Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПРИКАЗ
от 2 марта 2009 г. № 161

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федеральным законом от 28 июня 1991 года № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2005 года № 229 "Вопросы Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики" в целях совершенствования ведомственного контроля качества медицинской помощи и внедрения системы стандартизации в учреждениях здравоохранения Чувашской Республики приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Положение о системе ведомственного контроля качества медицинской помощи, оказываемой в организациях здравоохранения Чувашской Республики (далее - Положение) (приложение № 1);
1.2. Методику ведомственной экспертизы качества медицинской помощи, оказываемой в организациях здравоохранения Чувашской Республики (далее - Методика) (приложение № 2);
1.3. Положение о проведении социологических опросов удовлетворенности пациентов медицинской помощью в организациях здравоохранения Чувашской Республики (далее - Положение) (приложение № 3);
1.4. Образец анкеты для изучения удовлетворенности пациентов медицинской помощью в организациях здравоохранения Чувашской Республики (приложение № 4).
2. Рекомендовать начальнику управления здравоохранения и социальной политики г. Чебоксары, начальнику отдела здравоохранения, физкультуры и спорта администрации г. Новочебоксарск, заведующим городскими отделами здравоохранения гг. Алатырь, Канаш, Шумерля, руководителям организаций здравоохранения Чувашской Республики:
2.1. Организовать проведение ведомственного контроля качества медицинской помощи, оказываемой во вверенных организациях здравоохранения, согласно утвержденному Положению (приложение № 1) и Методике (приложение № 2);
2.2. Проводить ежеквартальные социологические исследования удовлетворенности пациентов медицинской помощью в организациях здравоохранения Чувашской Республики согласно утвержденному Положению (приложение № 3) с использованием анкеты, образец которой приведен в приложении № 4 к настоящему приказу;
2.3. Осуществлять плановый и оперативный анализ результатов ведомственной и вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи, проводимой страховыми медицинскими организациями и другими заинтересованными ведомствами, с разработкой и реализацией корригирующих мероприятий по устранению условий и причин снижения качества медицинской помощи;
2.4. Разрабатывать ежегодно во вверенных организациях здравоохранения в срок до 15 декабря текущего года план мероприятий на предстоящий год по совершенствованию качества медицинской помощи; представлять указанный план в срок до 25 декабря текущего года в отдел стратегического планирования и развития здравоохранения и социальной сферы Минздравсоцразвития Чувашии;
2.5. Осуществлять в течение года корректировку плана мероприятий по совершенствованию качества медицинской помощи по результатам ведомственной и вневедомственной экспертизы, социологических опросов населения.
3. Отделу стратегического планирования и развития здравоохранения и социальной сферы Минздравсоцразвития Чувашии, отделу организации медицинской помощи Минздравсоцразвития Чувашии, отделу организации медицинской помощи матерям и детям Минздравсоцразвития Чувашии:
3.1. Организовать в организациях здравоохранения Чувашской Республики проведение ведомственной экспертизы медицинской помощи в соответствии с утвержденным Положением (приложение № 1) и Методикой (приложение № 2);
3.2. Оказывать организационно-методическое содействие организациям здравоохранения Чувашской Республики по совершенствованию системы контроля качества медицинской помощи;
3.3. Совместно с профессиональными медицинскими ассоциациями:
3.3.1. Осуществлять ведение (мониторинг использования, результативность) федеральных и временных региональных стандартов медицинской помощи в организациях здравоохранения республики;
3.3.2. Организовать дальнейшую разработку, утверждение и введение временных региональных стандартов оказания медицинской помощи;
3.3.3. Провести до 1 октября 2009 года клинический аудит используемых в организациях здравоохранения Чувашской Республики медицинских технологий.
4. Отделу лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности, контроля качества медицинской помощи Минздравсоцразвития Чувашии организовать ежеквартальное проведение совместных совещаний Минздравсоцразвития Чувашии, Территориального фонда ОМС Чувашской Республики, Ассоциации страховых медицинских организаций, ОО "Медицинская ассоциация Чувашской Республики" по вопросам организации и результатам контроля объемов и качества медицинской помощи при реализации Программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в Чувашской Республике.
5. Директору ГУЗ "Медицинский информационно-методический центр" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Богдановой Т.Г. обеспечить статистическую обработку результатов ежеквартальных социологических исследований удовлетворенности пациентов медицинской помощью, оказанной в организациях здравоохранения Чувашской Республики, проводимых согласно утвержденному Положению (приложение № 3); предоставление сводных результатов в отдел стратегического планирования и развития здравоохранения и социальной сферы Минздравсоцразвития Чувашии в срок до 20 числа, следующего за отчетным кварталом.
6. Отделу стратегического планирования и развития здравоохранения и социальной сферы Минздравсоцразвития Чувашии: осуществлять анализ и мониторинг удовлетворенности пациентов медицинской помощью, оказанной в организациях здравоохранения Чувашской Республики.
7. Считать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения Чувашской Республики от 22 июня 2005 года № 305 "О совершенствовании ведомственного контроля качества медицинской помощи населению Чувашской Республики".
8. Должностным лицам Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики при проведении экспертизы случаев оказания медицинской помощи в ходе мероприятий по контролю за соответствием качества оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения) руководствоваться Методикой ведомственной экспертизы качества медицинской помощи, оказываемой в организациях здравоохранения Чувашской Республики, утвержденной настоящим приказом (приложение № 2).
9. Абзац 43 раздела II Положения о порядке проведения мероприятий по контролю за соответствием оказываемой медицинской помощи установленным федеральным стандартам в сфере здравоохранения (за исключением контроля качества высокотехнологичной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в федеральных организациях здравоохранения) в медицинских организациях Чувашской Республики, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от 27 октября 2008 года № 921, изложить в следующей редакции: "Экспертиза случаев оказания медицинской помощи проводится по Методике ведомственной экспертизы качества медицинской помощи, оказываемой в организациях здравоохранения Чувашской Республики, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от 2 марта 2009 года № 161".
10. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Лисенкову И.Ю.

Министр
Н.В.СУСЛОНОВА





Приложение № 1
к приказу
Министерства здравоохранения
и социального развития
Чувашской Республики
от 02.03.2009 № 161

ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ОКАЗЫВАЕМОЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение о системе ведомственного контроля качества медицинской помощи, оказываемой в организациях здравоохранения Чувашской Республики (далее - Положение), разработано в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утверждены Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 года № 5487-1), Федеральным законом от 28 июня 1991 года № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2005 года № 229 "Вопросы Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики", Программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам в Чувашской Республике.
1.2. Целью осуществления ведомственного контроля качества медицинской помощи является обеспечение прав граждан на получение медицинской помощи надлежащего качества в объеме и на условиях, соответствующих Программе государственных гарантий по оказанию гражданам бесплатной медицинской помощи в Чувашской Республике.
1.3. Положение устанавливает единые организационные и методические принципы контроля объемов и экспертизы качества медицинской помощи в организациях здравоохранения Чувашской Республики.
1.4. Объектом контроля качества является медицинская помощь - деятельность, направленная на оздоровление и лечение пациентов, осуществляемая профессионально подготовленными работниками, имеющими на это право в соответствии с действующим законодательством, с целью достижения конкретных результатов и удовлетворенности пациента оказанной медицинской помощью.
1.5. Система ведомственного контроля качества медицинской помощи включает следующие элементы:
- оценка состояния и использования кадровых и материально-технических ресурсов организаций здравоохранения;
- экспертиза процесса и результатов оказания медицинской помощи конкретным пациентам;
- выявление дефектов, врачебных ошибок и других факторов, оказавших негативное действие и повлекших за собой снижение качества и эффективности медицинской помощи;
- проведение оперативных корригирующих воздействий по устранению причин и условий снижения качества медицинской помощи;
- разработка комплекса мероприятий, направленных на предупреждение врачебных ошибок и дефектов в работе и способствующих повышению качества и эффективности медицинской помощи;
- выбор наиболее рациональных управленческих решений для повышения качества медицинской помощи и развития системы стандартизации в здравоохранении;
- контроль за реализацией управленческих решений и оценка их результативности.

2. Термины и определения,
используемые при проведении ведомственного контроля
качества медицинской помощи, оказываемой в организациях
здравоохранения Чувашской Республики

Качество медицинской помощи (далее - КМП) - совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента (населения) и современному уровню медицинской науки и технологий.
Медицинская помощь - деятельность, направленная на оздоровление и лечение пациентов, осуществляемая профессионально подготовленными работниками, имеющими на это право в соответствии с действующим законодательством.
Медицинская услуга - идентифицированный элемент медицинской помощи.
Потребитель медицинских услуг - человек (организация), нуждающийся в медицинских услугах и (или) получающий (получивший) их.
Пациент - человек, получающий медицинскую помощь.
Медицинское вмешательство - воздействие на человека медицинскими средствами и методами, разрешенными к применению в установленном законом порядке, и направленными на достижение положительного результата в области профилактики заболеваний, обследовании состояния здоровья, диагностики, лечения, ухода и реабилитации в связи с возможными и/или имеющимися заболеваниями, иными расстройствами здоровья, беременностью и родами, в целях его оздоровления и лечения в процессе оказания ему медицинской помощи. Медицинское вмешательство является источником повышенной опасности.
Система государственного контроля и надзора КМП - совокупность взаимосвязанных структурных элементов и функциональных механизмов контроля, обеспечивающая получение необходимой информации в целях принятия управленческих решений, направленных на улучшение КМП населению, и надзора за их адекватностью, достаточностью и эффективностью исполнения.
Надзор за КМП - форма деятельности государственных органов власти по проверке законности и обоснованности решений поднадзорных субъектов в процессе предоставления медицинской помощи населению.
Контроль КМП - сравнение фактических (текущих) значений характеристик контролируемого объекта с заданными (эталонными) значениями этих характеристик.
Мониторинг деятельности по контролю КМП - процесс постоянного контроля КМП на основе применения действенных методик (инструментов), мер и статистических методов для измерения и прогнозирования качества, с целью установления механизма обратной связи, направленный на непрерывное улучшение КМП. Мониторинг направлен на получение информации о состоянии и динамике уровня КМП, деятельности по его непрерывному улучшению, изучение уровня и тенденций развития Системы ГКН КМП, выделения "критических точек" ее функционирования, выявление закономерных зависимостей, а также оценки непосредственного влияния данного направления деятельности на качество медицинской помощи.
Эксперт КМП - лицо с высшим медицинским образованием, имеющее сертификат специалиста, стаж работы по специальности не менее 10 лет, владеющее специальными знаниями и методическими приемами определения КМП, подтвержденными документом (ами) о последипломном образовании государственного образца, включенное в Регистр экспертов КМП.
Регистр экспертов КМП - формируемый и поддерживаемый в актуальном состоянии список экспертов КМП, привлекаемых к проведению экспертизы КМП.
Дефект оказания медицинской помощи - несоответствие медицинской помощи обязательным требованиям, предусмотренным федеральными законами, ведомственными нормативными актами, инструкциями по медицинскому применению лекарственных средств и изделий медицинского назначения, условиями договоров, разрешенными к применению технологиями оказания медицинской помощи; термин применим к конкретному случаю оказания медицинской помощи.
Врачебная ошибка - ошибка врача при исполнении своих профессиональных обязанностей, которая явилась следствием добросовестного заблуждения, не могла быть им предусмотрена и предотвращена, то есть не являлась следствием халатного отношения врача к своим обязанностям, небрежности и профессионального невежества.
Стандарты медицинской помощи - перечень диагностических и лечебных медицинских услуг при оказании медицинской помощи при конкретном заболевании, с указанием количества и частоты их применения, перечень используемых лекарственных средств с указанием разовых и курсовых доз, перечень дорогостоящих изделий медицинского назначения (включая имплантаты, эндопротезы и т.д.), перечень компонентов крови и препаратов, лечебного питания с указанием количества и частоты их использования (объем медицинской помощи).
Показатели качества медицинской помощи (индикаторы качества) - числовые показатели, используемые для оценки медицинской помощи, косвенно отражающие качество ее основных составляющих (структура, процессы и результаты оказания медицинской помощи).
Обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию здравоохранения.
Жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов, либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Экспертиза КМП - метод определения КМП, основанный на изучении существенных признаков процесса оказания медицинской помощи, применяемый для получения информации о доступности и уровне КМП с целью принятия управленческого решения по непрерывному улучшению КМП. Под существенными признаками процесса оказания медицинской помощи понимаются правильность выполнения медицинских технологий, риск ухудшения состояния пациента вследствие оказания медицинской помощи, оптимальность использования ресурсов здравоохранения, удовлетворенность потребителей медицинских услуг.
Целевая ЭКМП является вариантом медицинской экспертизы с целью оценки качества и сроков медицинской помощи конкретному пациенту. Целевая ЭКМП, как правило, назначается: по жалобе пациента, его родственников, адвоката или представителя по доверенности; по постановлению суда, прокуратуры, органов дознания; по факту летального исхода; по факту первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста; по факту повторной госпитализации по поводу одного и того же заболевания в течение месяца; по факту повторного обращения по поводу одного и того же заболевания в течение 7 дней со дня завершения амбулаторно-поликлинического лечения (кроме хронических, рецидивирующих заболеваний); по факту внутрибольничного инфицирования и осложнений.
Плановая ЭКМП проводится с целью общей системной оценки оказания качества и объемов медицинской помощи отдельным группам пациентов по виду оказанной медицинской помощи, нозологической форме, возрасту, социальному положению, уровню учреждению здравоохранения и т.д. Плановая ЭКМП, как правило, назначается: по фактам отклонения от сложившихся средних статистических показателей объемов оказания медицинской помощи; по фактам превышения контрольных сроков госпитализации по сравнению со сложившимися средними статистическими показателями (превышение срока госпитализации в 1,5 раза по сравнению с контрольным, установленным стандартом или средне сложившимся); с целью изучения и экспертной оценки оказания медицинской помощи по отдельному подразделению, виду медицинской деятельности, отдельной нозологической форме, методу диагностики или технологии оказания медицинской помощи при отдельной нозологии.
Ненадлежащее качество оказанной медицинской помощи определяется наличием недостатка медицинской услуги, нарушением безопасности медицинской услуги, наличием конкретного дефекта оказания медицинской помощи.

3. Организация и порядок проведения экспертизы качества
медицинской помощи

3.1. Экспертиза качества медицинской помощи (далее - ЭКМП) предусматривает сопоставление оказанной конкретному пациенту медицинской помощи с утвержденными стандартами медицинской помощи, клиническими протоколами, национальными рекомендациями, иными нормативными и методическими документами, определяющими технологию лечебно-диагностического процесса, порядок организации медицинской помощи. В случае отклонения объема оказанной медицинской помощи от утвержденного стандарта ведущая роль при решении о надлежащем (ненадлежащем) качестве медицинской помощи принадлежит заключению эксперта КМП, который учитывает все особенности конкретного пациента и условия оказания медицинской помощи.
3.2. ЭКМП осуществляется должностными лицами организаций здравоохранения и органов управления здравоохранением, врачебными комиссиями и главными внештатными специалистами всех уровней управления здравоохранением. В необходимых случаях для проведения экспертизы могут привлекаться сотрудники ВУЗов, научных центров и других учреждений на договорной основе, обеспечив выполнение ст. 61 "Врачебная тайна" Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
3.3. На уровне организации здравоохранения ЭКМП является функцией заведующих структурными подразделениями (первая ступень экспертизы); заместителей руководителя организации здравоохранения по экспертизе временной нетрудоспособности, по медицинской части, по амбулаторно-поликлинической помощи и др. (вторая ступень экспертизы); врачебной комиссии организации здравоохранения (третья ступень экспертизы).
3.4. Для проведения ЭКМП используются медицинские документы, содержащие информацию о ходе выполнения лечебно-диагностического процесса: медицинская карта стационарного (форма № 003/у) или амбулаторного больного (форма 025/у-04), карта вызова скорой медицинской помощи и др. Для объективизации оценки могут использоваться другие источники информации: журналы регистрации больных, справки, эпикризы, заключения и др. При необходимости может быть проведен очный осмотр пациента.
3.5. Все случаи оказания медицинской помощи должны иметь одинаковую возможность быть подвергнутыми ЭКМП, что обеспечивается статистическим методом "случайной" выборки.
3.6. ЭКМП обязательно подлежат:
- случаи летальных исходов и инвалидизации пациентов (которые требуют особого внимания);
- случаи внутрибольничного инфицирования и осложнений;
- случаи первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста;
- случаи повторной госпитализации по поводу одного и того же заболевания в течение года;
- случаи заболеваний с удлиненными или укороченными сроками лечения (или временной нетрудоспособности);
- случаи с расхождением диагнозов;
- случаи, сопровождавшиеся жалобами пациентов или их родственников.
3.7. В течение месяца заведующие стационарными подразделениями проводят экспертизу не менее 50% законченных случаев; объем экспертиз качества амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, проводимой заведующими амбулаторно-поликлиническими подразделениями, определяется руководителем организации здравоохранения исходя из задач по обеспечению качества медицинской помощи, стоящих на амбулаторном этапе.
Заместители руководителя организации здравоохранения по экспертизе временной нетрудоспособности, по медицинской части, по амбулаторно-поликлинической помощи проводят не менее 30 - 50 экспертиз в течение квартала.
Объем работы врачебной комиссии организации здравоохранения определяется задачами в области обеспечения качества и эффективности медицинской помощи, поставленными как данной организацией здравоохранения, так и вышестоящими органами управления здравоохранением.
Объемы работ по ЭКМП, проводимой в организации здравоохранения, утверждаются руководителем организации здравоохранения в Положении о системе ведомственного контроля качества медицинской помощи учреждения.
3.8. На каждый случай ЭКМП заполняется "Карта экспертной оценки качества медицинской помощи" (приложение к настоящему Положению). Допускается ведение журнала экспертной оценки качества медицинской помощи.
Результаты ЭКМП используются для расчета показателей, характеризующих качество и эффективность медицинской помощи на уровне структурных подразделений, организаций здравоохранения, управления здравоохранения и т.д.
Обобщенные показатели ЭКМП учитываются (наряду с другими показателями) при оценке результативности расходования средств бюджета и средств обязательного медицинского страхования, используются для дифференцированной оплаты труда медицинских работников.
3.9. По результатам ЭКМП разрабатывается план мероприятий, который включает в себя: мероприятия по повышению квалификации медицинского персонала в соответствии с действующими нормативными актами, по улучшению взаимодействия с другими структурными подразделениями учреждения, внедрение стандартов, протоколов ведения больных и клинико-организационных руководств, предложения по улучшению материально-технической базы структурного подразделения и др.
3.10. Информация, полученная в результате ЭКМП, оперативно и в плановом порядке анализируется руководителями организаций здравоохранения, органами управления здравоохранением и является предметом обсуждения среди медицинского персонала.

4. Комплексная оценка качества медицинской помощи

4.1. При оценке работы структурных подразделений, организаций здравоохранения, а также системы здравоохранения в целом показатели качества и эффективности медицинской помощи дополняются показателями деятельности аналогичных подразделений других организаций здравоохранения, показателями состояния здоровья населения (распространенность и поздняя выявляемость социально значимых заболеваний, первичный выход на инвалидность и смертность лиц трудоспособного возраста, инвалидность в детском возрасте, эффективность реабилитации больных и инвалидов, охват новорожденных скринингом на фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз, показатели абортов, младенческой и детской смертности и др.).
4.2. Результаты ведомственной ЭКМП сопоставляются с данными вневедомственной экспертизы, проводимой страховыми медицинскими организациями и другими заинтересованными ведомствами.
4.3. При проведении оценки качества медицинской помощи учитываются данные социологических опросов удовлетворенности пациентов качеством оказания медицинской помощи.
4.4. По результатам анализа ведомственной, вневедомственной экспертизы качества медицинской помощи, анализа показателей здоровья и социологических опросов проводится разработка комплекса корригирующих мероприятий, направленных на устранение и недопущение дефектов при оказании медицинской помощи.





Приложение
к Положению о системе
ведомственного контроля качества
медицинской помощи
в организациях здравоохранения
Чувашской Республики

КАРТА
ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

     Дата проведения экспертизы ________

     1. Отделение _________________________________________________________
     2. Ф.И.О. врача ______________________________________________________
     3. История болезни № _________________________________________________
     4. Ф.И.О. больного ___________________________________________________
     5. Диагноз направившего учреждения (шифр МКБ-10) _____________________
___________________________________________________________________________
     6. Клинический диагноз _______________________________________________
___________________________________________________________________________
     7. Заключительный диагноз ____________________________________________
___________________________________________________________________________
Сопутствующие заболевания _________________________________________________
___________________________________________________________________________
Осложнения ________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
     8. Пол (Мужской/Женский) _____________________________________________
     9. Дата рождения _____________________________________________________
    10. Особые сведения (наличие инвалидности и т.д.) _____________________

+-----+--------+-------+------------------------------+
¦Блоки¦Подблоки¦ Баллы ¦          Замечания           ¦
+-----+--------+-------+------------------------------+
¦  A  ¦        ¦       ¦                              ¦
+-----+--------+-------+------------------------------+
¦     ¦   a1   ¦       ¦                              ¦
+-----+--------+-------+------------------------------+
¦     ¦   a2   ¦       ¦                              ¦
+-----+--------+-------+------------------------------+
¦     ¦   a3   ¦       ¦                              ¦
+-----+--------+-------+------------------------------+
¦  B  ¦        ¦       ¦                              ¦
+-----+--------+-------+------------------------------+
¦     ¦   в1   ¦       ¦                              ¦
+-----+--------+-------+------------------------------+
¦     ¦   в2   ¦       ¦                              ¦
+-----+--------+-------+------------------------------+
¦     ¦   в3   ¦       ¦                              ¦
+-----+--------+-------+------------------------------+
¦  C  ¦        ¦       ¦                              ¦
+-----+--------+-------+------------------------------+
¦     ¦   c1   ¦       ¦                              ¦
+-----+--------+-------+------------------------------+
¦     ¦   c2   ¦       ¦                              ¦
+-----+--------+-------+------------------------------+
¦     ¦   c3   ¦       ¦                              ¦
+-----+--------+-------+------------------------------+
¦  D  ¦        ¦       ¦                              ¦
+-----+--------+-------+------------------------------+
¦     ¦   d1   ¦       ¦                              ¦
+-----+--------+-------+------------------------------+
¦     ¦   d2   ¦       ¦                              ¦
+-----+--------+-------+------------------------------+
¦     ¦   d3   ¦       ¦                              ¦
+-----+--------+-------+------------------------------+
¦     ¦   d4   ¦       ¦                              ¦
+-----+--------+-------+------------------------------+
¦Общий балл                                           ¦
+-----------------------------------------------------+

Резюме:





Приложение № 2
к приказу
Министерства здравоохранения
и социального развития
Чувашской Республики
от 02.03.2009 № 161

МЕТОДИКА
ВЕДОМСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ,

]]>
ОКАЗЫВАЕМОЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

При проведении экспертной оценки качества медицинской помощи выделяются четыре врачебные операции в следующем виде:

A - оценка диагностических мероприятий:

a1 - клинических (жалоб, анамнез, физикальные данные, консультации врачей-специалистов);
a2 - лабораторных (клинические, биохимические и др. лабораторные исследования);
aЗ - инструментальных (регистрация ЭКГ, измерение АД, рентген обследования и т.д.).

B - оценка основного диагноза и других характеристик патологического процесса:

в1 - полнота диагноза;
в2 - его обоснованность;
в3 - совпадение диагноза направившего учреждения с диагнозом учреждения, госпитализировавшего пациента; совпадение заключительного клинического диагноза с диагнозом, установленным по результатам экспертизы.

C - оценка лечебно-профилактических мероприятий:

c1 - адекватность медикаментозной терапии;
c2 - адекватность инструментальных методов лечения;
c3 - адекватность прочих методов лечения.

D - оценка соблюдения преемственности:

d1 - по каналу поступления;
d2 - по профилю заболеваний;
d3 - по цели направления;
d4 - по обоснованности привлечения врача-специалиста на этапах оказания медицинской помощи.
При оценке деятельности врачей и определении качества их работы выкипировка сведений не производится. Экспертом используется рабочая документация (история болезни, данные лабораторных, инструментальных исследований и т.д.) и он в установленном порядке регистрирует только данные своих оценок.
Во всех случаях оценка качества выполнения мероприятий четырех описанных блоков варьируется в диапазоне от 0 (невыполнение или неверное выполнение блока мероприятий) до 1 (ошибок при выполнении блока мероприятий не выявлено). Мера качества блока (подблока) мероприятий оценивается как 0,5 при частичном невыполнении установленных стандартами объемов медицинской помощи (недостаточное обследование, частичное совпадение диагноза, требует уточнения цель перевода на следующий этап оказания медицинской помощи и т.д.).
На каждый случай ЭКМП заполняется "Карта экспертной оценки качества медицинской помощи" (далее - Карта). В Карту вносятся результаты экспертизы (баллы) по всем 4 блокам и подблокам экспертной оценки. В столбце "примечание" "Карты экспертной оценки качества медицинской помощи" фиксируются допущенные отклонения от стандартов, ставшие причиной снижения оценки. По результатам экспертной оценки всех четырех блоков выводится общий балл уровня качества оказанной медицинской помощи конкретному пациенту.
Экспертная оценка основывается на диагнозе заболевания, послужившего поводом для оказания медицинской помощи. По отношению к нему анализируется и оценивается каждая из составляющих блоков A, B, C, D.
Мероприятия, объединенные в четыре указанных блока, в равной степени необходимы для оказания медицинской помощи любому из пациентов, независимо от нозологической формы и течения заболевания. Поэтому мерой качества помощи может быть среднее арифметическое всех четырех оценок,
т.е.:

         E a/3 + I в/3 + S c/3 + F d/4
    E = -------------------------------,
                     4

где a, в, c, d - подблоки анализируемого комплекса врачебных операций. Полученное значение E характеризует качество работы всех этапов оказания медицинской помощи и может находиться в диапазоне от 0 (качество низкое) до 1 (качество высокое) в отношении оказания медицинской помощи конкретному пациенту.

Последовательность проведения экспертной оценки

Для экспертной оценки качества медицинской помощи в каждом случае необходимо сопоставить:

1. Для блока A (оценка диагностических мероприятий):

a1 - (объем и качество врачебных исследований) - наличие и данные анамнеза, физикального обследования, наличие и результаты консультаций врачей-специалистов, необходимых для точной диагностики имеющегося у пациента заболевания и т.д. - диагноз заболевания сопоставляется с оптимальным составом сведений, необходимых для его установления, подтверждения, обоснования;
a2 - (объем и качество лабораторных исследований) - диагноз заболевания и состав лабораторных исследований в соответствии с утвержденным стандартом оказания медицинской помощи, необходимых для его обоснования;
aЗ - (объем и качество инструментальных исследований) - диагноз заболевания и перечень в соответствии со стандартом инструментальных исследований, необходимых для его обоснования.

2. Для блока B (оценка основного диагноза и других характеристик патологического процесса):

в1 - (полнота диагноза) - формулировка диагноза сопоставляется с требованиями действующих классификаций, оценивается ее правильность и полнота;
в2 - (обоснованность диагноза) - диагноз заболевания сопоставляется с составом и результатами анализа анамнестических и физикальных данных, врачебных консультаций, лабораторных и инструментальных исследований, подтверждающих выставленный диагноз;
вЗ - (совпадение диагноза направившего врача с диагнозом учреждения, госпитализировавшего пациента; совпадение заключительного диагноза с мнением эксперта) - диагноз заболевания при направлении сопоставляется с заключительным клиническим диагнозом учреждения; заключительный клинический диагноз сопоставляется с мнением эксперта, сформировавшимся на основе оценки результатов диагностических мероприятий и/или при очном осмотре пациента.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

4. Для блока C (оценка лечебно-профилактических мероприятий):

c1 - применяемая лекарственная терапия (препарат, дозировка, продолжительность лечения и т.д.) сопоставляется с установленным диагнозом и стандартом медицинской помощи при данной патологии;
c2 - выполненное оперативное (инструментальное) вмешательство сопоставляется с рекомендованной тактикой ведения больных в соответствии с установленным диагнозом и утвержденным стандартом медицинской помощи; уточняется наличие примененной технологии оперативного (инструментального) вмешательства в перечне медицинской технологии, разрешенной к применению в Российской Федерации;
c3 - (адекватность других методов лечения - лечебной физкультуры, психотерапии и т.п.) - проводимое лечение сопоставляется с установленными подходами к лечению и стандартами медицинской помощи при диагностированной у пациента нозологической форме; уточняется наличие примененных технологий в перечне медицинских технологий, разрешенных к применению в Российской Федерации.

5. Для блока D (оценка соблюдения условий преемственности):

d1 - (преемственность по направлению больного) - "канал" поступления устанавливается с учетом "источника поступления" (участковый терапевт поликлиники, врач линейной бригады скорой медицинской помощи, врач-специалист поликлиники и т.д.), т.е. врача, направившего больного в лечебное учреждение; оценивается соблюдение этапности в направлении больных на диагностику и лечение;
d2 - (профильность по направлению больного) - диагноз при направлении сопоставляется с перечнем нозологических форм по МКБ-10, подлежащих лечению у врача соответствующего профиля и в структурных подразделениях (организациях здравоохранения) соответствующего профиля;
d3 - (цель направления) - определяется обоснованность направления на прием к "узкому" специалисту и на госпитализацию по формулировке цели с учетом информации о диагностических мероприятиях, диагнозе заболеваний и сведений о лечении;
d4 - (обоснованность специализированной медицинской помощи) - оценивается по практической целесообразности привлечения врача-специалиста к оказанию помощи конкретному пациенту с учетом "источника поступления", диагноза заболевания, выполненных диагностических и лечебных мероприятий.





Приложение № 3
к приказу
Министерства здравоохранения
и социального развития
Чувашской Республики
от 02.03.2009 № 161

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ОПРОСОВ
УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПАЦИЕНТОВ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ
В ОРГАНИЗАЦИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Предмет исследования

В целях учета общественного мнения и оценки социального эффекта деятельности системы здравоохранения используется показатель удовлетворенности населения, под которым понимается степень реализации потребности и ожиданий населения в отношении полученной медицинской помощи в медицинской организации.
Организованный сбор социологической информации осуществляется ежеквартально в процессе текущей работы организации здравоохранения.
Заполнение анкет для изучения удовлетворенности пациентов медицинской помощью в организациях здравоохранения Чувашской Республики (далее - Анкета), форма которой утверждена приложением № 4 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики от 2 марта 2009 г. № 161, осуществляется на добровольной основе всеми желающими пациентами, получившими медицинскую помощь в амбулаторно-поликлинических и стационарных отделениях организации здравоохранения.

Требования к формированию выборочной совокупности

Анкетный опрос пациентов проводится в первые 3 - 5 дней месяца, следующего за отчетным кварталом, во всех структурных подразделениях организации здравоохранения, участвующих в оказании медицинских услуг пациентам. Исследование выборочное. Объем выборочной совокупности составляет не менее 60 случайно отобранных респондентов при каждом опросе (для обеспечения выборочной совокупности, составляющей малую статистическую группу). С учетом требования качественного заполнения анкет и обеспечения заданной структуры опрашиваемых (мужчин - 40%, женщин - 60%; трудоспособного возраста: от 18 до 55 лет (женщины) и до 60 лет (мужчины) не менее 45% от количества опрошенных) общее число опрошенных должно превышать указанное число респондентов на 10 - 15 человек, т.е. должны быть опрошены 70 - 75 человек. Респондентами могут быть: в детских учреждениях - родители детей, получивших медицинскую помощь; в стационаре - лица, выписываемые из стационара; в поликлинике - пациенты, решившие проблему, послужившую причиной обращения ("законченный случай").
Чтобы не получить однотипные ответы, лица, привлекаемые к анкетному опросу, должны находиться в разных стационарных отделениях или лечиться у разных врачей поликлиники.

Порядок проведения анкетного опроса

Раздача и сбор анкет проводится специально выделенным в учреждении координатором (ответственным), назначаемым приказом руководителя организации здравоохранения.
Координатором организуется оповещение населения о предстоящем проведении опроса общественного мнения в организации здравоохранения, проводится информационно-разъяснительная работа с пациентами, отводится специальное место для заполнения анкет и устанавливается защищенный от несанкционированного доступа ящик для их сбора.
Респондентам должна быть гарантирована анонимность опроса: заполнение анкет в специально отведенном помещении, самостоятельное опускание анкеты в закрытый ящик, проведение опроса с помощью сотрудников организации здравоохранения, не участвующих в оказании медпомощи опрашиваемому.
Сбор анкет осуществляется в течение 3 - 5 дней месяца. Анкеты предлагают выписывающимся стационарным больным и амбулаторным пациентам, решившим проблему, послужившую причиной обращения ("законченный случай").
К раздаче анкет пациентам привлекаются медработники, не участвующие непосредственно в лечебно-диагностическом процессе. В целях соблюдения анонимности опроса анкеты заполняются пациентами самостоятельно, в индивидуальном порядке (все указания по заполнению имеют четкие формулировки и приведены после каждого вопроса). Заполненные анкеты также самостоятельно опускаются в специально предназначенный для их сбора ящик.
Полнота и четкость заполнения анкет в требуемом количестве контролируется координатором.

Обработка информации в организации здравоохранения
и передача региональному координатору

Данные анкет вносятся координатором в программное обеспечение для сбора анкетных данных, предоставленное ГУЗ "Медицинский информационно-методический центр" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. По окончании ввода данных осуществляется выгрузка базы данных анкет в формате программного обеспечения в одном файле, которая высылается в ГУЗ "Медицинский информационно-методический центр" Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на электронный адрес vladimir@medinform.ru в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.





Приложение № 4
к приказу
Министерства здравоохранения
и социального развития
Чувашской Республики
от 02.03.2009 № 161

Образец

+-------------------------------------+  +----------------------------------+
¦Наименование         административно-¦  ¦Организация,   проводящая   опрос,¦
¦территориального образования (города,¦  ¦гарантирует полную анонимность.   ¦
¦района):                             ¦  ¦Ваши     индивидуальные     ответы¦
¦_____________________________________¦  ¦огласке    не   подлежат.    Будут¦
¦_____________________________________¦  ¦использованы   только   обобщенные¦
¦                                     ¦  ¦результаты          статистической¦
¦Наименование              организации¦  ¦обработки данных                  ¦
¦здравоохранения                      ¦  +----------------------------------+
¦_____________________________________¦
¦_____________________________________¦
¦_____________________________________¦
¦                                     ¦
+-------------------------------------+

Анкета
для изучения удовлетворенности пациентов
медицинской помощью в организациях здравоохранения
Чувашской Республики

Просим Вас оценить условия оказания Вам медицинской помощи.
При заполнении анкеты в правом столбце обведите номер ответа в наибольшей степени отражающего Ваше мнение. Ваши оценки помогут нам выявить недостатки и улучшить нашу работу.

+----------------------------------------------+--------------------------+
¦1.  Какова  причина  Вашего  обращения  в наше¦1. Лечение                ¦
¦учреждение здравоохранения?                   ¦2. Обследование           ¦
¦                                              ¦3. Профосмотр             ¦
¦                                              ¦4. Диспансерное наблюдение¦
¦                                              ¦5. Оформление документов  ¦
¦                                              ¦6. Другое                 ¦
+----------------------------------------------+--------------------------+
¦2.  Пришлось  ли  Вам  преодолевать какие-либо¦1. Да, очень существенные ¦
¦трудности    организационного   плана,   чтобы¦2. Трудности были, но не  ¦
¦попасть на  прием/лечение  в  наше  учреждение¦существенные              ¦
¦(ожидание очереди на госпитализацию, запись на¦3. Нет, не пришлось       ¦
¦прием в поликлинике, очереди  в  регистратуру,¦                          ¦
¦очереди на приеме и т.п.)?                    ¦                          ¦
+----------------------------------------------+--------------------------+
¦3. Как  Вы  оцениваете  расположенность  к Вам¦1. Очень высоко           ¦
¦медицинского   персонала   нашего   учреждения¦2. Высоко                 ¦
¦(внимательность,           заинтересованность,¦3. Средне                 ¦
¦доброжелательность, бескорыстие)?             ¦4. Низко                  ¦
¦                                              ¦5. Очень низко            ¦
+----------------------------------------------+--------------------------+
¦4.  Как  бы  Вы  оценили  отношение  к  работе¦1. Очень высоко           ¦
¦среднего         медицинского        персонала¦2. Высоко                 ¦
¦(профессиональные   навыки,  добросовестность,¦3. Средне                 ¦
¦четкость  выполнения  манипуляций и  процедур,¦4. Низко                  ¦
¦дисциплинированность, ответственность и пр.)? ¦5. Очень низко            ¦
+----------------------------------------------+--------------------------+
¦5.  Насколько   комфортны   для   Вас  условия¦1. Вполне комфортные      ¦
¦пребывания       в       нашем      учреждении¦2. Средние                ¦
¦(санитарно-гигиеническое состояние,  питание в¦3. Плохие                 ¦
¦стационаре,   условия   ожидания    приема   в¦                          ¦
¦поликлинике и пр.)?                           ¦                          ¦
+----------------------------------------------+--------------------------+
¦6. Что  вы  можете  сказать  о  работе  врачей¦1. Доволен в высокой      ¦
¦нашего       учреждения      (профессионализм,¦степени                   ¦
¦неформальное отношение  к  делу,  адекватность¦2. Вполне доволен         ¦
¦методов  диагностики   и   лечения,  искреннее¦3. В среднем, нормально   ¦
¦желание помочь пациенту, заинтересованность в ¦4. Не доволен             ¦
¦результатах)?                                 ¦5. Очень не доволен       ¦
+----------------------------------------------+--------------------------+
¦7.  Как  Вы  можете   оценить  диагностические¦1. Очень высоко           ¦
¦возможности    учреждения    и   лекарственные¦2. Высоко                 ¦
¦препараты,  используемые  (в  стационаре)  или¦3. Средне                 ¦
¦назначаемые врачом поликлиники?               ¦4. Низко                  ¦
¦                                              ¦5. Очень низко            ¦
+----------------------------------------------+--------------------------+
¦8.     Довольны     ли     Вы     результатами¦1. Доволен в высокой      ¦
¦обращения/лечения в нашем учреждении (решением¦степени                   ¦
¦проблемы,  явившейся   причиной   обращения  в¦2. Вполне доволен         ¦
¦поликлинику или госпитализации и пр.)?        ¦3. В среднем, нормально   ¦
¦                                              ¦4. Не доволен             ¦
¦                                              ¦5. Очень не доволен       ¦
+----------------------------------------------+--------------------------+
¦9. Как бы Вы в целом определили Ваше отношение¦1. Удовлетворен в высшей  ¦
¦к работе нашего учреждения?                   ¦степени                   ¦
¦                                              ¦2. Удовлетворен в основном¦
¦                                              ¦3. Удовлетворен частично  ¦
¦                                              ¦4. В целом не удовлетворен¦
¦                                              ¦5. Совершенно не          ¦
¦                                              ¦удовлетворен              ¦
+----------------------------------------------+--------------------------+

Сведения о себе: возраст _________
                 пол муж./жен.
                 социальный статус _______________
Ваши пожелания (на обороте)

Благодарим за участие!



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru