Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Костромская область


Зарегистрировано постановлением губернатора Костромской области 29 августа 2005 г. № 509


УСТАВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОКТЯБРЬСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ
РАЙОН КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

(название в новой редакции решения Собрания депутатов
Октябрьского муниципального района
Костромской области от 01.04.2008 № 130)

Утвержден решением
Собрания депутатов
Октябрьского
муниципального района
Костромской области
от 9 августа 2005 года № 181

(в редакции решений Собрания депутатов Октябрьского
муниципального района Костромской области
от 25.09.2006 № 53, от 01.04.2008 № 130)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовой статус Октябрьского муниципального района

Октябрьский муниципальный район является муниципальным образованием, входящим в состав Костромской области.
Октябрьский муниципальный район - муниципальное образование, состоящее из сельских поселений, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно или через выборные и иные органы местного самоуправления, а также для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Костромской области.
Правовой основой настоящего Устава являются:
- Конституция Российской Федерации;
- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ;
- Устав Костромской области;
- Закон Костромской области "Об установлении границ муниципальных образований в Костромской области и наделения их статусом" от 30 декабря 2004 года № 237-ЗКО;
- Кодекс о референдумах в Костромской области;
- Избирательный кодекс Костромской области;
- Закон Костромской области "О наименованиях органов местного самоуправления муниципальных образований в Костромской области";
Иные федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Костромской области.

Статья 2.Основные термины, применяемые в Уставе

Для целей настоящего Устава используются следующие основные термины и понятия:
сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно или через выборные и иные органы местного самоуправления;
муниципальный район - несколько поселений, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно или через выборные или иные органы местного самоуправления которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район;
вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом осуществляются населением или органами местного самоуправления самостоятельно;
органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением или образуемым представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;
депутат - член представительного органа муниципального района;
должностное лицо местного самоуправления - выборное лицо, заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и по организации деятельности органа местного самоуправления;
выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах;
член выборного органа местного самоуправления - выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах;
муниципальный правовой акт - решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее, либо изменяющее общеобязательные правила или имеющего индивидуальный характер;
административный центр сельского поселения, муниципального района - населенный пункт, который определен с учетом местных традиций и сложившейся инфраструктуры и в котором в соответствии с законом субъекта Российской Федерации находится представительный орган соответствующего муниципального образования.

Статья 3. Границы и территория Октябрьского муниципального района

1. Территория Октябрьского муниципального района определена границами, установленными законом Костромской области. Картографическое описание границ муниципального района является приложением к настоящему Уставу (приложение № 1).
2. Территорию муниципального района составляют земли сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные земли, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального района независимо от форм собственности и целевого назначения.
3. Территорию муниципального района образуют территории следующих сельских поселений:
Власовского сельского поселения, административный центр с. Веденье
Забегаевского сельского поселения, административный центр д. Забегаево
Луптюгского сельского поселения, административный центр с. Луптюг
Новинского сельского поселения, административный центр д. Кузьмины
Покровского сельского поселения, административный центр с. Боговарово
Соловецкого сельского поселения, административный центр с. Соловецкое
Стариковского сельского поселения, административный центр с. Ильинское.
4. Административным центром Октябрьского муниципального района является с. Боговарово.

Статья 4. Изменение границ, преобразование Октябрьского муниципального района

1. Границы Октябрьского муниципального района установлены Законом Костромской области от 30.12.04 № 237-ЗКО "Об установлении границ муниципальных образований в Костромской области и наделения их статусом".
2. Границы Октябрьского муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Костромской области, и могут быть изменены в порядке, установленном федеральным законодательством, законодательством Костромской области, настоящим Уставом.
2. Муниципальный район может быть преобразован в порядке, установленном федеральным законодательством, законодательством Костромской области, настоящим Уставом.

Статья 5. Символика Октябрьского муниципального района и порядок ее официального использования

Октябрьский муниципальный район имеет свой герб. Описание и порядок официального использования символики муниципального района устанавливается решением Собрания депутатов муниципального района.

Глава II. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОКТЯБРЬСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ
РАЙОНЕ

Статья 6. Местное самоуправление Октябрьского муниципального района

Местное самоуправление в Октябрьском муниципальном районе - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Костромской области, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

Статья 7. Муниципальные правовые акты Октябрьского муниципального района

1. Систему муниципальных правовых актов Октябрьского муниципального района образуют:
- Устав муниципального района, правовые акты, принятые на местном референдуме;
- нормативные и иные правовые акты Собрания депутатов Октябрьского муниципального района:
- правовые акты главы муниципального района, постановления и распоряжения главы администрации, иных органов и должностных лиц администрации Октябрьского муниципального района, предусмотренные настоящим Уставом.
(ч. 1 в ред. решения Собрания депутатов Октябрьского муниципального района Костромской области от 01.04.2008 № 130)
2. Устав Октябрьского муниципального района и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы. Никакие иные правовые акты муниципального района не должны противоречить им. Правовые акты муниципального района обязательны для исполнения на всей территории муниципального района.
Собрание депутатов Октябрьского муниципального района по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Костромской области, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, которые принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа, если иное не установлено действующим законодательством.
(ч. 2 в ред. решения Собрания депутатов Октябрьского муниципального района Костромской области от 25.09.2006 № 53)
3. Муниципальные правовые акты Октябрьского муниципального района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.
Муниципальные правовые акты вступают в силу с момента подписания, если федеральным законодательством, настоящим уставом, самим правовым актом не установлен иной порядок вступления в силу.
(ч. 3 в ред. решения Собрания депутатов Октябрьского муниципального района Костромской области от 01.04.2008 № 130)
4. Муниципальные правовые акты Октябрьского муниципального района публикуются в районной газете "Колос" или в информационном бюллетене Октябрьского муниципального района "Октябрьский вестник"
(ч. 4 в ред. решения Собрания депутатов Октябрьского муниципального района Костромской области от 01.04.2008 № 130)
5. Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий правовой акт, судом; а в части регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Костромской области, -уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти Костромской области).
(ч. 5. введена решением Собрания депутатов Октябрьского муниципального района Костромской области от 01.04.2008 № 130)

Статья 8. Вопросы местного значения Октябрьского муниципального района

1. К вопросам местного значения Октябрьского муниципального района относятся:
1) формирование, утверждение, исполнение местного бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов муниципального района;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района;
4) организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений;
5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
(п. 5 в ред. решения Собрания депутатов Октябрьского муниципального района Костромской области от 01.04.2008 № 130)
6) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района;
6.1) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма на территории муниципального района;
(п. 6.1 введен решением Собрания депутатов Октябрьского муниципального района Костромской области от 25.09.2006 № 53)
7) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;
8) организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;
9) организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
10) (п. 10 утратил силу решением Собрания депутатов Октябрьского муниципального района Костромской области от 25.09.2006 № 53)
11) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, организация образовательного процесса в области охраны труда и техники безопасности, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время;
(п. 11 в ред. решения Собрания депутатов Октябрьского муниципального района Костромской области от 01.04.2008 № 130)
12) организация оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
(п. 12 в ред. решений Собрания депутатов Октябрьского муниципального района Костромской области от 25.09.2006 № 53, от 01.04.2008 № 130)
13) (п. 13 утратил силу решением Собрания депутатов Октябрьского муниципального района Костромской области от 01.04.2008 № 130)
14) организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
15) утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд;
15.1) выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории Октябрьского муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемых в соответствии с федеральным законодательством;
(п. 15.1 введен решением Собрания депутатов Октябрьского муниципального района Костромской области от 01.04.2008 № 130)
16) формирование и содержание муниципального архива, включая хранение архивных фондов поселений;
17) содержание на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг;
18) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
19) организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов;
(п. 19 в ред. решений Собрания депутатов Октябрьского муниципального района Костромской области от 25.09.2006 № 53, от 01.04.2008 № 130)
19.1. создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;
(п. 19.1 введен решением Собрания депутатов Октябрьского муниципального района Костромской области от 25.09.2006 № 53)
19.2. создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района;
(п. 19.2 введен решением Собрания депутатов Октябрьского муниципального района Костромской области от 25.09.2006 № 53)
20) выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района, за счет средств местного бюджета муниципального района;
21) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
22) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
23) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района;
24) создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействия развитию малого и среднего предпринимательства;
(п. 24 в ред. решения Собрания депутатов Октябрьского муниципального района Костромской области от 25.09.2006 № 53, от 01.04.2008 № 130)
25) обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района;
(п. 25 введен решением Собрания депутатов Октябрьского муниципального района Костромской области от 25.09.2006 № 53)
26) организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью;
(п. 26 введен решением Собрания депутатов Октябрьского муниципального района Костромской области от 25.09.2006 № 53)
27) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд.
(п. 27 введен решением Собрания депутатов Октябрьского муниципального района Костромской области от 25.09.2006 № 53)
1.1. (ч. 1.1 утратила силу решением Собрания депутатов Октябрьского муниципального района Костромской области от 01.04.2008 № 130)
2. (ч. 2 утратила силу решением Собрания депутатов Октябрьского муниципального района Костромской области от 01.04.2008 № 130)
3. Органы местного самоуправления муниципального района и органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в его состав, вправе заключать между собой соглашения о передаче друг другу осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из соответствующих бюджетов.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.

Статья 8.1. Полномочия органов местного самоуправления Октябрьского муниципального района по решению вопросов местного значения

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Октябрьского муниципального района обладают следующими полномочиями:
1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;
2) установление официальных символов муниципального образования;
3) создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;
4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;
4.1) регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения) тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения;
5) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального района, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального района и предоставление указанных данных органам государственной власти;
7) учреждение печатного средства массовой информации и для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального района официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального района, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;
7.1) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;
(п. 7.1 введен решением Собрания депутатов Октябрьского муниципального района Костромской области от 01.04.2008 № 130)
8) иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъекта РФ, только за счет собственных доходов местного бюджета.
(статья 8.1 введена решением Собрания депутатов Октябрьского муниципального района Костромской области от 25.09.2006 № 53)

Статья 8.2. Права органов местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов

1. Органы местного самоуправления муниципального района имеют право на:
1) создание музеев муниципального района;
2) участие в организации и финансировании проведения на территории муниципального района общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;
3) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;
4) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных национально-культурных автономий на территории муниципального района;
5) оказание содействия национально-культурному развитию народов Российской Федерации и реализации мероприятий в сфере межнациональных отношений на территории муниципального района;
6) создание службы неотложной медицинской помощи в структуре медицинских учреждений в целях оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи;
2. Органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий, если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами Костромской области, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета Костромской области).
(статья 8.2 введена решением Собрания депутатов Октябрьского муниципального района Костромской области от 01.04.2008 № 130)

Статья 9. Осуществление органами местного самоуправления Октябрьского муниципального района отдельных государственных полномочий

1. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия в соответствии с федеральными законами и законами Костромской области, изданными в соответствии с ними федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Костромской области в пределах своей компетенции нормативными правовыми актами.
2. Исполнение государственных полномочий органами местного самоуправления муниципального района осуществляется за счет субвенций, предоставляемых из средств соответствующих бюджетов. Собрание депутатов муниципального района может принять решение об использовании дополнительных собственных материальных ресурсов и финансовых средств муниципального района для осуществления органами и должностными лицами муниципального района отдельных государственных полномочий.
3. Органы местного самоуправления муниципального района обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий.
4. Органы местного самоуправления муниципального района несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальному району на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
5. Органы местного самоуправления муниципального района обязаны исполнять письменные предписания уполномоченных государственных органов по устранению нарушений законодательства, регулирующего осуществление отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления муниципального района. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.
6. Органы местного самоуправления Октябрьского муниципального района участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии с федеральными законами, в случае принятия Собрание депутатов решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий.
(ч. 6 в ред. решений Собрания депутатов Октябрьского муниципального района Костромской области от 25.09.2006 № 53, от 01.04.2008 № 130)
7. Органы местного самоуправления Октябрьского муниципального района вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального района на осуществление полномочий, не переданных им федеральными законами, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального района дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Финансирование полномочий, предусмотренное настоящей частью, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
(ч. 7 введена решением Собрания депутатов Октябрьского муниципального района Костромской области от 25.09.2006 № 53)

Глава III. УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ ОКТЯБРЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 10. Право населения Октябрьского муниципального района на осуществление местного самоуправления

Население Октябрьского муниципального района осуществляет свое право на местное самоуправление посредством участия в местном референдуме, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления муниципального района.

Статья 11. Референдум Октябрьского муниципального района

1. Местный референдум проводится в целях решения населением непосредственно вопросов местного значения. Местный референдум проводится на всей территории муниципального район, проведение его является обязательным. Гарантии права граждан на участие в местном референдуме, порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Кодексом о референдумах в Костромской области, настоящим Уставом.
2. Решение о назначении местного референдума принимается Собранием депутатов муниципального района в течение 7 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается местный референдум.
В случае если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или прокурора.
Назначенный судом местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведение местного референдума. Инициативу проведения референдума могут выдвинуть:
1) граждане Российской Федерации, имеющие право на участие в местном референдуме;
2) избирательные объединения, иные общественными объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах и референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;
3) Собрание депутатов муниципального района и глава администрации муниципального района совместно посредством принятия соответствующих правовых актов.
Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых должно составлять не менее 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального района.
4) Право участвовать в референдуме реализуется на основе всеобщего, равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям.
5) Участие граждан в референдуме является свободным и добровольным.
Никто не вправе оказывать воздействие на участника референдума с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме и препятствовать его свободному волеизъявлению.
6) Правом на участие в референдуме обладают граждане РФ постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального района достигшие возраста 18 лет.
В соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, законами Костромской области иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального района, имеют право участвовать в референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

]]>
3. Собрание депутатов муниципального района может инициировать вопрос о ликвидации муниципального предприятия или учреждения, но вправе принять решение о ликвидации только при наличии согласия главы администрации муниципального района.
4. В решении Собрания депутатов муниципального района о создании муниципального предприятия, учреждения определяются цели и условия создания муниципального предприятия, учреждения.
5. Учредителем муниципальных предприятий и организаций от имени муниципального района выступает администрация муниципального района. Глава администрации муниципального района своим постановлением определяет цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждает их уставы, назначает на должность и освобождает от должности руководителей данных предприятий и учреждений, не реже одного раза в год заслушивает отчеты об их деятельности.
6. Собрание депутатов муниципального района вправе заслушивать отчеты о деятельности муниципальных предприятий и учреждений по мере необходимости.
7. Органы местного самоуправления муниципального района субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Статья 40. Участие Октябрьского муниципального района в хозяйственных обществах и некоммерческих организациях

1. В целях более эффективного решения вопросов местного значения органы местного самоуправления могут участвовать в хозяйственных обществах и некоммерческих организациях, в том числе межмуниципальных.
2. Решения об участии муниципального района в хозяйственном обществе или некоммерческой организации принимаются Собранием депутатов муниципального района по инициативе главы администрации муниципального района или Собрания депутатов муниципального района.
3. Порядок участия муниципального района в хозяйственных обществах и некоммерческих организациях, в том числе межмуниципальных, определяется нормативным правовым актом Собрания депутатов муниципального района.
4. Участником в хозяйственных обществах и некоммерческих организациях от имени муниципального района выступает администрация муниципального района.

Статья 41. Консолидированный бюджет Октябрьского муниципального района

Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

Статья 42. Местный бюджет муниципального района

1. Муниципальный район имеет собственный бюджет (бюджет муниципального района).
2. Органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают сбалансированность местного бюджета муниципального района и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местного бюджета муниципального района, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципального района.
3. Порядок формирования, утверждения, исполнения местного бюджета муниципального района и контроль за его исполнением осуществляются в соответствии с нормативным правовым актом, принимаемым Собранием депутатов муниципального района с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также законами Костромской области.
4. В местном бюджете муниципального района раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Костромской области, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местного бюджета муниципального района.
5. Проект местного бюджета муниципального района, решение об утверждении местного бюджета муниципального района, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета муниципального района и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Статья 43. Доходы и расходы местного бюджета

1. К собственным доходам местного бюджета Октябрьского муниципального района относятся:
1) средства самообложения граждан в соответствии со статьей 47 настоящего Устава;
2) доходы от местных налогов и сборов в соответствии со статьей 57 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
3) доходы от региональных налогов и сборов в соответствии со статьей 58 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
4) доходы от федеральных налогов и сборов в соответствии со статьей 59 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
5) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, предоставляемые в соответствии со статьей 61 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней, предоставляемые в соответствии со статьей 62 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и другие безвозмездные перечисления;
6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального района;
7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами Собрания депутатов муниципального района и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;
8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
9) добровольные пожертвования;
10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами Костромской области и решениями органов местного самоуправления муниципального района.
3. В доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами Костромской области, в соответствии со статьей 63 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
4. Расходы местного бюджета муниципального района осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления муниципального района ведет реестры расходных обязательств в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в порядке, установленном местной администрацией.
(ч. 4 в ред. решения Собрания депутатов Октябрьского муниципального района Костромской области от 01.04.2008 № 130)
5. Собрание депутатов муниципального района определяет нормативными правовыми актами условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливает муниципальные минимальные социальные стандарты, нормативы расходов местного бюджета на решение вопросов местного значения.
6. Глава администрации муниципального района, в пределах установленных нормативным правовым актом Собрания депутатов, устанавливает размер оплаты труда муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений.
7. Руководители иных органов местного самоуправления, в пределах, установленных нормативным правовым актом Собрания депутатов, устанавливают размеры оплаты труда муниципальных служащих.
8. (ч. 8 утратила силу решением Собрания депутатов Октябрьского муниципального района Костромской области от 01.04.2008 № 130)
9. Расходы местного бюджета муниципального района на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений осуществляются в соответствии со ст. 45, 49 настоящего Устава.
10. Осуществление расходов местного бюджета муниципального района на финансирование полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами, законами Костромской области.

Статья 44. Местные налоги и сборы

Перечень местных налогов и сборов и полномочия органов местного самоуправления Октябрьского муниципального района по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статья 45. Районный фонд финансовой поддержки поселений, входящих в состав Октябрьского муниципального района

1. В целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений, формируется районный фонд финансовой поддержки поселений. Порядок предоставления поселениям, входящим в состав муниципального района, дотаций, устанавливается законом Костромской области, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, исходя из уровня бюджетной обеспеченности поселений, финансовых возможностей органов местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, осуществлять свои полномочия по решению вопросов местного значения.
2. Распределение дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений осуществляется между поселениями, входящими в состав муниципального района и уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселений, определенный в качестве критерия для предоставления указанных дотаций бюджетам поселений в порядке, предусмотренном законодательством.
3. Распределения дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений утверждается решением Собрания депутатов муниципального района о местном бюджете муниципального района на очередной финансовый год.

Статья 46. Муниципальный заказ Октябрьского муниципального района

1. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
(ч. 1 в ред. решения Собрания депутатов Октябрьского муниципального района Костромской области от 25.09.2006 № 53)
2. Муниципальный заказ оплачивается за счет средств местного бюджета муниципального района.
(ч. 2 в ред. решения Собрания депутатов Октябрьского муниципального района Костромской области от 25.09.2006 № 53)
3. Муниципальный заказ на текущий год формируется в процессе формирования бюджета и является его неотъемлемой частью. Порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, положением о муниципальном заказе, утверждаемом Собранием депутатов муниципального района.
(ч. 3 в ред. решения Собрания депутатов Октябрьского муниципального района Костромской области от 25.09.2006 № 53)

Статья 47. Самообложение граждан Октябрьского муниципального района

1. Для решения конкретных вопросов местного значения муниципального района могут привлекаться разовые платежи граждан - средства самообложения граждан. Размер таких платежей устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального района и для которых размер платежей может быть уменьшен.
2. Вопросы введения и использования средств самообложения граждан решаются на местном референдуме, проводимом в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и статьей 11 настоящего Устава.

Статья 48. Порядок финансирования отдельных государственных полномочий

1. Органам местного самоуправления на осуществление отдельных государственных полномочий из регионального фонда компенсаций предоставляются субвенции.
2. Органы местного самоуправления муниципального района имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случае принятия Собранием депутатов муниципального района соответствующего решения.
3. Правом внесения на рассмотрение Собрания депутатов муниципального района вопроса об использовании для осуществления государственных полномочий собственных дополнительных материальных ресурсов и финансовых средств обладает глава администрации муниципального района.

Статья 49. Муниципальные заимствования

Собрание депутатов муниципального района вправе принять решение о привлечении заемных средств, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг. Порядок привлечения заемных средств устанавливается Собранием депутатов муниципального района.

Глава VII. ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 50. Гарантии прав граждан на осуществление местного самоуправления

Права граждан на осуществление местного самоуправления гарантированы правом на судебную защиту. Ограничение прав граждан на осуществление местного самоуправления, предусмотренных федеральными законами, законами Костромской области и настоящим Уставом не допускается.

Статья 51. Ответственность органов местного самоуправления Октябрьского муниципального района и должностных лиц местного самоуправления муниципального района перед государством

1. Собрание депутатов муниципального района может быть распущено законом Костромской области в порядке, установленном федеральным законом, если соответствующим судом установлено, что Собранием депутатов муниципального района принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу (Основному закону) Костромской области, законам Костромской области, настоящему Уставу, а Собрание депутатов муниципального района в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменило соответствующий нормативный правовой акт.
2. Глава муниципального района может быть отрешен от должности губернатором области в случае:
издания указанным должностным лицом нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу (Основному закону) Костромской области, законам Костромской области, настоящему Уставу, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а указанное должностное лицо в течение 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного, предусмотренного решением срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;
совершения указанным должностным лицом действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единства и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или областного бюджета, если это установлено соответствующим судом, а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

Статья 52. Ответственность органов местного самоуправления Октябрьского муниципального района и должностных лиц местного самоуправления муниципального района перед физическими и юридическими лицами

Ответственность органов местного самоуправления муниципального района и должностных лиц местного самоуправления муниципального района перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Статья 53. Контроль и надзор за деятельностью органов местного самоуправления Октябрьского муниципального района и должностных лиц местного самоуправления муниципального района

1. Собрание депутатов муниципального района осуществляет контроль за:
соответствием деятельности органов местного самоуправления муниципального района и должностных лиц местного самоуправления муниципального района Уставу муниципального района и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам Собрания депутатов муниципального района;
исполнением органами местного самоуправления муниципального района и должностными лицами местного самоуправления муниципального района полномочий по решению вопросов местного значения.
2. Ревизионная комиссия муниципального района осуществляет контроль за:
- исполнением местного бюджета муниципального района, соблюдением установленного порядка его подготовки, рассмотрения и отчета о его исполнении;
- выполнением районных программ и планов социально-экономического развития муниципального района;
- управлением и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
3. В соответствии с законодательством, настоящим Уставом и нормативными правовыми актами Собрания депутатов муниципального района, контроль могут осуществлять также и иные органы местного самоуправления муниципального района и должностные лица местного самоуправления муниципального района.
4. Уполномоченные органы государственной власти осуществляют контроль за осуществлением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
5. Органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления муниципального района Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов Костромской области, настоящего Устава.

Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 54. Принятие Устава Октябрьского муниципального района, решения о внесении изменений и (или) дополнений в Устав Октябрьского муниципального района

1. Проект Устава муниципального района, проект решения о внесении изменений и (или) дополнений в Устав муниципального района подлежит официальному опубликованию в районной газете "Колос" или в информационном бюллетене Октябрьского муниципального района Костромской области "Октябрьский вестник" не позднее чем за 30 дней до его рассмотрения с одновременным опубликованием установленного Собранием депутатов муниципального района порядка учета предложений по проекту указанного Устава (решения), а также порядка участия граждан в его обсуждении.
(ч. 1 в ред. решения Собрания депутатов Октябрьского муниципального района Костромской области от 01.04.2008 № 130)
2. По проекту Устава муниципального района и по проекту решения о внесении изменений и (или) дополнений в Устав муниципального района, в порядке, предусмотренным настоящим Уставом, нормативным правовым актом Собрания депутатов проводятся публичные слушания.
3. Решение Собрания депутатов муниципального района о принятии Устава и решение о внесении изменений и (или) дополнений в него, принимается большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов Собрания депутатов муниципального района.
4. Устав муниципального района, решение о внесении в Устав изменений и (или) дополнений подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном федеральным законом.
5. Устав муниципального района, решение о внесении в Устав изменений и (или) дополнений подлежит опубликованию в районной газете в течение 30 дней после государственной регистрации.

Статья 55. Переходные положения

1. Настоящая редакция Устава вступила в силу с 1 января 2006 года, за исключением положений, для которых Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрены иные сроки и порядок вступления в силу.
2. Пункт 6.1 статьи 8 вступил в силу с 01.01.2007.
3. До вступления в силу положений настоящей редакции Устава, на территории Октябрьского муниципального района действуют нормы Устава в прежней редакции.
(статья 55 в ред. решения Собрания депутатов Октябрьского муниципального района Костромской области от 25.09.2006 № 53)





Приложение № 1
к Уставу
Октябрьского
муниципального района
Костромской области

СХЕМА ГРАНИЦ
ОКТЯБРЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Октябрьский муниципальный район расположен на северо-востоке Костромской области и с востока граничит с Кировской областью.
За начальную точку описания границ принята точка, расположенная на примыкании границ Октябрьского и Вохомского районов Костромской области, Опаринского района Кировской области, между кварталом 66 Вохомского лесхоза, кварталом 80 Опаринского лесхоза и кварталом 1 Октябрьского лесхоза. От первоначальной точки до пересечения границы Поназыревского района граница одновременно является межобластной. От начальной точки граница в юго-восточном направлении на протяжении 11,2 км проходит по суходолу по границе кварталов 1-6 Октябрьского лесхоза до границы Даровского района Кировской области. Смежный землепользователь Кировской области - Опаринский лесхоз. На стыке Октябрьского, Опаринского и Даровского районов граница под углом 90 градусов следует в юго-западном направлении на расстоянии 3,8 км по просеке квартала 6 Октябрьского лесхоза, а затем под углом 90 градусов проходит в западном направлении на коротком расстоянии 150 м и вновь идет в юго-западном направлении по прямой линии по просеке кварталов 6, 12 и 18 на протяжении 7,0 км до чересполосного участка "Прудки" - земель СПК "Соловецкий". Далее граница ломаной линией идет в юго-восточном направлении по землям Октябрьского лесхоза (земли СПК "Соловецкий") протяженностью 2,6 км. Затем следует в общем юго-западном направлении на протяжении 5,3 км ломаной линией до границы чересполосного участка СПК "Соловецкий", в 0,5 км южнее бывшего населенного пункта 2-я Киевская. В районе бывшего населенного пункта 2-я Киевская граница меняет направление на юго-восточное и на протяжении 8,5 км проходит по просеке кварталов 64 и 40 Октябрьского лесхоза до урочища Пермята СПК "Соловецкий". Далее граница идет на северо-восток на протяжении 0,9 км, пересекает ручей Елховка и по суходолу следует вдоль него в общем южном направлении по границе лесных угодий СПК "Соловецкий" на протяжении 2,4 км. Затем граница меняет направление и ломаной линией проходит в юго-восточном направлении по границе лесных угодий СПК "Соловецкий" (граница проходит в 0,8 км севернее урочища Прозвонки и в 1,0 км севернее урочища Демаковцы) до реки Северный Ирдом. Вдоль реки Северный Ирдом по суходолу граница проходит в северо-восточном направлении на протяжении 0,4 км, а затем следует в северо-западном направлении вдоль ручья Ночник на протяжении 1,3 км, вновь изменяет направление и идет на восток на протяжении 2,8 км, при этом пересекает ручей Безымянный. От реки Северный Ирдом граница ломаной линией проходит в северном направлении на протяжении 2,9 км по землям СПК "Соловецкий", вклиниваясь в Кировскую область, и под острым углом суходольная граница следует в южном направлении на протяжении 0,9 км до ручья без названия.
По ручью граница проходит в южном направлении на протяжении 1,4 км и затем в юго-западном направлении на протяжении 0,9 км идет вдоль реки Северный Ирдом по границе СПК "Соловецкий".
От реки Северный Ирдом граница проходит в южном направлении протяженностью 1,1 км, в квартале 86 Октябрьского лесхоза делает поворот в юго-западном направлении и следует на протяжении 2,5 км между урочищем Дурицы и по южной границе квартала 102 Октябрьского лесхоза при этом пересекает реку Малый Ирдом. От реки Малый Ирдом граница проходит в юго-восточном направлении на расстоянии 3,7 км по землям СПК "Соловецкий" (урочище Малоирдомцы) до пересечения с границей квартала 124 Октябрьского лесхоза.
Далее граница проходит в юго-восточном направлении на протяжении 3,5 км по северо-восточной границе кварталов 52 и 53 до основного земельного массива СПК "Соловецкий" в районе бывшего населенного пункта Мочища. По землям СПК "Соловецкий" граница проходит ломаной линией по суходолу в юго-восточном направлении на расстоянии 3,2 км до угла поворота севернее речки Бабица, затем следует в юго-западном направлении на протяжении 0,7 км до квартала 20, при этом пересекает речку Бабица. По границе квартала 1 Октябрьского лесхоза граница района проходит в юго-западном направлении протяженностью 3,0 км до пересечения с землями СПК "Мир" Октябрьского района (чересполосный участок). По землям СПК "Мир" граница проходит в юго-восточном направлении на протяжении 6,4 км (восточнее урочища Савинцы - 0,5 км, урочище Пикали - 0,7 км) до квартала 6 Октябрьского лесхоза.
По просеке квартала 6 Октябрьского лесхоза граница проходит в южном направлении на протяжении 2,6 км до пересечения с землями СПК "Мир" (основной массив) и далее в юго-восточном направлении на расстоянии 5,4 км следует в 0,6 км северо-восточнее бывшего населенного пункта Долганы, при этом пересекает речку Северная и доходит по суходолу до ручья Безымянный. Затем вверх по течению ручья в юго-западном направлении протяженностью 2,2 км, далее ломаной линией по суходолу в общем западном направлении на протяжении 4,1 км, проходит в 0,9 км южнее бывшего населенного пункта Власенки и вновь на юго-запад по ручью Безымянный на расстоянии 2,1 км. От ручья Безымянный ломаная граница проходит по суходолу с общим западным направлением по границе земель СПК "Мир" протяженностью 5,4 км до пересечения реки Луптюг.
По середине реки Луптюг межобластная граница проходит вниз по течению в северо-западном направлении протяженностью 13,0 км до деревни Кокоры, на участке 0,8 км идет по суходолу по левому берегу реки и вновь по реке Луптюг в юго-западном направлении протяженностью 5,0 км до устья реки Белая. От устья реки Белая граница проходит по суходолу вдоль правового берега реки Луптюг в юго-западном направлении на протяжении 1,8 км по границе земель СПК "Мир" с поворотом на юго-восток на расстоянии 0,35 км по землям СПК "Труд" Октябрьского района, при этом пересекает реку Луптюг и далее идет по середине реки Луптюг вниз по течению в юго-западном направлении протяженностью 3,6 км. Восточнее дер. Лебеди на расстоянии 1,1 км небольшой отрезок протяженностью 0,3 км граница идет по суходолу и затем вновь по середине реки Луптюг протяженностью 0,4 км до излучины реки, расположенной на расстоянии 0,5 км юго-восточнее деревни Лебеди (СПК "Труд" Октябрьского района). От указанной излучины реки суходольная граница ломаной линией идет в юго-восточном направлении на протяжении 4,0 км до пересечения речки Чуколайки.
При пересечении речки Чуколайка граница идет по живому урочищу протяженностью 0,9 км. От речки Чуколайки поворот границы в юго-западном направлении следует по суходолу на расстоянии 1,4 км до стыка границ СПК "Труд" и МУПС "Луптюг" Октябрьского района и далее ломаной линией по границе земель МУПС "Луптюг" идет в южном направлении на протяжении 3,4 км, пересекает речку Дикая и вновь идет по землям СПК "Труд" (севернее урочища Семеновцы, урочища Еросенки) в восточном направлении протяженностью 5,0 км до пересечения речки Лужистая. При пересечении речки Лужистая граница проходит 0,4 км по границе земель СПК "Труд" в юго-западном направлении до стыка землепользований СПК "Труд" и МУПС "Луптюг" и в том же направлении продолжает идти на протяжении 2,9 км до границы между Даровским и Шабалинским районами (1,2 км юго-западнее речки Лужистая Кировской области). Далее ломаная суходольная граница проходит в 0,7 км южнее дер. Карпово в общем западном направлении на протяжении 5,5 км по землям МУПС "Луптюг", до пересечения с речкой Перелазница.
После пересечения речки Перелазница районная граница проходит 1,1 км по границе МУПС "Луптюг" в юго-западном направлении до квартала 94 Октябрьского лесхоза.
По землям Октябрьского лесхоза (кварталы 9, 87, 6) граница идет в общем западном направлении на протяжении 8,2 км до пересечения речки Литовка (южнее села Луптюг). Сохраняя западное направление на протяжении 1,2 км граница проходит по землям МУПС "Луптюг", пересекает автодорогу Луптюг-Ключи, подходит к реке Луптюг, проходит по суходолу вдоль левого берега реки Луптюг в южном направлении на протяжении 2,1 км и далее, следуя в юго-западном направлении на протяжении 2,0 км, подходит к реке Ветлуга.
Небольшой отрезок 0,1 км граница вверх по течению по середине реки Ветлуги, а затем, пройдя 0,5 км в западном направлении, подходит к суходолу к озеру (Старице) и от озера в юго-восточном направлении по границе квартала 80 Октябрьского лесхоза 1,1 км до стыка границы Октябрьского и Поназыревского районов Костромской области и Шабалинского района Кировской области. На этом отрезке межобластная граница заканчивается.
От точки пересечения границы Шабалинского района Кировской области и Поназыревского района граница Октябрьского района идет на северо-запад протяженностью 2,8 км по просеке кварталов 80, 26, 25 Октябрьского лесхоза. В начале квартала 24 происходит поворот, и граница проходит по суходолу на юго-запад протяженностью 6,4 км по просеке кварталов 24, 23, 22, 21, 20 Октябрьского лесхоза, в квартале 23 пересекает ручей, а в квартале 21 пересекает полевую дорогу, идущую к поселку Зинковка Поназыревского района.
В квартале 26 граница проходит по ручью протяженностью 0,5 км, впадающему в реку Ветлугу, и далее идет по середине реки Ветлуга по границе чересполосного участка СПК имени Кирова в северо-западном направлении протяженностью 1,1 км, затем суходольная граница следует в южном направлении на расстоянии 0,4 км и вновь по середине реки Ветлуга по границе СПК имени Кирова Октябрьского района с изменением направления с южного на западное и протяженностью 1,8 км. Очередной переход на суходол и граница проходит в юго-западном направлении протяженностью 2,3 км вдоль левого берега реки Ветлуга по границе чересполосного участка СПК имени Кирова до границы с землями СПК "Борьба". По границе СПК "Борьба" районная граница проходит по реке Ветлуге в северо-западном направлении протяженностью 0,7 км до устья речки Суховка, у речки Суховка небольшой отрезок границы проходит по суходолу протяженностью 0,4 км и вновь следует по середине реки Ветлуга по границе СПК "Борьба" в северо-западном направлении протяженностью 0,4 км, последующий переход на суходольную границу вдоль левого берега реки Ветлуги в северо-западном направлении протяженностью 1,5 км по землям СПК "Борьба" до пересечения границы запредельных земель СПК "Вохма" Вохомского района. По землям СПК "Вохма" проходит суходольная граница в западном направлении протяженностью 2,4 км до земель чересполосного участка СПК "Восход" Октябрьского района. По землям СПК "Восход" граница ломаной линией проходит в общем западном направлении 1,9 км до земель СПК "Борьба".
По землям СПК "Борьба" проходит также ломаная граница в общем юго-западном направлении протяженностью 1,4 км до пересечения земель чересполосного участка СПК имени Кирова граница вначале следует на юг, пересекает речку Шортюг, а затем следует на северо-запад до земель СПК "Борьба", протяженность границы на данном отрезке составляет 2,6 км.
По землям СПК "Борьба" граница проходит сначала 1,5 км, а затем 1,6 км в северо-западном направлении до урочища Песьереченское, затем районная граница идет в юго-западном направлении протяженностью 1,3 км, пересекает ручей Песьеречка и меняет направление на северо-восточное, проходит вдоль ручья протяженностью 1,5 км и вновь идет в северо-западном направлении вдоль реки Ветлуги протяженностью 1,7 км до стыка границ Октябрьского, Вохомского и Поназыревского районов, который находится на середине реки Ветлуги. По смежеству с Вохомским районом граница идет по середине реки Ветлуги в обратном юго-восточном направлении протяженностью 1,8 км до бывшего населенного пункта починок Антропово, с поворотом на северное направление протяженностью 0,3 км, а затем направление границы меняется на северо-западное протяженностью 0,8 км и доходит до квартала 20 Октябрьского лесхоза. По кварталам 20 и 19 граница проходит в северо-западном направлении протяженностью 2,2 км до реки Ветлуги и по середине реки в северо-западном направлении идет протяженностью 0,4 км с переходом вновь на суходольную, в том же направлении проходит 1,5 км до реки Вохма. По середине реки Вохма граница проходит вверх по течению в северо-восточном направлении на протяжении 0,5 км. В северо-западном углу квартала 19 ломаная граница переходит на суходольную и идет в северо-восточном направлении протяженностью 3,7 км по землям Октябрьского лесхоза кварталы 19, 14, 15. В квартале 10 граница проходит по контуру сенокоса протяженностью 1,1 км и в северо-восточном направлении протяженностью 1,2 км, доходит до реки Вохма и по середине реки Вохма проходит 0,4 км с переходом вновь на суходольную. От реки Вохма по кварталу 6 ломаная граница проходит в северо-восточном направлении на протяжении 3,4 км до озера Куренка и квартала 7. В квартале 7 граница проходит в юго-восточном направлении протяженностью 0,7 км, затем следует поворот на северо-восток до квартала 4 (в районе урочища Спиренки).
По кварталам 7 и 1 граница проходит в северо-восточном направлении протяженностью 7,2 км до озера Курья и по берегу озера в восточном направлении 0,6 км до устья реки Рюндюг. В квартале 2 граница проходит по ручью Рюндюг в восточном направлении на коротком расстоянии 0,2 км, затем по контуру леса в юго-восточном и северо-восточном направлении на протяжении 0,8 км, вновь по ручью Рюндюг на расстоянии 0,2 км и по суходолу по контуру леса вдоль ручья в юго-восточном направлении протяженностью 0,3 с выходом к ручью Рюндюг, по нему 0,2 км и переходит на суходольную границу протяженностью 0,4 км до чересполосного участка СПК "Восход". По землям СПК "Восход" ломаная граница проходит в общем северо-восточном направлении протяженностью 1,9 км до земель СПК имени Кирова, проходит короткое расстояние 0,3 м по их землям в северо-восточном направлении протяженностью 5,5 км. Ломаная граница идет по основному массиву СПК "Восход", проходит в 0,6 км западнее бывшей дер. Станково до пересеченья ручья Горевка. После пересечения ручья Горевка граница идет в западном направлении протяженностью 3,7 км до реки Вохма, а затем в северо-восточном направлении на протяжении 0,6 км по левому берегу реки до участка Заготзерно. От участка Заготзерно ломаная граница следует в общем северном направлении на протяжении 3,0 км, идет до излучины реки Вохма и далее суходольная по землям СПК "Восход" в общем направлении на северо-восток протяженностью 5,4 км проходит в 0,5 км северо-западнее деревни Потемкино и в 0,6 км западнее дер. Тимошино до квартала 27 Октябрьского лесхоза, пересекая при этом ручей севернее деревни Потемкино, линию электропередачи и автодорогу Вохма-Луптюг и Вохма-Боговарово.
По землям квартала 27 прямая граница проходит на северо-восток протяженностью 2,2 км, затем по контуру сенокоса и по просеке квартала 27 протяженностью 2,0 км, пересекая ручей Екатеринка, доходит до земель СПК "Заречный". По землям СПК "Заречный" граница пересекает реку Ирдом и проходит ломаной линией в общем северном направлении протяженностью 11,7 км, пересекает речку Коробица идет западнее урочищ Вишневый, Шапченки, вдоль ручья Малая Березовка до земель СПК "Сивцево". По землям СПК "Сивцево" граница проходит по лесным угодьям в северо-западном направлении 1,2 км, пересекает речку Ратчинская и в том же направлении через 1,5 км пересекает речку Кондуховица, от нее, сохраняя направление, граница следует на протяжении 2,0 км до пересечения ручья Безымянный в урочище Феденец. После пересечения ручья граница проходит в северо-западном направлении 0,3 км, с поворотом на север, следует 0,6 км и вновь изменяет направление на восточное. В восточном направлении по лесу граница проходит 0,8 км и следует в северо-восточном направлении на протяжении 1,6 км, пересекая при этом два безымянных ручья, идет до угла поворота, расположенного 0,8 км западнее деревни Сивцево. От угла поворота границы проходит в общем северо-западном направлении, пересекает речку Ратчина, автодорогу Приречный-Красавино и речку Красная. На данном участке граница проходит по лесным угодьям протяженностью 3,6 км от речки Красная, граница в западном направлении следует на протяжении 2,1 км до реки Вохма.
По середине реки Вохма граница идет в северо-западном направлении на протяжении 0,8 км и вновь переходит на суходольную, сохраняя направление, идет по землям СПК "Сивцево" на протяжении 3,5 км до ручья Безымянный, при этом пересекает два ручья в урочище Пески и речку Темная. По ручью граница проходит в северном направлении на протяжении 0,9 км, переходит на суходольную, идет вдоль этого ручья в северо-восточном направлении на расстоянии 2,7 км до квартала 93 Октябрьского лесхоза, расположенного севернее починка Темновский. По землям квартала 33 граница проходит в северном направлении на расстоянии 1,3 км и под углом 88 градусов идет в восточном направлении на протяжении 2,5 км до границы кварталов 1 и 2, затем идет ломаная граница в северо-восточном направлении на протяжении 0,8 км, и по просеке квартала 1 Октябрьского лесхоза граница в северном направлении проходит 1,9 км, далее под углом 90 градусов идет в восточном направлении на расстоянии 0,7 км до квартала 32. По землям квартала 32 граница проходит в северном направлении на протяжении 3,4 км и под углом 90 градусов, далее идет в восточном направлении на протяжении 3,8 км по землям кварталов 32 и 33 до угла кварталов 33, 34. В квартале 33 граница под углом 270 градусов идет в северном направлении на протяжении 13,8 км по землям кварталов 25, 19, 13 до поворота на севере квартала 13 Октябрьского лесхоза. В квартале 13 поворот под углом 90 градусов, и граница проходит в восточном направлении на протяжении 1,3 км до квартала 7. В квартале 7 поворот под углом 264 градуса, и граница проходит в северном направлении на протяжении 8,3 км по землям кварталов 7 и 1 Октябрьского лесхоза.
Замыкание границы на первоначальной точке описания границы - на примыкании трех районов - Вохомского (лесной квартал 66 и квартал 1) Октябрьского лесхоза Костромской области и Опаринского района (лесной квартал 80) Кировской области.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru