КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА
ГЛАВА УСТЬ-ДЖЕГУТИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2006 г. № 194
О СОЗДАНИИ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ В РАЙОНАХ РАЗМЕЩЕНИЯ
ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ
Во исполнение требований Федерального Закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлений Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года № 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов", от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" постановляю:
1. Утвердить положение
о создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов Усть-Джегутинского муниципального района.
2. Рекомендовать руководителям объектов экономики привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Главы администрации Усть-Джегутинского муниципального района, курирующего данные вопросы.
Исполняющий обязанности
Главы администрации
Усть-Джегутинского муниципального района
Л.Н.СКЛЯРЕВСКАЯ
Приложение
к постановлению Главы
Усть-Джегутинского муниципального района
от 15.08.2006 № 194
ПОЛОЖЕНИЕ
О СОЗДАНИИ ЛОКАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОПОВЕЩЕНИЯ
В РАЙОНАХ РАЗМЕЩЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ОБЪЕКТОВ
УСТЬ-ДЖЕГУТИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
1. Общие положения
1.1. Система оповещения Усть-Джегутинского муниципального района включает в себя местную, локальную и объектовую систему оповещения и представляет организационно-техническое объединение сил и специальных технических средств оповещения, сетей вещания, каналов связи сети общего пользования и ведомственных сетей связи. Создание локальных систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий по защите персонала объектов экономики, а также населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектов.
1.2. Локальные системы оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов Усть-Джегутинского муниципального района создаются, совершенствуются и поддерживаются в постоянной готовности к использованию под руководством руководителя предприятия, осуществляющего управление гражданской обороной объекта.
2. Назначение, состав локальных систем оповещения
2.1. Локальные системы оповещения предназначены для обеспечения доведения сигналов и информации оповещения:
- до руководителей и персонала объекта;
- объектовых формирований гражданской обороны;
- руководителей (дежурных служб) объектов (организаций), расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
- оперативного дежурного, осуществляющего управление гражданской обороной на территории Усть-Джегутинского муниципального района;
- населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.
2.2. При авариях, прогнозируемые последствия которых не выходят за пределы потенциально опасного объекта, используется объектовая система оповещения. При этом оповещаются:
- руководители и персонал объекта;
- объектовые формирования гражданской обороны;
- оперативный дежурный, осуществляющий управление гражданской обороной на территории Усть-Джегутинского муниципального района.
2.3. При авариях, прогнозируемые последствия которых выходят за пределы потенциально опасного объекта, используется локальная система оповещения.
2.4. Управление локальной системой оповещения на потенциально опасном объекте осуществляется с пультов, расположенных на основном и запасном пунктах управления.
2.5. Рабочее место дежурного диспетчера (начальника смены) потенциально опасного объекта оборудуется техническими средствами, обеспечивающими:
- управление локальной системой оповещения;
- прямую телефонную и, при необходимости, радиосвязь с оперативными дежурными;
- прямую проводную и радиосвязь дежурного диспетчера с оперативным персоналом систем аварийной сигнализации и контроля, а также с дежурными сменами аварийно-спасательных служб потенциально опасного объекта;
- прием сообщений, передаваемых по местной и территориальной системе централизованного оповещения;
- контроль прохождения сигналов и информации, передаваемых по локальной системе оповещения;
- телефонную связь общего пользования.
2.6. Технические средства локальных систем оповещения должны находиться в режиме постоянной готовности к передаче сигналов и информации оповещения и обеспечивать автоматизированное включение оконечных средств оповещения от дежурного диспетчера (начальника смены) потенциально опасного объекта.
2.7. При создании локальных систем оповещения необходимо предусматривать их организационное, техническое и программное сопряжение с существующими и проектируемыми местными системами оповещения и системами аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта.
2.8. Зоны действия локальных систем оповещения определяются в соответствии с действующими нормативными документами и с учетом особенностей построения сетей связи и вещания района размещения потенциально опасного объекта:
- в районах размещения химически опасных объектов - в радиусе до 2,5 км вокруг объекта;
- в районах размещения гидротехнических объектов (в нижнем бьефе, зоне затопления) - на расстоянии до 6,0 км от объекта.
2.9. Технической основой локальных систем оповещения являются аппаратура оповещения электросирены, а также объектовые и местные сети связи и вещания.
3. Этапы создания локальных систем оповещения
3.1. Ответственность за организацию оповещения в зонах действия локальных систем оповещения потенциально опасных объектов возлагается на федеральные органы исполнительной власти и организации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты. В создании локальной системы оповещения целесообразно выделить два этапа.
3.2. На первом этапе:
- разрабатывается техническое задание (ТЗ) на проектирование локальной системы оповещения;
- организуется телефонная связь, а при необходимости и радиосвязь дежурно диспетчерской службы химически опасного объекта с оперативными дежурными;
- организуется телефонная связь, а при необходимости и радиосвязь оперативного дежурного администрации Усть-Джегутинского муниципального района с дежурной сменой узла связи, обслуживающей местную систему централизованного оповещения и вводится парольная система ее использования;
- организуется прямая проводная, а при необходимости и радиосвязь с диспетчерами рядом стоящих потенциально опасных объектов, оперативным персоналом системы аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта;
- организуется централизованное, дистанционное (от диспетчера, начальника смены) управление электросиренами объектовой системы оповещений;
- организуется круглосуточное дежурство на химически опасном объекте;
- на территории потенциально опасного объекта дополнительно устанавливаются электросирены, уличные громкоговорители и радиотрансляционные приемники.
3.3. На втором этапе:
- проводится комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению дистанционного (от диспетчера, начальника смены) автоматизированного управления оконечными средствами локальной системы оповещения;
- разрабатывается проект локальной системы оповещения;
- в соответствии с разработанным проектом осуществляется закупка аппаратуры и оконечных средств оповещения;
- проводятся монтажные и пусконаладочные работы;
- разрабатываются и согласовываются программа и методика приемо-сдаточных испытаний локальной системы оповещения;
- проводятся приемо-сдаточные испытания локальной системы оповещения;
- по результатам приемо-сдаточных испытаний оформляются протоколы и акт приема локальной системы оповещения в эксплуатацию.
3.4. При проектировании локальной системы оповещения необходимо учитывать особенности:
- организационно-технического построения объектовых и местных систем централизованного оповещения;
- организации объектовых и местных сетей связи и вещания;
- организации объектовых систем контроля и аварийной сигнализации;
- размещения объектов экономики и планировка Усть-Джегутинского муниципального района;
- размещения и планировки потенциально опасных объектов.
3.5. При проектировании объектовых и локальных систем оповещения необходимо руководствоваться рекомендациями МЧС России, СНиП 2.01.51-90, а также разработанными НИИ "Гипросвязь" Госкомсвязи России (г. Москва):
- типовыми проектными решениями У-068-43 "Локальные системы оповещения химически опасных объектов";
- типовыми материалами по проектированию У-050-87 "Сети уличной звукофикации в городах и других населенных пунктах";
- типовыми проектными материалами У-055-88 "Локальные системы централизованного оповещения".
3.6. Разработанные проекты до их утверждения должны пройти экспертизу и согласование в Главном Управлении МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике.
3.7. Заявку на приобретение аппаратуры оповещения представляет начальник гражданской обороны объекта в Главное Управление МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике, а копии - в федеральные органы исполнительной власти и организации по подчиненности.
4. Контроль за техническим состоянием аппаратуры оповещения
4.1. Контроль за техническим состоянием аппаратуры оповещения локальной и объектовой системы оповещения, поддержание ее в исправном состоянии, предупреждение отказов при работе и продление ресурса обеспечиваются выполнением в соответствии с заводской технической документацией комплекса работ по техническому обслуживанию в объеме:
- ЕТО - ежедневное техническое обслуживание;
- ТО-1 - месячное техническое обслуживание;
- ТО-2 - годовое техническое обслуживание.
4.2 .Электросирены проверяются не реже одного раза в квартал.
5. Обязанности должностных лиц по обеспечению
функционирования локальных систем оповещения
5.1. Руководитель химически опасного объекта (ХОО):
- руководит работой по созданию, совершенствованию и поддержанию в постоянной готовности к использованию локальных и объектовых систем оповещения;
- отрабатывает и уточняет планы проведения оповещения и эвакуации рабочих и служащих химически опасного объекта;
- определяет места размещения и укрытия рабочих и служащих ХОО, населения ближайших к нему домов. Доводит порядок действий и правил поведения населения, рабочих и служащих ХОО в случае проведения эвакуации, создает формирования транспортного и материального обеспечения;
- проводит обучение рабочих и служащих, населения проживающего вблизи ХОО;
- проводит тренировки по эвакуации (1 раз в месяц);
- подает заявки на выделение необходимых соединительных линий к объектам вещания города и сопряжение с ними объектовых сетей оповещения.
5.2. Обязанности дежурного диспетчера химически опасного объекта:
- дежурный диспетчер (начальник смены) потенциально опасного объекта отвечает за своевременное использование локальной системы оповещения, а также информирование о факте аварии и складывающейся обстановке оперативных дежурных. Дежурный диспетчер химически опасного объекта с получением информации об аварии с выбросом (выливом) аварийно химически опасного вещества (АХОВ), последствия которых не выходят за пределы объекта, обязан:
- передать сигнал "Внимание всем" включением электросирен объекта;
- оповестить рабочих и служащих этого объекта передачей ранее заготовленного текста по объектовой радиотрансляционной сети;
- оповестить руководителя предприятия;
- довести обстоятельства аварии до оперативного дежурного;
- оповестить медицинскую, противопожарную службы.
5.3. Дежурный диспетчер химически опасного объекта с получением информации об аварии с выбросом (выливом) аварийно химически опасного вещества (АХОВ), последствия которой выходят за пределы объекта, обязан:
- довести обстоятельства аварии до оперативного дежурного;
- передать сигнал "Внимание всем" включением электросирен объекта;
- оповестить рабочих и служащих этого объекта передачей ранее заготовленного текста по объектовой радиотрансляционной сети;
- оповестить руководителя предприятия;
- оповестить медицинскую, противопожарную службы;
- оповестить руководство и дежурные службы предприятий, организаций, учреждений и населения, находящихся вблизи ХОО.
5.4. Оперативные дежурные отвечают за своевременное использование объектовых и местных систем оповещения населения, проживающего в зонах возможного радиоактивного и химического заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, в том числе в части дублирования оповещения населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.
5.5. Отдел по делам ГО и ЧС администрации Усть-Джегутинского муниципального района:
- разрабатывает и утверждает тексты речевых сообщений для оповещения и информирования населения местной и локальной (объектовой) системы оповещения, организует запись на магнитные носители текстов сообщений в двух экземплярах и их хранение;
- обеспечивает установку на объектах связи аппаратуры оповещения должностных лиц ГО и включения электросирен;
- обеспечивает установку на объектах вещания специальной аппаратуры для ввода сигналов и информации оповещения в программы вещания;
- организует и осуществляет подготовку оперативных дежурных в вопросах связи и оповещения;
- представляет заявки предприятиям связи на выделение соединительных линий и каналов связи от пунктов управления ГО к объектам и химически опасным предприятиям;
- осуществляет контроль за качеством проведения регламентных работ на аппаратуре, задействованной в локальной и объектовой системе оповещения, планирует и проводит один раз в квартал тренировки по передаче речевой информации и сигналов оповещения на химически опасном объекте;
- уточняет не менее одного раза в месяц, списки телефонов руководящего состава органов управления и объектов экономики, которые подлежат обязательному включению в автоматическую систему централизованного оповещения (АСЦО) и проверяет соответствие прямых проводов и номеров телефонов, по которым проводится управление электросиренами;
- предоставляет заявки УС на выделение соединительных линий и каналов связи от рабочего места оперативного дежурного к химически опасным объектам;
- участвует в согласовании проектов по строительству и реконструкции линейно-кабельных сооружений, автоматических телефонных станций, радиотрансляционных сетей, студий кабельного телевидения и других объектов связи с целью улучшения оповещения и информирования населения.
5.6. Узел связи:
- по заявке предоставляет на договорной основе существующие сети, линии и каналы связи для организации связи от пунктов управления гражданской обороны к химически опасным объектам экономики с учетом технической возможности и на основании действующих тарифов;
- обеспечивает постоянную готовность технического персонала, аппаратуры оповещения, каналов связи к передаче и приему сигналов оповещения и ретрансляции информации, передаваемой по каналам радиовещания системы оповещения местного уровня;
- обеспечивает передачу сообщений с магнитных или иных носителей информации или в прямом эфире с рабочего места оперативного дежурного об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций на химически опасном объекте;
- обеспечивает сохранность магнитных или иных носителей информации (формализованных документов) с текстами для передачи у дежурной смены радиоузла;
- на договорной основе подключает абонентов городской телефонной сети (работников химически опасного объекта) к автоматизированной системе централизованного оповещения (далее АСЦО);
- обеспечивают постоянную работоспособность телефонов, в линии которых включены электросирены, заведенные на стойку АСЦО.
6. Финансирование работ по созданию
локальных систем оповещения
6.1. Финансирование работ по созданию локальных систем оповещения при строительстве новых потенциально опасных объектов - осуществляется за счет средств, выделяемых на строительство данных объектов.
6.2. Финансирование работ по созданию локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах:
- предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность, производится за счет собственных средств этих объектов;
- организаций, находящихся на бюджетном финансировании - за счет средств соответствующих бюджетов;
- при создании объединенных локальных систем оповещения - за счет долевого участия потенциально опасных объектов.