14 ноября 2008 года | N 332-ПК |
ПЕРМСКИЙ КРАЙ
ЗАКОН
О КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА
В ПЕРМСКОМ КРАЕ (2008-2012 ГОДЫ)"
Принят
Законодательным Собранием
Пермского края
23 октября 2008 года
(в ред. Закона
Пермского края от 03.09.2009 № 489-ПК,
с изм., внесенными Законом
Пермского края
от 23.12.2008 № 374-ПК (ред. 01.07.2009))
Статья 1. Утвердить краевую целевую программу
"Развитие туризма в Пермском крае (2008-2012 годы)" (прилагается).
Статья 2. Объем финансирования краевой целевой программы "Развитие туризма в Пермском крае (2008-2012 годы)" определять ежегодно при формировании краевого бюджета отдельной строкой.
Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.
Губернатор
Пермского края
О.А.ЧИРКУНОВ
14.11.2008 № 332-ПК
Приложение
к Закону
Пермского края
от 14.11.2008 № 332-ПК
КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ПЕРМСКОМ КРАЕ (2008-2012 ГОДЫ)"
(в ред. Закона
Пермского края от 03.09.2009 № 489-ПК)
I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Наименование ¦Краевая целевая программа "Развитие туризма в Пермском ¦
¦Программы ¦крае (2008-2012 годы)" ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Основание ¦Постановление
Законодательного Собрания Пермского края от¦
¦разработки ¦19.04.2007 № 166 "О концепции целевой программы "Развитие¦
¦Программы ¦туризма в Пермском крае (2008-2012 годы)" ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Государственный¦Министерство развития предпринимательства и торговли ¦
¦заказчик ¦Пермского края ¦
¦Программы ¦ ¦
¦(в ред. Закона
Пермского края от 03.09.2009 № 489-ПК) ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции
) ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Основные ¦Министерство развития предпринимательства и торговли ¦
¦разработчики ¦Пермского края, ООО "Агентство "Медиаинформ" ¦
¦Программы ¦ ¦
¦(в ред. Закона
Пермского края от 03.09.2009 № 489-ПК) ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции
) ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Руководитель ¦Министр развития предпринимательства и торговли ¦
¦Программы ¦ ¦
¦(в ред. Закона
Пермского края от 03.09.2009 № 489-ПК) ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции
) ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Исполнители ¦Министерство развития предпринимательства и торговли ¦
¦Программы ¦Пермского края ¦
¦(в ред. Закона
Пермского края от 03.09.2009 № 489-ПК) ¦
¦(см. текст в предыдущей редакции
) ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Участники ¦Исполнительные органы государственной власти Пермского ¦
¦Программы ¦края, органы местного самоуправления Пермского края, ¦
¦ ¦образовательные и научные учреждения, государственные и ¦
¦ ¦негосударственные организации, являющиеся субъектами ¦
¦ ¦туристской деятельности ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Цель и задачи ¦Цель: ¦
¦Программы ¦создание благоприятных условий для полноценного развития ¦
¦ ¦туризма как познавательного и оздоровительного вида ¦
¦ ¦деятельности и как эффективной отрасли экономики в ¦
¦ ¦Пермском крае. ¦
¦ ¦Задачи: ¦
¦ ¦1) создание благоприятных и стимулирующих условий для ¦
¦ ¦развития туристской индустрии и туристской ¦
¦ ¦инфраструктуры; ¦
¦ ¦2) кадровое обеспечение туристской индустрии Пермского ¦
¦ ¦края; ¦
¦ ¦3) научно-исследовательское обеспечение туризма и ¦
¦ ¦туристской индустрии; ¦
¦ ¦4) содействие в привлечении инвестиций в туристскую ¦
¦ ¦отрасль Пермского края и развитии предпринимательства в ¦
¦ ¦сфере туризма; ¦
¦ ¦5) формирование системы информационно-рекламного ¦
¦ ¦обеспечения туристской отрасли; ¦
¦ ¦6) создание эффективной системы координации туристской ¦
¦ ¦сферы и управления туристской отраслью экономики ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Общая стоимость¦Общая стоимость Программы - 285,83 млн. рублей, ¦
¦Программы ¦в том числе: ¦
¦ ¦средства краевого бюджета - 129,54 млн. рублей, ¦
¦ ¦внебюджетные источники - 156,29 млн. рублей. ¦
¦ ¦Из них по годам: ¦
¦ ¦2008 г. из средств краевого бюджета - 0,0 млн. рублей; ¦
¦ ¦2009 г. из средств краевого бюджета - 40,83 млн. рублей; ¦
¦ ¦2010 г. из средств краевого бюджета - 34,07 млн. рублей; ¦
¦ ¦2011 г. из средств краевого бюджета - 28,07 млн. рублей; ¦
¦ ¦2012 г. из средств краевого бюджета - 26,57 млн. руб. ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Ожидаемые ¦- Рост туристского потока к 2012 году до 600 тыс. человек¦
¦конечные ¦в год; ¦
¦результаты ¦- привлечение инвестиций на развитие индустрии туризма в ¦
¦реализации ¦объеме 156,29 млн. рублей; ¦
¦Программы ¦- увеличение коэффициента загрузки коллективных средств ¦
¦ ¦размещения до 0,62; ¦
¦ ¦- создание 1,8 тыс. новых рабочих мест во вновь ¦
¦ ¦создаваемых и расширяющихся организациях туриндустрии; ¦
¦ ¦- увеличение доли отрасли туризма в валовом региональном ¦
¦ ¦продукте края до 4,3% (с учетом мультипликативного ¦
¦ ¦эффекта) ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
¦Организация ¦Отчет о ходе исполнения и реализации Программы ¦
¦контроля ¦представляется губернатору Пермского края, ¦
¦реализации ¦Законодательному Собранию Пермского края, Контрольно- ¦
¦Программы ¦счетной палате Пермского края. ¦
¦ ¦Текущая и окончательная оценка эффективности реализации ¦
¦ ¦Программы и ее отдельных мероприятий осуществляется на ¦
¦ ¦основе статистики и мониторингов ¦
+---------------+---------------------------------------------------------+
II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Краевая целевая программа "Развитие туризма в Пермском крае (2008-2012 годы)" (далее - Программа) направлена на развитие въездного и внутреннего туризма в Пермском крае и определяет механизмы государственной поддержки развития туристской индустрии в Пермском крае.
1. Понятия и термины, используемые в Программе
Туризм - временные выезды (путешествия) граждан Пермского края, Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;
туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;
туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор);
турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент);
туризм внутренний - туризм в пределах территории Пермского края лиц, постоянно проживающих в Пермском крае;
туризм выездной - туризм лиц, постоянно проживающих в Пермском крае, за пределы Пермского края;
туризм въездной - туризм в пределах Пермского края лиц, не проживающих постоянно в Пермском крае;
туризм самодеятельный - туризм, организуемый туристами самостоятельно;
турист - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания;
туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил;
туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников;
туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и(или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.
2. Правовая основа для принятия Программы
Разработка Программы осуществлена на основе нормативных правовых актов, регламентирующих основные положения реализации государственной политики в сфере туристской деятельности, требования к применению программно-целевых методов решения поставленных задач с учетом образования с 1 января 2005 г. нового субъекта Российской Федерации - Пермского края.
Программа разработана в соответствии с Постановлением
Законодательного Собрания Пермского края от 19.04.2007 № 166 "О концепции целевой программы "Развитие туризма в Пермском крае (2008-2012 годы)".
Основополагающими документами при разработке Программы являлись:
Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";
Закон
Пермского края от 09.03.2006 № 2903-656 "О туризме и туристской деятельности";
Постановление
Законодательного Собрания Пермской области от 17.02.2005 № 2086 "О концепции развития туризма в Пермской области на 2005-2010 годы";
Постановление
Законодательного Собрания Пермского края от 19.04.2007 № 166 "О концепции целевой программы "Развитие туризма в Пермском крае (2008-2012 годы)";
Закон
Пермской области от 05.02.2003 № 620-120 "Об областных целевых программах";
Указ
губернатора Пермской области от 27.06.2003 № 122 "Об утверждении Порядка разработки и реализации областных целевых программ".
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
1. Анализ текущего состояния туристской отрасли
Пермского края
Современная туристская индустрия является одной из высокодоходных отраслей в мировой экономике. Темпы роста доходов от туризма значительно опережают рост дохода от большинства других отраслей экономики. Отрасль оказывает стимулирующее воздействие на торговлю, строительство, транспорт, промышленность и сельское хозяйство.
В настоящее время Пермский край имеет достаточно большой туристско-рекреационный потенциал для зимнего и летнего отдыха, что явилось основой для развития значительного числа видов туризма в Пермском крае.
Лечебный туризм традиционно является одной из главных форм туристско-рекреационной активности населения Пермского края. Имея давнюю историю становления, развитую специализированную инфраструктуру, он остается доступным широким массам населения лишь благодаря социальной поддержке.
Оздоровительный туризм и рекреация охватывают наиболее массовые потоки населения, которые слабо поддаются учету, так как зачастую не пользуются услугами специализированных рекреационных предприятий. Он принимает разнообразные конкретные формы: дачный отдых, пригородная рекреация и отдых в природной среде, сельский туризм.
Среди активных (спортивных) форм туризма наибольшую популярность на территории Пермского края получили водные маршруты на гребных и надувных судах - сплавы, горнолыжный спорт и спелеотуризм.
Познавательный туризм реализуется в крае в виде экскурсий по историческим местам, а также посещений специализированных учреждений (музеев, галерей) и объектов культовой архитектуры.
Главный паломнический центр Пермского края, значимость которого выходит далеко за пределы края, - монастырский комплекс на Белой горе.
Деловой туризм - сегодня один из самых важных мотивов посещения Пермского края. Более 40% въездного туристского потока в Пермский край - это туристы, прибывшие с деловыми целями. Среди его видов выделяются бизнес-поездки (командировки) и конгрессно-выставочный туризм - проводимые в Пермском крае мероприятия делового характера (конгрессы, форумы, конференции, симпозиумы, ассамблеи, съезды, семинары, круглые столы, экономические встречи, выставки и ярмарки).
Стимулом событийного туризма выступают многочисленные культурные, спортивные и прочие зрелищные мероприятия, проводимые в крае.
Анализ показал, что среди всех видов туристических поездок наиболее востребованными в Пермском крае в 2006 году были деловые, профессиональные поездки - 41,9% от общей численности туристов (или 168,7 тыс. человек), а также поездки, совершенные с целью лечения и профилактики, - 31,3% от общей численности (или 125,8 тыс. человек) (таблица 1
).
Таблица 1 - Распределение численности туристов Пермского края по целям посещения в 2006 году
+----------------------+--------------+--------------+
¦ Цели посещения ¦ Иностранные ¦ Граждане ¦
¦ ¦ граждане ¦ России ¦
+----------------------+-------+------+-------+------+
¦ ¦ тыс. ¦ % ¦ тыс. ¦ % ¦
¦ ¦человек¦ ¦человек¦ ¦
+----------------------+-------+------+-------+------+
¦Деловые цели ¦ 7,7 ¦1,9 ¦161 ¦40 ¦
+----------------------+-------+------+-------+------+
¦Лечение и профилактика¦ 0 ¦0 ¦125,8 ¦31,3 ¦
+----------------------+-------+------+-------+------+
¦Отдых ¦ 0,433¦0,11 ¦ 88 ¦21,9 ¦
+----------------------+-------+------+-------+------+
¦Прочее ¦ 1 ¦0,25 ¦ 18 ¦ 4,5 ¦
+----------------------+-------+------+-------+------+
¦Паломничество ¦ 0,006¦0,0015¦ 0,009¦ 0,002¦
+----------------------+-------+------+-------+------+
Однако несмотря на достаточный туристский потенциал, Пермский край занимает далеко не ведущее положение на туристском рынке России.
Доля туристской отрасли в валовом региональном продукте Пермского края в 2006 г. вместе с доходами от смежных отраслей составила 1,988%. По данным Пермьстата, в 2006 г. туристский поток на территории Пермского края составил 427 тыс. человек, что на 4% больше по сравнению с 2005 г.
Практически не предлагаются такие турпродукты, как спортивная охота и рыбалка, спелеотуризм, экологический и горно-пешеходный туризм. Слабо развит паломнический туризм.
Поступления доходов в краевой бюджет от туристской деятельности крайне незначительны. В 2005 г. обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды составили 7615,2 тыс. рублей, или 0,24% от консолидированного бюджета края.
Число туристских фирм, зарегистрированных в Пермском крае, составило в 2006 г. 91 фирму (более чем в 4 раза больше, чем в 2000 г.).
Таблица 2 - Динамика количества туристских фирм, зарегистрированных на территории Пермского края
+---------------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦ Годы ¦2000 год¦2002 год¦2004 год¦2005 год¦2006 год¦
+---------------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦Количество фирм¦ 22 ¦ 27 ¦ 57 ¦ 88 ¦ 91 ¦
+---------------+--------+--------+--------+--------+--------+
Из всех функционирующих на территории Пермского края туристских организаций 19 входят в состав Российского союза туриндустрии. Почти все туристские фирмы (98,9%) имеют частную форму собственности, в основном - индивидуальные предприниматели.
Общее число туристов (въездной, выездной и внутренний туризм), воспользовавшихся услугами туристских фирм, составило 589,2 тыс. человек, экскурсантов - 793 тыс. человек, в том числе въездной поток составил 58,1 тыс. человек (или 10%).
Для Пермского края, как и для Российской Федерации в целом, характерно преобладание выездного туризма над въездным.
В 2006 г. среди всех туристов, которые были обслужены пермскими турфирмами, в путешествие по России были отправлены 38,2 тыс. человек (данный показатель на 10,4 тыс. человек превышает число выехавших на отдых за границу). По сравнению с 2005 г. численность туристов, отправленных в туры по России, увеличилась на 3,6 тыс. человек. Наибольшее число туристов (20 тыс. человек) отдыхали в Пермском крае, 5,2 тыс. человек - в Астраханской области, 4,6 тыс. человек - в Краснодарском крае, 2,2 тыс. человек - в Республике Татарстан.
По сравнению с 2005 г. (12,7 тыс. человек) количество жителей Пермского края, отдыхающих на территории Пермского края в 2006 г. (20 тыс. человек), возросло в 1,5 раза.
Туристы, прибывающие в Пермский край, делятся на категории прибывающих из России, из других государств бывшего СНГ и зарубежных стран. На основе информации о количестве ночевок в Пермском крае (таблица 3
) можно определить среднюю продолжительность пребывания: 8,6 дня в 2006 г. по сравнению с 7,5 дня в 2005 г.
Таблица 3 - Динамика численности размещенных лиц на территории Пермского края
+-------------------------------------------------+-------+-------+
¦ Показатели ¦2005 г.¦2006 г.¦
+-------------------------------------------------+-------+-------+
¦Число ночевок - всего, тыс. единиц ¦ 3080 ¦ 3696,6¦
+-------------------------------------------------+-------+-------+
¦в том числе граждан: ¦ ¦ ¦
+-------------------------------------------------+-------+-------+
¦России ¦ 3052 ¦ 3652 ¦
+-------------------------------------------------+-------+-------+
¦из них детей ¦ 841 ¦ 804 ¦
+-------------------------------------------------+-------+-------+
¦государств - участников СНГ ¦ 7,5¦ 5 ¦
+-------------------------------------------------+-------+-------+
¦стран вне СНГ ¦ 20,5¦ 38,9¦
+-------------------------------------------------+-------+-------+
¦Число ночевок иностранных граждан ¦ 28,0¦ 44,0¦
+-------------------------------------------------+-------+-------+
¦Численность размещенных лиц - всего, тыс. человек¦ 409,5¦ 427,2¦
+-------------------------------------------------+-------+-------+
¦Средняя продолжительность пребывания, дни ¦ 7,5¦ 8,6¦
+-------------------------------------------------+-------+-------+
Одним из основных факторов, влияющих на уровень развития туризма в Пермском крае, является развитость туристской инфраструктуры, включающей в себя как объекты, предназначенные только для обслуживания туристов (средства размещения, питания), так и обеспечивающую и поддерживающую инфраструктуру края (дорожная сеть, информационные учреждения и т.д.).
Пермский край занимает только пятое место среди регионов Приволжского Федерального округа по количеству средств размещения туристов. По данным за 2006 г., в Пермском крае функционирует 165 коллективных средств размещения (далее - КСР) туристов.
Анализируя изменения состояния КСР в Пермском крае с 2004 по 2006 г., нужно отметить увеличение числа КСР со 137 в 2004 г. до 165 в 2006 г. (на 20%). Также увеличилось число гостиничных номеров - с 7 тыс. ед. до 8,3 тыс. ед. (на 18,5%). Число мест в месяц максимального развертывания в 2004 г. составляло 16 тыс., в 2006 г. - 19,5 тыс. мест. Однако коэффициент использования наличных мест в КСР всех типов с 2004 г. практически не изменился (0,47 в 2004 г. и 0,52 в 2006 г.), что свидетельствует о росте туристского потока в Пермском крае.
Таблица 4 - Распределение коллективных средств размещения по типам в Пермском крае
+---------------------------------+-----------+----------+
¦Наименование средства размещения ¦Количество,¦Структура,¦
¦ ¦ ед. ¦ % ¦
+---------------------------------+-----------+----------+
¦Гостиницы ¦ 62 ¦ 37,6 ¦
+---------------------------------+-----------+----------+
¦Санаторий-профилакторий ¦ 43 ¦ 26,1 ¦
+---------------------------------+-----------+----------+
¦Прочие КСР спецназначения ¦ 25 ¦ 15,2 ¦
+---------------------------------+-----------+----------+
¦Общежития для приезжающих ¦ 10 ¦ 6,1 ¦
+---------------------------------+-----------+----------+
¦Детский санаторий ¦ 8 ¦ 4,8 ¦
+---------------------------------+-----------+----------+
¦Санаторий для взрослых, пансионат¦ 7 ¦ 4,2 ¦
¦с лечением ¦ ¦ ¦
+---------------------------------+-----------+----------+
¦Другие организации ¦ 6 ¦ 3,6 ¦
+---------------------------------+-----------+----------+
¦Меблированные комнаты ¦ 4 ¦ 2,4 ¦
+---------------------------------+-----------+----------+
По количеству предприятий, оказывающих ресторанные и гостиничные услуги, Пермский край уступает основным регионам Приволжского федерального округа:
Пермский край - 699 единиц;
Республика Башкортостан - 969 единиц;
Нижегородская область - 1101 единица;
Республика Татарстан - 1370 единиц.
В крае отсутствует инфраструктурное обеспечение туристской отрасли, нет сети учреждений общественного питания, придорожной инфраструктуры.
В части транспортного обеспечения Пермский край находится на пересечении речных, железнодорожных, автомобильных, авиационных дорог, а также располагает международным аэропортом, что создает возможности для посещения края туристами как из России, так и других стран мира.
Основой инфраструктуры автомобильного транспорта является протяженная автодорожная сеть. По территории края проходит федеральная автодорога Казань - Пермь - Екатеринбург. В настоящее время край имеет автодорожные выходы в Удмуртию, Башкортостан, Кировскую и Свердловскую области.
Территорию Пермского края пересекают две железнодорожные магистрали трансконтинентального значения: Москва - Ярославль - Киров - Пермь - Екатеринбург - Курган - Омск - Владивосток и Москва - Казань - Екатеринбург - Курган - Омск.
Аэропорт Пермского края - Большое Савино. Через Пермь проходит ряд российских и международных авиалиний. Авиаперевозки из Перми осуществляют несколько авиакомпаний: "Аэрофлот", "КД Авиа", "S-7", "Sky Express", "Lufthansa" (Германия). Последняя осуществляет регулярные рейсы по маршруту Пермь - Франкфурт (Германия). Имеется вертолетное сообщение внутри Пермского края.
Водные пути Пермского края (судоходные реки - Кама, Вишера, Сылва, Чусовая) имеют протяженность порядка 2200 км. Протекающая по территории края река Кама является важным звеном единой глубоководной системы европейской части России.
]]>