Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Удмуртская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 февраля 2009 г. по делу № А71-13006/2008-А28

Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2009 г.
Полный текст решения изготовлен 20 февраля 2009 г.
Арбитражный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Лепихина Д.Е.,
судей Бушуевой Е.А., Глухова Л.Ю.,
при ведении судьей Лепихиным Д.Е. протокола судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
ООО "Райжилуправление"
к Администрации г. Ижевска
о признании недействующим постановления Администрации г. Ижевска от 13.10.08 г. № 826,
при участии МУ "ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ" и Прокурора Удмуртской Республики,
в присутствии:
от заявителя - представитель Шафигуллин И.Ш., по доверенности, начальник юридического отдела Альмухамедов И.Ш. по доверенности,
от Администрации г. Ижевска - заместитель начальника Управления Шуклина О.Л., по доверенности, заместитель начальника юридического отдела Корытцев А.Е. по доверенности,
от МУ "ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ" - начальник отдела Пузанова И.Р., по доверенности,
от Прокурора Удмуртской Республики - заместитель Прокурора Октябрьского района г. Ижевска Артемьев М.А., по доверенности,

установил:

13 октября 2008 г. Администрацией г. Ижевска принято постановление № 826 "О порядке начисления платы за наем жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности г. Ижевска".

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт "е" пункта 26 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, а не подпункт "е" пункта 24.

Общество с ограниченной ответственностью "Райжилуправление" (в дальнейшем по тексту "Общество") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением (с учетом уточнения) о признании данного постановления недействующим, как несоответствующего части 1 и 2 ст. 44, части 1, 5 и 6 ст. 46, ч. 1 ст. 161, ст. 162, п. 1 ч. 1 ст. 165 Жилищного кодекса РФ, п/п "е" п. 24 постановления Правительства РФ от 13.08.06 г. № 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность". Общество указывает, что оспариваемым постановлением Администрация вмешивается в отношения управляющей компании по управлению многоквартирными домами, что в силу положений Жилищного кодекса РФ не допустимо. По мнению Общества, изъятие у него документов, указанных в оспариваемом постановлении и относящихся к муниципальным квартирам, не допустимо, т.к. у многоквартирного дома в силу положений Жилищного кодекса РФ (п. 9 ст. 161) может быть только одна управляющая компания.
К участию в деле в порядке ч. 5 ст. 52 АПК РФ допущен Прокурор Удмуртской Республики.
Рассмотрение дела начато с самого начала.
Администрация г. Ижевска (в дальнейшем по тексту - "Администрация"), МУ "ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ", Прокурор Удмуртской Республики просят в удовлетворении заявления отказать, указывая на необоснованность доводов Общества и соответствие оспариваемого акта положениям части 1 и 2 ст. 44, части 1, 5 и 6 ст. 46, ч. 1 ст. 161, ст. 162, п. 1 ч. 1 ст. 165 Жилищного кодекса РФ, п/п "е" п. 24 постановления Правительства РФ от 13.08.06 г. № 491, Закону Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, представленные доказательства, проверив оспариваемые положения акта в полном объеме, суд в порядке ч. 4 ст. 170 и ч. 5 ст. 194 АПК РФ установил и пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого органом местного самоуправления, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (п. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.07 г. № 48).
Суд пришел к выводу, что постановление Администрации г. Ижевска от 13 октября 2008 г. № 826 "О порядке начисления платы за наем жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности г. Ижевска", опубликованное в газете "Удмуртская правда" за 28.11.2008 г. (№ 135 (24374)), является нормативным правовым актом.
Оспариваемое постановление имеет следующее содержание:
"В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, по результатам проведенного Администрацией г. Ижевска открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по начислению и учету платы за пользование жилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности г. Ижевска, в 2008 году, руководствуясь Уставом города Ижевска, постановляю:
1. Руководителям организаций, предприятий, управляющим многоквартирными домами г. Ижевска, председателям товариществ собственников жилья:
1.1. Передать МУ "ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" по актам приема-передачи паспортную документацию (поквартирные карточки (действующие и архивные), личные карточки (действующие и архивные), ордера, заявления на регистрацию, документы о признании граждан недееспособными, о назначении опекунства, письма отделов опеки и попечительства, отделов по делам семьи, материнства и детства, школ-интернатов, интернатов и больниц, постановления о снятии служебности и т.д.) на жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности г. Ижевска;
1.2. Прекратить начисление платы за пользование жилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности г. Ижевска (платы за наем), нанимателям с 01.10.2008.
2. МУ "ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" (Фаттахову М.И.):
2.1. Принять по актам приема-передачи паспортную документацию на жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности г. Ижевска, от организаций, предприятий, управляющих многоквартирными домами г. Ижевска и товариществ собственников жилья;
2.2. Организовать начисление платы за пользование жилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности г. Ижевска (платы за наем), доставку платежных документов нанимателям с 01.10.2008;
2.3. Осуществлять регистрацию и снятие с регистрационного учета граждан в соответствии с действующим законодательством;
2.4. Ежемесячно до 28 числа текущего месяца предоставлять организациям, предприятиям, управляющим многоквартирными домами г. Ижевска и товариществам собственников жилья сведения о количественных изменениях в составах семей нанимателей.
3. Начальнику Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска (Маринину И.В.) внести изменения в договоры управления многоквартирными домами, заключенные между управляющими организациями и Администрацией г. Ижевска, в части исключения обязанностей управляющих организаций начисления, сбора, перечисления платы за наем жилых помещений, представления отчетности по расчетам платы за наем, подготовке пакета документов и проекта договора социального найма жилого помещения при смене нанимателя либо состава семьи.
4. Начальнику Управления муниципального жилья Администрации г. Ижевска (Буторину Н.Н.) вести учет поступлений от нанимателей платы за наем жилых помещений.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на и.о. Первого заместителя главы Администрации г. Ижевска Маринина И.В."
Суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление (за исключением п. 2.3) соответствует части 1 и 2 ст. 44, части 1, 5 и 6 ст. 46, ч. 1 ст. 161, ст. 162, п. 1 ч. 1 ст. 165 Жилищного кодекса РФ, п/п "е" п. 24 постановления Правительства РФ от 13.08.06 г. № 491, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
В соответствии с ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:
1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
2) принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им;
3) принятие решений о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме;
4) выбор способа управления многоквартирным домом;
5) другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ч. 1 ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме.
В силу ч. 5 ст. 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
В силу ч. 6 ст. 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Статьей 162 ЖК РФ установлено следующее:
"1. Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в реше нии данного общего собрания.
2. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива, или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
3. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
4. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
5. Договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет, а в случае, указанном в части 5 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не менее чем один год и не более чем три года.
6. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.
7. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
8. Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
8.1. Собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 настоящего Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
8.2. Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора.
9. Управление многоквартирным домом, который находится в собственности жилищного кооператива или в котором создано товарищество собственников жилья, осуществляется с учетом положений разделов V и VI настоящего Кодекса.
10. Управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
11. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 165 ЖК РФ в целях создания условий для управления многоквартирными домами органы местного самоуправления обеспечивают равные условия для деятельности управляющих организаций независимо от организационно-правовых форм.
Согласно п/п "е" п. 24 постановления Правительства РФ от 13.08.06 г. № 491 техническая документация на многоквартирный дом включает в себя иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Все перечисленные нормы (на предмет соответствия которым Общество просит проверить постановление Администрации) регламентируют порядок управления многоквартирным домом.
Отнесение муниципальной собственности к признаваемой и защищаемой на территории Российской Федерации форме собственности закреплено в ч. 2 ст. 8 Конституции РФ.
В силу п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно п/п 1 п. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда.
В силу п/п 1 п. 2 ст. 44 Устава муниципального образования "Город Ижевск" к полномочиям Администрации города по решению вопросов местного значения в области владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом относится решение вопросов от имени муниципального образования "Город Ижевск" по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, порядком и условиями, установленными решениями Городской думы.
Исходя из сравнительного анализа части 1 и 2 ст. 44, части 1, 5 и 6 ст. 46, ч. 1 ст. 161, ст. 162, п. 1 ч. 1 ст. 165 Жилищного кодекса РФ, п/п "е" п. 24 постановления Правительства РФ от 13.08.06 г. № 491 и текста оспариваемого постановления суд приходит к следующим выводам. Перечисленные нормы и постановление регулируют различные общественные отношения. Перечисленные нормы Жилищного кодекса осуществляют правовое регулирование отношений по управлению многоквартирными домами. Оспариваемое постановление осуществляет правовое регулирование отношений по управлению муниципальной собственностью. Цель, которую преследовала Администрация при принятии оспариваемого постановления, - осуществление контроля над муниципальной собственностью, управление такой собственностью. Цель норм Жилищного кодекса (на предмет соответствия которым проверяется постановление) иная - обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Содержание постановления не входит в противоречие с указанными нормами права, в вопросы управления многоквартирными домами не вторгается. Суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление (за исключением п. 2.3) соответствует нормам части 1 и 2 ст. 44, части 1, 5 и 6 ст. 46, ч. 1 ст. 161, ст. 162, п. 1 ч. 1 ст. 165 Жилищного кодекса РФ, п/п "е" п. 24 постановления Правительства РФ от 13.08.06 г. № 491.
В силу ч. 5 ст. 194 АПК РФ арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта.
Во исполнение положения ч. 5 ст. 194 АПК РФ суд приходит к следующим выводам.
Оспариваемым постановлением руководителям организаций, предприятий, управляющим многоквартирными домами г. Ижевска, председателям товариществ собственников жилья вменено в обязанность:
"1.2. Прекратить начисление платы за пользование жилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности г. Ижевска (платы за наем), нанимателям с 01.10.2008.
2. МУ "ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" (Фаттахову М.И.):
2.2. Организовать начисление платы за пользование жилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности г. Ижевска (платы за наем), доставку платежных документов нанимателям с 01.10.2008.
4. Начальнику Управления муниципального жилья Администрации г. Ижевска (Буторину Н.Н.) вести учет поступлений от нанимателей платы за наем жилых помещений".
Согласно п. 3 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ к неналоговым доходам бюджетов относятся доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.
В силу ст. 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 40 Бюджетного кодекса РФ доходы от поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными Бюджетным кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями Бюджетного кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению).
Исходя из содержания перечисленных норм следует, что плата за пользование жилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности, является неналоговым доходом бюджета города Ижевска и подлежит обязательному зачислению в муниципальный бюджет. Бюджетным кодексом РФ не предусмотрено, что администратор дохода местного бюджета вправе передать полномочия по сбору неналогового дохода иному лицу. Администрация не имеет права в силу перечисленных положений Бюджетного кодекса передавать полномочия по сбору платы за пользование жилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности, иным лицам. Оставление за управляющими компаниями возможности сбора такой платы напротив свидетельствовало бы о нарушении Администрацией норм бюджетного законодательства.
На основании изложенного суд в порядке ч. 5 ст. 194 АПК РФ пришел к выводу, что оспариваемое постановление соответствует ст. 62 Бюджетного кодекса РФ.
Суд в порядке ч. 5 ст. 194 АПК РФ приходит к выводу, что п. 2.3 оспариваемого постановления не соответствует Закону Российской Федерации № 5242-1 от 25.06.1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и не действует в данной части исходя из следующего.
Пункт 2.3 постановления имеет следующее содержание:
"2. МУ "ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" (Фаттахову М.И.):
2.3. Осуществлять регистрацию и снятие с регистрационного учета граждан в соответствии с действующим законодательством".
Нормативный правовой акт по своей природе рассчитан не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком. Нормативный правовой акт рассчитан на неоднократное применение, направлен на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Исходя из описанных характеристик, нормативный правовой акт должен содержать в себе ясные, понятные, определенные и недвусмысленные нормы. Формальная определенность норм права предполагает их достаточную четкость, чем обеспечивается их правильное понимание и применение. Расплывчатость нормы права может привести к несогласующемуся с конституционным принципом правового государства произвольному и дискриминационному ее применению.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в определении от 15.01.08 г. № 222-О-О, судебная власть, действующая на основе принципов самостоятельности, справедливого, независимого, объективного и беспристрастного правосудия (статьи 10 и 120 Конституции РФ), в наибольшей мере предназначена для решения задачи устранения неясностей в процессе применения права путем толкования норм.
Суд в рамках данного спора истолковывает п. 2.3 оспариваемого постановления как возлагающий на МУ "ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" безусловную обязанность осуществлять регистрацию и снятие с регистрационного учета граждан.
В силу ст. 4 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в городах органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Из положения ст. 4 Закона следует, что органом регистрационного учета может быть лишь орган исполнительной власти государства. Иное толкование Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения..." является расширительным, что в силу принципов публичного права не допустимо.
МУ "ГЖУ - Управляющая компания в ЖКХ г. Ижевска" к федеральным органам исполнительной власти не относится.
Ссылка Администрации на то, что в п. 2.3 постановления имеется оговорка, что регистрации и снятие с регистрационного учета осуществляются "в соответствии с действующим законодательством" судом не принимается исходя из требований, предъявляемых к пониманию нормативного правового акта.
Ссылка Администрации на постановление Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713 "Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" судом отклоняется. Постановлением утвержден лишь перечень лиц, ответственных за регистрацию. Данные лица не подменяют собой органы регистрационного учета граждан, правами осуществлять регистрацию и снятие с регистрационного учета не обладают.
Госпошлина 2000 руб. с учетом принятого решения в силу ст. 110 АПК РФ подлежит взысканию в возмещение расходов по оплате госпошлины в пользу общества с ограниченной ответственностью "Райжилуправление" с Администрации города Ижевска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 167, 195 АПК РФ, Арбитражный суд

решил:

1. Признать пункт 2.3 постановления Администрации города Ижевска от 13 октября 2008 г. № 826 "О порядке начисления платы за наем жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности г. Ижевска" не соответствующим Закону Российской Федерации № 5242-1 от 25.06.1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и недействующим в данной части.
2. В оставшейся части признать постановление Администрации города Ижевска от 13 октября 2008 г. № 826 "О порядке начисления платы за наем жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности г. Ижевска" соответствующим постановлению Правительства РФ от 13.08.06 г. № 491, Жилищному кодексу Российской Федерации и Бюджетному кодексу Российской Федерации.
3. Взыскать с Администрации города Ижевска в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Райжилуправление" 2000 руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины.
4. Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики вступает в силу немедленно.
5. Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
Д.Е.ЛЕПИХИН

Судьи
Е.А.БУШУЕВА
Л.Ю.ГЛУХОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru