РАЙОННОЕ СОБРАНИЕ
ОЗИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 6 июня 2009 г. № 493
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР
ОЗИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2009 - 2010 ГОДЫ
В целях разработки и реализации системы первоочередных мер и мероприятий по противодействию последствиям финансового кризиса, стабилизации социально-экономического положения в районе, в соответствии с Уставом Озинского муниципального района Саратовской области районное Собрание Озинского муниципального района Саратовской области решило:
1. Утвердить комплексную программу
антикризисных мер Озинского муниципального района Саратовской области на 2009 - 2010 годы, согласно приложению к настоящему решению.
2. Контроль за исполнением настоящего решения оставляю за собой.
3. Настоящее решение вступает в силу с момента его подписания.
Глава
Озинского муниципального района
А.А.ГАЛЯШКИНА
Приложение
к решению
районного Собрания Озинского муниципального района
от 6 июня 2009 г. № 493
Паспорт комплексной программы
антикризисных мер Озинского муниципального района
на 2009 - 2010 годы
+------------+------------------------------------------------------------+
¦Наименование¦Комплексная программа антикризисных мер Озинского¦
¦Программы ¦муниципального района Саратовской области на 2009 - 2010¦
¦ ¦годы ¦
+------------+------------------------------------------------------------+
¦Основание ¦Закон
Саратовской области "О прогнозировании и программах¦
¦для ¦социально-экономического развития в Саратовской области ¦
¦разработки ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦
+------------+------------------------------------------------------------+
¦Заказчик ¦Администрация Озинского муниципального района Саратовской¦
¦Программы ¦области ¦
+------------+------------------------------------------------------------+
¦Разработчики¦Отделы администрации Озинского муниципального района ¦
¦Программы ¦ ¦
+------------+------------------------------------------------------------+
¦Цели и ¦Цель 1. Разработка и реализация системы первоочередных мер и¦
¦задачи ¦мероприятий по противодействию последствиям финансового¦
¦Программы ¦кризиса, стабилизации социально-экономического положения¦
¦ ¦района, обеспечение синхронизации антикризисных действий¦
¦ ¦федерального, регионального и муниципального уровней власти ¦
¦ ¦Задачи: ¦
¦ ¦- стимулирование внутреннего спроса и поддержка реального¦
¦ ¦сектора экономики; ¦
¦ ¦- снижение напряженности на рынке труда, содействие¦
¦ ¦эффективной занятости; ¦
¦ ¦- выполнение социальных обязательств Правительства области,¦
¦ ¦оказание мер социальной поддержки. ¦
¦ ¦Цель 2. Выработка и реализация системы мер по выходу из¦
¦ ¦кризиса и обеспечению экономического роста. ¦
¦ ¦Задачи: ¦
¦ ¦- поддержка инвестиционной деятельности организаций; ¦
¦ ¦- стимулирование внешнеэкономической деятельности и¦
¦ ¦межрегионального сотрудничества ¦
+------------+------------------------------------------------------------+
¦Сроки ¦2009 - 2010 годы ¦
¦реализации ¦ ¦
¦Программы ¦ ¦
+------------+------------------------------------------------------------+
¦Исполнители ¦Отраслевые учреждения района (по согласованию),¦
¦основных ¦территориальные органы федеральных органов исполнительной¦
¦мероприятий ¦власти (по согласованию), администрация Озинского¦
¦Программы ¦муниципального района ¦
+------------+------------------------------------------------------------+
¦Ожидаемые ¦1. Стабилизация объемов производства всех видов промышленной¦
¦результаты ¦деятельности, стимулирование развития малого бизнеса. ¦
¦Программы ¦2. Сохранение объема работ в строительном комплексе района,¦
¦ ¦в том числе за счет реализации федеральных целевых программ,¦
¦ ¦освоения средств на капитальный ремонт жилого фонда района. ¦
¦ ¦3. Удержание показателя регистрируемой безработицы на уровне¦
¦ ¦не выше 2,8 процента от экономически активного населения. ¦
¦ ¦4. Выполнение в полном объеме, обязательств по социальному¦
¦ ¦обеспечению населения, принятых Правительством области ¦
+------------+------------------------------------------------------------+
¦Система ¦Контроль за исполнением Программы осуществляет рабочая¦
¦организации ¦группа по стабилизации социально-экономического положения¦
¦контроля за ¦района в связи с финансовым кризисом при администрации¦
¦исполнением ¦муниципального Озинского района, отдел экономики¦
¦Программы ¦администрации Озинского муниципального района ¦
+------------+------------------------------------------------------------+
Введение
В настоящей Программе осуществлен комплексный анализ проявлений последствий мирового финансового и экономического кризиса на территории Озинского муниципального района, определена система программных мероприятий по достижению поставленных целей и задач.
Программой установлены механизмы синхронизации антикризисных мер с областным уровнем власти.
1. Экономическая ситуация, обоснование необходимости
решения проблем программными методами
На протяжении 2008 года экономика Озинского муниципального района показывала положительную динамику своего развития. По многим основным показателям складывались темпы роста.
Выполнение основных целевых ориентиров, установленных на 2008 год, оценивается как успешное.
+----------------------------------------+----------------+---------------+
¦ Показатели ¦ Единица ¦ 2008 год ¦
¦ ¦ измерения +--------+------+
¦ ¦ ¦Целевой ¦ Факт ¦
¦ ¦ ¦ориентир¦ ¦
+----------------------------------------+----------------+--------+------+
¦Промышленное производство ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+----------------+--------+------+
¦Объем отгруженных товаров собственного ¦ млн. руб. ¦ 163,3 ¦ 167,1¦
¦производства, выполнено работ и услуг +----------------+--------+------+
¦собственными силами ¦% к предыдущему ¦ 133,9 ¦ 136,9¦
¦ ¦ году ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+----------------+--------+------+
¦Сельское хозяйство ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+----------------+--------+------+
¦Продукция сельского хозяйства в ¦ млн. руб. ¦ 840,5 ¦ 666,3¦
¦хозяйствах всех категорий +----------------+--------+------+
¦ ¦% к предыдущему ¦ 123,4 ¦ 104 ¦
¦ ¦ году ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+----------------+--------+------+
¦Услуги ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+----------------+--------+------+
¦Объем платных услуг ¦ млн. руб. ¦ 94,5 ¦ 95,3¦
¦ +----------------+--------+------+
¦ ¦% к предыдущему ¦ 121,3 ¦ 122,4¦
¦ ¦ году ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+----------------+--------+------+
¦Рынок товаров и услуг ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+----------------+--------+------+
¦Оборот общественного питания ¦ млн. руб. ¦ 8,6 ¦ 6,4¦
¦ +----------------+--------+------+
¦ ¦% к предыдущему ¦ 123,8 ¦ 91,6¦
¦ ¦ году ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+----------------+--------+------+
¦Оборот розничной торговли ¦ млн. руб. ¦ 494,5 ¦ 504,1¦
¦ +----------------+--------+------+
¦ ¦% к предыдущему ¦ 129,3 ¦ 131,8¦
¦ ¦ году ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+----------------+--------+------+
¦Денежные доходы и расходы населения ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+----------------+--------+------+
¦Среднедушевые денежные доходы населения ¦ в % к ¦ 119,9 ¦ 175,1¦
¦ ¦предыдущему году¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+----------------+--------+------+
¦Величина прожиточного минимума в среднем¦ руб. ¦ - ¦4203 ¦
¦на душу населения в месяц ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+----------------+--------+------+
¦Труд и занятость ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------------------------------+----------------+--------+------+
¦Уровень зарегистрированной безработицы ¦ % ¦ 2,2 ¦ 2,2¦
+----------------------------------------+----------------+--------+------+
¦Среднемесячная зарплата одного работника¦ рублей ¦ 6356 ¦7647,4¦
+----------------------------------------+----------------+--------+------+
Промышленное производство в районе по итогам 2008 года сохранило динамичное развитие. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, составил 167,1 млн. рублей или 136,9 процента в действующих ценах к уровню 2007 года. Индекс промышленного производства достиг уровня 109,9. Предприятиями промышленности произведено 65,3 тыс. тонн извести (122 % к уровню 2007 года), 181,7 тыс. тонн мела (111 % к уровню 2007 года), 131,3 тонн хлеба и хлебобулочных изделий (в 2,5 раза превышает уровень 2007 года).
Сельское хозяйство. Объем производства продукции сельского хозяйства в 2008 году составил 666,3 млн. рублей с темпом роста - 104 %, валовой сбор зерна - более 44,4 тыс. тонн зерна (104 %), мяса - 5,1 тыс. тонн (103,2 %), молока - 21,3 тыс. тонн (109,0 %), яиц - 8072 тыс. штук (99,1 %).
К уровню 2007 года во всех категориях хозяйств отмечается рост поголовья животных: КРС и овец - на 5 %, лошадей - на 12 %, птицы - 17 %.
Объем инвестиций в основной капитал по итогам года достиг 75,9 млн. рублей с ростом - 169,4 % к уровню 2007 года при средне российском темпе роста 109,1 процента.
Годовой объем работ по наиболее кредитозависимому виду деятельности "Строительство", достиг 44,5 млн. рублей, рост составил 166 % к уровню 2007 года.
Ввод в эксплуатацию жилья составил более 5,6 тыс. кв. м, что на 81,4 процента больше чем в 2007 году. В 2008 году завершена газификация Озинского муниципального района. За год газифицировано 6 объектов соцсферы, 35 квартир, проложено 39,5 км. газопроводов.
Превышены целевые ориентиры по обороту розничной торговли и платных услуг.
В 2008 году розничный товарооборот достиг величины - 504,1 млн. руб., рост составил 131,8 %.
Объем платных услуг вырос за год на 22 % и составил 95,3 млн. руб.
Потребительские цены на товары и платные услуги населению по району выросли на 11,7 процента (в 2007 году - на 11,8 процента).
На протяжении всего 2008 года наблюдался рост цен на основные виды продуктов питания, так за год мясо крупного рогатого скота подорожало на 35,5 %, сахар на 12,1 %, молоко на 15,7 %, крупы, в среднем на 15 %. Тем не менее, на 13 % снизились цены на масло растительное, на 17 % на сыры, незначительно подешевели овощи.
Среднедушевые доходы населения составили 4709,5 рубля и увеличились на 73,6 процента по сравнению с 2007 годом.
Средний размер месячной пенсии вырос к соответствующему периоду прошлого года на 21,7 процента и составил 3647 рублей при величине прожиточного минимума пенсионера IV квартала 2008 года - 3374 рубля.
Среднемесячная заработная плата за 2008 год достигла величины 7647,4 рубля, рост за год составил 148,3 %.
Коэффициент смертности в 2008 году составил 13,3 человека на 1000 жителей против 11,2 человека на 1000 жителей в 2007 году.
Уровень рождаемости составил 15 человек на 1000 жителей, что соответствует уровню 2007 года.
Среднесписочная численность работников предприятий в 2008 году составила 4981 человек, что на 12 процентов выше уровня 2007 года.
На 1 января 2009 года численность официально зарегистрированных безработных в районе составила 307 человек или 2,2 процента от населения, находящегося в трудоспособном возрасте.
2. Общая характеристика кризисных явлений
в банковском обслуживании
2.1. Первые проявления кризиса
Начиная с сентября 2008 года, кредитные организации постепенно меняют условия кредитования предприятий: ужесточаются требования к залогу, сокращаются сроки предоставляемых кредитов и увеличиваются процентные ставки.
В банковском секторе Саратовской области во второй половине 2008 года проявились следующие негативные процессы:
- повышение процентных ставок по кредитам;
- замораживание и резкое сокращение кредитных программ для финансирования инвестиционных проектов, кредитования крупных поставщиков, ипотечных и потребительских кредитов населения;
- сокращение операций на рынке межбанковского кредитования, выразившееся в снижении количества межбанковских сделок и общей их суммы.
В отличие от многих регионов России, в Саратовской области, благодаря предпринятым мерам, количественный состав региональных банков за кризисный период не изменился.
Неблагоприятные изменения на финансовых рынках во второй половине 2008 года практически не оказали влияния на ситуацию в банковском секторе Озинского района. Прирост вкладов за сентябрь 2008 года составил 6,5 млн. руб., за октябрь - 8,2 млн. руб., за ноябрь 4,9 млн. руб., за декабрь - 5,4 млн. руб.
По итогам 2008 года и 1 квартала 2009 года кредитные вложения банковского сектора Озинского района сохранили положительную динамику.
Сумма выданных кредитов за 2008 год составила 94,9 млн. руб. (94 % к уровню 2007 года). Просроченная задолженность по кредитам за 2008 год снизилась на 298 тыс. руб. и составила на 01.01.2009 872 тыс. руб.
Объем выданных кредитов за 1 квартал 2009 года составил 3,9 млн. руб., (22 % к уровню 2007 года). Просроченная задолженность по кредитам за 1 квартал текущего года сократилась на 8,5 %.
Кредиты на покупку жилья за 2008 год составили 15,8 млн. руб., за 1 квартал 2009 года - 1,1 млн. руб. (на 26,1 % ниже аналогичного периода 2008 года), что было обусловлено ужесточением процедур скоринга, а также усилением рисков, связанных с возможностью существующих и потенциальных заемщиков обеспечить график платежей в условиях осложнения ситуации на рынке труда.
2.2. Возможные угрозы
Несмотря на стабилизировавшуюся к концу 2008 года ситуацию в банковском секторе, как в области, так и в Озинском районе, общие тенденции развития финансового кризиса могут негативно влиять на качество и объем предоставляемых банковских услуг.
Основными угрозами развития банковского сектора будут являться:
- плавная девальвация национальной валюты, сокращение объемов рублевых депозитных счетов, перевод свободных денежных средств в иностранную валюту;
- снижение уровня ликвидности предприятий реального сектора экономики из-за сокращения общего спроса, обесценивания имущества, снижения объемов производства и, как следствие, увеличение просроченной задолженности и сокращение денежных средств на расчетных счетах предприятий.
3. Кризисные проявления в экономической
и социальной сферах района
3.1. Промышленность
Начиная с октября 2008 года, последствия мирового финансового кризиса проявились в снижении объемов производства и отказе от ранее намеченных планов по ряду предприятий промышленности Озинского муниципального района.
В большей мере негативному влиянию кризиса подверглось предприятие ООО "Силикат". Индекс промышленного производства на данном предприятии в ноябре по отношению к октябрю 2008 года снизился на 25,4 процента. В декабре к ноябрю индекс снизился еще на 60,0 процента. В декабре 2008 года работал один из двух цехов предприятия.
В январе 2009 года продолжилось падение объемов производства, вызванное, прежде всего, вынужденным простоем предприятий стройиндустрии.
3.2. Строительство
Строительная отрасль с ее длительным циклом производства, в наибольшей мере зависящая от кредитных ресурсов, одна из первых подверглась влиянию последствий финансового кризиса.
На территории района в основном ведется индивидуальное жилищное строительство и строительство магазинов индивидуальными предпринимателями.
По итогам 1 квартала 2009 года наблюдается рост основных показателей индивидуального строительства (129 % к уровню 1 квартала 2008 года).
Большой рост по жилищному строительству в 2008 году произошел в связи с вводом в эксплуатацию двух многоквартирных (36 и 39 квартир) домов ведомственного жилого фонда межрайонного отдела "Озинки" пограничной службы ФСБ России.
3.3. Транспорт
Транспортный комплекс является наименее кредитозависимым сектором экономики. Однако специфика транспортной отрасли заключается в значительном влиянии работы предприятий реального сектора экономики на показатели объема грузоперевозок.
Процессы рецессии в сфере промышленности, строительства, сельского хозяйства и ряда иных отраслей повлияли на значительное (в среднем на 26 - 38 процентов, по ряду предприятий до 70 процентов) снижение объема грузоперевозок.
В 2009 году прогнозируется продолжение наметившихся тенденций.
В меньшей степени кризисные явления проявились в области пассажирских перевозок. Снижение объемов пассажирских перевозок в районе не наблюдается.
Кроме того, в отличие от грузовых перевозок, пассажирские имеют специфическую особенность в виде зависимости от бюджетного финансирования. За счет бюджетных средств компенсируются убытки, перевозка льготных категорий пассажиров.
3.4. Агропромышленный комплекс
В первую очередь финансовый кризис затронул сельскохозяйственные предприятия, специализирующиеся на производстве и реализации зерновых культур. Это связано с низкими ценами, сложившимися на рынке сельскохозяйственной продукции.
Тем не менее, сохранилась позитивная динамика физических объемов всех видов продукции сельскохозяйственного производства, темпов роста, улучшились в сравнении с прошлым годом финансовые результаты сельскохозяйственных предприятий (прибыль увеличилась на 5 % к уровню 2007 года). Уровень рентабельности сельскохозяйственных предприятий составил в 2008 году +48 % (91 % к уровню 2007 года).
Для проведения весенне-полевых работ сельхозтоваропроизводителям района недостаточно собственных средств, они вынуждены изыскивать дополнительные источники денежных поступлений. В то же время снизился объем предоставляемых банками кредитов, ужесточились требования к предоставляемому залоговому обеспечению, отмечается рост процентных ставок по выдаваемым банками кредитам. Все это препятствует кредитованию сельхозтоваропроизводителей.
Участие сельхозтоваропроизводителей в государственной закупочной интервенции решает задачу повышения реализационной цены на зерно и увеличения объема выручки. Однако, сельхозтоваропроизводители района не могут принять участие в интервенции в связи с тем, что элеватор, расположенный на территории Озинского муниципального района не аккредитован. Транспортировка зерна на аккредитованные элеваторы связана с большими затратами.
Ежедневный мониторинг деятельности предприятий АПК свидетельствует, что отсутствует угроза резкого снижения объемов производства. Факты увольнения в связи с сокращением рабочих мест, перевод работников на неполную занятость не наблюдаются.
На период проведения полевых работ в ряде хозяйств имеются вакансии механизаторов.
3.5. Торговля
Розничная торговля в Озинском муниципальном районе является также кредитозависимым сектором экономики. Ее оборот за 2008 год составил 504,1 млн. рублей, рост за год составил 131,8 %. Начало финансового кризиса в прошлом году не успели существенно затронуть торговлю в районе.
На территории Озинского муниципального района отсутствуют сетевые торговые компании, поэтому поставка товаров в торговые объекты производится оптовиками из близлежащих районов и областного центра. С сентября 2008 года на прилавках магазинов наблюдается снижение ассортимента дорогостоящих товаров и продуктов питания.
Несмотря на трудности, предприятия торговли не намерены сворачивать свою деятельность, напротив, за 2008 год введены в эксплуатацию еще пять новых магазинов, из них два цветочных, два магазина верхней одежды, один продовольственный. Открылась аптека. Рыночная торговля промышленной группой товаров не выдерживает конкуренции с благоустроенными магазинами, поэтому часть предпринимателей вынуждена поменять профиль деятельности или перейти в арендованные помещения.
Даже в период сложных экономических условий, действующие торговые объекты не заявляют о возможном сокращении рабочих мест либо прекращении своей деятельности. В некоторых предприятиях торговли и общественного питания имеются свободные вакансии.
На рынках района продолжается практика предоставления бесплатных торговых мест для продавцов продукции, выращенной собственными силами.
Регулярно (еженедельно) проводятся ярмарки, на которых население имеет возможность по доступным ценам приобрести овощи и фрукты, реализовать излишки продукции с личного подворья.
Благодаря разработанной районной концепции развития потребительского рынка и проведению постоянного мониторинга розничных цен, в настоящее время удается удерживать уровень цен на хлеб пшеничный, муку, сахар, масло растительное, макаронные изделия.
Малые предприятия торговли в сложившихся экономических условиях работают в обычном режиме: сокращения персонала, продолжительности рабочего времени и уменьшения заработной платы не планируется.
Этому способствует ряд факторов.
Во-первых, малые предприятия потребительского рынка приобретают товар для последующей реализации, как правило, с предоплатой или за наличный расчет.
Во-вторых, многие малые предприятия осуществляют свою деятельность в собственных помещениях, не прибегая к услугам аренды.
В-третьих, штатная численность этих предприятий невелика.
Однако, повышение кредитных ставок, может повлечь за собой рост цен на товары. Кроме того, ослабление курса рубля приведет к увеличению цен на импортные товары или на товары, произведенные с привлечением импортных компонентов.
В 2009 году на фоне ожидаемого снижения покупательской способности населения, вследствие сокращения персонала и изменения режима работы в других отраслях экономики, а также увеличения розничных цен, прогнозируется снижение темпов роста оборота розничной торговли. Кроме того, на росте товарооборота отрицательно скажется снижение объемов потребительского кредитования.
Ожидается снижение инвестиционной активности в сфере потребительского рынка: открытие новых магазинов, кафе и столовых может быть отложено ввиду ограниченности средств.
Динамика оборота розничной торговли будет определяться покупательской способностью населения и увеличением цен на товары.
3.6. Бюджет
Исполнение бюджета в течение 2008 года осуществлялось в условиях сохранения сложившихся в последние годы позитивных тенденций в развитии экономики района. В консолидированный бюджет района поступило 77,9 млн. рублей налоговых и других обязательных платежей.
Кризисные проявления в финансово-экономической сфере к концу года не имели ярко выраженного характера в замедлении темпов роста доходных поступлений в бюджет района.
Изменение тенденций в поступлении доходов бюджета обусловило внесение корректив в исполнение расходной части бюджета. Объем расходов консолидированного бюджете района составил по итогам 2008 года 283,4 млн. рублей при запланированных 192,9 млн. руб.
В полном объеме без образования кредиторской задолженности, были обеспечены финансированием все социально значимые расходы.
При формировании бюджетных параметров на 2009 год акцент был сделан на недопущение сокращения первоочередных расходов бюджета с учетом динамики налоговых поступлений при консервативном сценарии развития экономики. В полном объеме предусмотрены ассигнования на исполнение ранее установленных публичных нормативных обязательств, коммунальные платежи, оплату труда работников бюджетной сферы. Учтены дополнительные расходы на введение с 1 января 2009 года новых отраслевых систем оплаты труда работникам муниципальных учреждений. В целом, указанные меры должны способствовать поддержанию потребительского спроса работников.
В целях оптимизации бюджетных расходов принято распоряжение главы администрации муниципального района от 30 октября 2008 г. № 581-р "Об оптимизации численности работников муниципальных учреждений Озинского района" по сокращению с 1 января 2009 года штатной численности муниципальных учреждений и расходов на ее содержание.
3.7. Рынок труда
За последние годы рынок труда в Озинском муниципальном районе находится в стабильном состоянии.
В течение 2008 года численность безработных сократилась на 30,1 % в результате выполнения мероприятий по содействию занятости населения:
+------------------------------------------------------+-------+----+-----+
¦ Мероприятия ¦Задание¦Факт¦ % ¦
+------------------------------------------------------+-------+----+-----+
¦Количество трудоустроенных, человек ¦ 630 ¦635 ¦100,8¦
+------------------------------------------------------+-------+----+-----+
¦Направлено на обучение ¦ 22 ¦ 23 ¦104,5¦
+------------------------------------------------------+-------+----+-----+
¦Направлено на общественные работы ¦ 100 ¦118 ¦118 ¦
+------------------------------------------------------+-------+----+-----+
¦Трудоустроено несовершеннолетних ¦ 145 ¦165 ¦113,8¦
+------------------------------------------------------+-------+----+-----+
¦Трудоустроено безработных, испытывающих трудности в¦ ¦ ¦ ¦
¦поиске работы ¦ 6 ¦ 6 ¦100 ¦
+------------------------------------------------------+-------+----+-----+
¦Количество участников Программы "Первое рабочее место"¦ 3 ¦ 5 ¦166,7¦
+------------------------------------------------------+-------+----+-----+
¦Финансовая помощь на открытие собственного дела ¦ 1 ¦ 1 ¦100 ¦
+------------------------------------------------------+-------+----+-----+
Затраты на реализацию мероприятий составили 5,4 млн. рублей.
Результаты анализа годовых макропоказателей в целом отражают устойчивое социально-экономическое развитие и достигнутый рост к уровню 2007 года.
Вместе с тем, имеет место отклонение от установленных целевых ориентиров за счет снижения темпов роста в 4 квартале 2008 года по отдельным параметрам развития (по объемам промышленного производства, строительства). Остановка ряда производств, замораживание намеченных инвестиционных проектов, переход на неполную занятость и процессы высвобождения работников практически во всех отраслях и сферах деятельности свидетельствуют о проявлении системных проблем, связанных с последствиями финансового кризиса.
С конца 2008 года сохраняется тенденция к снижению численности, занятых в экономике района. По состоянию на 01.01.2009 на режим неполной занятости переведены 282 человек, из них: 230 человек - на режим неполного рабочего дня, 21 - на режим неполной рабочей недели, 31 - вынужденно находятся в отпусках без сохранения заработной платы.
Разрешение проблем требует их изучения в разрезе видов деятельности, выявления механизмов развития кризисных явлений, постановки целей и приоритетных задач. Поскольку проблемы носят межотраслевой характер, затрагивают все сферы социально-экономического развития, решение их не может быть достигнуто через реализацию отдельных отраслевых программ. Требуется разработка единой комплексной программы, включающей систему разно уровневых мер, увязанную по исполнителям, ресурсам и срокам реализации, учитывающей программные мероприятия федерального Правительства.
Сложность и уникальность решаемых проблем предопределяет включение в программу мероприятий совместных действий органов власти, банковского сектора и других хозяйствующих субъектов.
+-----------------------------------------------------+-------------------+
¦ Показатели ¦Прогноз на 2009 год¦
+-----------------------------------------------------+-------------------+
¦Объем отгруженных товаров собственного производства,¦ ¦
¦выполнено работ и услуг собственными силами, тыс.¦ ¦
¦руб. ¦ 203456 ¦
+-----------------------------------------------------+-------------------+
¦Объем продукции сельского хозяйства, тыс. руб. ¦ 853400 ¦
+-----------------------------------------------------+-------------------+
¦Прибыль сельхозпредприятий, тыс. руб. ¦ 20329 ¦
+-----------------------------------------------------+-------------------+
¦Оборот розничной торговли, тыс. руб. ¦ 597175 ¦
+-----------------------------------------------------+-------------------+
¦Оборот общественного питания, тыс. руб. ¦ 9760 ¦
+-----------------------------------------------------+-------------------+
¦Объем платных услуг, тыс. руб. ¦ 113908 ¦
+-----------------------------------------------------+-------------------+
¦Фонд заработной платы, тыс. руб. ¦ 574570 ¦
+-----------------------------------------------------+-------------------+
¦Денежные доходы на душу населения, тыс. руб. ¦ 48,8 ¦
+-----------------------------------------------------+-------------------+
4. Цели, задачи Программы, сроки реализации
Первая цель Программы. Выработка и реализация системы первоочередных мер и мероприятий по противодействию последствиям финансового кризиса, стабилизации социально-экономического положения района, обеспечение синхронизации антикризисных действий федерального, регионального и местного уровней власти.
Задачами по реализации цели являются:
- стимулирование внутреннего спроса и поддержка реального сектора экономики;
- снижение напряженности на рынке труда, содействие эффективной занятости;
]]>¦ ¦Саратовской области на 2006¦ ¦согласованию); ¦ ¦
¦ ¦- 2010 годы", направленных¦ ¦ГУП СО "Облводоресурс", ¦ ¦
¦ ¦на оптимизацию расходов¦ ¦(по согласованию); ¦ ¦
¦ ¦энергосберегающих ¦ ¦ООО "Жилкострой" (по ¦ ¦
¦ ¦организаций и предприятий¦ ¦согласованию) ¦ ¦
¦ ¦жилищно-коммунального ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦комплекса ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+----------+------------------------+------------------------+
¦17.¦Рассмотрение вопросов¦ежеме- ¦отдел архитектуры, ¦Обеспечение устойчивой ¦
¦ ¦оплаты за поставляемые¦сячно ¦строительства, ЖКХ ¦работы ТЭК Озинского ¦
¦ ¦топливо - энергетические¦ ¦администрации ¦района ¦
¦ ¦ресурсы на районной¦ ¦муниципального района ¦ ¦
¦ ¦комиссии по оплате за ТЭР¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятиями, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организациями и населением¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Озинского района ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+----------+------------------------+------------------------+
¦18.¦Проведение экспертизы¦По мере ¦отдел архитектуры, ¦Установление ¦
¦ ¦расчетных материалов,¦поступ- ¦строительства и ЖКХ ¦экономически ¦
¦ ¦предоставляемых ¦ления ¦администрации ¦обоснованных тарифов, ¦
¦ ¦организациями коммунального¦ ¦муниципального района ¦оптимизация расходов на ¦
¦ ¦комплекса, для установления¦ ¦ ¦производство и ¦
¦ ¦тарифов на услуги¦ ¦ ¦реализацию коммунальных ¦
¦ ¦водоснабжения, ¦ ¦ ¦услуг ¦
¦ ¦водоотведения, вывоз и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦утилизацию ТБО, содержание¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и текущий ремонт¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦муниципального жилого фонда¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+----------+------------------------+------------------------+
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
¦ 1.5. Развитие малого бизнеса ¦
+---+---------------------------+----------+------------------------+------------------------+
¦19.¦Выполнение мероприятий,¦ 2009 - ¦администрация ¦Создание условий для ¦
¦ ¦включенных в районную¦2010 года ¦муниципального района ¦свободной реализации ¦
¦ ¦целевую программу "Развитие¦ ¦ ¦гражданами своих прав на¦
¦ ¦малого предпринимательства¦ ¦ ¦выбор сферы приложения ¦
¦ ¦в Озинском районе на 2008 -¦ ¦ ¦труда ¦
¦ ¦2010 годы" ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+----------+------------------------+------------------------+
¦20.¦Оказание содействия¦ 2009 - ¦администрация ¦Проведение ¦
¦ ¦субъектам малого¦2010 года ¦муниципального района ¦информационной и ¦
¦ ¦предпринимательства при¦ ¦ ¦разъяснительной работы ¦
¦ ¦создании собственного¦ ¦ ¦при оформлении заявки ¦
¦ ¦бизнеса в рамках реализации¦ ¦ ¦для получения субсидии ¦
¦ ¦ОЦП
"Развитие малого и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦среднего ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предпринимательства в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Саратовской области на 2008¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- 2010 годы" ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+----------+------------------------+------------------------+
¦21.¦Расширение банковской сети¦ 2009 год ¦администрация ¦Увеличение доступа ¦
¦ ¦на территории¦ ¦муниципального района, ¦субъектов малого ¦
¦ ¦муниципального района ¦ ¦ОАО "Россельхозбанк" (по¦предпринимательства к ¦
¦ ¦ ¦ ¦согласованию) ¦кредитным ресурсам ¦
+---+---------------------------+----------+------------------------+------------------------+
¦ 2. Выполнение социальных обязательств ¦
+---+---------------------------+----------+------------------------+------------------------+
¦22.¦Обеспечение жильем¦ II - IV ¦отдел архитектуры, ¦Решение жилищных ¦
¦ ¦отдельных категорий граждан¦ квартал ¦строительства, ЖКХ ¦вопросов 6 молодых семей¦
¦ ¦ ¦2009 года ¦администрации ¦работников бюджетной ¦
¦ ¦ ¦ ¦муниципального района ¦сферы - 2 за счет всех ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦источников ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦финансирования ¦
+---+---------------------------+----------+------------------------+------------------------+
¦23.¦Выявление семей,¦ 2009 - ¦УСЗН Озинского района; ¦Снижение социальной ¦
¦ ¦оказавшихся в трудной¦2010 годы ¦(по согласованию); ¦напряженности ¦
¦ ¦жизненной ситуации, в связи¦ ¦учреждения социальной ¦ ¦
¦ ¦с кризисными явлениями, и¦ ¦направленности района ¦ ¦
¦ ¦разработка комплекса мер,¦ ¦(по согласованию) ¦ ¦
¦ ¦направленных на преодоление¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦семьей трудной жизненной¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ситуации, включая выделение¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦адресной социальной помощи¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и экстренное социальное¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сопровождение семей,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦попавших в трудную¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦жизненную ситуацию ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+----------+------------------------+------------------------+
¦24.¦Выявление потребности и¦ I - 2 ¦ГУ ЦЗН Озинского района ¦трудоустройства граждан,¦
¦ ¦организация общественных¦ квартал ¦(по согласованию) ¦в том числе стажировок¦
¦ ¦работ, временного¦2009 года ¦ ¦для 7 выпускников¦
¦ ¦трудоустройства, стажировки¦- 2010 год¦ ¦образовательных ¦
¦ ¦в целях приобретения опыта¦ ¦ ¦учреждений ¦
¦ ¦работы безработных граждан,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦граждан, ищущих работу,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦включая выпускников¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательных учреждений,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦а также работников,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦находящихся под угрозой¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦массового увольнения, с¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦частичным возмещением¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦затрат работодателям на¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦заработную плату работников¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и начислений на фонд оплаты¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦труда за счет субсидий из¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦федерального бюджета и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средств областного бюджета ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+----------+------------------------+------------------------+
¦25.¦Оказание будущим¦ II - IV ¦ГУ ЦЗН Озинского района ¦Содействие развитию ¦
¦ ¦предпринимателям ¦ кварталы ¦(по согласованию) ¦малого ¦
¦ ¦консультативной, правовой,¦2009 года ¦ ¦предпринимательства и ¦
¦ ¦организационной, ¦ ¦ ¦организация ¦
¦ ¦профориентационной и¦ ¦ ¦самозанятости 500 ¦
¦ ¦финансовой помощи в виде¦ ¦ ¦безработных граждан ¦
¦ ¦разовой выплаты,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦причитающегося пособия по¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦безработице, на возмещение¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦части расходов по¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предпринимательской ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности, в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦соответствии с¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦представленным ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бизнес-планом ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+----------+------------------------+------------------------+
¦ 3. Снижение напряженности на рынке труда, содействие занятости населения ¦
+---+---------------------------+----------+------------------------+------------------------+
¦26.¦Разработка порядка¦ май 2009 ¦ГУ ЦЗН Озинского района ¦Увеличение количества ¦
¦ ¦выделения финансовых¦ года ¦(по согласованию) ¦малых предприятий ¦
¦ ¦средств на организацию¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦самозанятости безработных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦граждан и развитие малого¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предпринимательства ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+----------+------------------------+------------------------+
¦27.¦Оказание адресной поддержки¦По мере ¦ГУ ЦЗН Озинского района ¦Повышение мотивации к ¦
¦ ¦2 гражданам, включая¦поступ- ¦(по согласованию) ¦трудоустройству, ¦
¦ ¦организацию их переезда в¦ления ¦ ¦стимулирование ¦
¦ ¦другую местность, для¦обращений ¦ ¦закрепления работника на¦
¦ ¦замещения рабочих мест ¦ ¦ ¦предприятии, создание ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦условий перехода ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦работника на стабильное ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦рабочее место ¦
+---+---------------------------+----------+------------------------+------------------------+
¦28.¦Организация ¦ II - IV ¦ГУ ЦЗН Озинского района ¦Снижение социальной ¦
¦ ¦профессионального ¦ кварталы ¦(по согласованию) ¦напряженности ¦
¦ ¦образования, ¦2009 года ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональной подготовки¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и переподготовки незанятого¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦населения ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+----------+------------------------+------------------------+
¦ 4. Оказание мер социальной поддержки граждан ¦
+---+---------------------------+----------+------------------------+------------------------+
¦29.¦Своевременное возмещение¦ежеме- ¦УСЗН Озинского района ¦Эффективность ¦
¦ ¦расходов ресурсоснабжающих¦сячно ¦(по согласованию); ¦расходования бюджетных ¦
¦ ¦организаций за поставленные¦ ¦ресурсоснабжающие ¦средств. Снижение ¦
¦ ¦топливно-энергетические ¦ ¦организации (по ¦необоснованных расходов ¦
¦ ¦ресурсы льготным категориям¦ ¦согласованию) ¦по оплате ¦
¦ ¦граждан и принятие¦ ¦ ¦топливно-энергетических ¦
¦ ¦оперативных мер по¦ ¦ ¦и коммунальных ресурсов ¦
¦ ¦недопущению задолженности¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦за жилищно-коммунальные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦услуги ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+----------+------------------------+------------------------+
¦30.¦Оказание адресной поддержки¦по мере ¦УСЗН Озинского района ¦Материальная поддержка ¦
¦ ¦1200 малоимущим семьям и ¦поступ- ¦(по согласованию) ¦семей, оказавшихся в ¦
¦ ¦одиноко проживающим ¦ления ¦ ¦трудной жизненной ¦
¦ ¦гражданам ¦обращений ¦ ¦ситуации ¦
+---+---------------------------+----------+------------------------+------------------------+
¦31.¦Оказание получателям мер¦по мере ¦УСЗН Озинского района¦Информирование населения¦
¦ ¦социальной поддержки¦поступ- ¦(по согласованию) ¦об антикризисных ¦
¦ ¦консультативной, правовой,¦ления ¦ ¦мероприятиях ¦
¦ ¦и организационной помощи в¦обращений ¦ ¦ ¦
¦ ¦рамках антикризисных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мероприятий ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+----------+------------------------+------------------------+
¦32.¦Оказание мер социальной¦ежеме- ¦УСЗН Озинского района¦Исполнение в полном ¦
¦ ¦поддержки отдельным¦сячно ¦(по согласованию) ¦объеме социальных ¦
¦ ¦категориям граждан ¦ ¦ ¦обязательств ¦
+---+---------------------------+----------+------------------------+------------------------+
¦33.¦Выявление семей,¦ 2009 - ¦ГУ ЦЗН Озинского района ¦Снижение социальной¦
¦ ¦оказавшихся в трудной¦2010 годы ¦(по согласованию) ¦напряженности ¦
¦ ¦жизненной ситуации, в связи¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦с кризисными явлениями,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦происходящими в экономике,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и разработки комплекса мер,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦направленных на преодоление¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦семьей трудной жизненной¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ситуации, включая выделение¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦адресной социальной помощи¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и экстренное социальное¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сопровождение семей,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦попавших в трудную¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦жизненную ситуацию ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+----------+------------------------+------------------------+
¦34.¦Проведение ежемесячного¦Ежене- ¦УСЗН Озинского района ¦Отслеживание динамики ¦
¦ ¦мониторинга основных¦дельно ¦(по согласованию) ¦исполнения основных ¦
¦ ¦показателей оказания мер¦ ¦ ¦социальных мер поддержки¦
¦ ¦социальной поддержки¦ ¦ ¦граждан ¦
¦ ¦гражданам и числа обращений¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦получателей пособий,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦компенсаций, социальных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выплат ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+----------+------------------------+------------------------+
¦ 5. Развитие внешнеэкономической деятельности и межрегионального сотрудничества ¦
+---+---------------------------+----------+------------------------+------------------------+
¦35.¦Подготовка площадок для¦ 2009 - ¦администрация ¦Стимулирование ¦
¦ ¦осуществления ¦2010 годы ¦муниципального района ¦инвестиционной ¦
¦ ¦инвестиционных проектов в¦ ¦ ¦деятельности в районе ¦
¦ ¦реальном секторе экономики ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+----------+------------------------+------------------------+
¦ 6. Стимулирование кредитной активности банков ¦
+---+---------------------------+----------+------------------------+------------------------+
¦36.¦Разработка и внедрение¦Постоянно ¦Дергачевское отделение ¦Повышение кредитной ¦
¦ ¦механизмов стимулирования¦ ¦сбербанка № 3968 (по ¦активности банка ¦
¦ ¦населения района к¦ ¦согласованию) ¦ ¦
¦ ¦безналичным расчетам по¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оплате товаров и услуг с¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использованием банковских¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦карт ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+----------+------------------------+------------------------+
¦37.¦Проведение разъяснительной¦Постоянно ¦Дергачевское отделение ¦Повышение кредитной ¦
¦ ¦работы с населением через¦ ¦сбербанка № 3968 (по ¦активности банка ¦
¦ ¦средства массовой¦ ¦согласованию) ¦ ¦
¦ ¦информации, информирование¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦о ситуации в банковском¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦секторе ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+----------+------------------------+------------------------+
¦ 7. Мониторинг социально-экономической ситуации ¦
+---+---------------------------+----------+------------------------+------------------------+
¦38.¦Формирование и поддержка в¦Постоянно ¦отдел делопроизводства и¦Оперативное ¦
¦ ¦актуальном режиме¦ ¦технического обеспечения¦информирование населения¦
¦ ¦информационного раздела по¦ ¦администрации ¦района о ¦
¦ ¦освещению мероприятий,¦ ¦муниципального района ¦социально-экономической ¦
¦ ¦проводимых администрацией¦ ¦ ¦ситуации и мерах по ее ¦
¦ ¦муниципального района с¦ ¦ ¦стабилизации ¦
¦ ¦целью минимизации¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦последствий мирового¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономического кризиса на¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦территории района ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+----------+------------------------+------------------------+
¦39.¦Проведение еженедельного¦постоянно ¦рабочая группа по ¦Оперативное выявление ¦
¦ ¦мониторинга проявлений¦ ¦стабилизации ¦кризисных ситуаций; ¦
¦ ¦финансового кризиса в¦ ¦социально-экономического¦информирование ¦
¦ ¦экономической, финансовой и¦ ¦положения в Озинском ¦областного оперативного ¦
¦ ¦социальной сферах района ¦ ¦районе в связи с ¦штаба; выработка мер ¦
¦ ¦ ¦ ¦финансовым кризисом при ¦реагирования ¦
¦ ¦ ¦ ¦администрации ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦муниципального района ¦ ¦
+---+---------------------------+----------+------------------------+------------------------+
¦40.¦Проведение ежемесячного¦постоянно ¦отдел экономики ¦Представление информации¦
¦ ¦мониторинга основных¦ ¦администрации ¦о динамике основных ¦
¦ ¦параметров ¦ ¦муниципального района ¦макропоказателей ¦
¦ ¦социально-экономического ¦ ¦ ¦социально-экономического¦
¦ ¦развития района по видам и¦ ¦ ¦развития района ¦
¦ ¦сферам деятельности ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+----------+------------------------+------------------------+
¦41.¦Проведение ежемесячного¦постоянно ¦отдел экономики ¦Оперативное выявление ¦
¦ ¦мониторинга ситуации по¦ ¦администрации ¦кризисных ситуаций в ¦
¦ ¦проявлению финансового¦ ¦муниципального района ¦банковской сфере ¦
¦ ¦кризиса в банковском¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦секторе на основании¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оперативной информации¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кредитных организаций,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦расположенных на территории¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦района ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------+----------+------------------------+------------------------+