Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 декабря 2007 г. № А82-10429/2007-29

Резолютивная часть решения объявлена 19 декабря 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 29 декабря 2007 года.
Арбитражный суд Ярославской области
в составе судьи Мухиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Мухиной Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ОАО "Ярэнерго"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области,
третье лицо - ЗАО "Завод информационных технологий "ЛИТ"
об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа,
при участии:
от заявителя - Барышникова Т.Ю., доверенность от 25.09.2007,
Лазарев В.Н., доверенность от 05.10.2007,
Смирнов А.Ю., доверенность от 25.09.2007,
от ответчика - Новиков Ю.К., доверенность от 14.11.2007,
от третьего лица - Терентьева А.А., доверенность от 26.11.2007,
Цыганков В.М., доверенность от 22.10.2007,

установил:

Ярославское открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Ярэнерго" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу № 03-03/16-07 от 2 августа 2007 г., которым ОАО "Ярэнерго" признано нарушившим абзац 1 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по делу № 03-03/16-07 от 2 августа 2007 г. о прекращении нарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено закрытое акционерное общество "Завод информационных технологий "ЛИТ", чье заявление послужило поводом для возбуждения ответчиком дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Ответчик требования заявителя не признает, настаивает на законности и обоснованности оспариваемых актов.
Третье лицо поддерживает позицию ответчика, просит отказать в удовлетворении требований заявителя.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон и третьего лица, суд установил следующее.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области 2 августа 2007 г. принято решение по делу № 03-03/16-07 о признании ОАО "Ярэнерго" нарушившим абзац 1 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Признаки антимонопольного правонарушения усмотрены ответчиком в действиях (бездействии) ОАО "Ярэнерго", занимающего доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих ему электрических сетей, заключающихся в необоснованном затягивании выдачи заводу "ЛИТ" технических условий на проектирование и строительство воздушной линии электропередачи и в выдвижении условием выдачи технических условий заключения с ним соглашения о взаимодействии по определению технических характеристик энергопринимающих устройств, ущемляющего интересы ЗАО "Завод "ЛИТ".
Указанное решение послужило основанием для выдачи ОАО "Ярэнерго" предписания о прекращении нарушения, которым заявителю предписано в установленном порядке рассмотреть заявку ЗАО "Завод "ЛИТ" о выдаче технических условий на проектирование и строительство воздушной линии электропередачи, не предусматривая заключение с ним соглашения о взаимодействии по определению технических характеристик энергопринимающих устройств необходимым условием выдачи технических условий.
Заявитель, оспаривая акты антимонопольного органа, указывает на следующие обстоятельства:
во-первых, обязанность энергоснабжающей организации выдать технические условия при замене кабельной линии электроснабжения на воздушную (и срок исполнения этой обязанности) нормативно не установлена, пунктом 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям (утверждены Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004) установлена обязанность сетевой организации по подготовке и выдаче технических условий, но в рамках мероприятий по технологическому присоединению заявку на технологическое присоединение ЗАО "Завод "ЛИТ" в установленной Правилами форме не подавал;
во-вторых, вопрос о выдаче технических условий никогда не ставился ОАО "Ярэнерго" в зависимость от заключения Соглашения;
в-третьих, Соглашение о взаимодействии по определению технических характеристик энергопринимающих устройств (энергетических установок) ранее присоединенного юридического лица и Сетевой организации не противоречит действующему законодательству и не ущемляет интересы ЗАО "Завод "ЛИТ";
в-четвертых, заявитель считает недоказанным факт нарушения интересов ЗАО "Завод "ЛИТ" невыдачей технических условий, а также указывает на неправомерное поведение ЗАО "Завод "ЛИТ" (самовольное подключение новой строительной площадки, самовольное увеличение потребляемой мощности).
Ответчик настаивает на законности вынесенных актов, полагает, что обязанность энергоснабжающей организации по выдаче технических условий вытекает из пункта 1.3.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 13.01.2003 № 6; в подтверждение выявленного нарушения антимонопольного запрета указывает на переписку между ОАО "Ярэнерго" и ЗАО "Завод "ЛИТ" 2006 - 2007 гг.; полагает, что Соглашение о взаимодействии по определению технических характеристик энергопринимающих устройств (энергетических установок) ранее присоединенного юридического лица и Сетевой организации противоречит действующему законодательству и ущемляет интересы ЗАО "Завод "ЛИТ".
Третье лицо поддерживает позицию ответчика, указывает на ущемление своих интересов незаконными действиями ОАО "Ярэнерго" как невыдачей технических условий на замену кабельной линии электропередачи на воздушную, так и навязыванием со стороны ОАО "Ярэнерго" условий договора, невыгодных для ЗАО "Завод "ЛИТ", в частности, об установлении величины разрешенной мощности.
Оценивая доводы сторон, третьего лица и представленные доказательства, суд исходит из следующих установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств дела.
20 июня 2006 года ЗАО "Завод "ЛИТ" обратилось к ОАО "Ярэнерго" (письмо № 769/22) с просьбой выдать технические условия на замену кабельной линии электроснабжения завода от подстанции "Переславль" (фидер № 601) на воздушную, обосновав необходимость замены большим сроком службы кабеля, наличием большого количества муфт и, как следствие, низкой надежностью электроснабжения, а также указав, что замена производится без увеличения присоединенной мощности.
14 августа 2006 года ОАО "Ярэнерго" направлено в адрес ЗАО "Завод "ЛИТ" письмо № 07/2344 "О выдаче техусловий на реконструкцию ЛЭП 6 кВ № 601 ПС Переславль", которым указано на необходимость согласовать и незамедлительно оформить с ОАО "Ярэнерго" существенные условия договора на оказание услуг по передаче электрической энергии, перечисленные в пункте 12 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861. В заключении ОАО "Ярэнерго" обозначило свою готовность к рассмотрению вопроса электроснабжения объектов ЗАО "Завод "ЛИТ" после оформления документов, представленных заводу Ростовскими электрическими сетями (филиалом ОАО "Ярэнерго" "Ростовские электрические сети" в адрес ЗАО "Завод "ЛИТ" направлено Соглашение № 627 СЭ/РоЭС-06 о взаимодействии по определению технических характеристик энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридического лица и филиала ОАО "Ярэнерго" РоЭС).
С повторными просьбами о выдаче технических условий на замену линии электропередачи ЗАО "Завод "ЛИТ" обращался к ОАО "Ярэнерго" 19.09.2006, 06.10.2006, 28.03.2007, 19.04.2007, указывая на крайнюю изношенность кабельной линии и ее аварийность (соответствующие письма представлены в материалы дела).
27.09.2006 письмом № 21/2784 ОАО "Ярэнерго" сообщило ЗАО "Завод "ЛИТ", что в связи с разногласиями по существенным условиям Соглашения о взаимодействии, в том числе в части установления величины разрешенной мощности (протокол разногласий был направлен ЗАО в адрес энергоснабжающей организации), Соглашение является незаключенным, указало на сомнения по поводу неизменности величины присоединенной мощности электроприемников завода, в связи с чем предложило приостановить строительство объектов на новой промышленной площадке до решения с ОАО "Ярэнерго" в законном порядке вопросов технологического присоединения и получения технических условий, а также обеспечить допуск на объекты предприятия комиссии с целью установления причин увеличения потребляемой мощности. Вопросы выдачи технических условий на замену кабельной линии на воздушную отложены до урегулирования вышеперечисленных проблем.
Письмом от 17.04.2007 ОАО "Ярэнерго" в очередной раз сообщило ЗАО "Завод "ЛИТ" о том, что заявки о выдаче технических условий будут рассмотрены после отключения новой площадки и подписания Соглашения о взаимодействии.
В ходе судебного разбирательства стороны и третье лицо пришли к соглашению о том, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств ЗАО "Завод "ЛИТ" к сетям ОАО "Ярэнерго" состоялось много лет назад, что подтверждается Договором оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2007, заключенным между ОАО "Ярославская сбытовая компания" и ОАО "Ярэнерго", и Договором поставки электрической энергии № 627 от 01.01.2006, заключенным между ОАО "Ярославская сбытовая компания" и ЗАО "Завод "ЛИТ", а также разделом 1 незаключенного Соглашения о взаимодействии № 627, которым определена цель Соглашения как подтверждение факта технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя.
В соответствии с Государственным стандартом Союза ССР ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения" линия электропередачи (ЛЭП) - это электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы.
Приказом Министерства энергетики РФ № 6 от 13.01.2003 утверждены Правила эксплуатации электроустановок потребителей. Согласно пункту 1.3.2 Правил до начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо получить технические условия в энергоснабжающей организации; выполнить проектную документацию; согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора.
Постановлением Правительства РФ № 83 от 13.02.2006 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, действие которых распространяется на отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения. Настоящие правила применяются также в случаях, когда в результате строительства (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения либо оборудования по производству ресурсов требуется подключение к технологически связанным сетям инженерно-технического обеспечения (пункт 1 Правил).
Пунктом 9 Правил установлено, что организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
В силу указанных нормативных положений ОАО "Ярэнерго" как организация, эксплуатирующая электрические сети, обязана была на запрос ЗАО "Завод "ЛИТ" от 20.06.2006 выдать технические условия либо мотивированный отказ в течение 14 рабочих дней. Антимонопольным управлением установлено и материалами дела подтверждается неисполнение заявителем данной обязанности.
Оценив представленные доказательства, суд считает правомерным вывод антимонопольного управления о необоснованном затягивании ОАО "Ярэнерго" выдачи заводу "ЛИТ" технических условий на проектирование и строительство воздушной линии электропередачи, равно как и выдвижение условием выдачи технических условий заключение Соглашения о взаимодействии, что ущемляло интересы третьего лица в связи с аварийностью и ненадежностью в эксплуатации существующей кабельной линии.
Суду представляется неправомерным довод заявителя о том, что рассматриваемые правоотношения регулируются Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004, в силу пункта 2 Правил, согласно которому действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
В рассматриваемом случае речь идет о реконструкции кабельной линии, которая не является энергопринимающим устройством, обладающим присоединенной мощностью, без изменения категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, без изменения схемы внешнего электроснабжения.
Принимая во внимание изложенное, суд полагает, что заявка ЗАО "Завод "ЛИТ" о выдаче технических условий на замену кабельной линии электропередачи на воздушную должна быть рассмотрена ОАО "Ярэнерго" вне зависимости от заключения Соглашения о взаимодействии по определению технических характеристик энергопринимающих устройств, в связи с чем оспариваемые решение и предписание антимонопольного управления считает законными и обоснованными.
Вместе с тем изложенные в оспариваемом решении тезисы антимонопольного органа о незаконности Соглашения о взаимодействии в части определения величины разрешенной мощности и ущемлении данным условием соглашения интересов ЗАО "Завод "ЛИТ" не повлекли за собой самостоятельной квалификации действий заявителя как нарушающих антимонопольный запрет, в частности, по пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" (навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него...) и не нашли никакого отражения в оспариваемом предписании.
В силу изложенного, суд полагает, что решение в данной части не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, на основании статьи 198 АПК РФ, суд не усматривает оснований для вывода о недействительности оспариваемого решения в данной части независимо от правомерности или неправомерности заключений ответчика на предмет законности Соглашения.
При обращении в суд с рассматриваемым заявлением ОАО "Ярэнерго" излишне уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб., на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ 2000 руб. подлежат возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

отказать в удовлетворении заявленных требований.
После вступления решения в законную силу заявителю выдать справку на возврат из федерального бюджета 2000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) в месячный срок.

Судья
Е.В.МУХИНА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru