Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ
от 23 июля 2009 г. по делу № 3-117-09

Именем Российской Федерации

Пермский краевой суд в составе председательствующего Лядовой Л.И., с участием прокурора Сеневой А.М., представителей ООО "Первый спортивный клуб" Медведевой М.В., Марьиной Ю.В., представителей Правительства Пермского края Лузиной Т.О., Маматовой Л.Х., при секретаре Буренкове И.Г. рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми 23 июля 2009 года дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Первый спортивный клуб" о признании недействующим Постановления Правительства Пермского края от 15.06.2007 № 119-п:

установил:

Правительством Пермского края принято Постановление от 15.06.2007 № 119-п "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия города Перми", которое было опубликовано в "Российской газете" № 132 за 22.06.2007.
Общество с ограниченной ответственностью "Первый спортивный клуб" обратилось в суд с заявлением о признании данного Постановления Правительства Пермского края недействующим, указав в обоснование своего требования, что является собственником земельного участка под малую трибуну и тренировочное поле, категория земель: земли населенных пунктов, общей площадью 766,16 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 95б. На указанном земельном участке находилось 3-этажное кирпичное здание спортивно-оздоровительного центра.
В целях наиболее эффективного использования земельного участка обществом было принято решение о сносе 3-этажного кирпичного здания и строительстве нового объекта недвижимости. Однако согласно письму ГКУК "Пермский краевой научно-производственный центр по охране памятников" от 07.04.2009 Постановлением Правительства Пермского края № 119-п от 15.06.2007 утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия города Перми согласно приложению, которое в тексте публикации не приводится. В соответствии с указанным Постановлением земельный участок по адресу: ул. Куйбышева, 95б отнесен к зоне охраняемого природного ландшафта Л-2, что исключает возможность использования земельного участка под строительство объектов недвижимости.
По мнению заявителя, Постановление Правительства Пермского края от 15.06.2007 № 119-п не соответствует п. 3 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
На момент принятия оспариваемого Постановления Правительства порядок разработки и утверждения зон охраны объектов культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон Правительством Российской Федерации утвержден не был.
При принятии Постановления публичные слушания не проводились, интересы собственников земельных участков (права владения и пользования которых после принятия указанного Постановления были ограничены) не учитывались в нарушение ст. 28 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона № 73-ФЗ заключение историко-культурной экспертизы является основанием для установления зоны охраны объекта культурного наследия.
На момент принятия Постановления порядок проведения историко-культурной экспертизы объектов экспертизы, в том числе зон охраны объектов культурного наследия, Правительством Российской Федерации установлен не был.
В отношении проектов зон охраны объектов - земельного участка по адресу: ул. Куйбышева, 95б экспертиза не проводилась.
Поскольку ни законодательством Российской Федерации, ни законодательством Пермского края вопрос об установлении зон охраны объектов культурного наследия не отнесен к полномочиям губернатора Пермского края или Правительства Пермского края, оспариваемое Постановление принято Правительством края с превышением полномочий.
Приложение Постановления, являющееся составной частью нормативного правового акта, содержащее границы зон охраны объектов культурного наследия города Перми, в установленном законом порядке опубликовано не было.
В судебном заседании представитель ООО "Первый спортивный клуб" Марьина Ю.В. заявление поддержала, указав, что Постановление Правительства Пермского края № 119-п является недействующим по трем основаниям: нарушена процедура публикации нормативного правового акта; отсутствует положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы, обязательность которого установлена ст. 30-32 ФЗ "Об объектах культурного наследия"; оспариваемый акт не содержит режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах охранных зон, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 № 315 является обязательным.
Представитель ООО "Первый спортивный клуб" Медведева М.В., поддержав заявленные требования, пояснила, что без проведения повторной экспертизы невозможно установить, были ли устранены замечания в экспертном заключении по проекту зон охраны объектов культурного наследия города Перми. На строительство объекта капитального строительства на земельном участке, расположенного по адресу: ул. Куйбышева, 95б, собственником которого является общество, департаментом планирования и развития территории г. Перми было выдано разрешение от 08.08.2007. Ознакомиться с оригиналом карты зон охраны объектов культурного наследия общество не имело возможности, т.к. в этом было отказано, рекомендовано обратиться к Правилам землепользования и застройки города Перми. Документы были получены только по запросу Арбитражного суда. Земельный участок общества не относится к зоне охраняемого ландшафта.
Представитель Правительства Пермского края Маматова Л.Х., действующая по доверенности, не согласившись с заявлением ООО "Первый спортивный клуб", указала, что порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации, однако на момент принятия оспариваемого Постановления такого нормативного акта не было. В соответствии с п. 1 ст. 63 Федерального закона 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации" необходимо было руководствоваться Положением об охране и использовании памятников истории и культуры. На момент принятия Постановления Правительства Пермского края вопрос установления зон охраны объектов культурного наследия был отнесен к полномочиям субъекта Российской Федерации и регулировался нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации, что не противоречит ст. 72 Конституции РФ. По поводу экспертного заключения имеются документы по предмету устранения отмеченных замечаний по проекту зон охраны объектов культурного наследия г. Перми. Опубликование оспариваемого Постановления было официальным в "Российской газете" с указанием, где можно ознакомиться с приложением, которое является очень большим по объему. В зоне Л-2 разрешено строительство объектов, но малых форм. Дополнительно оспариваемое Постановление с картой проекта зон охраны объектов культурного наследия города Перми было опубликовано в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края № 23 от 13.07.2009.
Представитель Правительства Пермского края Лузина Т.О., не согласившись с заявлением, указала, что заявителем не представлено доказательств того, что ему было отказано в ознакомлении с картой зон охраны объектов культурного наследия. Процедура принятия Постановления Правительством Пермского края была соблюдена, поскольку имелось положительное экспертное заключение по проекту зон охраны объектов культурного наследия города Перми.
Заслушав пояснения представителей ООО "Первый спортивный клуб", Правительства Пермского края, заключение участвующего в деле прокурора Сеневой А.М., полагавшей, что заявленные требования не основаны за законе, суд не находит оснований к удовлетворению заявления ООО "Первый спортивный клуб".
Согласно пункту "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения субъектами Российской Федерации издаются законы, которые не могут противоречить положениям федерального законодательства.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
При этом согласно данной норме границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного значения), режимы использования земель и строительные регламенты в границах данных зон в отношении объектов культурного наследия и местного значения утверждаются в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации 26.04.2008 принято Постановление № 315 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", которым установлен соответствующий порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия и требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон.
Однако оспариваемое Постановление Правительства Пермского края было принято 15.06.2007.
На момент принятия указанного Постановления на территории Пермского края действовал Закон Пермской области от 20.03.1997 № 675-99 "Об историко-культурно-природном наследии населения Пермской области". Статьей 9 Закона установлено, что полномочия по принятию нормативных актов, определяющих порядок создания, ликвидации объектов наследия, их выявление, изучение, реставрацию, восстановление, использование, охрану и учет объектов культурного наследия, принадлежат губернатору Пермской области.
В соответствии с Указом губернатора Пермского края от 21.08.2006 № 154 "О разграничении полномочий между губернатором Пермского края, Правительством Пермского края и исполнительными органами государственной власти Пермского края" полномочия губернатора Пермского края были переданы Правительству Пермского края.
Основанием для принятия Постановления Правительства от 15.06.2007 послужил разработанный научно-производственной и проектной фирмой "ЭНКО", имеющей лицензию от 16.06.2000, согласно договору № ЭП-404/01 от 30.01.2001 проект зон охраны объектов культурного наследия г. Перми и доработанный по дополнительному соглашению № 5 к договору № ЭП-300/99.
Проект согласован с уполномоченным органом - управлением культуры Пермского края, а также с Министерством культуры Российской Федерации.
Порядок установления зон охраны памятников истории и культуры республиканского и местного значения определен ст. 34 Закона РСФСР от 15.12.1978 (ред. от 25.06.2002) "Об охране и использовании памятников истории и культуры".
С доводом заявителя о том, что проект зон охраны объектов культурного наследия не был согласован с Всероссийским обществом по охране памятников истории и культуры, суд не может согласиться, поскольку подобного согласования в отношении памятников истории и культуры регионального значения не требуется.
Таким образом, оспариваемое Постановление принято Правительством Пермского края в пределах своих полномочий.
Не является основанием к признанию недействующим Постановления Правительства Пермского края от 15.06.2007 отсутствие до принятия указанного нормативного акта заключения государственной историко-культурной экспертизы проекта зон охраны объекта культурного наследия, поскольку порядок проведения такой экспертизы, как это предусмотрено пунктом 3 ст. 30 Федерального закона № 73-ФЗ, до настоящего времени Правительством Российской Федерации не принят.
Оспариваемое Постановление в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 24.07.2006 № 3-п "О порядке вступления в силу актов Правительства Пермского края, актов председателя Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края и о порядке опубликования актов Правительства Пермского края, актов исполнительных органов государственной власти Пермского края" было опубликовано в официальном печатном издании "Российская газета" № 132 от 22.06.2007 с указанием, что с приложением можно ознакомиться по адресу: ул. Ленина, 232, к. 402, телефон 212-54-11.
Кроме того, Постановление Правительства Пермского края с проектом зон охраны объектов культурного наследия (границы зон охраны) было повторно опубликовано в Бюллетене законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края № 27 (53) от 13.07.2009.
В том случае, когда нормативный правовой акт был опубликован не полностью (например, без приложений) и оспаривается в той части, которая была официально опубликована, порядок опубликования не может признаваться нарушением по мотиву опубликования нормативного правового акта не в полном объеме (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48).
Оспариваемое заявителями Постановление Правительства Пермского края и приложение об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия города Перми взаимосвязаны и взаимообусловлены и представляют собой единое целое - нормативный правовой акт. Оспариваемое Постановление без приложения к нему не подлежит применению. В свою очередь, границы зон охраны объектов культурного наследия города Перми без утверждения его постановлением Правительства Пермского края не порождает правовых последствий. Факт соответствия приложения об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия города Перми федеральному законодательству судом установлен.
Руководствуясь ст. 194-199, ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

Обществу с ограниченной ответственностью "Первый спортивный клуб" отказать в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления Правительства Пермского края от 15.06.2007 № 119-п "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия города Перми".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения - 27 июля 2009 года.

Председательствующий п.п.
Л.И.ЛЯДОВА

Судья
Л.И.ЛЯДОВА



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru