Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Костромская область


АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 31 августа 2009 г. № 282-ра

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2010-2020 ГОДЫ

В целях оптимизации процесса обращения с отходами на территории Костромской области, повышения уровня экологической безопасности:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию обращения с отходами производства и потребления в Костромской области на 2010-2020 годы (далее - Концепция).
2. Рекомендовать главам муниципальных образований Костромской области, руководителям предприятий, учреждений и организаций Костромской области разработать до 31 декабря 2009 года правовые акты, регулирующие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, руководствуясь Концепцией.
3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Костромской области
И.СЛЮНЯЕВ





Приложение

Утверждена
распоряжением
администрации
Костромской области
от 31 августа 2009 г. № 282-ра

Концепция
обращения с отходами производства и потребления
в Костромской области на 2010-2020 годы

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Концепция обращения с отходами производства и потребления в Костромской области на 2010-2020 годы (далее - Концепция) определяет основные направления в управлении потоками отходов производства и потребления (далее - отходы) с учетом их современного состояния, требований законодательства Российской Федерации и Костромской области. Концепция разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и ГОСТ 30772-2001.
2. Целью Концепции является создание эффективно работающей системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
3. Задачами Концепции являются:
1) организация комплекса мер по стимулированию процессов, направленных на обращение с отходами;
2) минимизация отрицательного воздействия полигонов и других объектов размещения отходов на окружающую среду;
3) создание устойчивой системы управления в сфере обращения с отходами на территории Костромской области;
4) привлечение инвестиций в сферу переработки и вторичного использования отходов.
4. Принципами Концепции являются:
1) охрана здоровья человека, поддержание и восстановление благоприятного состояния окружающей природной среды, сохранение биологического разнообразия на территории Костромской области;
2) научно обоснованное сочетание экономических, экологических, потребительских и иных интересов общества, гарантирующее благоприятную среду обитания;
3) экономическое стимулирование и поощрение в сфере обращения с отходами;
4) содействие в разработке и внедрению прогрессивных, экологичных, малозатратных технологий обращения с отходами;
5) планирование процессов образования, перемещения, использования и обезвреживания отходов.
5. В Концепции использованы следующие основные термины и определения:
бытовые отходы - отходы потребления, образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности человека;
биологические отходы - биологические ткани и органы, образующиеся в результате медицинской и ветеринарной оперативной практики, медико-биологических экспериментов, гибели скота, других животных и птицы, и другие отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения, а также отходы биотехнологической промышленности;
вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;
вторичные ресурсы - отходы производства и потребления, которые потенциально пригодны для использования в целях производства сырья, изделий или энергии;
вторичное сырье - вторичные материальные ресурсы, для которых имеется реальная возможность и целесообразность использования в народном хозяйстве;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;
несанкционированные свалки отходов - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов;
накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования;
отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;
отходы производства - остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства;
отходы потребления - остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации;
отходы твердые бытовые - отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте помещений, содержании домашних животных и птиц, а также устаревшие или пришедшие в негодность предметы домашнего обихода;
отходы лечебно-профилактических учреждений - материалы, вещества, изделия, утратившие частично или полностью свои первоначальные потребительские свойства в ходе осуществления медицинских манипуляций, проводимых при лечении или обследовании людей в медицинских учреждениях;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;
объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);
обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
сортировка отходов - разделение и (или) смешение отходов согласно определенным критериям на качественно различающиеся составляющие;
сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
свалка отходов - местонахождение отходов, использование которых в течение обозримого срока не предполагается;
транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
утилизация отходов - деятельность, связанная с использованием отходов на этапах их технологического цикла, и (или) обеспечение повторного (вторичного) использования или переработки списанных;
хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

Глава 2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЩЕНИЯ
С ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

6. Одной из наиболее острых экологических проблем Костромской области в настоящее время является накопление отходов, невозможность их своевременной и эффективной утилизации, что влечет за собой причинение ущерба окружающей среде. Негативное воздействие отходов выражается в поступлении в природную среду вредных химических и токсичных веществ, ведущих к загрязнению почв, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха. В муниципальных образованиях Костромской области, особенно в городских округах, неудовлетворительно решаются вопросы очистки территорий от скапливающегося мусора, сбора, утилизации и размещения отходов производства и потребления, следствием чего является ухудшение их санитарно-гигиенического состояния.
7. При этом многие виды отходов производства и потребления являются ценным сырьевым источником вторичных материальных и энергетических ресурсов. Вовлечение их в хозяйственный оборот позволит более эффективно решать социально-экономические проблемы региона в целом.
8. Основными проблемами обращения с отходами в Костромской области являются:
1) несоответствие большинства объектов сбора и размещения отходов требованиям природоохранного законодательства;
2) наличие в организациях агропромышленного комплекса больших объемов токсичных отходов, запрещенных к использованию, и пришедших в негодность ядохимикатов и минеральных удобрений;
3) несоблюдение правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципальных образований Костромской области;
4) нарушение среды обитания в муниципальных образованиях Костромской области в результате захламления земель;
5) необходимость постоянного увеличения расходов областного и местных бюджетов, направляемых на деятельность, связанную с обращением с отходами;
6) недостаточный уровень привлечения инвестиций из различных источников в данную сферу деятельности;
7) отсутствие специализированных мусороперерабатывающих предприятий;
8) несовершенство нормативной правовой базы по обращению с отходами производства и потребления.
9. По данным статистической отчетности, количество отходов производства и потребления в Костромской области за 2008 год составило 811,3 тысячи тонн (приложение № 2 к Концепции), из которых 614,0 тысяч тонн отходов было использовано или обезврежено (приложение № 3 к Концепции).
10. Структура образующихся на территории Костромской области отходов производства и потребления представлена в приложении № 4 (не приводится) к Концепции.
11. Основная масса образующихся на территории Костромской области отходов представлена нетоксичными отходами (твердыми бытовыми отходами, древесными отходами, бумажными, текстильными, ломом черных металлов, отходами полимерных материалов, в том числе вторичными ресурсами). Тенденции роста образования на предприятиях Костромской области токсичных отходов за последние 7 лет не отмечается.
12. Динамика образования токсичных отходов представлена в приложении № 5 (не приводится) к Концепции. С дальнейшим развитием экономики Костромской области не исключена вероятность возрастания объема токсичных отходов и их доли в общем количестве отходов производства и потребления.
13. Количество образующихся токсичных отходов на одного человека в Костромской области составляет 220 граммов (приложение № 6 к Концепции - не приводится). На 1 квадратный километр территории области ежегодно образуется около 2 кг токсичных отходов.
14. Токсичные отходы (ртуть и ртутьсодержащие отходы, отходы гальванического производства, содержащие хром, отработанные кислоты, щелочи и др.), образующиеся на предприятиях Костромской области, в полном объеме утилизируются в собственных объектах или передаются сторонним организациям, специализирующимся на обезвреживании таких отходов.
15. Серьезной проблемой в Костромской области остается проблема утилизации ранее накопленных токсичных отходов сельскохозяйственного производства - запрещенных и пришедших в негодность ядохимикатов. На территории области в настоящий момент находятся на хранении около 70 тонн таких отходов.
16. На территории Костромской области размещены 157 объектов размещения отходов (свалки), включенных в реестр объектов конечного размещения отходов производства и потребления, из которых 86 несанкционированных. Подавляющее большинство конечного размещения отходов производства и потребления (свалок) не соответствует экологическим требованиям.
17. В настоящее время в Костромской области нет ни одного специализированного предприятия по комплексной переработке отходов, и практически все отходы IV-V класса опасности для окружающей природной среды и частично III класса опасности для окружающей природной среды размещаются на объектах размещения отходов. Отходы I-II классов опасности для окружающей природной среды в настоящее время в полном объеме остаются на территории промышленных объектов, накапливаясь в недопустимых масштабах.
18. В связи с прогнозируемым увеличением объемов образования бытовых отходов большее значение приобретает организация современного мусороперерабатывающего производства.
19. Особую проблему представляют отходы производства, образующиеся от промышленных предприятий. Их токсичность, пожаро- и взрывоопасность создают особый риск для населения и окружающей среды. Отсутствие мощностей по переработке указанных отходов у предприятий и обустроенных полигонов для их размещения приводят к захламлению земель, участков лесного фонда, водоохранных зон водных объектов несанкционированными свалками.
20. Проблемы, связанные с образованием отходов производства и потребления, с каждым годом становятся все острее.
21. Помимо экологических аспектов, указанная проблема имеет и экономическую сторону. Отходы, как промышленные, так и бытовые, являются значительными источниками сырьевых ресурсов. Утилизация отходов, переработка вторичного сырья могут дать существенную экономию природных ресурсов, энергии и, как следствие, бюджетных средств.
22. Защита окружающей среды от негативного воздействия отходов производства и потребления, обеспечение чистой, здоровой среды обитания для населения относится к приоритетным задачам социально-экономической политики Костромской области.
23. Основными направлениями работы с отходами производства и потребления являются:
1) создание технологических комплексов (производств) по переработке и вторичному использованию промышленных и бытовых отходов;
2) развитие рынка вторичных ресурсов и технологий их рационального использования;
3) минимизация отрицательного воздействия полигонов и других объектов размещения отходов производства и потребления на окружающую природную среду;
4) снижение объемов образования отходов производства за счет внедрения безотходных технологий на предприятиях области;
5) привлечение инвестиций в сферу переработки и вторичного использования отходов производства и потребления.

Глава 3. КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ
ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

24. Организация системы санитарной очистки населенных пунктов от отходов предполагает три основных подхода к решению проблемы:
1) в городских округах Костромской области и административных центрах муниципальных районов, имеющих значительные объемы отходов производства и потребления, предлагается селективный сбор отходов от жилого сектора, предприятий, учреждений, рынков, магазинов и т.п.
Внедрение системы сортировки отходов на специальных комплексах, осуществляющих разделение и компактирование вторичного сырья по видам и дальнейшее использование отсортированных отходов в качестве вторичного сырья. Внедрение экономически и экологически обоснованных технологий переработки отходов;
2) в административных центрах сельских поселений предполагается осуществлять сбор преимущественно несортированных отходов и их транспортировку на полигоны твердых бытовых отходов (далее - полигоны ТБО) муниципальных районов. Не исключается организация в административных центрах сельских поселений приемных пунктов по сбору отходов, являющихся вторичным видом отходов (макулатура, металлолом и т.п.);
3) в населенных пунктах сельских поселений предполагается размещение специальных площадок по сбору отходов с последующим их вывозом на ближайший полигон.
25. Отходы производства, образующиеся на предприятиях машиностроения, текстильного и швейного производства, обрабатывающего производства и производства и распределения электроэнергии, газа и воды, а также в организациях агропромышленного комплекса, существенно различаются по составу и объемам их накопления, в зависимости от используемых технологий производства. Их многообразие, сложность и нестабильность составов и свойств обусловливают сложность решения проблемы их обезвреживания. В результате многие предприятия либо осуществляют неорганизованный вывоз промышленных отходов, создавая несанкционированные свалки, либо используют для этих целей существующую систему вывоза и размещения бытовых отходов.
26. При совершенствовании организации работы с такими предприятиями предполагается полная утилизация и переработка токсичных промышленных отходов I, II, III классов опасности для окружающей природной среды и, при необходимости, IV класса опасности для окружающей природной среды с использованием передовых технологий.
27. Отходы строительного производства (отходы от сноса, разборки, реконструкции, ремонта или строительства зданий, сооружений, инженерных коммуникаций и промышленных объектов) должны направляться на переработку и последующее использование. Сбор отходов строительного производства, направляемых на захоронение и обезвреживание, должен осуществляться раздельно по классам опасности. На объектах захоронения рекомендуется осуществлять входной контроль размещаемых строительных отходов на наличие опасных составляющих.
28. Медицинские отходы в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности на пять классов опасности. Для снижения негативного влияния медицинских отходов на состояние здоровья людей, особенно работающих в сфере обращения медицинских отходов, а также в целях урегулирования отношений, возникающих между организациями в процессе сбора, транспортировки, уничтожения опасных отходов лечебно-профилактических учреждений, руководителям медицинских, лечебно-профилактических, фармацевтических и аптечных организаций всех форм собственности необходимо:
1) вести учет объемов образования, накопления и вывоза отходов, иметь документы, подтверждающие право на размещение отходов в установленных местах;
2) заключать договоры на размещение и транспортировку отходов исключительно со специализированными организациями, имеющими лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности;
3) сбор, хранение и удаление медицинских отходов осуществлять в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7.728.99;
4) обеспечить обязательное применение средств индивидуальной защиты работниками при производстве работ по сбору и складированию медицинских отходов.
29. При создании системы обращения с биологическими отходами предполагаются следующие направления деятельности:
1) утилизация биологических отходов путем переработки на ветеринарно-санитарных утилизационных заводах (цехах), обеззараживания в биотермических ямах;
2) уничтожение сжиганием в специально оборудованных объектах.
Кроме того, к указанной группе отходов относятся отходы органического происхождения, образующиеся от содержания скота и птиц.
30. Отсутствие или несвоевременное проведение утилизации отходов органического происхождения может вызвать опасное загрязнение грунтовых и поверхностных вод, воздушного бассейна, привести к снижению качества продукции растениеводства.
31. Для снижения негативного воздействия на окружающую среду отходов животноводческих и птицеводческих объектов необходимо проведение следующих мероприятий:
1) внедрение биогазовых технологий, что позволит одновременно решить три проблемы: экологическую (полное обезвреживание органических отходов), энергетическую (получение газообразного топлива с дальнейшим преобразованием в электрическую и тепловую энергию) и агрохимическую (получение экологически чистых органических удобрений);
2) создание производств по переработке отходов сельскохозяйственного производства в высокоэффективное органическое удобрение (биокомпост);
3) в полном объеме исполнение ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации, уничтожения биологических отходов.
32. Ежегодный рост количества автотранспорта создает дополнительную проблему по обращению с отходами потребления, образующимися при эксплуатации автотранспортных средств. С целью снижения вредного воздействия отходов, образующихся при эксплуатации автотранспортных средств, на экологическую обстановку в Костромской области, предполагается провести следующие мероприятия:
1) подготовить пакет нормативных правовых актов для обеспечения деятельности специализированных предприятий по выявлению, учету, сбору и транспортировке брошенных (бесхозяйных) автотранспортных средств;
2) проанализировать (реализовать) возможность создания технических линий по утилизации (переработке) отходов, образующихся от автотранспортных средств;
3) предусмотреть выделение площадок для временного хранения и сортировки отходов автотранспортных средств;
4) разработать перечень услуг по обращению с отходами потребления автотранспортных средств и тарифы на платные услуги.
33. Услуги по обращению с отходами потребления автотранспортных средств включают в себя:
1) выявление отходов, их предварительный осмотр, классификацию, определение способа транспортирования (эвакуации);
2) транспортирование (эвакуацию) отходов автотранспортных средств;
3) выделение площадок, организацию и содержание мест размещения и ведение деятельности по предварительной утилизации отходов (разборка, сортировка);
4) последующую переработку и утилизацию.
34. Услуги по обращению с отходами автотранспортных средств должны быть платными для их владельцев.
35. Полигоны ТБО остаются необходимым элементом технологического цикла обращения с отходами потребления и производства. При этом создание и функционирование полигонов предусматривает необходимость организации сортировки отходов перед их размещением, которая необходима для выделения ценного вторсырья с дальнейшей переработкой и сокращения объема захоронения отходов.
36. Предусматривается строительство полигонов ТБО в каждом муниципальном районе и городском округе Костромской области с предъявлением к ним требований природоохранного законодательства, постоянного контроля со стороны органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический и экологический контроль, а также рекультивация существующих объектов размещения отходов (свалок) с возможностью их дальнейшего использования. Дальнейшее использование рекультивируемой территории определяется направлением рекультивации, которое может быть лесохозяйственным, рекреационным или строительным (кроме объектов капитального строительства).
37. Переработка отходов является экономически обоснованным элементом технологической цепочки обращения с отходами, которая должна способствовать привлечению инвестиций.
38. Полной переработке и обезвреживанию должны подвергаться отходы I-II класса опасности для окружающей природной среды.
39. Выбор оптимальной технологии переработки и обезвреживания происходит по результатам рассмотрения государственных заказов и конкурса инвестиционных проектов, при этом необходимо определять целесообразность и приемлемость способов переработки с точки зрения экологии.
40. Для реализации этого направления необходимо проведение инвентаризации предприятий, которые используют отходы того или иного вида как сырье, определение потребностей городских округов и муниципальных районов в той продукции, которая могла бы изготавливаться из вторичного сырья.
41. Вопросы финансирования мероприятий в сфере обращения с отходами производства и потребления являются определяющими в решении проблемы сбора, транспортирования, переработки и захоронения отходов производства и потребления на территории Костромской области.
42. Мероприятия Концепции потребуют привлечения средств областного и местных бюджетов, инвестиций.
43. При этом в основу системы ресурсного обеспечения реализации Концепции должны быть положены следующие принципы:
1) финансирование строительства объектов по сортировке и переработке отходов производства и потребления может осуществляться за счет средств частных инвесторов, которые будут получать доходы от реализации вторичных ресурсов;
2) сбор и хранение (в том числе захоронение) отходов производства и потребления должны осуществляться за счет средств населения, организаций и предприятий, их образующих.
44. Принципиальным моментом является выбор на конкурсной основе в муниципальных районах и городских округах управляющих компаний, основным видом деятельности которых будет являться работа по сбору, транспортировке, захоронению и другим видам обращения с отходами производства и потребления. Грамотная политика выстраивания экономически обоснованных тарифов за услуги управляющих компаний должна обеспечить их безубыточную деятельность. Необходимо создание системы, обеспечивающей поступление денежных средств, собранных от платы за услуги по сбору и размещению отходов, в полном объеме на счета указанных управляющих компаний, что должно обеспечить прозрачное и эффективное использование этих средств.
45. Основным источником реализации мероприятий по селективному сбору и утилизации отходов являются средства инвесторов.
46. Критериями отбора инвестиционных проектов должны стать:
1) объем инвестиций;
2) комплексность решения проблемы сбора, утилизации и переработки отходов;
3) новизна и эффективность технологий;
4) минимальная степень воздействия на окружающую среду;
5) минимизация тарифов на сбор и размещение отходов.
47. Реализация инвестиционных проектов позволит реализовать:
1) снижение объемов участия бюджетов различных уровней в осуществлении проектов в области сбора и утилизации отходов, включая модернизацию и создание предприятий по переработке отходов;
2) создание конкурентной среды в области обращения с отходами;
3) приток дополнительных инвестиций в область или муниципальное образование;
4) создание новых рабочих мест;
5) повышение эффективности вложенных финансовых средств;
6) возможность дополнительных объемов строительства, реконструкции и модернизации объектов обращения с отходами в результате реализации проекта.
48. Мероприятия по реализации Концепции предполагается проводить поэтапно:
1-й этап - с 2010 по 2013 годы:
В срок до 31 декабря 2009 года предусматривается разработка нормативной правовой базы Костромской области и муниципальных образований, целевых программ по переработке отходов производства и потребления.
В срок до 2011 года предусмотрен выбор земельных участков под строительство полигонов ТБО и мусороперерабатывающих заводов на территориях муниципальных образований. После реализации указанных мероприятий на 1-м этапе предусмотрено привлечение инвесторов и выбор (по итогам конкурса) управляющей компании по строительству полигона ТБО и мусороперерабатывающего завода для городского округа город Кострома и Костромского муниципального района. Организация переработки биологических и медицинских отходов в г. Костроме и Костромском муниципальном районе, а также выбор (по итогам конкурсов) управляющих компаний, специализирующихся на переработке и отходов производства и потребления на территориях муниципальных районов и городских округов.
2-й этап - с 2014 по 2017 годы:
На 2-м этапе предусматривается строительство полигонов ТБО для городских округов Костромской области и соответствующих муниципальных районов. Организация утилизации (переработки) ртутьсодержащих, биологических и медицинских отходов на указанных территориях.
3-й этап - с 2018 по 2020 годы:
Завершение строительства полигонов ТБО на остальных территориях муниципальных районов и организация утилизации (переработки) ртутьсодержащих, биологических и медицинских отходов.
49. Распределение мероприятий по годам представлено на схеме поэтапной реализации Концепции (приложение № 1 к Концепции).
50. Для реализации Концепции необходимо:
1) подготовить проекты нормативных правовых актов, регламентирующих систему управления с отходами производства и потребления;
2) разработать меры по экономическому стимулированию предприятий, работающих в сфере обращения с отходами (например, понижение размера платы за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность, в процессе которой образуются отходы, при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов);
3) оформить права собственности на полигоны ТБО, объекты размещения, хранения, транспортирования, обезвреживания и утилизации отходов производства и потребления;
4) разработать мероприятия по заключению концессионных соглашений.
51. В систему обеспечения реализации Концепции входят: информационная система, государственный мониторинг, нормирование, лицензирование, государственное управление.
52. Механизм реализации Концепции составляют: нормативная правовая база, финансово-экономический механизм, разработка и реализация программ и создание единой управляющей компании на территории Костромской области и ее филиалов в муниципальных районах Костромской области.
53. Государственное регулирование деятельности по обращению с отходами осуществляется в соответствии с действующим законодательством путем создания информационной и нормативной правовой базы.
54. Организация ведения регионального кадастра отходов производства и потребления - одно из основных направлений реализации настоящей Концепции. В настоящее время данные по отходам производства и потребления собираются природопользователями, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Костромской области, а также исполнительными органами государственной власти Костромской области. Сведение всей информации в единый банк данных сделает возможным проверку полноты и достоверности путем сравнения информации, поступающей из различных источников.
55. На основе информации регионального кадастра отходов производства и потребления формируется единая база данных. В ее состав должны входить следующие сведения:
1) количественный и качественный состав отходов, образующихся у хозяйствующих субъектов, расположенных на территории области;
2) движение этих отходов (поступивших от других предприятий или переданных другим предприятиям, в том числе на захоронение);
3) свободные резервы на объектах размещения отходов;
4) заключение договоров (контрактов) на вывоз отходов.
56. Данные, собранные в единой информационной базе отходов, могут использоваться в целях планирования строительства новых объектов по переработке, обезвреживанию и размещению отходов с учетом использования современных разработок и технологий, обеспечивающих как максимальный экономический эффект от использования отходов, так и требования экологической безопасности.
57. Необходимо вовлечение жителей Костромской области в систему экологического просвещения. Необходимо создание научно-популярных фильмов, издание и распространение листовок, буклетов и других информационных материалов об экологических и экономических аспектах обращения с отходами, формирующих у населения интерес к проблемам охраны окружающей среды.
58. Реализация Концепции позволит решить проблему обращения с отходами производства и потребления на территории области, улучшит качество среды обитания человека, санитарно-гигиеническую обстановку в регионе.
59. В результате реализации программ и мероприятий, предусмотренных Концепцией, прогнозируется:
1) сокращение до минимума ущерба окружающей среде в результате размещения отходов производства и потребления, оздоровление среды обитания человека на территории области;
]]>
2) очищение населенных пунктов Костромской области от мусора;
3) повышение уровня использования вторичных ресурсов и переработки отходов;
4) обеспечение экономии природных ресурсов за счет использования вторичных ресурсов;
5) обеспечение привлечения инвестиций в сферу обращения с отходами производства и потребления;
6) создание новых рабочих мест на предприятиях сортировки и переработки отходов;
7) увеличение объемов поступлений платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду, поступающих в консолидированный бюджет области;
8) улучшение санитарно-гигиенического и эпидемиологического состояния населенных пунктов области;
9) минимизация бюджетных затрат на захоронение отходов и ликвидацию экологических последствий хранения отходов.





Приложение № 1
к Концепции обращения с
отходами производства и
потребления в Костромской
области на 2010-2020 годы

Схема
поэтапной реализации Концепции обращения с отходами
производства и потребления на территории
Костромской области

                                                            ┌───────────────────────────────────────────┐
                                                            │Концепция обращения с отходами производства│
                                                            │        и потребления на территории        │
                                                            │           Костромской области             │
                                                            └─────────────────────┬─────────────────────┘
                                       ┌──────────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┐
                             ┌─────────┴─────────┐                         ┌──────┴────────────┐            ┌─────────┴─────────┐
                             │1-й этап реализации│                         │2-й этап реализации│            │3-й этап реализации│
                             │   2010-2013 гг.   │                         │   2014-2017 гг.   │            │  2018-2020 гг.    │
                             └─────────┬─────────┘                         └──────┬────────────┘            └──┬────────────────┘
                        ┌──────────────┼──────────────┐                           │                            │
            ┌───────────┴───────────┐  │  ┌───────────┴────────────┐              │  ┌──────────────────────┐  │  ┌─────────────────────┐
            │Разработка нормативной │  │  │Выбор земельных участков│              │  │    Строительство     │  │  │    Строительство    │
            │     правовой базы     │  │  │   под строительство    │              │  │   полигонов ТБО и    │  │  │  полигонов ТБО на   │
            │  Костромской области  │  │  │    полигонов ТБО и     │              │  │мусороперерабатывающих│  │  │территориях остальных│
            │    и муниципальных    │  │  │ мусороперерабатывающих │              ├──┤заводов на территориях│  ├──┤муниципальных районов│
            │ образований, целевых  │  │  │ заводов на территориях │              │  │ городских округов и  │  │  │                     │
            │программ по переработке│  │  │     муниципальных      │              │  │   соответствующих    │  │  │                     │
            │ отходов производства  │  │  │образований, проведение │              │  │муниципальных районов │  │  │                     │
            │     и потребления     │  │  │проектно-изыскательских │              │  └──────────────────────┘  │  └─────────────────────┘
            └───────────────────────┘  │  │         работ          │              │                            │
                                       │  └────────────────────────┘              │  ┌──────────────────────┐  │  ┌───────────────────────┐
                ┌──────────────────────┼────────────────────────────┐             │  │     Организация      │  │  │Организация переработки│
┌───────────────┴──────────┐   ┌───────┴───────────────┐   ┌────────┴─────────┐   │  │     переработки      │  │  │   ртутьсодержащих,    │
│Строительство полигона ТБО│   │   Выбор (по итогам    │   │   Организация    │   │  │   ртутьсодержащих,   │  │  │    биологических и    │
│и мусороперерабатывающего │   │ конкурса) управляющих │   │   переработки    │   │  │   биологических и    │  │  │  медицинских отходов  │
│  завода для г. Костромы  │   │компаний по переработке│   │ ртутьсодержащих, │   └──┤медицинских отходов на│  └──┤    на территориях     │
│      и Костромского      │   │ отходов производства  │   │  биологических   │      │территориях городских │     │остальных муниципальных│
│  муниципального района   │   │   и потребления на    │   │  и медицинских   │      │      округов и       │     │        районов        │
└────────────┬─────────────┘   │территории Костромской │   │    отходов в     │      │   соответствующих    │     └───────────────────────┘
             │                 │        области        │   │  г. Костроме и   │      │муниципальных районов │
             │                 └───────────┬───────────┘   │Костромском районе│      └──────────────────────┘
             │                             │               └────────┬─────────┘
          ┌──┴─────────────────────────────┴────────────────────────┴─┐
          │      Реализация областной целевой программы "Отходы"      │
          └───────────────────────────────────────────────────────────┘





Приложение № 2
к Концепции обращения с
отходами производства и
потребления в Костромской
области на 2010-2020 годы

ОБРАЗОВАНИЕ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
(тыс. тонн)

┌──────────────────────────────────────────┬──────────┬──────────┐
│               Наименование               │   2007   │   2008   │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│Всего:                                    │  845,9   │  811,3   │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│Из них по видам экономической             │          │          │
│деятельности:                             │          │          │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│Сельское хозяйство, охота и лесное        │  126,5   │  138,4   │
│хозяйство                                 │          │          │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│Добыча полезных ископаемых                │  0,002   │  0,002   │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│Обрабатывающие производства               │  648,2   │  613,8   │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│из них:                                   │          │          │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│производство пищевых продуктов, включая   │   41,4   │   20,3   │
│напитки, и табака                         │          │          │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│текстильное и швейное производство        │   4,8    │   2,4    │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│производство кожи, изделий из кожи и      │   1,0    │  0,0027  │
│производство обуви                        │          │          │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│обработка древесины и производство изделий│  459,5   │  468,5   │
│из дерева                                 │          │          │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│целлюлозно-бумажное производство;         │   3,4    │   1,9    │
│издательская и полиграфическая            │          │          │
│деятельность                              │          │          │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│химическое производство                   │   0,4    │   1,16   │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│производство прочих неметаллических       │   59,8   │   73,1   │
│минеральных продуктов                     │          │          │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│металлургическое производство и           │   2,9    │   2,9    │
│производство готовых металлических изделий│          │          │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│производство машин и оборудования         │   9,2    │   14,0   │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│производство транспортных средств и       │   63,5   │   44,3   │
│оборудования                              │          │          │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│Производство и распределение              │   38,1   │   17,1   │
│электроэнергии, газа и воды               │          │          │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│Строительство                             │   13,6   │   5,4    │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│Транспорт и связь                         │   4,0    │   3,9    │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│Прочие разделы видов                      │   5,1    │   5,0    │
│экономической деятельности                │          │          │
└──────────────────────────────────────────┴──────────┴──────────┘





Приложение № 3
к Концепции обращения с
отходами производства и
потребления в Костромской
области на 2010-2020 годы

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОБЕЗВРЕЖИВАНИЕ ОТХОДОВ
ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
(тыс. тонн)

┌──────────────────────────────────────────┬──────────┬──────────┐
│               Наименование               │   2007   │   2008   │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│Всего:                                    │  613,4   │  614,0   │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│Из них по видам экономической             │          │          │
│деятельности:                             │          │          │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│Сельское хозяйство, охота и лесное        │  107,6   │  105,6   │
│хозяйство                                 │          │          │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│Добыча полезных ископаемых                │  0,0004  │  0,0004  │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│Обрабатывающие производства               │  500,0   │  494,3   │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│из них:                                   │          │          │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│производство пищевых продуктов, включая   │   3,7    │   1,5    │
│напитки, и табака                         │          │          │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│текстильное и швейное производство        │   2,2    │   1,3    │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│производство кожи, изделий из кожи и      │  0,009   │  0,0027  │
│производство обуви                        │          │          │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│обработка древесины и производство изделий│  378,0   │  365,0   │
│из дерева                                 │          │          │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│целлюлозно-бумажное производство;         │   1,3    │   1,3    │
│издательская и полиграфическая            │          │          │
│деятельность                              │          │          │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│химическое производство                   │   0,2    │   1,0    │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│производство прочих неметаллических       │   59,0   │   68,0   │
│минеральных продуктов                     │          │          │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│металлургическое производство и           │   0,1    │   2,7    │
│производство готовых металлических изделий│          │          │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│производство машин и оборудования         │   0,9    │   1,2    │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│производство транспортных средств и       │   37,3   │   36,8   │
│оборудования                              │          │          │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│Производство и распределение              │   15,5   │   15,9   │
│электроэнергии, газа и воды               │          │          │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│Строительство                             │   5,1    │   6,0    │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│Транспорт и связь                         │   1,2    │   2,0    │
├──────────────────────────────────────────┼──────────┼──────────┤
│Прочие разделы видов                      │   0,2    │   0,4    │
│экономической деятельности                │          │          │
└──────────────────────────────────────────┴──────────┴──────────┘



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru