Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пензенская область


ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ
от 17 апреля 2009 г. № 7-5-82-2009

О СОСТОЯНИИ ЗАКОННОСТИ И ПРАКТИКЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В 1 КВАРТАЛЕ 2009 ГОДА

Главному федеральному инспектору
по Пензенской области
Фомину В.В.

Проведенное прокуратурой Пензенской области обобщение показало, что вопрос соблюдения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов по-прежнему сохраняет актуальность.
В 1 квартале 2009 года органами прокуратуры области было выявлено 311 нарушений закона при реализации каждого из приоритетных национальных проектов, с целью устранения которых принесено 17 протестов, внесено 150 представлений, по результатам рассмотрения которых 78 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, в суды предъявлено 6 заявлений, о недопустимости нарушения закона предостережено 3 должностных лица. По постановлениям прокурора к административной ответственности привлечено 3 лица. По материалам общенадзорных проверок возбуждено 19 уголовных дел.
ПНП "Здоровье".
В отчетном периоде неединичный характер носили нарушения законодательства при реализации приоритетного национального проекта "Здоровье".
Так, в ряде случаев муниципальными учреждениями здравоохранения нарушались права медицинских работников на получение дополнительного вознаграждения, связанного с выполнением государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.
Например 24 февраля 2009 года в МУЗ "Башмаковская ЦРБ" из Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области поступили денежные средства на указанные выплаты участковым врачам-терапевтам, врачам-педиатрам, врачам общей практики и их медицинским сестрам.
Однако в нарушение требований статьи 136 ТК РФ и коллективного договора с работниками учреждения выплата данных денежных средств была произведена не в день выплаты заработной платы (28.02.2009), а лишь 6 марта 2009 года.
В связи с выявленными нарушениями прокурором Башмаковского района главному врачу МУЗ "Башмаковская ЦРБ" 17.03.2009 внесено представление, которое находится в стадии рассмотрения.
В текущем году были выявлены факты несвоевременной оплаты услуг по медицинской помощи, оказанной муниципальными учреждениями здравоохранения женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в первый год жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет.
Так, муниципальным учреждением здравоохранения "Бековская ЦРБ" в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 № 987 "О порядке финансового обеспечения в 2008 - 2010 годах расходов на оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет" счета на оплату указанных услуг были представлены в Пензенское региональное отделение Фонда социального страхования РФ направлен со значительным нарушением сроков, установленных названным Постановлением Правительства РФ. Причиной этого стал несвоевременный расчет учреждением суммы данной оплаты.
В результате этого по состоянию на 1 марта 2009 года не были оплачены вышеуказанные услуги, оказанные МУЗ "Бековская ЦРБ" в декабре 2008 года и январе 2009 года.
С целью устранения выявленных нарушений прокурором Бековского района главному врачу МУЗ "Бековская ЦРБ" внесено представление, в котором поставлен вопрос о дисциплинарной ответственности виновных лиц. Представление находится в стадии рассмотрения.
Более того, в ряде случаев несвоевременное перечисление денежных средств на указанные цели было связано с неисполнением органами местного самоуправления возложенных на них обязанностей.
Например, в декабре 2008 года, а также в январе - феврале 2009 года Пензенским региональным отделением Фонда социального страхования РФ на расчетный счет МУЗ "Каменская ЦРБ" было перечислено 1051 тыс. рублей на оплату услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, в период родов и в послеродовой период, а также диспансерному (профилактическому) наблюдению детей, поставленных в первый год жизни в возрасте до трех месяцев на диспансерный учет.
Однако в связи с несвоевременным открытием Управлением финансов Каменского района соответствующего расчетного счета до марта 2009 года больница не имела возможности использовать указанные денежные средства, в том числе на выплаты медицинским работникам за оказанные услуги.
С целью устранения выявленных нарушений каменским межрайонным прокурором Главе администрации Каменского района внесено представление, которое находится в стадии рассмотрения.
Прокурором Колышлейского района были выявлены факты, когда денежные средства, полученные МУЗ "Колышлейская ЦРБ" на основании родовых сертификатов, распределялись между работниками больницы с нарушением требований действующего законодательства.
Например, в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 № 987, Приказа Минздравсоцразвития РФ от 05.02.2008 № 51н больницей в ряде случаев не начислялись денежные средства врачам-анестезиологам, медицинским сестрам, принимавшим непосредственное участие при оказании медицинской помощи женщинам во время родов. Само распределение денежных средств между медицинским персоналом проводилось без учета фактически отработанного времени. Кроме того, больницей допускались нарушения требований Федерального закона "О бухгалтерском учете" при учете медицинского оборудования, приобретенного на средства, полученные в качестве оплаты за родовые сертификаты.
С целью устранения указанных нарушений прокурором Колышлейского района главному врачу МУЗ "Колышлейская ЦРБ" и Главе администрации Колышлейского района внесены два представления, которые находятся в стадии рассмотрения.
Муниципальным учреждением здравоохранения "Сердобская ЦРБ им. А.И. Настина" денежные средства в сумме 155,8 тыс. рублей, полученные в качестве оплаты за родовые сертификаты, были направлены на оплату труда медицинским работникам за организацию работы с родовыми сертификатами, которые не принимали непосредственное участие в оказании медицинской помощи женщинам в период беременности, в период родов и послеродовой период.
Кроме того, руководством больницы не было обеспечено ведение раздельного учета по каждому из видов талона родовых сертификатов.
С целью устранения выявленных нарушений, их причин и условий, им способствующих, прокурором Сердобского района главному врачу внесено представление, в котором поставлен вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Представление находится в стадии рассмотрения.
По-прежнему муниципальными учреждениями здравоохранения допускаются нарушения порядка учета и хранения родовых сертификатов.
Так, в нарушение требований Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 № 987, Приказа Минздравсоцразвития РФ от 28.11.2005 № 701 родовые сертификаты в МУЗ "Городищенская ЦРБ" сейф, где хранились родовые сертификаты, не был опечатан, в корешках родовых сертификатов отсутствовали подписи женщин о получении сертификатов на руки.
По результатам проверки прокурором Городищенского района 17.03.2009 главному врачу МУЗ "Городищенская ЦРБ" внесено представление, которое находится в стадии рассмотрения.
Аналогичные нарушения выявлены прокурором Пачелмского, Шемышейского районов, которым главным врачам центральных районных больниц внесены представления. Представления находятся в стадии рассмотрения.
В текущем периоде 2009 года также допускались факты несвоевременной выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения.
Так, Постановлением Правительства Пензенской области от 14.02.2008 № 96-пП (с последующими изменениями) "О порядке, размере и условиях осуществления в 2008 и 2009 годах денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи, работающим в муниципальных учреждениях здравоохранения Пензенской области", принятом во исполнение постановлений Правительства РФ от 15.12.2007 № 871 и от 31.12.2008 № 1088, предусмотрено, что денежная выплата производится в день выплаты заработной платы, установленный правилами внутреннего трудового распорядка учреждения здравоохранения, коллективным договором, трудовым договором, исходя из фактически отработанного времени в календарном месяце, но не более установленной выше суммы денежной выплаты на одного работающего.
В нарушение указанных требований, а также статьи 136 ТК РФ денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи в МУЗ "Малосердобинская ЦРБ" за январь 2009 года были произведены 16 февраля 2009 года, в то время как коллективным договором окончательный срок выплаты заработной платы в учреждении определен 11 числа каждого месяца.
С целью устранения выявленных нарушений прокурором Малосердобинского района главному врачу МУЗ "Малосердобинская ЦРБ" внесено представление, которое находится в стадии рассмотрения.
Аналогичные нарушения выявлены прокурорами Башмаковского, Лопатинского районов, которыми главным врачам муниципальных учреждений здравоохранения внесены представления. В настоящее время данные представления находятся в стадии рассмотрения.
Неединичные нарушения допускаются при проведении дополнительной иммунизации населения в муниципальных образовательных учреждениях. В частности, в нарушение требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также принятых в его исполнение Санитарных правил 3.1.2.1319-03 "Профилактика гриппа" в учетные формы медицинской документации муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения № 138 г. Пензы не в полном объеме заносятся сведения о выполненных прививках. Кроме того, учреждением нарушались требования санитарных правил о порядке дезинфекции различных объектов, в том числе прививочных кабинетов.
Аналогичные нарушения выявлены еще в четырех образовательных учреждениях г. Пензы.
По результатам проверки прокурором Октябрьского района г. Пензы руководителям названных образовательных учреждений, а также начальнику Управления образования г. Пензы внесены представления, которые находятся в стадии рассмотрения.
Всего в сфере реализации ПНП "Здоровье" за 1 квартал 2008 года выявлено 48 нарушений закона, с целью устранения которых внесено 24 представления, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 15 лиц, в суд направлено 2 заявления.
По постановлениям прокурора 2 лица привлечены к административной ответственности.
ПНП "Образование".
Неединичный характер в отчетном периоде носили факты несвоевременной выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководства.
Например, 143 педагогическим работникам образовательных учреждений в Бековском районе в нарушение требований Закона Пензенской области от 17.01.2006 № 952-ЗПО (с последующими изменениями) "О порядке, размерах и условиях выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных учреждений Пензенской области" названное вознаграждение за январь 2009 года было выплачено позже установленного срока более чем на две недели.
С целью устранения выявленных нарушений прокурором Бековского района Главе администрации района внесено представление, которое находится в стадии рассмотрения.
Нарушения сроков выплаты вознаграждений за выполнение функций классного руководства выявлены также в Лопатинском, Сердобском и других районах Пензенской области. По всем фактам прокурорами внесены представления об устранении нарушений закона. Кроме того, прокурором Сердобского района в интересах трех педагогических работников в суд предъявлены заявления о взыскании невыплаченного им вознаграждения, которые рассмотрены и удовлетворены.
В Лопатинском районе вознаграждение за выполнение функций классного руководства выплачивалось в пяти образовательных учреждениях района без учета фактически отработанного педагогическими работниками времени.
По результатам проверки прокурором Лопатинского района директорам указанных учреждений внесено пять представлений, которые рассмотрены и удовлетворены, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
В ходе проведенных в текущем периоде 2009 года органами прокуратуры Пензенской области проверок были выявлены неединичные факты нарушения закона при заключении, а также контроле исполнения муниципальных контрактов, заключенных победителями конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.
Так, МОУ СОШ № 48 г. Пензы в нарушение требований заключенного с ООО "Мир стекла" 27.11.2008 контракта на поставку стекла на общую сумму 31986,5 рублей, предусматривающего авансовый платеж в размере 30 процентов от общей стоимости заказа, 09.12.2008 перечислило на счет поставщика в качестве аванса всю сумму по контракту. При этом обществом поставка стекла была осуществлена лишь 16.12.2008.
06.11.2008 МОУ СОШ № 10 был заключен контракт с ООО "Пензенский учколлектор" на поставку спортивного инвентаря. В соответствии с условиями контракта поставщик был обязан поставить покупателю товар в срок до 31 декабря 2008 года. Пунктом 8.3 контракта за несвоевременную поставку товара была предусмотрена неустойка в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки исполнения обязательств.
ООО "Пензенский учколлектор" поставка товара была осуществлена лишь в 2009 году, т.е. с нарушением срока, установленного контрактом. Однако учреждением мер, направленных на взыскание с общества неустойки за несвоевременное исполнение контракта, принято не было.
Кроме того, учреждением оплата по данному договору произведена в полном объеме до его исполнения обществом, в то время как в соответствии с условиями договора размер авансовых платежей не мог превышать 30 процентов от общей стоимости заказа.
Аналогичные нарушения были выявлены и в деятельности МОУ СОШ № 45 г. Пензы.
По данным фактам прокурором Железнодорожного района г. Пензы директорам названных школ внесены представления, которые находятся в стадии рассмотрения.
Проведенные органами прокуратуры области проверки показали, что органами местного самоуправления и муниципальными образовательными учреждениями надлежащим образом не исполняются возложенные на них полномочия по организации перевозок детей школьными автобусами.
Например, в Городищенском районе в нарушение п. 5.23 Приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 "Об утверждении положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами" комиссионное обследование состояния автомобильных дорог, пунктов посадки и высадки детей с привлечением органов ГИБДД и дорожных организаций не проводится, на маршрутах специальные остановочные знаки с указанием времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей, не установлены.
Прокурором района в адрес начальника отдела образования и Главы администрации Городищенского района внесены представления, которые находятся в стадии рассмотрения.
Аналогичные нарушения были выявлены прокурорами Иссинского и других районов, которыми внесены представления об устранении нарушений закона.
В отчетном периоде по-прежнему неединичный характер носили факты неэффективного использования образовательными учреждениями учебного и учебно-наглядного оборудования, полученного в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование".
Так, в муниципальных образовательных учреждениях средняя общеобразовательная школа № 1 и № 2 р.п. Пачелма имели место факты выхода на сайты, содержащие несовместимую с задачами образования информацию.
По результатам проверки прокурором Пачелмского района директорам названных школ внесены представления, которые находятся в стадии рассмотрения.
В МОУ СОШ с. Наровчат часть оборудования кабинета технологии в учебном процессе не использовалась. В МОУ СОШ с. Вьюнки, МОУ СОШ с. Наровчат, МОУ СОШ с. Паны Наровчатского района большинство из компьютеров в классе информатики не имели выход в сеть "Интернет".
С целью устранения выявленных нарушений прокурором Наровчатского района внесено представление, которое находится в стадии рассмотрения.
Всего в сфере ПНП "Образование" за истекший период 2009 года выявлено 137 нарушений закона, с целью устранения которых внесено 81 представление, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 44 лица, объявлено 2 предостережения, в суд направлено 3 заявления.
ПНП "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
В отчетном периоде распространенный характер носили нарушения законодательства при реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".
Так, повсеместно органами местного самоуправления муниципальные целевые программы, принятые во исполнение подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище", не были приведены в соответствие с изменениями, внесенными в Постановление Правительства РФ от 13.05.2006 № 285 "Об утверждении правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" Постановлением Правительства РФ от 27.01.2009 № 36.
На незаконные положения названных программ прокурорами принесены протесты, которые находятся в стадии рассмотрения.
Органами местного самоуправления по-прежнему допускаются нарушения при приеме документов, ведении личных дел участников названной подпрограммы, а также при принятии решений о признании молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий для целей участия в Программе.
Например, в нарушение требований названного Постановления Правительства РФ от 13.05.2006 № 285 (с последующими изменениями), семья Бабышкиных была признана участницей Программы в отсутствие документов, подтверждающих признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Заявление семьи Панкратовых об участии в Программе Администрацией Кузнецкого района было рассмотрено с нарушением установленного названным Постановлением 10-дневного срока.
В ряде случаев Администрацией Кузнецкого района от семей, желающих стать участниками Программы, принимались документы, не заверенные в установленном порядке либо не отвечающие требованиям закона.
По результатам проверки прокуратурой Кузнецкого района Главе администрации Кузнецкого района внесено представление, которое находится в стадии рассмотрения.
Прокуратурой области проделана определенная работа по исполнению указания первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 04.02.2008 № 73/2-12-2008 "О мерах по защите прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства".
Как и прежде, в прокуратуру области из контролирующих органов на постоянной основе поступает информация о выявленных нарушениях прав граждан в указанной сфере, налажено взаимодействие с Общественной организацией "Ассоциация потребителей Пензенской области", а также антикризисной группой по работе с пострадавшими вкладчиками и дольщиками Пензенского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия".
Прокуратурой области и гор(рай)прокурорами на постоянной основе проводятся проверки исполнения законодательства в указанной сфере.
В ходе осуществления прокурорского надзора за соблюдением прав граждан - участников долевого строительства нарушений законодательства в деятельности органов местного самоуправления при выделении земельных участков для строительства многоквартирных жилых домов, оформлении и выдаче разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию в отчетном периоде не выявлялось.
В то же время, были выявлены неединичные факты нарушения прав граждан - участников долевого строительства при заключении и исполнении договоров долевого участия в строительстве.
Так, проведенной прокуратурой Железнодорожного района г. Пензы совместно со специалистами-экспертами Управления Роспотребнадзора по Пензенской области проверкой соблюдения ООО "Артстрой", осуществляющего на территории Железнодорожного района г. Пензы жилищное строительство, норм действующего законодательства было установлено, что заключаемые обществом с гражданами договоры участия в долевом строительстве ущемляют установленные законами и иными правовыми актами Российской Федерации права потребителей.

]]>
Например, в нарушение части 2 ст. 782 ГК РФ пунктом 10.4 договора № ОР-ДУ-6/41 участия в долевом строительстве жилого дома, заключенного ООО "Артстрой" с гр. Климовым С.Ю., было предусмотрено, что при досрочном расторжении договора по инициативе застройщика последний обязан вернуть сумму денежных средств, фактически внесенных участником долевого строительства в соответствии с настоящим договором, в течение 60 банковских дней с момента расторжения договора, а в иных случаях досрочного расторжения - в срок, предусмотренный действующим законодательством РФ.
Кроме того, определенный договором № ОР-ДУ-6/41 срок возврата денежных средств застройщиком не соответствовал сроку, установленному п. 5 ст. 9 названного Закона № 214-ФЗ, который составляет 10 рабочих дней со дня расторжения договора.
Согласно пункту 10.5 анализируемого договора № ОР-ДУ-6/41 при его досрочном расторжении по инициативе участника долевого строительства с последнего удерживается 3% от стоимости договора, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
Данное условие противоречило требованиям части 1 ст. 782 ГК РФ и ст. 32 Закона РФ "О защите прав потребителей", согласно которым заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Неправомерно также было установление застройщиком размера такого удержания в процентах, поскольку этот размер не может быть известен заранее и должен строго соответствовать понесенным застройщиком в связи с расторжением данного договора расходам.
Прокурором района в отношении генерального директора ООО "Артстрой" Хилько С.А. 12.01.2009 было вынесено постановление о возбуждении дела об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которое направлено для рассмотрения в Управление Роспотребнадзора по Пензенской области. По результатам его рассмотрения 04.03.2009 назначено наказание в виде штрафа в размере 1,5 тыс. рублей.
Аналогичные нарушения были выявлены прокурором ЗАТО г. Заречного при заключении муниципальным предприятием "Ремонтно-строительный комбинат" договоров долевого участия в строительстве с гражданами.
В связи с изложенным прокурором ЗАТО г. Заречного руководителю предприятия 19.03.2009 внесено представление, а также возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.8 КоАП РФ, которое в настоящее время не рассмотрено.
Проведенной прокуратурой Ленинского района г. Пензы проверкой было установлено, что сроком сдачи 1 очереди 10-этажного жилого дома, расположенного по адресу ул. Свердлова/Гоголя в г. Пензе, по договорам участия в долевом строительстве ООО "Пензпромстрой" определило 2 квартал 2008.
Однако в последующем срок сдачи в эксплуатацию данного жилого дома был перенесен ООО "Пензпромстрой" на 4 квартал 2008 года. Разрешение на ввод жилого дома в эксплуатацию было получено предприятием 31.12.2008.
Однако в нарушение части 3 ст. 6 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" ООО "Пензпромстрой" не направило за два месяца до истечения срока сдачи объекта в эксплуатацию участникам долевого строительства соответствующую информацию и предложение об изменении договора.
С целью устранения выявленных нарушений прокурором Ленинского района г. Пензы в адрес генерального директора ОАО "Пензпромстрой" 05.02.2009 внесено представление. 26.02.2009 представление рассмотрено и удовлетворено.
В ходе проведенных в 1 квартале 2009 года прокуратурой Пензенской области проверок были выявлены факты неэффективной работы и нарушения закона в деятельности органов Роспотребнадзора и Инспекции госстройнадзора в части исполнения полномочий по контролю за объектами, для строительства которых привлекаются денежные средства граждан.
Так, проверка, проведенная прокуратурой области в Инспекции государственного строительного надзора Департамента градостроительства Пензенской области, показала, что имеют место нарушения при выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.
Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54.
Пунктом 16 названного Положения предусмотрено после завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства проведение органом государственного строительного надзора проверки (итоговой), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения. При этом пунктом 17 Положения установлено, что орган государственного строительного надзора выдает соответствующее заключение, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии. Согласно пункту 18 названного Положения орган государственного строительного надзора отказывает в выдаче упомянутого заключения в случае, если были допущены нарушения соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации и такие нарушения не были устранены до выдачи заключения о соответствии.
Вместе с тем 26 декабря 2008 года Инспекцией государственного строительного надзора Департамента градостроительства Пензенской области МУП "Пензгосстройзаказчик" было выдано заключение о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации № 168-07.
При проведении проверки 05.02.2009 было установлено, что МУП "Пензагосстройзаказчик" по адресу: г. Пенза, 14 микрорайон жилого района Арбеково, проезд первый Онежский, 10 - осуществляет работы по устройству элементов фасада дома, на подъездах дома не установлены козырьки, не установлена игровая площадка. Данный факт свидетельствует о необоснованной выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации. Аналогичная ситуация имела место и при выдаче заключения ООО РСУ "Спецработ" по жилому дому № 47, ул. Антонова, г. Пенза.
С целью устранения указанных и иных нарушений законодательства заместителем прокурора области 17.02.2009 в Департамент градостроительства Пензенской области было внесено представление, которое в настоящее время не рассмотрено.
Прокуратурой области также была проведена проверка исполнения законодательства, направленного на защиту прав граждан - участников долевого строительства жилых домов, в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области.
Проверка показала, что в Управлении Роспотребнадзора по Пензенской области ненадлежащим образом организована и осуществляется работа по выявлению и пресечение нарушений прав потребителей в сфере строительства многоквартирных домов.
Так, до настоящего времени при проведении проверочных мероприятий отдел защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Пензенской области при планировании работы и определении объектов, подлежащих проверке, в т.ч. в 2009 г., используется информация Главного управления градостроительства и архитектуры г. Пензы о выданных разрешениях на строительство жилых домов по состоянию еще на 15 ноября 2006 г.
В соответствии с п. 3.2.1 Положения о Департаменте градостроительства Пензенской области (утв. Постановлением Правительства Пензенской области от 9 апреля 2007 г. № 228-пП) Департамент осуществляет контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости в соответствии с федеральным законодательством.
Положение об Инспекции по контролю и надзору в области долевого строительства (далее - Инспекция), утверждено начальником Департамента градостроительства Пензенской области 19.03.2007. Таким образом, соответствующий контролирующий орган создан и действует на территории Пензенской области уже почти два года.
Вместе с тем, имеющаяся в Инспекции информация о застройщиках, привлекающих средства граждан для долевого строительства, Управлением Роспотребнадзора при планировании деятельности и проведении проверок не используется. Необходимое взаимодействие с Инспекцией по данному вопросу не организовано.
В результате отсутствия необходимой информации все плановые мероприятия по контролю в сфере строительства многоквартирных домов, проведенные Управлением Роспотребнадзора в 2008 г., были неэффективными.
Так, в мае 2008 г. должностные лица Управления, получив информацию о том, что ООО "Стройсервис" ввело жилой дом по адресу: г. Пенза, ул. М. Горького, 54 - в эксплуатацию, не провели в отношении указанного юридического лица плановую проверку.
Вместе с тем, как показала проведенная прокуратурой Ленинского района г. Пензы по указанию прокуратуры Пензенской области в октябре 2008 г. проверка, ООО "Стройсервис" в 4 квартале 2008 г. заключались договоры долевого участия в строительстве с гражданами, в которых содержались незаконные условия, ущемляющие права потребителей.
21.10.2008 прокурором Ленинского района г. Пензы было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении директора ООО "Стройсервис" Кидямкина А.И. об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ (включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя).
Более того, даже по результатам рассмотрения постановления прокурора Ленинского района Управлением 10 декабря 2008 г. было вынесено Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Киндямкина А.И. состава административного правонарушения.
Как указано в постановлении от 10.12.2008 № 971 ПМ действия директора ООО "Стройсервис" Кидямкина А.И. не подпадают под предмет регулирования Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" от 30.12.2004 № 214-ФЗ (жилой дом по ул. М. Горького, 54 введен в эксплуатацию, и все объекты долевого строительства, являющиеся предметами заключенных договоров участия в долевом строительстве, переданы по актам приема-передачи участникам долевого строительства). При этом не было принято во внимание, что договоры долевого участия в строительстве, содержащие незаконные положения, заключались еще до ввода дома в эксплуатацию.
Решением Первомайского районного суда г. Пензы по протесту прокурора Ленинского района г. Пензы указанное постановление признано незаконным, однако, в результате волокиты, допущенной Управлением при рассмотрении дела об с правонарушении, и вынесения незаконного постановления в настоящее время Киндямкин А.И. не может быть привлечен к административной ответственности, поскольку истек установленный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности.
Недостатки в планировании и организации работы, отсутствие необходимой информации и взаимодействия с Инспекцией привели к тому, что основываясь лишь на данных руководителя ОАО "МСПМК-4" о том, что на балансе у предприятия не имеется объектов незавершенного строительства и им не заключаются договоры с гражданами в июне 2008 г., в отношении указанного лица плановая проверка не проводилась. При этом сведения из Инспекции, Администрации г. Пензы, иных органов не запрашивались.
Аналогичным образом из-за необоснованного включения в план работы проверки, проведенные Управлением 25.07.2008 в ООО "Промкомстрой" и 27.11.2008 в ООО "Стройком", показали, что указанные предприятия являются подрядной организацией и средства граждан не привлекают. Проверка в отношении ЖСК "Содействие" также не проводилась, поскольку указанной организацией не ведется хозяйственная деятельность.
Вместе с тем, в 2008 г. должностные лица ОАО "МСПМК-4" дважды привлекались к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.28 КоАП РФ, а также за неисполнение предписания по ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ постановлениями начальника Департамента градостроительства Пензенской области. В Инспекции имеются и договоры долевого участия в строительстве, заключенные между ОАО "МСПМК-4" и гражданами, и никаких препятствий в их проверке, как и оснований для ее непроведения, у должностных лиц Управления не было.
Итогом плановой работы Управления Роспотребнадзора по Пензенской области на анализируемом направлении явилось то, что самостоятельно каких-либо нарушений должностными лицами Управления в 2008 г. не было выявлено.
Вместе с тем, результаты проверок, проведенных в 2008 г. гор(рай)прокурорами, показали, что договоры долевого участия в строительстве, содержащие условия, ущемляющие право потребителей, заключаются большинством застройщиков. Подобные нарушения выявлялись гор(рай)прокурорами в 2008 г. в деятельности ООО "Мегастройка", ООО "Мегаполис-Девелопмент", ООО ПКФ "Термодом", ООО "Строитель" и других застройщиков.
Ненадлежащим образом осуществляется в Управлении работа с жалобами и граждан на нарушения их прав в области долевого строительства многоквартирных домов. Мероприятия по контролю по указанным жалобам надлежащим образом не проводятся.
Так, 27.10.2008 в Управление поступила жалоба Шишковой С.А. и Шишкова В.В. на нарушения, допущенные ООО ПКФ "Термодом" при заключении с ними договоров долевого участия в строительстве жилого дома по ул. Сумской.
В обращении обоснованно указывается на такие грубые нарушения, как привлечение денежных средств граждан до получения разрешения на строительство и государственной регистрации договора, включение в договор условий, ущемляющих права потребителей, и другие. В числе других нарушений заявители указали, что ООО ПКФ "Термодом" не возвращает им денежные средства, потребованные по причине неисполнения застройщиком своих обязательств по договору.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" при выявлении в результате проведения мероприятия по контролю нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.
Согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
Статья п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ предусматривает, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
Получив от застройщика письмо о том, что денежные средства указанным гражданам возвращены, специалисты отдела защиты прав потребителей Дмитриева Е.А. и Кузьминых Ю.А. подготовили служебную записку, в которой просят снять с контроля распоряжение о внеплановой проверке ООО ПКФ "Термодом" от 10.11.2008.
Мер по привлечению застройщика к административной ответственности не принято, хотя все необходимые документы, в т.ч. договоры, содержащие условия, ущемляющие права потребителей, представлены самими заявителями. Предписание об устранении нарушений также не выдавалось.
Необоснованно распоряжение о проведении проверки было снято руководителем с контроля, а заявителям без проведения полной проверки доводов обращения 27.11.2008 был направлен ответ о добровольном выполнении ООО ПКФ "Термодом" их требований.
Копия обращения для проверки доводов о незаконном привлечении средств граждан в Инспекцию по контролю и надзору в области долевого строительства не направлялась.
С целью устранения указанных и иных нарушений законодательства заместителем прокурора области 04.03.2009 в руководителю Управления Роспотребнадзора по Пензенской области было внесено представление, которое в настоящее время не рассмотрено.
В 1 квартале 2009 г. правоохранительными органами Пензенской области уголовные дела по фактам хищения денежных средств, вложенных гражданами в строительство жилья, не возбуждались и в суд не направлялись.
В настоящее время в производстве следователя СЧ СУ при УВД по Пензенской области Патрикеевой О.С. находится уголовное дело № 4737, возбужденное 01.08.2008 следователем СЧ СУ при УВД Егоровым Д.В. по рапорту помощника прокурора Октябрьского района г. Пензы КУСП № 20759 от 01.12.2006 по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ, по факту мошеннических действий, совершенных руководством ТСЖ ВСК "Горизонт" при заключении договоров и строительстве жилого дома по ул. Кижеватова в г. Пензе, в результате которых инвесторам причинен имущественный ущерб.
01.01.2009 следователем СЧ СУ при УВД по Пензенской области Егоровым Д.В. вынесено постановление о прекращении данного уголовного дела в связи с тем, что в ходе предварительного следствия не установлено доказательств вины Пашковского А.И. Данное постановление отменено заместителем начальника СЧ СУ при УВД по Пензенской области Розановым А.Л. 15.01.2009 для проведения дополнительного следствия.
Изучением уголовного дела установлено, что предварительное следствие проводилось с нарушением требований уголовно-процессуального законодательства, в связи с чем 5 февраля 2009 года прокуратурой Пензенской области на имя начальника СУ при УВД по Пензенской области Левшуна Н.В. внесено требование об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного расследования по делу. Требование прокуратуры области рассмотрено и удовлетворено в полном объеме.
08.02.2009 начальником отдела СЧ СУ при УВД по Пензенской области Кругловым С.В. вынесено постановление о прекращении уголовного дела № 7022443 в связи с отсутствием в действиях Пашковского А.И. состава преступления, предусмотренного ст. ст. 159, 160, 201, 171, 174.1 УК РФ.
Данное уголовное дело было возбуждено 27.07.2007 следователем СО при ОВД по Октябрьскому району г. Пензы Фоменко И.Ю. по признакам преступления, предусмотренного п. "б" ч. 2 ст. 171 УК РФ, в отношении руководителя ТСЖ "ВСК "Венеция" Пашковского А.И., который в период времени с 01.01.2003 по 30.09.2006, не имея лицензии, незаконно осуществлял предпринимательскую деятельность по выполнению функций заказчика-застройщика при строительстве жилого дома, получив доход в особо крупном размере в сумме 61127620,86 рублей.
Изучением уголовного дела № 7022443 установлено, что в ходе предварительного следствия необходимых мер по установлению обстоятельств совершенного преступления принято не было, в связи с чем постановление о прекращении уголовного дела, вынесенное 08.02.2009 начальником отдела СЧ СУ при УВД по Пензенской области Кругловым С.В., является незаконным и необоснованным.
13 марта 2009 года прокуратурой Пензенской области вынесено постановление о направлении материалов проверки руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления следователя о прекращении данного уголовного дела, которое на момент предоставления информации рассмотрено не было.
Во исполнение поручения первого заместителя Генерального прокурора РФ Буксмана А.Э. от 21.08.2008 № 73/2-873-08 "Об усилении надзора за использованием бюджетных средств, выделенных на реализацию программ в жилищной сфере" прокуратурой области приняты меры по активизации надзора на указанном направлении.
Проведенные органами прокуратуры области проверки показали, что выполняемые подрядными организациями работы по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов в рамках реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" зачастую оказываются некачественными. Нередко при их производстве нарушаются требования действующих правил и норм.
Например, 09.09.2008 между управляющей организацией ООО "Генеральная управляющая компания" и ЗАО "ВолгоВятСтройРесурс", ставшей победителем в конкурсном отборе, был заключен договор подряда на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома № 4 по ул. Беляева в г. Пензе. Капитальный ремонт включал в себя работы по ремонту мягкой кровли, фасада, системы электроснабжения, подвального помещения. По информации ООО "Генеральная управляющая компания", работы по данному договору подрядной организацией были исполнены.
В то же время, проведенной прокуратурой Октябрьского района г. Пензы с привлечением специалистов Государственной жилищной инспекции Пензенской области проверкой было установлено, что работы по капитальному ремонту данного дома были выполнены с нарушением действующих правил и норм, ремонт подвального помещения вообще не проводился.
При этом заказчиком, в качестве которого выступало ООО "Генеральная управляющая компания", в ходе работ по капитальному ремонту не осуществлялся надлежащий контроль за действиями подрядчика, в том числе соблюдением технологии производства работ.
По результатам проверки прокурором Октябрьского района г. Пензы генеральному директору ООО "Генеральная управляющая компания" внесено представление, которое находится в стадии рассмотрения.
Всего в сфере ПНП "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в 1 квартале 2009 года выявлено 71 нарушение закона, принесено 14 протестов, внесено 28 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 8 лиц, предъявлено 1 заявление в суд. По постановлению прокурора 1 лицо привлечено к административной ответственности.
ПНП "Развитие АПК".
Органами прокуратуры Пензенской области в текущем году проводилась работа по надзору за исполнением законодательства при реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК", в том числе по направлениям, определенным в письме первого заместителя Генерального прокурора РФ Буксмана А.Э. от 16.12.2008 № 7/3-3025-2006, в ходе которой были выявлены многочисленные нарушения названного законодательства.
Так, повсеместно органами местного самоуправления муниципальные целевые программы, принятые во исполнение федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 № 858, не были приведены в соответствие с изменениями, внесенными в данную Программу Постановлением Правительства РФ от 31.01.2009 № 83.
По-прежнему распространенный характер носят факты незаконного получения и использования гражданами и организациями субсидий, выделенных из федерального и областного бюджетов на компенсацию затрат по уплате процентов по целевым кредитам на развитие ЛПХ, строительство и реконструкцию помещений для животноводства, приобретение сельскохозяйственного оборудования.
По фактам выявленных нарушений прокурорами в органы следствия и дознания направлялись материалы проверок в порядке ст. 37 УПК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании. По результатам их рассмотрения в текущем периоде 2009 года было возбуждено 9 уголовных дел.
Наиболее распространенными являются преступления, связанные с хищениями гражданами бюджетных денежных средств, выделяемых в рамках реализации программ на погашение части процентной ставки по целевым кредитам.
Так, 2 февраля 2009 года следователем СО при ОВД по Лопатинскому району возбуждено уголовное дело № 9200005 по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 159 УК РФ, по факту предоставления Кузнецовой Н.В. по предварительному сговору со своей матерью Борисовой Л.И. фиктивных документов в ОАО "Россельхозбанк", подтверждающих целевое использование кредита, и получения субсидии на погашение процентной ставки по кредиту в сумме 8367 рублей.
Аналогичные уголовные дела возбуждены в Тамалинском и Нижнеломовском районах.
Кроме того, наиболее часто выявляемыми преступлениями в указанной сфере являются преступления, совершенные должностными лицами органов местного самоуправления.
Например, 26 февраля 2009 года следователем Кузнецкого МРСО СУ СК при прокуратуре РФ по Пензенской области возбуждено уголовное дело № 2931006 по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УК РФ, в отношении заместителя Главы поселковой администрации п. Сосновоборск Лаврентьева В.А., который 23.05.2007 выдал фиктивную справку, подтверждающую целевое расходование кредитных средств Кочетковым В.Б., получившим кредит на развитие ЛПХ и использовавшим денежные средства не по назначению.
Производство предварительного следствия по указанным уголовным делам в настоящее время не окончено.
5 января 2009 года по результатам общенадзорной проверки следователем СГ при ОВД по Наровчатскому району возбуждено уголовное дело № 9240001 по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УК РФ, по факту внесения Чапуриным И.А. заведомо ложных сведений в паспорт технического средства на трактор МТЗ-50, принадлежащего Шеину С.В.
Также в январе 2009 года в отношении Чапурина И.А. возбуждено еще два уголовных дела по признакам составов преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 292 УК РФ.
Кроме того, в ходе проверок дополнительно выявлено 6 фактов преступной деятельности Чапурина И.А., по которым ранее, 6 декабря 2008 года, следователем СГ при ОВД по Наровчатскому району возбуждены уголовные дела.
Все уголовные дела, возбужденные в отношении главного инженера-инспектора гостехнадзора Чапурина И.А., соединены в одно производство, и 2 февраля 2009 года уголовное дело № 8240085 направлено в суд для рассмотрения по существу.
За истекший период 2009 года органами следствия и дознания в суд для рассмотрения по существу направлено 3 уголовных дела, возбужденных в 2008 году.
Уголовные дела о преступлениях в указанной сфере, возбужденные в 2009 году, в суды не направлялись.
За текущий период 2009 года органами дознания проведены 2 проверки в порядке ст. 144 - 145 УПК РФ по сообщениям о фактах нарушений, допущенных при реализации приоритетных национальных проектов, по результатам которых приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Например, в ОВД по Лопатинскому району поступило сообщение о том, что Глава сельской администрации Захарова М.В. внесла заведомо ложные сведения в документы, предоставленные Францевым А.И. для получения субсидий на погашение части процентной ставки по целевому кредиту. Проведенной по данному факту проверкой в порядке ст. 144 - 145 УПК РФ установлено, что в действиях Захаровой М.В. усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УК РФ, однако в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности 29 января 2009 года в возбуждении уголовного дела отказано по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.
Указанное решение является законным и обоснованным.
Всего в сфере реализации ПНП "Развитие АПК" в 1 квартале 2009 года выявлено 55 нарушений, принесено 4 протеста, внесено 17 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 11 лиц. По материалам общенадзорных проверок возбуждено 19 уголовных дел.

Заместитель прокурора области
советник юстиции
А.Н.ЦУКАНОВ



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru