Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 сентября 2008 г. по делу № А79-4762/2008

Резолютивная часть решения объявлена 22.09.2008
Полный текст решения изготовлен 29.09.2008

Арбитражный суд в составе: судьи
при ведении протокола судебного заседания судьей рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Пищекомбинат "Катунь", 429900, Чувашская Республика, г. Цивильск, ул. Николаева, 3
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Чувашской Республике, 429900, Чувашская Республика, г. Цивильск, ул. Терешковой, 5а
о признании частично недействительным решения № 449 от 06.05.2008
при участии:
от заявителя: Н. по доверенности от 01.07.2008
от Межрайонной Инспекции ФНС № 7 по ЧР: начальник юридического отдела С., специалист отдела выездных налоговых проверок Т. по доверенности № 03-27/15 от 23.06.2008

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Пищекомбинат "Катунь", г. Цивильск Чувашской Республики обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения № 449 от 06.05.2008 Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы № 7 по Чувашской Республике в части начисления к уплате земельного налога за 2006 год в размере 97020 руб., земельного налога за 2007 год в размере 97020 руб., пени за его неуплату в сумме 27749 руб., привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 38808 руб. за неуплату земельного налога, привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 14553 руб. за непредставление декларации по земельному налогу за 2007 год, привлечения к ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 106722 руб. за непредставление декларации по земельному налогу за 2006 год.
По существу заявления представитель заявителя требования поддержала, пояснив, что 11 ноября 1996 года собранием участников общества с ограниченной ответственностью "Пищекомбинат "Катунь" принято решение о преобразовании ТОО "Пищекомбинат "Катунь" в ООО "Катунь", определены доли участников в уставном капитале следующим образом: М.С. с уставным капиталом 36297000 руб., что составляет 50% (1 доля) и М.А. с уставным капиталом 36297000 руб., что составляет 50% (1 доля).
Постановлением главы Цивильской районной администрации № 4 от 14.01.1997 закреплен земельный участок, площадью 6900 кв. м на постоянное пользование за ООО "Пищекомбинат "Катунь" и выдан государственный акт в постоянное пользование вновь организованному на базе ТОО "Катунь" ООО "Пищекомбинат "Катунь" для размещения производственных объектов и административного здания.
Распоряжением главы Цивильской городской администрации № 59 разрешено ООО "Пищекомбинат "Катунь" строительство кафе-закусочной на существующей территории общества.
Постановлением главы администрации Цивильского района № 519 от 16.06.2004 утвержден акт государственной приемочной комиссии от 24.11.2000 о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию "Кафе-закусочная" на 35 мест, расположенный в г. Цивильск, ул. Николаева, дом 3.
15.07.2004 ООО "Пищекомбинат "Катунь" зарегистрировало за собой на праве собственности кафе-закусочную "Катунь" площадью 190,6 кв. м, свидетельство о государственной регистрации 21 АЖ № 240359.
Таким образом, весь земельный участок в 2006, 2007 годах находился у общества на праве постоянного бессрочного пользования, здание кафе, расположенное на участке, зарегистрировано на праве собственности за ООО "Пищекомбинат "Катунь", остальные объекты на участке - по 1/2 доле в собственности у физических лиц. Так, 25.03.2005 М.А. и М.С. зарегистрировали на праве общей долевой собственности по 1/2 доли на каждого кондитерский цех площадью 437,3 кв. м, свидетельство 21 АА 028033, свидетельство 21 АА 028034, 29.03.2005 указанные лица зарегистрировали на праве общей долевой собственности по 1/2 доли на каждого контору площадью 77,9 кв. м, свидетельство 21 АА 028031 свидетельство 21 АА 028035, 29.03.2005 зарегистрировали на праве общей долевой собственности по 1/2 доли на каждого проходную будку площадью 12,3 кв. м, свидетельство 21 АА 028032, свидетельство 21 АА 028036.
31.07.2006 и 10.01.2007 между ООО "Пищекомбинат "Катунь" (Арендодатель) и ООО "Мир вкуса" (Арендатор) заключен договор аренды имущества, в соответствии с которым последнему передано в аренду для организации общественного питания помещение площадью 25 кв. м по адресу: г. Цивильск, ул. Николаева, дом 3. Также 01.06.2006 и 10.01.2007 между ООО "Пищекомбинат "Катунь" (Арендодатель) и предпринимателем М.С. (Арендатор) заключен договор аренды, в соответствии с которым последнему для организации общественного питания передано в аренду помещение площадью 25 кв. м по адресу: г. Цивильск, улица Николаева, дом 3. Таким образом, в 2006, 2007 годах площади в здании кафе сдавались в аренду в целях организации общественного питания, договора аренды заключены на срок не более года, поэтому не подлежат государственной регистрации.
Основным видом деятельности заявителя, согласно Уставу, является в том числе торгово-закупочная деятельность, оптовая и розничная торговля всеми видами товаров, посреднические услуги при торговле и т.д. Таким образом, заявитель зарегистрирован в качестве юридического лица, земельный участок предоставлен ему для строительства объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, с момента регистрации иной деятельностью не занимался.
Оспариваемым решением от 06.05.2008 № 449 Межрайонная Инспекция ФНС № 7 по Чувашской Республике начислила заявителю земельный налог за 2006, 2007 годы, соответствующие пени и штрафы в виду его неуплаты, применив ставку налога в размере 1,5%, вместо 0,6%, что является необоснованным.
Решением Цивильского районного собрания депутатов Чувашской Республики от 28.09.2005 (с изменениями от 28.02.06) установлены налоговые ставки от кадастровой стоимости в 0,6% в отношении земельных участков под объектами торговли и общественного питания в г. Цивильске, однако налоговый орган произвел обложение спорного земельного участка налоговой ставкой 1,5% как в отношении прочих земельных участков, вместо 0,6% - в отношении земельных участков под объектами торговли и общественного питания в г. Цивильске, что относится к ООО "Пищекомбинат "Катунь". Указанное подтверждается фотографиями ООО "Пищекомбинат "Катунь", вид изнутри и снаружи и подтверждает, что в здании кафе ведется деятельность по оказанию услуг общественного питания, заявитель не занимается на спорном участке производством, разведением скота, посевом зерновых культур, а участок используется третьими лицами (арендаторами) в целевую. Арендаторы, которые арендуют здание кафе в целях общественного питания, не несут обязанности по уплате земельного налога.
Спорный земельный участок находился у заявителя на праве бессрочного пользования, документ о предоставлении его в собственность ООО "Пищекомбинат "Катунь" общество никогда не обозревало, денежные средства в целях приобретения участка в собственность никому не платило.
Обществу незаконно начислили земельный налог за 2006, 2007 годы, поскольку отсутствуют нормативные акты органов местного самоуправления, определяющие кадастровую стоимость земельного участка и доказательства, подтверждающие доведение до налогоплательщика сведений о кадастровой стоимости, а ссылка Инспекции на акт Кабинета Министров Чувашской Республики, датированный 2003 годом, несостоятельна, кадастровая стоимость спорного земельного участка в нем не определена. На основании изложенного, просила заявление удовлетворить.
Представители Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы № 7 по Чувашской Республике заявление не признали по доводам, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему. Пояснили, что из содержания статьи 394 Налогового кодекса РФ следует, что налоговая ставка по земельному налогу устанавливается в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Решением Цивильского районного собрания депутатов Чувашской Республики от 28.09.2005 (с учетом изменений от 28.02.2006) установлены налоговые ставки от кадастровой стоимости земель в определенных размерах: 0,3%, 0,5%, 0,6%, 0,9%, 1,5%. Исходя, из письма Межрайонного отдела № 5 Управления Роснедвижимости по Чувашской Республике следует, что спорный земельный участок передан в бессрочное пользование 0,69 гектаров в границах указанных на чертеже для обслуживания производственных объектов и административного здания. В целях Земельного кодекса РФ землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ. В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, а также устанавливаться санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования указанных в названном пункте земель (п. п. 1 и 2 ст. 88). Таким образом, земельный участок, принадлежащий ООО "ПК "Катунь" с кадастровым номером 21:20:10 01 62:0029, расположенный по адресу: Чувашская Республика, г. Цивильск, ул. Николаева, д. 3 должен облагаться налоговой ставкой 1,5%, так как не подпадает под объекты торговли и общественного питания в г. Цивильске.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельностью, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Категория земель указывается в документах государственного кадастра недвижимости (подпункт 3 пункта 2 статьи 8 Кодекса). Следовательно, в рамках рассмотрения данного спора и решения вопроса о назначении земельного участка, принадлежащего ООО "ПК "Катунь" необходимо руководствоваться категориями земель, отраженными в Едином государственном реестре земель.
В кадастровом плане земельного участка с кадастровым номером 21:20:10 01 62:0029 определено назначение земли: для обслуживания производственных объектов. Согласно постановлению главы администрации Цивильского района Чувашской Республики от 21.01.2005 № 48 земельный участок предоставлен ООО "ПК "Катунь" из земель сельских поселений в собственность (за плату) для обслуживания производственных объектов. Согласно государственному акту от 14.01.1997 № 04 ООО "ПК "Катунь" предоставлен земельный участок для размещения производственных объектов и административного здания. Заявлений от землепользователя об изменение назначения участка в адрес уполномоченного органа не поступало.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Собрания депутатов Цивильского района издано 28.02.2006, а не 28.02.2005.

Согласно Выписке из государственного земельного кадастра от 25.01.2005 № 20-16/05-98 и постановления главы администрации Цивильского района Чувашской Республики от 21.01.2005 № 48 земельный участок ООО "ПК "Катунь" предоставлен из земель сельских поселений и отнесен к категории земель "земли поселений". Поэтому земельный налог подлежал исчислению обществом в спорный период по ставкам, установленным Цивильским районным собранием депутатов, которые утверждены Решением об установлении налога на имущество физических лиц и земельного налога от 28.09.2005 (Цивильский Вестник от 03.11.2005 № 148 - 149 (9782 - 9783), Решением собрания депутатов Цивильского района от 28.02.2005 внесены изменения по ставкам земельного налога с 2006 года (Цивильский вестник от 28.03.2006 № 37 (9846) с размещением на официальном сайте.
Таким образом, земельный участок, принадлежащий заявителю должен облагаться налоговой ставкой 1,5%, так как он имеет конкретное специальное назначение.
За проверяемый период заявителем представлены договора аренды недвижимого имущества от 31.07.2006 и от 10.01.2007 между ООО "ПК "Катунь" и ООО "Мир вкуса", срок аренды с 31.07.2006 по 31.12.2006, срок аренды с 01.01.2007 по 31.12.2007, представлены договора аренды недвижимого имущества между заявителем и индивидуальным предпринимателем М.С. от 01.07.2006 и от 10.01.2007, срок аренды с 01.07.2006 по 31.12.2006, с 01.01.2007 по 31.12.2007. Они являются не заключенными в связи с отсутствием их государственной регистрации.
В проверяемый период общество фактически не осуществляло никакой деятельности, о чем свидетельствуют выписки банка по счетам, в том числе в области общественного питания и аренды. Заявитель не только не использует свой земельный участок по целевому назначению, но и не имеет такого намерения, о чем свидетельствует представленные доказательства, поскольку согласно протоколу опроса руководителя ООО "ПК Катунь" М.С. от 13.03.2008 организация сдает в аренду нежилые помещения, в организации только 2 человека - директор и замдиректора, заработную плату не получают, после пожара в июне 2006 года производства нет, арендная плата с арендаторов не взыскана. Согласно протоколу осмотра от 13.03.2008 территории ООО "ПК Катунь" захламлена, производство не ведется, стоят разрушенные здания, производственного оборудования нет. Общество в ЕГРЮЛ не вносило сведения о том, каким видом деятельности оно занимается. Заявителем не представлены договора с контрагентами в подтверждение хозяйственной деятельности в области торговли и общественного питания. За проверяемый период по расчетному счету движение происходило только по оплате налогов, хозяйственные операции отсутствуют, доходы от сдачи нежилого здания и сооружения в аренду от ИП М.С. и ООО "Мир Вкуса" не поступали. На балансе предприятия из основных средств значится два неисправных и не эксплуатируется автотранспорт (ВАЗ 91 г., ГАЗ 92 г.), трудовых ресурсов для осуществления деятельности в области торговли и общественного питания не имеется, за проверяемые периоды сданы декларации, согласно которым отражено, что заявитель доходов и расходов не имеет.
Кадастровая стоимость земельного участка общества с кадастровым номером 21:20:10 01 62:0029 опубликована в Постановлении кабинета Министров Чувашской Республики от 03.03.2003 № 45 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Чувашской Республики". Также она размещена на сайте Цивильского района Чувашской Республики в разделе: справочная информация, информация по ценам и тарифам. Согласно пункту 2.10 решения Цивильского районного собрания депутатов ЧР от 28.09.2005 "Об установлении налога на имущество физических лиц и земельного налога" по результатам проведения кадастровой стоимости оценки земель, кадастровая стоимость земельных участков подлежит доведению до сведения налогоплательщиков путем опубликования в составе информационных ресурсов Цивильского района, это относится к уплате земельного налога за 2006 год. В соответствии с подпунктом 6 статьи 19 Положения о налоговом регулировании в Цивильском районе, отнесенных законодательством РФ о налогах и сборах к велению органов местного саморегулирования сведения о кадастровой стоимости земельного участка размещаются на официальном сайте администрации Цивильского района в сети Интернет, что относится к уплате земельного налога за 2007 год.
Согласно письму Управления Роснедвижимости по Чувашской Республике МО № 5 от 04.09.2008 № 711 кадастровая оценка земель поселений Цивильского района ЧР проводилась в 2003 году и утверждалась постановлением кабинета Министров Чувашской Республики от 03.03.2003 № 45 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Чувашской Республики", кадастровая стоимость земельных участков по результатам этой оценки оставалась неизменной до 23.01.2008.
Также источником информации о кадастровой стоимости земли является не только официальный источник средств массовой информации, но и данные выписок государственного земельного кадастра. Инспекцией было запрошено кадастровое дело по земельному участку с кадастровым номером 21:20:10 01 62 в Управлении Роснедвижимости по Чувашской Республике МО № 5. Согласно данному делу, заявитель 25.01.2005 обращался с заявлением о выдачи кадастрового плана, 04.06.2006 - о предоставлений сведений из земельного кадастрового участка, 16.04.2008 - о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земель. Сведения предоставлены заявителю в силу указаний положений статьи 8 Федерального закона № 28-ФЗ от 02.01.2000 "О государственном земельном кадастре", предусматривающей открытость сведений государственного земельного кадастра.
Согласно письму Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 30.01.2007 № 03-08-06-01/4 разъяснено, что если кадастровая стоимость земельного участка и порядок ее доведения до налогоплательщика не доведена, то налогоплательщик обязан представить в налоговые органы "нулевую" декларацию, а после получения официальных сведений о кадастровой стоимости земельных участков в порядке, установленном органами местного самоуправления, представить уточненную декларацию.
Согласно пункту 13 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" в случае, если кадастровая стоимость земли не определена, то для целей, указанных в статье 65 Земельного кодекса РФ, применяется нормативная цена земли.
Заявитель оплатил земельный налог только за 2005 год, за 2006 - 2007 налог не уплачен. На основании изложенного, просили в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Пищекомбинат "Катунь" зарегистрировано 13.01.1997 Администрацией Цивильского района Чувашской Республики.
В соответствии с действующим налоговым законодательством общество является плательщиком налогов и сборов, установленных законодательством и обязано вести учет своих доходов и расходов, представлять в налоговый орган соответствующие отчеты и декларации по налогам и сборам и уплачивать налоги в установленные законом сроки.
Как следует из материалов дела, Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Чувашской Республике с 11.02.2008 по 26.03.2008 провела выездную налоговую проверку общества по вопросам уплаты налогов и сборов за период с 01.01.2005 по 31.12.2007, результаты проверки оформлены актом № 14 от 31.03.2008. В ходе проверки установлена, в том числе, неуплата обществом земельного налога за 2006, 2007 годы.
По результатам рассмотрения материалов проверки заместителем начальника Инспекции принято решение № 449 от 06.05.2008 о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в том числе начислен к уплате земельный налог за 2006 год в размере 97020 руб., земельный налог за 2007 год в размере 97020 руб., пени за его неуплату в сумме 27749 руб., штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в размере 38808 руб. за неуплату земельного налога, штраф по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ в размере 14553 руб. за непредставление декларации по земельному налогу за 2007 год, штраф по пункту 2 статьи 119 Налогового Кодекса РФ в размере 106722 руб. за непредставление декларации по земельному налогу за 2006 год.

]]>
Не согласившись с решением в обозначенной части, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Проанализировав имеющиеся материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются плательщиками налога организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (пункт 2 статьи 388 Налогового кодекса РФ).
Согласно статье 20 Земельного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. В силу пункта 3 названной нормы право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, - переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2008 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Пунктом 8 названной статьи предусмотрено, что со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только в случаях, установленных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 9 названной нормы государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пунктом 12 данной статьи установлено, что предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом Российской Федерации праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.
При этом согласно государственному акту (том 1, л.д. 122) он выдан заявителю в связи с тем, что постановлением главы Цивильской городской администрации № 04 от 14.01.1997 предоставлен участок в бессрочное (постоянное) пользование площадью 0,69 гектаров в границах, указанных на чертеже для размещения производственных объектов и административного здания. Налоговым органом в материалы дела приложено Постановление № 48 от 21.01.2005 о предоставлении земельного участка в собственность заявителя (за плату). Заявитель в ходе рассмотрения дела отрицает факт предоставления ему в собственность спорного земельного участка.
В любом случае заявитель обладал в 2006 и 2007 году спорным земельным участком на праве, обязывающим его уплачивать земельный налог за обозначенные периоды. Право бессрочного пользования земельным участком возникло до введение в действие Земельного кодекса РФ, в связи с положениями Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" оно в спорные периоды имеет место быть у заявителя, подтверждено документально в том случае, если право собственности у заявителя на спорный участок отсутствует.
Согласно статье 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Пунктом 6 статьи 3 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
Статья 17 Налогового кодекса РФ определяет общие условия установления налогов и сборов, так, налог считается установленным в случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В ходе рассмотрения дела налоговый орган указал в качестве нормативного правового акта представительного органа муниципального образования, устанавливающего земельный налог на территории г. Цивильска Чувашской Республики в отношении уплаты налога за 2006 год - Решение Цивильского районного собрания депутатов Чувашской Республики от 28.09.2005 (с изменениями от 28.02.2006) "Об установлении налога на имущество физических лиц и земельного налога", в отношении уплаты налога за 2007 год - Положение "О вопросах налогового регулирования в Цивильском районе, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления", утвержденное решением Собрания депутатов Цивильского района от 27.06.2007 (с изменениями от 26.09.2007 и 15.11.2007).
В качестве налоговой базы для исчисления земельного налога статьей 390 Налогового кодекса РФ определена кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Налогового кодекса РФ).
Статьей 396 Налогового кодекса РФ установлен порядок исчисления налога и авансовых платежей по налогу. Так, сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи. Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно (пункт 2 статьи 396 Кодекса), что подразумевает отсутствие со стороны налогового или иных органов обязанности по расчету за налогоплательщика суммы налога и направления в его адрес сведений о конкретной сумме налога, подлежащего уплате за тот или иной период. Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка как один из элементов налогообложения (налоговая база) непосредственно участвует в расчете земельного налога с целью определения его размера, следовательно, при отсутствии сведений о кадастровой стоимости земельного участка, то есть сведений о наличии налоговой базы размер налога определить невозможно.
При этом, в пункте 14 данной статьи установлено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков (то есть налоговая база) по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года (в редакции, применимой к спорному периоду).
В перечисленных нормах закреплен принцип самостоятельного исчисления земельного налога юридическими лицами исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом и которая в целях исчисления земельного налога налогоплательщиками подлежит доведению до их сведения в порядке, определяемом органами местного самоуправления не позднее 1 марта этого года (в редакции, применимой к спорному периоду).
Иных способов получения налогоплательщиками сведений о кадастровой стоимости земельного участка глава 31 Налогового кодекса РФ применительно к 2006 и 2007 году не содержит.
Следовательно, для того, чтобы налогоплательщику земельного налога самостоятельно произвести расчет налога, необходимы сведения о кадастровой стоимости земельного участка, а данные сведения в силу Налогового кодекса РФ обязаны довести до налогоплательщика органы местного самоуправления в том порядке, который будет ими избран и опубликован, учитывая публичность налоговых правоотношений.
Налоговый кодекс Российской Федерации четко и поэтапно сформулировал порядок исчисления налога и вышеизложенное свидетельствует о непосредственном участии в этом порядке и органов государственной власти. Принцип самостоятельного исчисления земельного налога (расчета его сумм, а не самостоятельного поиска всех возможных вариантов, где хоть каким-то образом могла фигурировать кадастровая стоимость земельного участка) не возлагает на налогоплательщика обязанности по выявлению этих дополнительных источников, кроме как определенного Налоговым кодексом РФ порядка, в случае неисполнения органами местного самоуправления своей обязанности по доведению в установленные сроки до налогоплательщика информации о кадастровой стоимости земельных участков.
Фактически налогоплательщику для исчисления земельного налога требуется открыть документ, в котором опубликована или отражена кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка, данный документ должен быть доведен до налогоплательщика в публичном порядке, установленном органом местного самоуправления не позднее 1 марта 2006 года и 1 марта 2007 года (применительно к рассматриваемому спору), умножить кадастровую стоимость земельного участка на соответствующую ставку земельного налога и исчисленный таким образом налог уплатить в бюджет.
На основании определений суда об истребовании доказательств в материалы дела органом местного самоуправления - Администрацией Цивильского района Чувашской Республики представлено Положение "О налоговом регулировании в Цивильском районе, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления" (с изменениями от 26.09.2007, 15.11.2007), утвержденное решением Собрания депутатов Цивильского района от 27.06.2007. Пунктом 6 статьи 19 главы 7 "Земельный налог" предусмотрено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года доводится до сведения налогоплательщиков путем опубликования в районной газете и размещения на официальном сайте администрации Цивильского района в сети Интернет не позднее 1 марта текущего года.
При этом вопреки вопросам, поставленным судом в определении, орган местного самоуправления не представил ссылок на документы, равно как и сами документы (газеты, брошюры и т.д.) в которых опубликована кадастровая стоимость земельных участков в целях уплаты земельного налога за 2006 и 2007 годы. Ответ администрации содержит только ссылку на опубликование самого текста Положения в газете "Цивильский вестник" и размещение текста Положения на официальном сайте администрации. Таким образом, налоговым органом не доказано официальное доведения до налогоплательщика кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Более того, указанное Положение не регулирует правоотношения по уплате земельного налога к спорным периодам - 2006 и 2007 годам. Статьей 24 Положения, утвержденного 27.06.2007 предусмотрено, что оно вступает в силу по истечении одного месяца со дня его опубликования, иные сроки введения в действие Положения не предусмотрены. В связи с вступлением Положения в силу утрачивает силу Решение Цивильского районного собрания депутатов от 28.09.2005 "Об установлении налога на имущество и земельного налога" с последующими изменениями к нему, внесенными в 2005 и 2006 годах. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о распространении действия Положения на правоотношения 2008 года, а не 2006 и 2007 годов.
Фактически документом, регулирующим спорные правоотношения в 2006 и 2007 годах, является Решение Цивильского районного собрания депутатов от 28.09.2005 "Об установлении налога на имущество и земельного налога", в силу пункта 4 оно вступает в силу с 1 января 2006 года. Решением собрания депутатов Цивильского района Чувашской Республики от 28.02.2006 внесены изменения в Решение от 28.09.2005 в части ставок земельного налога. До утверждения Положения "О налоговом регулировании в Цивильском районе, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления" (с изменениями от 26.09.2007, 15.11.2007) на территории Цивильского района Чувашской Республики не принимались нормативные акты, регулирующие вопросы налогообложения в области земельного налога, следовательно, Решение Цивильского районного собрания депутатов от 28.09.2005 "Об установлении налога на имущество и земельного налога" с изменениями от 28.02.2006 распространяет свое действие и на 2007 год.
Пунктом 2.10 Решения предусмотрено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков путем опубликования в составе информационных ресурсов Цивильского района не позднее 1 марта текущего года.
Однако налоговым органом не представлено в материалы дела доказательств опубликования в информационных ресурсах сведений о кадастровой стоимости земельных участков не позднее 1 марта 2006 года и 1 марта 2007 года, не указано наименование информационных ресурсов, что под ними подразумевается и конкретно к ним относится. Администрацией Цивильского района Чувашской Республики, несмотря на определение суда от 02.09.2008 об истребовании доказательств, не представлена информация о том, что в определенную дату на каком-либо сайте определенной организации или органа происходило опубликование кадастровой стоимости земельных участков для исчисления земельного налога за 2006 год, за 2007 год. Опубликованный таким способом документ, содержащий сведения о кадастровой стоимости за 2006 год и 2007 год земельного участка, выделенного ООО "Пищекомбинат "Катунь", в материалы дела официально не представлено. Налоговым органом такие доказательства также не приложены.
Изложенное свидетельствует о не доведении вопреки требованиям пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса РФ до налогоплательщика одного из основных элементов налогообложения - налоговой базы, поэтому в 2006 и 2007 годах отсутствовала совокупность условий, необходимых для исчисления и уплаты заявителем земельного налога.
При этом Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики № 45 от 03.03.2003 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Чувашской Республики", названное налоговым органом в качестве документа, в котором опубликована кадастровая стоимость спорного земельного участка с целью уплаты земельного налога за 2006 и за 2007 годы, применительно к рассматриваемому спору к такому документу не относится.
Текст Постановления с приложением опубликован в Собрании законодательства Чувашской Республики № 4 за 2003 год, то есть гораздо ранее вступления в силу главы 31 "Земельный налог" Налогового кодекса РФ. Порядок исчисления земельного налога определен в Кодексе начиная с 1 января 2005 года и предусматривает доведение до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости земельных участков. Следовательно, нормативный акт, устанавливающий земельный налог на территории г. Цивильска Чувашской Республики, а именно пункт 2.10 Решения Цивильского районного собрания депутатов от 28.09.2005 "Об установлении налога на имущество и земельного налога" при такой ситуации должен содержать для налогоплательщиков ссылку о том, что кадастровая стоимость земельного участка опубликована в приложении к Постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики № 45 от 03.03.2003 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Чувашской Республики" (том 1, л.д. 189 - 191, 194 - 201). Однако данную ссылку пункт 2.10 Решение не содержит, а указывает о доведении кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков путем опубликования в составе информационных ресурсов Цивильского района не позднее 1 марта текущего года (применительно к делу - не позднее 1 марта 2006 года и 1 марта 2007 года). При этом доказательства опубликования в материалы дела не приложены в виду вышеизложенного.
Кроме того, приложение № 1 к постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 03.03.2003 № 45 не содержит кадастровой стоимости принадлежащего заявителю земельного участка, ссылка Инспекции, что информация по строке с кварталом № 01 01 62 подтверждает об указании кадастровой стоимости земельного участка, в качестве таковой судом не расценивается (том 1, л.д. 196). Номер 01 01 62 является кадастровым кварталом, при этом кадастровый номер спорного земельного участка - 21:20:10 01 62:0029, о чем также зафиксировано в оспариваемом решении налогового органа, имеются выписки из кадастрового плана земельного участка, подтверждено постановлением Администрации Цивильского района Чувашской Республики № 48 от 21.01.2005 (том 1, л.д. 123). Площадь в размере 328660,91 кв. м не соответствует площади спорного участка, из Постановления невозможно определить, что стоимость в размере 991,27 руб. за 1 кв. метр указана в отношении земельного участка с кадастровым номером 21:20:10 01 62:0029, а расчет Инспекции кадастровой стоимости, отраженный в отзыве, который должен произвести налогоплательщик, не находит нормативного подтверждения в главе 31 Налогового кодекса РФ с целью исчисления земельного налога за 2006 и 2007 год (том 1, л.д. 183), глава 31 Налогового кодекса РФ не предусматривает иного порядка для исчисления налога, помимо определенного в Кодексе.
Распечатки с информационных ресурсов, представленные Инспекцией в материалы дела (том 1, л.д. 192, 193) имеют ссылку также на указанное Постановление и приложения к нему и не являются доказательствами опубликования и доведения до налогоплательщиков в соответствии с пунктом 2.10 Решения Цивильского районного собрания депутатов от 28.09.2005 "Об установлении налога на имущество и земельного налога" кадастровой стоимости земельного участка в силу вышеизложенного.
Ответ Межрайонного отдела № 5 Управления Роснедвижимости по Чувашской Республике о проведении в 2003 году кадастровой оценки земель, утверждении ее Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики № 45 от 03.03.2003 и неизменности сведений до 23.01.2008 не опровергает отсутствие опубликования сведений о кадастровой стоимости для исчисления налога за спорные периоды. Действительно, кадастровая оценка проводилась соответствующими органами, она утверждалась названным Постановлением, однако до сведения налогоплательщиков Решением Цивильского районного собрания депутатов от 28.09.2005 "Об установлении налога на имущество и земельного налога" кадастровая стоимость для исчисления земельного налога за 2006, 2007 годы не доведена, Постановление датировано 2003 годом, необходимых показателей для исчисления налога в соответствии с главой 31 Налогового кодекса РФ за 2006, 2007 годы оно не содержит.
Ссылка Инспекции о том, что ООО "Пищекомбинат "Катунь" фактически знало о кадастровой стоимости земельного участка для исчисления и уплаты земельного налога за 2006 и 2007 годы, о чем, по мнению налогового органа, имеются подтверждающие документы, судом отклоняется. Кадастровый план земельного участка предоставлен заявителю 25 января 2005 года, оспариваемым решением земельный налог начислен за 2006 и 2007 годы, что свидетельствует о предоставлении кадастрового плана в более ранние сроки, он содержит реквизиты для исчисления налога в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 11.10.1991 № 1738-1 "О плате за землю", утратившему силу с 1 января 2006 года (том 1, л.д. 207 - 210).
Заявление о предоставлении сведений ГЗК от 04.07.2006 не подтверждает выдачу документов в адрес ООО "Пищекомбинат "Катунь", содержащих сведений о кадастровой стоимости земельного участка, заявление подписано физическим лицом М.С., не являющимся руководителем общества и лицом, имеющим законные полномочия на представление его интересов, в судебном заседании представитель заявителя отрицает получение кадастрового плана земельного участка непосредственно обществом в лице законного представителя, из книги учета выданных сведений не усматривается о выдаче документа, содержащего сведения о кадастровой стоимости земельного участка (том 1, л.д. 203, 211).
Обращение директора общества с заявлением о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка за 2006, 2007, 2008 годы произошло 15 апреля 2008 года после составления акта выездной налоговой проверки от 31.03.2008, вручения его лицу, в отношении которого она происходила и зафиксировавшему нарушения в части земельного налога, что подтверждает отсутствие получения заявителем в 2006 и 2007 годах сведений из Управления Роснедвижимости по Чувашской Республике относительно кадастровой стоимости (том 1, л.д. 212 - 216). При этом в целях исчисления земельного налога применительно к 2006 и 2007 годам глава 31 Налогового кодекса РФ предусматривает порядок, отличный от названного Инспекцией (самостоятельное обращение налогоплательщиков в соответствующие органы для получения выписки из государственного кадастра недвижимости с целью обозрения кадастровой стоимости земельного участка для исчисления налога). Кроме того, кадастровая выписка о земельном участке содержит сведения по состоянию на 15 апреля 2008 года (налоговый период, отличный от 2006, 2007 годов), кадастровая стоимость земельного участка значительно меньше (5297843 руб. 25 коп.), чем величина, на основании которой налоговым органом исчислен земельный налог в оспариваемом решении (6468007 руб.), в связи с чем данный документ не имеет отношения к правоотношениям 2006, 2007 годов, в 2008 году кадастровая стоимость могла изменяться в виду определенных причин и отличаться от кадастровой стоимости за предыдущие налоговые периоды (том 1, л.д. 213).
Возможность применения заявителем нормативной цены земли с целью исчисления земельного налога за спорные периоды, на что указывает налоговый орган, в рассматриваемой ситуации не обоснованно, поскольку в эти периоды кадастровая стоимость земли соответствующими органами определена, что подтверждается материалами дела, однако в установленном законом порядке она до налогоплательщиков не доведена.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 30.01.2007 № 03-08-06-01/4, на которое ссылается налоговый орган с целью обязанности представления "нулевой" декларации, а после получения официальных сведений о кадастровой стоимости земельных участков в порядке, установленном органами местного самоуправления, - представить уточненную декларацию, носит разъяснительный характер, официально не опубликовано.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора (пункт 3 статьи 75 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления сумм налога или других неправомерных действий (бездействий) влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
В связи с отсутствием обязанности по уплате доначисленного налога, начисление заявителю пени и привлечение к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа также является неправомерным.
Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета является основанием для применения ответственности, предусмотренной в статье 119 Кодекса.
Согласно пункту 2 этой статьи непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.
Из содержания данной нормы следует, что сумма взыскиваемого штрафа зависит от суммы налога, которая подлежит уплате по несвоевременно представленной декларации, условия о минимальном размере штрафа пункт 2 статьи 119 Кодекса не содержит.
Заявитель не представил в установленный законом срок декларацию по земельному налогу за 2006 год, то есть состав правонарушения, предусмотренный в пункте 2 статьи 119 Кодекса, имеет место. Однако, поскольку сумма земельного налога, подлежащая уплате по несвоевременно представленной декларации, отсутствует в связи с не определением налоговой базы, основания для взыскания штрафа в соответствии с названной нормой также отсутствуют.
Заявитель привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового Кодекса РФ за непредставление декларации по земельному налогу за 2007 год, однако в связи с отсутствием суммы налога к уплате в бюджет по причине не определения налоговой базы размер штрафа должен составлять только 100 руб.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление удовлетворить.
Признать недействительным решение № 449 от 06.05.2008 Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы № 7 по Чувашской Республике в части начисления к уплате обществу с ограниченной ответственностью "Пищекомбинат "Катунь", ИНН 2115000089 земельного налога за 2006 год в размере 97020 руб., земельного налога за 2007 год в размере 97020 руб., пени за неуплату земельного налога в сумме 27749 руб., привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 38808 руб. за неуплату земельного налога за 2006, 2007 годы, привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 14453 руб. за непредставление декларации по земельному налогу за 2007 год, привлечения к ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 106722 руб. за непредставление декларации по земельному налогу за 2006 год.
Взыскать с Межрайонной Инспекции федеральной налоговой службы № 7 по Чувашской Республике, г. Цивильск в пользу общества с ограниченной ответственностью "Пищекомбинат "Катунь", ИНН 2115000089, расположенного в г. Цивильск Чувашской Республики, ул. Николаева, 3, зарегистрированного 13.01.1997 Администрацией Цивильского района Чувашской Республики, расходы по уплате государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru