Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 марта 2009 г. по делу № А29-6116/2008

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 16 марта 2009 г.
Полный текст решения изготовлен 23 марта 2009 г.
Судья Арбитражного суда Республики Коми,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по иску открытого акционерного общества "Теплосервис"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации,
к Республике Коми в лице Министерства финансов Республики Коми,
третьи лица: Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в Корткеросском районе, муниципальное образование муниципального района "Корткеросский" в лице администрации муниципального образования муниципального района "Корткеросский", Управление социальной защиты населения в Корткеросском районе, Управление образования в Корткеросском районе,
о взыскании убытков,
при участии в судебном заседании
от истца - К. по доверенности от 14.06.2007 г.,
от ответчиков - П. по доверенности от 19.01.2009 г., Е. по доверенности от 11.01.2009 г.,

установил:

ОАО "Теплосервис" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Министерству финансов Российской Федерации и Министерству финансов Республики Коми о взыскании 1924431 руб. 24 коп. убытков в виде невозмещенных расходов по предоставлению льгот на коммунальные услуги, оказываемые населению.
На основании письменного ходатайства истца от 17.11.2008 г. определением суда от 19.11.2008 г. изменен состав лиц участвующих в деле. В качестве ответчиков по делу указаны Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Республика Коми в лице Министерства финансов Республики Коми. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, указано Управление образования в Корткеросском районе.
Впоследствии истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования и просит взыскать с ответчика 932645 руб. 37 коп. убытков. Уточнения исковых требований приняты арбитражным судом.
Рассмотрение дела неоднократно откладывалось в связи с необходимостью предоставления дополнительных доказательств.
Министерство финансов Российской Федерации отзыв на иск не представило.
Министерство финансов Республики Коми в отзыве на иск отклонило заявленные требования, считая себя ненадлежащим ответчиком.
При этом Министерство финансов Республики Коми со ссылкой на Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" указало следующее.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Таким образом, Министерство финансов Республики Коми считает, что обязанность по возмещению убытков, связанных с предоставлением льгот педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, возложена на Российскую Федерацию за счет средств федерального бюджета.
Финансовое управление Министерства финансов Республики Коми в Корткеросском районе в отзыве на иск указало, что на оплату льгот по предоставлению жилищно-коммунальных услуг работникам образования из бюджета Республики Коми и федерального бюджета Российской Федерации в бюджет района в течение 2006 г. средств не поступало. Предоставление льгот работникам образования в сельской местности является расходным обязательством Российской Федерации. На уровне Республики Коми не были приняты соответствующие законодательные акты, регулирующие порядок возмещения льгот.
Третьи лица в порядке статей 123, 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации извещены судом о времени и месте рассмотрения дела, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело по имеющимся доказательствам в отсутствие третьих лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд удовлетворяет исковые требования на основании следующего.
Как видно из представленных документов, ОАО "Тепловодоканал" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском о взыскании убытков, связанных с оказанием населению жилищно-коммунальных услуг и предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений МО МР "Корткеросский", проживающим в сельской местности, в соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", за период 4 квартал 2006 - 1 квартал 2007 г. г. на сумму 932645 руб. 37 коп.
Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 г. № 3266-1 (абзацем 3 пункта 5 статьи 55) установлено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. При этом согласно статье 8 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами.
Российская Федерация, передав субъектам Российской Федерации право на установление размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, сохранила за собой между тем обязанность по обеспечению материальной базы для реализации установленных льгот. В спорный период предоставления услуг ни республиканское законодательство Республики Коми, ни местное законодательство муниципального образования муниципального района "Корткеросский" в порядке делегирования полномочий и расходных обязательств субъекта Федерации не обеспечили условия и порядок возмещения расходов, установленных названным пунктом статьи 55 Федерального закона.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Как разъяснено постановлением пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", рассматривая иски, предъявленные согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
Пунктом 19 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. № 23 установлено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005 г.), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
При таких обстоятельствах, поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили в полном объеме реализацию установленных Федеральным законом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, возникшие в связи с этим убытки истца подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации.
Абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 г. № 3266-1 установлено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. В данном случае к возмещению заявлена лишь стоимость коммунальных услуг.
Фактическое оказание услуг, их объемы и стоимость подтверждаются представленными в материалы дела договорами о возмещении расходов на предоставляемые льготы на коммунальные услуги, оказываемые населению, актами приемки, счетами-фактурами. Суду представлены списки педагогических работников муниципальных образовательных учреждений МО МР "Корткеросский" с указанием их вида деятельности, расчет подлежащей возмещению стоимости услуг по каждому работнику.
При таких обстоятельствах, изучив материалы дела, проверив расчет иска, суд признает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет казны Российской Федерации. В исковых требованиях к Республике Коми в лице Министерства финансов Республики Коми следует отказать.
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат возмещению истцу из средств федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Теплосервис" 932645 руб. 37 коп. убытков и 15826 руб. 46 коп. расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении исковых требований к Республике Коми в лице Министерства финансов Республики Коми отказать.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Выдать после вступления решения в законную силу открытому акционерному обществу "Теплосервис" справку на возврат из федерального бюджета 5295 руб. 70 коп. государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья
Арбитражного суда
Республики Коми



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru