельскому хозяйству и обслуживанию населения (председатель Шабалин В.Л.).

Глава
муниципального образования
"Новоторъяльский муниципальный район",
председатель
Собрания депутатов
Е.КУКЛИН





МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2012 ГОДА"

Паспорт
муниципальной целевой программы
"Социальное развитие села до 2012 года"

 Наименование    - муниципальная  целевая  программа  "Социальное  развитие
                 села до 2012 года" (далее - Программа)

 Основание для   - Постановление Правительства Российской  Федерации  от  3
 разработки      декабря 2002 г. № 858  "О  федеральной  целевой  программе
 программы       "Социальное развитие села до 2010 года";
                 - республиканская целевая программа  "Социальное  развитие
                 села   до   2012   года",   утвержденная    Постановлением
                 Правительства Республики Марий Эл 15 апреля 2009 г. № 96

 Муниципальный   администрация муниципального образования  "Новоторъяльский
 заказчик -      муниципальный район",
 координатор     администрации муниципальных образований сельских поселений
 Программы       муниципального образования "Новоторъяльский  муниципальный
                 район",  входящих  в  состав   территории   муниципального
                 образования  "Новоторъяльский  муниципальный  район"   (по
                 согласованию)

 Основные        администрация муниципального образования  "Новоторъяльский
 разработчики    муниципальный район,
 Программы       администрации муниципальных образований сельских поселений
                 муниципального образования "Новоторъяльский  муниципальный
                 район",  входящих  в  состав   территории   муниципального
                 образования  "Новоторъяльский  муниципальный  район"   (по
                 согласованию)

 Цели и задачи   - создание основ для повышения престижности  проживания  в
 Программы       сельской местности;
                 - повышение уровня социального и инженерного  обустройства
                 сельских  муниципальных  поселений   и   обеспечение   для
                 сельского населения доступности и общественно  приемлемого
                 качества базовых социальных благ;
                 -  создание  условий  для  завершения  передачи   объектов
                 социальной   сферы   и   инженерной   инфраструктуры    от
                 предприятий  и  организаций  в  ведение  органов  местного
                 самоуправления;
                 - привлечение и закрепление в сельской  местности  молодых
                 семей и молодых специалистов.

 Сроки           2008 - 2012 годы
 реализации
 Программы

 Основные        - мероприятия сгруппированы по следующим направлениям:
 программные     - жилищное строительство;
 мероприятия     - обеспечение доступным жильем  молодых  семей  и  молодых
                 специалистов на селе;
                 - образование, здравоохранение, культура;
                 - электрификация, газификация, водоснабжение;
                 - улучшение состояния здоровья сельского населения за счет
                 повышения     доступности     и     качества     первичной
                 медико-социальной помощи;
                 -  сохранение  и  развитие  базы  для  занятий  физической
                 культурой и спортом в целях формирования на селе здорового
                 образа жизни, профилактики  правонарушений,  наркомании  и
                 алкоголизма;
                 - повышение  образовательного  уровня  сельских  учащихся,
                 приведение   качества   образования   в   соответствие   с
                 современными требованиями;
                 - активизация культурно-досуговой деятельности на селе;
                 -  повышение  уровня  и   качества   электро-,   водо-   и
                 газоснабжения сельских поселений;
                 - расширение сети и благоустройство сельских автомобильных
                 дорог с твердым покрытием;
                 - повышение уровня занятости сельского населения на основе
                 сохранения и создания рабочих мест в сферах,  охватываемых
                 программными мероприятиями.

 Исполнители     администрация муниципального образования  "Новоторъяльский
 основных        муниципальный район,
 мероприятий     администрации муниципальных образований сельских поселений
 Программы       муниципального образования "Новоторъяльский  муниципальный
                 район",  входящих  в  состав   территории   муниципального
                 образования "Новоторъяльский муниципальный район".

 Объем и         - общая сумма расходов на реализацию Программы  на  период
 источники       2008 - 2012 годов - 48458,5 т. рублей, в том числе за счет
 финансирования  средств      бюджета      муниципального       образования
 Программы       "Новоторъяльский   муниципальный   район"    и    бюджетов
                 муниципальных образований сельских поселений,  входящих  в
                 состав     территории      муниципального      образования
                 "Новоторъяльский муниципальный район" (по согласованию), -
                 48458,5 т. рублей.

 Ожидаемые       реализация Программы к 2012 году позволит:
 конечные        - улучшить жилищные  условия  сельских  семей  и  повысить
 результаты      уровень обеспеченности коммунальными  услугами;  ввести  в
 реализации      эксплуатацию  распределительные   газовые   сети   низкого
 Программы       давления; - обеспечить сельское население водой  питьевого
                 качества до 70 процентов;
                 -   улучшить   демографическую   ситуацию   на   селе    и
                 обеспеченность         агропромышленного         комплекса
                 квалифицированными кадрами;
                 -  на  20  -  25  процентов  повысить   производительность
                 сельскохозяйственного труда;
                 - привлечь для проживания на селе молодые семьи и  молодых
                 специалистов, обеспечив их доступным жильем.

 Общее           администрация муниципального образования  "Новоторъяльский
 руководство и   муниципальный район,
 контроль над    администрации муниципальных образований сельских поселений
 ходом           муниципального образования "Новоторъяльский  муниципальный
 реализации      район",  входящих  в  состав   территории   муниципального
 Программы       образования "Новоторъяльский муниципальный район".

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе, выраженная в обесценивании сельскохозяйственного труда, ослаблении мотивационных механизмов его развития, отсутствии общественно приемлемых условий жизнедеятельности в сельской местности, подошла к пороговым значениям и является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.
За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, демонтажа старых организационно-экономических механизмов социального развития села и социальной защиты населения социальная сфера села находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, нарастают негативные изменения в образе жизни сельского населения.
Сложившаяся практика организации инвестирования социального развития и инженерного обустройства сельских территорий в силу недостаточности налогооблагаемой базы региональных и местных бюджетов для финансирования расходов регионального и местного характера привела к резким диспропорциям в развитии сельских муниципальных образований и регионов в целом.

Жилищные условия

Сельский жилищный фонд муниципального образования "Новоторъяльский муниципальный район" составляет на 01.01.08 229801 кв. метров общей площади, из них 79,6 процентов приходится на частное домовладение, включающее помимо жилого дома хозяйственные надворные постройки для ведения личного подсобного хозяйства.
Основная часть сельского жилого фонда муниципального образования "Новоторъяльский муниципальный район" не имеет элементарных коммунальных удобств: водопроводом оборудовано 29,4 процента сельского жилого фонда, центральным отоплением - 17,0 процента, канализацией - 33,7 процента, горячим водоснабжением - 2,8 процента.
Обеспеченность сельского населения жильем с полным набором коммунальных услуг составляет 3,3 кв. метра на одного человека.

Здравоохранение

За последнее десятилетие в районе реорганизовано во врачебные амбулатории 1 участковая больница, сокращено 6 фельдшерско-акушерских пунктов (3,4 процента). На 1 тысячу сельского населения приходится только 7,6 врачебных больничных коек, тогда как в среднем по республике Марий Эл этот показатель составляет 10,53; мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 2 раза меньше, чем в городе.
Обеспеченность сельского населения врачами в 1,5 раза, а средним медицинским персоналом в 1,3 раза ниже, по сравнению с городским населением.
Материальная база муниципальных учреждений здравоохранения на селе изношена, не соответствует нормативам, сохраняются объекты, не имеющие коммунальных удобств. Часть диагностического и лечебного оборудования морально и физически устарела.
Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа. Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сократилась на 60 процентов. Физической культурой и спортом занимаются всего 3 - 5 процентов взрослого населения и 8 - 10 процентов учащейся молодежи, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 40 - 60 процентов. Практически сократилось количество проводимых сельских спортивных соревнований.

Образование

В сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений в сельской местности по состоянию на 1 января 2008 г. числится 8 учреждений с общим количеством 193 мест.
Начиная с 2001 года сокращено 2 дошкольных образовательных учреждения.
Контингент учащихся в сельских общеобразовательных учреждениях на начало 2001 учебного года составлял 1714 человек, что на 896 человек больше по сравнению с контингентом учащихся в 2008 учебном годом. Сокращение числа обучающихся детей в сельской местности составляет 47,7%.
Крайне неудовлетворительное состояние учебно-материальной базы сельских школ: школьные здания нуждаются в капитальном ремонте.
В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющегося потенциала социальных объектов и систем жизнеобеспечения.

Культурно-досуговая деятельность

За последнее десятилетие здания сельских клубов и домов культуры, библиотек находятся в ветхом состояния и требуют реконструкции. Значительно уменьшился библиотечный фонд. Не функционирует система обслуживания жителей периферийных сельских поселений передвижными средствами культуры.
Оборудование сельских учреждений культуры морально и физически изношено. Практически прекращены финансирование культурно-воспитательной работы, комплектование фондов сельских библиотек, подписка на периодические издания.

Торговое обслуживание

Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе, выраженная в ухудшении финансового положения отраслей деятельности, повлияла на развитие отрасли торгово-бытового обслуживания районных кооперативных организаций.
В связи с увеличением издержек обращения, недостатком собственных оборотных средств, падением платежеспособности сельского населения розничная торговая сеть на селе сократилась по сравнению с 1990 годом. В общественном питании не осталось ни одного предприятия обслуживающего сельское население.
Практически отсутствует заготовительная деятельности. Закуп сельскохозяйственной продукции районные кооперативные организации в сложившейся финансовой ситуации вынуждены производить только на собственные нужды, в результате чего снизились объемы закупочной и производственной деятельности потребительской кооперации района, соответственно, и налогооблагаемая база.
Практически отсутствует на селе сеть предприятий бытового обслуживания.
Указанные выше факторы привели к сокращению рабочих мест на селе, что отрицательно сказывается на занятости сельского населения.
Для устойчивого социально-экономического развития отраслей деятельности потребительской кооперации (торговое обслуживание, общественное питание, производство, бытовое обслуживание и т.д.) необходима государственная поддержка. Инвестиционные вложения на реконструкцию, новое строительство на селе позволят эффективно участвовать в проведении реформ социально-экономического развития села.

Бытовое обслуживание

За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, демонтажа старых организационно-экономических механизмов социального развития села и социальной защиты населения социальная сфера села находится в кризисном состоянии, наблюдается отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, нарастают негативные изменения в образе жизни сельского населения. В сложившейся ситуации отрасли бытового обслуживания населения одна из первых подверглась реформированию в период перехода к рынку, являясь сферой наиболее приоритетного приложения труда и предоставления рабочих мест в условиях сокращения персонала крупных промышленных предприятий.
В своем развитии предприятия и индивидуальные предприниматели бытового обслуживания населения сталкиваются со следующими серьезными проблемами:
недостаточный уровень собственных оборотных средств;
нехватка квалифицированных кадров;
трудности в получении кредитов, неразвитость рынка лизинговых услуг;
сложности получения помещений, высокая арендная плата;
социальная незащищенность работников;
низкий уровень платежеспособности основной массы населения.
Важнейшей задачей администрации муниципального образования "Новоторъяльский муниципальный район" является работа по созданию современной, развитой сферы услуг на селе с первостепенной поддержкой социально значимых услуг. Необходимо не только сохранить, но и увеличить количество предприятий бытового обслуживания населения, восстановить сеть приемных пунктов, добиваться ценовой и территориальной доступности услуг, организовать расширенное выездное обслуживание сельского населения.
На селе преобладающими видами оказываемых услуг считаются пошив и ремонт швейных изделий, ремонт обуви, услуги парикмахерских и фотографий, ритуальные услуги.
В целях поддержки социально приоритетных видов услуг необходимо также долевое финансирование программ создания новых и сохранения имеющихся рабочих мест за счет всех источников финансирования. Огромную роль в продвижении сферы услуг играют квалифицированные кадры, обеспечение которыми организуется через специальные программы подготовки и переподготовки.

Система электрификации села

В настоящее время в районе электрифицированы все сельскохозяйственные потребители. Централизованным электроснабжением охвачены все коллективные хозяйства и населенные пункты.
Источниками электроснабжения сельского хозяйства являются опорные подстанции 110/35/10 кВ, находящиеся на балансе энергосистемы.
Распределение электроэнергии сельскохозяйственным потребителям района осуществляется по сетям 110-35-10 (6)-0,38 кВ.
Существующий уровень надежности и качества электроснабжения сельскохозяйственных потребителей не отвечает возросшим требованиям: годовая продолжительность перерывов в электроснабжении выше, чем в развитых странах; низкий уровень обеспечения ПС 35-110 кВ сельскохозяйственного назначения устройствами РПН; низкий уровень компенсации реактивной мощности в сетях и у потребителей.
Наиболее уязвимым звеном сельских сетей являются воздушные линии 10 кВ. Аварии и отказы в них вызывают около 70 процентов нарушений электроснабжения потребителей. Действующие электрические сети сельскохозяйственного назначения напряжением 0,4 - 35 кВ в связи с дефицитом проводникового материала проектировались с перспективой роста электрических нагрузок на 5 - 7 лет, что привело к наличию на линиях электропередачи проводов относительно небольших сечений, при этом сечения проводов 0,4 - 10 кВ уменьшаются по мере удаления от шин центра питания и снижения величины расчетной нагрузки, а на ВЛ - 0,4 кВ уменьшается и количество фаз.
В связи с отсутствием достаточных средств на эксплуатацию, ремонт и строительство объектов энергетического хозяйства в энергосистеме отмечается неблагоприятная тенденция.
В электросетевом хозяйстве за последние годы значительно ухудшилось техническое состояние распределительных сетей.

Газификация села

В сельской местности эксплуатируется 70 км распределительных газовых сетей, в то же время не газифицировано в сельской местности 128 населенных пунктов района.

Водоснабжение

Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно, при этом 65 процентов локальных водопроводов нуждаются в реконструкции и 28 процентов - в полном восстановлении. В результате большая часть сельского населения вынуждена пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.
Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении реформ, укреплении российской государственности, удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
Активная социальная политика на селе выступает катализатором экономического роста местного самоуправления.

II. Основные цели, задачи, сроки
и этапы реализации Программы

Программа разработана для достижения следующих основных целей:
повышение уровня социального и инженерного обустройства сельских муниципальных образований и обеспечение для сельского населения доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ;
сокращение разрыва в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры между городом и селом, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности и содействие решению общегосударственных задач в области миграционной политики;
создание правовых, административных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления сельских территорий;
расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для диверсификации сельской экономики, позволяющей сельским жителям за счет роста собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления;
создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления муниципального образования "Новоторъяльский муниципальный район";
расширение возможностей выполнения селом его общественных функций.
Решение проблемы социального развития села является важной составной частью общегосударственного процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию экономики, становлению и развитию местного самоуправления, повышению благосостояния сельского населения. При этом программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:
создание финансовых механизмов, обеспечивающих сельскому населению расширение доступности улучшения жилищных условий с учетом их платежеспособного спроса в пределах установленных социальных стандартов;
стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере сельских муниципальных образований и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;
улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-социальной помощи, эффективного использования средств физической культуры и спорта для предупреждения заболеваний, поддержания высокой работоспособности;
повышение роли физической культуры и спорта в области профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма, формирование на селе здорового образа жизни;
повышение образовательного уровня учащихся сельских школ путем расширения доступности образования, приведение его качества в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда и их профессиональную мобильность;
активизация культурной деятельности на селе, обеспечение доступности культурных ценностей широким слоям сельского населения;
развитие и расширение информационно-консультационного обслуживания сельского населения по вопросам ведения личного подсобного и домашнего хозяйства, развитие несельскохозяйственных видов деятельности, повышение информированности в области гражданско-правового законодательства;
повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью;
расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог с твердым покрытием;
повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения и создания новых рабочих мест в сферах, охватываемых программными мероприятиями.
Учитывая ограниченность средств бюджетов всех уровней, поставленные в настоящей Программе задачи будут решаться путем формирования условий для самодостаточного развития сельских муниципальных образований, применения ресурсосберегающих подходов и технологий, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в сфере обустройства сельских муниципальных образований.
Основные пути решения программных задач:
приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских муниципальных образований на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
повышение сохранности имеющихся потенциала социальной сферы и инженерной инфраструктуры на основе разработки и реализации эффективного правового, экономического и организационного механизмов, обеспечивающих содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований;
повышение эффективности использования имеющихся материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности, организации сервисной деятельности на базе жилищного фонда;
разработка и внедрение в сельском строительстве новых экономичных проектов жилых домов, жилищно-производственных, жилищно-сервисных комплексов, общественных зданий, в том числе многопрофильного использования, адаптированных к различным типам сельских поселений, их местоположению, демографической ситуации и другим условиям;
удешевление сельского жилищно-гражданского строительства на основе внедрения новых конструктивных решений, отечественных строительных материалов и технологий, расширенного применения комплектов деталей и домов, строительства жилья "под ключ", развития инжиниринговых услуг, снижения стоимости строительных материалов, применяемых в сельском строительстве;
коренное изменение инженерных подходов к социальному обустройству села, предусматривающее приоритет энергосбережения, соблюдения ограничений по нагрузке на окружающую среду, повышения надежности и безопасности энергоснабжения, развития экономичных автономных систем инженерного оборудования жилых и общественных зданий;
создание режима наибольшего благоприятствования для привлечения в социальную сферу села средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, других внебюджетных источников, организации и функционирования в сфере обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур.
Сроки реализации настоящей Программы (2009 - 2012 годы) учитывают ресурсные возможности обеспечения программных мероприятий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Этот временной период позволит решить первоочередные задачи в области социального развития села и создаст предпосылки для стабильного наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры с целью обеспечения в дальнейшем полноценной среды жизнедеятельности для всех групп сельского населения независимо от места проживания и формы занятости, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.

III. Мероприятия Программы

Инвестиционные мероприятия реализации программных целей направлены на окончание строительства незавершенных объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, замену ветхого и аварийного фонда зданий и сооружений, реконструкцию, техническое перевооружение действующих объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований, а также на новое строительство.
Организационное обеспечение Программы включает мероприятия федерального, регионального и местного уровней по проведению планировочных работ, инвентаризации и оптимизации сети объектов социальной сферы, оказанию содействия хозяйствующим субъектам, участвующим в социальном развитии села, созданию других условий, способствующих улучшению среды жизнедеятельности сельского населения, демографической и социально-психологической ситуации на селе.
Настоящая Программа является комплексной и включает систему мероприятий в области жилищной сферы, развития в сельской местности сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, информационно-консультационного обеспечения, систем электро-, водо- и газоснабжения, сети автомобильных дорог общего пользования.

Развитие сети сельских общеобразовательных учреждений

Для реализации в сельской местности принципа общедоступности образования независимо от места проживания, повышения качества образования в соответствии с экономическими и социальными требованиями, обеспечения адаптации выпускников школ к новым социально-экономическим условиям, повышения их конкурентоспособности при поступлении в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования предусматривается следующая система мероприятий:
ориентация содержания общего среднего образования на общекультурное развитие учащихся, потребности сельского социума и сельской семьи во всесторонней подготовке учащихся к самостоятельной жизни и сельскохозяйственному труду, развитие профильного обучения в старших классах.
Однако в сельской местности не получают развитие общеобразовательные учреждения с углубленным изучением предметов (гимназии, лицеи). Для сельских детей открыты республиканские школы-интернаты инновационного характера (государственные образовательные учреждения: Национальная президентская школа-интернат № 1 Республики Марий Эл для одаренных детей, Политехнический лицей-интернат Республики Марий Эл, Республиканский многопрофильный лицей-интернат, Республиканская гуманитарная гимназия "Синяя птица" имени Т.В.Иштриковой). На селе муниципальных школ-интернатов практически нет, и действуют только школы с углубленным изучением ряда предметов;
реструктуризация сети сельских общеобразовательных учреждений с учетом демографических факторов, изменений в системе расселения, разрабатываемых схем транспортировки обучающихся и преподавателей, в необходимых случаях перепрофилирование или расширение профильности избыточных мощностей образовательных учреждений для улучшения использования имеющейся материально-технической базы образования и его кадрового потенциала;
завершение сооружения объектов образования, находящихся в незавершенном строительстве, замена ветхого и аварийного фонда зданий образовательных учреждений, в необходимых случаях использование для организации образовательных учреждений (малочисленных дошкольных и начальных) имеющегося жилищного фонда.
Для уменьшения численности аварийных и ветхих образовательных учреждений в районе ведется планомерная реконструкция объектов образования на селе; повышение охвата детей дошкольным образованием на основе использования имеющегося на селе жилищного фонда (создания дошкольных учреждений семейного типа) и организации кратковременного пребывания детей в дошкольных учреждениях для проведения с ними занятий по всестороннему развитию и подготовке к школе. За последние три года в районе сложилась устойчивая тенденция к увеличению количества групп кратковременного пребывания детей. Большое количество таких групп создано на базе общеобразовательных школ, где нет условий для работы с детьми (нехватка кадров, отсутствие программ, слабое оснащение образовательного процесса).
Выполнение мероприятий позволит:
обновить материально-техническую базу учреждений образования;
обеспечить пространственную доступность дошкольных образовательных учреждений исходя из нормативного радиуса обслуживания 500 метров, в необходимых случаях организовать подвоз детей к образовательным учреждениям;
повысить охват детей дошкольным образованием до 70 - 75 процентов.

Развитие сети сельских учреждений
первичной медико-санитарной помощи

Данный раздел Программы предусматривает следующие мероприятия в области развития сети учреждений первичной медико-санитарной помощи:
укрепление материально-технической базы учреждений сельского здравоохранения, совершенствование первичной медико-санитарной помощи на основе амбулаторной общеврачебной практики на базе районных, участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов;
повышение доступности сельскому населению оказания скорой помощи;
расширение и улучшение качества выездной консультативной и лечебно-диагностической помощи;
укомплектование сельских медицинских учреждений врачебными кадрами, имеющими комплексную подготовку по разным врачебным специальностям (врачами общей практики) и способными выполнять функции участкового, семейного, санитарного врача и сельского профпатолога.

]]>
¦дом культуры"       ¦      ¦        ¦                 ¦     кадрами     ¦
+--------------------+------+--------+                 ¦                 ¦
¦Реконструкция здания¦2009 -¦ 2400,0 ¦                 ¦                 ¦
¦муниципального      ¦ 2010 ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦образовательного    ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦учреждения          ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦"Немдинская средняя ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦образовательная     ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦школа"              ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
+--------------------+------+--------+                 ¦                 ¦
¦Строительство здания¦2010 -¦ 600,0  ¦                 ¦                 ¦
¦ФАН (Немда-Обалыш)  ¦ 2011 ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦МУЗ "Новоторъяльская¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦ЦРБ"                ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
+--------------------+------+--------+                 ¦                 ¦
¦Строительство       ¦2011 -¦ 600,0  ¦                 ¦                 ¦
¦2-квартирного жилого¦ 2012 ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦дома д. Немда-Обалыш¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
+--------------------+------+--------+-----------------+-----------------+
¦муниципальное образование  ¦16550,0 ¦  администрация  ¦   введение в    ¦
¦"Пектубаевское сельское    ¦        ¦ муниципального  ¦  эксплуатацию   ¦
¦поселение"                 ¦        ¦   образования   ¦распределительных¦
+--------------------+------+--------+ "Пектубаевское  ¦  газовых сетей  ¦
¦Строительство дома  ¦2010 -¦ 6800,0 ¦    сельское     ¦низкого давления;¦
¦культуры на 300     ¦ 2012 ¦        ¦   поселение"    ¦                 ¦
¦мест в с. Пектубаево¦      ¦        ¦(по согласованию)¦                 ¦
+--------------------+------+--------+                 ¦                 ¦
¦Строительство       ¦2010 -¦ 9700,0 ¦                 ¦                 ¦
¦16-квартирного      ¦ 2012 ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦жилого дома в       ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦с. Пектубаево       ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
+--------------------+------+--------+                 ¦                 ¦
¦Строительство       ¦ 2010 ¦  50,0  ¦                 ¦                 ¦
¦электролинии в      ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦с. Пектубаево       ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
+--------------------+------+--------+-----------------+-----------------+
¦муниципальное образование  ¦ 3710,0 ¦  администрация  ¦   обеспечение   ¦
¦"Староторъяльское сельское ¦        ¦ муниципального  ¦    сельского    ¦
¦поселение"                 ¦        ¦   образования   ¦    населения    ¦
+--------------------+------+--------+"Староторъяльское¦ водой питьевого ¦
¦Реконструкция       ¦ 2009 ¦ 510,0  ¦    сельское     ¦    качества     ¦
¦водозабора в с.     ¦      ¦        ¦   поселение"    ¦                 ¦
¦Старый Торъял       ¦      ¦        ¦(по согласованию)¦                 ¦
+--------------------+------+--------+                 ¦                 ¦
¦Реконструкция       ¦2011 -¦ 800,0  ¦                 ¦                 ¦
¦водозабора с        ¦ 2012 ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦водопроводом в      ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦д. Большая Нурма    ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
+--------------------+------+--------+                 ¦                 ¦
¦Реконструкция       ¦2011 -¦ 850,0  ¦                 ¦                 ¦
¦водозабора с        ¦ 2012 ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦водопроводом в      ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦д. Нурумбал         ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
+--------------------+------+--------+                 ¦                 ¦
¦Реконструкция здания¦2009 -¦ 1550,0 ¦                 ¦                 ¦
¦Староторъяльского   ¦ 2010 ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦сельского дома      ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦культуры            ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
+--------------------+------+--------+-----------------+-----------------+
¦муниципальное образование  ¦ 3550,0 ¦  администрация  ¦                 ¦
¦"Старокрещенское сельское  ¦        ¦ муниципального  ¦                 ¦
¦поселение"                 ¦        ¦   образования   ¦                 ¦
+--------------------+------+--------+"Старокрещенское ¦                 ¦
¦Реконструкция       ¦2009 -¦ 1050,0 ¦    сельское     ¦                 ¦
¦водозабора с        ¦ 2010 ¦        ¦   поселение"    ¦                 ¦
¦водопроводом в      ¦      ¦        ¦(по согласованию)¦                 ¦
¦д. Кузнецы          ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
+--------------------+------+--------+                 ¦                 ¦
¦Реконструкция       ¦2011 -¦ 1050,0 ¦                 ¦                 ¦
¦водозабора с        ¦ 2012 ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦водопроводом в д.   ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦Старокрещено        ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
+--------------------+------+--------+                 ¦                 ¦
¦Реконструкция здания¦2011 -¦ 1450,0 ¦                 ¦                 ¦
¦Кузнецовского       ¦ 2012 ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦сельского дома      ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦культуры            ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦муниципального      ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦учреждения          ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦"Старокрещенский    ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦социально-культурный¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦комплекс"           ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦на 200 мест         ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
+--------------------+------+--------+-----------------+-----------------+
¦муниципальное образование  ¦ 1350,0 ¦  администрация  ¦   введение в    ¦
¦"Токтарсолинское сельское  ¦        ¦ муниципального  ¦  эксплуатацию   ¦
¦поселение"                 ¦        ¦   образования   ¦распределительных¦
+--------------------+------+--------+"Токтарсолинское ¦  газовых сетей  ¦
¦Реконструкция здания¦ 2011 ¦ 1350,0 ¦    сельское     ¦низкого давления ¦
¦муниципального      ¦      ¦        ¦   поселение"    ¦                 ¦
¦учреждения          ¦      ¦        ¦(по согласованию)¦                 ¦
¦"Токтарсолинский    ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦сельский дом        ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦культуры" на 300    ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦мест                ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
+--------------------+------+--------+-----------------+-----------------+
¦муниципальное              ¦ 8385,5 ¦  администрация  ¦    повышение    ¦
¦образование "Чуксолинское  ¦        ¦ муниципального  ¦     уровня      ¦
¦сельское поселение"        ¦        ¦   образования   ¦ обеспеченности  ¦
+--------------------+------+--------+  "Чуксолинское  ¦  коммунальными  ¦
¦Реконструкция здания¦2009 -¦ 1400,0 ¦    сельское     ¦    услугами     ¦
¦Чуксолинского       ¦ 2011 ¦        ¦   поселение"    ¦                 ¦
¦сельского дома      ¦      ¦        ¦(по согласованию)¦                 ¦
¦культуры            ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦муниципального      ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦учреждения          ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦"Чуксолинский       ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦социально-          ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦культурный комплекс"¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦на 200 мест         ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
+--------------------+------+--------+                 ¦                 ¦
¦Реконструкция здания¦2010 -¦ 800,0  ¦                 ¦                 ¦
¦муниципального      ¦ 2011 ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦образовательного    ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦учреждения          ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦"Чуксолинская       ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦начальная школа -   ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦детский сад"        ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
+--------------------+------+--------+                 ¦                 ¦
¦Строительство       ¦2009 -¦ 450,00 ¦                 ¦                 ¦
¦дороги по улицам    ¦ 2010 ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦Полякова, Набережная¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦в д. Чуксола        ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
+--------------------+------+--------+                 ¦                 ¦
¦Строительство       ¦2009 -¦ 360,00 ¦                 ¦                 ¦
¦водопровода на улице¦ 2010 ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦Полякова и          ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦Набережная в д.     ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦Чуксола             ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
+--------------------+------+--------+                 ¦                 ¦
¦Строительство       ¦2009 -¦5075,50 ¦                 ¦                 ¦
¦стадиона с трибунами¦ 2011 ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦на 450 мест         ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦в д. Чуксола        ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
+--------------------+------+--------+                 ¦                 ¦
¦Электроснабжение ул.¦2009 -¦ 300,00 ¦                 ¦                 ¦
¦Полякова в д.       ¦ 2011 ¦        ¦                 ¦                 ¦
¦Чуксола             ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
+--------------------+------+--------+-----------------+-----------------+
¦муниципальное              ¦ 1200,0 ¦  администрация  ¦    улучшение    ¦
¦образование "Шуринское     ¦        ¦ муниципального  ¦    жилищных     ¦
¦сельское поселение"        ¦        ¦   образования   ¦     условий     ¦
+--------------------+------+--------+   "Шуринское    ¦    сельских     ¦
¦Реконструкция       ¦2010 -¦ 1200,0 ¦    сельское     ¦      семей      ¦
¦водозабора          ¦ 2011 ¦        ¦   поселение"    ¦                 ¦
¦с водопроводом в    ¦      ¦        ¦(по согласованию)¦                 ¦
¦д. Шура             ¦      ¦        ¦                 ¦                 ¦
+--------------------+------+--------+-----------------+-----------------+





Приложение № 3

ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

                                                                   тыс. рублей
+----------------------+---------+-------------------------------------------+
¦       Источники и    ¦ Общий   ¦           в том числе по годам            ¦
¦     направления      ¦  объем  +------+--------+--------+--------+---------+
¦    финансирования    ¦финанси- ¦ 2008 ¦  2009  ¦  2010  ¦  2011  ¦  2012   ¦
¦                      ¦рования  ¦      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦                      ¦на 2009 -¦      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦                      ¦2012 годы¦      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
+----------------------+---------+------+--------+--------+--------+---------+
¦Всего                 ¦49760,50 ¦      ¦5410,50 ¦16800,00¦16350,00¦11200,00 ¦
+----------------------+---------+------+--------+--------+--------+---------+
¦в том числе:          ¦         ¦      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
+----------------------+---------+------+--------+--------+--------+---------+
¦1. Бюджет             ¦ 6015,0  ¦      ¦ 3065,0 ¦ 2150,0 ¦ 300,0  ¦  500,0  ¦
¦муниципального        ¦         ¦      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦образования           ¦         ¦      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦"Новоторъяльский      ¦         ¦      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦муниципальный район"  ¦         ¦      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
+----------------------+---------+------+--------+--------+--------+---------+
¦2. Бюджеты сельских   ¦ 43745,5 ¦      ¦ 2345,5 ¦14650,0 ¦16050,0 ¦ 10700,0 ¦
¦поселений, входящих в ¦         ¦      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦состав территории     ¦         ¦      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦муниципального        ¦         ¦      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦образования           ¦         ¦      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦"Новоторъяльский      ¦         ¦      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦муниципальный район"  ¦         ¦      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
+----------------------+---------+------+--------+--------+--------+---------+
¦бюджет муниципального ¦ 3150,00 ¦      ¦        ¦        ¦ 650,0  ¦ 2500,0  ¦
¦образования           ¦         ¦      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦"Елембаевское сельское¦         ¦      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦поселение"            ¦         ¦      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
+----------------------+---------+------+--------+--------+--------+---------+
¦бюджет муниципального ¦ 1900,00 ¦      ¦        ¦ 400,0  ¦ 1500,0 ¦         ¦
¦образования           ¦         ¦      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦"Масканурское сельское¦         ¦      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦поселение"            ¦         ¦      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
+----------------------+---------+------+--------+--------+--------+---------+
¦бюджет муниципального ¦ 3950,00 ¦      ¦ 400,0  ¦ 2450,0 ¦ 600,0  ¦  500,0  ¦
¦образования           ¦         ¦      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦"Немдинское сельское  ¦         ¦      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦поселение"            ¦         ¦      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
+----------------------+---------+------+--------+--------+--------+---------+
¦бюджет муниципального ¦16550,00 ¦      ¦ 700,0  ¦ 4850,0 ¦ 5500,0 ¦ 5500,0  ¦
¦образования           ¦         ¦      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦"Пектубаевское        ¦         ¦      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦сельское поселение"   ¦         ¦      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
+----------------------+---------+------+--------+--------+--------+---------+
¦бюджет муниципального ¦ 1350,00 ¦      ¦        ¦ 350,0  ¦ 1000,0 ¦         ¦
¦образования           ¦         ¦      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦"Токтарсолинское      ¦         ¦      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦сельское поселение"   ¦         ¦      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
+----------------------+---------+------+--------+--------+--------+---------+
¦бюджет муниципального ¦ 3710,00 ¦      ¦ 560,0  ¦ 1800,0 ¦ 850,0  ¦  500,0  ¦
¦образования           ¦         ¦      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦"Староторъяльское     ¦         ¦      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦сельское поселение"   ¦         ¦      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
+----------------------+---------+------+--------+--------+--------+---------+
¦бюджет муниципального ¦ 3550,00 ¦      ¦ 350,0  ¦ 700,0  ¦ 800,0  ¦ 1700,0  ¦
¦образования           ¦         ¦      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦"Старокрещенское      ¦         ¦      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦сельское поселение"   ¦         ¦      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
+----------------------+---------+------+--------+--------+--------+---------+
¦бюджет муниципального ¦ 8385,50 ¦      ¦ 335,5  ¦ 3600,0 ¦ 4450,0 ¦         ¦
¦образования           ¦         ¦      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦"Чуксолинское сельское¦         ¦      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦поселение"            ¦         ¦      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
+----------------------+---------+------+--------+--------+--------+---------+
¦бюджет муниципального ¦1 200,00 ¦      ¦        ¦  500,0 ¦ 700,0  ¦         ¦
¦образования "Шуринское¦         ¦      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
¦сельское поселение"   ¦         ¦      ¦        ¦        ¦        ¦         ¦
+----------------------+---------+------+--------+--------+--------+---------+



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru