Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 3 июля 2009 г. № А54-2242/2009-С4

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью "Союз" (далее - ООО "Союз", Общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Рязанской области (далее - Межрайонная ИФНС России № 4 по Рязанской области, Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 24.04.2009 № 14-24/000043.
ООО "Союз" своего представителя в судебное заседание не направило.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 4 по Рязанской области заявленные требования отклонил.
Дело рассмотрено в порядке статей 156, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в отсутствие заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, и при наличии ходатайства заявителя о возможности рассмотрения дела в отсутствие его представителя.
Из материалов дела следует, что 25 марта 2009 года должностными лицами Межрайонной ИФНС России № 4 по Рязанской области, на основании поручения от 25.03.2009 № 248, проведена проверка ООО "Союз" на предмет соблюдения Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
По окончании проверки составлен акт от 25.03.2009 № 4295, копия которого вручена главному бухгалтеру ООО "Союз" Т.Т.А.
В акте зафиксирован факт неприменения ККТ за период с 01.01.2009 по 25.03.2009.
Всего, за указанный период в акте отражено восемь фактов неприменения ККТ, а именно: 04.02.2009, 05.02.2009, 06.02.2009, 20.02.2009, 25.02.2009, 03.03.2009, 10.03.2009, 23.03.2009, выявленных по приходным кассовым ордерам.
По каждому из фактов неприменения ККТ (за исключением тех, по которым прошел срок давности привлечения к административной ответственности), налоговым органом составлены отдельные протоколы и вынесены отдельные постановления о привлечении общества к административной ответственности по ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
1 апреля 2009 года налоговым органом в адрес ООО "Союз" направлено извещение № 14-24/2456 от 27.03.2009 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, назначенное на 10 апреля 2009 года на 10 час. 00 мин. Законный представитель ООО "Союз" для составления протокола в налоговый орган не явился.
11 апреля 2009 года налоговым органом в адрес законного представителя ООО "Союз" В.М.Д. сопроводительным письмом от 10.04.2008 № 14-24/2783 направлено извещение № 14-17/2774 от 10.04.2009 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, назначенное на 15 апреля 2009 года на 16 час. 00 мин. Одновременно с этим сопроводительным его письмом от 10.04.2009 № 14-24/2782 указанное извещение направлено в адрес ООО "Союз".
13 апреля 2009 года извещение № 14-24/2774 вручено законному представителю ООО "Союз" В.М.Д. лично под расписку. В тот же день В.М.Д. обратился в налоговый орган с ходатайством о переносе времени составления протокола об административном правонарушении на 14 апреля 2009 года на 10 час. 00 мин.
14 апреля 2009 года законный представитель ООО "Союз" в налоговый орган явился, однако от составления протокола отказался.
15 апреля 2009 года в отношении ООО "Союз" при участии его законного представителя составлено несколько протоколов по каждому из фактов неприменения ККТ за период с 04.02.2009 по 23.03.2009 (за исключением тех, по которым прошел срок давности привлечения к административной ответственности), в том числе и протокол об административном правонарушении № 14-24/000043.
Как следует из протокола об административном правонарушении, 25 февраля 2009 года в селе Любовниково Сасовского района Рязанской области ООО "Союз" реализовало С.М. ячмень в количестве 600 кг на общую сумму 1900 руб. Сумма оприходована в кассу предприятия в Дт 50 счета. Данных о том, что за ООО "Союз" зарегистрирована контрольно-кассовая техника, в налоговом органе не имеется. Согласно пояснениям главного бухгалтера ООО "Союз" Т.Т.А. контрольно-кассовая техника в ООО "Союз" отсутствует. Законный представитель ООО "Союз" В.М.Д. объяснений по протоколу не дал.
Копия протокола вручена законному представителю ООО "Союз". В тот же день законному представителю ООО "Союз" вручено определение № 14-24/2902 от 15.04.2009 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, согласно которому рассмотрение дела назначено на 24 апреля 2009 года на 11 час. 00 мин.
К указанному в определении времени законный представитель ООО "Союз" в налоговый орган не явился.
Рассмотрев материалы административного дела, налоговый орган пришел к выводу о совершении ООО "Союз" пяти административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст. 14.5 КоАП РФ. По каждому из правонарушений Инспекцией было принято постановление о привлечении Общества к административной ответственности, в том числе и оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении от 24.04.2009 № 14-24/000043.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Союз" обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя административного органа, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр, при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно ст. 5 названного закона, юридические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Контроль за соблюдением требований данного Закона возложен на налоговые органы (ст. 7).
Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрено, что продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В качестве доказательства неприменения ООО "Союз" контрольно-кассовой техники при продаже ячменя, налоговый орган представил копию приходного кассового ордера от 25.02.2009, копию кассовой книги.
Непосредственно в момент совершения самого правонарушения проверяющие не присутствовали. Данное обстоятельство не отрицается налоговым органом.
Представитель Общества указывает на отсутствие события правонарушения, а также на недоказанность факта продажи 25.02.2009 товара - 600 кг ячменя физическому лицу С.М. на общую сумму 1900 руб.
Согласно пояснениям главного бухгалтера ООО "Союз" Т.Т.А., содержащимся в протоколе по делу об административном правонарушении, контрольно-кассовая техника в ООО "Союз" отсутствует.
Однако, в отношении самого факта продажи 25.02.2009 товара - 600 кг ячменя физическому лицу С.М. на общую сумму 1900 руб. объяснения Т.Т.А. отсутствуют.
В судебном заседании заслушана свидетель Т.Т.А. - гл. бухгалтер ООО "Союз", которая предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного показания, за отказ или уклонение от дачи показания по статьям 307, 308 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем дала подписку в приложении к протоколу судебного заседания.
Свидетель Т.Т.А. суду пояснила, что фактически 25.02.2009 ячмень С.М., а также иная сельскохозяйственная продукция каким-либо иным лицам не реализовывалась. 25.02.2009 по указанию директора В.М.Д. в целях выдачи из кассы денежных средств в подотчет для приобретения бензина и запасных частей, в кассу Общества были внесены личные денежные средства работниками Общества и иными лицами. В целях последующего возврата этих денежных средств был оформлен договор займа. Приходный кассовый ордер на продажу ячменя был выдан кассиром ошибочно. Фактически, по бухгалтерским документам, внесенные в кассу денежные средства в сумме 1900 рублей отражены как заемные. Реализации товара 25.02.2009 не было.
В судебном заседании заслушана свидетель Л.Н.П. - кассир ООО "Союз", которая предупреждена об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного показания, за отказ или уклонение от дачи показания по статьям 307, 308 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем дала подписку в приложении к протоколу предварительного судебного заседания.
Свидетель Л.Н.П. суду пояснила, что по указанию директора В.М.Д. в целях выдачи из кассы денежных средств в подотчет для приобретения бензина и запасных частей, в кассу Общества были внесены личные денежные средства работниками Общества и иными лицами. В целях последующего возврата этих денежных средств был оформлен договор займа со С.А.И. Приходный кассовый ордер на продажу ячменя был оформлен ошибочно. Фактически по бухгалтерским документам отражены бухгалтерские проводки именно по договору займа.
Таким образом, из показаний свидетелей следует, что продажа товара 25.02.2009 не осуществлялась.
О данном обстоятельстве свидетельствуют также приобщенные к материалам дела копии бухгалтерских документов, согласно которым спорная денежная сумма проведена как заем.
Доказательств обратного налоговым органом суду не представлено.
Факт отсутствия кассовой техники не может с безусловностью подтверждать факт реализации товара.
Документы, свидетельствующие о движении товара в ходе проверки налоговым органом не исследовались. В ходе административного расследования налоговым органом не получены иные доказательства, в том числе свидетельские показания, подтверждающие факт продажи товара.
При отсутствии доказательств продажи товара, с учетом показаний свидетелей, предупрежденных об уголовной ответственности по ст. 307, 308 УК РФ, приходный ордер, оформленный с нарушением правил ведения бухгалтерского учета и правил ведения кассовых операций не подтверждает событие правонарушения. Доказательств передачи товара и оформления договора купли-продажи налоговым органом не представлено.
В случае неприменения контрольно-кассовой машины при осуществлении расчетов с населением штраф как мера административной ответственности, может быть наложен при условии, что доказаны сам факт совершения указанного правонарушения и вина правонарушителя.
В силу прямого указания ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу лица, в отношении которого ведется административное производство.
В соответствии с п. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Налоговый орган не доказал факт совершения Обществом административного правонарушения и не представил безусловных доказательств, послуживших основанием для привлечения ООО "Союз" к административной ответственности.
На основании вышеизложенного, Постановление Межрайонной ИФНС России № 4 по Рязанской области № 14-24/000043 от 24.04.2009 о привлечении ООО "Союз" к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ, подлежит признанию незаконным и отмене полностью.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается (ч. 4 ст. 208 АПК РФ).
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. Постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Рязанской области по делу об административном правонарушении от 24.04.2009 № 14-24/000043 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Союз", Рязанская область, Сасовский район, с. Любовниково, к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ признать незаконным и отменить полностью.
2. Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Двадцатый Арбитражный апелляционный суд (г. Тула) через Арбитражный суд Рязанской области.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в кассационную инстанцию - Федеральный Арбитражный суд Центрального округа (г. Брянск) в двухмесячный срок со дня его вступления в законную силу.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru