ПРАВИТЕЛЬСТВО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2006 г. № 240
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И
НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Постановления
Правительства области
от 08.09.2009 № 328-П)
Во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", от 15.04.2002 № 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" и от 30.12.2003 № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" Правительство Ульяновской области постановляет:
1. Утвердить Правила
организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Ульяновской области (прилагаются).
2. В целях предупреждения и ликвидации последствий разливов нефти, защиты населения и окружающей среды от вредного воздействия разливов нефтепродуктов рекомендовать:
(в ред. Постановления
Правительства Ульяновской обл. от 08.09.2009 № 328-П)
(см. текст в предыдущей редакции
)
2.1. Органам местного самоуправления, органам, осуществляющим надзор, и организациям, осуществляющим разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, независимо от форм собственности, при разработке планов мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов строго руководствоваться постановлениями Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613, от 15.04.2002 № 240, от 30.12.2003 № 794, приказом МЧС России от 28.12.2004 № 621 и Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Ульяновской области, утвержденными настоящим постановлением.
2.2. Организациям, осуществляющим разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировки, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, независимо от форм собственности, привести в соответствие с настоящим постановлением планы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министра строительства Ульяновской области Никитина С.В.
(в ред. Постановления
Правительства Ульяновской обл. от 08.09.2009 № 328-П)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Исполняющий обязанности
Губернатора - Председателя
Правительства
Ульяновской области
В.П.КОЗИН
Утверждены
постановлением
Правительства
Ульяновской области
от 26 июля 2006 г. № 240
ПРАВИЛА
ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ
РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ
УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Постановления
Правительства области
от 08.09.2009 № 328-П)
1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРАВИЛАХ
Водный объект - поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта). (Водный кодекс Российской Федерации, ст. 7).
ГСМ - горюче-смазочные материалы.
ГУ МЧС России по Ульяновской области - Главное управление МЧС России по Ульяновской области. Постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территории Ульяновской области от чрезвычайных ситуаций.
ЕДДС - единая дежурно-диспетчерская служба.
Зоны особой значимости - объекты повышенного риска; объекты систем жизнеобеспечения населения, объекты, представляющие культурную и историческую ценность, особо охраняемые природные территории, объекты особой чувствительности к воздействию нефтяных разливов.
ЛРН - локализация и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов.
Координатор работ по ЛРН - полномочный представитель владельца объекта, назначаемый заранее, способный и обязанный руководить работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
КЧС и ОПБ - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. Постоянно действующий орган, координирующий мероприятия по защите, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (имеет три уровня - территориальный, местный, объектовый).
Ликвидация последствий разлива - действия, обеспечивающие восстановление аварийного объекта и объектов жизнеобеспечения населения до рабочего состояния; восстановление окружающей среды до состояния, исключающего неблагоприятное воздействие на здоровье граждан, животный и растительный мир.
(в ред. Постановления
Правительства Ульяновской обл. от 08.09.2009 № 328-П)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Ликвидация разлива - действия, обеспечивающие сбор и утилизацию разлившейся нефти и нефтепродуктов.
Локализация разлива - действия, обеспечивающие предотвращение дальнейшего растекания нефти и нефтепродуктов по земле и (или) водной поверхности.
Нефтесодержащая смесь - смесь с любым содержанием нефти.
Нефть - любая стойкая углеводородная минеральная нефть, в частности сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо и смазочное масло.
Объекты особой чувствительности к воздействию нефтяных разливов - экологически чувствительные территории к воздействию нефтяных разливов, которые будут испытывать долговременные значительные негативные последствия при разливе нефти; территории и акватории обитания редких и охраняемых видов млекопитающих и птиц, занесенных в Международную Красную книгу и Красные книги Российской Федерации и Ульяновской области; водоохранные зоны; водные объекты высшей и первой рыбохозяйственной ценности; леса I и II группы защитности и особо защитных участков, санитарно-защитные зоны источников водоснабжения; территории традиционного природопользования; места рыбного промысла; другие места по согласованию с соответствующими органами власти территории.
Объекты повышенного риска - взрывоопасные, пожароопасные; химически опасные, радиационно опасные объекты, объекты гидродинамической опасности.
Объекты систем жизнеобеспечения населения - объекты водоснабжения и канализации, электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, медицинского обслуживания, транспортных систем, связи, продовольственного обеспечения (фермы и объекты пищевой промышленности; рыборазводные хозяйства; сельскохозяйственные угодья).
Объекты, представляющие культурную и историческую ценность - археологические объекты, объекты религиозного значения, зоны отдыха и пешеходного туризма, пляжи, курортные зоны и термальные источники, районы, населяемые малыми этническими группами.
Организации, осуществляющие операции с нефтью - организации, имеющие опасные объекты, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов.
Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Профессиональные аварийно-спасательные формирования (организации) - организации (формирования), аттестованные в соответствии с нормативными актами Российской Федерации для ведения аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти и имеющие необходимые лицензии природоохранных органов.
Разлив нефти - сброс нефти и нефтепродуктов в водный объект, на земли или подземные воды, независимо от причин и обстоятельств, вызвавших такой сброс.
РСЧС - единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
РЦ ГО ЧС - Региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Сельскохозяйственные угодья - земли, используемые для воспроизводства сельхозпродукции или пригодные для этого.
Территориальная подсистема РСЧС - подсистема, объединяющая органы управления, силы и средства органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций Ульяновской области в части ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. В подсистему входят все профессиональные формирования как существующие, так и вновь создаваемые, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, имеющие соответствующие лицензии и аттестованные в установленном порядке.
УГМС - территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу Ульяновской области.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Ульяновской области (далее - Правила) разработаны в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", от 15.04.2002 № 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", от 30.12.2003 № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", приказом МЧС России от 28.12.2004 № 621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте 14.04.2005 № 6514).
Целью данных Правил является выработка единых подходов к организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и создание единой системы реагирования на разливы нефти и нефтепродуктов.
Правила определяют классификацию разливов нефти и нефтепродуктов, основные требования к системе управления, организации работ по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ЛРН), а также требования к технологиям и программам выполнения этих работ.
В Правилах изложены требования к планам ЛРН и организациям, осуществляющим разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов - ответственным за предупреждение, локализацию и ликвидацию разливов нефти.
Действие данных Правил распространяется на территорию Ульяновской области.
3. КЛАССИФИКАЦИЯ РАЗЛИВОВ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ,
УРОВНЕЙ РЕАГИРОВАНИЯ НА РАЗЛИВ
Разливы нефти и нефтепродуктов, повлекшие за собой негативное воздействие на окружающую среду и нарушение условий жизнедеятельности населения, рассматриваются как чрезвычайные ситуации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации".
3.1. Классификация разливов нефти и нефтепродуктов
Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
локального значения - разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;
муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;
территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;
регионального значения - разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации;
федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).
3.2. Классификация уровней реагирования на разлив нефти
Уровневый подход позволяет обеспечить управление мероприятиями по ЛРН наиболее экономичным и эффективным способом.
Уровень 1. Локальный.
Первый уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации локального значения на местности, при попадании нефти в водные объекты Ульяновской области.
На первом уровне реагирования локализация и ликвидация разлива нефти проводится силами и техническими средствами организации, на объекте которой произошел разлив.
При недостатке указанных сил и специальных технических средств к работам по ЛРН на договорной основе привлекаются профессиональные аварийно-спасательные формирования (службы), а также силы подрядных организаций по ЛРН, имеющих соответствующие лицензии.
Разлив нефти, соответствующий первому уровню реагирования, может быть признан руководителем работ и (или) органами местного самоуправления разливом более высокого уровня реагирования, исходя из его местоположения, гидрометеоусловий, влияния на окружающую среду и население. В этом случае руководство работами по ЛРН переходит на следующий уровень с привлечением соответствующих сил и средств.
(в ред. Постановления
Правительства Ульяновской обл. от 08.09.2009 № 328-П)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Уровень 2. Муниципальный.
Второй уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации муниципального значения на местности, во внутренних пресноводных водоемах.
На втором уровне реагирования локализация и ликвидация разлива нефти проводится силами и техническими средствами организации, на объекте которой произошел разлив, с привлечением профессиональных аварийно-спасательных формирований (служб) муниципального образования, сил подрядных организаций по ЛРН, имеющих соответствующие лицензии.
Разлив нефти, соответствующий второму уровню реагирования, может быть признан руководителем работ и (или) органами местного самоуправления разливом более высокого уровня реагирования, исходя из его местоположения, гидрометеоусловий, влияния на окружающую среду и население. В этом случае руководство работами по ЛРН переходит на следующий уровень с привлечением соответствующих сил и средств.
(в ред. Постановления
Правительства Ульяновской обл. от 08.09.2009 № 328-П)
(см. текст в предыдущей редакции
)
Уровень 3. Территориальный.
Третий уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации территориального значения на местности, во внутренних пресноводных водоемах.
На третьем уровне реагирования для локализации и ликвидации разливов нефти, кроме сил и средств второго уровня, в установленном порядке привлекаются силы и средства территориальной подсистемы РСЧС, силы и средства организаций, имеющих аттестованные АСФ(Н) и (или) соответствующие лицензии.
Уровень 4. Региональный.
Четвертый уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации регионального значения на местности, во внутренних пресноводных водоемах Ульяновской области.
На четвертом уровне реагирования для локализации и ликвидации разливов нефти, кроме сил и средств третьего уровня, в установленном порядке привлекаются силы и средства региональной подсистемы РСЧС, силы и средства организаций, имеющих аттестованные АСФ(Н) и (или) соответствующие лицензии.
Уровень 5. Федеральный.
Пятый уровень реагирования соответствует чрезвычайной ситуации федерального значения на местности, во внутренних пресноводных водоемах Ульяновской области.
На пятом уровне реагирования, кроме сил и средств, указанных выше, для локализации и ликвидации разливов нефти привлекаются силы и средства РСЧС, силы и средства МЧС России, а также ресурсы зарубежных компаний по согласованию с уполномоченными органами Правительства Российской Федерации.
4. ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О РАЗЛИВЕ НЕФТИ И
НЕФТЕПРОДУКТОВ
4.1. Порядок оповещения при разливе нефти и
нефтепродуктов
Информация о разливе нефти и нефтепродуктов доводится до руководителя объекта, организации, в ведении которой находится объект, аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований объекта (организации), органов местного самоуправления, территориальных контролирующих органов.
Организация передает информацию о разливе нефти и нефтепродуктов (при попадании в водные объекты, независимо от количества - немедленно; при разливе на местности: до 0,2 т - один раз в месяц, свыше 0,2 т - немедленно) Главному управлению МЧС России по Ульяновской области.
Главное управление МЧС России по Ульяновской области оповещает следующие контролирующие и надзорные органы:
управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области;
управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Ульяновской области;
государственное учреждение "Ульяновский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды";
территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области;
Государственную инспекцию по охране, воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства (при разливах нефти на водных объектах и водоохранных зонах) по Ульяновской области.
При разливах, способных оказать вредное воздействие на население, производится оповещение населения службами МЧС России и муниципальными органами власти.
Информация о разливах передается по установленной форме 1-ЛРН (таблица 1).
Схема оповещения при разливе любого значения показана на рис. 1.
4.2. Информация о разливе нефти и нефтепродуктов
В информации о разливе нефти и нефтепродуктов по формам ЧС-1 - ЧС-4 указываются:
дата и время (местное);
местонахождение разлива, источник и причина разлива (выброс из скважины, столкновение транспортных средств, порыв трубопровода, разрыв емкости и т.п.);
предполагаемый объем разлива и состояние источника (перекрыт или истечение продолжается);
возможный тип и характеристики продукта (плотность, вязкость и температура потери текучести);
описание площади разлива, включая направление его движения, длину, ширину и предполагаемое значение разлива нефти и нефтепродуктов по установленной классификации (пункты 3.1,
3.2
настоящих Правил);
гидрометеорологические условия в районе разлива нефти и нефтепродуктов;
для промышленных площадок: попадание или угроза попадания на сопредельные территории;
для акваторий: скорость распространения и направление дрейфа пятна нефти и нефтепродуктов, вероятность загрязнения береговой линии;
попадание или угроза попадания в поверхностные или подземные воды;
действия, предпринятые для устранения источника и локализации разлива нефти и нефтепродуктов;
наличие пострадавших и вероятность загрязнения населенных пунктов, береговой линии, объектов жизнеобеспечения населения, окружающих природных и промышленных объектов;
необходимость в дополнительных средствах для ликвидации разливов;
установочные данные источника первичной информации о разливе нефти и нефтепродуктов;
дополнительная информация о разливе, его локализации и ликвидации.
Таблица 1
Информация
о разливе нефти и нефтепродуктов на суше и
внутренних водоемах (форма 1-ЛРН)
Местонахождение разлива:
_____________________________________________________________________________
Установочные данные владельца объекта:
_____________________________________________________________________________
Дата разлива: __________________________ Время разлива: _____________________
Дата составления отчета: _______________ Время составления отчета: __________
Причина разлива: ____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Данные о разливе
Источник разлива: ___________________________________________________________
Тип и характеристика продукта: ______________________________________________
Предполагаемый объем: _______________________________________________________
Описание площади разлива: ___________________________________________________
Направление и скорость распространения пятна: _______________________________
Состояние источника разлива (перекрыт или истечение продолжается),
скорость истечения, возможности возгорания: _________________________________
_____________________________________________________________________________
Наличие пострадавших и вероятность загрязнения населенных пунктов,
береговой линии, объектов жизнеобеспечения населения, окружающих
природных и промышленных объектов: __________________________________________
_____________________________________________________________________________
Метеоусловия
Скорость ветра: _______________________________ Направление: ________________
Состояние водоема: __________________________________________________________
Приливные течения: __________________________________________________________
Действия, предпринятые для устранения источника и локализации разлива:
_____________________________________________________________________________
Дополнительная информация:
Составитель отчета __________________________________________________________
(должность, Ф.И.О.)
Передать по связи в соответствии со схемой оповещения.
+-----------+ +------------------------+ +--------------+ +---------+
¦МЧС России ¦ ¦ КЧС и ОПБ ¦ ¦ Обнаружение ¦ ¦ ЕДДС ¦
¦г. Москва ¦ ¦ Ульяновской области ¦ ¦ разлива ¦ ¦ города, ¦
+-----------+ +-------------+----------+ +-------+------+ ¦ района ¦
/\ /\ ¦ ¦ +---------+
¦ ¦ \/ \/ /\
+----+------+ +-------+----------------+ +--------------+ ¦
¦ПуРЦ ¦ ¦Главное управление МЧС¦ ¦ Руководитель ¦ <-------+
¦МЧС России ¦ <-+России по Ульяновской¦ <-+ ¦ объекта +---+
+-----------+ ¦области ¦ ¦ +--------------+ ¦
+------------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Управление по техноло-¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦гическому и экологичес-¦ ¦ ¦ Аварийные ¦ ¦
¦кому надзору Ростехнад-¦ <-+ ¦ формирования ¦ <-+
¦зора по Ульяновской об-¦ ¦ ¦ объекта ¦ ¦
¦ласти ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Территориальное управ-¦ ¦ +--------------+ ¦
¦ление Федеральной служ-¦ ¦ ¦ Специальные ¦ ¦
¦бы по надзору в сфере¦ ¦ ¦ формирования ¦ <-+
¦защиты прав потребите-¦ <-+ ¦ ¦
¦лей и благополучия¦ ¦ ¦ ¦
¦человека по Ульяновской¦ ¦ ¦ ¦
¦области ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------+ ¦ +--------------+
¦Управление Федеральной¦ ¦
¦службы по надзору в¦ ¦
¦сфере природопользова-¦ <-+
¦ния по Ульяновской об-¦ ¦
¦ласти ¦ ¦
+------------------------+ ¦
¦Государственная инспек-¦ ¦
¦ция по охране, воспро-¦ ¦
¦изводству рыбных запа-¦ <-+
¦сов и регулированию¦ ¦
¦рыболовства по Ульянов-¦ ¦
¦новской области ¦ ¦
+------------------------+ ¦
¦Государственное учреж-¦ ¦
¦дение "Ульяновский об-¦ ¦
¦ластной центр по гид-¦ ¦
¦рометеорологии и мони-¦ <-+
¦торингу окружающей¦
¦среды" ¦
+------------------------+
Рис. 1. Схема оповещения при разливе нефти и нефтепродуктов.
5. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИЯМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ
РАЗВЕДКУ МЕСТОРОЖДЕНИЙ, ДОБЫЧУ НЕФТИ, А ТАКЖЕ
ПЕРЕРАБОТКУ, ТРАНСПОРТИРОВКУ, ХРАНЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЮ
НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ
Организации, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и реализацию нефти и нефтепродуктов, обязаны:
1) создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке (согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15.04.2002 № 240);
2) оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов и организовывать работу по их локализации и ликвидации;
3) иметь резервы финансовых средств и материально-технических ресурсов для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Иметь резервы финансовых средств, обеспечивающих возможность полного и своевременного возмещения вреда, причиненного окружающей среде ее загрязнением в результате аварийного разлива нефтепродуктов.
Осуществлять обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта организацией, определенное статьей 15 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (в ред. федеральных законов от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 10.01.2003 № 15-ФЗ);
4) обучать работников способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов;
5) содержать в исправном состоянии технологическое оборудование, заблаговременно проводить инженерно-технические мероприятия, направленные на предотвращение возможных разливов нефти и нефтепродуктов и (или) снижение масштабов опасности их последствий;
6) принимать меры по охране жизни и здоровья работников в случае разлива нефти и нефтепродуктов;
7) создавать и поддерживать в готовности системы обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов, а также системы связи и оповещения.
6. Система управления мероприятиями по локализации и
ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
Особенности организации работ по ЛРН предъявляют к системе управления следующие основные требования: оперативность, устойчивость, непрерывность, эффективность, достоверность передаваемой информации.
Оперативность, устойчивость и непрерывность управления обеспечиваются:
максимальным приближением, органов управления к местам чрезвычайной ситуации;
заблаговременным созданием запасных (подвижных) пунктов управления и резервных каналов связи;
оснащением пунктов управления современными средствами связи и оповещения;
сопряжением задействованных систем (средств) связи и оповещения всех участников работ по ЛРН.
Эффективность управления определяется оперативностью и целесообразностью принимаемых решений на локализацию и ликвидацию разлива нефти и нефтепродуктов, достаточным и своевременным обеспечением сил и средств, привлекаемых для работ по ЛРН.
Достоверность передаваемой информации достигается точностью ее передачи, ответственностью лиц, на которых возложена обязанность по сбору и передаче информации. Меры воздействия за сокрытие либо передачу ложной информации определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Схемы управления мероприятиями по ЛРН приведены на рис. 2,
3,
4.
+-----------------+
¦Контролирующие и ¦
+-----------------------> ¦надзорные органы ¦
¦ ¦(согласно п. 3.1)
¦
¦ +-----------------+
+-----+-------+ +-----------------+ +------------+
¦Руководитель +---------------> ¦ КЧС и ОПБ +-> ¦ КЧС и ОПБ ¦
¦организации ¦<----------------+ района ¦ ¦Ульяновской ¦
+---+---------+ +-----------------+ ¦ области ¦
¦ /\ /\ +------------+
\/ ¦ ¦
+---------+---+ ¦
¦Координатор ¦ <------------------------+
¦работ по ЛРН ¦
+--+----------+
¦ /\
\/ ¦
+---------+---+
¦Специальные ¦
¦формирования ¦
¦(дежурный ¦
¦персонал ¦
¦1-го уровня) ¦
+-------------+
Рис. 2. Схема организации управления работами по ЛРН на
местности, при попадании в водные объекты
(локальный уровень до 100 т)
+-----------------+
¦Контролирующие и ¦
+-----------------------> ¦надзорные органы ¦
¦ ¦(согласно п. 3.1)¦
¦ +-----------------+
+-----+-------+ +-----------------+ +------------+
¦Руководитель +---------------> ¦ КЧС и ОПБ +-> ¦ КЧС и ОПБ ¦
¦организации ¦<----------------+ района ¦<--+Ульяновской ¦
+--+----------+ +------------+----+ ¦ области ¦
¦ /\ /\ ¦ +------------+
\/ ¦ ¦ ¦
+---------+---+ ¦ ¦
¦Координатор ¦<-------------------------+ \/
¦работ по ЛРН ¦ +-----------------+
¦ ¦<--------------> ¦ АСФ района ¦
+--+----------+ ¦ ¦
¦ /\ +-----------------+
]]>¦ ¦ МЧС России по ¦ной службы по надзору в сфере¦
¦ ¦ Ульяновской области ¦природопользования по Улья-¦
¦ ¦ ¦новской области, Государст-¦
¦ ¦ ¦венная инспекция по охране,¦
¦ ¦ ¦воспроизводству рыбных запа-¦
¦ ¦ ¦сов и регулированию рыболов-¦
¦ ¦ ¦ства (при разливах нефти на¦
¦ ¦ ¦водных объектах и водоохран-¦
¦ ¦ ¦ных зонах) по Ульяновской¦
¦ ¦ ¦области, территориальное уп-¦
¦ ¦ ¦равление Федеральной службы¦
¦ ¦ ¦по надзору в сфере защиты¦
¦ ¦ ¦прав потребителей и¦
¦ ¦ ¦благополучия человека по¦
¦ ¦ ¦Ульяновской области ¦
+------------------+---------------------+-----------------------------+
13. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПЛАНОВ НА
ТЕРРИТОРИИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
13.1. Основные положения
Методические рекомендации разработаны в соответствии с Основными требованиями к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 № 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов", от 15.04.2002 № 240 "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации", от 30.12.2003 № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", приказом МЧС России от 28.12.2004 № 621 "Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 14.04.2005 № 6514). Настоящие Правила предназначены для обеспечения единого подхода при разработке планов предупреждения и ликвидации разливов нефти (нефтепродуктов) (далее - планы ЛРН) в Ульяновской области. Объекты, на которых разрабатываются планы ЛРН, порядок их согласования и утверждения указаны в разделе 12
настоящих Правил.
Количество экземпляров проекта плана ЛРН и календарных планов определяет разработчик с учетом количества согласующих органов, организаций, проводящих экспертизу. Копии утвержденных планов ЛРН (бумажные и электронные) в обязательном порядке представляются в утверждающую организацию, Главное управление МЧС России по Ульяновской области, организации, взаимодействующие с владельцем объекта в части исполнения плана ЛРН и календарных планов. Представление копий утвержденных планов ЛРН (бумажных и (или) электронных) в согласующие органы и экспертную организацию определяется в заключении.
13.2. Рекомендации по структуре, содержанию и
оформлению плана ЛРН
Оформление плана ЛРН должно соответствовать ГОСТ 7.32-2001 Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.
План ЛРН должен содержать следующие разделы:
1) Список исполнителей;
2) Определения, обозначения и сокращения;
3) Общая часть;
4) Оперативная часть;
5) Ликвидация последствий ЧС(Н);
6) Нормативная, правовая и методическая база по ЛРН;
7) Приложения (обязательные);
8) Приложения (справочные).
При описании целей и задач плана указывается основание для разработки плана ЛРН, определяются основные цели разработки плана, его правовой статус (уровень плана), порядок применения в практической деятельности, срок действия.
Готовность организации к действиям по локализации и ликвидации последствий ЧС(Н) оценивается (самооценивается) по трехбалльной системе - "соответствует" (собственное АСФ(Н) организации, аттестовано, укомплектовано и оснащено средствами ЛРН не менее 80% от плановых или есть договор на обслуживание с аттестованным АСФ(Н), постоянное руководство и контроль КЧС и ОПБ планирования и выполнения мероприятий плана ЛРН - осуществляется реестр загрязненных нефтью и нефтепродуктами территорий (акваторий) - ведется в полном объеме или загрязненные территории (акватории) отсутствуют; перечень опасных (пожароопасных) объектов - имеется в полном объеме; промышленная, экологическая и пожарная безопасность - обеспечивается в полной мере; декларация промышленной безопасности - разработана или не предусмотрена; паспорт безопасности объекта - разработан); "ограниченно соответствует" (собственные АСФ(Н) - имеются и аттестованы или созданы и готовятся (проходят) аттестацию, средства ЛРН не менее 60% плановых, постоянное руководство и контроль КЧС и ОПБ планирования и выполнения мероприятий плана ЛРН - не осуществляется; реестр загрязненных нефтью и нефтепродуктами территорий (акваторий) - ведется не в полном объеме; перечень опасных (пожароопасных) объектов - имеется не в полном объеме; промышленная, экологическая и пожарная безопасность - обеспечивается не в полной мере; декларация промышленной безопасности - разработана или не предусмотрена; паспорт безопасности объекта - не разработан); "не соответствует" (средства ЛРН менее 60% плановых, КЧС и ОПБ отсутствует; реестр загрязненных нефтью и нефтепродуктами территорий (акваторий) - не ведется; перечень опасных (пожароопасных) объектов - отсутствует; промышленная, экологическая и пожарная безопасность - не обеспечивается).
В заключении экспертной организации, кроме того, должны быть оценены:
мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС(Н) - спланированы или не спланированы;
уровень плана соответствует уровню ЧС(Н) или занижен;
достаточный состав сил и средств локализации и ликвидации ЧС(Н) - определен или не определен;
обеспечение требований промышленной, экологической и пожарной безопасности описано - подробно или с недостатками, которые могут привести к ЧС(Н), или не описано;
организация взаимодействия собственных и привлекаемых АСФ(Н) - отработана или не отработана.
При описании характеристики объекта, оценке обстановки при возможном максимальном разливе нефти и нефтепродуктов указываются:
местонахождение опасного объекта и его владельца;
наибольшая (наименьшая) работающая смена;
природные условия в районе объекта (географические и гидрогеологические особенности района, наличие водных объектов, характеристика почв и грунтов, геоморфология водоохранных зон, гидрометеорологические условия, зоны особой чувствительности);
социально-экономические условия, пути сообщения и транспортная инфраструктура в районе возможного разлива нефти и нефтепродуктов; наиболее уязвимые участки путей сообщения;
максимальный объем нефти и нефтепродуктов на объекте;
расчетный максимально возможный объем разлива нефти и нефтепродуктов;
характеристика нефти и нефтепродуктов;
прогнозируемая площадь разлива, направления его движения в зависимости от времени года и метеоусловий, возможности попадания нефти и нефтепродуктов в водные объекты;
наличие аварийно-спасательных формирований и специальных технических средств и материалов, предназначенных для проведения работ по ЛРН.
При описании мероприятий по подготовке организации к ликвидации возможных разливов нефти и нефтепродуктов указываются:
расчет количества сил и средств, достаточных для ликвидации прогнозируемого разлива нефти и нефтепродуктов;
соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации разлива;
необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований;
наличие договоров с профессиональными формированиями на абонентское обслуживание (при недостаточности собственных сил и средств);
порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств;
сроки подготовки и аттестации специалистов аварийно-спасательных формирований в области ЛРН;
наличие резерва финансовых и материальных ресурсов, договоров обязательного экологического страхования или страхования риска ответственности за причинение вреда;
порядок материально-технического, инженерного и финансового обеспечения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
график проведения комплексных учений и командно-штабных тренировок.
При разработке действий сил и средств по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов указываются:
первоочередные действия по локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
порядок оповещения органов управления силами и средствами по локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов;
порядок уведомления органов исполнительной власти и органов госконтроля;
организационная структура управления работами по локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов (организация взаимодействия сил и средств, их дислокация, связь);
выдвижение сил и средств в зону чрезвычайной ситуации (разлива нефти и нефтепродуктов);
последующие действия в случае, если разлив выходит за пределы территории объекта;
порядок применения диспергентов на конкретной территории, в зависимости от сезона года;
мероприятия по защите населения (при необходимости) и оказание медицинской помощи населению и персоналу по ликвидации разлива;
мероприятия по спасению водных млекопитающих, животных и птиц;
наблюдение и слежение за зоной разлива нефти и нефтепродуктов;
организация и проведение контроля за состоянием окружающей среды (почва, атмосферный воздух, водные объекты) в месте разлива нефти и нефтепродуктов и на прилегающей территории (акватории).
При разработке мероприятий по сбору нефти и нефтепродуктов, реабилитации территорий (акваторий) и объектов, загрязненных в результате разлива нефти и нефтепродуктов, отражаются:
последовательность работ по сбору разлитой нефти и нефтепродуктов, реабилитации территорий и объектов;
технологии защиты берега, входов в заливы, устьев рек и водоемов в зависимости от времени года;
технологии очистки береговой полосы в зависимости от времени года;
технологии очистки водных объектов;
технологии очистки болотистых территорий;
технологии очистки участков суши (сельскохозяйственных угодий, песчаных и глинистых грунтов);
порядок привлечения организаций и наличие договора с организациями, имеющими соответствующие лицензии, на проведение работ по реабилитации территорий (акваторий) и объектов;
программа долгосрочного мониторинга за состоянием окружающей среды на объекте и прилегающей территории;
(в ред. Постановления
Правительства Ульяновской обл. от 08.09.2009 № 328-П)
(см. текст в предыдущей редакции
)
порядок финансирования мероприятий по реабилитации территорий (акваторий) и объектов.
При разработке мероприятий по временному хранению и утилизации собранной нефти и нефтепродуктов и отработанных расходных материалов отражается:
организация работ по временному хранению и утилизации собранной нефти и нефтепродуктов и отработанных расходных материалов;
способы утилизации нефти и нефтепродуктов и отработанных расходных материалов, наличие договоров со специализированными организациями имеющими лицензии, привлекаемыми для этих работ, специальные технические средства и технологии;
сроки выполнения этих работ с учетом объемов собранной нефти и нефтепродуктов и отработанных расходных материалов;
места и способы очистки технических средств, применяемых при ликвидации разлива и реабилитации территорий (акваторий).
13.3. Рекомендации по разработке приложений к планам по
предупреждению и ликвидации разливов нефти и
нефтепродуктов
Каждое приложение к плану ЛРН должно разрабатываться как отдельный документ и подписываться (визироваться) соответствующей службой (организацией) в том случае, если оно не было согласовано в составе иной документации.
Приложения разрабатываются в графическом или текстовом виде в зависимости от характера содержащейся в них информации. Формат документов, масштабы карт (планов) определяются разработчиком и должны обеспечивать удобство работы с ними в любых условиях.
Схема управления, связи и оповещения при разливах нефти и нефтепродуктов разрабатывается графически. На ней отображаются органы управления и силы, привлекаемые к работам по ЛРН, порядок подчиненности, места привязки к проводным линиям связи (при необходимости), схема вызова абонентов и их номера телефонов, сигналы оповещения и т.д.
Необходимое и достаточное количество сил и специальных технических средств (включая обеспеченность работников и населения средствами защиты с указанием видов средств защиты, их количества, сроков годности и порядка выдачи) определяется расчетом и представляется в табличном виде. В нем указываются наименования подразделений и формирований, привлекаемых к работам по ЛРН, места их дислокации, количество личного состава и техники, время приведения в готовность к выполнению работ (с учетом прибытия на место ЧС(Н)).
Схема размещения мест временного хранения и утилизации собранной нефти и нефтепродуктов, отработанных расходных материалов разрабатывается на карте (плане) с указанием мест временного хранения и утилизации, возможный объем емкостей для временного хранения, маршруты движения к ним и другие данные.
Копии договоров с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (службами) на абонентское обслуживание, прилагаемых к плану, должны быть заверены нотариально или печатью АСФ.
13.4. Календарный план оперативных мероприятий при
угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных
с разливом нефти (в соответствии с приказом МЧС России
от 28.12.2004 № 621)
Приложение "Организации, взаимодействующие при локализации и ликвидации аварий и Ч(СН)" выполняется в табличной форме с указанием организаций, участвующих в ликвидации разливов различного уровня (сценария) на основании договоров о взаимопомощи (указать номер и дату подписания). В приложении "Зона действия плана и схема расположения опасного объекта (объектов) организаций с границами зон повышенного риска и районов приоритетной защиты" помещаются "карты экологической чувствительности", отражающие чувствительность ресурсов данной территории к нефтяному загрязнению (карты экологической чувствительности).
Карты экологической чувствительности составляются на основании траекторий разливов по наихудшему из сценариев.
Карты экологической чувствительности используются при прогнозировании последствий максимально возможных разливов нефти и нефтепродуктов на основании оценки риска с учетом неблагоприятных условий реагирования по локализации разлива нефти и нефтепродуктов - гидрометеорологических, гидрологических, времени года, суток, рельефа местности, экологических особенностей и характера использования территорий (акваторий) и т.п.
При составлении карт экологической чувствительности в первую очередь выделяются особо охраняемые территории согласно Федеральному закону от 14.03.1995 № 33-ФЗ, отдельным постановлениям Правительства Российской Федерации, органов местного самоуправления, расположенных на территории Ульяновской области, объекты особой чувствительности к воздействию нефтяных разливов, места, населяемые малыми этническими группами, сельскохозяйственные угодья, места традиционных промыслов.
Определение зон особой экологической значимости проводится в пределах зоны действия плана ЛРН.
При составлении карт экологической чувствительности следует руководствоваться ГОСТ Р 22.0.10-96 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Правила нанесения на карты обстановки о чрезвычайных ситуациях. Условные обозначения". Возможно использование ГОСТ Р 12.4.026-2001. "Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики". Методы испытаний и руководства IPIECA "Создание карт особо чувствительных зон при ликвидации разливов нефти".
Характеристики зон особой значимости (местоположение, границы) должны представляться в составе плана ЛРН в форме карт соответствующего масштаба и описательной части.
14. ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ НЕСНИЖАЕМОГО ЗАПАСА СОРБЕНТОВ И
СОРБИРУЮЩИХ ИЗДЕЛИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, РАБОТАЮЩИХ С НЕФТЬЮ
И НЕФТЕПРОДУКТАМИ
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" организации обязаны иметь запасы материалов для ликвидации чрезвычайной ситуации.
Для ликвидации аварийной ситуации, связанной с разливом нефти и нефтепродуктов, и профилактической очистки территории организации независимо от форм собственности должны иметь постоянный запас нефтесорбирующих материалов для нейтрализации следующих объемов нефти и нефтепродуктов:
стационарные хранилища нефти и нефтепродуктов, имеющие обваловки, выполненные в соответствии со СНиП 2.11.03-93 - 1% от объема максимального резервуара в нефтехранилище;
нефтебазы (расходные склады ГСМ предприятия и стационарные хранилища ГСМ), не имеющие обваловки по СНиП 2.11.03-93, в соответствии с ВППБ 01-01-94 "Правила пожарной безопасности при эксплуатации предприятий нефтепродуктообеспечения";
АЗС - в соответствии с ВППБ 01-01-94 "Правила пожарной безопасности при эксплуатации предприятий нефтепродуктообеспечения";
территории, на которых отмечено интенсивное движение (присутствие) автотранспорта (автогаражи, автостоянки, АЗС с заглубленными резервуарами, территории портов; территории, прилегающие к организациям, для стоянки служебного автотранспорта; территории, прилегающие к торговым центрам и т.п.), в соответствии со справочным пособием к СНиП "Проектирование сооружений для очистки сточных вод" - 240 л на 1 га территории в год;
авторемонтные станции; станции разборки автомобилей; станции замены масел - 500 л на 1 га территории в год, включая подъездные стояночные площадки.
Количество нефтесорбента рассчитывают делением объемов нефти и (или) нефтепродуктов на поглощающую способность нефтесорбента:
G = V / Q, где:
н.с. н
G - вес непреходящего запаса нефтесорбента, кг;
н.с.
V - нормативный разлив нефти и (или) нефтепродукта, литры;
н
Q - поглощающая способность нефтесорбента, л/кг нефтесорбента.
Нефтесорбирующие материалы должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области либо других центров Российской Федерации и сертификат Госстандарта Российской Федерации.
Организации, применяющие нефтесорбирующие материалы, обязаны иметь договор со специальными формированиями или с поставщиком на прием (сдачу) насыщенных (отработанных) нефтесорбирующих материалов.
Сброс нефтенасыщенных материалов в приемники бытового мусора и сдача на полигоны ТБО категорически запрещается.
Запрещается применение для ликвидации разлива нефти (нефтепродуктов) не сертифицированных в Российской Федерации синтетических и органических материалов, грунта (почвы, земли), а также природных материалов, не рекомендуемых (запрещенных) к применению отраслевыми руководящими документами.