Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Московская область


Зарегистрировано в Комитете по труду и занятости населения МО 21 мая 2009 г. № 17/09


ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ТРЕХСТОРОННЕЕ (ГОРОДСКОЕ) СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ АДМИНИСТРАЦИЕЙ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ОРЕХОВО-ЗУЕВО,
КООРДИНАЦИОННЫМ СОВЕТОМ ПРОФСОЮЗОВ И РАБОТОДАТЕЛЯМИ ГОРОДА
НА 2009-2011 ГОДЫ

Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители администрации городского округа Орехово-Зуево (далее - Администрация), Координационного Совета профсоюзов (далее - Профсоюзы), работодатели городского округа Орехово-Зуево (далее - Работодатели), совместно именуемые Стороны, руководствуясь законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, заключили территориальное трехстороннее (городское) соглашение между Администрацией городского округа Орехово-Зуево, Координационным Советом профсоюзов и Работодателями городского округа на 2009-2011 годы (далее - Соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на территориальном уровне.
Стороны ставят в числе приоритетных целей Соглашения проведение в предстоящий период социально-экономической политики, обеспечивающей право граждан на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей, роста производительности труда, стабильной занятости и гибкости рынка труда, безопасности рабочих мест, расширения возможностей профессионального роста работников.
Соглашение служит основой для переговоров и заключения территориальных отраслевых соглашений и коллективных договоров в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
Стороны рассматривают обязательства данного Соглашения как минимальные, которые должны быть обеспечены, дополнены и развиты в рамках заключения и реализации территориальных отраслевых соглашений и коллективных договоров.
Стороны признают необходимым заключение территориальных отраслевых соглашений, коллективных договоров и обязуются оказывать трудовым коллективам, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие в решении социально-трудовых вопросов.
Присоединение к Соглашению Работодателей и Профсоюзов, действующих на территории городского округа, осуществляется в соответствии с Законом Московской области "О социальном партнерстве в Московской области".

1. В области социально-экономического развития

Стороны считают основной задачей на предстоящий период проведение активной политики по созданию благоприятных условий хозяйствования, развитию предпринимательской деятельности, укреплению экономического и финансового положения организаций, повышению жизненного уровня населения в городском округе. В этих целях:
1.1. Стороны совместно:
1.1.1. Осуществляют взаимные консультации по вопросам бюджетной политики, разработке прогнозов социально-экономического развития и долгосрочной целевой программы городского округа.
1.1.2. Способствуют ежегодному увеличению доли фонда заработной платы в валовом продукте.
1.1.3. Содействуют привлечению инвестиций в экономику городского округа.
1.1.4. Принимают в рамках своей компетенции необходимые меры по реализации приоритетных национальных проектов "Образование", "Здоровье", "Доступное комфортное жилье - гражданам России".
1.1.5. Принимают меры по защите интересов организаций, потребителей против установления необоснованно завышенных цен (тарифов) и ставок на услуги естественных монополий.
1.2. Администрация:
1.2.1. Содействует развитию потребительского рынка, насыщению его качественными товарами и услугами. Содействует в установленном порядке продвижению на городской рынок продукции местных товаропроизводителей.
1.2.2. Принимает меры по своевременной оплате из бюджета городского округа денежных средств организациям, расположенным на территории городского округа, за выполненные работы и оказанные услуги.
1.2.3. Проводит работу, связанную с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации муниципального имущества и приобретения прав на аренду муниципального имущества.
1.2.4. Формирует и размещает муниципальный заказ городского округа Орехово-Зуево в соответствии с законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами.
1.2.5. При размещении муниципальных заказов обеспечивает размещение заказов у субъектов малого предпринимательства не менее чем 10% и не более чем 20% от общего годового объема закупок в соответствии с перечнем товаров, работ и услуг, установленным Правительством РФ.
1.2.6. Осуществляет меры по реализации среднесрочной программы социально-экономического развития городского округа.
1.2.7. Содействует развитию малого и среднего предпринимательства. Способствует укреплению финансового положения и созданию благоприятных условий для их хозяйственной деятельности.
Проводит информационно-аналитический мониторинг состояния предпринимательства в городском округе.
1.2.8. Содействует модернизации жилищно-коммунального комплекса и финансовой стабильности его организаций, направленных на повышение качества предоставляемых услуг.
1.2.9. Осуществляет контроль за сохранностью и целевым использованием муниципального имущества, закрепленного за унитарными предприятиями и учреждениями городского округа.
1.2.10. Принимает необходимые меры по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организует транспортное обслуживание.
1.2.11. Определяет порядок регулирования тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
1.2.12. Осуществляет организацию предоставления ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
1.2.13. Обеспечивает условия для жилищного строительства на территории городского округа.
1.3. Профсоюзы:
1.3.1. Способствуют устойчивой финансово-экономической работе организаций: соблюдению трудовой и технологической дисциплины, росту производительности труда, повышению профессионализма и деловой активности работников. Участвуют в организации трудового соревнования в организациях. Распространяют передовой опыт.
1.3.2. Способствуют участию работников в управлении производством. Содействуют выполнению мероприятий, предусмотренных государственными и муниципальными программами социально-экономического развития городского округа.
1.3.3. Оказывают практическую помощь организациям в заключении коллективных договоров и контролируют их выполнение.
1.4. Работодатели:
1.4.1. Принимают необходимые меры по обеспечению стабильности и экономического роста организаций, обновлению основных фондов, повышению производительности труда, по внедрению прогрессивной техники и новых технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции, созданию дополнительных рабочих мест.
1.4.2. Участвуют в подготовке бизнес-планов инвестиционных проектов и проводимых в Московской области мероприятий по вопросам защиты интересов предпринимателей.
1.4.3. Обеспечивают своевременную уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет, бюджет Московской области, бюджет муниципального образования и государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.4.4. Разрабатывают и реализуют программы по продвижению продукции (услуг) на российский и зарубежный рынки сбыта в соответствии с международными нормами.
1.4.5. Ежеквартально информируют работников о финансово-хозяйственной деятельности организаций, принимаемых мерах по стабилизации и развитию производства. Предоставляют Сторонам Соглашения информацию о предстоящих реорганизации, реформировании, ликвидации организаций.
1.4.6. Обеспечивают профкомам, профорганизаторам и соответствующим исполнительным органам муниципальной власти беспрепятственное получение информации по социально-трудовым вопросам и о результатах аудиторских проверок.

2. Заработная плата, доходы, социальная защищенность

Стороны считают в предстоящий период основной задачей обеспечение повышения уровня реальной заработной платы в соответствии с ростом эффективности и производительности труда. В этих целях:
2.1. Стороны совместно:
2.1.1. Способствуют совершенствованию организации труда, обеспечивающей рост производительности труда, повышение заработной платы и устойчивое развитие производственной деятельности организаций городского округа.
2.1.2. Способствуют выполнению Соглашения о минимальной заработной плате в Московской области между Правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов, объединениями работодателей Московской области.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленной Соглашением о минимальной заработной плате в Московской области.
2.1.3. Проводят работу по совершенствованию системы тарифного регулирования заработной платы в организациях, применяющих тарифные системы оплаты труда. При заключении территориальных отраслевых соглашений, коллективных договоров предусматривают установление оптимального соотношения тарифной и надтарифной частей в структуре заработной платы работников, долю фонда оплаты труда в объеме полученного дохода (прибыли), долю фонда оплаты труда в себестоимости продукции (услуг).
2.1.4. Принимают меры по предупреждению появления задолженности по заработной плате перед работниками бюджетных организаций и ее ликвидации.
2.1.5. Не допускают снижения уровня оздоровления детей и подростков по сравнению с предыдущим годом. Устанавливают часть стоимости путевки, оплачиваемую из семейного бюджета, не выше 10 процентов от ее полной стоимости.
2.1.6. Проводят согласованную политику в области развития культуры, спорта, туризма, организации детского и семейного отдыха, санаторно-курортного лечения работников и членов их семей, сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных объектов муниципального образования.
2.1.7. Принимают меры по исключению "серых" схем выплат заработной платы в организациях.
2.1.8. Принимают меры по соблюдению законодательства об обязательном пенсионном страховании работников в организациях, находящихся в стадии банкротства.
2.2. Администрация:
2.2.1. При составлении проекта бюджета городского округа на очередной финансовый год предусматривает средства на:
- обеспечение отдыха и оздоровления детей;
- частичную компенсацию стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных учреждениях.
2.2.2. Сохраняет в 2009 году уровень средней заработной платы работникам бюджетной сферы Московской области, сложившийся по состоянию на 1 января 2009 года.
2.2.3. Проводит мониторинг социально-трудовой сферы городского округа по перечню социально-экономических показателей согласно приложению к Соглашению.
2.2.4. Проводит реформу жилищно-коммунального хозяйства при условии соблюдения правовой и социальной защищенности населения.
2.2.5. Осуществляет координацию, методическое руководство и контроль за проведением экспертизы цен (тарифов) организаций коммунального комплекса.
2.2.6. Осуществляет регулирование цен (тарифов) на коммунальные услуги в рамках своих полномочий в соответствии с законодательством 1 раз в год.
2.2.7. Предоставляет в установленном порядке субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг малоимущим гражданам.
Проводит разъяснительную работу о порядке предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, используя средства массовой информации.
2.2.8. Гарантирует осуществление диспансеризации работников муниципальных учреждений в соответствии с законодательством.
2.3. Профсоюзы:
2.3.1. Обеспечивают защиту прав и интересов членов Профсоюза в сфере социально-трудовых отношений, а в области коллективных прав и интересов - всех работников организаций, присоединившихся к Соглашению.
2.3.2. Осуществляют контроль за соблюдением Работодателями законодательства о труде. Выходят с инициативой по привлечению к административной и иной ответственности должностных лиц, допускающих нарушение трудовых прав работников.
2.3.3. В случаях нарушения установленных сроков выплаты заработной платы добиваются ее выплаты через комиссии по трудовым спорам и суды.
2.3.4. Добиваются включения в коллективные договоры положений:
о минимальной заработной плате работника не ниже установленной действующим Соглашением о минимальной заработной плате в Московской области между Правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области;
об установления доли тарифной части в заработной плате работника в размере не менее 60%;
об индексации заработной платы в размере не ниже темпов роста потребительских цен;
о порядке компенсации потерь в заработной плате в случае ее задержки;
об установлении соотношения средней заработной платы руководителя организации к средней заработной плате основных категорий работников организации в размере не более 6:1;
о предоставлении вышедшим на пенсию работникам и их семьям возможности пользоваться социальными услугами и объектами социально-культурного назначения организации.
2.3.5. Осуществляют в пределах своих полномочий общественный контроль за исчислением Работодателями единого социального налога, подлежащего уплате в государственные внебюджетные фонды, а также за уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Участвуют в решении вопросов негосударственного пенсионного обеспечения.
2.3.6. Участвуют в подготовке и проведении мероприятий по оздоровлению детей и подростков, контролируют безопасность нахождения детей в детских оздоровительных учреждениях.
2.3.7. Организуют обсуждение проектов нормативных правовых актов по социально-экономическим вопросам и осуществляют в пределах своих полномочий контроль за реализацией принятых нормативных правовых актов.
2.3.8. Проводят работу по выполнению Работодателями территориальных отраслевых соглашений.
2.4. Работодатели:
2.4.1. Обеспечивают выплату заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени и исполнившим свои трудовые обязанности (нормы труда) в размере не ниже минимальной заработной платы, установленной Соглашением о минимальной заработной плате в Московской области между Правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области.
2.4.2. Обеспечивают в 2009 году среднюю заработную плату во внебюджетном секторе экономики в размере не ниже достигнутого в 2008 году. Принимают меры по регулированию заработной платы с учетом уровня инфляции.
2.4.3. Предоставляют по запросам соответствующих профсоюзных органов информацию об оплате труда различных категорий работников, о формировании и расходовании фонда оплаты труда.
2.4.4. Не позднее I квартала заключают коллективные договоры в организациях, предусматривая в них:
размеры тарифной ставки 1 разряда (оклада) не ниже установленных в отраслевых соглашениях (минимальной заработной платы в соответствии с Соглашением о минимальной заработной плате в Московской области между Правительством Московской области, Московским областным объединением организаций профсоюзов и объединениями работодателей Московской области);
положения о необходимости поддержания тарифной части заработной платы на уровне не ниже уровня, установленного трехсторонним соглашением в сфере социального партнерства, заключенным по Центральному федеральному округу;
порядок индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен;
сроки выплаты заработной платы;
размер денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации;
положение о признании времени приостановки работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней - простоем по вине Работодателя, если работник в письменной форме известил Работодателя о начале приостановки работы, и оплачивают его в размере не менее 2/3 средней заработной платы;
графики погашения задолженности и размеры компенсаций в случаях несвоевременной выплаты заработной платы;
оплату работникам за счет средств Работодателя пособия по временной нетрудоспособности (вследствие болезни или травмы, за исключением несчастных случаев на производстве) в размере среднего заработка за первые два дня нетрудоспособности;
размер и порядок выплаты работникам вознаграждения за нерабочие праздничные дни в соответствии со статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации;
средства на социальную поддержку работников и членов их семей, в том числе на проезд, жилищно-коммунальные услуги, питание, приобретение (строительство) жилья, оздоровление и другое.
2.4.5. Осуществляют меры по сохранению и обеспечению функционирования санаториев-профилакториев, баз отдыха, домов культуры, спортивных сооружений, детских оздоровительных и образовательных учреждений дополнительного образования детей, находящихся на балансе организаций.
2.4.6. При заключении трудового договора с работником не препятствуют его вступлению в члены Профсоюза. Не увольняют или другим способом не наносят ущерб работнику на том основании, что он является членом Профсоюза либо принимает участие в профсоюзной деятельности в нерабочее время или в рабочее время с согласия Работодателя.
2.4.7. Принимают меры по своевременному и в полном объеме перечислению единого социального налога и страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии и информируют застрахованных лиц об их уплате.
2.4.8. В организациях, применяющих упрощенную систему налогообложения, заключают договоры с Государственным учреждением Московским областным региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации о добровольной уплате страховых взносов для обеспечения работающих пособиями по социальному страхованию.
2.4.9. Гарантируют осуществление диспансеризации работников организаций в соответствии с законодательством.

3. В области содействия занятости
и кадровому обеспечению организаций

Стороны считают основными задачами на предстоящий период развитие трудовых ресурсов в целях дальнейшего обеспечения организаций городского округа профессиональными рабочими кадрами, организацию профессиональной подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда и социально-экономического развития городского округа, обеспечение гарантий в сфере занятости населения и учет интересов работников и Работодателей. В этих целях:
3.1. Стороны совместно:
3.1.1. Принимают участие в разработке и реализации мероприятий по оказанию содействия занятости населения и развитию трудовых ресурсов.
3.1.2. Организуют в средствах массовой информации информирование населения о состоянии рынка труда, требованиях, предъявляемых к профессии, возможностях трудоустройства и профессионального обучения в системе профессионального образования.
3.1.3. Проводят согласованную политику в области регулирования вопросов привлечения иностранной рабочей силы в экономику городского округа.
3.1.4. Содействуют повышению престижа рабочих профессий, квалификации персонала организаций, привлечению молодежи на производство, в том числе при проведении мероприятий Праздника труда, Дня молодежи. Способствуют участию в областных конкурсах профессионального мастерства.
3.1.5. Проводят работу по совершенствованию и развитию системы профессиональной ориентации.
3.1.6. Участвуют в организации временных рабочих мест для учащихся в период летних каникул и в свободное от учебы время, отдавая приоритеты подросткам из социально уязвимых и малообеспеченных семей.
3.1.7. Не допускают превышения уровня общей безработицы свыше 2,5%, регистрируемой - свыше 1,1%. В случае возникновения чрезвычайной ситуации на рынке труда разрабатывают программу экстренных мер, направленных на содействие занятости населения, поддержку увольняемых работников.
3.1.8. Проводят работу, направленную на привлечение и закрепление в экономике городского округа высококвалифицированных специалистов.
3.1.9. В случае предстоящих массовых увольнений в организациях проводят взаимные консультации и разрабатывают комплекс мер по снижению социальной напряженности.
3.1.10. Руководствуются следующими критериями для определения случаев массового увольнения работников:
а) ликвидация организации любой организационно-правовой формы и формы собственности с численностью работающих 10 и более человек;
б) сокращение численности или штата работников организации в количестве:
20 и более человек в течение 30 календарных дней;
100 и более человек в течение 60 календарных дней;
300 и более человек в течение 90 календарных дней.
3.2. Администрация:
3.2.1. Участвует в поддержке малого предпринимательства и организации самозанятости безработных граждан.
3.2.2. Содействует расширению возможностей трудоустройства инвалидов и молодежи, испытывающей трудности в поиске работы, в том числе через механизм квотирования рабочих мест.
3.2.3. Организует работу по реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации.
3.2.4. Регулярно информирует население о рынке труда, возможностях службы занятости по трудоустройству, обучению и переподготовке высвобождаемых работников, а также перечне профессий, на которые формируется устойчивый спрос.
3.2.5. Участвует в организации временных рабочих мест для учащихся в период летних каникул и в свободное от учебы время, отдавая приоритеты подросткам из социально уязвимых и малообеспеченных семей.
3.2.6. Обеспечивает реализацию муниципальной программы дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в городском округе в 2009 году.
3.3. Профсоюзы:
3.3.1. Осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде при заключении индивидуальных трудовых договоров, изменении их существенных условий, увольнении, в том числе по сокращению численности или штата работников, предоставлении льгот и гарантий в процессе работы, а также при реорганизации и ликвидации организаций.
3.3.2. Добиваются через территориальные отраслевые соглашения, коллективные договоры сохранения рабочих мест, создания необходимых условий для подготовки, переобучения и повышения квалификации работников, в том числе намечаемых к увольнению, предоставления высвобождаемым работникам льгот и компенсаций, сверх установленных законодательством Российской Федерации.
3.3.3. Выступают в поддержку требований работников о приостановке выполнения решения по массовому увольнению работающих или поэтапному проведению данного мероприятия.
3.3.4. Информируют работников организаций об изменениях законодательства Российской Федерации и законодательства Московской области в социально-трудовой сфере.
3.4. Работодатели:
3.4.1. Проводят анализ, прогнозирование и учет численности работников, намеченных к увольнению. Предоставляют в профсоюзные органы, центры занятости населения информацию о наличии вакантных рабочих мест, а также сроках и масштабах возможных массовых увольнений.
3.4.2. Формируют социальный заказ органам службы занятости населения для переподготовки увольняемых работников с целью их дальнейшего трудоустройства.
3.4.3. Взаимодействуют с образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования в вопросах качества подготовки кадров и совершенствования их материально-технической базы.
Формируют заявки на подготовку кадров в учреждениях начального профессионального образования на договорной основе, предоставляют рабочие места для прохождения учащимися производственной практики, используют другие формы стимулирования учащихся в целях их закрепления в организации. Способствуют развитию системы наставничества в организациях.
3.4.4. Осуществляют практику долгосрочных соглашений с государственными учреждениями начального профессионального и среднего профессионального образования Московской области, предусматривающих софинансирование обеспечения образовательного процесса.
3.4.5. Организовывают в производственных подразделениях организаций трудовое соревнование и конкурсы профессионального мастерства, способствующие повышению производительности труда работников.
3.4.6. Предусматривают в коллективных договорах финансирование мероприятий, направленных на:
повышение квалификации и профессионального уровня персонала, в том числе в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации;
переподготовку работников, увольняемых до наступления срока расторжения трудового договора, предоставление им льгот и компенсаций, сверх установленных законодательством Российской Федерации;
повышение квалификации и профессионального уровня специалистов кадровых служб;
разработку и реализацию программ наставничества и адаптации молодых работников на производстве;
укрепление материально-технической базы учреждений начального и среднего профессионального образования.
3.4.7. Оказывают, исходя из возможностей организации, материальную помощь семьям работников, потерявших работу вследствие реорганизации, сокращения штата организации и т.д. Не допускают сокращения работников, члены семьи которых находятся на их иждивении и не имеют самостоятельного заработка.
3.4.8. Содействуют организации общественных работ и реализации мероприятий по временному трудоустройству безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
3.4.9. Принимают меры по обеспечению увольняемых работников организаций-банкротов преимущественным правом трудоустройства на не менее чем 70 процентов рабочих мест в организациях, создаваемых на базе их имущества.
3.4.10. Гарантируют работникам, увольняемым по сокращению численности или штата, сохранение очереди на получение и приобретение жилья, пользование детскими дошкольными учреждениями на срок не менее двух лет.
3.4.11. Не допускают массового увольнения работников, связанного с совершенствованием организации труда, ликвидацией, реорганизацией, перепрофилированием организации или частичной приостановкой производства по инициативе Работодателя без предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме соответствующих профсоюзных органов и проведения с ними переговоров о соблюдении прав и интересов работников.
3.4.12. Осуществляют привлечение и использование иностранных работников с учетом соблюдения приоритетного права жителей городского округа на трудоустройство и мнения Профсоюзов.
3.4.13. Проводят обучение руководителей и специалистов организаций по вопросам, регулируемым международными нормами и правилами, внедрению систем качества.

4. В области охраны труда и экологической безопасности

В целях создания условий для безопасного труда, снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, сокращения нарушений прав работников в области охраны труда, повышения эффективности мер по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также соблюдения требований и норм экологической безопасности:
4.1. Стороны совместно:
4.1.1. Обеспечивают реализацию на территории городского округа государственной политики в области охраны труда и экологической безопасности, признавая приоритетным направлением своей деятельности сохранение жизни и здоровья работников.
4.1.2. Содействуют проведению в организациях городского округа аттестации рабочих мест по условиям труда.
4.1.3. Организуют проведение мероприятий по пропаганде и распространению передового опыта работы в сфере охраны труда, информированию работников о вновь принятых нормативных правовых актах по вопросам охраны труда.
4.1.4. Содействуют проведению областных конкурсов в сфере охраны труда.

]]>
4.1.5. Организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда.
4.1.6. Содействуют повышению квалификации специалистов по охране труда и специалистов по экологической безопасности.
4.2. Администрация:
4.2.1. Организует работу Координационного совета по охране труда городского округа.
4.2.2. Содействует проведению контроля за соблюдением Работодателями и их представителями государственных нормативных требований охраны труда.
4.2.3. Содействует проведению обучения по охране труда работников.
4.2.4. Участвует (по согласованию) в расследовании несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями.
4.2.5. Содействует включению в коллективные договоры, отраслевые территориальные соглашения обязательств Сторон социального партнерства по улучшению условий и охраны труда.
4.2.6. Осуществляет методическую помощь организациям и частным предпринимателям по созданию здоровых и безопасных условий труда работников.
4.3. Профсоюзы:
4.3.1. Обеспечивают по инициативе профсоюзных организаций создание комитетов (комиссий) по охране труда в организациях городского округа.
4.3.2. Организуют проведение выборов в первичных профсоюзных организациях уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда и их обучение в Негосударственном учреждении "Учебный центр Московского областного объединения организаций профсоюзов", в том числе и за счет средств социального страхования.
4.3.3. Осуществляют контроль за включением в коллективные договоры обязательств по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, проведению аттестации рабочих мест по условиям труда.
4.3.4. Содействуют направлению на санаторно-курортное лечение в первоочередном порядке женщин, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
4.3.5. Осуществляют контроль за профессиональной подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации работников службы охраны труда и за обучением по охране труда членов комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
4.3.6. Обеспечивают участие своих представителей в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и защищают интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание.
4.3.7. Обеспечивают участие своих представителей в составе координационных советов по охране труда, составе комиссий по проверке знаний в организациях, осуществляющих обучение по охране труда работников.
4.4. Работодатели:
4.4.1. Обеспечивают приведение условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда и результатами аттестации рабочих мест по условиям труда. Принимают меры по сокращению численности работников основных видов производств, занятых на работах, где условия труда не отвечают санитарно-гигиеническим нормам, а также по сокращению использования труда женщин на работах с вредными и (или) тяжелыми условиями труда.
4.4.2. Обеспечивают проведение государственной экспертизы условий труда в организациях, имеющих рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда.
4.4.3. Обеспечивают прохождение обучения по охране труда руководителей и специалистов организаций и содействуют прохождению обучения по охране труда профсоюзного актива, уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзных комитетов и членов комитетов (комиссий) по охране труда в организациях, осуществляющих обучение по охране труда работников и прошедших уведомительную регистрацию в Московской области.
4.4.4. Создают в организациях, численность работников в которых превышает 50 человек, службы охраны труда, обеспечивают профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников службы охраны труда.
4.4.5. Привлекают, при необходимости, к оказанию услуг в сфере охраны труда организации и физических лиц, прошедших уведомительную регистрацию в соответствии с требованиями законодательства Московской области.
Содействуют созданию и осуществлению деятельности комитетов (комиссии) по охране труда в организациях.
4.4.6. Содействуют деятельности уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в организациях по проведению общественного контроля условий труда работников.
4.4.7. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях предоставление оплачиваемого рабочего времени уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда Профсоюзов для выполнения возложенных на них обязанностей и поощрения за осуществление общественного контроля.
4.4.8. Обеспечивают выполнение требований об устранении выявленных нарушений прав и законных интересов работников в области охраны труда, содержащихся в представлениях соответствующего органа профессионального союза.
4.4.9. Создают в организациях за счет собственных средств рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых обязанностей, и имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации рекомендации к труду.

5. В области социальной и правовой защиты молодежи,
укрепления семьи, заботы о материнстве и детстве

5.1. Стороны совместно:
5.1.1. Участвуют в реализации системы мер государственной и общественной поддержки, защиты прав и интересов молодых граждан, женщин, детей. Участвуют в реализации программ, направленных на решение проблем молодежи, материнства и детства.
5.1.2. Взаимодействуют с общественными молодежными, женскими организациями и объединениями по проблемам молодежи, женщин, семьи и детей.
5.1.3. Содействуют улучшению положения женщин на рынке труда городского округа. Проводят согласованную политику по вопросу социально-трудовой адаптации молодежи.
5.1.4. Распространяют и используют положительный опыт работы с молодежью Московской области.
5.1.5. Осуществляют работу по пропаганде здорового образа жизни и способствуют с этой целью проведению различных культурно-спортивных мероприятий (олимпиад, фестивалей, смотров-конкурсов, конференций и др.).
5.1.6. Содействуют привлечению молодежи к участию во всероссийских, межрегиональных спортивных соревнованиях, а также организуют региональные спортивные соревнования среди молодежи по массовым видам спорта. Создают условия для развития молодежного туризма.
5.1.7. Способствуют решению жилищных проблем молодежи.
5.1.8. Создают условия по социальной адаптации на рынке труда женщин, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, связанного с уходом за малолетними детьми, обеспечивают повышение их квалификации, обучение и переобучение по профессиям и специальностям, востребованным на региональном рынке труда.
5.1.9. Содействуют созданию и деятельности общественных женских, молодежных организаций (комитетов, советов), комиссий по охране материнства и детства.
5.1.10. Рассматривают на заседаниях комиссии вопросы, касающиеся работы с молодежью и мер правовой и социальной защиты молодежи, женщин.
5.2. Администрация:
5.2.1. Создает условия для занятости молодежи. Организует в городском округе проведение профориентационной работы с молодежью, в том числе среди учащихся общеобразовательных учреждений.
5.2.2. Обеспечивает меры по поддержке молодежи в области охраны труда и здоровья, профилактике опасных заболеваний и пропаганде здорового образа жизни.
5.2.3. Участвует в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" долгосрочной целевой программы Московской области "Жилище на 2009-2012 годы".
5.3. Профсоюзы:
5.3.1. Принимают меры по защите социально-экономических и трудовых интересов молодежи, женщин.
5.3.2. Содействуют через коллективные договоры обеспечению гарантий и расширению прав молодежи и женщин на обучение, труд, достойную заработную плату, участие в управлении производством, на отдых.
5.3.3. Способствуют организации трудового соперничества среди молодежи, созданию молодежных трудовых коллективов, организации конкурсов профессионального мастерства среди молодежи.
5.3.4. Создают в организациях советы (комиссии, комитеты) по работе с молодежью.
5.3.5. Оказывают помощь в организации массовых трудовых, культурных, спортивных мероприятий для молодежи, в организации досуга и отдыха.
5.3.6. Вовлекают молодежь в ряды членов Профсоюза, содействуют созданию условий для реализации профессиональных потребностей молодежи.
5.3.7. Вырабатывают и реализуют меры поощрения молодежи из числа членов Профсоюза, добившихся высоких показателей в труде и учебе.
5.3.8. Содействуют возрождению шефства организаций над учебными заведениями.
5.3.9. В целях повышения правовых и экономических знаний проводят обучение молодых работников и студентов основам трудового законодательства, социального партнерства и других социально-экономических вопросов.
5.4. Работодатели:
5.4.1. Разрабатывают в организациях целевые комплексные программы по работе с молодежью, обеспечивают их финансирование и реализацию.
5.4.2. Предоставляют временные и сезонные рабочие места для работы молодежных трудовых отрядов.
5.4.3. Предусматривают в коллективных договорах разделы, отражающие положения по работе с молодежью, в том числе направленные на предоставление мер социальной защиты молодежи (предоставление рабочих мест, ее адаптации в организации, возможности повышения квалификации и дальнейшего обучения, получения льготных ссуд, кредитов на приобретение или строительство жилья, денежные компенсации на найм жилья, содержание детей в детских дошкольных учреждениях и другие меры).
5.4.4. Проводят "Дни открытых дверей", профориентационные экскурсии в организациях с целью ознакомления с профессиями, востребованными на рынке труда.
5.4.5. Совместно с Профсоюзами проводят в организациях конкурсы профессионального мастерства на звание "Лучший молодой рабочий по профессии", "Лучший молодой специалист".
5.4.6. Обеспечивают гендерное равенство в вопросах оплаты труда, назначении на руководящие должности, при приеме на работу.
5.4.7. Принимают меры по профессиональному росту работающих женщин, а также профессиональному обучению и переобучению женщин, имеющих перерывы в трудовой деятельности.
5.4.8. Предусматривают в коллективных договорах меры социальной защиты женщин, беременных женщин, в том числе снижение норм выработки (обслуживания) или перевод на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных факторов, применение гибких графиков работы, сокращенной рабочей недели с сохранением заработной платы по прежнему месту работы и другие.
5.4.9. Оказывают необходимую помощь в работе комиссий по охране материнства и детства, созданных в организациях.

6. В области развития социального партнерства

6.1. Стороны совместно:
6.1.1. Принимают решения по вопросам, включенным в Соглашение, после ознакомления с ними Сторон и консультаций на уровне комиссии. Обеспечивают возможность представителям Сторон принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов, не включенных в Соглашение, но представляющих взаимный интерес. Организуют проведение совещаний, научно-практических конференций, "круглых столов".
6.1.2. Стороны обязуются при необходимости и по решению комиссии разрабатывать план мероприятий, необходимых для реализации отдельных обязательств Соглашения, и формировать совместные рабочие группы.
6.1.3. Проводят работу по включению в территориальные отраслевые соглашения обязательств по повышению средней заработной платы, обеспечивающих реализацию обязательств в части оплаты труда, установленных настоящим Соглашением.
6.1.4. Совершенствуют формы контроля за выполнением заключенных соглашений и коллективных договоров, в том числе формы взаимодействия с контрольно-надзорными органами.
6.1.5. Оказывают содействие в создании и деятельности первичных профсоюзных организаций.
6.1.6. Содействуют распространению принципов социального партнерства в организациях с участием иностранного капитала, транснациональных компаниях, в организациях малого и среднего предпринимательства. Организуют на согласованных условиях их присоединение к Соглашению.
6.1.7. Организуют освещение вопросов социального партнерства, ход реализации Соглашения, работу комиссии в средствах массовой информации.
6.1.8. Содействуют распространению опыта, полученного при реализации в Московской области проекта Международной организации труда "Программа просвещения на рабочих местах по вопросам ВИЧ/СПИД в России", включая профилактику ВИЧ-инфекции и других социально значимых заболеваний.
6.1.9. Способствуют предотвращению коллективных трудовых споров и участвуют в их разрешении в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.2. Администрация:
6.2.1. Учитывает мнение Профсоюзов и Работодателей при принятии нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы социально-трудовой сферы.
6.2.2. Учитывает выполнение условий Соглашения, в первую очередь обязательств по оплате труда, при привлечении организаций к участию в долгосрочных целевых программах, аккредитации хозяйствующих субъектов, представлении руководителей организаций к государственным наградам Московской области.
6.2.3. Обеспечивает участие Профсоюзов и Работодателей в формируемой на уровне городского округа постоянно действующей комиссии, рассматривающей социально-трудовые вопросы.
6.2.4. Сохраняет право за городскими комитетами профсоюзов арендовать помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с взиманием арендной платы не выше, чем это предусмотрено для бюджетных организаций.
6.3. Профсоюзы:
6.3.1. Инициируют заключение коллективных договоров, территориальных отраслевых соглашений. Содействуют подготовке и проведению коллективно-договорной кампании, организуют членов Профсоюза на выполнение коллективных договоров и соглашений. Проводят общественную экспертизу проектов коллективных договоров.
6.3.2. Организуют работу координационных советов Профсоюзов по заключению и контролю за выполнением территориальных отраслевых соглашений и коллективных договоров.
6.3.3. Продолжают работу по возобновлению деятельности и созданию первичных профсоюзных организаций в трудовых коллективах, вовлечению работников в члены Профсоюза в организациях, особенно в негосударственном секторе экономики.
6.3.4. Оказывают помощь в создании в организациях комиссий по трудовым спорам.
6.4. Работодатели:
6.4.1. Сохраняют существующий порядок перечисления профсоюзных взносов в организациях по безналичному расчету с письменного согласия работников и перечисляют их с расчетных счетов организаций одновременно с выдачей банками средств на заработную плату в соответствии с платежными поручениями организаций.
6.4.2. Обеспечивают условия для уставной деятельности Профсоюзов и их выборных органов в организациях. Не допускают случаев нарушения прав Профсоюзов, установленных законодательством Российской Федерации.
6.4.3. Перечисляют Профсоюзам средства на проведение социально-культурной и иной массовой работы в размерах, предусмотренных в коллективных договорах, но не менее 0,15 процентов от фонда оплаты труда.
6.4.4. В обязательном порядке рассматривают все требования, предложения, вынесенные на профсоюзных конференциях (собраниях), и в течение месяца принимают соответствующие меры.
6.4.5. Предусматривают в соглашениях и коллективных договорах выделение средств на оплату труда освобожденным работникам профсоюзных комитетов, а также обеспечивают неосвобожденным членам профсоюзных органов всех уровней время для выполнения ими общественных обязанностей с сохранением среднего заработка.

7. Действие Соглашения, обеспечение контроля
за его выполнением, ответственность Сторон
за реализацию обязательств Соглашения

7.1. Соглашение вступает в силу с 1 января 2009 года и действует по 31 декабря 2011 года.
7.2. Контроль за ходом выполнения Соглашения осуществляется комиссией в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области, а также Сторонами самостоятельно в соответствии с их функциями и организационными принципами деятельности. Изменения и дополнения в Соглашение вносятся по взаимному согласию Сторон. Итоги по выполнению Соглашения подводятся не менее двух раз в год на заседаниях комиссии.
7.3. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств Соглашения или решения комиссии виновная Сторона несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.4. Ни одна из Сторон Соглашения не может в течение установленного срока его действия в одностороннем порядке прекратить исполнение принятых обязательств.
7.5. В течение срока действия Соглашения и при выполнении его условий Профсоюзы не выступают организаторами забастовок, а Работодатели воздерживаются от проведения массовых увольнений работников и приостановки деятельности организаций.
7.6. Администрация городского округа обеспечивает в двухнедельный срок с момента заключения Сторонами Соглашения публикацию его в СМИ.
7.7. Стороны договорились о проведении в третьем квартале 2011 года переговоров по заключению аналогичного Соглашения на последующий период, а также о возможном продлении срока действия Соглашения на период ведения коллективных переговоров.
7.8. Настоящее Соглашение составлено и подписано в трех экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.

От Администрации
городского округа:
Глава городского округа
Орехово-Зуево
О.В. Апарин

От Координационного Совета
профсоюзов:
Председатель
Координационного Совета профсоюзов
О.Б. Крюкова

От Работодателей
городского округа:
Председатель Совета
директоров городского округа
А.А. Брызгалин





Приложение
к территориальному трехстороннему
(городскому) соглашению

ПЕРЕЧЕНЬ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

1. Валовой региональный продукт: в соответствующих ценах, млн. руб., индекс физического объема, % к предыдущему году.
2. Расходы бюджета городского округа на социально-культурные мероприятия, млн. руб. <*>
3. Производительность труда (валовой региональный продукт в расчете на одного занятого в экономике), руб./чел.
4. Численность постоянного населения (среднегодовая), тыс. чел. <*>
5. Средняя продолжительность жизни мужчин, женщин, лет.
6. Естественный прирост (убыль) населения, тыс. чел.
7. Денежные доходы на душу населения, руб.
8. Реальные располагаемые денежные доходы, % к предыдущему году.
9. Начисленная среднемесячная заработная плата, в том числе по видам экономической деятельности, руб.
10. Просроченная задолженность по заработной плате, тыс. руб.
11. Доля фонда заработной платы в валовом региональном продукте, %.
12. Среднемесячный размер начисленных пенсий (номинальный, реальный), руб.
13. Прожиточный минимум в среднем на душу населения, в т.ч. по социально-демографическим группам населения, руб.
14. Отношение среднедушевых доходов, среднемесячной заработной платы, среднего размера назначенных пенсий к прожиточному минимуму, %.
15. Соотношение роста заработной платы и тарифов на услуги ЖКХ, коэффициент.
16. Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, %.
17. Соотношение дохода 10% наиболее и наименее обеспеченного населения.
18. Соотношение 10% работающих с наибольшей и наименьшей заработной платой.
19. Индекс потребительских цен, %.
20. Доля расходов на питание в потребительских расходах домашних хозяйств, %.
21. Численность экономически активного населения (на конец периода), тыс. чел.
22. Численность занятых в экономике, в том числе по видам экономической деятельности, тыс. чел. <*>
23. Общая численность безработных, тыс. чел.
24. Уровень общей безработицы, %.
25. Численность официально зарегистрированных безработных, тыс. чел.
26. Уровень регистрируемой безработицы, %.
27. Численность граждан, трудоустроенных при содействии органов государственной службы занятости (за период с начала года), тыс. чел.
28. Число пострадавших на производстве с тяжелыми последствиями в расчете на 1000 работающих (коэффициент).
29. Снижение занятости работников во вредных и (или) опасных условиях труда, в том числе женщин, %.
30. Сокращение числа промышленных объектов с техническим состоянием и условиями труда работников, не соответствующими государственным нормативным требованиям, %.
31. Численность привлекаемых иностранных работников, в том числе из стран СНГ, тыс. чел.

--------------------------------
<*> - ежегодно.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru