Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 марта 2009 г. по делу № А29-11114/2008

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 17 марта 2009 года. Решение в полном объеме изготовлено 20 марта 2009 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Республики Коми в интересах Общества с ограниченной ответственностью "Леспромсервис" к Печорскому межрегиональному управлению по технологическому и экологическому надзору о признании незаконным решения,
при участии в заседании:
прокурора,
от ООО "Леспромсервис": Е. (руководитель),
от ответчика: К. (по доверенности),
при ведении протокола судебного заседания секретарем,

установил:

Заместитель прокурора Республики Коми обратился в арбитражный суд в интересах ООО "Леспромсервис" к Печорскому межрайонному управлению по технологическому и экологическому надзору (далее - Управление) с заявлением о признании незаконным решения от 5 ноября 2008 года № 25-05ЭН/2911 "Об отказе в установлении лимитов на размещение отходов", которым ООО "Леспромсервис" отказано в установлении лимитов на размещение отходов по причине представления материалов не в полном объеме, поскольку в представленных материалах отсутствует копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, а согласно представленному проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ООО "Леспромсервис" осуществляет сбор и размещение опасных отходов, что в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" обязывает иметь лицензию.
Прокурор на требованиях настаивает.
ООО "Леспромсервис" (далее - Общество) поддержало заявленные прокурором требования.
Управление требования не признало, представило отзыв на заявление, в котором изложило свои возражения, полагая, что любая деятельность по обращению с отходами подлежит лицензированию, в том числе, как временное, так и постоянное размещение отходов; ссылается на то, что ООО "Леспромсервис" обратилось за утверждением нормативов на размещение отходов, что подтверждает осуществление им такой деятельности; указывает на то, что ООО "Леспромсервис" не представлено доказательств перехода прав собственности на отходы, что свидетельствует о том, что конечное размещение отходов осуществляется самим Обществом.
При этом ответчик пояснил суду, что никаких иных оснований к отказу в установлении лимитов на размещение отходов, кроме указанных в решении (отсутствие лицензии) не имеется.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что требования прокурора надлежит удовлетворить, поскольку доводы ответчика не основаны на имеющихся в деле доказательствах и действующем законодательстве.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии со ст. 200 ч.ч. 4 и 5 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из материалов дела следует, что 27 октября 2008 года ООО "Леспромсервис" обратилось к ответчику с заявлением об утверждении проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Оспариваемым решением Обществу в этом отказано по указанным в решении мотивам.
По утверждению прокурора и ООО "Леспромсервис" сбор и размещение опасных отходов не осуществляет, основным видом деятельности последнего является продажа, сервисное обслуживание и ремонт лесозаготовительной техники. В процессе хозяйственной деятельности Общества образуются отходы 1, 3 - 5 классов опасности, которые по мере образования и накопления вывозятся и утилизируются специализированными организациями на основании заключенных Обществом договоров. Отходы образуются в результате осуществления Обществом основной хозяйственной деятельности; какой-либо предпринимательской деятельности, связанной с обращением опасных отходов, Общество не ведет, а поэтому у него отсутствует обязанность получения соответствующей лицензии.
Суд считает, что ответчик не представил надлежащих доказательств того, что Общество осуществляет требуемые лицензирования сбор и размещение опасных отходов, и опровергающих утверждения прокурора и Общества.
В обоснование своих доводов ответчик ссылается только на представленный Обществом проект нормативов, не оспаривая при этом факт заключения Обществом соответствующих договоров со специализированными организациями, осуществляющими деятельность по обращению с опасными отходами, и имеющими соответствующее разрешение.
В соответствии с п.п. 74 п. 1 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами; обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду; лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории; норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Во исполнение данных положений Правительство Российской Федерации постановлением от 16.06.2000 № 461 утвердило Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Правила).
В силу пункта 4 Правил индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.
На основании пункта 7 Правил для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы уполномоченного органа, в том числе, копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов).
В соответствии с пунктом 4.6 ГОСТа Р51769-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления", лицензии выдают на осуществление такого вида деятельности по обращению с отходами, в результате которого юридическое или физическое лицо, ее осуществляющее, получает прибыль.
Из приведенных положений нормативных актов следует, что законодатель, устанавливая обязательность для лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разграничивает обращение с отходами на деятельность, в процессе которой образуются отходы, и деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (при этом лицензированию подлежит только последняя).
Под размещением отходов, требующим лицензирования, понимается хранение и захоронение отходов, т.е. комплексная деятельность, а не отдельные ее составляющие (хранение либо захоронение).
Анализ приведенных норм в их совокупности дает основания для вывода о том, что подлежит лицензированию не любая, а только предпринимательская, т.е. направленная на получение прибыли, деятельность по сбору и размещению отходов, доказательств осуществления которой Обществом ответчик не представил; как не представил он и доказательств осуществления Обществом деятельности по размещению отходов в соответствии с определением, данным в ст. 1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что в процессе осуществления хозяйственной деятельности у Общества образуются опасные отходы (1, 3 - 5 классов опасности), которые накапливаются и временно хранятся в специально обустроенных местах, емкостях до момента передачи их специализированным организациям, имеющим лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.
Таким образом, отходы образуются в результате основной хозяйственной деятельности Общества; какой-либо предпринимательской деятельностью по сбору, транспортировке, утилизации отходов оно не занимается, соответствующей прибыли от этого вида деятельности не получает. Следовательно, у него отсутствует обязанность по получению лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами.
При таких обстоятельствах Управление неправомерно отказало Обществу в установлении лимитов на размещение отходов по мотивам, указанным в оспариваемом решении.
Требования прокурора надлежит удовлетворить.
Принимая решение, суд также учитывает позицию коллегии судей Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенную в определениях от 10 декабря 2008 года № 13648/08, от 17 октября 2008 года № 13066/08, от 21 августа 2008 года № 10176/08.
Вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины судом не решался, поскольку ответчик освобожден от ее уплаты в силу ст. 333.37 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Требования прокурора удовлетворить.
Признать незаконным решение Печорского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору от 05.11.2008 г. № 25-05ЭН/2911 "Об отказе в установлении лимитов на размещение отходов" ООО "Леспромсервис", поскольку оно не соответствует Федеральному закону "Об отходах производства и потребления" и Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Решение может быть обжаловано в месячный срок во Второй арбитражный апелляционный суд в апелляционном порядке через Арбитражный суд Республики Коми.

Судья
Арбитражного суда
Республики Коми



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru