Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ивановская область


ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ФУРМАНОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ"

РЕШЕНИЕ
от 28 августа 2009 г. № 71

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА И МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, ИХ ПРОЕКТОВ И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ФУРМАНОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ" В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ
В НИХ ПОЛОЖЕНИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ
ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ

В соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 07.05.2009 № 134-п "О проведении экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции", Уставом муниципального образования "Фурмановское городское поселение" Совет муниципального образования "Фурмановское городское поселение" решил:

1. Утвердить Порядок проведения экспертизы нормативных правовых актов, их проектов и иных документов органов местного самоуправления муниципального образования "Фурмановское городское поселение" в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (Приложение 1).

2. Утвердить Методику проведения экспертизы нормативных правовых актов, их проектов и иных документов органов местного самоуправления муниципального образования "Фурмановское городское поселение" в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (Приложение 2).

3. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на комиссию Совета муниципального образования "Фурмановское городское поселение" по законности, местному самоуправлению и социальной политике.

4. Опубликовать настоящее решение в общественно-политической газете города Фурманова и Фурмановского района "Новая жизнь" и в официальном источнике опубликования правовых актов Фурмановского городского поселения "Городской вестник".

5. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава МО "Фурмановское
городское поселение"
С.А.КОЛПАКОВ





Приложение 1
к решению
Совета МО "Фурмановское
городское поселение"
от 28.08.2009 № 71

ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,
ИХ ПРОЕКТОВ И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ФУРМАНОВСКОЕ
ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ" В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ В НИХ ПОЛОЖЕНИЙ,
СПОСОБСТВУЮЩИХ СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ

1. Общие положения

1.1. Экспертиза нормативных правовых актов, их проектов и иных документов органов местного самоуправления муниципального образования "Фурмановское городское поселение" в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (далее - экспертиза на коррупциогенность), проводится в отношении проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования "Фурмановское городское поселение", в отношении действующих нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования "Фурмановское городское поселение", а также в отношении других документов по поручению руководителя органа местного самоуправления муниципального образования "Фурмановское городское поселение".
1.2. Экспертиза на коррупциогенность проводится комиссией по правовой экспертизе проектов нормативных правовых актов на коррупциогенность (далее - комиссия), юридическими и физическими лицами, принявшими решение о ее проведении, в соответствии с Методикой проведения экспертизы нормативных правовых актов, их проектов и иных документов органов местного самоуправления муниципального образования "Фурмановское городское поселение" в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (далее - Методика).
1.3. Комиссия по правовой экспертизе проектов нормативных правовых актов на коррупциогенность создается и утверждается главой муниципального образования "Фурмановское городское поселение" по представлению администрации Фурмановского городского поселения.

2. Независимая экспертиза на коррупциогенность

2.1. Независимая экспертиза на коррупциогенность проводится юридическими и физическими лицами, прошедшими в Министерстве юстиции Российской Федерации соответствующую аккредитацию в качестве независимых экспертов, в инициативном порядке за счет собственных средств (далее соответственно - независимая экспертиза на коррупциогенность, независимые эксперты).
2.2. В отношении проектов документов, документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, независимая экспертиза на коррупциогенность не проводится.
2.3. Независимыми экспертами не могут являться юридические лица и физические лица, принимавшие участие в подготовке проекта документа, а также организации и учреждения, находящиеся в ведении органа местного самоуправления - разработчика проекта документа.
2.4. Для проведения независимой экспертизы на коррупциогенность специалист органа местного самоуправления - разработчик проектов документов размещает их на официальном сайте муниципального образования "Фурмановское городское поселение" в сети Интернет в течение рабочего дня, соответствующего дню их направления на согласование с заинтересованными органами и должностными лицами, в порядке подготовки проектов правовых актов в органе местного самоуправления муниципального образования "Фурмановское городское поселение".
Срок проведения независимой экспертизы на коррупциогенность не может быть менее 3 и более 10 дней.
2.5. По результатам независимой экспертизы на коррупциогенность составляется экспертное заключение, оформляемое в соответствии с Методикой.
Экспертное заключение направляется в орган местного самоуправления, в котором осуществлялась разработка проекта документа, по почте или курьерским способом либо в виде электронного документа.
2.6. Экспертное заключение по результатам независимой экспертизы носит рекомендательный характер.
2.7. Разработчик нормативного правового акта либо проекта нормативного правового акта обязан рассмотреть экспертное заключение и совершить одно из следующих действий:
1) внести в проект документа изменения, направленные на устранение и (или) ограничение действия выявленных признаков коррупциогенности;
2) подготовить проект о внесении изменений в нормативный правовой акт, обеспечивающий устранение выявленных положений, которые могут способствовать проявлениям коррупции;
3) направить в орган или должностному лицу, уполномоченному принять нормативный правовой акт, аргументированную пояснительную записку с обоснованием выраженного несогласия о невозможности внесения изменений, указанных в экспертном заключении, подписанную руководителем структурного подразделения, в котором он осуществляет свою трудовую деятельность.
2.8. В случае, предусмотренном пп. 3 п. 2.7 настоящего Порядка, орган или должностное лицо, уполномоченные принимать нормативные правовые акты, вправе:
1) оставить нормативный правовой акт без изменений (в случае проведения независимой экспертизы в отношении действующего муниципального правового акта), принять (подписать) муниципальный нормативный правовой акт в редакции разработчика (в случае проведения независимой экспертизы проекта муниципального правового акта) либо не принимать данный нормативный правовой акт.

3. Проведение антикоррупционной экспертизы проектов
нормативных правовых актов

3.1. Разработчик проекта нормативного правового акта должен стремиться к недопущению включения в текст данного документа норм, содержащих типичные коррупциогенные факторы, перечисленные в Методике.
3.2. При направлении проектов нормативных правовых актов для экспертизы на коррупциогенность в комиссию разработчик проекта в сопроводительной записке приводит информацию о независимой экспертизе проекта на коррупциогенность проекта документа с указанием:
- организации (организаций), проводившей(их) экспертизу;
- выводов экспертизы (каждой из проведенных экспертиз, если в независимой экспертизе участвовали две и более организации);
- своей позиции как разработчика документа в отношении каждого из указанных в заключениях по результатам независимой экспертизы положений, предположительно создающих условия для проявлений коррупции;
- об отсутствии представленных в установленные сроки заключений независимой экспертизы на коррупциогенность.
К проекту документа прилагаются все поступившие экспертные заключения с сопроводительными письмами организаций, заинтересованных лиц, проводивших независимую экспертизу проекта.
3.3. Экспертиза на коррупциогенность проводится комиссией одновременно с правовой экспертизой поступивших на согласование проектов документов.
3.4. По результатам экспертизы на коррупциогенность проектов документов уполномоченным специалистом дается заключение в соответствии с Методикой.
В случае, если при проведении экспертизы на коррупциогенность проекта документа в тексте проекта коррупциогенных факторов не выявлено, комиссия осуществляет визирование в листе согласования проекта документа с отметкой "Экспертиза на коррупциогенность проведена. Признаков коррупциогенности не выявлено" без составления отдельного заключения.
3.5. Положения проекта документа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении независимой экспертизы на коррупциогенность, а также экспертизы на коррупциогенность, проводимой комиссией, устраняются на стадии доработки проекта документа разработчиком проекта документа.
3.6. Разработчик проекта нормативного правового акта обязан рассмотреть заключение о результатах экспертизы на коррупциогенность, совершает следующие действия:
1) вносит в проект документа изменения, направленные на устранение и (или) ограничение действия выявленных признаков коррупциогенности;
2) направляет в орган или должностному лицу, уполномоченному принять нормативный правовой акт, аргументированную пояснительную записку с обоснованием выраженного несогласия о невозможности внесения таких изменений, подписанную руководителем структурного подразделения, в котором он осуществляет свою трудовую деятельность.

4. Экспертиза на коррупциогенность действующих
нормативных правовых актов

4.1. Экспертиза на коррупциогенность действующих нормативных правовых актов организуется и проводится комиссией по графику, а также независимыми экспертами в инициативном порядке за счет собственных средств.
4.2. График экспертизы на коррупциогенность действующих нормативных правовых актов (далее - график) раз в полгода утверждается руководителем органа местного самоуправления по представлению комиссии.
Нормативные правовые акты включаются в график по представлению структурных подразделений органов местного самоуправления, разработавших данный нормативный правовой акт.
4.3. Нормативные правовые акты включаются в указанный график с учетом:
- информации об их возможной коррупциогенности, получаемой по результатам анализа практики их правоприменения, обращений граждан и организаций;
- предложений заинтересованных организаций о проведении экспертизы на коррупциогенность.
4.4. Для обеспечения возможности своевременного проведения независимой экспертизы на коррупциогенность действующего нормативного правового акта, включенного в график в соответствии с п. 4.2 настоящего Порядка, комиссия размещает на официальном сайте муниципального образования "Фурмановское городское поселение" в сети Интернет данный нормативный правовой акт в течение 3-х рабочих дней с момента его рассмотрения на заседании Совета, с указанием срока для проведения независимой экспертизы и представления результатов экспертизы для рассмотрения в орган местного самоуправления.
4.5. Результатом проведенной экспертизы на коррупциогенность действующих нормативных правовых актов являются выявленные в нормативном правовом акте типичные и иные коррупционные факторы и проявления коррупциогенности или вывод об их отсутствии.
Результаты проведенной экспертизы на коррупциогенность оформляются в соответствии с Методикой в виде подготавливаемого по ее итогам заключения.
4.6. Заключения по результатам экспертизы на коррупциогенность действующего нормативного правового акта, проведенной Комиссией, рассматриваются структурным подразделением органа местного самоуправления, ответственным за разработку данного документа.
Указанное структурное подразделение готовит в течение 15 дней с момента получения заключения о проведении экспертизы на коррупциогенность проект о внесении изменений в нормативный правовой акт, обеспечивающий устранение выявленных положений, которые могут способствовать проявлениям коррупции, и представляет его в Комиссию для повторной экспертизы на коррупциогенность.

5. Контроль за проведением экспертизы на коррупциогенность

Контроль за своевременным проведением, качеством и эффективностью экспертизы на коррупциогенность нормативных правовых актов, их проектов и иных документов осуществляется комиссией.





Приложение 2
к решению
Совета МО "Фурмановское
городское поселение"
от 28.08.2009 № 71

МЕТОДИКА
ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,
ИХ ПРОЕКТОВ И ИНЫХ ДОКУМЕНТОВ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ФУРМАНОВСКОЕ
ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ" В ЦЕЛЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ В НИХ ПОЛОЖЕНИЙ,
СПОСОБСТВУЮЩИХ СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ

1. Общие положения

1.1. Основной задачей применения настоящей Методики является обеспечение проведения экспертизы нормативных правовых актов, их проектов и иных документов органов местного самоуправления муниципального образования "Фурмановское городское поселение" (далее - документы) в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений (далее - экспертиза на коррупциогенность).
1.2. В настоящей Методике определяются правила предупреждения и выявления при подготовке и принятии документов коррупционных факторов и коррупциогенных норм.
Коррупционными факторами признаются положения документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.
Коррупциогенными нормами признаются положения документов, содержащие коррупционные факторы.

2. Основные правила проведения экспертизы
на коррупциогенность

2.1. Эффективность проведения экспертизы на коррупциогенность определяется ее системностью, достоверностью и проверяемостью результатов.
2.2. Для обеспечения системности, достоверности и проверяемости результатов экспертизы на коррупциогенность необходимо проводить экспертизу каждой нормы документа на коррупциогенность и излагать ее результаты единообразно с учетом состава и последовательности коррупционных факторов.
2.3. По результатам экспертизы на коррупциогенность составляется экспертное заключение, в котором отражаются все выявленные положения документа, способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц документа (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.
В экспертном заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в документе выявленных коррупционных факторов.
В экспертном заключении также указывается, что иных типичных коррупциогенных факторов и проявлений коррупциогенности, а также иных положений, которые могут способствовать проявлениям коррупции, не обнаружено.
2.4. Выявленные при проведении экспертизы на коррупциогенность положения, не относящиеся в соответствии с настоящей Методикой к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в экспертном заключении.
2.5. Описание выявленных положений нормативных правовых актов и возможных (предполагаемых) негативных последствий выявленных положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, указывается в заключении, отражающем результаты экспертизы на коррупциогенность, по усмотрению подписывающего его лица в целях достижения ясности излагаемой в экспертном заключении позиции.
Степень коррупциогенности анализируемого нормативного правового акта в целом в документе, отражающем результаты экспертизы на коррупциогенность, не определяется.
При обосновании коррупциогенности отдельных норм правового акта допускается использование данных социологических опросов, материалов судебной и административной практики.

3. Коррупционные факторы

3.1. Коррупционными факторами являются:
а) факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления;
б) факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
в) факторы системного характера.
3.2. Факторы, связанные с реализацией полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, выражаются в:
а) широте дискреционных полномочий - отсутствии или неопределенности сроков, условий или оснований принятия решения, наличии дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
б) определении компетенции по формуле "вправе" - диспозитивном установлении возможности совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установлении неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
г) злоупотреблении правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии четкой регламентации прав граждан и организаций;
д) выборочном изменении объема прав - возможности необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);
е) чрезмерной свободе подзаконного нормотворчества - наличии бланкетных и отсылочных норм, приводящем к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
ж) принятии нормативного правового акта сверх компетенции - нарушении компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
з) заполнении законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установлении общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
и) юридико-лингвистической неопределенности - употреблении неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
3.3. Факторы, связанные с правовыми пробелами, свидетельствуют об отсутствии правового регулирования некоторых вопросов в проекте документа и выражаются в:
а) существовании собственно пробела в правовом регулировании - отсутствии в проекте документа нормы, регулирующей определенные правоотношения, виды деятельности и так далее;
б) отсутствии административных процедур - отсутствии порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
в) отказе от конкурсных (аукционных) процедур - закреплении административного порядка предоставления права (блага);
г) отсутствии запретов и ограничений для органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии превентивных антикоррупционных норм, определяющих статус государственных (муниципальных) служащих в коррупциогенных отраслях;
д) отсутствии мер ответственности органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) - отсутствии норм о юридической ответственности служащих, а также норм об обжаловании их действий (бездействия) и решений;
е) отсутствии указания на формы, виды контроля за органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствии норм, обеспечивающих возможность осуществления контроля, в том числе общественного, за действиями органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих);
ж) нарушении режима прозрачности информации - отсутствии норм, предусматривающих раскрытие информации о деятельности органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц), и порядка получения информации по запросам граждан и организаций.
3.4. Факторами системного характера являются факторы, обнаружить которые можно при комплексном анализе проекта документа, - нормативные коллизии.
Нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
На наличие такого коррупционного фактора указывает любой вид коллизии, если возможность ее разрешения зависит от усмотрения органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru