Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ленинградская область


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 1 июля 2009 г. № 33-Г09-8

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего В.П.Меркулова,
судей Л.А.Калининой, Т.И.Еременко

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителей прокурора Ленинградской области о признании недействующим пункта "г" части 1 статьи 2 Закона Ленинградской области № 13-ОЗ "Об оплате жилья и коммунальных услуг и мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа Ленинградской области" в части,
по кассационной жалобе Губернатора Ленинградской области
на решение Ленинградского областного суда от 9 апреля 2009 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е. об оставлении решения без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

первый заместитель прокурора Ленинградской области обратился в Ленинградский областной суд с заявлением о признании недействующим пункта "г" части 1 статьи 2 областного закона 13-оз "Об оплате жилья и коммунальных услуг и мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа Ленинградской области" в части слов "финансируемых за счет средств областного или местного бюджетов" с 1 марта 2005 года, ссылаясь на то, что названной нормой предусмотрено ограничение круга лиц, имеющих право на льготу, так как нормой в оспариваемой части предусмотрена возможность предоставления мер социальной поддержки только педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа, что противоречит положениям пункта 5 статьи 55 Федерального закона "Об образовании" в совокупности с иными нормами федерального законодательства.
Решением Ленинградского областного суда от 9 апреля 2009 года постановлено: признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт "г" части 1 статьи 2 областного закона № 13-оз от 1 марта 2005 года "Об оплате жилья и коммунальных услуг и мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа Ленинградской области" (в действующей редакции) в части слов "государственных и муниципальных" и "финансируемых за счет средств областного или местного бюджетов".
В остальной части заявленных требований отказать.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения ввиду того, что суд неправильно применил материальный закон, дал неправильную оценку доводам заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с подпунктами "е", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы образования, жилищное законодательство.
Право педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предусмотрено федеральным законодательством.
Так, в соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Согласно пункту 30 статьи 16 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" дополнена предложением следующего содержания: "Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации"
В пункте "г" части 1 статьи 2 областного закона 13-ОЗ от 01.03.2005 г. указано, что правом на получение социальной поддержки в соответствии с настоящим областным законом обладают проживающие и работающие в сельской местности и поселках городского типа педагогические работники государственных и муниципальных образовательных учреждений, финансируемых за счет средств областного или местного бюджета.
Определенным в пункте "г" части 1 статьи 2 областного закона 13-оз от 1.03.2005 г. специалистам предоставляются меры социальной поддержки, перечисленные в части 2 статьи 4 закона, а именно: ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату 100 процентов за жилое помещение; ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату 100 процентов за электроснабжение и отопление; указанной категории специалистов, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, предоставляется право на стопроцентное возмещение расходов на приобретение и доставку топлива.
Анализ ст. 8 Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г. "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", также ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 г. в связи с принятием Федерального закона № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 г. свидетельствует о том, что федеральное законодательство сохраняет для граждан, являющихся работниками образования, предоставление льготы в натуральной форме. Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должна предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Субъекту РФ предоставлено лишь право устанавливать размер, порядок и условия возмещения расходов на предоставление льгот, предоставленных педагогическим работникам пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании".
При таких обстоятельствах, является правильным вывод суда о том, что названная норма областного закона в оспариваемой части противоречит нормам федерального законодательства, поскольку ограничивает круг педагогических работников, имеющих льготу на бесплатное жилье с отоплением и освещением в сравнении с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, Судебная коллегия не усматривает.
Суд проанализировал нормы правовых актов, на которые сослался заявитель в обоснование своих требований, правильно сопоставил предмет регулирования, сферу действия оспариваемого акта и федерального законодательства.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к иной оценке обстоятельств и основаны на ошибочном толковании норм материального права, поэтому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не установлено.
Решение Ленинградского областного суда от 26 октября 2005 года касалось иных норм оспариваемого закона, то есть заявленные требования по настоящему заявлению тождественными не являются, поскольку имеют иной предмет рассмотрения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Ленинградского областного суда от 9 апреля 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Губернатора Ленинградской области - без удовлетворения.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru