Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новгородская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 июня 2009 г. по делу № А44-1588/2009

(извлечение)

17 июня 2009 года - оглашена резолютивная часть решения.
24 июня 2009 года - решение изготовлено в полном объеме.
Рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Новгородского областного потребительского общества "Облпотребсоюз" к Комитету по управлению государственным имуществом Новгородской области о признании незаконным приказа № 457 от 23.03.2009,

установил:

Новгородское областное потребительское общество "Облпотребсоюз" (далее - облпотребсоюз) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным приказа Комитета по управлению государственным имуществом области (далее - комитет) от 23.03.2009 года № 457 "Об отказе в предоставлении земельного участка в собственность". В устранение нарушения своих прав облпотребсоюз просит понудить комитет к заключению договора купли-продажи земельного участка.
В судебном заседании заявитель поддержал свои требования, ссылаясь на то, что являясь собственником зданий и сооружений пищекомбината, расположенных на испрашиваемом земельном участке, имеет исключительное право на приватизацию земельного участка (п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ).
При обращении с заявлением в комитет о приобретении в собственность земельного участка облпотребсоюзом представлены все необходимые документы, предусмотренные перечнем, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 года № 370. Кроме того, по требованию у комитета, облпотребсоюзом предоставлялись дополнительные документы, не входящие в перечень.
У облпотребсоюза отсутствует обязанность по предоставлению санитарно-эпидемиологического заключения, подтверждающего соответствие качества почвы земельного участка государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Ссылку в оспариваемом распоряжении на п. 12 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ и ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" заявитель считает несостоятельной, так как никаких доказательств того, что земельный участок ограничен в обороте ни в самом приказе, ни в действующем договоре аренды, ни в выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по этому земельному участку не имеется.
Комитет заявленные требования не признал, полагая, что приказ от 13.03.2009 года № 457 является законным и обоснованным.
По мнению комитета, требования о предоставлении облпотребсоюзом санитарно-эпидемиологического заключения не противоречит действующему законодательству. При этом комитет сослался на ч. 3 ст. 129 ГК РФ, ст. ст. 27 и 52 Земельного кодекса РФ, п. 8 ст. 28 Федерального закон от 21.12.2001 года № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Заявитель должен подтвердить возможность реализации предоставленного ему законом права на приобретение земельного участка в собственность, то есть представить документ, подтверждающий отсутствие прямых запретов на приватизацию такого участка. В обоснование этой позиции комитет сослался на п. 7 приказа Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 года № 370.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
При рассмотрении дела установлено, что 13.10.2008 года облпотребсоюз обратился с заявлением (л. д. 9) в Муниципальное учреждение "Муниципальная служба по работе с недвижимостью по Великому Новгороду" о предоставлении в собственность и заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 53:23:7302304:791, площадью 19871 кв. м по адресу: В.Новгород, проезд Хутынский, 7а, для эксплуатации зданий и помещений пищекомбината.
Заявление и приложенные к нему документы были переданы на рассмотрение в комитет.
Приказом комитета от 23.03.2009 года № 457 (л. д. 8) облпотребсоюзу отказано в предоставлении земельного участка в собственность в связи с отсутствием санитарно-эпидемиологического заключения, подтверждающего соответствие качества почвы земельного участка государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, в том числе отсутствие загрязнения земельного участка опасными отходами, радиоактивными веществами, отсутствие биогенного загрязнения, иных деградаций земли.
Не согласившись с отказом, облпотребсоюз обжаловал приказ в арбитражный суд.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Наличие у комитета полномочий на принятие оспариваемого приказа предусмотрено ч. 3 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 3 областного закона от 29.04.2002 года № 39-ОЗ (в редакции областного закона от 09.07.2008 года № 346-ОЗ) "О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области".
В соответствии с ч. 3 п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Областным законом от 09.07.2008 года № 346-ОЗ в статью 3 областного закона "О предоставлении земельных участков на территории Новгородской области" внесены изменения, в соответствии с которыми полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Великом Новгороде, являющемся административным центром Новгородской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, с 01.09.2008 года осуществляет Администрация области либо уполномоченный ею орган исполнительной власти области по управлению и распоряжению земельными участками.
Пунктом 1.1 Положения о комитете, утвержденного постановлением Администрации области от 01.12.2008 года № 430 установлено, что исполнительным органом государственной власти, реализующим полномочия в сфере распоряжения земельными участками в Великом Новгороде, государственная собственность на которые не разграничена, является комитет.
В пункте 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ указано, что если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 года № 370 (далее - Перечень).
Из материалов дела следует, что облпотребсоюз представил в комитет полный пакет документов, предусмотренный Перечнем, включая выписку из государственного земельного кадастра, действующий договор аренды земельного участка и копии свидетельств о праве собственности на здания, строения и сооружения, расположенные на этом участке (л. д. 12 - 49).
В договоре аренды земельного участка от 10.07.2008 года (л. д. 12 - 15), распоряжении Администрации Великого Новгорода от 09.07.2008 года № 3218рм (л. д. 16 - 17), выписке из земельного кадастра (л. д. 45 - 50) не содержится сведений о том, что участок ограничен в обороте вследствие загрязнения опасными отходами, радиоактивными веществами, биогенного загрязнения, либо подвергался иной деградации.
В связи с этим, ссылка в оспариваемом приказе на подп. 12 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса и ч. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", запрещающие приватизацию таких земель, несостоятельна.
Довод комитета о наличии у заявителя обязанности по предоставлению санитарно-эпидемиологического заключения, подтверждающего соответствие качества почвы земельного участка государственными санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, со ссылкой на п. 7 Перечня, противоречит содержанию этого пункта.
Указанным пунктом предусмотрено, что к заявлению должна быть приложена копия документы, подтверждающего возможность заявителя претендовать на предоставление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
В письме Минэкономразвития Российской Федерации от 16.07.2008 года № Д08-2162 содержится разъяснение указанного пункта Перечня.
Из разъяснений следует, что в пункте 7 речь идет о документах, подтверждающих право заявителя приобрести земельный участок на особых условиях, установленных законодательством, в частности, о праве приобрести земельный участок по меньшей цене в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, санитарно-эпидемиологическое заключения не входит в перечень обязательных документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок.
Кроме того, довод комитета о наличии у заявителя обязанности по предоставлению санитарно-эпидемиологического заключения противоречит п. 1 ст. 37 Земельного кодекса РФ, согласно которому продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставлять покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.
Следовательно, получение сведений о соответствии почвы земельного участка санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам является обязанностью комитета.
Отсутствие в бюджете денежных средств для оплаты лабораторных исследований и экспертиз не освобождает исполнительный орган от выполнения обязанностей, предусмотренных Земельным кодексом РФ.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать незаконным приказ Комитета по управлению государственным имуществом Новгородской области от 23.03.2009 года № 457 "Об отказе в предоставлении в собственность земельного участка", как несоответствующий статье 36, п. 1 ст. 37 Земельного кодекса РФ.
Обязать Комитет по управлению государственным имуществом Новгородской области принять меры к устранению допущенных нарушений путем издания ненормативного правового акта и заключения договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Великий Новгород, проезд Хутынский, дом 7, с соблюдением требований, установленных ст. 37 Земельного кодекса Российской Федерации.
Взыскать с Комитета по управлению государственным имуществом Новгородской области, место нахождения: Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1, в пользу Новгородского областного потребительского общества "Облпотребсоюз" в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины 2000 рублей.
После вступления решения в законную силу выдать заявителю исполнительный лист.
Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Вологда) через Арбитражный суд Новгородской области в месячный срок со дня принятия.

Судья
И.Г.ЛАРИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru