Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Костромская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 марта 2009 г. по делу № А31-742/2009

Резолютивная часть решения объявлена 3 марта 2009 г.
Судья Арбитражного суда Костромской области Байбородин Олег Леонидович
лицо, ведущее протокол: помощник судьи Камазакова Л.К.
рассмотрев дело по заявлению Центрального межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Москва
к Открытому акционерному обществу "Костромское авиапредприятие", г. Кострома
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии:
от заявителя - Донцов Д.Г., начальник Ивановского отдела, доверенность от 20.01.2009;
от ответчика: Лукин А.А. - генеральный директор, выписка из ЕГРЮЛ, Абрамов М.Ю. - начальник кадровой и правовой службы, доверенность от 11.01.2009 № 001/2009-юр,

установил:

центральное межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Открытого акционерного общества "Костромское авиапредприятие" (далее - Общество, авиапредприятие) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Управление ссылается на нормы статей 26, 45 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", пункта 4 "Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 № 865, пункта 5.1.1 "Правил безопасности при транспортировании радиоактивных материалов" (НП-053-04).
Представитель Общества возражает против заявленных требований, подтверждает, что ОАО "Костромское авиапредприятие" выполняло перевозку радиоактивного груза, однако считает, что в действиях авиапредприятия отсутствуют нарушения законодательства, поскольку перевозка производилась в соответствии со всеми предъявляемыми нормативными документами требованиями, а также с соблюдением условий лицензии, выданной Федеральным агентством воздушного транспорта.
ОАО "Костромское авиапредприятие", исполняя требования действующего законодательства, получило 31.08.2006 лицензию № 06 2515, выданную Федеральным агентством воздушного транспорта, срок действия которой - с 31.08.2006 по 31.08.2009. Указанная лицензия предоставляет ОАО "Костромское авиапредприятие" право осуществлять нерегулярные внутренние перевозки грузов. В лицензии оговорено дополнительное условие к лицензируемой деятельности: "с правом перевозки опасных грузов, за исключением делящихся ядерных материалов, отнесенных по классификации ТИ ИКАО к 7 классу опасности".
Общество осуществило перевозку неделящегося радиоактивного материала, следовательно, оно полагает, что действовало в строгом соответствии с положениями действующего законодательства и лицензии, выданной Федеральным агентством воздушного транспорта, предоставляющей ОАО "Костромское авиапредприятие" право перевозки опасных грузов.
Общество ссылается на разъяснение Федерального агентства воздушного транспорта от 17.05.2007 № НР171217, Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2007 № 397 "О лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров и перевозок воздушным транспортом грузов, а также о совершенствовании государственного регулирования деятельности перевозчиков в сфере воздушных перевозок", которым утверждено и введено в действие с 01.10.2007 "Положение о лицензировании перевозок воздушным транспортом грузов".
Общество считает, что имеет место коллизия права, поскольку в настоящее время на территории Российской Федерации одновременно действуют два равнозначных по своей юридической силе правовых акта: Постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.2007 № 397 "О лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров и перевозок воздушным транспортом грузов, а также о совершенствовании государственного регулирования деятельности перевозчиков в сфере воздушных перевозок" и Постановление Правительства от 14.07.1997 № 865 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии".
По мнению ОАО "Костромское авиапредприятие", необходимо обращать внимание на дату принятия соответствующих правовых актов, придавая при этом наибольшее значение правовому акту, принятому позднее, то есть Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.06.2007 № 397 "О лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров и перевозок воздушным транспортом грузов, а также о совершенствовании государственного регулирования деятельности перевозчиков в сфере воздушных перевозок".
Кроме того, в ходе судебного разбирательства представитель авиапредприятия пояснил, что 16.12.2008 ОАО "Костромское авиапредприятие" получило лицензию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (регистрационный номер ЦО-06-501-4513) на право обращения с радиоактивными веществами при их транспортировке, поэтому полагает возможным в рассматриваемом случае применить статью 2.9 КоАП РФ, поскольку нарушение устранено, а ущерб отсутствует.
Подробная позиция ОАО "Костромское авиапредприятие" изложена в отзыве и объяснениях, представленных в ходе судебного разбирательства.
Представитель заявителя на доводы Общества возразил, что согласно Постановления Правительства Российской Федерации № 412 от 03.07.2006 "О федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии" Федеральное агентство воздушного транспорта не входит в перечень федеральных органов исполнительной власти, обладающих полномочиями государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии и соответственно не обладает правом лицензирования деятельности в области использования атомной энергии.
Выслушав представителей сторон, исследовав представленные документы, суд установил следующее.
Открытое акционерное общество "Костромское авиапредприятие" имеет лицензию № 06 2515 от 31.08.2006, сроком действия с 31.08.2006 по 31.08.2009 на перевозку воздушным транспортом грузов, по виду перевозок - нерегулярные перевозки, с дополнительным условием к лицензируемой деятельности - с правом перевозки опасных грузов, за исключением делящихся ядерных материалов, отнесенных по классификации ТИ ИКАО к 7 классу опасности.
В ходе внеплановой оперативной инспекции соблюдения требований к обеспечению безопасности при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии, 11.02.2009 в 13 часов 00 минут по месту нахождения ОАО "Костромское авиапредприятие" (г. Кострома, ул. Костромская, д. 120, аэропорт), сотрудниками Ивановского отдела Управления установлено и зафиксировано в Предписании № 25/01-001 от 11.02.2009, что ОАО "Костромское авиапредприятие" 25.06.2008 осуществляло транспортирование радиоактивных веществ, принадлежащих филиалу компании "Шлюмберже Лоджелко Инк", из аэропорта города Нижневартовск в аэропорт города Саратов, не имея лицензии на право ведения данного вида деятельности в области использования атомной энергии (нарушены положения статей 26, 45 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", пункта 4 "Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 № 865, пункта 5.1.1 "Правил безопасности при транспортировании радиоактивных материалов" (НП-053-04).
Постановление 11.02.2009 было вручено генеральному директору ОАО "Костромское авиапредприятие" Лукину А.А. под роспись.
Государственным инспектором Зиминым С.Н. 11.02.2009 в отношении Общества составлен Протокол об административном правонарушении № 25-5, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Генеральный директор Общества Лукин А.А. от подписания протокола отказался, поскольку, как пояснил в ходе судебного разбирательства, не согласен с правонарушением и считает, что требования закона соблюдены.
Протокол об административном правонарушении № 25-5 генеральным директором Общества получен 12.02.2009 с документами по административному делу и заявлением от 12.02.2009 № 25-13/22 (л.д. 6).
На основании статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Договор о предоставлении услуг по авиационному обслуживанию перевозок пассажиров, багажа, почты и груза (л.д. 11-13) заключен 20.06.2008 между ООО "КаргоФрахт" и ОАО "Костромское авиапредприятие".
В соответствии с пунктом 2.1.1 договора ОАО "Костромское авиапредприятие" обязано "осуществить перевозку груза ВС Ан-26-100 по маршруту: Кострома-Пермь-Нижневартовск-Уфа-Саратов-Кострома. Общий вес перевозимого груза по маршруту Нижневартовск-Уфа-Саратов 96 кг. Характер груза - опасный груз - радиоактивные источники, два контейнера 7.1 класс опасности, номер по списку ООН 3332, III транспортной категории, разрешенные для перевозки на грузовых ВС, график движения 24-26 июня 2008 года.
Согласно грузовой накладной (л.д. 14) наименование груза - радиоактивный материал, упаковка типа "А" особого вида, неделящийся.
ОАО "Костромское авиапредприятие" 16.12.2008 получило Лицензию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (регистрационный номер ЦО-06-501-4513) на право обращения с радиоактивными веществами при их транспортировке.
Оценив доводы сторон и представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое Кодексом установлена административная ответственность.
В силу статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно статье 113 Воздушного кодекса Российской Федерации воздушная перевозка оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, отравляющих, легковоспламеняющихся, радиоактивных и других опасных предметов и веществ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, федеральными авиационными правилами, а также международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (далее - Федеральный закон № 170-ФЗ) объектами применения настоящего Федерального закона являются в том числе радиационные источники - не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение.
Статьей 4 Федерального закона № 170-ФЗ установлено, что он распространяется на обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при транспортировании ядерных материалов и радиоактивных веществ.
Согласно статье 26 Федерального закона № 170-ФЗ любая деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не допускается без наличия разрешения (лицензии) на ее проведение. Перечень видов деятельности в области использования атомной энергии, для осуществления которых требуется получение разрешений (лицензий), порядок выдачи и прекращения действия разрешений (лицензий) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 45 Федерального закона № 170-ФЗ перевозчик ядерных материалов и радиоактивных веществ должен иметь разрешение (лицензию), выданное соответствующим органом государственного регулирования безопасности, на право ведения работ в области использования атомной энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.2006 № 412 "О федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих государственное управление использованием атомной энергии и государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии" (далее - Постановление Правительства РФ от 03.07.2006 № 412) установлено, что государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В соответствии с пунктом 4 "Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 № 865 (далее - Положение), лицензирование деятельности в области использования атомной энергии осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору выдает лицензии на виды деятельности в области использования атомной энергии по перечню согласно приложению. Осуществление указанных видов деятельности без наличия лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не допускается.
Согласно пункта 2 приложения к Положению в перечень видов деятельности в области использования атомной энергии, лицензии на осуществление которых выдаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, относится обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при транспортировании ядерных материалов и радиоактивных веществ.
Пунктом 5.1.1 "Правил безопасности при транспортировании радиоактивных материалов" (НП-053-04) не допускается перевозить радиоактивные материалы без получения перевозчиком лицензии, разрешающей осуществлять перевозку радиоактивных материалов. Лицензия, разрешающая осуществлять перевозку радиоактивных материалов, выдается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно ГОСТ 19433-88 опасные грузы в зависимости от вида и степени опасности груза разделяются на классы, радиоактивные материалы и газы относятся к 7 классу опасности.
Общество, осуществляя 25.07.2008 деятельность по транспортировке опасного груза (радиоактивные источники, 7 класс опасности, номер по списку ООН 3332, III транспортной категории), лицензию органа государственного регулирования безопасности (Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору) на право обращения с радиоактивными веществами при их транспортировке не имело, о чем уполномоченным должностным лицом 11.02.2009 составлен протокол об административном правонарушении № 25-5 (л.д. 9), выдано предписание № 25/01-001 от 11.02.2009 (л.д. 10).
Данный факт также подтверждается имеющимися в материалах дела договором о предоставлении услуг по авиационному обслуживанию перевозок пассажиров, багажа, почты и груза от 20.06.2008 (л.д. 11-13), грузовой накладной (л.д. 14), почтово-грузовой ведомостью (л.д. 15), и ОАО "Костромское авиапредприятие" не оспаривается.
Доводы Общества о том, что при наличии лицензии Федерального агентства воздушного транспорта с дополнительным условием "с правом перевозки опасных грузов, за исключением делящихся ядерных материалов, отнесенных по классификации ТИ ИКАО к классу опасности 7", разрешающей перевозку неделящихся радиоактивных материалов, других лицензий не требуется, судом не принимаются по следующим основаниям.
Согласно Федерального закона № 170-ФЗ любая деятельность в области использования атомной энергии подлежит лицензированию органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.
Федеральное агентство воздушного транспорта не входит в перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, установленный Постановлением Правительства РФ от 03.07.2006 № 412.
Какие-либо нормативные акты о предоставлении Федеральному агентству воздушного транспорта полномочий в сфере лицензирования прав на использование атомной энергии Обществом не представлены, судом в процессе исследования законодательства Российской Федерации не выявлено.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2007 № 397 "О лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров и перевозок воздушным транспортом грузов, а также о совершенствовании государственного реагирования деятельности перевозчиков в сфере воздушных перевозок" (на которое в обоснование позиции по делу ссылается Общество) Федеральное агентство воздушного транспорта наделено полномочиями лицензирования перевозок воздушным транспортом пассажиров и грузов, однако специальные полномочия лицензирования на виды деятельности в области использования атомной энергии указанным постановлением не предусмотрены.
Довод Общества о том, что при конкуренции норм права применению подлежит норма, изданная позднее, суд отклоняет, поскольку согласно общим принципам права в случае конкуренции общей и специальной нормы применению подлежит специальная норма.
Данный вывод содержится также в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 29.06.2004 № 13-П, в котором Конституционный Суд отметил, что "в отношении федеральных законов как актов одинаковой юридической силы применяется правило "lex posterior derogat priori" ("последующий закон отменяет предыдущие"), означающее, что даже если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними действует последующий закон; вместе с тем независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений".
В сфере регулирования правоотношений по поводу использования атомной энергии специальными являются нормы, регулирующие лицензирование деятельности в области использования атомной энергии (то есть Постановление Правительства от 14.07.1997 № 865).
Ссылка Общества на разъяснение Федерального агентства воздушного транспорта от 17.05.2007 № НР171217 судом не принимается, поскольку оно не является нормой права, а лишь разъясняет позицию федерального органа исполнительной власти по определенным вопросам.
Кроме того, в указанном разъяснении не содержится прямого указания на то, что лицензия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при транспортировке опасных отходов 7 класса опасности (неделящихся радиоактивных материалов) не требуется.
Суд также отмечает, что 7 класс опасности, установленный ГОСТ 1943388, не имеет подклассов, то есть к 7 классу опасности относятся как делящиеся, так и неделящиеся радиоактивные материалы.
При указанных обстоятельствах в действиях ОАО "Костромское авиапредприятие" суд усматривает состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Нарушений норм процессуального права при составлении административных актов не установлено.
Доводы Общества о необходимости применения статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку нарушение устранено, а ущерб отсутствует, суд не принимает по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из требований КоАП РФ.
Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Допущенное Обществом правонарушение, выразившееся в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) не может быть признано малозначительным, поскольку создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и в рассматриваемом случае посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере безопасного использования атомной энергии, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере.
Законодательство в сфере использования атомной энергии направлено на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды, защиту собственности при использовании атомной энергии, содействие укреплению международного режима безопасного использования атомной энергии.
Несоблюдение законодательства в указанной сфере нарушает названные цели и может повлечь тяжелые последствия.
Обстоятельств, отягчающих ответственность, судом не установлено, в материалах дела не имеется.
Из материалов дела следует, что Общество ранее к административной ответственности не привлекалось, предприняло меры для устранения нарушения, негативные последствия от совершенного правонарушения отсутствуют.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
С учетом изложенного, учитываются характер совершенного административного правонарушения, степень его общественной опасности, совокупность данных обстоятельств дает основания суду для наложения на ОАО "Костромское авиапредприятие" штрафа в минимальном размере, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц - 40 000 рублей без конфискации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 АПК РФ, суд

решил:

открытое акционерное общество "Костромское авиапредприятие", расположенное по адресу: г. Кострома, ул. Костромская, д. 120, аэропорт, ОГРН 1064401009166, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 (Сорок тысяч) рублей.
ОАО "Костромское авиапредприятие" предлагается перечислить административный штраф по следующим реквизитам:
р/счет получателя - 40101810800000010041;
банк - отделение 1 Московского ГТУ Банка России, г. Москва;
БИК - 044583001;
получатель - Управление Федерального казначейства (УФК) по г. Москве;
ИНН 7709023466;
КПП - 772401001 (ЦМТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора);
код ОКАТО 45296569000;
КБК - 498.11611000010000140;
наименование платежа - Денежные взыскания (штрафы) за нарушения законодательства Российской Федерации об использовании атомной энергии.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через Арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья
О.Л.БАЙБОРОДИН



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru