Зарегистрировано в государственно-правовом управлении Правительства Ярославской области 19 ноября 2008 г. № 20-566
ДЕПАРТАМЕНТ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ И СПОРТУ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 11 ноября 2008 г. № 797
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА РАССМОТРЕНИЯ
ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В ДЕПАРТАМЕНТЕ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии с постановлением
Губернатора области от 19.06.2008 № 453 "Об Административном регламенте рассмотрения обращений граждан в Правительстве Ярославской области", Департамент по физкультуре и спорту Ярославской области
ПРИКАЗЫВАЕТ:
1. Утвердить прилагаемый Административный регламент
рассмотрения обращений граждан в Департаменте по физкультуре и спорту Ярославской области.
2. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя директора Департамента Колесова Ю.П.
3. Приказ вступает в силу с момента официального опубликования.
Исполняющий обязанности
директора Департамента
С.Т.КАРПОВ
Утвержден
приказом
Департамента
по физкультуре и спорту
Ярославской области
от 11.11.2008 № 797
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ
РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В ДЕПАРТАМЕНТЕ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ
И СПОРТУ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Административный регламент рассмотрения обращений граждан в Департаменте по физкультуре и спорту Ярославской области (далее - Административный регламент) разработан в целях повышения результативности и качества, открытости и доступности исполнения государственной функции по рассмотрению обращений граждан в Департаменте по физкультуре и спорту Ярославской области (далее - рассмотрение обращений граждан), определения сроков и последовательности исполнения административных процедур, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации закрепленного за ними Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, установления порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами Департамента по физкультуре и спорту Ярославской области (далее - департамент).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ) в Административном регламенте используются следующие основные термины:
- обращение(я) гражданина - направленное(ые) в департамент или должностному лицу департамента письменное(ые) предложение(я), заявление(я) или жалоба(ы), а также устное(ые) обращение(я) гражданина;
- предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
- заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, о недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
- жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;
- должностное лицо департамента - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в департаменте.
Должностными лицами департамента являются директор департамента, первый заместитель директора департамента, заместитель директора департамента.
1.2. Рассмотрение обращений граждан осуществляется в соответствии с:
- Конституцией Российской Федерации (Российская газета, 1993, 25 декабря);
- Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст. 4532);
- Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 19, ст. 2060);
- Законом
Ярославской области от 23 мая 1995 г. № 5-з "Устав Ярославской области";
- постановлением
Губернатора области от 03.09.2008 № 660 "О регламенте Правительства Ярославской области";
- Административным регламентом;
- иными нормативными правовыми актами.
1.3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется должностными лицами департамента.
1.4. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
2. ТРЕБОВАНИЯ К ПОРЯДКУ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
2.1. Требования, предъявляемые к обращениям граждан.
2.1.1. Требования к письменному обращению.
Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа, в который направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица или лица, к компетенции которого относится решение поставленных в обращении вопросов, либо должность соответствующего должностного лица; свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения; излагает суть предложения, заявления или жалобы; ставит личную подпись и дату. В подтверждение своих доводов, при необходимости, гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
Письменное обращение гражданина может поступить в департамент одним из следующих способов:
- почтовым отправлением по адресу: просп. Октября, д. 37/26, г. Ярославль, 150040;
- по электронной почте по адресу: fiz@adm.yar.ru;
- посредством факсимильной связи по номеру: 8 (4852) 25-96-12;
- доставлено лично гражданином или его представителем.
2.1.2. Требования к устному обращению.
Гражданин в своем устном обращении излагает суть предложения, заявления или жалобы, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность. Содержание устного обращения заносится в регистрационную карточку личного приема.
2.2. Порядок информирования о рассмотрении обращений граждан.
Специалистом I категории департамента по телефону 8 (4852) 25-96-12 предоставляется информация:
- о регистрации и рассмотрении обращения;
- о контактных телефонах должностных лиц департамента;
- о графике приема граждан должностными лицами департамента;
- о почтовом адресе, адресе электронной почты департамента.
График работы департамента:
- понедельник, вторник, среда, четверг - с 8.30 до 17.30;
- пятница - с 8.30 до 16.30;
- обеденный перерыв - с 12.00 до 13.00.
Личный прием осуществляется в соответствии с графиком личного приема, утвержденным директором департамента, а также может быть проведен заместителями директора непосредственно при приходе гражданина в департамент по адресу: просп. Октября, д. 37/26, г. Ярославль.
График приема граждан размещается на информационном стенде в департаменте и официальном сайте департамента: http://www.fiz@adm.yar.ru.
2.3. Предварительная запись и график личного приема.
Запись граждан на прием к должностным лицам департамента осуществляется в приемной департамента по адресу: просп. Октября, д. 37/26, г. Ярославль, тел. 25-96-12.
Директор департамента осуществляет прием граждан еженедельно по пятницам, с 15.30 до 16.30, по адресу: просп. Октября, д. 37/26, г. Ярославль.
2.4. Требования к помещению для личного приема граждан.
Помещение, в котором осуществляется прием граждан, должно обеспечивать:
- комфортное расположение гражданина и должностного лица;
- возможность и удобство оформления гражданином письменного обращения;
- телефонную связь;
- возможность копирования документов;
- доступ к основным нормативным правовым актам, регламентирующим полномочия и сферу компетенции департамента;
- доступ к нормативным правовым актам, регулирующим рассмотрение обращений граждан;
- наличие письменных принадлежностей и бумаги формата А4.
2.5. Сроки рассмотрения обращений граждан.
2.5.1. Письменное обращение гражданина подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в департамент.
2.5.2. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию департамента, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случаев, когда текст письменного обращения не поддается прочтению.
2.5.3. Письменное обращение, поступившее в департамент, рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.
В случае направления дополнительного запроса, связанного с рассмотрением обращения, данный срок может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением гражданина, направившего обращение, о продлении срока его рассмотрения.
2.6. Основания для отказа в рассмотрении обращений граждан.
В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Если в письменном обращении не указана фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
Если в обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, его направившему, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
Если в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, обращение остается без ответа по существу поставленных в нем вопросов, а гражданину, направившему обращение, сообщается о недопустимости злоупотребления правом.
Если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, и оно не подлежит направлению на рассмотрение, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
Если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, должностное лицо департамента вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в департамент. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
Если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
В случае если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, были устранены, гражданин вправе повторно направить обращение в департамент либо должностному лицу департамента.
2.7. Конечными результатами рассмотрения обращений являются:
- ответы по существу поставленных в обращении вопросов;
- ответы с уведомлением о переадресовании обращения в соответствующие органы или должностным лицам, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
- ответы с разъяснением (при рассмотрении отдельных обращений в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ).
3. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
3.1. Рассмотрение обращений граждан включает в себя следующие административные процедуры (согласно общей блок-схеме
, указанной в приложении а Административному регламенту):
- прием и регистрация письменного обращения - 3 дня с момента поступления;
- направление письменного обращения на рассмотрение по компетенции - 7 дней со дня регистрации;
- рассмотрение ответственным исполнителем письменного обращения, принятие по нему решения и направление ответа - 30 дней со дня регистрации.
3.2. Прием и регистрация письменного обращения.
Основанием для начала административной процедуры является поступление в департамент письменного обращения гражданина.
Если обращение гражданина поступает в департамент по электронной почте с указанием адреса его электронной почты, то ему по этому адресу направляется уведомление о приеме обращения или о мотивированном отказе в его рассмотрении, после чего обращение распечатывается на бумаге, и дальнейшая работа с ним ведется как с письменным обращением.
Специалист I категории департамента проверяет обращение на повторность, удостоверяется, что обращение содержит:
- наименование государственного органа, в который направлено письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество должностного лица или лица, в компетенцию которого входит рассмотрение поставленных в обращении вопросов, либо должность соответствующего лица;
- фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии) гражданина;
- почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;
- суть предложения, заявления или жалобы;
- личную подпись и дату.
Если обращение не соответствует требованиям к письменным обращениям, установленным в подпункте 2.1.1 пункта 2.1 раздела 2
Административного регламента, то ответ на обращение не дается в соответствии с основаниями для отказа в рассмотрении обращения, установленными в разделе 2
Административного регламента.
В случае если обращение соответствует установленным требованиям, специалист I категории департамента регистрирует и ставит его на контроль путем внесения соответствующих данных в регистрационную карточку.
Регистрационная карточка обращения гражданина состоит из двух частей: регистрации и исполнения.
В первой части отражается информация о поступившем обращении. При регистрации обращения в регистрационную карточку заносится информация о гражданине, обратившемся в департамент, сопроводительном письме из организации, предварительно рассматривавшей данное обращение, тематике обращения, на чье имя поступило обращение, его краткое содержание. Все обращения граждан ставятся на контроль, в регистрационной карточке отмечается срок исполнения обращения, проверяется, направлено обращение впервые или повторно, в регистрационной карточке отмечаются предыдущие обращения.
3.3. Направление письменного обращения на рассмотрение.
Основанием для начала административной процедуры является регистрация письменного обращения в департаменте.
Специалист I категории департамента в зависимости от содержания письменного обращения:
- в трехдневный срок направляет обращение с проектом резолюции директору (заместителю директора) департамента;
- в семидневный срок со дня регистрации перенаправляет обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию департамента, в соответствующий орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, для рассмотрения и ответа, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о его переадресации.
В случаях, когда поручение дается двум или нескольким исполнителям, ответственным исполнителем является лицо, указанное в резолюции первым. Ему направляется подлинник обращения и предоставляется право созыва соисполнителей, координации их работы для направления ответа гражданину.
Департамент при переадресации письменного обращения в другой государственный орган, орган местного самоуправления муниципального образования области или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.
Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется. В случае если в соответствии с данным запретом невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.
3.4. Рассмотрение ответственным исполнителем письменного обращения, принятие по нему решения и направление ответа гражданину.
Основанием для начала административной процедуры является направление письменного обращения ответственному исполнителю.
Срок рассмотрения письменного обращения не может превышать 30 дней со дня регистрации в департаменте.
В случае если поставленные в обращении гражданина вопросы не входят в компетенцию департамента, департамент направляет его в семидневный срок со дня регистрации в соответствующий орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, и информирует об этом гражданина.
Обращение гражданина считается разрешенным, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, приняты необходимые меры и дан письменный ответ по адресу, указанному в обращении.
Ответ на обращение подписывается должностным лицом департамента.
Ответ на письменное обращение гражданина, поступившее на адрес электронной почты департамента, направляется в письменном виде.
Сведения о ходе рассмотрения обращения заносятся специалистом I категории в регистрационную карточку в графу "Исполнение".
После окончательного ответа гражданину обращение снимается с контроля, о чем делается отметка в автоматизированной системе регистрации обращений.
3.5. Организация и проведение личного приема граждан в департаменте предусматривает исполнение следующих административных процедур:
- запись на личный прием;
- проведение личного приема;
- рассмотрение письменного обращения гражданина по итогам личного приема, принятие по нему решения и направление ответа.
3.5.1. Запись на личный прием.
Основанием для начала административной процедуры является поступление в департамент устной или письменной заявки на личный прием.
Запись на личный прием осуществляется в соответствии с разделом 2
Административного регламента. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.
При отсутствии в письменной заявке контактного телефона гражданина на его почтовый адрес высылается информация о графике личного приема в департаменте.
В случае отсутствия в назначенный день приема руководителя (командировка и др.), к которому записан на прием гражданин, прием переносится на другой день, о чем гражданин уведомляется заранее.
3.5.2. Проведение личного приема.
При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.
В ходе личного приема в регистрационной карточке письменно фиксируются: дата обращения, персональные данные гражданина (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес), краткое содержание вопроса, фамилия, имя, отчество, должность лица, осуществляющего личный прием. Если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного учета. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов в сроки, установленные Административным регламентом для письменных обращений.
Если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию департамента, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.
В ходе личного приема гражданину может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
3.5.3. Рассмотрение письменного обращения гражданина по итогам личного приема.
Основанием для начала административной процедуры является изложение гражданином по итогам личного приема в письменном виде предложений, направление заявления либо жалобы.
Письменное обращение, принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке, установленном Административным регламентом.
3.6. Специалист I категории департамента организует учет и анализ вопросов, содержащихся в обращениях граждан.
Ежеквартально готовятся статистические данные по обращениям граждан и представляются в отдел по работе с обращениями граждан Правительства области. Информация о работе с обращениями граждан систематически заслушивается у директора департамента.
4. ПОРЯДОК И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗА РАССМОТРЕНИЕМ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
4.1. Контроль за рассмотрением обращений граждан осуществляется в целях обеспечения своевременного и качественного исполнения поручений по обращениям граждан, принятия оперативных мер по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан, анализа содержания поступающих обращений, хода и результатов работы с обращениями граждан.
Контроль за рассмотрением обращений граждан включает:
- постановку поручений по рассмотрению обращений граждан на контроль;
- сбор и обработку информации о ходе рассмотрения обращений;
- подготовку оперативных запросов исполнителям о ходе и состоянии исполнения поручений по обращениям;
- подготовку и обобщение данных о содержании и сроках исполнения поручений по обращениям граждан;
- снятие обращений с контроля.
Контроль за своевременным и полным рассмотрением обращений граждан осуществляется специалистом I категории департамента.
Контролю подлежат все поступившие обращения граждан, подлежащие разрешению.
Постановка на контроль осуществляется при поступлении обращения соответствующему должностному лицу департамента.
Обращения снимаются с контроля, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы, в частности по следующим основаниям:
- направление письменного ответа гражданину на поставленные в его обращении вопросы или предоставление ему разъяснений о порядке защиты его прав и законных интересов (при представлении исполнителем копии ответа гражданину по существу обращения);
- представление исполнителем информации о личном приеме гражданина и решении вопросов, изложенных в его обращении;
- переадресация обращения гражданина в другой государственный орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (исполнителем представляются копии письма о переадресации обращения и копия ответа гражданину).
4.2. Контроль за полнотой и качеством рассмотрения обращений граждан также включает в себя проведение проверок, выявление и устранение нарушений порядка регистрации и рассмотрения обращений граждан.
Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по рассмотрению обращений граждан, и принятием решений специалистами департамента осуществляется должностными лицами департамента путем проверок исполнения положений Административного регламента, нормативных правовых актов Российской Федерации.
Ответственные исполнители несут персональную ответственность за соблюдение сроков и порядка рассмотрения обращений граждан в соответствии с их должностными регламентами.
В случае выявления нарушений прав граждан по результатам проведенных проверок осуществляется привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.3. На основе статистических и аналитических справок по итогам работы с обращениями граждан за истекший квартал, полугодие, год на официальном сайте департамента размещаются материалы о рассмотрении обращений граждан.
5. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) И РЕШЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ (ПРИНЯТЫХ) В ХОДЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
5.1. Действия (бездействие) и решения департамента, осуществляемые (принятые) в ходе рассмотрения обращений граждан, могут быть обжалованы:
- в Правительство Ярославской области;
- в судебном порядке.
5.2. По результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) и решения, осуществляемые (принятые) в ходе рассмотрения обращений граждан, директор департамента определяет меры, которые должны быть приняты с целью устранения допущенных нарушений.
Приложение
к Административному регламенту
ОБЩАЯ БЛОК-СХЕМА
АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРОЦЕДУРЫ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В
ДЕПАРТАМЕНТЕ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ И СПОРТУ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
+----------+
+----------+
+----------+
¦ ¦
+----------+
+----------+
¦Обращение ¦
-+гражданина+-
\ /
\ /
\ /
\ /
\ /
\ /
\/
+-- +-----------------+ ---+ +-----------------+
¦ ¦ Прием и ¦ ¦ +---------------+ Специалист ¦
¦ ¦ регистрация ¦<---+---+ / ¦ I категории ¦
¦ ¦ обращения ¦ ¦ / +-----------------+
¦ +--------+--------+ ¦ /
¦ ¦ ¦ /
¦ ¦ ¦ /
¦ ¦ ¦/
¦ ¦ /¦
¦ ¦ / ¦
¦ ¦ / ¦
¦ ¦ / +- 3 дня
¦ ¦ / ¦
¦ V V ¦ +------------------+
¦ +-----------------+ ¦ ¦- директор ¦
¦ ¦ Направление ¦ ¦ ¦департамента; ¦
¦ ¦ обращения ¦ ¦ -------------+- заместители ¦
¦ ¦ должностному ¦ ¦ / ¦директора ¦
¦ ¦ лицу ¦ ¦ / ¦департамента; ¦
30 дней -+ +--------+--------+ ---+ / ¦- исполнители ¦
¦ ¦ / +------------------+
¦ ¦ /
¦ ¦ /
¦ ¦ /
¦ ¦ /
¦ ¦ /
¦ ¦ /
¦ ¦ /
¦ V V
¦ +-----------------+ +------------------+
¦ ¦ Рассмотрение ¦ ¦ Оформление и ¦
¦ ¦ обращения +---------------------->¦ хранение дела по ¦
¦ +--------+--------+ ¦ обращению ¦
¦ ¦ +------------------+
¦ ¦ /\
¦ V ¦
¦ +-----------------+ +-------+---------+
¦ ¦ Направление ¦ ¦ Специалист ¦
¦ ¦ответа гражданину¦<-----------------------+ I категории ¦
+-- +-----------------+ +-----------------+
+----------+
+----------+
+----------+
¦ ¦
+----------+
+----------+
¦ Ответ ¦
-+гражданину+-
\ /
\ /
\ /
\ /
\ /
\ /
\/