Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Воронежская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 февраля 2007 г. по делу № А14-15673-2006/614/34

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 12.02.2007.
Решение в полном объеме изготовлено 14.02.2007.
Государственное учреждение Р. (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным отказа Инспекции Федеральной налоговой службы по Л-му району г. Воронежа (далее - налоговый орган, Инспекция) от 11.10.2006 г. № 02-28/16282 в предоставлении информации, обязании налоговый орган предоставить сведения о наличии либо отсутствии задолженностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций у Б., являющейся собственником доли жилого дома и пользователем земельного участка, находящихся по адресу: г. Воронеж, ул. М., д. N.
В судебном заседании 05.02.2007 г. заявитель уточнил требования и просил признать незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Л-му району г. Воронежа, выразившееся в отказе от 11.10.2006 г. № 02-28/16282 в предоставлении информации о наличии либо отсутствии задолженностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций у Б., обязать налоговый орган предоставить сведения о наличии либо отсутствии задолженностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций у Б. (паспорт серии N, выдан Нижнедевицким РОВД Воронежской области 28.11.2002 г.), являющейся собственником доли жилого дома и пользователем земельного участка, находящихся по адресу: г. Воронеж, ул. М., д. N. На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточненные требования приняты судом к рассмотрению.
Налоговый орган возражал против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на правомерность оспариваемых действий.
В судебном заседании 05.02.2007 г. объявлялся перерыв до 12.02.2007 г. (с учетом выходных дней).
Из материалов дела следует, что Учреждение обратилось в Инспекцию с запросом от 06.10.2006 г. № 01-09/659, в котором просило предоставить сведения о наличии либо отсутствии задолженностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций у Б.
Письмом от 11.10.2006 г. № 02-28/16282 налоговый орган отказал в предоставлении запрашиваемой информации, ссылаясь на ее конфиденциальность, необходимость соблюдения порядка предоставления сведений, утвержденного Приказом МНС РФ № БГ-3-28/96 от 03.03.2003 г.
Учреждение, полагая, что данный отказ противоречит Федеральному закону от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", подпункту 3 пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд с данными требованиями.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Инспекция указывает на наличие у налоговых органов обязанности по соблюдению налоговой тайны, порядка предоставления запрашиваемой информации.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле Арбитражный суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 137 НК РФ каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.
Частью 2 статьи 29 и статьей 198 АПК РФ предусмотрено право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В обоснование своих требований заявитель указывает, что сведения о задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней третьих лиц (при отсутствии признаков налогового правонарушения) не составляют налоговую тайну.
Данный довод судом признается несостоятельным по следующим основаниям.
По общему правилу, закрепленному в пункте 9 статьи 84 НК РФ, сведения о налогоплательщике с момента его постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено НК РФ.
В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщикам (плательщикам сборов) предоставлено право требовать соблюдения налоговой тайны. Указанному праву корреспондирует закрепленная подпунктом 6 пунктом 1 статьи 32 НК РФ обязанность налоговых органов соблюдать налоговую тайну.
В силу статьи 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением прямо перечисленных в данной статье.
Конституционный Суд РФ в Определении от 30.09.2004 г. № 317-О отметил, что каждый имеет право на сохранение в тайне сведений, в том числе полученных налоговыми органами, вид и объем которых устанавливается законом. Государство обязано обеспечить реализацию этого права на законодательном уровне, именно поэтому в статье 102 Налогового кодекса закреплен специально-правовой статус сведений, составляющих налоговую тайну.
Перечень сведений о налогоплательщике, не относящихся к налоговой тайне, установлен в пункте 1 статьи 102 НК РФ. К таким сведениям относятся:
1) сведения, разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
2) сведения об идентификационном номере налогоплательщика;
3) сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
4) сведения, предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями).
Перечень сведений, которые не составляют налоговую тайну, является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
В данный перечень среди прочих входят сведения о нарушениях налогового законодательства, влекущих за собой установленные законом меры ответственности. Из системного толкования норм Налогового кодекса (в том числе статей 45, 72, 75, 106, 107, главы 16, в том числе статьи 122) следует, что в подпункте 3 пункта 1 статьи 102 НК РФ законодатель имел в виду только налоговые правонарушения, перечисленные в главе 16 НК РФ, поскольку именно за их совершение установлена налоговая ответственность.
Неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога в бюджет при отсутствии признаков налогового правонарушения не может рассматриваться в качестве нарушения законодательства о налогах и сборах, так как за его совершение ответственность не установлена. В связи с чем данная информация имеет статус налоговой тайны и не должна разглашаться налоговыми органами.
Конституционный Суд РФ в Определении от 30.09.2004 г. № 317-О подчеркнул, что законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к конфиденциальной информации, установив исчерпывающий перечень субъектов, обладающих правом на получение сведений, составляющих налоговую тайну. Заявитель к числу таковых не относится.
При таких обстоятельствах отказ Инспекции в предоставлении Учреждению информация о задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням третьего лица является правомерным.
Кроме того, в отношении запрашиваемых сведений о задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, а также налоговых санкциях (сведения о которых в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 102 НК РФ не относятся к налоговой тайне) судом также учтено следующее.
В силу подпункта 1 пункта 3 статьи 6 вышеупомянутого Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа.
Приказом ФНС России от 09.09.2005 г. № САЭ-3-01/444 предусмотрен порядок информирования налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (пункт 3.5 Приказа) и выдачи соответствующей справки установленной формы "Справка о состоянии расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам", а также порядок выдачи справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней налоговых санкций (пункт 3.6) по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 23.05.2005 г. № ММ-3-19/206.
В соответствии с названными приказами заявления о выдаче справок могут передаваться в налоговый орган налогоплательщиками лично (через представителя) или по почте. При этом заявление должно быть подписано налогоплательщиком либо его представителем.
Вопрос о порядке предоставления налоговыми органами конфиденциальной информации регламентируется Приказом МНС России от 03.03.2003 г. № БГ-3-28/96 "Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов" (далее - Порядок).
Налоговые органы обеспечивают доступ пользователей к конфиденциальной информации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 4 Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, а не пункт 3.

Запрос о предоставлении конфиденциальной информации оформляется и направляется в письменном виде на бланках установленной формы фельдсвязью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган. Подпись должностного лица, имеющего право направлять запросы в налоговые органы, подтверждается печатью канцелярии пользователя (пункт 3 Порядка). Между тем, на запросе Учреждения соответствующая печать отсутствует.
Основанием для рассмотрения запроса в налоговом органе является ссылка на положение федерального закона, устанавливающего право пользователя на получение конфиденциальной информации в соответствии с пунктами 6, 7 Порядка. В запросе Учреждения не указана цель, которая была бы связана с выполнением обязанностей, определенных законом, имеется лишь ссылка на Приказ Главного управления государственного имущества Воронежской области № 216 от 30.06.06 г. "Об организации процедуры приема документов от физических лиц", а не закон.
В соответствии с пунктом 11 названного Порядка запросы, по форме и содержанию не отвечающие требованиям вышеупомянутого Порядка, исполнению не подлежат (п. 11 Порядка).
Судом также учтено, что согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 102 НК РФ сведения о нарушениях налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения не составляют налоговую тайну, однако данное положение НК РФ, иных нормативных актов не означает, что любое лицо имеет безусловное право требовать, а налоговый орган - обязан предоставлять сведения о привлечении какого-либо налогоплательщика к налоговой ответственности.
Осуществляя в силу Кодекса, иных федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов свои полномочия в установленной сфере деятельности, налоговые органы предоставляют в пределах своей компетенции налогоплательщикам информацию, в частности, о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.
Направления организации работы налоговых органов по информированию налогоплательщиков определены разделом 4 Регламента организации работы с налогоплательщиками, утвержденного Приказом МНС России от 10.08.2004 № САЭ-3-27/468@.
При этом Налоговым кодексом не установлена обязанность для налоговых органов информировать налогоплательщика о нарушении его контрагентом (или другим налогоплательщиком) налогового законодательства и мерах ответственности за эти нарушения.
Следует отметить, что с 01.01.2007 г. введен в действие подпункт 10 пункта 1 статьи 32 НК РФ, в котором законодательно закреплена обязанность налоговых органов предоставлять справки о состоянии расчетов с бюджетом только по запросу налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента.
Кроме того, Учреждением не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.
4 октября 2005 года Администрацией Воронежской области было принято постановление № 978 "О создании государственного учреждения Р." в целях, как указано в названном постановлении, координации взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности с органами государственной власти и местного самоуправления, территориальными органами, федеральных органов государственной власти.
Приказом Главного управления государственного имущества Воронежской области № 216 от 30.06.2006 г. на Учреждение возложены обязанности по приему заявлений от граждан о предоставлении в собственность или в аренду земельных участков, рассмотрению вышеуказанных заявлений, проведению экспертизы прилагаемых к заявлению документов и подготовке проектов решений уполномоченного органа о предоставлении земельных участков гражданам.
Упомянутым приказом установлен перечень документов - оснований, представляемых заявителями для принятия уполномоченным органом решения о выделении земельного участка, в том числе справка из налогового органа об отсутствии задолженности по земельному налогу.
Из пояснений представителя Учреждения и материалов дела следует, что Учреждение оказывает также платные услуги по сбору указанных документов для регистрации права собственности на земельные участки.
В рассматриваемом случае Учреждением был заключен договор № 26/ю от 20.07.2006 г. с Б. (заказчик), по условиям которого Учреждение обязывалось оказать последней услуги по оформлению и получению документов, юридической помощи, представительству интересов заказчика в различных органах и организациях с целью приобретения заказчиком доли в праве собственности на земельный участок. Содержание и объем услуг указаны в Приложении № 1 к названному договору, в том числе представительство интересов заказчика в налоговой инспекции (получение справки об отсутствии задолженности по уплате земельного налога). Стоимость названной услуги согласно договору составила 200 рублей.
В пунктах 1, 3 статьи 26 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены.
Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или договора (пункт 1 статьи 27 Кодекса).
Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками отношения, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации (пункты 1, 3 статьи 29 Кодекса).
В данном случае Б. была выдана работнику Учреждения доверенность, представленная заявителем в материалы дела, на представление ее интересов. Таким образом, заявитель имел возможность получить необходимую информацию, действуя как представитель Б.
При таких обстоятельствах доказательств нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности либо создания каких-либо препятствий в осуществлении такой деятельности вследствие отказа инспекции в предоставлении запрашиваемых сведений заявителем не представлено.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании вышеизложенного в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, 333.21 НК РФ расходы по госпошлине в сумме 2 000 рублей относятся на заявителя. Последним при подаче данного заявления уплачена госпошлина в установленном порядке и размере, в связи с чем госпошлина взысканию не подлежит.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований государственного учреждения Р. о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Л-му району г. Воронежа, выразившихся в отказе от 11.10.2006 г. № 02-28/16282 в предоставлении информации о наличии либо отсутствии задолженностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций у Б., обязании налоговый орган предоставить сведения о наличии либо отсутствии задолженностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций у Б. (паспорт серии N, выдан Нижнедевицким РОВД Воронежской области 28.11.2002 г.), являющейся собственником доли жилого дома и пользователем земельного участка, находящихся по адресу: г. Воронеж, ул. М., д. N, отказать.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия и в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru