ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2009 г. № 310
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"КАЛМЫЦКИЙ ЯЗЫК И ЯЗЫКИ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
НА 2009-2011ГОДЫ"
В целях содействия сохранению калмыцкого языка как государственного, культурной самобытности калмыцкого народа и народов Калмыкии Правительство Республики Калмыкия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу
"Калмыцкий язык и языки народов Республики Калмыкия на 2009-2011 годы" (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия.
3. Министерству экономического развития и внешнеэкономических связей Республики Калмыкия и Министерству финансов Республики Калмыкия при формировании проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год и плановый период включать Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета, и уточнять ежегодно объем финансовых средств, выделяемых на ее реализацию.
4. Рекомендовать Администрациям районных муниципальных образований Республики Калмыкия и Мэрии г. Элиста оказывать всемерную поддержку и содействие в реализации Программы.
Председатель Правительства
Республики Калмыкия
В.СЕНГЛЕЕВ
Утверждена
постановлением Правительства
Республики Калмыкия
от 31 августа 2009 г.
№ 310
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"КАЛМЫЦКИЙ ЯЗЫК И ЯЗЫКИ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
НА 2009-2011 ГОДЫ"
ПАСПОРТ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"КАЛМЫЦКИЙ ЯЗЫК И ЯЗЫКИ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
НА 2009-2011 ГОДЫ"
+---------------------+-------------------------------------------------------+
¦ Наименование ¦Республиканская целевая программа "Калмыцкий язык и¦
¦ Программы ¦языки народов Республики Калмыкия на 2009-2011 годы"¦
¦ ¦(далее - Программа) ¦
+---------------------+-------------------------------------------------------+
¦Дата принятия ¦Распоряжение
Правительства Республики Калмыкия от 24 ¦
¦решения о разработке ¦марта 2009 г. № 57-р ¦
¦программы, дата ее ¦ ¦
¦утверждения ¦ ¦
¦(наименование и ¦ ¦
¦номер ¦ ¦
¦соответствующего ¦ ¦
¦нормативного акта) ¦ ¦
+---------------------+-------------------------------------------------------+
¦Государственный ¦Министерство образования, культуры и науки ¦
¦заказчик ¦Республики Калмыкия ¦
+---------------------+-------------------------------------------------------+
¦Основной разработчик ¦Министерство образования, культуры и науки ¦
¦Программы ¦Республики Калмыкия ¦
+---------------------+-------------------------------------------------------+
¦Цели и задачи ¦Цели: ¦
¦Программы ¦содействие сохранению калмыцкого языка как¦
¦ ¦государственного, культурной самобытности калмыцкого¦
¦ ¦народа и народов Калмыкии; ¦
¦ ¦определение и разработка целей и стратегии развития¦
¦ ¦национальной школы; ¦
¦ ¦создание условий в системе образования Республики ¦
¦ ¦Калмыкия для функционирования калмыцкого языка как ¦
¦ ¦государственного и языков народов, компактно ¦
¦ ¦проживающих в республике. ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦Задачи: ¦
¦ ¦расширение сети учреждений, реализующих¦
¦ ¦образовательные программы этнокультурной¦
¦ ¦направленности; ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦материально-техническое оснащение учреждений¦
¦ ¦образования Республики Калмыкия, реализующих¦
¦ ¦образовательные программы с этнокультурным¦
¦ ¦компонентом обучения и воспитания; ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦проведение социологических исследований и анализ¦
¦ ¦языковой ситуации в Республике Калмыкия; ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦создание материально-технической базы для¦
¦ ¦преподавания и изучения языков народов, компактно¦
¦ ¦проживающих в Республике Калмыкия; ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦обновление содержания образования путем разработки¦
¦ ¦адаптивных образовательных стандартов и новых¦
¦ ¦программ по предметам региональной компетенции; ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦подготовка и издание учебно-методических комплексов¦
¦ ¦на основе новых эффективных педагогических технологий¦
¦ ¦для национальных классов и групп дошкольных¦
¦ ¦образовательных учреждений Республики Калмыкия; ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦осуществление ежегодного мониторинга состояния и¦
¦ ¦тенденций развития национальных классов и¦
¦ ¦национальных групп в образовательных учреждениях¦
¦ ¦Республики Калмыкия; ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦создание на основе мониторинга базы данных¦
¦ ¦национальных классов и национальных групп в¦
¦ ¦образовательных учреждениях Республики Калмыкия с¦
¦ ¦целью разработки и внедрения новейших методов и¦
¦ ¦приемов обучения калмыцкому языку; ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦изучение опыта международной теории и практики в¦
¦ ¦области билингвального и полилингвального образования¦
¦ ¦и внедрение в национально-региональную систему¦
¦ ¦образования Республики Калмыкия; ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦организация и проведение культурно-просветительных¦
¦ ¦мероприятий; ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦качественное обновление содержания по подготовке¦
¦ ¦учителей, преподающих предметы региональной¦
¦ ¦компетенции с учетом современных этнокультурных целей¦
¦ ¦образования; ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦планирование в бюджетах всех уровней финансовых¦
¦ ¦средств на повышение квалификации учителей,¦
¦ ¦преподающих предметы региональной компетенции; ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦подготовка квалифицированных специалистов для¦
¦ ¦начальных национальных школ, классов и национальных¦
¦ ¦групп дошкольных образовательных учреждений¦
¦ ¦Республики Калмыкия; ¦
¦ ¦оснащение материально-технической базы Элистинского¦
¦ ¦педагогического колледжа. ¦
+---------------------+-------------------------------------------------------+
¦Сроки и этапы ¦2009-2011 годы ¦
¦реализации Программы ¦ ¦
+---------------------+-------------------------------------------------------+
¦Важнейшие целевые ¦расширение сети национально-образовательных¦
¦индикаторы и ¦учреждений на 50% (к общему числу общеобразовательных¦
¦показатели ¦учреждений Республики Калмыкия); ¦
¦ ¦обеспеченность учреждений образования Республики¦
¦ ¦Калмыкия учебно-методическими комплексами по¦
¦ ¦предметам региональной компетенции до 100%; ¦
¦ ¦увеличение количества школ с этнокультурным¦
¦ ¦компонентом содержания образования до 9 ед.; ¦
¦ ¦увеличение количества научно-практических¦
¦ ¦конференций, семинаров, олимпиад, форумов и¦
¦ ¦фестивалей до 9 ед.; ¦
¦ ¦ ежегодная подготовка квалифицированных специалистов¦
¦ ¦для образовательных учреждений Республики Калмыкия -¦
¦ ¦50 чел. ¦
+---------------------+-------------------------------------------------------+
¦Создание рабочих ¦Создание рабочих мест Программа не предусматривает ¦
¦мест ¦ ¦
+---------------------+-------------------------------------------------------+
¦Перечень подпрограмм ¦Подпрограммы не предусматриваются ¦
+---------------------+-------------------------------------------------------+
¦Объемы и источники ¦Источник финансирования - республиканский бюджет ¦
¦финансирования по ¦Предусмотрено по Программе за весь период реализации¦
¦направлениям и годам ¦21 745,0 тыс. руб. ¦
¦ ¦В том числе по годам: 2009 г. - 7 040,0 тыс. руб., ¦
¦ ¦ 2010 г. - 7 312,1 тыс. руб., ¦
¦ ¦ 2011 г. - 7 392,9 тыс. руб. ¦
+---------------------+-------------------------------------------------------+
¦Ожидаемый результат¦сохранение исторического наследия духовной культуры¦
¦реализации Программы ¦народов Калмыкии, развитие многовековых традиций их¦
¦ ¦культурного взаимодействия и обеспечение оптимальных¦
¦ ¦условий для стабильного развития языков этносов,¦
¦ ¦проживающих в Республике Калмыкия; ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦улучшение сложившейся языковой ситуации и создание¦
¦ ¦языковой среды, расширение сферы активного¦
¦ ¦использования калмыцкого языка и возвращение его в¦
¦ ¦повседневное общение; ¦
¦ ¦ ¦
¦ ¦удовлетворение этнокультурных и языковых¦
¦ ¦образовательных потребностей народов Калмыкии в¦
¦ ¦сопряжении с сохранением единства культурного,¦
¦ ¦образовательного и духовного пространства; ¦
¦ ¦в результате реализации Программы к 2011 году¦
¦ ¦ожидается (к уровню 2008 года) увеличение сети¦
¦ ¦национальных образовательных учреждений в республике¦
¦ ¦для удовлетворения этнокультурных запросов калмыцкого¦
¦ ¦народа и народов, проживающих в Республике Калмыкия¦
¦ ¦на 50%; ¦
¦ ¦ежегодная подготовка квалифицированных специалистов¦
¦ ¦для национально-региональной системы образования¦
¦ ¦Республики Калмыкия до 50 чел.; ¦
¦ ¦обеспечение учебно-методическими комплексами все¦
¦ ¦ступени воспитания и обучения, включая дошкольные¦
¦ ¦образовательные учреждения, общеобразовательные¦
¦ ¦школы, начальное профессиональное и среднее¦
¦ ¦профессиональное образование до 100%; ¦
¦ ¦увеличение количества школ с этнокультурным¦
¦ ¦компонентом содержания образования до 9 единиц; ¦
¦ ¦решение проблем национально-регионального образования¦
¦ ¦в рамках международных, всероссийских,¦
¦ ¦межрегиональных и республиканских научно-практических¦
¦ ¦конференций, семинаров, олимпиад, форумов и¦
¦ ¦фестивалей. ¦
+---------------------+-------------------------------------------------------+
1. Проблема, на решение которой направлена целевая программа
Государственная политика в языковой сфере должна исходить из основополагающего принципа равноправия всех языков. Являясь национальным достоянием народа, язык должен охраняться и поддерживаться государством. Языковая политика как часть государственной политики должна быть направлена на обеспечение оптимального функционирования языков во всех сферах общества, их дальнейшего развития и взаимодействия.
На территории Республики Калмыкия сложившейся нормой является двуязычие и многоязычие, когда традиционное сосуществование двух и более языков служило и служит источником взаимного обогащения языков и культур народов многонациональной Калмыкии.
Особую значимость приобретает калмыцкий язык как один из государственных языков Республики Калмыкия, который является важным средством укрепления государственности, сохранения культуры и традиций народа.
Но несмотря на ряд важных нормативных актов, принятых в последние годы, языковая ситуация остается сложной.
Статус калмыцкого языка как одного из государственных языков Республики Калмыкия в сфере использования остается декларативным.
Сложившийся кризис в сфере языковой политики требует поиска реальных, выверенных путей решения проблемы, принятия оперативных, действенных и эффективных мер.
Необходима всемерная поддержка мероприятий по сохранению и расширению функций калмыцкого языка, пропаганда и поднятие его престижа.
Развитие и функционирование калмыцкого языка невозможно без создания языковой среды повсеместно, а именно: в учреждениях, организациях, трудовых коллективах. Руководители всех ведомств и организаций должны применять калмыцкий язык как государственный на всех уровнях, создавать условия для общения на родном языке в служебных ситуациях путем расширения сферы активного использования калмыцкого языка и возвращения его в повседневное общение.
Функционирование калмыцкого языка через систему образования является приоритетной областью государственной политики в Республике Калмыкия.
Главной составной частью развития системы национально-регионального образования является обучение учащихся предметам региональной компетенции "калмыцкий язык" и "калмыцкая литература", а также изучение ими спецкурсов и факультативов этнокультурной направленности.
Для этого необходима разработка и издание учебных программ и соответствующих учебно-методических комплексов, отвечающих целям коммуникативно-ориентированного обучения для всех ступеней обучения и воспитания.
Республиканская целевая программа направлена на удовлетворение этнокультурных и языковых образовательных потребностей народов Калмыкии в сопряжении с сохранением единства культурного, образовательного и духовного пространства.
Программа способствует сохранению исторического наследия духовной культуры народов Калмыкии, развитию многовековых традиций их культурного взаимодействия и обеспечению оптимальных условий для стабильного развития языков этносов, проживающих в Республике Калмыкия, а также является важным элементом государственной социальной политики по улучшению языковой ситуации в Республике Калмыкия.
Программно-целевой метод обеспечивает решение проблемы комплексно и системно на основе целей, задач и мероприятий Программы, а также позволяет существенно повысить эффективность деятельности органов исполнительной власти Республики Калмыкия, органов местного самоуправления в области сохранения калмыцкого языка, как одного из государственных языков Республики Калмыкия.
Целевая программа дает возможность планомерного осуществления поставленных целей и задач, комплексной реализации мер и действий по улучшению сложившейся ситуации с калмыцким языком.
Отказ от программно-целевого подхода повлечет за собой полное исчезновение калмыцкого языка, что недопустимо, поскольку язык является основным носителем истории культуры калмыков и с его исчезновением теряются выработанные на протяжении тысячелетий культурные ценности калмыцкого народа.
Предыдущие республиканские целевые программы предусматривали координацию усилий всех заинтересованных структур по решению проблем калмыцкого языка. Программно-целевой подход в реализации мер по улучшению языковой ситуации доказал свою эффективность на республиканском уровне.
Республиканская целевая программа
"Калмыцкий язык и языки народов Республики Калмыкия на 2002-2007 годы", утвержденная постановлением Правительства Республики Калмыкия от 7 февраля 2007 г. № 24 "Об утверждении Республиканской целевой программы "Калмыцкий язык и языки народов Республики Калмыкия на 2002-2007 годы", позволила целенаправленно решить ряд важных задач по пропаганде и сохранению родного языка:
- увеличить сеть национально-образовательных учреждений: национальных детских садов, национальных начальных школ, национальных гимназий (лицеев);
- издать учебно-методические комплекты по калмыцкому языку и литературе, истории и культуре родного края;
- внедрить в практику обучения языку современные методы и технологии преподавания и изучения языка;
- провести массовые мероприятия: олимпиады, фестивали, праздники национальных культур, конкурсы, форумы, семинары и научно-практические конференции по обсуждению и решению проблем сохранения калмыцкого языка.
Сегодня преподавание калмыцкого языка и литературы осуществляется во всех образовательных учреждениях республики. Изучением калмыцкого языка как государственного охвачены все учащиеся независимо от национальной принадлежности (100%).
С 2001 года введена в итоговую аттестацию сдача экзаменов по предметам региональной компетенции: "калмыцкий язык" и "калмыцкая литература" учащимися 9 и 11-х выпускных классов общеобразовательных учреждениях республики.
В системе образования республики сформирована развитая сеть учреждений этнокультурной направленности:
- национальные группы в дошкольных образовательных учреждениях (нулевая ступень национально-региональной системы образования) - 93;
- национальные классы (первая ступень национально-региональной системы образования) - 238;
- национальные школы 1-ой ступени - 24.
- инновационные национально-образовательные учреждения - 10, в т.ч. 5 национальных дошкольных учреждений.
В системе общего образования республики успешно развивается вторая ступень национально-регионального образования: открыты классы с углубленным изучением калмыцкого языка, созданы и функционируют при школах этнокультурные и поликультурные центры.
В целях обеспечения конституционного права каждого учащегося изучать родной язык, литературу, историю, национально-культурные традиции и обычаи своего народа в школах республики, наряду с изучением калмыцкого языка как государственного, изучаются языки народов Калмыкии: корейский, даргинский, казахский языки, что способствует формированию толерантного сознания через диалог и взаимопроникновение культур, познанию собственной истории и богатой самобытной культуры.
Для сохранения исторического наследия духовной культуры калмыцкого народа, развития многовековых традиций и обычаев, поддержки одаренных детей в области изучения калмыцкого языка, стимулирования деятельности педагогов и общественности в деле всесторонней пропаганды калмыцкого языка учреждена ежегодная премия Главы Республики Калмыкия "Келни билг" по калмыцкому языку.
Координацию деятельности по развитию и пропаганде калмыцкого языка в образовательных учреждениях республики осуществляет Республиканский Совет "Родной язык".
Отличие Республиканской целевой программы "Калмыцкий язык и языки народов Республики Калмыкия на 2009-2011 годы" от ранее действовавшей программы
состоит в следующем:
- создание в селах и городе языковой среды через содействие развитию калмыцкого языка повсеместно;
- привлечение руководителей всех уровней власти и общественности республики к решению проблем калмыцкого языка, а также поддержка семей, где развивается и сохраняется языковая среда;
- ориентированность на поддержку и развитие одаренных детей, проявляющих интерес к изучению языка, истории и культуре своего народа, в целях определения ими в дальнейшем выбора профессии;
- связь и сотрудничество с высшей школой и научными учреждениями в целях развития науки в Республике Калмыкия, активизации научно-исследовательской работы по изучению языка, литературы и истории и культуры родного края в учреждениях образования республики.
Накопленный опыт программно-целевого метода осуществления мер по сохранению и дальнейшему развитию калмыцкого языка, улучшению сложившейся ситуации, анализ практической реализации программных мероприятий, наличие нерешенных в рамках предыдущих целевых программ проблем подтверждают целесообразность и необходимость продолжения работы в данном направлении в рамках Программы.
Комплексное решение проблемы сохранения калмыцкого языка невозможно без использования программно-целевого метода в силу ряда объективных причин:
- многообразие, сложность и масштабность задач по созданию благоприятных условий для улучшения сложившейся ситуации с калмыцким языком;
- необходимость разработки и реализации комплекса основных мероприятий, увязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам выполнения и исполнителям.
Программа является инструментом налаживания взаимодействия, выработки общих подходов органов исполнительной власти Республики Калмыкия в реализации эффективных мер по сохранению и дальнейшему развитию калмыцкого языка.
2. Основные цели и задачи целевой программы,
сроки и этапы ее реализации, целевые индикаторы и
показатели
Целями Программы являются:
содействие сохранению калмыцкого языка как государственного, культурной самобытности калмыцкого народа и народов Калмыкии через становление и развитие национально-региональной системы образования в республике;
определение и разработка на региональном уровне целей и стратегии национальной школы как своеобразного социального института этноса, осуществляющего функции по охране родного языка и национальной культуры;
создание условий в системе образования Республики Калмыкия для функционирования калмыцкого языка как государственного и языков народов, компактно проживающих в республике.
Задачами, направленными на решение поставленных целей являются:
расширение сети учреждений, реализующих образовательные программы этнокультурной направленности;
материально-техническое оснащение учреждений образования Республики Калмыкия, реализующих образовательные программы с этнокультурным компонентом обучения и воспитания;
проведение социологических исследований и анализ языковой ситуации в Республике Калмыкия;
создание материально-технической базы для преподавания и изучения языков народов, компактно проживающих в республике;
обновление содержания образования путем разработки адаптивных образовательных стандартов и новых программ по предметам региональной компетенции;
подготовка и издание учебно-методических комплексов на основе новых эффективных педагогических технологий для национальных классов и групп дошкольных образовательных учреждений;
осуществление ежегодного мониторинга состояния и тенденций развития национальных классов и национальных групп в образовательных учреждениях республики;
создание на основе мониторинга базы данных национальных классов и национальных групп в образовательных учреждениях республики с целью разработки и внедрения новейших методов и приемов обучения калмыцкому языку;
изучение опыта международной теории и практики в области билингвального и полилингвального образования и внедрение в национально-региональную систему образования республики;
организация и проведение культурно-просветительных мероприятий;
качественное обновление содержания по подготовке учителей, преподающих предметы региональной компетенции с учетом современных этнокультурных целей образования;
планирование в бюджетах всех уровней финансовых средств на повышение квалификации учителей, преподающих предметы региональной компетенции;
подготовка квалифицированных специалистов для начальных национальных школ, классов и национальных групп дошкольных образовательных учреждений;
оснащение материально-технической базы Элистинского педагогического колледжа.
Программа реализуется на период 2009-2011 годы без выделения этапов ее реализации.
Основные целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы по годам отражены в Приложении № 1
.
3. Система программных мероприятий
Реализация Программы предусматривает ряд основных мероприятий:
открытие и функционирование национальных классов - в период реализации целевой программы (2009-2011 г.г.) и последующие годы;
социологические и научные исследования, мониторинг языковой ситуации в республике;
материально-техническое обеспечение открывающихся национальных классов;
отслеживание результатов обучения в национальных классах;
разработка Концепции непрерывного языкового образования в системе дошкольного, среднего (полного) общего, начального и среднего профессионального, высшего профессионального образования;
подготовка и издание УМК (учебно-методических комплексов) по калмыцкому языку и литературе, по истории и культуре родного края на основе новых эффективных методик и педагогических технологий (укрупнение дидактических единиц, аудиовизуальная и коммуникативно-ориентированная методика) для всех ступеней обучения и воспитания;
подготовка и выпуск квалифицированных специалистов для учреждений образования республики;
введение новых спецкурсов;
повышение квалификации педагогов;
отслеживание результатов экспериментальной деятельности в учреждениях образования республики;
материально-техническое оснащение Элистинского педколледжа;
внедрение новых технологий и методик обучения калмыцкому языку;
изучение международной теории и практики в области билингвального и полилингвального образования;
развитие языков других национальностей, проживающих в Республике Калмыкия (подготовка учебных программ, укрепление и создание материально-технической базы);
повышение квалификации педагогов в республиках изучаемого языка;
организация и проведение научно-практических конференций, семинаров;
организация и проведение культурно-просветительных мероприятий (фестивали, конкурсы, смотры);
организация подписки на специальную детскую и методическую литературу на калмыцком языке;
использование калмыцкого языка в средствах массовой информации;
изучение и преподавание калмыцкого языка в Калмыцком государственном университете;
разработка региональных (национально-региональных) стандартов образования по предметам региональной компетенции для всех ступеней системы образования Республики Калмыкия.
Перечень программных мероприятий, источники и объемы финансирования представлены в приложении № 2
к целевой программе.
4. Ресурсное обеспечение целевой программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств республиканского бюджета в объеме 21 745,0 тыс. рублей.
Объемы и источники финансирования целевой программы приведены в приложении № 3
.
5. Механизм реализации целевой программы, включая
]]>