Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ульяновская область


ПРАВИТЕЛЬСТВО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2006 г. № 240

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И
НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Постановления Правительства области
от 08.09.2009 № 328-П)

Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", от 15.04.2002 № 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" и от 30.12.2003 № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Правительство Ульяновской области постановляет:
1. Утвердить Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Ульяновской области (прилагаются).
2. В целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти, защиты населения и окружающей среды от вредного воздействия разливов нефтепродуктов рекомендовать:
(в ред. Постановления Правительства Ульяновской обл. от 08.09.2009 № 328-П)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Органам местного самоуправления, органам, осуществляющим надзор, и организациям, осуществляющим разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, независимо от форм собственности, при разработке планов мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов строго руководствоваться постановлениями Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613, от 15.04.2002 № 240, от 30.12.2003 № 794, приказом МЧС России от 28.12.2004 № 621 и Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Ульяновской области, утвержденными настоящим постановлением.
2.2. Организациям, осуществляющим разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировки, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, независимо от форм собственности, привести в соответствие с настоящим постановлением планы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министра строительства Ульяновской области Никитина С.В.
(в ред. Постановления Правительства Ульяновской обл. от 08.09.2009 № 328-П)
(см. текст в предыдущей редакции)

Исполняющий обязанности
Губернатора - Председателя
Правительства
Ульяновской области
В.П.КОЗИН





Утверждены
постановлением
Правительства
Ульяновской области
от 26 июля 2006 г. № 240

ПРАВИЛА
ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ
РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Постановления Правительства области
от 08.09.2009 № 328-П)

1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРАВИЛАХ

Водный объект - поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта). (Водный кодекс Российской Федерации, ст. 7).
ГСМ - горюче-смазочные материалы.
ГУ МЧС России по Ульяновской области - Главное управление МЧС России по Ульяновской области. Постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территории Ульяновской области от чрезвычайных ситуаций.
ЕДДС - единая дежурно-диспетчерская служба.
Зоны особой значимости - объекты повышенного риска; объекты систем жизнеобеспечения населения, объекты, представляющие культурную и историческую ценность, особо охраняемые природные территории, объекты особой чувствительности к воздействию нефтяных разливов.
ЛРН - локализация и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов.
Координатор работ по ЛРН - полномочный представитель владельца объекта, назначаемый заранее, способный и обязанный руководить работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
КЧС и ОПБ - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Постоянно действующий орган, координирующий мероприятия по защите, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (имеет три уровня - территориальный, местный, объектовый).
Ликвидация последствий разлива - действия, обеспечивающие восстановление аварийного объекта и объектов жизнеобеспечения населения до рабочего состояния; восстановление окружающей среды до состояния, исключающего неблагоприятное воздействие на здоровье граждан, животный и растительный мир.
(в ред. Постановления Правительства Ульяновской обл. от 08.09.2009 № 328-П)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ликвидация разлива - действия, обеспечивающие сбор и утилизацию разлившейся нефти и нефтепродуктов.
Локализация разлива - действия, обеспечивающие предотвращение дальнейшего растекания нефти и нефтепродуктов по земле и (или) водной поверхности.
Нефтесодержащая смесь - смесь с любым содержанием нефти.
Нефть - любая стойкая углеводородная минеральная нефть, в частности сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо и смазочное масло.
Объекты особой чувствительности к воздействию нефтяных разливов - экологически чувствительные территории к воздействию нефтяных разливов, которые будут испытывать долговременные значительные негативные последствия при разливе нефти; территории и акватории обитания редких и охраняемых видов млекопитающих и птиц, занесенных в Международную Красную книгу и Красные книги Российской Федерации и Ульяновской области; водоохранные зоны; водные объекты высшей и первой рыбохозяйственной ценности; леса I и II группы защитности и особо защитных участков, санитарно-защитные зоны источников водоснабжения; территории традиционного природопользования; места рыбного промысла; другие места по согласованию с соответствующими органами власти территории.
Объекты повышенного риска - взрывоопасные, пожароопасные; химически опасные, радиационно опасные объекты, объекты гидродинамической опасности.
Объекты систем жизнеобеспечения населения - объекты водоснабжения и канализации, электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, медицинского обслуживания, транспортных систем, связи, продовольственного обеспечения (фермы и объекты пищевой промышленности; рыборазводные хозяйства; сельскохозяйственные угодья).
Объекты, представляющие культурную и историческую ценность - археологические объекты, объекты религиозного значения, зоны отдыха и пешеходного туризма, пляжи, курортные зоны и термальные источники, районы, населяемые малыми этническими группами.
Организации, осуществляющие операции с нефтью - организации, имеющие опасные объекты, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов.
Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Профессиональные аварийно-спасательные формирования (организации) - организации (формирования), аттестованные в соответствии с нормативными актами Российской Федерации для ведения аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти и имеющие необходимые лицензии природоохранных органов.
Разлив нефти - сброс нефти и нефтепродуктов в водный объект, на земли или подземные воды, независимо от причин и обстоятельств, вызвавших такой сброс.
РСЧС - единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
РЦ ГО ЧС - Региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Сельскохозяйственные угодья - земли, используемые для воспроизводства сельхозпродукции или пригодные для этого.
Территориальная подсистема РСЧС - подсистема, объединяющая органы управления, силы и средства органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций Ульяновской области в части ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. В подсистему входят все профессиональные формирования как существующие, так и вновь создаваемые, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, имеющие соответствующие лицензии и аттестованные в установленном порядке.
УГМС - территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу Ульяновской области.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Ульяновской области (далее - Правила) разработаны в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", от 15.04.2002 № 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", от 30.12.2003 № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", приказом МЧС России от 28.12.2004 № 621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте 14.04.2005 № 6514).
Целью данных Правил является выработка единых подходов к организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и создание единой системы реагирования на разливы нефти и нефтепродуктов.
Правила определяют классификацию разливов нефти и нефтепродуктов, основные требования к системе управления, организации работ по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ЛРН), а также требования к технологиям и программам выполнения этих работ.
В Правилах изложены требования к планам ЛРН и организациям, осуществляющим разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов - ответственным за предупреждение, локализацию и ликвидацию разливов нефти.
Действие данных Правил распространяется на территорию Ульяновской области.

3. КЛАССИФИКАЦИЯ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ,
УРОВНЕЙ РЕАГИРОВАНИЯ НА РАЗЛИВ

Разливы нефти и нефтепродуктов, повлекшие за собой негативное воздействие на окружающую среду и нарушение условий жизнедеятельности населения, рассматриваются как чрезвычайные ситуации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации".

3.1. Классификация разливов нефти и нефтепродуктов

Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
локального значения - разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;
муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;
территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;
регионального значения - разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации;
федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).

3.2. Классификация уровней реагирования на разлив нефти

Уровневый подход позволяет обеспечить управление мероприятиями по ЛРН наиболее экономичным и эффективным способом.
Уровень 1. Локальный.
Первый уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации локального значения на местности, при попадании нефти в водные объекты Ульяновской области.
На первом уровне реагирования локализация и ликвидация разлива нефти проводится силами и техническими средствами организации, на объекте которой произошел разлив.
При недостатке указанных сил и специальных технических средств к работам по ЛРН на договорной основе привлекаются профессиональные аварийно-спасательные формирования (службы), а также силы подрядных организаций по ЛРН, имеющих соответствующие лицензии.
Разлив нефти, соответствующий первому уровню реагирования, может быть признан руководителем работ и (или) органами местного самоуправления разливом более высокого уровня реагирования, исходя из его местоположения, гидрометеоусловий, влияния на окружающую среду и население. В этом случае руководство работами по ЛРН переходит на следующий уровень с привлечением соответствующих сил и средств.
(в ред. Постановления Правительства Ульяновской обл. от 08.09.2009 № 328-П)
(см. текст в предыдущей редакции)
Уровень 2. Муниципальный.
Второй уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации муниципального значения на местности, во внутренних пресноводных водоемах.
На втором уровне реагирования локализация и ликвидация разлива нефти проводится силами и техническими средствами организации, на объекте которой произошел разлив, с привлечением профессиональных аварийно-спасательных формирований (служб) муниципального образования, сил подрядных организаций по ЛРН, имеющих соответствующие лицензии.
Разлив нефти, соответствующий второму уровню реагирования, может быть признан руководителем работ и (или) органами местного самоуправления разливом более высокого уровня реагирования, исходя из его местоположения, гидрометеоусловий, влияния на окружающую среду и население. В этом случае руководство работами по ЛРН переходит на следующий уровень с привлечением соответствующих сил и средств.
(в ред. Постановления Правительства Ульяновской обл. от 08.09.2009 № 328-П)
(см. текст в предыдущей редакции)
Уровень 3. Территориальный.
Третий уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации территориального значения на местности, во внутренних пресноводных водоемах.
На третьем уровне реагирования для локализации и ликвидации разливов нефти, кроме сил и средств второго уровня, в установленном порядке привлекаются силы и средства территориальной подсистемы РСЧС, силы и средства организаций, имеющих аттестованные АСФ(Н) и (или) соответствующие лицензии.
Уровень 4. Региональный.
Четвертый уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации регионального значения на местности, во внутренних пресноводных водоемах Ульяновской области.
На четвертом уровне реагирования для локализации и ликвидации разливов нефти, кроме сил и средств третьего уровня, в установленном порядке привлекаются силы и средства региональной подсистемы РСЧС, силы и средства организаций, имеющих аттестованные АСФ(Н) и (или) соответствующие лицензии.
Уровень 5. Федеральный.
Пятый уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации федерального значения на местности, во внутренних пресноводных водоемах Ульяновской области.
На пятом уровне реагирования, кроме сил и средств, указанных выше, для локализации и ликвидации разливов нефти привлекаются силы и средства РСЧС, силы и средства МЧС России, а также ресурсы зарубежных компаний по согласованию с уполномоченными органами Правительства Российской Федерации.

4. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О РАЗЛИВЕ НЕФТИ И
НЕФТЕПРОДУКТОВ

4.1. Порядок оповещения при разливе нефти и
нефтепродуктов

Информация о разливе нефти и нефтепродуктов доводится до руководителя объекта, организации, в ведении которой находится объект, аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований объекта (организации), органов местного самоуправления, территориальных контролирующих органов.
Организация передает информацию о разливе нефти и нефтепродуктов (при попадании в водные объекты, независимо от количества - немедленно; при разливе на местности: до 0,2 т - один раз в месяц, свыше 0,2 т - немедленно) Главному управлению МЧС России по Ульяновской области.
Главное управление МЧС России по Ульяновской области оповещает следующие контролирующие и надзорные органы:
управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области;
управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ульяновской области;
государственное учреждение "Ульяновский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды";
территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области;
Государственную инспекцию по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства (при разливах нефти на водных объектах и водоохранных зонах) по Ульяновской области.
При разливах, способных оказать вредное воздействие на население, производится оповещение населения службами МЧС России и муниципальными органами власти.
Информация о разливах передается по установленной форме 1-ЛРН (таблица 1).
Схема оповещения при разливе любого значения показана на рис. 1.

4.2. Информация о разливе нефти и нефтепродуктов

В информации о разливе нефти и нефтепродуктов по формам ЧС-1 - ЧС-4 указываются:
дата и время (местное);
местонахождение разлива, источник и причина разлива (выброс из скважины, столкновение транспортных средств, порыв трубопровода, разрыв емкости и т.п.);
предполагаемый объем разлива и состояние источника (перекрыт или истечение продолжается);
возможный тип и характеристики продукта (плотность, вязкость и температура потери текучести);
описание площади разлива, включая направление его движения, длину, ширину и предполагаемое значение разлива нефти и нефтепродуктов по установленной классификации (пункты 3.1, 3.2 настоящих Правил);
гидрометеорологические условия в районе разлива нефти и нефтепродуктов;
для промышленных площадок: попадание или угроза попадания на сопредельные территории;
для акваторий: скорость распространения и направление дрейфа пятна нефти и нефтепродуктов, вероятность загрязнения береговой линии;
попадание или угроза попадания в поверхностные или подземные воды;
действия, предпринятые для устранения источника и локализации разлива нефти и нефтепродуктов;
наличие пострадавших и вероятность загрязнения населенных пунктов, береговой линии, объектов жизнеобеспечения населения, окружающих природных и промышленных объектов;
необходимость в дополнительных средствах для ликвидации разливов;
установочные данные источника первичной информации о разливе нефти и нефтепродуктов;
дополнительная информация о разливе, его локализации и ликвидации.

                                                                    Таблица 1

                                Информация
                 о разливе нефти и нефтепродуктов на суше и
                      внутренних водоемах (форма 1-ЛРН)

Местонахождение разлива:
_____________________________________________________________________________
Установочные данные владельца объекта:
_____________________________________________________________________________
Дата разлива: __________________________ Время разлива: _____________________
Дата составления отчета: _______________ Время составления отчета: __________
Причина разлива: ____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Данные о разливе
Источник разлива: ___________________________________________________________
Тип и характеристика продукта: ______________________________________________
Предполагаемый объем: _______________________________________________________
Описание площади разлива: ___________________________________________________
Направление и скорость распространения пятна: _______________________________
Состояние источника разлива (перекрыт или истечение продолжается),
скорость истечения, возможности возгорания: _________________________________
_____________________________________________________________________________
Наличие пострадавших и вероятность загрязнения населенных пунктов,
береговой линии, объектов жизнеобеспечения населения, окружающих
природных и промышленных объектов: __________________________________________
_____________________________________________________________________________
Метеоусловия
Скорость ветра: _______________________________ Направление: ________________
Состояние водоема: __________________________________________________________
Приливные течения: __________________________________________________________
Действия, предпринятые для устранения источника и локализации разлива:
_____________________________________________________________________________
Дополнительная информация:
Составитель отчета __________________________________________________________
                                      (должность, Ф.И.О.)
Передать по связи в соответствии со схемой оповещения.

+-----------+   +------------------------+      +--------------+    +---------+
¦МЧС России ¦   ¦        КЧС и ОПБ       ¦      ¦ Обнаружение  ¦    ¦  ЕДДС   ¦
¦г. Москва  ¦   ¦   Ульяновской области  ¦      ¦ разлива      ¦    ¦ города, ¦
+-----------+   +-------------+----------+      +-------+------+    ¦ района  ¦
    /\                 /\     ¦                         ¦           +---------+
     ¦                  ¦    \/                        \/               /\
+----+------+   +-------+----------------+      +--------------+         ¦
¦ПуРЦ       ¦   ¦Главное  управление  МЧС¦      ¦ Руководитель ¦ <-------+
¦МЧС России ¦ <-+России  по   Ульяновской¦ <-+  ¦   объекта    +---+
+-----------+   ¦области                 ¦   ¦  +--------------+   ¦
                +------------------------+   ¦  ¦              ¦   ¦
                ¦Управление  по  техноло-¦   ¦  ¦              ¦   ¦
                ¦гическому и  экологичес-¦   ¦  ¦  Аварийные   ¦   ¦
                ¦кому надзору  Ростехнад-¦ <-+  ¦ формирования ¦ <-+
                ¦зора по Ульяновской  об-¦   ¦  ¦   объекта    ¦   ¦
                ¦ласти                   ¦   ¦  ¦              ¦   ¦
                +------------------------+   ¦  ¦              ¦   ¦
                ¦Территориальное   управ-¦   ¦  +--------------+   ¦
                ¦ление Федеральной  служ-¦   ¦  ¦ Специальные  ¦   ¦
                ¦бы по  надзору  в  сфере¦   ¦  ¦ формирования ¦ <-+
                ¦защиты  прав  потребите-¦ <-+  ¦              ¦
                ¦лей    и    благополучия¦   ¦  ¦              ¦
                ¦человека по  Ульяновской¦   ¦  ¦              ¦
                ¦области                 ¦   ¦  ¦              ¦
                +------------------------+   ¦  +--------------+
                ¦Управление   Федеральной¦   ¦
                ¦службы  по   надзору   в¦   ¦
                ¦сфере   природопользова-¦ <-+
                ¦ния по  Ульяновской  об-¦   ¦
                ¦ласти                   ¦   ¦
                +------------------------+   ¦
                ¦Государственная  инспек-¦   ¦
                ¦ция по  охране,  воспро-¦   ¦
                ¦изводству  рыбных  запа-¦ <-+
                ¦сов   и    регулированию¦   ¦
                ¦рыболовства по  Ульянов-¦   ¦
                ¦новской области         ¦   ¦
                +------------------------+   ¦
                ¦Государственное   учреж-¦   ¦
                ¦дение  "Ульяновский  об-¦   ¦
                ¦ластной  центр  по  гид-¦   ¦
                ¦рометеорологии  и  мони-¦ <-+
                ¦торингу       окружающей¦
                ¦среды"                  ¦
                +------------------------+

Рис. 1. Схема оповещения при разливе нефти и нефтепродуктов.

5. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИЯМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ
РАЗВЕДКУ МЕСТОРОЖДЕНИЙ, ДОБЫЧУ НЕФТИ, А ТАКЖЕ
ПЕРЕРАБОТКУ, ТРАНСПОРТИРОВКУ, ХРАНЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЮ
НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ

Организации, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, обязаны:
1) создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке (согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240);
2) оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации;
3) иметь резервы финансовых средств и материально-технических ресурсов для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Иметь резервы финансовых средств, обеспечивающих возможность полного и своевременного возмещения вреда, причиненного окружающей среде ее загрязнением в результате аварийного разлива нефтепродуктов.
Осуществлять обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта организацией, определенное статьей 15 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (в ред. федеральных законов от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ);
4) обучать работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов;
5) содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий;
6) принимать меры по охране жизни и здоровья работников в случае разлива нефти и нефтепродуктов;
7) создавать и поддерживать в готовности системы обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов, а также системы связи и оповещения.

6. Система управления мероприятиями по локализации и
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

Особенности организации работ по ЛРН предъявляют к системе управления следующие основные требования: оперативность, устойчивость, непрерывность, эффективность, достоверность передаваемой информации.
Оперативность, устойчивость и непрерывность управления обеспечиваются:
максимальным приближением, органов управления к местам чрезвычайной ситуации;
заблаговременным созданием запасных (подвижных) пунктов управления и резервных каналов связи;
оснащением пунктов управления современными средствами связи и оповещения;
сопряжением задействованных систем (средств) связи и оповещения всех участников работ по ЛРН.
Эффективность управления определяется оперативностью и целесообразностью принимаемых решений на локализацию и ликвидацию разлива нефти и нефтепродуктов, достаточным и своевременным обеспечением сил и средств, привлекаемых для работ по ЛРН.
Достоверность передаваемой информации достигается точностью ее передачи, ответственностью лиц, на которых возложена обязанность по сбору и передаче информации. Меры воздействия за сокрытие либо передачу ложной информации определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Схемы управления мероприятиями по ЛРН приведены на рис. 2, 3, 4.

                                +-----------------+
                                ¦Контролирующие и ¦
      +-----------------------> ¦надзорные органы ¦
      ¦                         ¦(согласно п. 3.1)¦
      ¦                         +-----------------+
+-----+-------+                 +-----------------+   +------------+
¦Руководитель +---------------> ¦    КЧС и ОПБ    +-> ¦ КЧС и ОПБ  ¦
¦организации  ¦<----------------+      района     ¦   ¦Ульяновской ¦
+---+---------+                 +-----------------+   ¦  области   ¦
    ¦    /\                             /\            +------------+
   \/     ¦                              ¦
+---------+---+                          ¦
¦Координатор  ¦ <------------------------+
¦работ по ЛРН ¦
+--+----------+
   ¦     /\
   \/     ¦
+---------+---+
¦Специальные  ¦
¦формирования ¦
¦(дежурный    ¦
¦персонал     ¦
¦1-го уровня) ¦
+-------------+

Рис. 2. Схема организации управления работами по ЛРН на
местности, при попадании в водные объекты
(локальный уровень до 100 т)

                                +-----------------+
                                ¦Контролирующие и ¦
      +-----------------------> ¦надзорные органы ¦
      ¦                         ¦(согласно п. 3.1)¦
      ¦                         +-----------------+
+-----+-------+                 +-----------------+   +------------+
¦Руководитель +---------------> ¦    КЧС и ОПБ    +-> ¦ КЧС и ОПБ  ¦
¦организации  ¦<----------------+      района     ¦<--+Ульяновской ¦
+--+----------+                 +------------+----+   ¦  области   ¦
   ¦     /\                             /\   ¦        +------------+
   \/     ¦                              ¦   ¦
+---------+---+                          ¦   ¦
¦Координатор  ¦<-------------------------+  \/
¦работ по ЛРН ¦                 +-----------------+
¦             ¦<--------------> ¦ АСФ района      ¦
+--+----------+                 ¦                 ¦
   ¦     /\                     +-----------------+

]]>
¦                  ¦    МЧС России по    ¦ной службы по надзору в сфере¦
¦                  ¦ Ульяновской области ¦природопользования  по  Улья-¦
¦                  ¦                     ¦новской  области,  Государст-¦
¦                  ¦                     ¦венная инспекция  по  охране,¦
¦                  ¦                     ¦воспроизводству рыбных  запа-¦
¦                  ¦                     ¦сов и регулированию  рыболов-¦
¦                  ¦                     ¦ства (при разливах  нефти  на¦
¦                  ¦                     ¦водных объектах и  водоохран-¦
¦                  ¦                     ¦ных  зонах)  по   Ульяновской¦
¦                  ¦                     ¦области, территориальное  уп-¦
¦                  ¦                     ¦равление  Федеральной  службы¦
¦                  ¦                     ¦по  надзору  в  сфере  защиты¦
¦                  ¦                     ¦прав      потребителей      и¦
¦                  ¦                     ¦благополучия   человека    по¦
¦                  ¦                     ¦Ульяновской области          ¦
+------------------+---------------------+-----------------------------+

13. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ НА
ТЕРРИТОРИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

13.1. Основные положения

Методические рекомендации разработаны в соответствии с Основными требованиями к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", от 15.04.2002 № 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", от 30.12.2003 № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", приказом МЧС России от 28.12.2004 № 621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 14.04.2005 № 6514). Настоящие Правила предназначены для обеспечения единого подхода при разработке планов предупреждения и ликвидации разливов нефти (нефтепродуктов) (далее - планы ЛРН) в Ульяновской области. Объекты, на которых разрабатываются планы ЛРН, порядок их согласования и утверждения указаны в разделе 12 настоящих Правил.
Количество экземпляров проекта плана ЛРН и календарных планов определяет разработчик с учетом количества согласующих органов, организаций, проводящих экспертизу. Копии утвержденных планов ЛРН (бумажные и электронные) в обязательном порядке представляются в утверждающую организацию, Главное управление МЧС России по Ульяновской области, организации, взаимодействующие с владельцем объекта в части исполнения плана ЛРН и календарных планов. Представление копий утвержденных планов ЛРН (бумажных и (или) электронных) в согласующие органы и экспертную организацию определяется в заключении.

13.2. Рекомендации по структуре, содержанию и
оформлению плана ЛРН

Оформление плана ЛРН должно соответствовать ГОСТ 7.32-2001 Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.
План ЛРН должен содержать следующие разделы:
1) Список исполнителей;
2) Определения, обозначения и сокращения;
3) Общая часть;
4) Оперативная часть;
5) Ликвидация последствий ЧС(Н);
6) Нормативная, правовая и методическая база по ЛРН;
7) Приложения (обязательные);
8) Приложения (справочные).
При описании целей и задач плана указывается основание для разработки плана ЛРН, определяются основные цели разработки плана, его правовой статус (уровень плана), порядок применения в практической деятельности, срок действия.
Готовность организации к действиям по локализации и ликвидации последствий ЧС(Н) оценивается (самооценивается) по трехбалльной системе - "соответствует" (собственное АСФ(Н) организации, аттестовано, укомплектовано и оснащено средствами ЛРН не менее 80% от плановых или есть договор на обслуживание с аттестованным АСФ(Н), постоянное руководство и контроль КЧС и ОПБ планирования и выполнения мероприятий плана ЛРН - осуществляется реестр загрязненных нефтью и нефтепродуктами территорий (акваторий) - ведется в полном объеме или загрязненные территории (акватории) отсутствуют; перечень опасных (пожароопасных) объектов - имеется в полном объеме; промышленная, экологическая и пожарная безопасность - обеспечивается в полной мере; декларация промышленной безопасности - разработана или не предусмотрена; паспорт безопасности объекта - разработан); "ограниченно соответствует" (собственные АСФ(Н) - имеются и аттестованы или созданы и готовятся (проходят) аттестацию, средства ЛРН не менее 60% плановых, постоянное руководство и контроль КЧС и ОПБ планирования и выполнения мероприятий плана ЛРН - не осуществляется; реестр загрязненных нефтью и нефтепродуктами территорий (акваторий) - ведется не в полном объеме; перечень опасных (пожароопасных) объектов - имеется не в полном объеме; промышленная, экологическая и пожарная безопасность - обеспечивается не в полной мере; декларация промышленной безопасности - разработана или не предусмотрена; паспорт безопасности объекта - не разработан); "не соответствует" (средства ЛРН менее 60% плановых, КЧС и ОПБ отсутствует; реестр загрязненных нефтью и нефтепродуктами территорий (акваторий) - не ведется; перечень опасных (пожароопасных) объектов - отсутствует; промышленная, экологическая и пожарная безопасность - не обеспечивается).
В заключении экспертной организации, кроме того, должны быть оценены:
мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС(Н) - спланированы или не спланированы;
уровень плана соответствует уровню ЧС(Н) или занижен;
достаточный состав сил и средств локализации и ликвидации ЧС(Н) - определен или не определен;
обеспечение требований промышленной, экологической и пожарной безопасности описано - подробно или с недостатками, которые могут привести к ЧС(Н), или не описано;
организация взаимодействия собственных и привлекаемых АСФ(Н) - отработана или не отработана.
При описании характеристики объекта, оценке обстановки при возможном максимальном разливе нефти и нефтепродуктов указываются:
местонахождение опасного объекта и его владельца;
наибольшая (наименьшая) работающая смена;
природные условия в районе объекта (географические и гидрогеологические особенности района, наличие водных объектов, характеристика почв и грунтов, геоморфология водоохранных зон, гидрометеорологические условия, зоны особой чувствительности);
социально-экономические условия, пути сообщения и транспортная инфраструктура в районе возможного разлива нефти и нефтепродуктов; наиболее уязвимые участки путей сообщения;
максимальный объем нефти и нефтепродуктов на объекте;
расчетный максимально возможный объем разлива нефти и нефтепродуктов;
характеристика нефти и нефтепродуктов;
прогнозируемая площадь разлива, направления его движения в зависимости от времени года и метеоусловий, возможности попадания нефти и нефтепродуктов в водные объекты;
наличие аварийно-спасательных формирований и специальных технических средств и материалов, предназначенных для проведения работ по ЛРН.
При описании мероприятий по подготовке организации к ликвидации возможных разливов нефти и нефтепродуктов указываются:
расчет количества сил и средств, достаточных для ликвидации прогнозируемого разлива нефти и нефтепродуктов;
соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации разлива;
необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований;
наличие договоров с профессиональными формированиями на абонентское обслуживание (при недостаточности собственных сил и средств);
порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств;
сроки подготовки и аттестации специалистов аварийно-спасательных формирований в области ЛРН;
наличие резерва финансовых и материальных ресурсов, договоров обязательного экологического страхования или страхования риска ответственности за причинение вреда;
порядок материально-технического, инженерного и финансового обеспечения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
график проведения комплексных учений и командно-штабных тренировок.
При разработке действий сил и средств по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов указываются:
первоочередные действия по локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
порядок оповещения органов управления силами и средствами по локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
порядок уведомления органов исполнительной власти и органов госконтроля;
организационная структура управления работами по локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов (организация взаимодействия сил и средств, их дислокация, связь);
выдвижение сил и средств в зону чрезвычайной ситуации (разлива нефти и нефтепродуктов);
последующие действия в случае, если разлив выходит за пределы территории объекта;
порядок применения диспергентов на конкретной территории, в зависимости от сезона года;
мероприятия по защите населения (при необходимости) и оказание медицинской помощи населению и персоналу по ликвидации разлива;
мероприятия по спасению водных млекопитающих, животных и птиц;
наблюдение и слежение за зоной разлива нефти и нефтепродуктов;
организация и проведение контроля за состоянием окружающей среды (почва, атмосферный воздух, водные объекты) в месте разлива нефти и нефтепродуктов и на прилегающей территории (акватории).
При разработке мероприятий по сбору нефти и нефтепродуктов, реабилитации территорий (акваторий) и объектов, загрязненных в результате разлива нефти и нефтепродуктов, отражаются:
последовательность работ по сбору разлитой нефти и нефтепродуктов, реабилитации территорий и объектов;
технологии защиты берега, входов в заливы, устьев рек и водоемов в зависимости от времени года;
технологии очистки береговой полосы в зависимости от времени года;
технологии очистки водных объектов;
технологии очистки болотистых территорий;
технологии очистки участков суши (сельскохозяйственных угодий, песчаных и глинистых грунтов);
порядок привлечения организаций и наличие договора с организациями, имеющими соответствующие лицензии, на проведение работ по реабилитации территорий (акваторий) и объектов;
программа долгосрочного мониторинга за состоянием окружающей среды на объекте и прилегающей территории;
(в ред. Постановления Правительства Ульяновской обл. от 08.09.2009 № 328-П)
(см. текст в предыдущей редакции)
порядок финансирования мероприятий по реабилитации территорий (акваторий) и объектов.
При разработке мероприятий по временному хранению и утилизации собранной нефти и нефтепродуктов и отработанных расходных материалов отражается:
организация работ по временному хранению и утилизации собранной нефти и нефтепродуктов и отработанных расходных материалов;
способы утилизации нефти и нефтепродуктов и отработанных расходных материалов, наличие договоров со специализированными организациями имеющими лицензии, привлекаемыми для этих работ, специальные технические средства и технологии;
сроки выполнения этих работ с учетом объемов собранной нефти и нефтепродуктов и отработанных расходных материалов;
места и способы очистки технических средств, применяемых при ликвидации разлива и реабилитации территорий (акваторий).

13.3. Рекомендации по разработке приложений к планам по
предупреждению и ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов

Каждое приложение к плану ЛРН должно разрабатываться как отдельный документ и подписываться (визироваться) соответствующей службой (организацией) в том случае, если оно не было согласовано в составе иной документации.
Приложения разрабатываются в графическом или текстовом виде в зависимости от характера содержащейся в них информации. Формат документов, масштабы карт (планов) определяются разработчиком и должны обеспечивать удобство работы с ними в любых условиях.
Схема управления, связи и оповещения при разливах нефти и нефтепродуктов разрабатывается графически. На ней отображаются органы управления и силы, привлекаемые к работам по ЛРН, порядок подчиненности, места привязки к проводным линиям связи (при необходимости), схема вызова абонентов и их номера телефонов, сигналы оповещения и т.д.
Необходимое и достаточное количество сил и специальных технических средств (включая обеспеченность работников и населения средствами защиты с указанием видов средств защиты, их количества, сроков годности и порядка выдачи) определяется расчетом и представляется в табличном виде. В нем указываются наименования подразделений и формирований, привлекаемых к работам по ЛРН, места их дислокации, количество личного состава и техники, время приведения в готовность к выполнению работ (с учетом прибытия на место ЧС(Н)).
Схема размещения мест временного хранения и утилизации собранной нефти и нефтепродуктов, отработанных расходных материалов разрабатывается на карте (плане) с указанием мест временного хранения и утилизации, возможный объем емкостей для временного хранения, маршруты движения к ним и другие данные.
Копии договоров с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами) на абонентское обслуживание, прилагаемых к плану, должны быть заверены нотариально или печатью АСФ.

13.4. Календарный план оперативных мероприятий при
угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных
с разливом нефти (в соответствии с приказом МЧС России
от 28.12.2004 № 621)

Приложение "Организации, взаимодействующие при локализации и ликвидации аварий и Ч(СН)" выполняется в табличной форме с указанием организаций, участвующих в ликвидации разливов различного уровня (сценария) на основании договоров о взаимопомощи (указать номер и дату подписания). В приложении "Зона действия плана и схема расположения опасного объекта (объектов) организаций с границами зон повышенного риска и районов приоритетной защиты" помещаются "карты экологической чувствительности", отражающие чувствительность ресурсов данной территории к нефтяному загрязнению (карты экологической чувствительности).
Карты экологической чувствительности составляются на основании траекторий разливов по наихудшему из сценариев.
Карты экологической чувствительности используются при прогнозировании последствий максимально возможных разливов нефти и нефтепродуктов на основании оценки риска с учетом неблагоприятных условий реагирования по локализации разлива нефти и нефтепродуктов - гидрометеорологических, гидрологических, времени года, суток, рельефа местности, экологических особенностей и характера использования территорий (акваторий) и т.п.
При составлении карт экологической чувствительности в первую очередь выделяются особо охраняемые территории согласно Федеральному закону от 14.03.1995 № 33-ФЗ, отдельным постановлениям Правительства Российской Федерации, органов местного самоуправления, расположенных на территории Ульяновской области, объекты особой чувствительности к воздействию нефтяных разливов, места, населяемые малыми этническими группами, сельскохозяйственные угодья, места традиционных промыслов.
Определение зон особой экологической значимости проводится в пределах зоны действия плана ЛРН.
При составлении карт экологической чувствительности следует руководствоваться ГОСТ Р 22.0.10-96 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Правила нанесения на карты обстановки о чрезвычайных ситуациях. Условные обозначения". Возможно использование ГОСТ Р 12.4.026-2001. "Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики". Методы испытаний и руководства IPIECA "Создание карт особо чувствительных зон при ликвидации разливов нефти".
Характеристики зон особой значимости (местоположение, границы) должны представляться в составе плана ЛРН в форме карт соответствующего масштаба и описательной части.

14. ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ НЕСНИЖАЕМОГО ЗАПАСА СОРБЕНТОВ И
СОРБИРУЮЩИХ ИЗДЕЛИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, РАБОТАЮЩИХ С НЕФТЬЮ
И НЕФТЕПРОДУКТАМИ

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" организации обязаны иметь запасы материалов для ликвидации чрезвычайной ситуации.
Для ликвидации аварийной ситуации, связанной с разливом нефти и нефтепродуктов, и профилактической очистки территории организации независимо от форм собственности должны иметь постоянный запас нефтесорбирующих материалов для нейтрализации следующих объемов нефти и нефтепродуктов:
стационарные хранилища нефти и нефтепродуктов, имеющие обваловки, выполненные в соответствии со СНиП 2.11.03-93 - 1% от объема максимального резервуара в нефтехранилище;
нефтебазы (расходные склады ГСМ предприятия и стационарные хранилища ГСМ), не имеющие обваловки по СНиП 2.11.03-93, в соответствии с ВППБ 01-01-94 "Правила пожарной безопасности при эксплуатации предприятий нефтепродуктообеспечения";
АЗС - в соответствии с ВППБ 01-01-94 "Правила пожарной безопасности при эксплуатации предприятий нефтепродуктообеспечения";
территории, на которых отмечено интенсивное движение (присутствие) автотранспорта (автогаражи, автостоянки, АЗС с заглубленными резервуарами, территории портов; территории, прилегающие к организациям, для стоянки служебного автотранспорта; территории, прилегающие к торговым центрам и т.п.), в соответствии со справочным пособием к СНиП "Проектирование сооружений для очистки сточных вод" - 240 л на 1 га территории в год;
авторемонтные станции; станции разборки автомобилей; станции замены масел - 500 л на 1 га территории в год, включая подъездные стояночные площадки.
Количество нефтесорбента рассчитывают делением объемов нефти и (или) нефтепродуктов на поглощающую способность нефтесорбента:

    G     = V  / Q, где:
     н.с.    н
    G     - вес непреходящего запаса нефтесорбента, кг;
     н.с.
    V  - нормативный разлив нефти и (или) нефтепродукта, литры;
     н
    Q - поглощающая способность нефтесорбента, л/кг нефтесорбента.
Нефтесорбирующие материалы должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области либо других центров Российской Федерации и сертификат Госстандарта Российской Федерации.
Организации, применяющие нефтесорбирующие материалы, обязаны иметь договор со специальными формированиями или с поставщиком на прием (сдачу) насыщенных (отработанных) нефтесорбирующих материалов.
Сброс нефтенасыщенных материалов в приемники бытового мусора и сдача на полигоны ТБО категорически запрещается.
Запрещается применение для ликвидации разлива нефти (нефтепродуктов) не сертифицированных в Российской Федерации синтетических и органических материалов, грунта (почвы, земли), а также природных материалов, не рекомендуемых (запрещенных) к применению отраслевыми руководящими документами.



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru